Международная научно-практическая конференция УДК 372.881.111.1
Челпанова Ольга Александровна Chelpanova Olga Alexandrovna
Магистрант Postgraduate student
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafief
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
THE DEVELOPMENT OF SPEAKING SKILLS IN THE ENGLISH LANGUAGE LESSONS FOR STUDENTS OF 5-6th ELEMENTARY SCHOOL GRADES IN THE FRAMEWORK OF DISTANCE LEARNING IN
AN UNGRADED SCHOOL
Аннотация: в статье затрагивается актуальный вопрос развития навыков говорения на иностранном языке у обучающихся 5-6 классов общеобразовательной малокомплектной школы в условиях дистанционного обучения. В качестве решения проблемы развития навыков устной речи на иностранном языке автор предлагает ввести в процесс обучения иностранному языку на уроке аутентичные поэтические материалы, приводит этапы и приемы работы с ними на примере одного стихотворения, а также предлагает авторские упражнения, разработанные на основе применения аутентичных поэтических текстов.
Abstract: The article deeps into the issue of developing foreign language speaking skills among students of 5-6th grades of elementary ungraded school in the framework of distance learning. As a solution to the problem of developing speaking skills in a foreign language, the author proposes to introduce authentic poetic materials into the process of teaching a foreign language in the classroom, gives the stages and methods of working with them on the example of one poem. In addition, there are the author's exercises proposed based on the use of authentic poetic materials.
Ключевые слова: навыки говорения, обучения иностранному языку, английский язык, аутентичный текст, поэтические материалы, дистанционное обучение, приемы работы с поэтическим текстом
Key words: speaking skills, teaching a foreign language, English, authentic text, poetry materials, distance learning, techniques for working with poetic text.
Международная научно-практическая конференция
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), результатом обучения иностранному языку должно быть умение обучающихся свободно общаться на иностранном языке и вести беседу в рамках освоенной тематики, соблюдая требования, предъявляемые к нормам устной и письменной речи, и правила речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка [1].
В условиях дистанционного обучения иностранному языку нередко именно совершенствование навыков устного общения у обучающихся на иностранном языке вызывает значительные затруднения как у учителя, так и у самих обучающихся, особенно при переходе со ступени начального образования на основное.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе (5-6 классы). Предмет исследования - процесс развития навыков говорения на иностранном языке.
В рамках данного исследования мы выявили и исследовали проблемный вопрос - мы предполагаем, что использование аутентичных поэтических материалов на уроках английского языка в 5-6 классах в условиях дистанционного обучения в малокомплектной школе будет способствовать развитию навыков говорения на иностранном языке. Целью данного исследования стала разработка комплекса упражнений на основе интеграции аутентичных поэтических материалов, направленного на развитие навыков говорения на уроке английского языка в 5-6 классах в условиях дистанционного обучения в малокомплектной школе.
Проблемы обучения иностранному языку в основной школе рассматривались в трудах таких ученых, как И.Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, В.П. Кузовлева, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, А.Н. Щукина; вопросы дистанционного обучения - в трудах М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, C. Варре; проблемы формирования навыков говорения на уроке иностранного языка - в трудах И.А. Зимней, И.Л. Бим, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина.
Международная научно-практическая конференция
Урок иностранного языка в школе зачастую строится на основе текстов вне зависимости от его целей - будь то развитие рецептивных или продуктивных речевых навыков. Аутентичный поэтический текст в свою очередь представляет особую методическую ценность, т.к. «способствует повышению уровня сформированности умений и навыков чтения, совершенствованию умений устного общения, развитию эстетических чувств и представлений учащихся, углублению их знаний о литературе и стране изучаемого языка» [2, с. 20-21]. Художественный поэтический текст создает свой особый язык с его «удивительным богатством образных средств, гибкостью и точностью в выражении тончайших оттенков мысли», позволяет раскрыть личностно-ценностный аспект [3]. Таким образом, художественный поэтический материал способствует развитию основных коммуникативных умений (в том числе говорения).
При анализе УМК Forward (английский язык) авторов М.В. Вербицкой, Б. Эббс, Э. Уорелл, и др. для 5 и 6 класса общеобразовательных учреждений мы пришли к выводу о том, что в УМК содержится недостаточно аутентичных текстовых материалов и заданий к ним, направленных на развитие навыков устной (монологической и диалогический речи на иностранном языке), на практическое использование языка в реальных ситуациях общения. В УМК Forward (английский язык) для 5 класса приводится лишь один аутентичный поэтический текст «Mary had a little Lamb», в УМК Forward (английский язык) для 6 класса аутентичных поэтических текстов не представлено.
Автором ниже приводится дополнительный комплекс упражнений на основе интеграции аутентичных поэтических материалов, направленный на развитие навыков говорения на английском языке (на основе стихотворения «Mary had a little Lamb») в рамках темы «Let's make a magazine» раздел Nursery rhymes УМК «Forward» (английский язык) М.В. Вербицкой, Б. Эббс, Э. Уорелл, и др. для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Международная научно-практическая конференция Оригинальный текст произведения:
«Mary had a little Lamb», автор Sarah J. Hale Mary had a little lamb, Its fleece was white as snow;
And everywhere that Mary went, The lamb was sure to go.
He followed, her to school one day; That was against the rule;
It made the children laugh and play To see a lamb at school.
And so the teacher turned him out, But still he lingered near, And waited patiently about Till Mary did appear.
"What makes the lamb love Mary so?" The eager children cry.
"Oh, Mary loves the lamb, you know." The teacher did reply.
Система выполняемых на основе аутентичного поэтического текста заданий должна быть ориентирована на интеллектуально-ценностный уровень обучающихся и должна быть выстроена в соответствии с психологическими особенностями коммуникативной деятельности и направлена на развитие таких коммуникативных навыков, как описание, объяснение, передача чувств, эмоций от прочитанного, умение вжиться в коммуникативную роль и выполнить коммуникативную задачу в соответствии с ней, дискуссия, комментарий. Также
Международная научно-практическая конференция во внимание берутся особенности обучения иностранному языку в дистанционной форме - отсутствие учителя в аудитории (присутствие дистанционно, синхронно), возможности ИКТ, которые предоставляет дистанционное обучение. Предложенный комплекс упражнений предполагает работу на трех этапах - предтекстовом, текстовом, этапе рефлексии.
1. Задания на мотивационно-побудительном этапе - развитие языковой догадки, поднятие мотивации к прочтению\прослушиванию текста и мотивации к общению на иностранном языке. Это может быть ассоциативный ряд карти-нок\фотографий\ключевых слов, понятий или идей, встречающихся в стихотворении - в данном случае обучающимся на предтекстовом этапе представляется ряд картинок с изображением ключевых понятий и идей поэтического произведения:
- Children, could you please look at the pictures? Why they are together here, how do you think? (на экране при помощи функции демонстрации экрана представляются изображения школы, девочки, барашка, фотографии, демонстрирующей понятие «дружба» (обнимающиеся, играющие вместе дети). Предлагается подобрать объединяющую идею для всех этих изображений (friendship, friends), а также составить небольшую историю с использованием представленных героев:
Ok, now please make up a little story why they are all together! So, who is ready?.. Let's start...
2. Текстовый этап. Знакомство с текстом поэтического произведения. Прослушивание аудиозаписи аутентичного текста, проверка догадок обучающихся (Was your story right?). После этапа снятия языковых трудностей проводится чтение текста по ролям - в классе назначается автор, дети, учитель. В малокомплектном классе реализовать данные роли и задействовать всех обучающихся в классе достаточно легко, т.к. класс в такой школе состоит редко из 2, в основном из 3-10 обучающихся (на примере школы, где проходила апробация данного исследования - в 5 классе 5 обучающихся, в 6 классе 2 обучающихся). Таким образом реализуются принципы посильности, доступности, самостоятельности, т.к.
Международная научно-практическая конференция никто из обучающихся не будет обделен коммуникативной нагрузкой (наиболее сильный обучающийся будет автором, чуть менее сильный учителем, остальные будут в группе детей и будут произносить реплику хором). Дается установка читать эмоционально, представлять себя в ситуации героев, по возможности дать свободу выражать эмоции жестами, движением.
Далее предлагается сделать грамматический разбор предложения What makes the lamb love Mary so? Таким образом прорабатывается конструкция специального вопроса и порядок слов в английском вопросе, предложение переводится, объясняется концепт любви и дружбы на примере отрывка поэтического текста. Далее предлагается поработать в паре, и подставить в это предложение на место членов предложения lamb и Mary слова, подходящие по смыслу партнеру (любимые игрушки, предметы, питомцы, друзья, члены семьи), и второму партнеру нужно будет дать грамматически верный ответ. После этого можно предложить обучающимся выполнить задание на развитие дескриптивного и нарративного речевых навыков с точки зрения действующих лиц: If you were the lamb, how would you tell the story to your lambs-friends? If you were Mary, how would you tell the story to your mother\grandmother\best friendfrom another school? If you were the teacher, how would you tell the story at home to your family? Tell about the situation and your feelings. Можно так же выполнить данную работу в парах, распределив предварительно роли.
3. Послетекстовый, или рефлексивный этап. Обучающимся можно предложить обсуждение одного из вопросов:
a) Is this a sad or a funny story? Why?
b) Do you think is Mary happy? What makes her happy?
c) Do you think animals are the best friends to people? Why?
Таким образом, использование аутентичных поэтических текстов в процессе развития навыков говорения на уроке английского языка позволяет сделать этот процесс познавательным, творческим и интересным. Поэтический текст как средство обучения и основа для совершенствования навыков говорения представляет широкий интерес и служит призмой, через который обучающийся
Международная научно-практическая конференция осмысливает культуру народа изучаемого языка и сам иностранный язык, а также при помощи заданий на основе аутентичного поэтического материала становится возможным достичь планируемых результатов в говорении на иностранном языке в условиях дистанционного обучения, наиболее полно раскрыть личность обучающегося, развить навыки диалогической и монологической речи, стимулировать мотивацию к изучению иностранного языка.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5—9 кл.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения 19.10.2020).
2. Камаева Т. П. Поэзия на уроке иностранного языка: современные подходы к обучению чтению / Т. П. Камаева, Л. В. Карпова, И. М. Деева // Иностранные языки в школе. 1996. № 3. С. 20—21.
3. Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1991. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //goo.su/2Mji (дата обращения: 20.10.2020)
4. Вербицкая М.В., Маккинли С., Хастингс Б., Миндрул О.С. «Forward» Учебник англ. яз. для 5 кл. общеобраз. учрежд. [Текст] / М.В. Вербицкая и др. — М.: Вентана Граф: Person Education Limited, 2015. — 105 с.