Необходимость использования анимаций, где продемонстрирован орфографический алгоритм обусловлена тем, что компьютер способен сделать наглядным процесс осмысления в соответствии с правилом. Происходит визуализация процесса мыслительной деятельности по правилу. Анимационные сюжеты в сочетании с аудио сопровождением, осуществляют процесс соединения визуальной и звуковой информации, что позволяет учащимся с ОВЗ использовать ведущий анализатор. Мультимедийные средства делают процесс коммуникации учителя и обучающегося более динамичным, так как учителю не нужно записывать материал на доске. Средства компьютерной графики (выделение частей слова, орфограмм, обозначение ударения, мигание и т.д.) позволяют выделить наиболее важные грамматические или орфографические признаки изучаемых языковых явлений.
Для формирования орфографической зоркости у учащихся с ОВЗ, можно использовать различные упражнения, например, картинный словарный диктант. В процесс работы, обучающимся демонстрируются изображения. Ученик называет предмет. Название записывает в тетрадь, выделяя необходимые орфограммы. Данное упражнение позволяет ребенку самостоятельно регулировать темп выполнения задания. Это способствует индивидуализации процесса обучения, стабилизирует эмоциональный фон обучающегося с ОВЗ. В процессе обучение можно использовать дидактические игры. Для этих целей используется особый тип средств обучения, а именно, учебно-игровые программы. К таким учебно- игровым программам можно отнести «орфографический футбол».
В воротах загорается слово с пропущенной буквой, которую ребенок должен вставить. В случае правильного ответа, мяч летит в ворота противника, и игрок забивает гол. Если ответ неправильный игрок получает штрафные баллы, затем демонстрируется слова в правильном написании. После этого в воротах загорается новое слово. Контроль за действиями обучающегося происходит в ходе самой игры. Работа в данной учебно-игровой программе позволят снять орфографические трудности у обучающегося. Возможности компьютера позволяют при повторении игры использовать новое ее накопление. В этом случае компьютерная игра превращается в орфографический тренажер путем постоянного обновления дидактического материала. Использование учебно-игровых программ активизирует учебную деятельность, способствуют удержанию мотивации через создание ситуации успеха. Программы способны руководить процессом формирования орфографических навыков, указывать, какие необходимо совершать действия для решения той или иной орфографической задачи на том или ином этапе формирования навыка, и тут же осуществлять постоянный оперативный контроль за правильностью действий и корректировку. Поэтому обучающийся знает, правильно ли он решает каждую орфографическую задачу.
Выводы. Таким образом, регулярное и целенаправленное использование средств информационного взаимодействия, поможет модернизировать процесс формирования орфографической зоркости у обучающихся с ОВЗ. Благодаря использованию средств компьютерной графики, анимации, учебно-игровым программам в сочетании с специализированной компьютерной техникой, происходит развитие логического мышления, развитие навыков самостоятельной работы, оказывается существенное влияние на мотивационную сферу учащихся с ОВЗ. Все это способствует продуктивному формированию навыка орфографической зоркости и как следствия стойкому познавательному интересу учащихся к русскому языку.
Литература:
1. Каштанова С.Н., Шестакова Е.А. О некоторых аспектах подготовки преподавателей к проектированию образовательных программ. // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-1. -С. 83-86
2. Котикова Н.М. О способе орфографического действия // Начальная школа, 2001. - № 11. - С. 39-40
3. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. - М.: Просвещение, 1987. - 267 с.
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002). Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация. Москва: Стандартинформ. 2006.
Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук, доцент Панина Светлана Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);
заведующая кафедрой непрерывного профессионального образования Иванова Агафья Ивановна
ГАУ ДПО ОРС (Я) «Институт развития профессионального образования» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Затрагиваются вопросы организации повышения курсов квалификации, семинаров, вебинаров по развитию научно-исследовательской компетентности педагогов учебных заведений среднего профессионального образования. Представлен опыт ГАУ ДПО РС (Я) «Институт развития профессионального образования» по совершенствованию исследовательских умений в современном контексте.
Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, исследовательские умения, среднее профессиональное образование, педагог.
Annotation. The issues of organization of advanced training courses for the development of research competence of teachers of secondary vocational education institutions are discussed. The article presents the experience of educational organizations of the secondary vocational schools of the Republic of Sakha (Yakutia) in the development of research skills in the modern context.
Keywords: research competence, research skills, secondary professional education, teacher
Введение. В настоящее время, педагог выступает неким проводником изменений в образовании и функционирует постоянно в условиях перемен, в частности в увеличении объема научно-методической и
научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности. Именно современные реалии и вызовы времени требуют от педагога профессиональной школы овладение и развитие исследовательских компетенций.
Анализ теоретических источники свидетельствует, что «научно-исследовательская компетенция» - это владение технологией основных этапов исследования, как выявление и постановки проблемы; изучение теории и практики по данной проблематике; подбор и отбор методик исследования и практическое владение ими; сбор собственного материала, анализ и его обобщение; выводы; оформление результатов исследования; подготовка к обсуждению и защита результатов исследования. Данная цепочка является неотъемлемым стандартом научно-исследовательской деятельности [17].
Специалисты в структуре научно-исследовательской компетенции выделяют две группы:
- общие интеллектуальные (способность излагаться логично, аргументировано, ясно; владение понятийным аппаратом, научной терминологий; способность сформулировать выводы; умение анализа, выделение основного и второстепенного в полученной информации; навыки составления и оформления схем, диаграмм и др.; способность слушать и воспринимать информацию и др.);
- исследовательские (поиск и умение работать с жанрами научной литературой; оценивать и хранить научные данные; способность формулировать проблемы и научные гипотезы, участвовать в научной дискуссии и аргументировать свою позицию; умение составлять научно-исследовательские тексты; умение и навыки проведения опытно-экспериментальной работы).
Таблица № 1
Определение «научно-исследовательская компетенция»
№ Содержание определения Авторы-составители
1. Овладение необходимых исследовательских навыков и умений. Литвинова Е.Г. [7]
2. Готовность личности результативно применять знания, умения и опыт в процессе научно-исследовательской деятельности. Шестак Н.В. [16]
3. Высокий уровень личностного и профессионального развития (быть конкурентоспособным на протяжении всей жизни; умение саморазвития; владение нравственными ценностями, творческий подход). Сахарова В.И. [8]
4. Комплексная способность объективно оценивать проблемы, преобразовывать их в конкретные задачи, на основе исследовательских умений; получение новых знаний в результате трансляции смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному. Умение с помощью средств и приемов исследовательской деятельности решать профессиональные проблемы. Качалов Д.И. [4] Климентьева В.В. [5] Осипова С.И. [9] Соляников Ю.В. [13]
5. Способность и результат творческой мыслительной деятельности, проектировочной и исследовательской деятельности. Апазаова З.Н. [1]
6. Система психики и связанные с ней качества личности, дающие возможность быть продуктивным субъектом исследовательской деятельности. Савенков А.И. [11]
7. Комплекс опыта деятельности, личностно-осмысленных исследовательских знаний, умений, навыков, поведенческих моделей, ориентиров сформированных в процессе исследовательской деятельности. Черняева Л.А. [15]
Таким образом, анализируя исследования, рассматриваем научно-исследовательскую компетенцию педагога как совокупность требований к взаимосвязанным качествам личности педагога знаниям, умениям, навыкам деятельности, задаваемых по отношению к процессу исследовательской деятельности, необходимой для качественной продуктивной деятельности. В связи с этим, Качалов Д.В. подчеркивает, что основополагающими характеристиками являются готовность выделять главное; владение знанием содержания; эмоционально-волевая регуляция процесса и результата выявления [4].
В настоящее время, в Профессиональном стандарте педагога профессиональной школы определены основные требования к исследовательской компетентности, рассматривающие в качестве критериев оценки профессиональной деятельности, которое проявляется у педагогов учебных заведений СПО в руководстве учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работой [10]. Наличие исследовательских знаний и умений является одной из ярких характеристик уровня профессиональной зрелости педагога.
Изложение основного материала статьи. Формирование и развитие научно-исследовательской компетенции педагога среднего профессионального образования осуществляется в условиях системности и непрерывности. В связи с этим ГАУ ДПО РС (Я) «Институт развития профессионального образования» с 2018 года ежегодно проводит курсы повышения квалификации «Научные исследования: проектирование, планирование, технологии». За этот период получили удостоверение 106 работников республиканских учебных заведений СПО (Табл. 2).
Таблица № 2
Количество педагогов, прошедших курсы ПК «Научные исследования» в ИРПО РС (Я)
Год Количество педагогов
2018 25
2019 31
2020 22
2021 28
В рамках программы курсов проводятся занятия по следующим темам, как: «Исследовательская компетенция педагога СПО»; «Как написать статью»; «Интернет как среда научной коммуникации»; «Методологическая культура педагога-исследователя»; «Современные требования к проектированию НИРС»; «Организационные аспекты студенческих научно-практических мероприятий» и др.
Основным результатом данных курсов считаем опубликование статей 78 слушателей в материалах Всероссийских конференций таких, как: «Инновации и традиции педагогической науки-2018»; «Проблема наставничества в непрерывной подготовке обучающихся к профессиональной карьере: традиции и инновации» (2019 г.); «Профессиональное самоопределение: современный аспект» (2020 г.); «Профессиональное самоопределение: новые реалии, подходы, технологии» (2020 г.) и др.
Так в марте 2021 года прошли данные курсы 28 преподавателей и мастеров производственного обучения из таких учебных заведений, как ГБПОУ РС(Я) «Алданский медицинский колледж»; ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум имени Т.Г Десяткина»; ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум»; ГБПОУ РС (Я) «Нерюнгринский медицинский колледж»; ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»; ГБПОУ РСЯ «Якутский медицинский колледж»; ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса им. Ю.А. Готовцева»; ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж»; ГБПОУ РС (Я) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов»; ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева»; ГБПОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж»; ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум» и др.
По итогам прохождения курсов был организован научно-образовательный семинар, во время которого слушатели представили свои собственные исследовательские материалы. Тематика исследований разнообразна, это и учебная экскурсия как эффективный метод профессионального становления будущих строителей; изучение понятия «милосердие» у будущих медиков среднего звена; особенности подготовки обучающихся к конкурсам профмастерства «WoridSkiИs» и «Абилимпикс»; специфика использования технологий обучения при подготовке специалистов ювелирного дела; формирование и развитие личностных компетенций будущих специалистов, работающих на территории Крайнего Севера и Арктики; организация социального партнерства с крупными промышленными компаниями и предприятиями; вопросы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учебных заведениях СПО и т.д.
По результатам опроса, организованного перед началом проведения курсов, больше половины слушателей (68%) испытывают серьезные затруднения уже на стадии постановки цели и задач исследования, организации и проведении педагогического эксперимента, формулировки рабочей гипотезы и подготовки диагностического инструментария.
В связи с этим, согласны с Еранькиной Л.В., что выявленные затруднения усиливаются противоречием между необходимостью выполнения практикующим педагогом исследований, созданием научно-практических и научно-методических разработок с целью повышения эффективности профессиональной деятельности и недостаточным уровнем наличия научно-исследовательской компетентности педагога [3].
Таким образом, задача развития научно-исследовательской компетентности педагогов возлагается непосредственно на конкретную организацию профессионального образования, создание и управление целенаправленной системной работы в рамках научно-методической деятельности колледжа или техникума, что к сожалению, иногда выступает в большинстве учебных заведений СПО педагогической проблемой.
По окончании курсов, традиционно проводится опрос слушателей. Анализ ответов свидетельствует, что обучение на курсах оказывает помощь большинству педагогам республиканским учебным заведения СПО разрешить свои профессиональные затруднения (67%), подготовить новый материал для использования в профессиональной деятельности (59%) и повысить уровень профессиональной компетентности (69%).
Согласно опросу, 91% педагогов отметили, что практико-ориентированные задания, групповое обсуждение, индивидуальные консультации способствовали разрешению имевшихся профессиональных затруднений. Большинство слушателей (92%) отметили, что они получили достаточно полную информацию по всем темам программы курса, 89% педагогов полностью удовлетворены качеством образовательных услуг ГАУ ДПО РС (Я) «ИРПО» в рамках рассматриваемого курса повышения квалификации. Полученные данные указывают на высокую актуальность и практическую значимость повышения квалификации.
Выводы. От умения управлять процессом формирования личностного и профессионального самоопределения студента, развитие его к более высокому уровню предполагает сформированную способность у самого преподавателя формировать и реализовывать исследовательский поиск, решать профессиональные задачи, с опорой на концептуальные подходы [2].
Анализ практики показывает, что сам педагог СПО имеет значительные трудности, недостаточный уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки, что не дает полно и самостоятельно решать исследовательские задачи в образовательном процессе [3].
Специалисты отмечают, что научно-исследовательская деятельность педагога должна быть органически связана как с потребностями конкретной организацией профессионального образования и социума, так и с его собственными потребностями и интересами.
В развитии научно-исследовательской компетенции педагога должны помочь различные формы. Например, в учебном заведении это может быть выступление на научно-методическом совете, организации кафедр, творческие группы педагогов, сетевые организации, сообщества и др. Данное развитие происходит при условии, что у самого педагога есть возможность проявить собственную исследовательскую позицию. Именно уровень выполнения исследовательской деятельности должен выводить педагога на получение новых способов и технологий педагогического исследования.
Литература:
1. Апазаова З.Н. Формирование исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии методом проектов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 13-16.
2. Бурлакова И.И. Контроль качества профессиональной деятельности преподавателя // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 10. - С.45-48.
3. Еранькина Л.Е. Исследовательская деятельность как фактор повышения профессиональной компетенции педагога // Региональная научно-методическая интернет-конференция «Формирование дополнительных компетенций и квалификаций педагогов профессионального обучения» (04.06. - 11.06.2015, г. Ханты-Мансийск) https://iro86.ru/images/documents/konf/Erankina.pdf
4. Качалов Д.В. Формирование исследовательской компетенции магистрантов технического вуза // СИСП. - 2015. - №2 (46). - С. 26-36.
5. Климентьева В.В. Развитие педагогической исследовательской компетентности магистранта филологического образования в процессе руководства школьным мультимедийным проектом: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 - Курск: Курский государственный университет.2009. - 24 с.
6. Лаптева Я.А. Модель развития исследовательской компетенции учителя: социокультурный подход // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-1. - С. 96-99.
7. Литвинова Е.Г. Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность» // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии: электронный научный журнал. - 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://si-sv.eom/_ld/0/28_zRH.pdf (дата обращения: 03.08.2017).
8. Сахарова В.И. Исследовательская компетентность педагога в условиях реализации профессионального стандарта // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 1 (25). - 2017. - С. 61-63.
9. Осипова С.И. Становление исследовательской компетентности учащихся в образовании: Монография / С.И. Осипова, Е.В. Феськова. - LAP.: Germany. - 2011. - 203 c.
10. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.004.pdf.
11. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось - 89», 2006. - 480 с.
12. Слепнева К.А. Исследовательская компетенция магистров по направлению «Педагогическое образование»: анализ понятий // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 1 (55). -Ч.3. - С. 56-58.
13. Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. - 2003. - 20 с.
14. Торкунова Ю.В., Упшинская А.Е. Формирование научно-исследовательской компетентности магистров // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 441-443.
15. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия. - 2011. - 25 с.
16. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетеностности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. - № 12. - 2011. - С. 115-119.
17. Цимерман Е.А., Бессмельцева Е.С. Формирование научно-исследовательской компетенции у магистрантов-менеджеров в процессе обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26935 (дата обращения: 27.02.2021).
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, профессор Певзнер Михаил Наумович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петряков Петр Анатольевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: КОНТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ
Аннотация. Актуальность статьи проистекает из необходимости обобщения опыта интенсивного развития технологий цифровой дидактики и практико-ориентированного образования в современных региональных вузах. Данные тренды обусловлены новыми вызовами для общественного развития различных стран, с которыми в настоящее время столкнулись университеты всего мира, такими как: усиление конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках научно-образовательных услуг, становление предпринимательской функции в качестве одной из ведущих в деятельности вуза. Авторы отмечают, что развитие современного регионального вуза невозможно без определения новых векторов плановых, управляемых, систематических изменений в области культуры, систем и поведения образовательной организации с целью повышения ее эффективности. В статье рассмотрена роль современных лабораторий в процессе реализации проектно-ориентированной модели обучения, связанная с проведением исследований различных аспектов цифровой трансформации образования, проектированием и внедрением технологий