Научная статья на тему 'Развитие нефтегазодобывающих регионов Сибири и Дальнего Востока: инновации и перспективы'

Развитие нефтегазодобывающих регионов Сибири и Дальнего Востока: инновации и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INNOVATIVE CLIMATE / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / OIL AND GAS EXTRACTION COMPLEX / ИННОВАЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РОССИИ / INNOVATIVE RATING OF RUSSIAN REGIONS / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / TERRITORIES OF SOCIAL AND ECONOMIC PRIORITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаркова Е.В.

В статье характеризуются центры добычи углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока (Иркутская область, Сахалинская область, Якутия), описываются особенности их инновационного развития. Проводится анализ взаимосвязи инновационного развития нефтегазодобывающих регионов и объемов добычи (экспорта) углеводородов. Делается вывод об эффективности мер стимулирования инновационного развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF OIL AND GAS EXTRACTION REGIONS OF SIBERIA AND FAR EAST: INNOVATIONS AND PERSPECTIVES

In this article we characterize mining centres of hydrocarbons in Eastern Siberia and Far East (Irkutsk region, Sakhalin region, Iakutia), describe peculiarities of their innovative development. We analyse interconnection between innovative development of oil and gas extraction regions and volumes of extraction (export) of hydrocarbons. We make conclusion about the measures effectiveness of stimulating the innovative development of regions.

Текст научной работы на тему «Развитие нефтегазодобывающих регионов Сибири и Дальнего Востока: инновации и перспективы»

Dobishevatv@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Dobysheva T.V., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12; е-mail: Dobishevatv@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 332.1

РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Е.В. Жаркова

В статье характеризуются центры добычи углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока (Иркутская область, Сахалинская область, Якутия), описываются особенности их инновационного развития. Проводится анализ взаимосвязи инновационного развития нефтегазодобывающих регионов и объемов добычи (экспорта) углеводородов. Делается вывод об эффективности мер стимулирования инновационного развития регионов.

Ключевые слова: инновационный климат; нефтегазодобывающий комплекс; инновационный рейтинг регионов России; территории опережающего социально-экономического развития.

DEVELOPMENT OF OIL AND GAS EXTRACTION REGIONS OF SIBERIA AND FAR

EAST: INNOVATIONS AND PERSPECTIVES

© E.V. Zharkova

In this article we characterize mining centres of hydrocarbons in Eastern Siberia and Far East (Irkutsk region, Sakhalin region, Iakutia), describe peculiarities of their innovative development. We analyse interconnection between innovative development of oil and gas extraction regions and volumes of extraction (export) of hydrocarbons. We make conclusion about the measures effectiveness of stimulating the innovative development of regions.

Key words: innovative climate; oil and gas extraction complex; innovative rating of Russian regions; territories of social and economic priority development.

В современном мире мировую экономику способны изменить масштабные поставки сжиженного природного газа (СПГ), доставка которого на разные континенты может объединить изолированные ранее азиатские рынки. В современной непростой экономической ситуации на функционирование нефтегазодобывающего комплекса России большее влияние стала оказывать деятельность небольших и средних компаний в восточных регионах страны, применяющих технологические и организационные инновации. Можно сказать, что эффективность новых технологий в сфере добычи и переработки полезных ископаемых оказалась гораздо выше, чем ожидалось. Поэтому достижимой целью российской экономики в условиях меняющегося мира является возможность увидеть и внедрить

технологические и институциональные инновации. Это означает, прежде всего, обеспечить технологический трансферт и приток технологий, которые, в свою очередь, способны преобразить энергетический сектор страны, по-новому определить поведение участников на рынках экспорта углеводородов в страны АТР [2]. По данным Министерства энергетики РФ, добыча нефти и газового конденсата в 2014 г. возросла на 0,7 % по сравнению с показателем предыдущего года и составила 526, 7 млн тонн, установив новый максимальный уровень после распада СССР. Объемы переработки в 2014 году увеличились на 5,2 %, по сравнению с предыдущим периодом отмечался рост переработки по всем категориям производителей: ВИНК, НПЗ, независимые производители. Увеличение объемов переработки 2013-2014 годов происходило из-за постепенного наращивания технологических мощностей, что стало результатом усилий по модернизации добывающих предприятий на всей территории страны. Влияние оказало и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов [3].

Таблица 1

Объемы добычи и переработки нефти и газового конденсата в России

(млн тонн)

2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Добыча 494,3 505,2 511,4 518,1 523,4 526,7

Переработка 235,9 248,8 256,5 265,4 274,5 288,9

Глубина переработки, (%) 71,8 71,0 70,6 71,1 71,6 72,4

Сохраняется положительная динамика добычи нефти на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока, прирост 2014 года по отношению к показателю 2013 года составил 6,6 %, что соответствует 24,2 млн тонн нефти и газового конденсата. Однако снижение цен на нефть на мировых торговых площадках вынуждает российские компании снижать показатели среднесуточной добычи. Это связано, прежде всего, с повышением эффективности самого процесса добычи, а также с условиями сбыта. Согласно официальному прогнозу, добыча в 2015 году сократится на 0,4 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и установится на уровне 525 млн тонн в годовом выражении.

Рис. 1. Добыча нефти на новых месторождениях России [3]

По мнению многих российских ученых, по социально-экономическим параметрам Россия является одной из развитых стран современного мира, однако ее экономика по-прежнему является неэффективной и требует серьезных преобразований. Прежде всего,

необходимо преобразовать топливно-энергетический сектор, что позволит более успешно конкурировать на мировом рынке углеводородов. По прогнозам Правительства РФ, поставки российской нефти в страны АТР в ближайшие 5 лет могут возрасти до 30 % от общего объема нефтяного экспорта страны, прежде всего, за счет объемов экспорта природного газа в Китай, Индию и Японию. Как утверждают японские участники проекта «Саха-лин-1», проекты Дальнего Востока будут конкурентоспособны даже на общем фоне перепроизводства сжиженного природного газа, спрос на российские углеводороды будет поддерживаться за счет перепрофилирования рынков электроэнергетики Японии и Китая, для которых важную роль будет играть российский СП1 .

В связи с этим актуальным выглядит вопрос: способны ли региональные центры нефтедобычи Сибири и Дальнего Востока обеспечить прирост добычи и возможного экспорта нефти и природного газа в восточном направлении, чтобы поддержать растущий спрос в странах АТР при условии внедрения инноваций в технологический цикл нефтяных компаний? Для ответа на поставленный вопрос нужно решить следующую задачу: каковы общие условия инновационной деятельности в добывающих регионах? Могут ли мелкие и средние региональные компании получить от органов власти поддержку наукоемкого производства? Кроме того, необходимо учитывать, что увеличение экспорта углеводородов подразумевает участие государства в создании соответствующей логистической и транспортной инфраструктуры, эффективных способов переработки и создании новых производств.

Оптимистично выглядит увеличение добычи нефти и газового конденсата в восточных регионах страны. Восточная Сибирь стала основным регионом, в котором, начиная с 2008 года, значительно увеличились темпы добычи углеводородов. На Дальнем Востоке лидирующие позиции по объемам добычи занимают месторождения проекта «Саха-лин-1». В Республике САХА (Якутии) добыча нефти и природного газа ведется на 34-х месторождениях, извлекаемые запасы нефти в регионе составляют 436,2 млн тонн, природного газа - 2542,7 млрд м3.

1200 1000 800 600 400 200 0

2015

2020

2025

год

2030

2035

Экспорт нефти всего:

Экспорт природного газа (млрд.куб.м.)

в т.ч. сырая нефть (млн.т.)

Рис. 2. Динамика экспорта российских энергоресурсов на период до 2035 года [8]

Согласно «Схеме развития центров добычи, переработки и транспорта нефти и газа в Восточной Сибири и Республике САХА (Якутии)» многокомпонентный газ с месторождений Иркутского и Якутского центров газодобычи по газопроводу «Сила Сибири» будет поступать на перерабатывающие мощности Амурского газоперерабатывающего завода, который станет крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире.

Таблица 2

Добыча нефти и газового конденсата в восточных нефтегазовых провинциях

(млн тонн)

Регион 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. (прогноз)

Иркутская обл. 1,6 3,3 6,6 9,7 11,4 13,2 14,5

Республика САХА (Якутия) 2,5 3,5 5,6 6,8 7,3 8,7 9,1

Сахалинская обл. 15,4 14,8 15,2 14,1 13,9 14,5 15,0

Деятельность региональных нефтегазодобывающих компаний подвержена влиянию факторов, особенных в каждом регионе страны. Однако можно выделить общие группы показателей, характеризующих инновационный климат областей, на территории которых ведется добыча и переработка. Основываясь на понятии инновационного климата регионов России, введенного в научный оборот И.М. Головой [1], для решения поставленной задачи проведем анализ научно-технического и социально-экономического потенциала восточных регионов страны и выделим следующие факторы инновационного развития добывающих регионов [9, 10]:

1) социально-экономические условия инновационной деятельности;

2) научно-технический потенциал;

3) характеристика инновационной деятельности;

4) качество инновационной политики региональной власти.

Социально-экономические условия инновационной деятельности объединяют показатели эффективности экономики региона, таких как производительность труда, обновление основных фондов, наличие человеческих ресурсов для инновационной деятельности. Финансовые и кадровые ресурсы, а также результативность научных исследований и разработок в нефтегазодобывающих регионах позволяют оценить его научно-технический потенциал. Характеристика инновационной деятельности подразумевает удельный вес организаций, занятых научно-исследовательской работой в экономике региона. Качество инновационной политики оказывает прямое влияние на инновационное развитие региона, его может характеризовать уровень проработанности нормативно-правовой базы, объем бюджетных расходов на науку и инновации. Эти и другие показатели нашли свое отражение в исследованиях «Высшей школы экономики» (г. Москва), опубликованных в рамках аналитического доклада «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» [5]. По его данным можно характеризовать инновационное развитие нефтегазодобывающих регионов - Сахалинской области, Республики САХА (Якутии), Иркутской области. Как видно на рис. 3, Иркутская область занимает лидирующее положение по большинству показателей и значительно опережает их по показателям среди исследуемых регионов.

Иркутская область входит в межрегиональную «Ассоциацию инновационных регионов России» (АИИР), благодаря чему сложившиеся на территории области модели научно-технического роста получают дополнительную государственную поддержку. В регионе функционируют 85 объектов инновационной инфраструктуры, инновационный сценарий развития Иркутской области принимается в качестве базового в «Концепции стратегии социально-экономического развития Иркутской области».

0,45 0,4 0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0

ги

Сводный Социально-

инновационный экономические индекс условия

инновационной деятельности

Научно- Инновационная Качество технический деятельность инновационной потенциал политики

□ Сахалинская обл. ■ Республика Саха (Якутия) □ Иркутская обл.

Рис. 3. Сравнительная характеристика инновационного развития нефтегазодобывающих регионов восточной части России [5; 6]

Инновационный рейтинг региона по данным АИИР в 2015 году составляет 0,410 единицы.

В Сахалинской области свою деятельность осуществляют 7 объектов инновационной инфраструктуры, технологические инновации внедряются в рамках шельфовых проектов, однако в целом недостаточное финансирование исследовательских разработок тормозит прогрессивное инновационное развитие региона. Вместе с тем ожидается, что затраты на научные исследования в сфере нефтегазодобывающего комплекса Сахалинской области до 2020 года будут возрастать до 10 % ежегодно.

Экономика региона имеет инвестиционно-индустриальный сценарий развития, основной задачей является привлечение инвестиций для снятия инфраструктурных ограничений. Область остро нуждается в технико-технологических и организационных инновациях для увеличения добычи и переработки углеводородов.

2013

2012

чд о

2010

2008

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6

значение индекса

□ инновационная деятельность □ качество инновационной политики

□ социально-экономические условия □ научно-технический потенциал

Рис. 4. Динамика рейтинга инновационного развития Иркутской области

2008-2013 гг. [6; 7]

В настоящее время основной инновационный потенциал региона формируется на основе нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Современным проектом с высокой долей научно-технической составляющей является строительство скважин с индивидуальным контролем притока нефти, газа и воды, что позволяет оптимизировать их работу. Инновационный рейтинг региона, по данным АИИР, в 2015 году составляет 0,330 единицы.

2013

2012

ч:

е

2010

2008

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4

значение индекса

□ инновационная деятельность □ качество инновационной политики

□ социально-экономические условия □ научно-технический потенциал

Рис. 5. Динамика рейтинга инновационного развития Сахалинской области

2008-2013 гг. [6; 7]

Инновационный рейтинг Якутии, по данным АИИР, в 2015 году составляет 0,300 единицы. На современном этапе целью инновационной политики властей региона является создание комплекса условий для активизации инновационной деятельности во всех отраслях промышленности. Этому способствует совершенствование республиканской нормативно-правовой базы для содействия в реализации наукоемких производств и технологических разработок в сфере нефтегазодобычи.

2013

2012

ч: 2

2010

2008

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6

значение индекса

□ инновационная деятельность □ качество инновационной политики

□ социально-экономические условия □ научно-технический потенциал

Рис. 6. Динамика рейтинга инновационного развития Республики САХА (Якутии)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008-2013 гг. [6, 7]

0,4 0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0

2011

2012 2013

год

2014

—Иркутская область

Сахалинская область —*—Республика САХА (Якутия)

Рис. 7. Сравнительная характеристика сводных индексов инновационного развития нефтегазодобывающих регионов восточной части России 2011-2014 гг. [5, 6]

Настоящее исследование можно дополнить методом экономико-математического анализа индексов инновационного развития центров нефтегазодобычи в Иркутской области, Сахалинской области и Республики САХА (Якутии) и показателей региональной добычи и экспорта углеводородов. Используем формулу Пирсона, которая используется для расчета коэффициента корреляции, таким образом, что если связь между признаками имеет линейный характер, она точно устанавливает тесноту этой связи:

R =

«Е ХгУг - (Е X )(Е У! )

!=1 1=1 I=1

V

^^ X )

! =1

(1)

«Е У2 -IIУ

. г=1 У

где хг и уг - независимые переменные. Точность исследования при использовании данной формулы определяется достаточно малой величиной У = 1 - 0,932 = 0,14, что гарантирует точный результат исследования. При выявлении связи (зависимости) между исследуемыми показателями была обнаружено:

1) наличие тесной взаимосвязи между объемами добычи нефти Иркутской области за период 2011-2014 гг. и показателями сводного инновационного индекса этого региона за тот же период:

R =

п П П

«Е ХгУг - (Е Хг )(Е У г )

!=1 !=1 !=1

V

-2

пЕх- -(Е х-) •

г =1

= 0,743

(2)

п

Iу- -IIУ

г =1

. г=1 У

2) отсутствие взаимосвязи между индексами инновационного развития и объемами добычи углеводородов в Сахалинской области и Республике САХА (Якутии).

В качестве выводов следует отметить, что обильная ресурсная база восточных регионов страны создает прекрасные возможности для их активного инновационного развития при условии создания соответствующей инфраструктуры и активной инновационной поддержки добывающих регионов. Территориальная удаленность, отсутствие или неразвитость транспортной, логистической и трубопроводной инфраструктуры, слабая обжи-тость в сочетании с тяжелыми природно-климатическими условиями сдерживают освое-

2

ние месторождений углеводородов. Объемы добычи в полной мере могут наращивать те региональные компании, на территории деятельности которых оказывается масштабная поддержка инновационной деятельности на всех уровнях власти.

Одним из современных проектов развития экономики регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, поддержки их научно-технического потенциала и создания возможностей инновационного развития является возможность формирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОРов), на которых устанавливается особый правовой режим предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвесторов и трансферта технологий. Федеральный закон о ТОРах не регламентирует их количество, оно должно расширяться в соответствии с новыми инвестиционными интересами в восточных регионах страны. В настоящий момент выделяются 9 базовых площадок на Дальнем Востоке для создания ТОРов разной экономической направленности: промышленной, транспортно-логистической, нефтедобывающей, перерабатывающей и др. Однако для успешного функционирования ТОРов необходима подготовка инженерной инфраструктуры, а в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране в настоящее время возможно замедление темпов реализации этих масштабных проектов [4].

Статья поступила 09.11.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голова И.М. Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 28.10.2008 / И.М. Голова. Екатеринбург : Институт экономики УРО РАН, 2008. 48 с.

2. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. Вып.10. С. 5-29.

3. Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Нефтяной комплекс: [сайт]. [2015]. URL: http://www.minenergo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2015 г.).

4. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 // Рос. Газ. 2014. 31 дек.

5. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Под ред. Л.М. Гохберга. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2015. Вып. 3. 248 с.

6. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / под ред. Л.М. Гохберга. М. : Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики», 2014. Вып. 2. 88 с.

7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации : Аналитический доклад / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2012. 104 с.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

9. Суховей А.Ф., Голова И.М. Проблемы формирования благоприятного инновационного климата регионов РФ // Экономика региона. 2007. Вып. 4. С. 85-100.

10. Суховей А.Ф., Голова И.М. Проблемы активизации инновационной деятельности в контексте формирования региональных инновационных систем // Экономика региона. 2007. Вып. 3. С.111-121.

Информация об авторе

Жаркова Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и торговой политики Международного института экономики и лингвистики, тел. : 89025616014, e-mail: zharkovae@yandex.ru, Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.

Information about the author

Zharkova E.V., candidate of economical sciences, associate professor of economics and trade politics of International institute of economics and linguistics, tel.: 89025616014, e-mail: zharkovae@yandex.ru, Irkutsk State University, 1 K. Marks St., Irkutsk, 664003, Russia.

УДК 69

АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТИЦИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ДОКУМЕНТОВ

© К.А. Комаров, Я.А. Федорова

В статье рассматриваются вопросы подготовки документации для получения разрешения на строительство с учетом требований федеральных и муниципальных документов; регулирования строительной деятельности в целом, а так же в субъектах РФ (на примере Иркутской области). Расписан порядок оформления документов на новое строительство. Проанализирован весь процесс получения документации, федеральные законы, нормы и правила, затрагивающие этот процесс.

Ключевые слова: разрешительная документация; строительство; законодательство; субъект РФ; Иркутская область; регулирование строительной деятельности.

ANALYSES OF REAL CONDITION, ORDER OF PREPARING DOCUMENTS TO GET THE PERMISSION TO BUILD, TAKING INTO ACCOUNT THE DEMANDS OF FEDERAL AND MUNICIPAL DOCUMENTS

© K.A. Komarov, Ia.A. Fedorova

In this article we consider building documents. The way of regulation of building activity in general and in the subjects of RF. The article is presented at the example of Irkutsk region. We presented the order of execution of paper work for the new building process. We analysed the whole process of getting the documents, federal laws, norms and rules which tackle this process.

Key words: permission documents; development; legislation; subject of RF; Irkutsk region; regulation of building activity.

Для строительства зданий и сооружений необходимо иметь на руках разрешительные документы, дающие право возводить любые объекты капитального строительства. Получить их можно в органах местного самоуправления. Многие представители строительных структур плохо ориентируются в нюансах российского законодательства, решают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.