Научная статья на тему 'Развитие научных представлений о сущности воспитания'

Развитие научных представлений о сущности воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Г. П.

В современных социокультурных условиях, существенно влияющих на развитие педагогической науки, важно новое осмысление понятия «воспитание». В статье дан анализ существующих в педагогике подходов к рассмотрению феномена воспитания. Особый акцент автор делает на праксеологическом подходе, позволяющем рассматривать воспитание как результативную деятельность педагога, влияющую на качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of concepts about essence of education

Under contemporary social and cultural conditions, which influence is great to the Pedagogy Development, the new understanding of the term «upbringing» is necessary. The article gives the analysis of the existing approaches to the phenomenon upbringing. The author makes a special accent on the praxeological approach that allows considering the upbringing to be a teacher resulting activity influencing the quality of the professional training.

Текст научной работы на тему «Развитие научных представлений о сущности воспитания»

удк 370.1 г. П. СИНИЦЫНА

Омский государственный педагогический университет

РАЗВИТИЕ

НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ_

В современных социокультурных условиях, существенно влияющих на развитие педагогической науки, важно новое осмысление понятия «воспитание». В статье дан анализ существующих в педагогике подходов к рассмотрению феномена воспитания. Особый акцент автор делает на праксеологическом подходе, позволяющем рассматривать воспитание как результативную деятельность педагога, влияющую на качество образования.

Вхождение в постиндустриальное информационное общество XXI века с комплексом глобальных проблем, поставивших человечество на грань выживания, изменило взгляды на мир, наместо и роль в человека в нем, на его образование и мировоззрение. В этих условиях происходит переориентация мирового сообщества на модель устойчивого развития как стратегию коллективной воли выживания, решения глобальных проблем и дальнейшего прогресса. Она предполагает переход на новое мировоззрение, соединяющее в себе холическое представление о мире как целостной системе и гуманистическое о человеке как целостной и уникальной личности, живущей в этом мире, развивающейся и самореализующейся в процессе образования и профессиональной деятельности, в коллективе и общении с другими людьми.

Решение глобальных проблем в постиндустриальном обществе, для которого характерна ориентация на со-эволюцию социального и природного развития, высокий уровень информатизации, интеллектуализации и экологизации, напрямую зависит от того, какой человек будет сформирован и воспитан в процессе его обучения. Ключевая роль в стратегии выживания и дальнейшего прогрессивного развития общества отводится образованию, построенному на гуманистической парадигме и ориентированному на модель устойчивого развития.

Образование, интеллект, информация, знания включаются в постиндустриальном обществе в число важнейших общечеловеческих ценностей. Во всём мире осуществляется разработка новой философии, поиск новых идей построения новых образовательных систем, более демократичных, дивер-сификационных и эффективных, новых моделей и технологий обучения, отвечающих требованиям современного общества к образованию и развитию человека, к учёту его интересов. Для всего мирового сообщества характерно стремление преодолеть в образовании интеллектуальную, профессиональную и культурную ограниченность, обеспечить разностороннее развитие, профессиональную компетентность, единство социализации и индивидуализации личности, создать условия для её творческой самореализации. В этих условиях меняются приоритеты образования, которое направлено на самоопределение и самореализацию человека за счёт создания условий для раскрытия, развития и полноценной реализации потенциала человека. С другой стороны, миссия образования заключается в том,

чтобы содействовать социализации человека в условиях неопределённости современного общества. Именно условия неопределённости жизни современного человека ставят перед системой образования особые задачи-ориентации на умения учащихся принимать самостоятельные решения, быть активными в отношении собственного образования, проявлять инициативу и ответственность.

В контексте современного понимания образования особо значимым становится осмысление воспитания как существенной составляющей образования. Необходимость осмысления понятия воспитания в современных условиях обусловлена рядом причин.

Опираясь на документы РФ, направленные на обновление отечественного образования, можно утверждать, что воспитание определяется как приоритет современного образования, так как его обновление предполагает прежде всего воспитание детей и учащейся молодёжи как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира; расширения участия общества в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения. Налицо осознанная потребность государства в восстановлении воспитательной функции образования и её новом осмыслении.

С другой стороны, сложившаяся ситуация в обществе, которое противоречиво обретает новые качественные характеристики: декларируемые демократические ценности и жёсткая реальность, характеризующаяся обнищанием, ростом смертности и заболеваемости, криминализацией, американизацией и т.д., побуждают искать новые смыслы воспитательной деятельности.

Наконец, сама педагогическая наука занята поиском новых методологических оснований, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики

Очевидна необходимость уточнения понятия воспитание, так как многозначность и много-аспектность употребления данного понятия размывает его смысл, и воспитательные практики становятся порой необъяснимыми. Но сложнее всего современному студенту 2-го курса педагогического университета: качество его психолого-педагогической подготовки значительно снижается от

обилия и многообразия, а подчас и некоторого произвола в определении понятия «воспитание».

Понятийная неясность также ведёт к нечёткости научных положений, нечёткости постановки исследовательских проблем, нечёткое рассмотрение понятия воспитание уводит проблемы воспитания на периферию научных поисков. Следствием этого является сокращение количества исследований по данной проблематике, что оказывает негативное влияние на практику воспитания и затрудняет решение остро стоящих перед ней проблем. Например, в одном из учебников по педагогике авторы утверждают, что воспитание следует понимать как

— передачу социального опыта;

— воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив ;

— организацию образа жизни и деятельности воспитанников;

— воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

— создание условий для развития личности воспитанника... (Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: учебник для вузов.-СПб, 2000, (с.39).Можно ли считать приведённое выше определением понятия «воспитание»?

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дано следующее определение воспитания. Это «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется». В словарной статье воспитание определяется и как социализация, и как деятельность, и как процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т. д. Несмотря на многозначность данного понятия, хотелось бы четкости и краткости в его определении.

Такое многообразие определений понятия воспитания можно объяснить, с одной стороны, обыденно-житейским представлением об этом феномене и его засильем в общественном сознании, а с другой — научной позицией исследователя, определяемой предметно-проблемной областью исследования.

Обыденно-житейские представления о воспитании формируют небрежное отношение к использованию этого термина как в публицистических, так и научных текстах. В этом смысле воспитание понимается как цепь нравоучений или воспринимается как одушевлённое понятие (воспитание поможет, придёт на помощь, призвано и т.д.)

Если говорить о воспитании как научном знании, то, по мнению Е.В.Титовой, правомерно выделить три основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются:

— внутренний процесс становления и развития личности;

— воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности;

— воспитание как деятельность, направленная на обеспечение условий развития личности.

В соответствии с объективными значениями понятия «воспитание» в педагогике можно выделить три основных направления развития научного знания о воспитании, три варианта научной позиции:

1. Психолого-педологическое. В рамках которого воспитание рассматривается как внутри-личностные изменения. В центре внимания исследователей развивающаяся личность, культурно-нравственное развитие, процессы формирования социально ценных качеств. Исследователя

волнует то, что происходит с личностью, под влиянием каких факторов, условий и обстоятельств. Методологической основой таких исследований становятся психологические теории личности, идеи и положения возрастной и педагогической психологии.

2. Праксеологическое. Воспитание рассматривается как особый вид педагогической деятельности — воспитательная деятельность. Добывается знание о том, как осуществлять эту деятельность результативно и эффективно. Приоритетными методологическими основаниями становится общая теория и методология деятельности и праксео-логический подход.

3. Системологическое. Понятие «воспитание» используется в значении направленные внешние влияния, и смысл его трактуется как управление развитием личности. В центре внимания исследователей — система направленных влияний на личностное развитие включённых в неё людей, общая организация усилий педагогов, самого пространства взаимодействия. Общая предметная область — воспитательные системы, различные аспекты их создания, функционирования и развития.

Несомненно, в педагогической науке могут и должны существовать несколько подходов к трактовке понятия воспитание, отражающих различные направления научных поисков и способных приблизить научно-педагогическое сообщество к постижению сущности явления во всей его сложности, многогранности, глубине. Но любая наука требует построения тезауруса, отражающего её границы, область её исследования и систему иерархических понятий, и в этом смысле возникает проблема чёткости определения её основных понятий, в частности воспитания. Некоторым интегрирующим началом научных поисков в области воспитания может стать учёт тех социокультурных условий, в которых они ведутся.

Современный этап развития педагогического знания характеризуется тем, что он осуществляется в новых социокультурных условиях. Сложившаяся социокультурная ситуация предъявляет новые требования к человеку, которому предстоит жить в постиндустриальный период:

— готовность и умение непрерывно учиться;

— способность к ответственным решениям;

— умение общения и сотрудничества;

— точность и продуктивность в выполнении разного рода задач;

— признание свободы и толерантность;

— ответственность за себя, семью, за коллектив, за страну;

— физическая и психическая выдержка, умение отдыхать, здоровье.

Современная социокультурная ситуация характеризуется тем, что изменились молодые люди. Они ориентированы на новые ценности информационного общества, не только позитивные, но и такие, как, эгоцентризм, равнодушие и пассивность. Современный молодой человек живёт в новых жизненных реалиях, среди которых жизнь в условиях рыночной экономики, обрушившийся поток массовой западной культуры, многообразие политических партий и движений, активно пропагандирующих свои взгляды, свободный выход в Интернет и т.д.

Как считает Р.У.Богданова, следует выделить пять основных характеристик педагогических исследований в области воспитания.

Педагогические исследования в области воспитания:

— должны давать практикоориентированное знание и научно обоснованные рекомендации по решению современных проблем воспитания;

— не могут сводиться к разработке абстрактных понятий;

— не могут быть выполнены без опоры на имеющееся в отечественной и зарубежной науке педагогическое и междисцисплинарное знание;

— требуют коллективных усилий учёных, взаимодействия разных научных школ;

— можно признать эффективными в той степени, насколько их результаты востребованы в широкой воспитательной практике.

При проведении исследований в области воспитания нельзя не учитывать и тот факт, что российское образование находится в ситуации серьёзных изменений, заданных концепцией модернизации, в которой можно выделить несколько принципиальных положений, оказывающих определённое влияние на развитие научного знания о воспитании:

— ориентация на развитие личности конкретного ребёнка, его индивидуальности;

— построение новой практики образования на принципе возрастосообразности;

— организация образовательного процесса на основе компетентностного подхода;

— выделение как образовательных результатов таких социально значимых качеств, как инициативность, ответственность, самостоятельность и др.

В контексте рассмотренных выше социокультурных условий наибольший интерес для развития научного знания в области воспитания представляет праксеологический подход, позволяющий рассматривать воспитание как деятельность педагога, направленную на обеспечение условий развития личности. В этом смысле о воспитании необходимо говорить как об особом виде профессиональной деятельности педагога, преподавателя воспитательной деятельности.

Под воспитательной деятельностью, по мнению Е.В.Титовой, следует понимать деятельность педагога, направленную на организацию жизнедеятельности воспитанников, которая обеспечивает возможность их ценностно-значимых личностных проявлений и обогащения их личного опыта социально значимым содержанием. Сущностные особенности обозначенного явления заключаются в том, что воспитательная деятельность по своей сущности есть взаимодействие педагога и воспитанников в процессе организации жизнедеятельности, а по функционально-целевому назначению -это усилия педагога, направленные на организацию жизнедеятельности, в которой они могут проявить свои потенциальные возможности и обогатить свой опыт социально значимым содержанием.

Такое понимание воспитания максимально учитывает не только особенности, сложности этого явления, но ещё даёт представление о том, что может быть признано результатом воспитания, позволяет выделить основные виды результатов, получаемых в ходе осуществления деятельности педагогов.

Исследование воспитательной деятельности с точки зрения праксеологического подхода позволяет выделить «результативность воспитательной деятельности» и «эффективность воспитательной деятельности», которые являются основными категориями в праксеологии.

Рассматривая воспитательную деятельность как вид профессиональной деятельности и, соответственно учитывая особенности данного вида деятельности, результаты её следует искать не столько в личностных изменениях воспитанников, сколько в организации деятельности педагогом. В этом случае результаты деятельности следует искать в состоянии, точнее в качестве организации деятельности.

По мнению Е.В.Титовой, под качеством воспитательной деятельности следует понимать определённое состояние деятельности, в ходе которой обеспечивается реальная возможность личностного проявления воспитанников и обогащения их личного опыта социально значимым содержанием. Можно выделить четыре предполагаемые характеристики результата воспитательной деятельности:

— организационные — само качество, состояние организованной педагогом совместной деятельности;

— практические — реальные достижения воспитанников в различных видах деятельности;

— личностные — положительная динамика проявлений ценных личностных качеств;

— методические — собственно профессиональные достижения.

Результативность можно рассматривать как обязательный атрибут любого вида деятельности, в том числе и воспитательной. Мы приходим к выводу, что под результативностью воспитательной деятельности следует понимать определённое качество (состояние) воспитательной деятельности.

Одной их характеристик качества, «обобщённой мерой качества» является эффективность. Под эффективностью воспитательной деятельности можно понимать меру, степень позитивного влияния последствий результатов воспитательной деятельности на реальные достижения и положительную динамику проявлений ценных личностных качеств воспитанников. Эффективность выступает интегративной характеристикой качества, охватывающей все существенные стороны обозначенного видадеятельности.

Таким образом, предпринятая попытка анализа существующих подходов к рассмотрению воспитания вывела нас на понимание воспитания как специально организованной деятельности педагога и позволила определить в рамках праксеологического подхода такие понятия, как результативность и эффективность воспитательной деятельности.

Мы предполагаем, что данный подход в большей степени позволяет учитывать современные социокультурные условия, предъявляющие новые требования к качеству образования, которое можно понимать как комплекс процессов и результатов. Во всём мире одним из значимых результатов образования является овладение выпускниками ключевыми компетентностями, свидетельствующими о личностном и социальном росте, об обогащении социального опыта обучающихся, о его готовности жить в демократическом обществе. Очевидным является то, что качество воспитательной деятельности, направленной на достижение целей современного образования, существенно влияет на образовательные результаты, а в целом на качество образования.

Библиографический список

1. Воспитание, Научные дискуссии и исследования/Под ред. Е.В.Титовой //Сборник научных трудов. -СПб., РГПУ, 2005.

2. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителей / Е.В. Пискунова.- СПб.. РГПУ, 2005.

3. Титова Е.В. Педагогическая методология/ Е.В. Титова / Актуальные проблемы педагогической науки. Науковедческий аспект. - СПб., 2001.

СИНИЦЫНА Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.

Дата поступления статьи в редакцию: 17.01.06 г. © Синицына Г.П.

УДК34'3 Ю. В. РОЖКОВ А

Омский государственный университет

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ

ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

В статье рассматривается социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами в контексте теории комплексного подхода к вопросам реабилитации психически больных; определены формы социальной реабилитации, проанализирован порядок и условия предоставления основных из них.

Социально-экономические и политические преобразования, проводимые в Российской Федерации на протяжении последних пятнадцати лет, привели к значительному социальному расслоению общества, снижению уровня жизни некоторых категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите. Обострилась также проблема распространения социально значимых заболеваний, к числу которых относятся психические расстройства. Поданным, приведенным в Докладе о.деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году, за последнее десятилетие на 50 процентов увеличились психические заболевания среди взрослых и в 2,5 раза — у детей. В настоящее время тяжелыми психическими недугами страдают 3,8 млн человек1.

Улиц, страдающих психическими расстройствами, в силу специфичности заболевания возникает ряд серьезных проблем: снижается уровень адаптации, появляются трудности в результате стигматизации2 со стороны общества и самостигматизаций, осложняется процесс получения образования. Вследствие психического заболевания человек теряет работу, изменяется его трудовой статус. Помещение лица, страдающего психическими расстройствами, в больницу на длительный срок приводит к его изоляции от общества и родных, разрыву социальных связей, ограничению социального функционирования. Имея низкие адаптационные способности, большую уязвимость с точки зрения материального благополучия, уровня здоровья, внутрисемейного климата, лица, страдающие психическими расстройствами, оказываются перед множеством нерешенных проблем. Реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением психического здоровья, в целях улучшения качества жизни, их социальной адаптации и интеграции в общество.

Реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, можно определить как систему и процесс полного или частичного восстановления

способностей к бытовой, общественной и профес-сиональн ой деятельности.

Ввиду пристального внимания к вопросам социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами со стороны государства, концепция реабилитации больных в психиатрии получила в последнее время большое развитие. Она включает в себя профессиональную, социальную и медицинскую составляющие. Такой комплексный подход затрагивает сразу все стороны жизнедеятельности психически больных, и это крайне важно, поскольку использование только одной медицинской модели реабилитации означает одностороннюю оценку явления. Еще в 1972 г. в материалах Всемирной организации здравоохранения3 указывалось, что «медицинская модель» психического заболевания, которая обычно служила основой для лечения и обслуживания психически больных уступила место более комплексному подходу к проблеме. Этот подход включает реабилитацию, в которой индивидуум, страдающий психически расстройством, рассматривается как лицо, нуждающееся в социальной помощи.

В современной психиатрии в последние два десятилетия реабилитация обозначается преимущественно как «психосоциальная»4. Именно психосоциальная реабилитация становится преобладающим направлением в деятельности психиатров по восстановлению пациентов. Психосоциальная реабилитация представляет собой восстановление или формирование недостаточных или утраченных в результате болезни навыков, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, обеспечивающих их интеграцию в общество.

Понятие психосоциальной реабилитации основано на биопсихосоциальной модели заболевания в психиатрии5. Это означает, что лицо, страдающее психическим расстройством, рассматривается теперь не только как больной, нуждающийся в медицинской помощи, но и как полноправный член общества, нуждающийся в социальной защите.

Таким образом, на сегодняшний день социальный компонент реабилитации приобретает важное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.