Научная статья на тему 'Развитие навыков толерантного поведения на основе технологии blended-learning в условиях образовательной миграции'

Развитие навыков толерантного поведения на основе технологии blended-learning в условиях образовательной миграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
tolerance / intercultural communication / academic environment / adaptation / ITtechnologies
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of extending tolerant behavior skills in foreign (English) language classes. The relevance of the presented subject is due to the necessity of interaction of numerous cultures representatives in the educational (academic) environment. At present, there are large flows of academic migration for the purpose of studying or working in various universities around the world. However, staying and studying in another country requires both academic and intercultural communication skills, adaptation to traditions, climate and other factors of the new environment. In our research we identify the main problems of adaptation and propose the technology of blended-learning, combining both traditional teaching methods and IT technologies contributing not only to learning a foreign language but also extending tolerance skills in interaction with representatives of other cultures.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков толерантного поведения на основе технологии blended-learning в условиях образовательной миграции»

Куприна Тамара Владимировна, кандидат пед. наук, доцент,

Бекетова Анна, старший преподаватель, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ BLENDED-LEARNING В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

МИГРАЦИИ

Abstract

The article deals with the problems of extending tolerant behavior skills in foreign (English) language classes. The relevance of the presented subject is due to the necessity of interaction of numerous cultures representatives in the educational (academic) environment. At present, there are large flows of academic migration for the purpose of studying or working in various universities around the world. However, staying and studying in another country requires both academic and intercultural communication skills, adaptation to traditions, climate and other factors of the new environment. In our research we identify the main problems of adaptation and propose the technology of blended-learning, combining both traditional teaching methods and IT technologies contributing not only to learning a foreign language but also extending tolerance skills in interaction with representatives of other cultures.

Keywords: tolerance, intercultural communication, academic environment, adaptation, IT-technologies

В современном глобальном мире все большее значение приобретают международные миграционные потоки, представляющие собой сложное и многоаспектное явление. Они имеют множество характеристик и различных направлений, одним из которых является образовательная миграция, связанная с интернационализацией образования и востребованностью высокопрофессиональных кадров. По сути, образовательная миграция представляет собой интеллектуальный глобальный капитал как отдельного общества, так и страновых объединений в целом [4, c. 485].

С другой стороны, одной из сложных проблем является сложившаяся демографическая ситуация, обусловившая сокращение количества выпускников средних школ. Сегодня система образования должна ответить на вопрос: что делать в ситуации демографического сжатия и как поднять количество абитуриентов, являющихся в дальнейшем высокообразованным человеческим потенциалом страны.

В целом, концепцию человеческого потенциала можно рассматривать как расширение возможностей человека через образование, которые в дальнейшем реализуются в других видах деятельности. Однако данный вид миграции имеет и ряд проблем, что требует дальнейших исследований и разработки программ адаптации [5, с.91].

Следовательно, пути решения проблем миграции и демографии находятся на уровне их совместного решения. Своевременная и качественная подготовка детей мигрантов в системе школьного образования, с одновременной мотивацией для поступления в российские вузы, является полноценной платформой для увеличения количества и качества абитуриентов, которые в дальнейшем могут стать высококвалифицированным человеческим капиталом, адаптированными к российским условиям жизни.

В то же время, учитывая стремление российских вузом к сотрудничеству с зарубежными вузами и российских выпускников к продолжению обучения в других странах, а также стремление представителей этих стран к обучению в России, необходимо исследовать возможности и проблемы образовательной миграции.

Среди наиболее актуальных проблем необходимо отметить языковой и социокультурный барьеры, мешающие успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности. Сложность включения в иную культурную среду, тяжело дающееся многим освоение русского языка, отсутствие представлений о нормах и базовых ценностях культуры российского общества, незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения, трудности коммуникации в ученическом коллективе и с педагогическим персоналом, нелегко решаемые вопросы освоения учебного материала - основные проблемы, с которыми сталкиваются дети мигрантов [3, с. 80].

По данным наших исследований, с такими же проблемами могут сталкиваться и студенты вузов, все чаще выбирающих обучение в других странах.

При анализе функциональных особенностей гуманитаризации технического образования, а также педагогических условий, необходимых для достижения целей гуманитаризации нами было выявлено, что конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от овладения им будущей специальностью, но и от его разносторонней гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности.

Следовательно, важным моментом адаптации и усвоения соответствующих поведенческих паттернов является необходимость обучения их соблюдению в определенной социальной системе.

Кроме того, в настоящее время совершенно необязательно перемещаться в другую страну, т.к. предпринимаются меры по расширению доступности виртуальных образовательных платформ и технологических средств. Во многих российских высших учебных заведениях начинают разрабатываться специальные методики, создаются и внедряются специализированные учебные материалы (интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы).

Таким образом, можно сделать вывод о правомерности сочетания в рамках высшего профессионального образования личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие социально-значимых качеств (при ведущей роли предметов гуманитарного цикла), и современных информационно-коммуникационных технологий, без которых жизнь в современном мире уже не представляется возможной.

В данном случае особенно подчеркивается роль преподавателя, заключающаяся в создании условий, способствующих личностному развитию, в основе которого лежит осознание собственной уникальности и исключительности, понимание необходимости самосовершенствования, а также стремление к активному участию в жизни общества.

На наш взгляд, критериями оценки профессиональной компетентности преподавателя является действенность организации благоприятного пространства совместной деятельности, в котором осуществляется объединение межкультурного, социального, собственно образовательного и личностного, посредством создания психологически комфортной образовательной среды, создающей условия продуктивного освоения знаний, а также эффективность формирования определенных знаний, умений, навыков за счет раскрытия индивидуальных особенностей студентов [1] .

Для создания электронного курса преподаватель должен иметь представление не только о предметной области, но также быть хорошо информированным о возможностях информационных технологий, а также знать какими средствами компьютерной поддержки достигается тот или иной дидактический прием.

Следовательно, с целью максимально эффективного использования особенностей мышления современного молодого поколения необходимо в стенах учебных заведений высшего профессионального образования особое внимание уделять поощрению и стимулированию создания и внедрения в образовательное пространство учебных материалов, в основе которых лежат все преимущества информационно-коммуникационных технологий. Причем, в создании подобных образовательных ресурсов могут и, на наш взгляд, должны принимать участие не только преподаватели, но и сами обучающиеся. Таким образом, на протяжении всего периода обучения происходит самоорганизация студенческой аудитории с целью создания собственного контента и усвоения не только специальных, но и социально-значимых компетенций, необходимых для адаптации в новой межкультурной среде.

По результатам теоретического исследования нами была составлена программа экспериментальной работы, направленной на развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов телекоммуникационных специальностей на занятиях по иностранному языку на основе смешенного обучения (blended learning) [1].

Для повышения качества обучения в высшем учебном заведении мы предлагаем использовать аудиотехнологии, к одним из которых относится подкастинг. Слово podcasting произошло от названия плеера iPod и слова broadcasting (широковещание). Таким образом, подкастинг - это способ вещания, предназначенный для прослушивания на компьютере или плеере, представленный в виде небольшой аудио-программы (подкаста),

461

поддерживающей формат mp3. Подкасты длятся в среднем от трех до пятнадцати минут.

Неоспоримым преимуществом подкастов является и то, что, скачав свежий выпуск, его можно прослушать в удобное время в удобной обстановке. В данной работе мы признаем преимущества подкастов для обучения, прослушивание которых является эффективным средством развития навыков аудирования, говорения и пополнения словарного запаса, поскольку аудио-файл может сопровождаться текстом с выделением слов и выражений, трудных для восприятия слушающего или на которых необходимо сделать акцент.

Опытное обучение по развитию межкультурной коммуникативной толерантности студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык» основано на работе с подкастами, созданными преподавателем и студентами в рамках следующих тем:

- Толерантность и уважение (Tolerance and Respect);

- Характер и вкусы (Characters and Tastes);

- Взгляды и поведение (Thoughts and Behavior);

- Общение и взаимодействие (Communication and Interaction);

- Профессиональное поведение (Professional Behavior);

- Работа на международном уровне (Working in International Business);

- Обучение (Learning).

Данные темы тщательно разработаны с целью эффективности развития следующих компонентов коммуникативной толерантности студентов: наличие глубинных знаний о сущностных и содержательных характеристиках толерантности; знание собственных прав и уважение себя как личности; осознание права любого человека быть другим и иметь собственные взгляды и убеждения; знание особенностей ведения равноправного диалога и выраженное стремление к такому диалогу; владение навыками толерантного межличностного взаимодействия; осознание прав людей других национальностей, уважительное отношение к ним и выраженное стремление к диалогу культур; сформированность личного однозначного отношения к понятию толерантность; признание себя толерантной личностью; проявление неосознанной реакции, когда по поводу различий между особенностями своей личности и личности собеседника не возникает негативных переживаний.

По итогам экспериментального обучения был создан учебный практикум «Five Lessons for Developing Tolerance» (Пять уроков развития толерантности, 2016) [2], который одобрен и рецензирован высшими учебными заведениями Армении, Венгрии, России, Словакии и Хорватии в качестве учебно-методической разработки, направленной на развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов на занятиях по иностранному (английскому) языку. Кроме того, практикум получил положительную оценку Ученого Совета Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета (Екатеринбург, Россия) за конкретные научно-прикладные результаты исследования. Авторы данной учебно-методической разработки также получили признание и поощрение Ученого Совета за значимый личный вклад в развитие науки и образования университета.

Таким образом, нами было доказано, что гуманитарные дисциплины, в частности, иностранные языки, могут служить достаточной платформой для развития социально-значимых качеств личности и адаптации в новой межкультурной среде. Перспективными направлениями последующих исследований могут стать: использование разработанного учебного практикума «Five Lessons for Developing Tolerance» (Пять уроков развития толерантности) в качестве дополнительного блока заданий и упражнений по дисциплине «Иностранный язык» с целью дальнейшего развития межкультурной коммуникативной толерантности студентов всех уровней и направлений обучения; разработка и реализация программы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, также ориентированной на развитие межкультурной коммуникативной толерантности.

Список литературы

1. Бекетова А.П. Формирование межкультурной коммуникативной толерантности студентов телекоммуникационных специальностей в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... к-та пед.наук. Екатеринбург, 2018. 24 с.

2. Бекетова А.П., Куприна Т.В. Five lessons for developing tolerance = Пять уроков развития толерантности: практикум. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 168 с.

3. Зборовский Г.Е., Щуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. 2013. №2. C.80-91.

4. Kuprina, T.V., Kultan, J., Kozik, T., Minasyan, S.M. Meaningfulness of Academic Migrants' Education, Its Assessment and Modeling on IT-based Technologies // Economy of Region. 2016. Vol. 12, No 2. P. 485-498.

5. Sergeeva L.V. Academic Mobility as Expansion Factor of Migration Flows // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Vol.7, Issue 1. P.88-92

Acknowledgments

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ №16-02-00164 «Научно-методический инструментарий измерения, оценки и управления факторами социально-экономического неравенства в системе воспроизводства трудового потенциала регионов России»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.