Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / НАРРАТИВ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ощепкова Екатерина Сергеевна, Бухаленкова Дарья Алексеевна, Веракса Александр Николаевич

Речевое развитие является, несомненно, одной из важнейших задач дошкольного обучения. Уровень развития речевых навыков во многом показывает готовность ребенка к школе. При этом в большинстве учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников предполагается развивать фонематический слух, фонемный анализ, словарный запас и грамматические навыки ребенка, тогда как навыку составления целостного рассказа уделяется недостаточно внимания.Нельзя забывать, что целью развития речевых навыков является умение ребенка вести диалог и строить монологическое высказывание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ощепкова Екатерина Сергеевна, Бухаленкова Дарья Алексеевна, Веракса Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ»

тезисы;;;;;;:

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

V* ОНЛАЙН, ь JjC^^ ФОРМАТ ^

ЕССЕ 2020

— Развитие навыков составления рассказа у дошкольников

ОЩЕПКОВА Екатерина Сергеевна

Организация: ФГБУН «Институт языкознания Российской Академии наук»

Регион: Россия, Москва

БУХАЛЕНКОВА Дарья Алексеевна

Организация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Регион: Россия, Москва

ВЕРАКСА Александр Николаевич

Организация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Регион: Россия, Москва Ключевые слова: развитие речи, нарратив, связная речь.

Речевое развитие является, несомненно, одной из важнейших задач дошкольного обучения. Уровень развития речевых навыков во многом показывает готовность ребенка к школе. При этом в большинстве учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников предполагается развивать фонематический слух, фонемный анализ, словарный запас и грамматические навыки ребенка, тогда как навыку составления целостного рассказа уделяется недостаточно внимания.Нельзя забывать, что целью развития речевых навыков является умение ребенка вести диалог и строить монологическое высказывание.

Для оценки созданных ребенком рассказов (или нарративов) необходимо использовать как частные критерии, характеризующие микроструктуру текста (лексические и грамматические ошибки), так и критерии, применимые только ко всему тексту (его макроструктуре), а именно оценка связности и цельности нарратива (Bermanet al., 1994; Ovchinnikova, 2005; Van Dijk, 1978).

Для развития устной связной речи дошкольников важнейшим методическим инструментом являются серии красочных картинок, изображающих некую ситуацию (например, книга-альбом Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Основываясь на данные нейропсихологии и психолингвистики о развитии нарративов у детей, методическая и коррекционная работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста должна опираться на следующие принципы (Ахути-на, 2012; Цейтлин, 2000). Во-первых, при создании историй ребенок идет от целого к деталям: сначала он обозначает главное, что произошло в истории по картинкам (важно убедиться, что он ее правильно понял), а потом учится составлять историю, в которой герой ставил бы перед собой цель, предпринимал какие-то действия и по-

тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020

лучал определенный результат (Van Dijk, 1978). Во-вторых, при обучении составлению рассказа детям сначала нужна дополнительная опора в виде картинок (Глоз-ман, 2012). Повествование развивается у ребенка раньше, чем описание (Корнев, 2006), поэтому важно выбирать не предметные, а сюжетные картинки. В-третьих, стоит начинать развивать связную речь ребенка с личных нарративов, основанных на личном опыте ребенка, а потом можно переходить к выдуманным историям (Ушакова, 2014). В-четвертых, необходимо просить родителей постоянно общаться с детьми и поощрять их рассказы о том, что с ними случилось, и не заменять живое общение развивающими играми и занятиями.

Таким образом, в работе с дошкольниками важно уделять особое внимание развитию умения составления рассказов, которое должно сначала строиться с опорой на серию картинок, и только потом возможен переход к созданию придуманных историй, опираясь уже на интериоризованный ребенком план.

Работа выполнена при поддержке проекта РФФИ №17-29-09112.

Список литературы:

1. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

2. Плозман Ж. м. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. - М.: Смысл, 2012. — 264 с.

3. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.

4. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном возрасте. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 288 с.

5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Berman, R. A., Slobin, D. I., Stromqvist, S., Verhoeven, L.Th. Relating events in narrative in 2 volums. — Hillsdale, N. J.: L. Erlbaum Associates, 1994.

7. Ovchinnikova I. Variety of children's narratives as the reflection of individual differences in mental development // Psychology of Language and Communication. 2005. Vol. 9, № 1. P. 29-53.

8. Van Dijk T. Semantic Macro-Structures and Knowledge Frames in Discourse Comprehension // Cognitive Processes in Comprehension /Just M. A., Carpenter P. A. : Taylor & Francis, 1978. — P. 3-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.