УДК: 93/99 (7 Сое)
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ США В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
© 2012 В. В. Колупаева
аспирант 3 года обучения, каф. всеобщей истории, e-mail: alent-tv@yandex. ru
Курский государственный университет
Статья посвящена современным проблемам развития системы национальных парков США. Она начала формироваться в последней трети XIX столетия и в настоящее время является предметом законной гордости американцев. В то же время современный период развития национальных парков связан с целым рядом вызовов и угроз, порожденных мировым экономическим кризисом, глобальными процессами изменения климата и различными загрязнениями почвы, водоемов и атмосферы, что является предметом рассмотрения в данной работе.
Ключевые слова: история США, национальные парки, законы США о
национальных парках, Служба национальных парков, экология, рейганомика, глобализация, мировой кризис, охрана природы, общественные движения в защиту природы.
Национальные парки в США являются законной гордостью американцев, некоторые из них называют, как в Великобритании, «сокровищами короны». Самый первый из них - Йеллоустоунский национальный парк был создан первым в мире, еще в 1872 году. В 1916 году Конгрессом США был принят закон о создании Службы национальных парков, федерального агентства при Департаменте внутренних дел, которой подчинены национальные парки и монументы, заповедники и исторические объекты, находящиеся под охраной государства. В 2016 году Служба национальных парков будет отмечать 100-летие своей деятельности. Вместе с тем в отечественной исторической науке отсутствуют специальные исследования, посвященные как истории национальных парков США, так и проблемам современного периода их развития. Цель данной статьи - рассмотреть современное развитие национальных парков США и проблемы, возникающие в данной сфере, в конце XX века и в начале XXI столетия.
Несомненно, что XXI столетие явилось новой страницей в истории и развитии национальных парков. Проблемы, связанные с процессом глобализации и угрозами экологии, мировым финансовым кризисом, не могли не привести к серьезным последствиям, опыт устранения которых может быть полезен для других стран.
Одной из постоянных проблем для системы национальных парков всегда являлось федеральное финансирование, утверждаемое конгрессом. Как правило, именно за счет бюджетных средств покрывается значительная часть расходов на содержание службы национальных парков. Однако с приходом к власти сторонников так называемой «рейганомики» не только финансирование, но и само существование национальных парков оказалось под угрозой. 20 января 1981 года Рональд Рейган вступил на пост президента, обещая налоговые льготы и ограничение финансовых полномочий правительства. В соответствии с этими принципами назначенный Рейганом на пост министра внутренних дел Джеймс Уотт прямо заявил, что не одобряет территориальное расширение национальных парков, прежде всего в штате Аляска. Он также рекомендовал уменьшить федеральные расходы на их нужды. С точки зрения Уотта, главная проблема состояла в том, что парки слабо занимались привлечением туристов и самостоятельным зарабатыванием средств. Недостаточное
количество посетителей, по его мнению, объяснялось тем, что они были плохо приспособлены для их приема, не имели соответствующей развитой инфраструктуры. Ни президент, ни министр не считали, что природу следует сохранять ради нее самой [Steinhart 1981]. Уотта отличало откровенное презрение ко всему, связанному с экологией. Он выступал лишь за поддержание существующей системы, соблюдение традиции. Возможно, что такая политика «вынужденной экономии» бюджетных средств и поощрение самофинансирования была бы оправданной в начале 1980-х годов, если бы не нарастание проблем, связанных с дальнейшей индустриализацией и глобализацией.
Потепление мирового климата, растущее загрязнение атмосферы, почвы и водных ресурсов Америки стали чрезвычайно серьезной угрозой дальнейшему существованию национальных парков. Даже самые знаменитые заповедники страны оказывались в серьезной опасности из-за загрязнения воздуха и несанкционированной обработки земель фермерами. Отказ от расширения территории национальных парков вместе с жесткими мерами экономии, как считают американские исследователи, не способствовали решению нарастающих проблем [Foresta 1983: 175-176]. На Юго-Западе эксперты-экологи отмечали загрязнение атмосферы и ухудшение видимости в Гранд-каньоне, Брайсе, Сионе, Каньонных Землях и соседних национальных памятниках природы. В 1980 году ученые заявили, что «неиспорченный» воздух пустыни в Аризоне можно наблюдать только один раз в три дня из-за испарений плавильных печей и угольных электростанций, обеспечивавших растущую урбанизацию в регионе [Anderson 1980].
В докладе конгрессу под названием «Состояние парков - 1980» служба национальных парков констатировала, что внешние угрозы национальным паркам составляли самую серьезную опасность для их будущего. «Природные районы 63 национальных парков общей площадью более 30 тыс. акров в среднем подвержены уровню угрозы загрязнения почти вдвое большему, нежели нормальный», - так начинался этот документ. В качестве первоочередных примеров приводились
Йеллоустоун, Йосемити, Грейт-Смоки-Маунтинс, Эверглейдс и Глейшер. Отмечая изменения в каждом из них, доклад констатировал: «Эти великие парки некогда были районами, окруженными и защищенными обширными неосвоенными территориями. Сегодня окружающие их буферные зоны постепенно исчезают и многие из этих парков испытывают значительные и широко распространенные негативные воздействия, связанные с внешним вторжением» [State of the Parks 1980].
Защитникам природы постоянно приходилось выступать против различных проектов властей, связанных с проблемами урбанизации и расширением индустриальной сферы. Так, большую тревогу у них вызвало предложение
муниципалитета Сан-Франциско сдать в аренду национальный лес Тарги,
примыкающий к Йеллоустоуну, под крупную геотермальную электростанцию. Центр предполагаемой станции располагался бы всего лишь в 15 милях от Верхнего бассейна гейзеров и гейзера «Старый служака». Ученых волновал вопрос, насколько тесно связаны геотермальные системы парка и леса. В случае реализации проекта
строительства геотермальной электростанции использование водных ресурсов окружающих лесов могло привести к истощению гейзеров парка. Лесная служба США в своем заявлении в 1980 году признавала, что гейзеры Йеллоустоуна могут быть утрачены. В заявлении констатировалось: «Точные границы геотермальных
резервуаров Йеллоустоуна неизвестны. Следовательно, трудно сказать, какая связь существует (если она есть) между возможными геотермальными ресурсами... и термальными зонами вне парка, а также какие негативные эффекты могут впоследствии возникнуть» [U.S. Department of Agriculture 1980].
Национальным паркам, составляющим только часть более широкой экосистемы, угрожала незащищенность прилегающих территорий. Так национальный парк Йеллоустоун зависел от окружающей его территории, включающей миллионы акров национальных лесов, неосвоенных земель и частных владений. Защищаемая экологами концепция «большого Йеллоустона» была особенно важна для сохранения популяции диких животных. Например, как считали экологи, чтобы медведи-гризли вообще могли выжить в континентальных районах США, в правилах использования земель, прилегающих к национальным паркам Йеллоустон и Глейшер, следовало учитывать потребность медведей в свободном перемещении [Chase 1983]. Поэтому ученые отстаивали идею расширения охраняемых территорий национальных парков.
Рейгановская администрация постоянно блокировала соответствующие предложения экологов, ссылаясь на недостаток финансовых средств. Даже отставка министра Уотта в 1983 году, которой добивались экологи, ничего не изменила, поскольку его преемник Уильям Кларк продолжал ту же политику в отношении национальных парков.
Экологи настаивали на том, что национальные парки не должны зависеть от прибылей, связанных с туристской деятельностью, которая сама по себе могла стать самой серьезной угрозой самому существованию природных заповедников. Огромный, трудно контролируемый поток посетителей в любом случае наносил непоправимый ущерб экосистеме. В 1872 году население США составляло всего 40 млн чел. В 1915 году Йеллоустоун, самый популярный национальный парк страны, принял 50 тыс. посетителей. На пороге XXI века численность населения США приблизилась к 300 миллионам. Число посетителей Йеллоустоуна превысило 3 млн чел. в год [Frome 1992: 74].
Биологи серьезно сомневаются, что дикая природа сможет сохраниться даже в самых больших парках в новых условиях. Серьезной угрозой стали также лесные пожары, чаще всего возникающие по вине человека. Летом и осенью 1988 года старейший национальный парк Йеллоустоун пострадал от серии беспрецедентных лесных пожаров. Сгорела примерно треть его лесных массивов. Затраты на тушение пожаров превысили 100 млн долл.; число людей, борющихся с огнем, составляло несколько тысяч, включая лесничих, военных и национальную гвардию [Runic 1989: 86-87]. Справиться с пожарами удалось только к зимнему периоду, когда выпал снег. Многие СМИ провозгласили тогда, что природный ландшафт пострадал необратимо [Bartlett 1988].
Йеллоустоунский пожар вызвал серьезные дебаты в обществе. Для большинства американцев Йеллоустоун все еще является далекой сказочной «страной чудес». Они с облегчением восприняли то, что лесные массивы около гейзеров и водопадов не были затронуты огнем. Но ученые-биологи настаивали на необходимости сохранения нетронутой природной среды и восстановления не только лесов, но также их флоры и фауны. В результате непродуманной человеческой деятельности в Йеллоустоуне исчезли волки; под угрозой исчезновения оказались гризли. Необходимы были срочные меры по спасению их популяции. В 1995 году была предпринята попытка восстановить популяцию волков, что было встречено в штыки местными жителями, считавшими, что хищники уничтожают их скот. Администрации Йеллоустоуна пришлось согласиться компенсировать жителям окрестностей их потери, но одновременно сотрудники парка занялись просветительской деятельностью, поскольку только создание «Большого Йеллоустона» могло помочь в сохранении природной среды [Robbins 1995].
Важным поворотом в общественном сознании американцев явилось понимание, что сохранение общенационального достояния - задача не только экологов. Общество должно было осознать огромное значение национальных парков как в настоящем, так и
в будущем, а для этого было необходимо изучение исторического опыта их существования. В американской исторической науке появляется новое направление -история окружающей среды. Важнейшей темой исследований стало изучение истории охраны природы. Появляются первые работы на эту тему: «Йеллоустон: осажденная природа» Ричарда Бартлетта и «Олимпийское поле битвы: силовая политика сохранения строевых лесов» Карстена Лайена [Bartlett 1985; Lien 2000]. Эти историки считали, что служба национальных парков допускала и допускает множество ошибок, поскольку недостаточно внимательно прислушивается к мнению ученых-экологов и биологов.
Защитники природы настаивали на создании новых национальных парков, но последней благоприятной возможностью для этого располагал лишь пустынный Юго-Запад. Гражданские активисты объединились в борьбе за создание национальных парков и природоохранных зон в пустыне. Они надеялись, что конгресс примет соответствующее решение, и настойчиво добивались от конгрессменов изменения их общей позиции, сложившейся под влиянием сторонников «рейганомики». В 1994 году был принят Акт о защите пустынь Калифорнии, который ограничил использование там внедорожного транспорта и расширил охраняемые зоны. Йеллоустоун потерял статус самого большого национального парка страны. Национальный монумент «Долина Смерти», переименованный в национальный парк, стал больше Йеллоустоуна почти на миллион акров [Reisner 1986].
В создании новых заповедников решающее значение имело то, что речь шла о землях, считавшихся бесполезными для хозяйственных целей. Именно поэтому был преобразован в национальный парк Национальный монумент Сагуаро на юге Аризоны. В других местах, даже в пустыне, верх брали законы коммерции. В частности, на востоке пустыни Мохаве в Калифорнии все еще продолжались горные разработки и выпас скота, занятие охотой [Egan 1994]. Индейцы тимбиша (из группы шошонских племен) попросили предоставить им землю. В соответствующем акте конгресса им было выделено несколько тысяч акров в Долине Смерти как компенсация за ущемление прав их предков [U.S. Statutes at Large 2000]. В 1994 году канадская корпорация «Норанда Минералс Инкорпорейтед» обратилась к американскому конгрессу с просьбой о разрешении разработки крупных золотых и серебряных жил близ Кук-сити (Монтана), всего лишь в двух милях от северо-восточной границы Йеллоустоуна. Просьба была удовлетворена, несмотря на то что новые технологии добычи драгоценных металлов наносили прямой ущерб природе. Одна из технологий, использовавшая цианид для выщелачивания, позволяла извлекать из нескольких тонн бедной породы унцию золота. Отвалы и резервуар токсичных вод разрастались прямо на водоразделе, питающем Йеллоустоун [Egan 1994]. Шахта «Новый свет» находилась вне территории парка, но входила в «Большой Йеллоустон». Независимо от принятых предосторожностей, происходящее на шахте влияло на всю экосистему. Экологи добивались закрытия шахты, но корпорация требовала солидной компенсации. В августе 1996 года президент Билл Клинтон объявил о достигнутом соглашении с «Норандой». Компания соглашалась закрыть шахту «Новый свет» и отказаться от претензии на земли близ Йеллоустоуна в обмен на 65 млн. долл. и на другие земли из федеральной собственности [Broder 1996]. Американские законы о разработке недр, сохранявшиеся с XIX века, все еще мешали охране природы. Необходимы были изменения в законодательстве, и не только в связи с хозяйственной деятельностью.
Нерешенной проблемой оставалась подчиненность национальных парков разным ведомствам, так как вновь создаваемые заповедники остаются в распоряжении тех федеральных агентств, которые изначально распоряжались выделяемыми землями. Так, национальный монумент «Гранд Стэйркейс-Эскалант» (Юта) площадью в 1,9 млн
акров остался в распоряжении Земельного бюро, а это сохраняет угрозу, что какая-нибудь компания может добиться от бюро права хозяйственного использования этих земель. Из 21 национального заповедника, созданного при президенте Клинтоне (19932001 гг.), лишь семь оказались под контролем службы парков [U.S. Department of the Interior 2009]. Экологи и гражданские активисты считают это угрозой национальным паркам и заповедникам. Они требуют, чтобы все они перешли под управление службы парков, а не федеральных агентств, имеющих различные функции.
Национальные парки в XXI веке подвергаются серьезным угрозам в связи с изменением климата планеты и глобальным загрязнением. В 2007 году ученые, изучавшие влияние глобального потепления в национальном парке Глейшер (Монтана), признали, что глетчеры, давшие ему имя, почти исчезли. «USA Today» писала: «Последний официальный отчет в 1998 году установил число глетчеров в этом парке в 27, в то время как сто лет назад их было 150. Глетчер Гриннел потерял 14 акров - 9% своей площади - всего за последние 24 месяца» [Jamison 2007]. К 2030 году глетчеры, по всей видимости, исчезнут окончательно [U.S. Department of the Interior 2003]. Национальный парк Эверглейдс, в свою очередь, страдает от подъема уровня моря и в будущем будет полностью потерян [Botkin 1990: 28-30]. Разумеется, серьезнейшей проблемой остается федеральное финансирование, поскольку США вступили в затяжной экономический и финансовый кризис, переходящий в рецессию.
Самые оптимистичные прогнозы американских экологов начинаются с утверждения, что национальные парки - это долговечное завоевание. Однако вызовы и угрозы, порожденные индустриальной цивилизацией, процессы глобализации, вызывающие необратимые изменения климата, оказываются чаще всего
неразрешимыми проблемами для сохранения той замечательной системы национальных парков, которая создавалась в Америке десятилетиями. Можно лишь надеяться, что угрозы XXI в. не уничтожат былые достижения, что ценный опыт борьбы гражданских активистов будет востребован и дальше, и не только в США, но и за их пределами.
Библиографический список
Anderson G. Coal: Threat to the Canyonlands // Living Wilderness. 1980. № 41. P. 411.
Bartlett R.A. Yellowstone: A Wilderness Besieged. Tucson: University of Arizona Press, 1985. 437 p.
BartlettR.A. Nature Is the Least of Yellowstone’s Adversaries // Los Angeles Times. 1988. September 26.
Botkin D.B. Discordant Harmonies: A New Ecology for the Twenty-First Century. N.Y.: Oxford University Press, 1990. 241 p.
Broder J.M. Clinton Unveils Deal to Stop Yellowstone Mine // Los Angeles Times. 1996. August 13.
Chase A. The Last Bears of Yellowstone // Atlantic Monthly. 1983. № 251. P. 63-73
Egan T. New Gold Rush Stirs Fears of Exploitation // New York Times. 1994. August 14.
Egan T. New Parks Mix Public and Private, Uneasily // New York Times. 1994. December 26.
Foresta R.A. America’s National Parks and Their Keepers. Washington: B.C.: Resources for the Future, Inc., 1983. 290 p.
Frome M. Regreening the National Parks. Tucson: The University of Arizona. Press, 1992. 280 p.
JamisonM. Warming Climate Shrinking Glacier Park’s Glaciers // USA Today. 2007. October 11.
Lien C. Olympic Battleground: The Power Politics of Timber Preservation. 2nd ed. Seattle: Mountaineers Books, 2000. 464 p.
ReisnerM. A Decision for the Desert // Wilderness. 1986. № 50. P. 33-53.
Robbins J. Return of Wolves to West Brings Back Fear and Anger // New York Times. 1995. December 29.
Runic A. Man Bites Dog in Yellowstone: The Fire Books of 1989 // Montana: The Magazine of Western History. 1989. № 39. P. 76-89.
State of the Parks - 1980: A Report to the Congress. U.S. Department of the Interior, National Park Service. May 1980 [Сайт]. URL:
http://www.cr.nps.gov/history/online books/anps/anps 7g.htm (дата обращения: 21.02.2012)
Steinhart P. Interior Motives: Will Watt Get His Way in the Parks? // Los Angeles Times. 1981. May 3.
U.S. Department of Agriculture, Forest Service. Final Environmental Impact Statement of the Island Park Geothermal Area, Idaho-Montana-Wyoming. January 15. 1980 [Сайт]. URL: https://fs.usda.gov/Internet/FSE.../stelprdb5349345.pdf (дата обращения:
21.02.2012)
U.S. Department of the Interior, National Park Service. National Park Service Natural Resource Year in Review - 2002. Washington, 2003 [Сайт]. URL:
http://nature.nps.gov/publications/yir.cfm (дата обращения: 2.03.2012)
U.S. Department of the Interior. National Park Service. National Monument Proclamations under the Antiquities Act. William J. Clinton. 2009 [Сайт]. URL: http:// www .nps. gov/hi story/history/hisnps/npshistory/monuments. htm (дата обращения: 27.01.2012).
U.S. Statutes at Large. N 114. Washington, 2000 [Сайт]. URL:
http://constitution.org/uslaw/sal/sal.htm (дата обращения: 27.01.2012).
Watkins Т.Н. James Gaius Watt: An Idea Whose Time Has Gone // Living Wilderness. 1981. № 45. P. 34-48.