УДК 37
Просандеева А.С.
преподаватель ОД кафедры «Математика, информатика и ИКТ» Санкт-Петербургский кадетский корпус Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ (г. Санкт-Петербург, Россия)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЕТА, ИСПОЛЬЗУЯ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Аннотация: в статье рассматриваются игры, способствующие повышению качества устного счета в 5-6 классах.
Ключевые слова: устный счет, игры, дети.
Устный счет - это важный навык, который помогает быстро и эффективно решать задачи на уроках математики. Развитие этого навыка не только улучшает математическую грамотность, но поддерживает общее когнитивное развитие. Один из способов повышения скорости и качества устного счета - использование настольных игр. В этой статье мы приведем примеры игр, с помощью которых у воспитанниц был улучшен навык устного счета.
Работа над счетом с помощью настольных игр имеет ряд преимуществ. Во- первых, вовлеченность, ведь игра предполагает активное участие всех игроков, что делает процесс обучения более динамичным и интересным, снижается уровень стресса и повышает мотивацию. Во-вторых, развивает социальный навык. Играя, ученики учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать стратегии и принимать решения в команде. Это является важной частью личностного развития. В-третьих, развивает критическое мышление, так как большинство настольных игр требует от игроков анализировать ситуацию, планировать свои действия и предвидеть ходы соперника.
Традиционной проблемой перехода обучающихся в среднюю школу является плохо развитый вычислительный аппарат у большого количества учеников. Ситуация усугубляется тем, что в период с 2020 по 2022 год большая часть учеников находилась на дистанционном обучении. На уроках мы отрабатывали приемы и методы рационального счета, но этого было недостаточно, тогда во внеурочной деятельности был организован клуб «Не игры», где воспитанницы в неформальной обстановке играли по 20 минут в день в следующие игры: «Веселая арифметика», «Хлоп-счет», «Мемори: математика».
Рис. 1. Веселая арифметика. Рис. 2. Мемори. Рис.3. Хлоп-счет.
Суть игры «Веселая арифметика» очень проста: необходимо переворачивать карточку, выкладывать ее перед собой и выполнять действия указанные на ней. Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее ученик начинает считать самые простые примеры, действия с которыми являются основой любого сложного вычисления.
Далее мы переходили к игре «Хлоп-счет». В этой игре у всех игроков равное количество карточек вначале тура, необходимо быстрее избавиться от своих карточек, при этом не получить чужие. Все выкладывают по очереди карточку перед собой и вычисляют пример на ней. Все примеры подобраны так, что требуют обращать внимания на порядок действия, а также прорабатывают не удобные вычисления, в которых воспитанницы совершают наибольшее количество ошибок. Когда карточка выложена и ответ посчитан, важно найти такой же ответ у соперников и хлопнуть, таким образом ты отдашь карточку
тому, кто считал медленнее или невнимательнее. Тот кто в процессе игры ошибается и хлопает, а совпадений быть не может, забирает все открытые карточки себе.
И последняя игра использовалась для 7-10 классов, с воспитанницами, у которых были трудности в запоминании формул сокращенного умножения, свойств логарифма и так далее. Выкладывается поле 5х5 из карточек перевернутыми рубашкой вверх, за ход можно перевернуть две карточки и если они совпадут оставить открытыми и забрать себе, если нет, вернуть в исходное положение. Игра заканчивается, когда не осталось ни одной карточки на поле, выиграет тот, у кого больше карточек.
Все игры, приведенные выше, были апробированы на практике и позволили воспитанницам увереннее чувствовать себя в устном счете, развили их скорость и понимание материала на уроке. Многим было мало 20 минут каждый день и они забирали игры с собой, играли дома или на переменах. Продолжительность данных внеурочных занятий была скорректирована индивидуально для каждой воспитанницы, но результат закрепляется и проносится сквозь года. Наблюдая за воспитанницами, можно с уверенностью сказать, что те кто учились на играх, уверенно чувствуют себя на уроках алгебры и геометрии и имеют минимальные проблемы с устным счетом.
Развитие навыка устного счета через настольные игры - это увлекательный и эффективный способ, который приносит радость и пользу. Настольные игры способствуют развитию математических навыков, критическому мышлению и социальному взаимодействию. Включив их в образовательный процесс, мы делаем обучение эффективным и разнообразным. Игра - это не только способ развлечения, но и мощный инструмент для освоения знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Смыкалова Е.В., Устный счет в таблицах. 5-6 класс, 2019;
2. Смыкалова Е.В., Тренировка памяти и внимания на уроках математики 56 классы, 2020;
3. Гик Е.Я., Три игры. Домино, морской бой, крестики-нолики, 2016
Prosandeeva A.S.
St. Petersburg Cadet Corps (St. Petersburg, Russia)
DEVELOPMENT OF ORAL NUMERACY SKILLS, USING BOARD GAMES
Abstract: the article discusses games that contribute to improving the quality of oral counting in grades 5-6.
Keywords: oral counting, games, children.