Научная статья на тему 'Развитие налогового планирования в мировой экономике в современных условиях глобализации'

Развитие налогового планирования в мировой экономике в современных условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие налогового планирования в мировой экономике в современных условиях глобализации»

Налоговое планирование

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

II. В. ВОРОНИНА,

кандидат экономических наук, доцент, консультант по налогам и сборам

В.А. БАБАНИН,

кандидат экономических наук, консультант по налогам и сборам

ОАО «ЛУКОЙЛ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ускорение и все большее развитие тенденций глобализации способствует расширяющемуся использованию методов налогового планирования. Как отмечает известный экономист В.А. Мачехин: «распространение практики оптимизации налоговых платежей, особенно в условиях интернационализации развивающегося мирового хозяйства, привело к тому, что для многих налогоплательщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособность их продукции»'. По нашему мнению, историческая эпоха бурного развития налогового планирования во всем мире начинается с 60-х гг. XX в. и продолжается по сей день. В этот же период были сформированы основные виды специализации офшорных юрисдикций: • Безналоговые офшорные юрисдикции. Это страны, в которых не взимается подоходный налог, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на приращение капитала или налоги с имущества и в которых можно зарегистрировать трастовую компанию. Правительство таких стран, тем не менее, получает определенный доход от корпораций, а термин «безналоговые» означает, что то, что вы платите, не зависит от дохода, полученного через компанию. Такие государства, как правило, устанавливают небольшие сборы за оформление учредительных документов, ежегодные сборы за перерегистрацию, скромный сбор

1 Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование // Законодательство. 1999, № 10. С. 35-41.

в зависимости от стоимости корпоративных ценных бумаг и т. д. В качестве основных примеров можно назвать Каймановы, Багамские и Бермудские острова.

• Офшорные зоны без налога на доход от источника за границей. Такие страны взимают налоги на доходы физических лиц и налоги на прибыль организаций, но только с дохода, полученного в этом государстве. Таким образом, не подлежат налогообложению любые доходы, полученные от внешних источников, для извлечения которых не велась предпринимательская деятельность в данной стране (допускается исключительно деятельность по поддержанию функционирования фирмы). В таких офшорных зонах также очень часто не платятся налоги на доходы, полученные от экспорта товаров, произведенных в данной стране. Офшорные зоны без налога на доход от источника за границей в свою очередь подразделяются на две группы. Первая группа — страны, которые позволяют компании вести предпринимательскую деятельность как внутри страны, так и за ее пределами, при этом облагая налогом только прибыль, полученную от внутренних источников. Вторая группа стран требует от компании определиться на момент регистрации, будет ли она иметь право вести предпринимательскую деятельность внутри страны, с последующими налоговыми обязательствами, либо она будет иметь право вести только внешнеэкономическую деятельность и, таким образом, не будет подлежать налогообложению. Основными примерами по этим двум категориям могут служить Панама, Гибралтар, Джерси, Гернси и Либерия.

• Низконалоговые офшорные юрисдикции. К ним

относятся те государства, которые взимают некоторые относительно небольшие налоги, но со всего корпоративного дохода, независимо от местонахождения его источника. Большая часть таких стран заключили соглашения об избежании двойного налогообложения со странами, где высокое налоговое бремя, что позволяет снизить местным компаниям налог, взимаемый с заработной платы и налагаемый на доход, полученный в странах с высоким уровнем налогообложения. Основным и наиболее ярким примером служит Кипр, а также Британские Виргинские острова.

• Специальные офшорные юрисдикции — те государства, которые взимают все или большинство обычных налогов, но либо предоставляют специальные льготы отдельным видам организаций (например, полное освобождение от налогообложения для компаний, занимающихся водными перевозками, либо для компаний, занимающихся съемками кинофильмов), или же позволяют создавать особые виды корпоративных организаций (например, очень гибкие корпоративные решения, предоставляемые Лихтенштейном). Яркими примерами из данной категории являются Нидерланды, Австрия, Лихтенштейн. 70-е-гг. XX в. характеризуются бурным развитием офшорной деятельности и прежде всего офшорного банкинга. Офшорные банки по своей сути являются частными банками, что имеет огромное значение для международных инвесторов.

Внутристрановое законодательство, регулирующее деятельность офшорных банков, может отличаться, но ограничений в них гораздо меньше, чем в законах о банках промышленно развитых стран. Меньшее количество ограничений позволяет офшорным банкам легче и свободнее размещать капиталы по всему миру, выбирать самые выгодные инвестиционные проекты, безусловно, это выгодно не только клиентам банка, но и самим офшорным банкам. Следует также отметить, что большинство крупных и надежных банков не являются, например, американскими резидентами, несмотря на силу американской экономики. Банковский бизнес процветает там, где этому способствуют условия, создаваемые государством.

Офшорный банковский бизнес (ОББ) — это международный банковский бизнес в льготных режимах: налоговом, банковском, валютном и (или) административном. Он использует разность потенциалов национальных законодательств,

низкие учредительные и управленческие затраты и средства электронной связи. Преимущества такого бизнеса объясняются возможностью избежать налогообложения личных и корпоративных налогов, обойти многочисленные ограничения деловых операций, а также соблюдением условий строгой конфиденциальности.

Офшорным банкам запрещены только две вещи - банковское обслуживание резидентов страны регистрации банков и использование в банковских расчетах национальных валют страны регистрации банков. Но и эти запреты имеют свои особенности и исключения, а потому являются весьма относительными.

Операциями, преимущественно осуществляемыми офшорными банками, являются: открытие и ведение личных и корпоративных счетов резидентов стран с высоким налогообложением и жестким валютным или банковским контролем, мобилизация и предоставление синдицированных займов и кредитов, ссуды, операции с евровалютами, лизинговые и трастовые операции, инвестиции в перспективные отрасли, покупка и продажа долгов, страхование и т.п.

В настоящее время в мире действуют более 30 международных офшорных финансовых центров (МОФЦ), а количество офшорных банков уже давно перевалило за тысячу. Если ориентироваться на данные начала 1990-х гг., то ведущими МОФЦ были Панама, Гонконг, Сингапур, Бахрейн, Багамы, Каймановы острова, Нидерландские Антильские острова и Швейцария. Вместе с тем в последние 15 лет структура МОФЦ претерпела определенные изменения в связи с ужесточением контроля за отмыванием средств. Однако ОББ отличается большой маневренностью, и за текущее десятилетие между основными МОФЦ мира произошли изменения в расстановке сил. Так, например, успешно развиваются МОФЦ Британских Виргинских и Марианских островов, Кипра, Мальты, Малайзии. Между МОФЦ идет постоянное движение крупных финансовых потоков, и их позиции постоянно меняются. Наиболее активно развивающиеся МОФЦ — это Науру, Черногория, Сент-Винсент, Гренада.

Во многих офшорных банковских центрах необходимым условием для регистрации банка является наличие опыта банковской деятельности у владельцев и менеджеров учреждаемого банка, а в некоторых странах — и личное участие владельцев банка в управлении его повседневной деятельностью. Практически повсеместно введен аудиторский контроль за деятельностью офшорных банков

со стороны тех или иных органов управления местной администрации. Эти мероприятия существенно оздоровили и упорядочили деятельность ОББ за последние годы.

В качестве учредителей офшорных банков выступают в первую очередь ведущие банки и транснациональные компании, которые в своем глобальном бизнесе используют льготы и преимущества офшорных банковских операций для извлечения собственной выгоды. Конгломераты мелких и средних фирм, организационно связанных, также весьма активны в создании офшорных банков для обслуживания своих расчетов (как внутри одной организации, так и между фирмами). Наконец, отдельные состоятельные физические лица, по тем или иным причинам не доверяющие свое имущество и состояния в трастовое управление посторонним лицам, видят смысл в учреждении личного или семейного офшорного банка. Клиентами этих банков выступают те же банки, транснациональные корпорации, средние и мелкие фирмы и физические лица, осознавшие целесообразность использован ия услуг офшорных банков. Клиентами таких банков являются, естественно, и многочисленные офшорные фирмы иной, кроме банковской, специализации. Разные группы этой клиентуры получают свои выгоды от использования офшорных банковских услуг.

Обычные же банки, финансовые и страховые организации давно оценили и реализуют преимущества ОББ, и ведущие банки мира имеют плотную сеть своих офшорных филиалов по всем странам мира.

Сегодня именно офшорная форма организации банков является самой перспективной и выгодной при минимуме затрат для владельцев этого бизнеса, а услуги, предлагаемые таким банком, весьма востребованы как физическими, так и юридическими лицами различных стран. В качестве первого аргумента за организацию офшорного банка можно привести следующую статистику: 30% частных лиц в Великобритании держат свои средства в офшорных банках. Отсутствие контроля за обменом валюты позволяет офшорному банку перемещать фонды с большей свободой и гибкостью, чем обычным банкам. Весьма высокая гибкость, обеспечивающая мгновенное осуществление платежей, позволяет офшорным банкам предлагать своим клиентам такие виды услуг, которые невозможны в обычных странах с их жесткой регуляцией и контролем (для российских импортеров и экспортеров этот показатель также является немаловажным).

В промышленно развитых странах учреждение обычного банка обходится в 2-10 млн дол. США. Офшорный банк с минимальными учредительными расходами и лицензией типа В или С можно учредить за 30—40 тыс. дол. США, включая оплату регистрационного сбора и затраты на услуги юристов соответствующей страны. Учреждение же солидного офшорного банка с лицензией типа А, претендующего на международное признание и доверие, стоит, несомненно, дороже. Преимуществами, обеспечивающими процветание офшорному банкингу, по нашему мнению, являются:

• обширные налоговые льготы в странах регистрации (только разовый регистрационный сбор, ежегодный лицензионный сбор и кое-где небольшой налог на прибыль организаций);

• низкие учредительские и административные издержки (в офшорных странах эти величины значительно ниже, чем в обычных государствах, платежного центра холдинга или финансово-промышленной группы);

• повышенное внимание к соблюдению конфиденциальности операций офшорных банков и их клиентов. При учреждении офшорных банков разрешается использовать институт номинальных директоров, допускается выпуск акций на предъявителя. Практически во всех международных офшорных финансовых центрах обеспечена тайна банковских счетов и вкладов. Правда, в последние годы межправительственные соглашения о сотрудничестве по вопросам налогообложения вынуждают офшорные банки предоставлять правоохранительным органам стран-участ-ниц таких соглашений запрашиваемую деловую информацию по офшорным банкам, но эти договоренности действуют далеко не везде и, как правило, только в случае возбуждения судебных исков и дел. Очень популярны услуги офшорных банков по открытию счетов анонимно;

• полное освобождение операций офшорных банков от национального валютного контроля, беспрепятственное открытие и ведение валютных счетов как в странах их регистрации, так и за рубежом;

• офшорные банки свободны от соблюдения жестких норм местного банковского регулирования и контроля. Мультивалютная маневренность вкладов, глобальный характер ОББ позволяют рассредоточивать активы вкладчиков за рубежом в нескольких благоприятных и стабильных юрисдикциях и тем самым до-

полнительно защищать эти активы от обесценивания, конфискации и иных рисков;

• доступ к международной сети банковских корреспондентских счетов используется для международного перераспределения капиталов и проведения разнообразных финансовых операций;

• поскольку многие офшорные банки, кроме непосредственно банковского обслуживания, берут на себя и функции трастового управления активами клиентов, обеспечивается профессиональное распоряжение вкладами, ценными бумагами и иной собственностью;

• доступ к международному рынку капиталов. Российские организации и юридические лица

также вполне осознали и освоили преимущества офшорных банков к середине 90-х гг. XX в. Использование услуг офшорных банков позволяет расширить спектр услуг российского коммерческого банка, в результате его клиенты получают целый ряд дополнительных услуг, связанных с открытием зарубежных банковских счетов, текущих счетов офшорных компаний, услуг по переводу денежных средств и множество других.

Так, удобным инструментом обслуживания внешнеторговых операций клиентов российского коммерческого банка являются корреспондентские счета офшорного банка. Оплата импортных поставок может производиться за счет рублевых средств на корреспондентском счете в российском банке. Следовательно, для организации-импортера отпадает необходимость конвертировать рубли. Такая операция при этом выходит из сферы валютного контроля. Офшорный банк также можно использовать для работы на российском рынке ценных бумаг. Ценные бумаги, включая казначейские обязательства, в этом случае покупаются за счет рублевых средств на корреспондентском счете офшорного банка. Можно привести целый ряд несложных схем, позволяющих осуществить перевод полученных прибылей иностранной организации.

Кроме того, можно привести пример аккредитивных операций, проводимых через офшорный банк, которые также имеют свои достоинства при условии, если их «замкнуть» на банк, действующий в безналоговых условиях, а обработку документов и контакты с клиентами организовать через его представительство. В этом случае такой банк получает преимущество перед иностранными банками, которые не имеют в России представительств.

Более того, офшорные банки могут основываться не только банками или другими финансо-

выми учреждениями, но и корпоративными группами для осуществления внешних займов или для консолидации финансовых и банковских операций финансово-промышленной группы. Например, если компания вовлечена в международную торговлю и обращение с финансовыми ресурсами осуществляется с помощью внешнего банка, при достаточно крупых размерах компании целесообразно основать свой собственный офшорный банк. Также можно использовать офшорный банк как центр по менеджменту одной или многих иностранных валют. Крупные и средние компании имеют собственные офшорные банки, занимающиеся их денежными средствами и текущими счетами их подразделений. Таким образом, если группа российских компаний нуждается в банковских услугах, для них имеет смысл основать собственный офшорный банк, чтобы осуществлять переводы постоянным клиентам и поставщикам, оформлять документы о кредитах и займах и т. п.

Таким образом, при ведении офшорного банковского бизнеса российские компании получают также следующие дополнительные преимущества:

• прием вкладов из неконтролируемых источников;

• обеспечение клиентов гарантийными письмами;

• избежание ограничений на отношение долгов к имуществу и выдачу ссуд, типичных для стран с более жесткой регуляцией;

• минимизация политического риска (который может быть высок, например, в некоторых странах Восточной Европы и СНГ);

• избежание завышенных требований к минимальному уставному капиталу, налагаемых странами с более жесткой регуляцией и контролем;

• отсутствие ограничений на рынке ценных бумаг;

• обход посредников при некоторых финансовых операциях.

Именно из-за вышеизложенных причин российский бизнес быстро наверстывает возможности, упущенные во время существования Советского Союза и железного занавеса.

Следует отметить, что 80-е гг. XX в., характеризовались нарастанием тенденции унификации налогового и административного законодательства, прежде всего в рамках ЕС, что привело к значительному ограничению возможностей многих популярных офшорных юрисдикции. Тем не менее большинство офшорных зон старается в

том или ином виде сохранить былой статус и, соответственно, доходы от данного вида бизнеса. В некотором смысле противостояние офшоров и неофшоров — промышленно развитых государств продолжается и по сей день. Более того, к концу 90-х гг. XX в. многие традиционно неофшорные страны начинают перенимать черты своих недавних противников. В этом смысле весьма показателен пример США.

Так, законодательство США с 1998 г. дает возможность зарегистрировать компанию, которая может не платить практически никаких налогов в этой стране и скрывать имя реального владельца, чья работа от лица престижной американской компании очень заметно сказывается на бизнесе. Из шести различных типов компаний, регистрируемых на территории США, в качестве «псев-до-офшорных» компаний создаются компании с ограниченной ответственностью (LLC) и корпорации (Corp.).

LLC (Limited Liability Company) пользуются наибольшей популярностью, так как сочетают в себе достоинства таких организационных форм, как корпорации и партнерства. Главное преимущество - это ограниченная ответственность, характерная также для корпорации. Более того, в LLC налогом облагаются только доходы собственника, а не его компании. LLC, в отличие от корпорации, не платит налогов в США по доходам, полученным вне США, если партнеры не являются резидентами этой страны.

Помимо физических лиц учредителями (владельцами) LLC могут стать корпорации, партнерства, трасты и другие компании с ограниченной ответственностью. Компанией могут управлять как сами ее участники, так и назначенные менеджеры. Роль участника будет аналогична роли акционера корпорации, если LLC имеет одного или нескольких управляющих, не являющихся ее участниками. Если LLC не использует управляющих, то функции ее участников будут в большей степени соответствовать функциям партнера в партнерстве, поскольку тогда участники самостоятельно осуществляют управление организацией.

Преимуществом LLC также является простота процедуры регистрации. Для инкорпорации должен быть подготовлен и передан в архив соответствующего штата официальный акт об организации компании, а также уплачены регистрационные сборы, налоги по первичной франшизе (праву называться компанией данного штата) и другие предусмотренные законодательством платежи.

Корпорация отличается от LLC наличием акционеров и необходимостью вносить и указывать при регистрации размер уставного капитала.

Требования к учредителям корпорации в разных штатах в целом похожи. Так, в штате Нью-Йорк учредителями могут быть одно или более физических лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста. В штате Дэлавер учредителем может быть любое физическое лицо, партнерство, ассоциация или корпорация, независимо от места нахождения или штата инкорпорации (регистрации юридического лица).

Директора (исполнительный орган корпорации) представляют корпорацию перед третьими лицами, берут на себя обязанности по обеспечению условий для деятельности корпораций. Число директоров, составляющих совет, как правило, не меньше трех (однако в штате Дэлавер может быть только один), если только все акции корпорации не принадлежат и не зарегистрированы на имя одного или двух владельцев. В таком случае число директоров может быть менее трех, но не менее числа акционеров корпорации. Число директоров может быть увеличено или уменьшено путем внесения изменений в учредительные документы корпорации. Директора выбираются на каждом ежегодном собрании акционеров и занимают свою должность до следующего ежегодного собрания, на котором, если они не будут переизбраны, вновь избираются директорами. Подобная процедура продолжается в течение всего срока, на который избираются директора в соответствии с уставом корпорации. В штате Дэлавер директора могут избираться сразу на полный срок, предусмотренный уставом (более одного года).

Уставом корпорации регламентируются такие важные вопросы, как созыв и проведение ежегодных собраний акционеров, подбор кандидатур, состав комитетов и комиссий, определяемых управляющими корпорации, подбор служащих и назначение их должностных окладов. Ряд штатов (включая штат Дэлавер) разрешает проведение «заочных» собраний директоров по телефону, факсу, электронной почте. Устав корпорации определяет порядок и кворум при голосовании совета директоров (вплоть до единогласия), а также права меньшинства голосующих. Особое внимание устав корпорации уделяет правам общего собрания акционеров как высшему органу корпорации.

Сертификат об инкорпорации содержит сведения о структуре капитала корпорации, а именно: о количестве разрешенных к выпуску и проданных акций, их категориях и соотношении

различных категорий акций, их номиналах (если есть), серии, правах держателей различных категорий акций. Количество акционеров и выпускаемых акций корпорации не ограничены. Не разрешается выпуск акций на предъявителя.

Ограничения при регистрации LLC и Корпораций в основном касаются названия организации. Обязательно должна быть использована аббревиатура, уточняющая тип регистрируемой компании (LLC или Corp.), также нельзя использовать слов, указывающих на банковскую, государственную, трастовую деятельность, а также деятельность, связанную со здравоохранением и гуманитарной деятельностью, если у компании нет соответствующей лицензии или разрешения.

Каким же образом развитая и сильная законодательная система позволяет владельцам американской компании не платить практически никаких налогов?

Компании, владельцы которых не являются резидентами США, должны отчитываться по всем доходам, но налоги в США платят только в части доходов, полученных из источников в самих США. По словам сотрудника компании «Tax Consulting U.K.», занимающегося регистрацией американских компаний, при правильном использовании этих компаний, они не подпадают под налогообложение в США. Например, существует определенная организационная схема, в которой учредителями американской компании становятся две нерезидентные фирмы, зарегистрированные в зоне с низким налогообложением. Но возникающая в этом случае безналоговая ситуация возможна только при условии - не извлекать прибыли от бизнеса в Америке. Если сделка имела место в США, то законно обойти налоги невозможно

— вся ее «безналоговость» исчезает, как только компания начинает работать с американскими фирмами или гражданами. Смысл в том, что американская компания не платит налогов с прибыли, полученной вне США, а Внутренняя служба доходов не контролирует доходов нерезидентов, полученных из источников за пределами США.

Так как большинство офшорных компаний создается именно для работы на территории страны, где располагается реальный бизнес их владельцев, а не по месту регистрации фирмы, ограничение работы с именно США не является серьезной помехой

- компания будет зарегистрирована в США, однако вести свою деятельность будет за ее пределами.

Кроме отличных возможностей оптимизации налогообложения, у американских компаний есть

еще ряд преимуществ. Особый интерес представляет тот факт, что фактические владельцы - бенефициары используют преимущества престижной репутации американских компаний, избегая налогообложения в своей стране. К тому же в сложившейся в последнее время ситуации с классическими офшорами от работы через офшорные компании отказалось большинство солидных участников рынка. Многие из них сегодня проводят свои операции именно через компании, зарегистрированные в США.

Еще одним немаловажным достоинством американской компании является возможность открывать на нее расчетные счета в надежных и известных банках Швейцарии, Германии, Австрии и других европейских стран.

При этом США, как и страны Европейского союза, активно противодействуют развитию других офшорных зон. Багамские острова столкнулись с реальной опасностью быть отрезанными от финансовой системы США. Угроза бегства капитала и последующая изоляция от глобальной финансовой системы вынудили Багамы принять быстрые и решительные меры вместо того, чтобы встать на защиту своего суверенитета.

Правительство Багамских островов пошло на значительное ужесточение своего законодательства, организовав принятие через парламент и мощную оппозицию ряда изменений, которые значительно ослабили финансовую конфиденциальность и защиту активов от третьих лиц, ранее привлекавшие международный бизнес.

С 1 января 2001 г. на Багамских островах вместо Закона «О международных предпринимательских компаниях», принятого в 1989 г. (IBCAct 1989), вступил в силу другой одноименный Закон в редакции 2000 г. (IBC Act 2000).

Серьезные изменения произошли и в банковской сфере. Более половины из 124 банков, зарегистрированных на Багамских островах, скорее всего, останутся действующими на территории страны.

С принятием нового закона на Багамских островах было образовано подразделение финансовой разведки. Принятый в 2000 г. Закон о подразделении финансовой разведки является прямой реакцией на инициативу Международного органа финансовой разведки от 2000 г., которая является одной из трех инициатив, введенных в действие наднациональными агентствами и направленными на международный финансовый сервис в офшорных зонах.

Предполагается, что это. в первую очередь связано с относительно стабильной геополитической ситуацией, установившейся после второй

мировой войны, что в свою очередь способствовало развитию транснациональных корпораций и, в конце концов, вылилось в тенденцию глобализации. Подобно тому, как идеи равенства и социальной справедливости стали определяющими в XX в., идеи глобализации принадлежат XXI в.

Вместе с тем уже со второй половины XX в. наблюдаются две основные тенденции противодействия распространению налогового планирования как со стороны государственных органов, так и разного рода надгосударственных и межгосударственных образований. Первая тенденция заключается в противодействии налоговой конкуренции и в снижении налоговых различий между странами, унификации налогового законодательства. Вторая тенденция заключается в противодействии так называемым «теневым» потокам денежных средств. Процесс глобализации во многом благоприятствует первой тенденции, поскольку позволяет в значительной степени унифицировать налоговые правила в различных государствах.

Так, весьма серьезное внимание вопросам налоговой конкуренции разных стран уделяет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — правопреемница Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной 01.09.1961.

ОЭСР является ярчайшим примером влиятельной международной организации, противостоящей широкому использованию методов налогового планирования по причинам исключительно экономического характера. Одной из целей этой организации является содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с существующими международными обязательствами. ОЭСР сохраняет правила ОЕЭС, касающиеся «невидимых» операций платежного баланса и движения капиталов.

ОЭСР был составлен список из 35 стран, которые намеренно помогают компаниям и частным лицам разных стран уходить от уплаты налогов. Таким образом, эти территории, по мнению экспертов ОЭСР, подрывают глобальную финансовую систему и международную конкуренцию. А ущерб от налоговых льгот для развитых стран измеряется сотнями миллиардов долларов.

Основным критерием внесения стран в «черный» список стал несправедливый, по мнению ОЭСР, подход к налоговой конкуренции: устанавливая льготы, эти страны привлекают к себе людей и компании, стремящиеся либо отмыть «грязные»

деньги, либо уклониться от уплаты налога с получаемых доходов. Как говорится в заявлении ОЭСР, «Наша акция призвана обеспечить справедливое распределение налогового бремени, и чтобы вопросы налогообложения не становились во главу угла при принятии решений о размещении капитала».

Первоначально список стран «налогового рая» был еще длиннее, однако некоторые государства (Каймановы острова, Кипр, Мальта, Бермуды, Маврикий и Сан-Марино) недавно заявили ОЭСР, что сделают все необходимое, чтобы положить конец «вредоносной» практике в сфере налогообложения.

Мальта прекратила регистрацию компаний-нерезидентов еще в 1996 г. Налоговые льготы, которые островное государство предоставляло до этого, были весьма существенными. Зарегистрированные же до 1996 г. компании прекратили свое существование в безналоговом статусе после 2004 г.

Республика Кипр также обязалась сотрудничать с ОЭСР в борьбе против «вредной» практики в сфере налогообложения и начала реформу своего налогового законодательства. В налоговую систему страны были внесены определенные изменения, направленные на то, чтобы привести ее в соответствие с законодательством ЕС. Однако, по сообщению компании «Оекние &ТоисЬе», «Правительство Кипра только что опубликовало свои предложения по вопросам налоговой реформы, которые направлены на гармонизацию кипрского налогового законодательства с Законом и/Директивами Европейского союза и Кодексом управления, а также на соблюдение рекомендаций ОЭСР, касающихся недопустимой налоговой конкуренции.

Правительство Кипра надеется, что предложения, которые в основном базируются на результатах исследования Венского университета, проведенного при поддержке кипрского офиса Делойт и Туш, помогут сделать Кипр страной с самыми низкими налоговыми ставками в Европе и не только сохранят, но и увеличат привлекательность острова как международного делового центра».

Изменение ставки налога на прибыль произошло в 2003 г. Однако даже этот шаг рассматривался как слишком радикальный и поэтому окрашивался разного рода противомерами. Такими как отмена ограничения на перенос убытков и их зачет в счет будущей прибыли.

Багамы, Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Антигуа приняли нормы, по которым гарантируется открытие информации о бенефициарных владельцах. К тому же, Британские Виргин-

ские острова и Багамы заявили о прекращении в ближайшее время регистрации офшорных компаний.

Оставшимся же странам из «черного» списка для исправления был отведен срок до 31 июля 2001 г. За это время они должны были присоединиться к инициативе ОЭСР, что влекло за собой изменение законодательства, то есть повышение налогов и раскрытие информации о владельцах счетов и компаниях, подозреваемых в отмывании денег. При исполнении этих требований, естественно, пропадала сама суть офшорной юрисдикции как благоприятной экономической зоны. Ряд государств могли вообще прекратить свое существование.

Конечно, введение санкций (ограничение операций своих компаний-резидентов с офшорами и обложение этих фирм дополнительными сборами) было отложено на гораздо более поздний срок, чем ноябрь 2001 г. Многие страны, контролирующие офшоры, попытались как-то выиграть для себя сохранение хотя бы части офшорных привилегий и преимуществ. Для некоторых государств поступления от офшорного бизнеса являлись единственным источником процветания.

Как отмечено выше, вторая основная тенденция заключается в противодействии нелегальной, так называемой «теневой» экономике и ставит во главу угла не столько борьбу с разного рода налоговыми преференциями и льготами, сколько недопущение «теневых» финансовых и товарных потоков в легальную мировую экономику. Масштаб «теневого» оборота столь велик, что реально угрожает безопасности некоторых государств. «Теневая» экономика аккумулирует огромные средства: годовой оборот преступных группировок составляет в мире 500 млрд дол. США.

Эксперты ООН более категоричны: 500 млрд дол. — это только прибыль от продажи наркотиков, общий же доход - около 1 000 млрд дол. В ежедневный мировой оборот вливается около 1 млрд криминальных долларов. Из них только в США отмывается от 100 до 200 млрд дол. в год. Грязные деньги составляют около 0,1 % от суммы всех электронных переводов в США. Для сравнения, в мире циркулирует около 405 млрд дол. наличными. Из них около 270 млрд - за пределами США2. Поскольку теневая экономика активно использует преимущества глобализации, возникает необходимость создания структур, которые могли бы этому так или иначе противостоять. Однако меры, направленные про-

2 Кузнецова Н.Ф., Багаудинова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов США// Вестник Московского университета. Серия П. Право. 1997, №6, с.46

тив «теневой» экономики, порой препятствуют не только передвижению так называемых «грязных денег», но и вообще всех финансовых потоков, что в свою очередь серьезно сокращает и возможности применения многих вполне законных методов налогового планирования.

Еще в XX в. начала функционировать организация, созданная для координации усилий в борьбе с отмыванием незаконных доходов, «Эгмонт», основанная в 1995 г. (получившая свое название в связи с тем, что ее первое заседание состоялось в брюссельском дворце Е§шот-АгепЬег§). С тех пор эта организация, в частности, работает над повышением квалификации сотрудников финансовых разведок и обеспечивает связь между финансовыми разведчиками разных стран с помощью новейших технологий. Группа «Эгмонт» — аналог международной организации Интерпол, в которую входят финансовые разведки 58 стран мира.

У «Эгмонта», как и у Интерпола, есть свой информационный узел («Безопасная сеть Эгмонт»), с помощью которого финансовые разведки разных стран получают информацию о способах легализации преступныхдоходов, средствах анализа финансового состояния и технологических разработках и обмениваются данными друг с другом посредством защищенной системы электронной связи.

Международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов (РАТР) действует при ОЭСР, но занимает в данной сфере гораздо более активную позицию. Как отмечено в официальном сообщении комиссии, только два государства, Венгрия и острова Сент-Китс и Невис, сделали «многое, если не все», для того чтобы «устранить недостатки в законодательстве» и удовлетворить требованиям РАТР В отношении остальных 18 фигурантов «черного списка», в числе которых острова Кука, Доминика, Египет, Гватемала, Гренада, Индонезия, Израиль, Ливан, Маршалловы острова, Мьянма, Ниуэ, Науру, Филиппины, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и др., РАТР признала, что они «внесли изменения в законодательство или предпринимают шаги для реализации уже принятых законов», но говорить об их исключении из «черного списка» пока преждевременно. Приведенные факты свидетельствуют, на наш взгляд, о наступлении новой эпохи — эпохи сближения позиций сторонников и противников использования методов налогового планирования.

(Окончание следует)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.