Научная статья на тему 'Развитие научно-инновационного потенциала региона'

Развитие научно-инновационного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / METHODOLOGICAL ASPECTS / INNOVATION ACTIVITY / MODERNIZATION / THE EFFICIENCY OF THE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермашкевич Н.И., Щеликова Н.Ю.

В работе рассматриваются направления развития научно-инновационного потенциала региона. Для развития научно-инновационного потенциала необходимо решать вопрос повышения эффективности научно-инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-инновационного потенциала региона»

УДК - 332.01

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Н.И. Ермашкевич, Н.Ю. Щеликова

В работе рассматриваются направления развития научно-инновационного потенциала региона. Для развития научно-инновационного потенциала необходимо решать вопрос повышения эффективности научно-инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: методологические аспекты, инновационная деятельность, модернизация, эффективность управления.

Экономическое развитие регионов в современных условиях зависит от их научного и инновационного потенциала, определяемого уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии.

Научно-инновационный потенциал региона - это совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих субъектов региона обеспечить разработку, производство, восприятие и диффузию инноваций. Потенциал обеспечивает способность и готовность региона осуществлять инновационную деятельность. Способность - это наличие и сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности). Готовность - достаточность уровня развития потенциала (имеющихся ресурсов) для осуществления инновационной деятельности. Шкалы параметров готовности к ней могут изменяться в диапазоне от нуля до определенного максимума с позиции современных требований.

По нашему мнению, направления трансформации научно-инновационного потенциала в регионе могут рассматриваться в рамках двух основных направлений. Первое - переструктуризация его организационного оформления, нацеленного на готовый продукт - инновацию, а не на те или иные промежуточные стадии инновационного процесса или их сочетания. Организационно -управленческие фор потенциала становятся решающим фактором его эффективного использования в инновационном процессе. Второе направление - реконструкция потенциала в прикладной (отраслевой) науке, где сосредоточена большая его часть. Как правило, профильные отрасли региона становятся ядром, вокруг которого возникает соответствующий им научно-инновационный потенциал. Они его подпитывают и поддерживают в интересах своего развития. Отраслевой потенциал в регионе может быть источником структурной перестройки производства. Важнейшей составляющей научно-инновационного потенциала является кадровый состав инновационной деятельности. Инновационный процесс дает результат только при соответствующей квалификации персонала. Практика инновационного бизнеса убеждает, что необходимым условием эффективности инноваций является единство команды инноваторов, включенных в цепочку «ученый - предприниматель - бизнесмен».

Очевидно, что состояние научно-инновационного потенциала на любом уровне можно правильно оценить лишь в том случае, если инновационная деятельность рассматривается во взаимосвязи и взаимодействии с научно-технической и производственной деятельностью, т.е. когда наука, инновации и производство составляют единую органическую систему. Формирование из этих трех видов деятельности целостной системы «наука - научная идея - производство» и создает условия для инновационного развития экономики. Потенциал каждого из звеньев этой системы достигает максимальной эффективности не сам по себе, а лишь в тесном взаимодействии с другими. Понятно, что в рамках этой системы наука функционирует как непосредственная сила. В этом случае ресурсная составляющая научно-инновационного потенциала зависит от возможностей использования каждого ресурса в научно-инновационном процессе. Интенсификация инновационной деятельности позволяет повысить эффективность использования ресурсной составляющей, а, следовательно, и научно-инновационного потенциала в целом.

Основным принципом выделения ресурсных элементов научно-инновационного потенциала является их функциональная роль в инновационном процессе. Помимо кадровой, технико-технологической, информационной, организационной составляющих потенциала в условиях рыночной экономики важнейшее значение имеют финансовые ресурсы, обеспечивающие условия реализации остальных элементов и выполняющие роль их количественной оценки.

Научно-инновационный потенциал реализуется через функционирование инфраструктуры инновационной деятельности. Под научно-инновационной инфраструктурой понимается совокупность субъектов научно-инновационной деятельности (государственных учреждений, хозяйствующих предприятий и некоммерческих организаций), обеспечивающих реализацию организационо-экономического механизма научно-инновационной политики, способствующих преобразованию научных знаний в инновации, включая коммерциализацию научных исследований и разработок. К существующей научно-инновационной инфраструктуре относятся: центры трансфера технологий, инноваци-

онно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и другие организации.

Можно сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в создании и функционировании организаций, ее составляющих. Задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационно-активных предприятий. В связи с этим целесообразно предложить многоуровневую методику формирования инновационной инфраструктуры региона, схема которой приведена на рисунке 1.

Финансово-промышленные группы

Научно-технические ал ьянсы

Транснациональные компании

Консорциумы по разработке и реализации инновационных проектов

Промышленно-инновационные ассоциации

Интеграционный уровень: обеспечение горизонтальной и вертикальной интеграции промышленных предприятий в сфере реализации инновационных технологий

Центры трансфера технологий

Информационные центры и сети

Финансово-инвестиционные институты и фонды

Консалтинговые центры

Фонды венчурного финансирования

Центры экспертизы инновационных проектов

Функциональный уровень: организационно-экономическое обеспечение механизмов взаимодействия инновационной сферы и промышленного производства

^^-^^

Инновационно-технологические центры и парки Инновационно-промышленные комплексы Технологические кластеры Технико-внедренческие зоны Центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием

-

Технологический уровень: формирование условий для совершенствования технологической структуры промыш-

Вузы Научно-исследовательские институты Региональные научные центры академической, вузовской и отраслевой науки Региональные научные центры отраслевых академий Научно-координационные советы и центры

Научно-методологический уровень: формирование фундаментальной базы инновационного развития региона

Министерство экономики

Государственный научный центр

Региональные органы управления

Министерство промышленности

Институциональный уровень: разработка региональной инновационной политики и формирование инновационного климата

Рис. 1 - Методика многоуровневого формирования элементов научно-инновационной инфраструктуры региона

В целом, в рамках научно-инновационной политики необходимо решать вопрос повышения эффективности научно-инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансферт результатов

сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие предпринимательства в инновационной сфере. Современное состояние и уровень развития научно-инновационной сферы в России предполагает государственную поддержку и регулирование инновационных процессов в рамках научно-инновационной политики. Региональная научно-инновационная политика, как составная часть государственной научно-инновационной политики, также предполагает формирование мер поддержки и развития инноваций.

При этом на федеральном уровне решаются следующие задачи: законотворческая деятельность; поддержка инновационных проектов, имеющих стратегическое для страны значение; долевое финансирование региональных научно-инновационных проектов; создание и финансирование деятельности государственных органов поддержки научно-инновационной деятельности и другие. На региональном уровне: стратегическое и оперативное (в рамках своей компетенции) управление научно-инновационной сферой; финансирование региональных научно-инновационных проектов; поддержка «местных» инновационно-активных предприятий; привлечение внутренних и внешних инвестиций в инновационные проекты; налаживание внутренней и внешней кооперации и другие.

Практика поддержки инновационной деятельности в различных регионах России показывает, что региональная государственная структура, осуществляющая поддержку инновационной деятельности может функционировать в разных организационно-правовых формах. По нашему мнению, во многих российских регионах это могут быть саморегулируемые автономные организации (САО), созданные на основе кооперации научных и образовательных учреждений с производственными предприятиями и соответствующими государственными органами. Работа такой организации должна включать в себя два основных блока: создание общего благоприятного климата для ведения инновационной деятельности и целенаправленная поддержка приоритетных для региона направлений инновационного развития. САО должны быть переданы полномочия, позволяющие ей маневрировать средствами, объединять исследования и разработки фундаментальной и прикладной науки, координировать запуск в производство конкурентоспособной инновационной продукции, налаживать межрегиональную и международную кооперацию и т.п. Также они способны привлекать общественные организации, отдельных ученых и специалистов к решению социальных, экономических, экологических, технологических и других проблем региона.

Естественно, государственная поддержка научно-инновационной деятельности предполагает предоставление моральных и материальных преимуществ для лиц и хозяйствующих субъектов, ведущих инновационную деятельность в приоритетных областях (приоритеты устанавливаются соответствующими органами власти), а также экспортирующих инновационную продукцию.

Однако, разработанные механизмы прямого государственного участия через инвестиционные, инновационные, технологические и другие фонды не всегда обеспечивают результат даже в благоприятной экономической среде. Методами государственного воздействия на развитие науки и техники не удается в должной мере стимулировать инновационное инвестирование, в особенности на региональном уровне. В целом методы финансовой поддержки предпринимательских структур в регионе должны быть ориентированы на решение следующих задач: формирование максимально выгодных условий доступа предприятий к финансовым ресурсам; привлечение к финансированию субъектов инновационного предпринимательства максимально возможного числа и средств финансово-кредитных учреждений; минимизация рисков невозврата кредитных ресурсов для государственного инвестора и негосударственных финансово-кредитных учреждений; оказание помощи максимально большому числу эффективных инновационных предприятий, что сформирует импульс для развития всего хозяйства региона.

При этом неправильно понимать под финансовой поддержкой инновационной деятельности только создание источников финансирования. В целом, региональную систему финансовой поддержки научно-инновационной деятельности составляют источники формирования финансовых ресурсов, механизм аккумуляции средств, поступающих из этих источников, механизмы контроля и возвратности инвестированных средств.

Так, еще одной важной составляющей финансовой поддержки является предоставление налоговых льгот инновационно-активным предприятиям. Налоговые льготы могут предоставляться в виде: снижения налоговой ставки, предоставления отсрочки на уплату налога без начисления соответствующей пени, возможности выплачивать налоговые суммы в рассрочку и т.п. Администрация региона может уменьшать ставку единого налога и годовую стоимость патента в части сумм, поступающих в областной и местный бюджеты.

Одной из важных форм государственной поддержки можно считать разработку системы гарантий и страхования рисковых инвестиций для развития научной деятельности, предоставляемых

внешним инвесторам. Предприятия берут на себя ношу предпринимательского инновационного риска, а соответствующие региональные структуры выступают в роли финансовых посредников между инвестором и субъектами хозяйствования. Механизмом регулирования этих отношений по поводу разделения риска может выступать комплексное возвратное финансирование. При этом бизнес-структуры (банки, фонды, страховые компании) выступают в роли своего рода дилеров для размещения (поддержки) государственных «заказов», замыкая механизм возвратности денежных средств, вложенных в научные разработки.

Важной является и поддержка региональной администрацией инновационно-активных компаний при их участии в федеральных тендерах и при обращении в государственные «институты развития» путем предоставления гарантийных писем, подтверждающих благонадежность компании и заинтересованность региона в реализации представляемого инновационного проекта. Анализ практики стимулирования и сопровождения инновационных проектов показывает, что государственная поддержка необходима еще по одному направлению, а именно в сфере обеспечения информацией.

В рамках поддержки инновационной деятельности целесообразно развитие следующих направлений: создание специальных информационных центров в научно-технической и инновационной сферах; организация специальных информационных ресурсов (сайта, журналов и т.п.), посвященных вопросам развития инновационной деятельности в регионе, в которых освещалась бы актуальная информация о формах поддержки инноваций, ведущихся проектах, имеющихся запросах на разработки, возможностях получения инвестиций для научных разработок и т.д.; формирование единой базы данных по реализуемым в регионе инновационным программам и проектам и другие.

Важнейшей задачей для развития инновационной деятельности является поддержка единого маркетингового центра, где разработчики смогут получить консультацию о конъюнктуре рынка, об эффективных формах сбыта, о методах проведения рекламных кампаний и т.п. В целом очень существенную поддержку оказывают в регионах центры коммерциализации научных разработок, предоставляющие следующие консультационные услуги: по развитию бизнес-идеи, подготовке бизнес-плана, маркетингу, менеджменту, налогообложению, оплате труда, компьютеризации расчетов и др. Кроме того, они осуществляют юридическую поддержку, помощь в поиске и аренде помещений и оборудования, в проведении переговоров с потенциальными инвесторами, в составлении заявок в различные фонды и т.д.

Еще одной важной составляющей поддержки инновационной сферы со стороны государственных органов является подготовка кадров. Анализ текущей ситуации показал, что для активизации инновационной деятельности не хватает квалифицированных специалистов. Проблема эта не может и не должна решаться только в рамках развития инновационной деятельности, но ее решение должно быть увязано с интересами развития регионов.

Следующим направлением работ по поддержке инновационной деятельности в российских регионах является выработка целенаправленной политики развития нескольких выбранных приоритетных для региона направлений деятельности или кластеров. При определении приоритетов развития инновационной деятельности целесообразно отталкиваться от уже складывающихся в регионе инновационных кластеров. Под инновационным кластером понимается географически локализованная совокупность инновационно-активных субъектов экономической деятельности с мотивированными и устойчивыми кооперационными отношениями, образующими непрерывную систему получения, освоения в производстве, промышленного выпуска и реализации рыночного продукта в отдельном отраслевом сегменте.

Региональная поддержка инновационной деятельности в первую очередь должна проявляться в умении подготавливать, выносить на обсуждение и принимать региональные программы и проекты развития инновационной деятельности. Региональная научно-инновационная политика должна быть ориентирована на решение территориальных задач. Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы и проекты, направленные на повышение потенциала приоритетных для региона инновационных направлений, привлечение внутренних и внешних инвесторов, формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности и другие.

Важнейшее значение для реализации методов регионального регулирования инновационных процессов имеют территориальные (региональные) инновационные программы и проекты, соответствующие приоритетам развития территорий. Региональная программа поддержки инновационной деятельности - это документ, содержащий набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциала, улучшение экологической обстановки, создание продуктовых и технологических новшеств и др. В условиях рыночных отноше-

ний, характеризующихся множественностью форм собственности и соответствующих им свободных в выборе сфер деятельности товаропроизводителей, мотивами участия последних в региональных инновационных программах являются прибыльность регионального заказа и его обеспеченность финансовыми ресурсами и определенными льготами. Следовательно, основу формирования программы составляют добровольные договорные отношения между органами регионального управления и хозяйствующими субъектами. Эти отношения должны быть закреплены в нормативно-правовой базе, регулирующей подобные соглашения, что превращает последние в рычаг государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.

Особенностью государственного регулирования региональных инновационных программ и проектов выступает совмещение в лице региональных органов власти функций заказчика, инвестора и потребителя. Рыночным условиям формирования и реализации программ соответствует взаимная заинтересованность органов регионального управления и исполнителей, конкурсный отбор при размещении инновационного заказа, определении головных разработчиков и соисполнителей программных заданий.

Сейчас практически в каждом регионе есть региональные инновационные программы. Важно определить, что ставится во главу угла в таких программах и как они соотносятся с необходимостью формирования конкурентоспособности региона на инновационной основе.

Новые экономические и политические реалии в регионах (функционирование в научно-инновационной сфере самостоятельно хозяйствующих субъектов, регионализм и развитие местного самоуправления, демократизация организации научной деятельности) определили необходимость реформирования системы механизмов функционирования научно-инновационной сферы в регионе. Основные его направления заключаются в следующем:

1. Качественное изменение функций органов управления:

- федеральные органы управления: законотворческая деятельность; долевое финансирование региональных научно-инновационных проектов;

- региональные органы управления (комитеты, департаменты по науке и высшей школе): стратегическое и оперативное управление научно-инновационной сферой, финансирование региональных научно-инновационных проектов;

- общественные организации (союзы ученых, региональные отделения академий наук): привлечение ученых и специалистов к решению социальных, экономических, экологических, технологических и других проблем региона.

2. Наличие решений по реализации научно-инновационной политики в регионе:

- концепция (оценка научно-инновационного потенциала, стратегические цели, приоритеты и средства их достижения);

- стратегия (конкретизация стратегических целей и приоритетов и средств их достижения на срок от одного - двух до пяти лет);

- программа (адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий; направленных на достижение целей научно-инновационного развития региона).

3. Развитие функций региональных органов поддержки инноваций:

- прогнозирование (маркетинговое - выявление перспективных проблем, нормативное - определение путей решения проблем для достижения заданного состояния);

- планирование (формирование целей, приоритетов, средств их достижения);

- учет и контроль (выявление состояния и его сравнение с заданными целями);

- регулирование (корректировка целей, приоритетов, сроков и введение других изменений).

4. Изменение роли и методов управления:

- экономические методы становятся преобладающими (прямое, косвенное финансирование, кредитование, преференции, санкции);

- программно-целевые методы обеспечивают достижение целей при ограниченных ресурсах;

- административные методы воздействия на подчиненные региональным органам предприятия и на другие предприятия при нарушении ими природоохранного и трудового законодательства.

Проведенный анализ показал, что в России только формируется научно-инновационная политика как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из важнейших факторов успешности этой работы является налаживание ее организационно-экономического механизма.

In article directions of development of scientifically-innovative potential of region are considered. For development of scientifically-innovative potential it is necessary to solve a question of increase of efficiency of a scientifically-innovative infrastructure.

The key words: methodological aspects, innovation activity, modernization, the efficiency of the management.

Список литературы

1. Абрамов С.А. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инновационный тип развития // Финансы и кредит. 2010. № 4.

2 Зангеева С.Б. Технопарки и техноэкополисы как основа национальной инновационной системы / Зангеева С.Б., Филин С.А. // Инновации. 2008. № 6.

3 Остапчук И.Г. Риск инновационной деятельности // Управление риском. 2009. №1.

4. А.Ж. Инновационная экономика и стандартизация / А.Ж. Якушев // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 14.

5. Янченко Р.А. Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ: научное издание / Р.А. Янченко. - М.: Благовест-В. 2009. 320с.

Об авторах

Ермашкевич Н.И. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-natalya@hotmail.com.

Щеликова Н.Ю. - ассистент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, shelnat1812@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.