Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ'

РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
народное творчество / народные художественные промыслы / государственная стратегия развития народного творчества / folk art / folk art crafts / the state strategy for the development of folk arts and crafts

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексунин В. А., Черная М. А.

В статье раскрывается понятие народных художественных промыслов, анализируется развитие этих промыслов в России, дана классификация товаров народных промыслов (ТНП). Приводятся положения государственной стратегии развития народных помыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS

The article reveals the notion of folk art crafts, analyzes the development of these fisheries in Russia, and classifies the goods of folk crafts. Provisions of the state strategy of development of folk art crafts.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ»

CULTUROLOGY

РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ

Алексунин В.А.

Российский государственный гуманитарный университет, профессор, кандидат экономических наук (профессор кафедры маркетинга и рекламы)

Черная М.А.

Российский государственный гуманитарный университет, доцент, кандидат технических наук (доцент кафедры маркетинга и рекламы)

DEVELOPMENT OF RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS

Aleksunin V.A.

Russian State University for the Humanities, PhD, professor (Professor, chair of marketing & advertising)

Chernaya M.A.

Russian State University for the Humanities, PhD, (Assistant professor, chair of marketing & advertising) Аннотация

В статье раскрывается понятие народных художественных промыслов, анализируется развитие этих промыслов в России, дана классификация товаров народных промыслов (ТНП). Приводятся положения государственной стратегии развития народных помыслов. Abstract

The article reveals the notion of folk art crafts, analyzes the development of these fisheries in Russia, and classifies the goods of folk crafts. Provisions of the state strategy of development of folk art crafts.

Ключевые слова: народное творчество, народные художественные промыслы, государственная стратегия развития народного творчества.

Keywords: folk art, folk art crafts, the state strategy for the development of folk arts and crafts.

Народные промыслы являются визитной карточкой и неотъемлемой частью культуры народов, населяющих территорию России. Культура народных промыслов отражает коллективное мировоззрение и исторические традиции. Еще издавна, русские люди украшали свои жилища разными поделками не просто для красоты; - каждая вещь имела практическое значение, так как была выполнена из природных материалов - дерева, глины и камня и применялась в домашнем хозяйстве. Технология изготовления и их секреты передавались по наследству, что делало вещи произведениями искусства. Россия - это одна из немногих стран, которая сумела достаточно полно сохранить технологии изготовления таких товаров. Народные художественные промыслы выступают в качестве традиционного народного искусства и их значение выходит за рамки регионального масштаба.

Современные народные художественные промыслы внесены в Российский классификатор отраслей народного хозяйства внешнеэкономической деятельности, в котором выделяются, как отрасль непроизводственной сферы культуры и искусства. Такая группировка предприятий и организаций по отраслям позволяет выяснить экономическую эффективность их производства, роль для культуры страны.

Сегодня, многие художественные народные промыслы выживают в непростых экономических условиях и требуют серьезной поддержки государ-

ства. Поэтому, в целях сохранения народных художественных промыслов и по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России» для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году. Сейчас Ассоциация объединяет более 250 организаций из 62 регионов страны, имеет 10 учебных заведений и несколько специализированных магазинов-салонов. Ассоциация сотрудничает с Московским научно- исследовательским институтом художественной промышленности (включающим Музей народного искусства с его уникальной коллекцией произведений народных мастеров) и Нижегородским научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом. Совместно с Торгово-промышленной палатой России была принята дорожная карта развития народных художественных промыслов на период до 2010 года, так как ряд уникальных промыслов уже утрачен. В комплекс мер, направленных на сохранение и развитие народных промыслов, входит финансирование, которое составит 450 млн рублей в 2017 году и 615 млн. рублей в 2018 году. Кроме того, из средств федерального бюджета будет возмещена часть затрат на энергоресурсы, сырье, материалы, перевозки, закупку технологического оборудования и запасных частей. Установлена льгота по налогу на добавленную стоимость для изделий признанного художественного достоинства. Предприятия народных промыслов смогут получить фи-

нансирование в рамках субсидий, так как они играют важную составляющую культуры и самоидентификации народа. Совершенствуется законодательная база.

Среди всемирно известных промыслов, составляющих национальную гордость России являются следующие промыслы: роспись, изделия из ткани, игрушки, и изделия из металла (рис. 1).

Рис. 1. Основные виды народных промыслов России

Центры народных промыслов находятся в разных регионах России. Выделяют центры народного искусства, занимающиеся росписью - это Гжель, Жостовская роспись, Тагильский поднос, Палехская миниатюра, Федоскинская миниатюра, Хох-ломская и Городецкая роспись по дереву, гжельский фарфор и майолику, кисловодский, вербил-ковский фарфор, ростовскую и сольвычегодскую финифть, Скопинскую и Псковскую керамику. Изделия из ткани - Вологодское и Елецкое кружево, Павловопосадские шали, Крестецкая строчка, Ниж-

нетагильские, Торжокские золотошвейные изделия. Игрушки: Богородскую и Беломорскую резьбу по дереву, Жбанниковская игрушка, Дымковская игрушка. Изделия из металла: Кубачин-ские и Великоустюжские ювелирные украшения, изделия Златоустовских и Тульских оружейников, а также резные изделия из кости Холмогорские, Чукотские и Тобольские.

На приведенных ниже рисунках показаны типичные образцы наиболее популярных народных промыслов.

Богородская резьба

1. Резьба и роспись по дереву

Хохломская роспись

The scientific heritage No 25 (2018) 5

Городецкая роспись Загорская матрешка

2. Художественная керамика

Гжельская керамика Дымковская игрушка

Каргопольская игрушка Филимоновская игрушка

3. Резьба по кости

Чукотский косторезный промысел Холмогорская резьба по кости

Тобольская резьба по кости

Хотьковский косторезный промысел

4. Художественная обработка камня

Хаджохский завод (Красноярский край)

"Русские самоцветы" Тувинский камнерезный промысел

Завод «Борнуковская пещера» (Нижегородская область)

Кунгурский завод художественных изделий (Пермская область)

5. Художественная обработка металла

Великоустюжское черневое серебро Ростовская финифть

Казаковская филигрань

Мстерский промысел

6. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись

Уральские расписные подносы Жостовские расписные подносы

Холуйская лаковая живопись

Федоскинская лаковая живопись

Палехская лаковая живопись Мстерская лаковая живопись

7.Кружевоплетение

Вологодское кружево Вятское кружево

Для продвижения и сохранения наследия ответствии с Приказом Министерства промышлен-народных художественных промыслов был разра- ности и торговли Российской Федерации от 19 ботан проект стратегии развития до 2020 года, в со- марта 2013 года № 354. Стратегия имеет свою цель,

задачи и периоды выполнения.

Таблица 1

Основные положения стратегии развития народных помыслов_

Наименование параметра Содержание параметра

Цель стратегии • сохранение и развитие народных художественных промыслов; • сохранение самобытности и универсальности материального и нематериального культурного наследия; • ресурс развития туризма и образования

Задачи стратегии • разработать эффективные меры по реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие народных художественных промыслов (определить приоритетные направления государственной поддержки); L разработать кардинальные меры в части организации, информационного и экс-пертно-аналитического обеспечения, популяризации и продвижения на внутренний и внешние рынки, координации целевой межведомственной деятельности; Г разработать пути решения проблем и приоритетные направления развития (сформировать стратегические и тактические цели и модели развития)

Сроки реализации • I этап: 2015-2016 годы • II этап: 2017-2018 годы • III этап: 2019-2020 годы

Ожидаемые результаты (не менее, чем на 20%). L создание устойчиво развивающегося сектора экономики путем реализации предложенных мер государственной поддержки.

Механизм реализации стратегии

1_ интеграция в сферу туризма путем создания специализированных туристских комплексов (СТК) в местах традиционного бытования и других инвестиционных проектов по поддержке и созданию перспективных туристских комплексов. 1_ укрепление положительного образа России в мире в информационном поле и культурном пространстве путем создания специализированного Интернет-портала, усиления выставочной и ярмарочной деятельности в России и за рубежом. 1_ выполнении мероприятий в области организационного, инновационного и инвестиционного развития, а также мероприятий, предусмотренных государственными, ведомственными целевыми и региональными программами_

Использование креативных технологий в сфере народных промыслов должно строиться на комплексной системе мероприятий по продвижению и популяризации продукции и их национальной идентичности. Учитывать географическое расположение, природную и культурную специфику регионов. Традиционные материалы изготовления и уникальные технологии. Художественное совершенство изделий и соответствие их образу искусства.

Изделия НХП должны способствовать удовлетворению различных потребностей населения России. Для этого необходимо создать новую классификацию изделий. Например, изделия для подарочных фондов органов власти всех уровней и международных корпораций; для пополнения музейного фонда Российской Федерации; изделия для активного продвижения потребителям; изделия постоянного информационного присутствия; сувенирная региональная продукция. Все изделия должны быть ориентированы на различные целевые аудитории и являться неотъемлемой частью рекламных и PR-компаний. Соответствовать стратегиям коммуникаций и отличаться от рекламной продукции конкурентов. Иметь уникальные особенности, выраженные в технологическом процессе изготовления, материале изготовления, способе и технике росписи или резьбы. Товар должен обладать оригинальностью, новыми стилевыми решениями и в тоже время влиять на воображение и

запоминаемость, отражать коллективный характер народного искусства. Отражать коллективное мировоззрение и обязательно нести на себе отпечаток личности мастера. Выполнен на высоком профессиональном уровне, обладать уникальными характеристиками, отличающими его от товаров конкурентов.

Такими отличительными чертами обладают практически все товары народных художественных промыслов, они известны во всем мире, как брен-довые товары.

В настоящее время, инновационный сценарий продвижения изделий товаров народных художественных промыслов, основывается на поэтапном внедрении современных информационных технологий за счет государственного и частного партнерства. В рамках первого этапа стратегии развития намечается усовершенствование нормативно-правовой базы; упорядочение мер государственной поддержки; укрепление бренда народных художественных промыслов России. На втором этапе стратегии будут выработаны способы и методы продвижения продукции на внутренних и внешних рынках, что должно привести к устойчивому спросу на изделия. Третий этап характеризуется развитием инфраструктурных преобразований в сфере народных промыслов и связан инвестиционными проектами.

Таблица 2

Характе ристика этапов развития народных художественных промыслов

Наименование этапа Содержание этапа

I этап: 2015-2016 годы • создание базы данных организаций, занимающихся производством, продвижением и сбытом изделий НХП, • упорядочение мер государственной поддержки НХП; • укрепление брендов организаций НХП и изучение возможностей создания и внедрения единого бренда народных художественных промыслов России (как знака качества продукции НХП), • обеспечение эффективности целевого бюджетного финансирования; • укрепление кадрового потенциала, развитие системы подготовки кадров для НХП.

II этап: 2017-2018 годы • новые рынки сбыта изделий НХП, • обеспечены условия для продвижения на внутренние и внешние рынки бренда народных художественных промыслов, • повышение устойчивого спроса на изделия НХП, • создание новых рабочих мест в местах традиционного бытования НХП, • подготовка проектной и инвестиционной документации перспективных мест для развития СТК в местах традиционного бытования НХП.

III этап: 2019-2020 годы • инфраструктурные преобразования в сфере НХП, •общеотраслевые инвестиционные проекты

Ассоциация «Народные художественные промыслы России» способствует сохранению и устойчивому их развитию в стране и на международной арене с 2015 года. Народные умельцы привлекаются в участие в тематических смотрах и конкурсах, к выполнению уникальных работ для музейного фонда, а также к участию в отечественных и зарубежных выставках. Все эти мероприятия поводятся под логотипом ассоциации. Многие региональные выставки стали культурным наследием регионов. Организуются выставки для дипломатических представительств. Осуществляет функционирование Интернет-портал, который обеспечит представителей ассоциации и потребителей информацией. На портале обсуждаются социальные проблемы, периоды проведения выставок и фестивалей, конкурсов, ведется учет трендов про-мышленностей и культуры. Создаются пилотные проекты по интеграции народных художественных промыслов в сферу туризма.

Список литературы

1. Геобрендинг: практическая коммуникация в продвижении территорий. - Европейский институт паблик рилейшнз (IEERP), Париж: L, Harmattan, 2014. - С. 51, 53.

2. Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры. - СПб. Лань, 2013. - С.75.

3. Шауро Г. Ф., Малахова Л. О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. - Издательство: РИПО, 2015. -176 с.

4. Шокорова Л.В. Художественные промыслы Сибири // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 6. - С. 85-87; [Электронный ресурс] URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=5196

5. Перспективы развития народных художественных промыслов обсудили на фестивале «Ярославский базар - 2017», [Электронный ресурс] URL: https://yarreg. ru/articles/perspektivy -razvitiya-narodnyh-hudojestvennyh-promyslov-obsudili-na-festivale-yaroslavskiy-bazar-201/

6. Проект «Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года» разработана в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 354, [Электронный ресурс] URL: http:// nkhp.ru/docs/psr_nkhp.doc

7. Источники приведенных в статье иллюстраций:

http://stranamasterov.ru/img4/icraft2013/08/18/1 _0jpg

http://rcnydev. net/wp-content/uploads/2015/04/52586_900.jpg http://art-olonya. ru/olony68. html https://www.podhohlomu.ru/?yclid=4387298647 788490815

http://www.ocnt.isu.ru/decor/lak.htm

http://zhostovo.ru/

http://art-assorty.ru/380-paleh.html

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В Г.УССУРИЙСКЕ: АНАЛИЗ

СИТУАЦИИ

Назарова А.М.

Бакалавр культурологии

MONUMENTS OF ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING IN USSURIYSK: SITUATION

ANALYSIS

Nazarova A.M.

Bachelor of cultural studies

Аннотация

В статье анализируется опыт сохранения и использования памятников архитектуры и градостроительства в г. Уссурийске. Рассматриваются варианты успешного встраивания объектов в социокультурную и экономическую жизнь города, а также выявляются основные проблемы, существующие в данной области.

Abstract

The article examines the experience of preservation and use of architectural monuments in Ussuriysk. The variants of successful integration of objects in social, cultural and economic life of the city are considered, also the main problems of this area are revealed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: культурное наследие, памятники архитектуры

Keywords: cultural heritage, architectural monuments

Уссурийск - второй по величине город Приморского края, основан в 1866 г., входил в список исторических поселений Российской Федерации [13], благодаря своеобразию облика и наличием таких характерных особенностей, как выразительность общего силуэта города, особая живописность

городских улиц и ландшафта, необычная топография, однако, был исключен в связи с его сокращением в 2010 г. [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.