Научная статья на тему 'Развитие навыков письменной речи на средней ступени обучения аглийскому языку в средней общеобразовательной школе'

Развитие навыков письменной речи на средней ступени обучения аглийскому языку в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / УПРАЖНЕНИЕ / МЕТОД / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / WRITTEN SPEECH / EXERCISE / METHOD / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раарр-Ларгсс Л.О.

В статье представлен анализ исторических основ развития навыков обучения письменной речи, рассматривается комплексный подход как ведущий подход к обучению иностранным языкам, даётся обзор активных и интерактивных методов обучения. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Средняя школа выступает в качестве второй ступени, на которой закладываются и продолжают развиваться основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF WRITING SKILLS AT THE SECONDARY LEVEL OF ENGLISH LANGUAGE TRAINING IN SECONDARY SCHOOLS

The article presents an analysis of the historical foundations of the development of writing skills, considers an integrated approach as a leading approach to teaching foreign languages, and provides an overview of active and interactive teaching methods. Written speech is considered as a creative communicative skill, understood as the ability to Express one's thoughts in writing. Secondary school serves as the second stage, where the foundations of communicative competence are laid and continue to develop, allowing children to communicate and interact in a foreign language, including with native speakers, at an elementary level.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков письменной речи на средней ступени обучения аглийскому языку в средней общеобразовательной школе»

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Л.О. Раарр-Ларгсс, бакалавр

Научный руководитель: А.Л. Саргсян, канд. пед. наук, доцент

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялта (Россия, г. Ялта)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10883

Аннотация. В статье представлен анализ исторических основ развития навыков обучения письменной речи, рассматривается комплексный подход как ведущий подход к обучению иностранным языкам, даётся обзор активных и интерактивных методов обучения. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Средняя школа выступает в качестве второй ступени, на которой закладываются и продолжают развиваться основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, письменная речь, упражнение, метод, компьютерные технологии.

Языковые умения и навыки формируются только в речи и другого пути овладения языком на современном этапе не существует. Большая часть потенциала языка заключена в письменной речи, роль которой в обучении иностранному языку велика, так как она позволяет сохранить языковые и фонетические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Изучением проблем формирования коммуникативной компетенции при обучении письменной речи занимались П.К. Бабинская, И.Л. Бим, И.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Э.Н. Вайнер, А.Р. Лурия, Б.Т. Лихачев, Р.П. Мильруд и многие другие.

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов формирования коммуникативной компетенции при обучении учащихся среднего звена письменной речи на английском языке.

Теоретические основы развития навыков письменной речи

Коммуникативная компетенция - это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения

в рамках той или иной сферы деятельности [8, с. 6]. Цель обучения письменной речи - это формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, включающей в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Уровень сформированности коммуникативной компетенции в письменной речи зависит не только от уровня владения конкретным иностранным языком, но также и от общего уровня образованности пишущего, так как в основе лежит общее умение работать с информацией.

С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. В подростковом и юношеском возрасте активно идёт процесс познавательного развития. На среднем этапе центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию и развивается письменная речь как средство, способствующее формированию умений и навыков устной речи. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом [6, с. 26].

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями) [5, с. 144]. В среднем школьном возрасте сдвиги в развитии памяти наиболее существенны. Именно подростковый возраст вносит качественные изменения в структуру памяти. «Средняя производительность» памяти увеличивается до 14 лет. В 15 лет начинается спад в развитии памяти: в этом возрасте она ниже, чем у 14-летних [3, с. 38].

Все методисты схожи во мнениях и приводят идентичные цели и умения, которыми должен обладать ученик по окончании базового курса.

Умения, которыми должен владеть ученик:

- сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, школе, городе, о своих интересах и увлечениях;

- запрашивать информацию о том же у своего адресата;

- написать заметку/письмо в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы;

- сообщать в анкете/формуляре основные сведения личного характера;

- делать рабочие записи после чтения печатного текста (составлять план, выписывать ключевые слова и др.) с целью последующего использования их в письменном высказывании [4, с. 47].

Наиболее значимые трудности, возникающие во время обучения письменной речи:

- процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковыми и графическими планами выражения мысли на иностранном языке;

- если при устном общении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развёрнутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию;

- отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;

- формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменения звуковой формы слова;

- овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определённого уровня социокультурной компетенции [9, с. 125-126].

Большое значение при усвоении иностранного языка имеют восприятие, память, внимание, мышление, которые и определяют успешность учебной деятельности.

Обучение письменной речи на среднем этапе изучения английского языка

Упражнение как средство обучения иноязычной речи всегда имеет цель, ему свойственна специальная организация, и оно всегда направлено на совершенствование способа выполнения действия. Каждое упражнение обладает определенными качествами. В наше время, остаётся очень важной и актуальной проблема разработки письменных упражнений и создание целостной системы письменных упражнений, взаимодействующих с теми или иными устными упражнениями. По большому счёту, обучение письму построено на трёх сериях упражнений:

1. Упражнения, направленные на формирование графических и орфографических навыков, ориентирующих в письме как деятельности: списывание прописей букв, буквосочетаний, слов и их печатных эквивалентов; списывание или выписывание слов, на основе их группировки по выделенному графическому или орфографическому признаку.

2. Упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических знаний и навыков и осуществляемые с по-

мощью письма (письмо здесь средство обучения); письменное выполнение лексических и грамматических тренировочных упражнений на подстановку, на завершение предложений и т.д.; постановка вопросов с использованием определенного лексического и грамматического материала.

3. Письменные упражнения, служащие средством развития других видов речевой деятельности (выписывание цитат из текста к предложенным или самостоятельно составленным тезисам; краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т.д.) [7, с. 146].

Существует и четвертый тип упражнений, которые идут вне этого канона, но прекрасно дополняют и гармонично вписываются при обучении письма. Эти упражнения направлены на развитие творческих способностей. Творческие способности - способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях и способность к глубокому осознанию своего опыта [2, с. 304]. Для того, чтобы данные способности положительно влияли на процесс обучения письменной речи английскому языку, учителю важно находить такие задания, которые бы помогали развивать механизмы творчества. Использование игровых приёмов учителем формирует положительную мотивацию детей к обучению. Употребление игрового метода в организации учебной деятельности интересно и эффективно для учащихся. Для формирования навыка письма, учитель может использовать такие игровые приёмы, как: кроссворды, загадки, чайнворды. С помощью данных приёмов развиваются такие механизмы творчества, как: беглость мысли, гибкость и оригинальность, а также любознательность [1, с. 203]. При подготовке к творческим проектам у учащихся обязательно формируются навыки письма, потому что проект подразумевает наличие наглядного материала, описание различной информации, социальный опрос, интервью, выписывание различных фактов и их оформление, составление своего мнения, рассуждения.

Упражнения реализуют самые разнообразные приёмы обучения, создают благо-

приятные условия для развития речевых навыков и умений на иностранном языке. Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения. Необходимо не только знать методическую характеристику упражнений, но и уметь подбирать наиболее адекватные из них.

Результаты исследования. В ходе проведённого исследования была разработана система уроков с целью формирования грамматических навыков по английскому языку у обучающихся средней школы, состоящая из трёх этапов.

Первый этап - анкетирование и беседа с учителями иностранного (английского языка), которые преподают в школах г. Ялты (8 чел.). Беседа с учителями и обучающимися позволила выявить степень заинтересованности обучающихся в изучении иностранного языка через использование компьютерных технологий. При разработке программы были учтены:

1) длительность применения компьютерной технологии на уроке;

2) аутентичность речи;

3) соответствие программным требованиям.

Второй этап (практический) - обучение английскому языку в экспериментальной группе с помощью компьютерных технологий. В процессе эксперимента для подачи новых знаний использовались сервисы YouTube, Native-English, Lingualeo, а также наглядность с использованием смарт-доски. Был проведён цикл уроков, с опорой на программу, представленную в учебнике «Spotlight» для 6 класса -Module 6 и Module 7. Основными средствами объяснения нового материала стали видео из сервиса YouTube и пояснения в правилах на сайтах lingualeo.com и native-english.ru. На последнем уроке было проведено тестирование в режиме онлайн на сайте native-english.ru.

Третий этап - контроль результатов, полученных в ходе эксперимента.

Были использованы три метода:

- метод фронтальной проверки (в виде фронтального устного опроса);

- метод индивидуальном проверки (контрольное тестирование);

- метод коллективной проверки (работа у доски).

Так, опрос в контрольной группе показал, что за период проведения эксперимента, обучающиеся так и не стали чётко формулировать правило, оперировать терминами или объяснять, почему в данном случае используется именно это правило. Обучающиеся экспериментальной группы стали более активны в дискуссии, перестали «отсиживаться» при опросе, чаще давали правильные ответы, как при фронтальном, так и при индивидуальном опросе. На последнем уроке было проведено индивидуальное тестирование. Данные задания были выполнены обучающимися как контрольной, так и экспериментальной групп в режиме онлайн с использованием ресурсов сайта Native-English. Результаты в экспериментальной группе были значительно лучше.

Опираясь на полученные результаты, можно утверждать, что применение компьютерных технологий делает обучение привлекательным и действительно совре-

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. - 672 с.

2. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

3. Вайнер Э.Н. Валеология. - М.: Наука, 2001. - 416 с.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Арктика, 2003. - 192 с.

5. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 688 с.

6. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2002. -187 с.

8. Сысоева Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2006. - №7. - С. 6-46.

9. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 416 с.

менным, помогает осуществлять индивидуализацию обучения, контролировать и подводить итоги обучения по той или иной теме.

Заключение. Применение компьютерных технологий при обучении позволяет формировать положительное отношение к учёбе через создание ситуации успеха; представляет собой имитацию живого общения путём привлечения графических и аудиовизуальных средств обучения; успешно применяется в процессе изучения страноведения; предоставляет информацию красочно-оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Существует большое разнообразие современных мультимедийных программ, где можно найти достаточно упражнений для обучающихся всех возрастов и разных уровней знаний. Наиболее же эффективными и интересными являются творческие задания, так как они помогают сделать процесс обучения иноязычной письменной речи более интересным и простым для учащихся, помогают более эффективно обучать письменной речи.

DEVELOPMENT OF WRITING SKILLS AT THE SECONDARY LEVEL OF ENGLISH LANGUAGE TRAINING IN SECONDARY SCHOOLS

L.O. Raarr-Largss, Bachelor

Supervisor: A.L. Sargsyan, Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky» in Yalta (Russia, Yalta)

Abstract. The article presents an analysis of the historical foundations of the development of writing skills, considers an integrated approach as a leading approach to teaching foreign languages, and provides an overview of active and interactive teaching methods. Written speech is considered as a creative communicative skill, understood as the ability to Express one's thoughts in writing. Secondary school serves as the second stage, where the foundations of communicative competence are laid and continue to develop, allowing children to communicate and interact in a foreign language, including with native speakers, at an elementary level.

Keywords: communicative competence, written speech, exercise, method, computer technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.