ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL
УДК/UDC 378
DOI 10.54509/22203036_2024_3_57 EDN KFABHX
Бужинская Надежда Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил
Васева Елена Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социальнопедагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил
Buzhinskaya Nadezhda V.
Candidate of Pedagogy Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Information Technology and Physics and Mathematics Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil
Vaseva Elena S.
Candidate of Pedagogy Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Information Technology and Physics and Mathematics Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
DEVELOPMENT OF STUDENTS' SELF-ORGANIZING SKILLS IN THE PROCESS OF PLANNING AND CARRYING OUT EVENTS
Аннотация. Успешность обучения студентов в высшем учебном заведении, возможность саморазвития и самореализации в их будущей профессиональной деятельности во многом определяется сформирован-ностью способности к самоорганизации. Способность
к самоорганизации включает совокупность качеств личности, проявляющихся в потребности грамотно планировать свою деятельность для достижения поставленной цели. В качестве способа создания условий для развития способности к самоорганизации может высту-
пать привлечение студентов в качестве организаторов к планированию, подготовке и проведению мероприятий. Целью исследования являлось выявление условий развития способности студентов к самоорганизации в процессе планирования и проведения мероприятий.
В статье рассматриваются практические вопросы развития навыков самоорганизации студентов на примере планирования и проведения онлайн-конференции «Обмен опытом в ИТ-сфере между Россией и Казахстаном» в феврале 2024 г. на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
Выделяются этапы организации и проведения мероприятия, для каждого этапа определены и обоснованы виды деятельности, способствующие развитию способности к самоорганизации: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция деятельности, рефлексия. Представлены методические указания по организации каждого этапа деятельности студентов по планированию, организации и проведению мероприятия. Сделан вывод, что создание условий для формирования способности студентов к самоорганизации предполагает выполнение ряда требований, которые сформулированы в исследовании. Представлены результаты исследования влияния опыта привлечения студентов к планированию и проведению мероприятий на уровень сформированности навыков самоорганизации.
Abstract. The success of teaching students in a higher educational institution, the possibility of self-development and self-realization in their future professional activities is largely determined by the formation of the ability to self-organize. The ability to self-organize includes a set of personality traits, manifested in the need to competently plan their activities to achieve the goal. As a way to create conditions for the development of the ability to self-organization, it can be the involvement of students as organizers in planning, preparing and holding events. The purpose of the study was to identify the conditions for the development of students' ability to self-organize in the process of planning and conducting events.
The article discusses the practical issues of developing students' self-organization skills on the example of planning and holding an online conference "Exchange of experience in the IT field between Russia and Kazakhstan" in February 2024 on the basis of the Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University.
The stages of organizing and holding an event are identified, for each stage the types of activities that contribute to the development of the ability to self-organization are iden-
tified and justified: goal-setting, situation analysis, planning, self-control, correction of activities, reflection. Guidelines for organizing each stage of students' activities in planning, organizing and holding an event are presented. It is concluded that the creation of conditions for the formation of students' ability to self-organization involves the fulfillment of a number of requirements that are formulated in the study. The results of a study of the influence of the experience of involving students in planning and conducting events on the level of formation of self-organization skills are presented.
Ключевые слова: самоорганизация, мероприятие, конференция, целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция деятельности, рефлексия.
Keywords: self-organization, event, conference, goal setting, situation analysis, planning, self-control, activity correction, reflection.
Введение
Обучение в вузе, в отличие от обучения в школе, уже не в той степени контролируется родителями, педагогами, администрацией образовательного учреждения. Конечно, обучение в вузе сопровождается проведением промежуточной аттестации, полусеместровыми аттестациями, но они имеют периодический характер, поэтому студент вынужден быть самостоятельным, уметь планировать свою деятельность, принимать решения, критически оценивать результат своей деятельности. Успешность обучения студента в высшем учебном заведении во многом определяется его способностью к самоорганизации [1; 2].
В основе самоорганизованности как качества личности лежат не только знаниевые и деятельност-ные характеристики, но и волевые и оценочные [3-5]. Самоорганизованность включает виды деятельности, такие как соответствующий анализ ситуации, адекватное целеполагание, обоснованное планирование, самоконтроль, коррекция своей деятельности в зависимости от изменяющихся условий. Способность к обозначенным видам деятельности является необходимым условием профессионального саморазвития и самореализации.
Целью исследования являлось выявление условий развития способности студента к самоорганизации в процессе планирования и проведения мероприятий.
Методология
Описание оригинального принципа самоорганизации можно встретить в трудах У. Р. Эшби. Он связывал самоорганизацию в системе с понятием «хаос»
и утверждал, что в любой системе существует оптимальный объем хаоса, при котором она будет эффективно развиваться. Самоорганизация означает установление согласованности и порядка за счет взаимодействия всех ее компонентов [6; 7].
В отечественной литературе вопросам самоорганизации посвящены исследования П. К. Анохина, Н. А. Берштейна, Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, А. Д. Ишкова, О. Н. Логиновой и др.
В исследовании П. К. Анохина самоорганизация рассматривается в контексте взаимодействия личности как единого организма с окружающей средой [8].
По мнению В. И. Андреева, самоорганизация связана с четким планированием своей деятельности, причем на долгое время. Эта способность позволяет человеку рационально относиться к своему времени [9].
Н. А. Афанасьева понимает под самоорганизацией «совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке» [10].
Отметим, что в современных исследованиях понятие «самоорганизация» трактуется весьма неоднозначно. В исследовании О. Б. Рыжковой утверждается, что самоорганизация представляет собой важное качество личности, которое влияет на умение обучающихся не только самостоятельно ставить перед собой цели, но и эффективно планировать свою работу, отделять важные дела от второстепенных. Подобная деятельность характеризуется целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Работа выполняется в установленные сроки, планомерно, в удобном и оптимальном темпе [11].
Ю. С. Давыдочкина и М. В. Сафонова под самоорганизацией понимают часть учебного процесса и считают, что каждый обучающийся должен быть знаком с техниками самоорганизации своего трудового времени [12].
И. А. Разуменко считает, что самоорганизация поможет обучающемуся ориентироваться в огромных потоках информации, которые в последнее время доступны каждому в условиях развития Интернета. Автор показывает, что формирование навыков самоорганизации возможно в том случае, если перед студентами четко формулируются цели и задачи, определяется объем работы и приводятся критерии оценивания результатов его деятельности. При этом важно на каждом этапе осуществлять контроль за работой студента и информировать его о полученных результатах [13].
В исследовании Е. С. Кашиной утверждается, что навыки самоорганизации развиваются только при непосредственном контроле со стороны учителя,
наставника, преподавателя. Систематический контроль оказывает воспитательное воздействие на каждого обучающегося [14]. Т. Б. Крюкова считает, что важным условием для развития способности личности к самоорганизации является не только формирование у обучающихся системы знаний об эффективных способах организации и управления собственным временем с учетом индивидуальных способностей, но и включение рефлексивно-оценочной деятельности как обязательного этапа в процесс проведения мероприятий [15].
В. С. Третьякова и М. А. Маханек показывают, что самоорганизация - это мобилизация ресурсов личности, реализация которых позволяет продуктивно решать задачи [16].
Таким образом, изучение и анализ исследований показали, что все авторы отмечают важность самоорганизации как способности личности в решении учебных задач и профессиональном становлении личности. В данном исследовании под самоорганизацией мы будем понимать совокупность качеств личности, проявляющихся в потребности грамотно планировать свою деятельность для достижения поставленной цели, решать задачи, предопределяющие цель, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Наличие у личности навыков самоорганизации способствует акцентированию внимания личности на важных аспектах выполняемой ей деятельности с учетом установленных сроков. Подводя итог, можно выделить несколько компонентов деятельности личности, направленных на развитие способности самоорганизации:
- целеполагание. Является системообразующим фактором осознанной деятельности личности. По мнению Л. М. Попова и И. А. Дмитриевой, процесс целепола-гания является основой для организации учебной деятельности студентов [17]. Целеполагание предполагает выбор предпочтительных целей среди ряда поставленных [18; 19]. Умение организовать себя на достижение предпочтительных целей и лежит в основе самоорганизации. В процессе организации учебной деятельности важно соотносить общезначимые цели с личными целями студента;
- анализ ситуации. Деятельность личности, направленная на анализ условий достижения цели. По мнению Е. А. Сергеевой, именно анализ ситуации позволяет осознать трудности в достижении цели, выделить резервные ресурсы на их преодоление в последующем планировании [20];
- планирование. Составление поэтапного плана действий, ведущих к достижению цели. План действий должен включить сроки решения задач, результаты, которые должны быть получены. Особенностью организа-
ции планирования в процессе реализации проектов студентами является необходимость сопоставления сроков с контрольными датами учебного плана, оценивания промежуточных итогов работы [21];
- самоконтроль в процессе решения задач. Вид деятельности, который осуществляется уже непосредственно в процессе решения задач, направлен на сопоставление полученных и ожидаемых результатов, является основанием для осуществления коррекции деятельности;
- коррекция деятельности. Предполагает внесение исправлений в план работы уже в процессе решения задач;
- рефлексия. Деятельность, направленная на фиксацию и анализ полученных результатов, сопоставление с целью, самооценку проделанной работы, понимание и систематизацию приобретенного опыта. В данном случае рефлексия выступает как отдельный структур-
ный компонент, но вместе с тем присутствует и в процессе планирования, самоконтроля и коррекции деятельности. О. Н. Логвинова отмечает, что именно рефлексия является механизмом формирования самоорганизации учебной деятельности и рефлексией должны сопровождаться все этапы процесса самоорганизации [22]. Результаты рефлексии являются основанием для последующих действий, стремлений к самоорганизации познавательной деятельности, волевых усилий.
Процесс планирования, организации и проведения онлайн-мероприятий позволяет создать условия для осуществления всех обозначенных видов деятельности студентами.
Результаты
Соотношение основных компонентов самоорганизации студентов с этапами подготовки и проведения мероприятий в ИТ-сфере представлено в таблице 1.
Название этапа Содержание этапа Навыки самоорганизации
Предварительная работа и анализ требований Определяются цели и задачи мероприятия, формируется состав организационного комитета и определяется количество участников, устанавливаются необходимые контакты с коллегами из других образовательных учреждений и обсуждаются организационные условия Целеполагание: навыки определения и следования цели. Анализ ситуации: навыки анализа обстоятельств, необходимых для достижения цели
Планирование мероприятия Выбираются формы проведения и определяется способ связи, который зависит от уровня оснащения в данных образовательных учреждениях, а также утвержденного списка программного и аппаратного обеспечения. Обговаривается план мероприятия и составляется регламент, который будет устраивать обе стороны. Оформляются и подписываются необходимые документы Планирование: навыки составления плана, навыки выбора методов, способов и видов работы
Организация мероприятия Оформляются дополнительные материалы, необходимые для эффективного проведения мероприятия (презентации, видео- и аудиоматериалы и др.). Определяется список спикеров, исполнителей и других действующих лиц и распределяются виды работы между ними. Согласовывается и составляется программа мероприятия. Уточняется регламент проведения мероприятия. Обговариваются критерии оценки мероприятия Планирование: навыки разработки материалов, необходимых для эффективного проведения мероприятия, навыки распределения обязанностей между всеми участниками мероприятия. Коррекция: навыки внесения исправлений в план, критерии оценки, формы контроля Рефлексия: навыки анализа собственной активности, систематизации приобретенного опыта
Проведение мероприятия Реализуются цели и задачи мероприятия в соответствии с установленным планом Самоконтроль: навыки контроля и оценивания собственной деятельности. Волевые усилия: навыки регуляции человеком собственной деятельности. Рефлексия: навыки анализа собственной активности, систематизации приобретенного опыта
Оценка мероприятия Выслушиваются мнения участников о ходе мероприятия и обсуждаются вопросы подготовки к нему. Подводятся итоги мероприятия, формулируются выводы. Обозначаются затруднения, которые возникли во время проведения мероприятия Самоконтроль: навыки анализа результатов деятельности, сопоставление их с целью, поставленной на первом этапе. Рефлексия: навыки анализа собственной активности, систематизации приобретенного опыта
Таблица 1
Формирование компонентов самоорганизации при проведении мероприятий
Данные этапы были реализованы в процессе организации и проведения международной конференции по теме «Обмен опытом в ИТ-сфере между Россией и Казахстаном» в феврале 2024 г.
На этапе «Предварительная работа и анализ требований» были сформулированы цель и задачи мероприятия. Цель конференции - обмен опытом студентов, обучающихся по ИТ-направлениям, педагогов стран России и Казахстана по вопросам построения образовательного процесса, применения современных цифровых технологий при проведении занятий, организации проектной деятельности в рамках профессиональных дисциплин.
Задачи конференции:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей;
- формирование ключевых компетенций, профессионально-значимых качеств личности и мотивации к практическому применению ИТ для решения задач будущей профессиональной деятельности;
- популяризация информационно-коммуникационных технологий.
Также на этапе были сформулированы организационные условия мероприятия, определен состав организационного комитета, определен предварительный набор задач, которые необходимо решить при организации и проведении мероприятия. Здесь необходимо отметить, что кроме преподавателей кафедры в организационный комитет входили сами студенты.
На этапах «Планирование мероприятия» и «Организация мероприятия» были уточнены и распределены между членами организационного комитета задачи. В итоге студенты были поделены на группы, одна часть студентов являлась членами организационного комитета, другая часть студентов являлась участниками конференции. В состав организационного комитета входили студенты и преподаватели филиала РГППУ в г. Нижний Тагил. В конференции приняли участие студенты филиала РГППУ в г. Нижний Тагил и студенты Костанайского политехнического высшего колледжа, г. Костанай, Республика Казахстан.
Студенты, входившие в организационный комитет, выбирали способы и средства взаимодействия участников, согласовывали регламент конференции, готовили все необходимые сопроводительные материалы: общую презентацию конференции, программу конференции, вопросы викторины и т.д.
Участники конференции также были поставлены в условия необходимости реализации видов деятельности, способствующих развитию навыков самоорганизации. Студенты составляли план выступления,
готовили доклад, подбирали презентационные материалы.
На этапе «Проведение конференции» студенты-организаторы непосредственно выступали ведущими конференции. Конференция проводилась в режиме онлайн с помощью системы проведения видеоконференций «Яндекс Телемост». На этапе планирования был определен порядок проведения конференции:
- приветственное слово участников;
- проведение викторины по теме «Особенности развития ИТ-сферы в России и Казахстане»;
- обсуждение результатов викторины;
- выступление участников конференции;
- рефлексия;
- подведение итогов.
Именно на этапе проведения мероприятия в большей степени проявляются навыки самоконтроля и регуляции собственных действий.
На этапе «Оценка мероприятия» выслушиваются мнения участников о ходе мероприятия и обсуждаются вопросы подготовки к нему, подводятся итоги мероприятия, формулируются выводы. Также целесообразно уже после мероприятия собрать студентов-организаторов для обсуждения затруднений, которые возникли во время планирования и проведения мероприятия.
Привлечение студентов к процессу планирования и организации мероприятий позволяет создать условия для развития у них навыков самоорганизации. Процесс планирования, подготовки и проведения мероприятий предполагает осуществление студентами таких видов деятельности, как анализ ситуации, планирование, самоконтроль в процессе решения задач, коррекция деятельности, рефлексия. Каждый из обозначенных видов деятельности является компонентом способности самоорганизации, о сформированности которой можно судить только с учетом данных о развитии всех составляющих в комплексе.
Исследование влияния опыта привлечения студентов к планированию и проведению мероприятий на уровень сформированности навыков самоорганизации проводилось на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Исследование состояло из нескольких этапов.
1. Этап организационный. Определение цели и задач исследования, выбор участников. В исследовании приняли участие студенты 3-го курса, обучающиеся по направлению «Прикладная информатика», Нижнетагильского государственного социальнопедагогиче-
ского института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет». Общее количество респондентов - 22 чел.
2. Этап констатирующего эксперимента. Определение начального уровня сформированности навыков самоорганизации участников эксперимента. Для диагностики уровня сформированности навыков самоорганизации была выбрана методика, разработанная А. Д. Ишковым, - ДОС-39 (диагностика особенностей самоорганизации) [23]. Методика предназначена для диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации. Опросник, используемый в методике, имеет шесть шкал, которые в большей степени соответствуют видам деятельности, осуществляемым в ходе самостоятельной организации мероприятий студентами. Шкалы, используемые в опроснике методики ДОС, - целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция деятельности. Опросник был выбран по причине достаточной его апробиро-ванности, доказанной валидности и надежности [24]. Студентам были предложены 39 утверждений, на каждое из которых они должны были установить степень согласия от «не согласен полностью» (-3) до «согласен полностью» (+3). Далее, по каждой шкале считается
сумма «сырых» баллов. «Сырые» баллы участников эксперимента на констатирующем этапе представлены на рисунке 1.
Далее, «сырые» баллы были переведены в стандартные с помощью таблицы, предложенной авторами методики. Интегральная характеристика «уровень самоорганизации» характеризует самоорганизацию в целом и определяется как среднеарифметическое значение частных шкал, округленное до целого числа. Стандартные баллы по каждой из частных шкал и интегральная характеристика участников эксперимента представлены на рисунке 2.
Стандартные баллы позволяют характеризовать как отдельно каждый показатель самоорганизации (1-2 - низкий уровень, 3-4 - ниже среднего, 5-6 - средний, 7-8 - выше среднего, 9-10 - высокий), так и общую интегральную характеристику. На рисунке 3 представлено распределение респондентов по уровням развития самоорганизации.
3. Этап формирующего эксперимента. Привлечение участников эксперимента к планированию и проведению мероприятия.
На этапе формирующего эксперимента студенты привлекались к планированию и проведению
о гН <м со 1Л со сл о *н см
гН см со 1Л ш г» 09 СП гН гН гН гН гН гН «н гН *ч гч <м <ч
ь ь ь к ь ь К ь ь- ь ь к ь к ь У-
<11 01 IV 01 01 <и IV 01 01 <11 IV 01 01 ш <и 01 01 01 0) 01 01 01
Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч ч Ч Ч Ч
? ? ? ? е- ? ? ? ? ? ? ? ? РГ ? ? ? ? ? Р ? ?
и и и и и и и и и и и и и и и и и и и и и и
Целеполагание 6 -11 -9 5 8 16 4 6 -12 5 -12 11 -15 4 1 10 10 3 11 36 15 -3
Анализ ситуации -2 -9 4 -10 9 14 б 10 -5 -4 -10 4 -25 4 -3 3 1 9 8 37 15 3
Планирование 4 -3 7 6 6 7 10 6 -1 -2 -2 4 -11 5 2 -1 -4 4 3 29 10 -7
Самоконтроль -1 -7 -2 -8 0 9 0 9 8 7 -14 -6 -11 9 -13 -1 -5 1 1 38 11 -14
Коррекция 8 4 8 1 3 0 9 10 8 8 -4 15 1 10 4 12 7 4 7 -2 7 7
Волевые усилия 0 -9 -8 0 6 17 5 9 -14 -1 -8 5 -15 -1 -2 5 7 5 7 19 8 0
Рис. 1. «Сырые» баллы, полученные респондентами по опроснику ДОС-39
Студент 1 Студент 2 Студент 3 Студент 4 Студент 5 Студент 6 Студент 7 Студент 8 Студент 9 Студент 10 Студент 11 Студент 12 Студент 13 Студент 14 Студент 15 Студент 16 Студент 17 Студент 18 Студент 19 Студент 20 Студент 21 Студент 22
Целеполагание 4 1 1 4 4 6 3 4 1 4 1 5 1 3 3 4 4 3 5 10 5 2
Анализ ситуации 4 2 5 2 б 7 5 б 3 3 2 5 1 5 3 5 4 б б 10 7 5
Планирование 5 4 б б 6 б 7 б 5 5 5 5 3 б 5 5 4 5 5 10 7 4
Самоконтроль 4 3 3 2 4 5 4 5 5 5 2 3 2 5 2 4 3 4 4 10 б 2
Коррекция б 5 б 4 4 3 б б б б 2 8 4 6 5 7 5 5 5 3 5 5
Волевые усилия 3 2 2 3 5 9 5 б 1 3 2 5 1 3 3 5 5 5 5 9 б 3
Уровень самоорганизации 4 3 4 4 5 6 5 6 4 4 2 5 2 5 4 5 4 5 5 9 6 4
Рис. 2. Стандартные баллы, полученные респондентами по опроснику ДОС-39
Рис. 3. Распределение респондентов по уровням развития интегральной характеристики самоорганизации
на этапе констатирующего эксперимента
Рис. 4. Распределение респондентов по уровням развития интегральной характеристики самоорганизации
на этапе формирующего эксперимента
мероприятия, описанного ранее. После мероприятия был проведен аналогичный опрос. Результаты распределения студентов по уровням развития навыков самоорганизации в конце формирующего эксперимента представлены на рисунке 4.
Для сопоставления данных эксперимента использовался критерий Фишера, который позволяет оценить достоверность различия между долями двух выборок [25]. В нашем случае будем оценивать долю респондентов, у которых уровень развития интегральной характеристики самоорганизации не ниже среднего уровня. Таким образом, проверяемая нами гипотеза звучала следующим образом: доля испытуемых, у которых уровень развития интегральной характеристики самоорганизации имеет средний или выше среднего уровень развития на констатирующем этапе эксперимента, отличается от доли испытуемых на формирующем этапе эксперимента.
Расчет показал, что фЭКСП (2,29) > фКР (1,64), следовательно, предположение о том, что доля студентов со средним и выше среднего значением уровня раз-
вития интегральной характеристики самоорганизации стала выше, является статистически достоверным. Безусловно, для более точных выводов необходимо большее количество испытуемых и более длительный период наблюдения. Однако полученные данные могут служить отправной точкой для продолжения работы и внесения необходимых изменений в предложенную методику.
Заключение
Опыт проведения конференции, в качестве организаторов которой выступали студенты, показал, что процесс планирования и проведения мероприятия позволяет создавать условия для реализации видов деятельности, способствующих формированию способности студентов к самоорганизации. Создание условий для формирования способности студентов к самоорганизации предполагает выполнение ряда требований.
1. Перед студентами должна быть поставлена общая цель - проведение мероприятия, соответствующего определенным критериям. С учетом анализа
ситуации, выявления обстоятельств, необходимых для достижения цели, студентами должны быть сформулированы и конкретизированы задачи, предопределяющие цель. Целеполагание является одним из основных компонентов способности к самоорганизации.
2. Определены сроки достижения цели - назначена дата проведения мероприятия. Умение планировать режим работы играет определяющую роль в достижении результата деятельности. Студенты составляют план работы по подготовке и проведению мероприятия, распределяют обязанности с учетом сформулированных задач. Преподаватель на этапе планирования и организации мероприятия выступает координатором деятельности, но только в определенные контрольные моменты времени. Способность рационально планировать и организовывать свою работу также является важной составляющей самоорганизации.
3. Студенты выступают непосредственно ведущими и координаторами мероприятия. Это позволяет создать условия для понимания достаточной проработанности вопросов организации или же, наоборот, недочетов на этапах планирования и подготовки мероприятия, что в свою очередь ведет к осознанной рефлексии, формированию навыков анализа результатов деятельности, сопоставление их с целью.
Литература
1. Kosshygulova A., Sarsenbayeva L., Karakulova Z., Kalibe-kova S. Pedagogical and Psychological conditions for the oganization of independent work of students // European Journal of Contemporary Education. 2022. № 11 (4). P. 1134-1146. DOI: 10.13187/ejced.2022.4.1134.
2. Виштак О. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 151-153.
3. Agranovich Y., Amirova A., Lebedeva L., Uaidullakyzy E., Ageyeva L., Aldibekova S. The formation of self-organizational skills of student's academic activity on the basis of 'time management' technology // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. Vol. 14. № 22. P. 95-110. DOI: 10.3991/ijet.v14i22.11755.
4. Воробьева М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 184-188.
5. Фалеева Л. В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 266-273.
6. Силаев Д. П., Ганжур М. А. Явление самоорганизации и закон необходимости разнообразия У. Р. Эшби // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. C. 259-263.
7. Эшби У Р. Введение в кибернетику. М. : URSS, 2009. 432 с.
8. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М. : Наука, 1978. 399 с.
9. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
10. Афанасьева Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 60-61.
11. Рыжкова О. Б. Основы формирования навыков самоорганизации обучающихся // Вестник науки. 2021. Т. 2. № 6 (39). С. 45-49.
12. Давыдочкина Ю. С., Сафонова М. В. Сформированность навыков стратегического целеполагания как одно из условий успешной самоорганизации обучающего // Герценов-ские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 160-165. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-19.
13. Разуменко И. А. Формирование навыков самоорганизации и самообразования студентов художественных направлений // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2021. № 1. C. 65-68.
14. Кашина Е. С. Сущность и качественное содержание навыков самоорганизации студенческой молодежи // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 6 (57). С. 896-902.
15. Крюкова Т. Б. Тайм-менеджмент как средство развития навыков самоорганизации и самообразования студентов вуза // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-3. С. 47-50. DOI: 10.18411/lj-04-2020-51.
16. Маханек М. А., Третьякова В. С. Управление самоорганизацией педагогов в образовательной организации // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (иНСАЙТ). 2021. № 3 (6). С. 64-79. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-64-79.
17. Попов Л. М., Дмитриева И. А. Экспериментальное исследование развития способности студентов к целеполаганию // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151, № 5-1. С. 266-273.
18. Бобылев А. В. Трудности в самоорганизации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 30-35. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10348.
19. Климко Н. В. Развитие навыков самоорганизации у студентов среднего профессионального учебного заведения // Образование и саморазвитие. 2009. № 4 (14). С. 15-21.
20. Сергеева Е. А. Проблема самоорганизации личности в пси-хологопедагогической литературе // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. 2019. № 2. С. 187-192.
21. Романова Л. М. Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 1 (33). С. 105-114.
22. Логвинова О. Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 14. С. 35-41.
23. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография. М. : Издательство АСВ, 2004. 224 с.
24. Ишков А. Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях // Казанская наука. 2014. № 8. С. 152-154.
25. Стариченко Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера : учебное пособие. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2004. 213 с.
References
1. Kosshygulova A., Sarsenbayeva L., Karakulova Z., Kalibe-kova S. Pedagogical and Psychological conditions for the oganization of independent work of students. European Journal
of Contemporary Education, 2022, no. 11 (4), pp. 1134-1146. DOI: 10.13187/ejced.2022.4.1134 (In English).
2. Vishtak O. Samoupravlenie kak resurs samoorganizacii uchebnoj dejatel'nosti studentov [Self-government as a resource for self-organization of students' educational activities]. Vysshee obra-zovanie v Rossii, 2004, no. 7, pp. 151-153. (In Russian).
3. Agranovich Y., Amirova A., Lebedeva L., Uaidullakyzy E., Ageyeva L., Aldibekova S. The formation of self-organizational skills of student's academic activity on the basis of 'time management' technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2019, vol. 14, no. 22, pp. 95-110. DOI: 10.3991/ ijet.v14i22.11755 (In English).
4. Vorob'eva M. A. Svjaz' motivacii uchebnoj dejatel'nosti s samoor-ganizaciej dejatel'nosti u studentov [Connection of motivation of educational activities and the activities of the students' self-organizing]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2012, no. 6, pp. 184-188. (In Russian).
5. Faleeva L. V. Organizovannost' i samoorganizacija kak kachestvo lichnosti: sravnitel'nyj analiz ponjatij [Self-discipline and self-organization as a person quality: the comparative analysis of definitions]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2012, no. 4, pp. 266-273. (In Russian).
6. Silaev D. P., Ganzhur M. A. Javlenie samoorganizacii i zakon neob-hodimosti raznoobrazija U. R. Jeshbi [The phenomenon of self-organization and the law of the need for diversity U. R. Ashby]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2018, no. 59-4, pp. 259-263. (In Russian).
7. Jeshbi U. R. Vvedenie v kibernetiku [An introduction to cybernetics]. Moscow, 2009, 432 p. (In Russian).
8. Anohin P. K. Filosofskie aspekty teorii funkcional'noj sistemy [Philosophical aspects of the theory of a functional system]. Moscow, 1978, 399 p. (In Russian.)
9. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija [Pedagogy: a training course for creative self-development]. Kazan, 2012, 608 p. (In Russian).
10. Afanas'eva N. A. Samoorganizacija - faktor uspeshnosti uchebnoj dejatel'nosti [Self-organization is a factor in the success of learning activity]. Fundamental'nye issledovanija, 2008, no. 2, pp. 60-61. (In Russian.)
11. Ryzhkova O. B. Osnovy formirovanija navykov samoorganizacii obuchajushhihsja [Basics of formation of skills self-organization of students]. Vestnik nauki, 2021, vol. 2, no. 6 (39), pp. 45-49. (In Russian).
12. Davydochkina Ju. S., Safonova M. V. Sformirovannost' navykov strategicheskogo celepolaganija kak odno iz uslovij uspeshnoj samoorganizacii obuchajushhego [The formation of strategic goal-setting skills as one of the conditions for a student's successful self-organization]. Gercenovskie chtenija: psihologich-eskie issledovanija v obrazovanii, 2019, no. 2, pp. 160-165. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-19 (In Russian).
13. Razumenko I. A. Formirovanie navykov samoorganizacii i samo-obrazovanija studentov hudozhestvennyh napravlenij [Formation of skills of self-organization and self-education of students of art directions]. Sovremennye tendencii izobrazitel'nogo, dekora-tivnogo prikladnogo iskusstv i dizajna, 2021, no. 1, pp. 65-68. (In Russian).
14. Kashina E. S. Sushhnost' i kachestvennoe soderzhanie navykov samoorganizacii studencheskoj molodezhi [Essence and quali-
tative content of students' self-organization skills]. Alleja nauki, 2021, vol. 2, no. 6 (57), pp. 896-902. (In Russian).
15. Krjukova T. B. Tajm-menedzhment kak sredstvo razvitija navykov samoorganizacii i samoobrazovanija studentov vuza [Time management as a means of developing the skills of self-organization and self-education of university students]. Tendencii razvitija nauki i obrazovanija, 2020, no. 60-3, pp. 47-50. DOI: 10.18411/ lj-04-2020-51 (In Russian).
16. Mahanek M. A., Tret'jakova V. S. Upravlenie samoorganizaciej pedagogov v obrazovatel'noj organizacii [Managing self-organization of teachers in an educational organization]. Innovacionnaja nauchnaja sovremennaja akademicheskaja issledovatel'skaja traektorija (INSAJT), 2021, no. 3 (6), pp. 64-79. DOI: 10.17853/2 686-8970-2021-3-64-79 (In Russian).
17. Popov L. M., Dmitrieva I. A. Jeksperimental'noe issledovanie razvitija sposobnosti studentov k celepolaganiju [Experimental Research on Developing Target-Setting Ability of Students]. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, 2009, vol. 151, no. 5-1, pp. 266-273. (In Russian).
18. Bobylev A. V. Trudnosti v samoorganizacii uchebnoj dejatel'nosti [Difficulty in self-organization of educational activity]. Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik, 2019, no. 2 (107), pp. 30-35. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10348 (In Russian).
19. Klimko N. V. Razvitie navykov samoorganizacii u studentov sred-nego professional'nogo uchebnogo zavedenija [Development of self-organization skills among students of a secondary vocational educational institution]. Obrazovanie i samorazvitie, 2009, no. 4 (14), pp. 15-21. (In Russian).
20. Sergeeva E. A. Problema samoorganizacii lichnosti v psihologo-pedagogicheskoj literature [The problem of self-organization of personality in psychological and pedagogical literature]. Sovre-mennye instrumenty, metody i tehnologii upravlenija znanijami, 2019, no. 2, pp. 187-192. (In Russian).
21. Romanova L. M. Proektirovanie programmy formirovanija kom-petencij samoorganizacii u studentov vuza [Program designing of formation self-organization level of high school students]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo jenergeticheskogo uni-versiteta, 2017, no. 1 (33), pp. 105-114. (In Russian).
22. Logvinova O. N. Refleksija kak strukturnyj komponent i mehanizm formirovanija samoorganizacii uchebnoj dejatel'nosti [Reflection as a structural component and mechanism for the formation of self-organization of educational activity]. Problemy i pers-pektivy razvitija obrazovanija v Rossii, 2012, no. 14, pp. 35-41. (In Russian).
23. Ishkov A. D. Uchebnaja dejatel'nost' studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti. Monografija [Student's educational activity: psychological factors of success. Monograph]. Moscow, 2004, 224 p. (In Russian).
24. Ishkov A. D. Primenenie oprosnika "Diagnostika osobennostej samoorganizacii" v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah [The use of a questionnaire "Diagnostics features of selforgani-zation" in psycho-pedagogical studies]. Kazanskaya nauka, 2014, no. 8, pp. 152-154. (In Russian).
25. Starichenko B. E. Obrabotka i predstavlenie dannyh pedagogich-eskih issledovanij s pomoshh'ju komp'jutera. Uchebnoe posobie [Processing and presentation of pedagogical research data using a computer. Tutorial]. Ekaterinburg, 2004, 213 p. (In Russian).