РАЗВИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕЕ МЕХАНИЗМОВ
Б.Д. Алиев, докторант
Т.К. Камчыбеков, д-р экон. наук, профессор, советник ректора Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-40-44
Аннотация. Обоснованы важность введения накопительной составляющей пенсионной системы Кыргызстана. Представлена оценка развития накопительной пенсионной системы, формы ее реализации и ее влияние на пенсионное обеспечение населения. Вскрыты факторы недостаточного и эффективного развития накопительной пенсионной системы. Предложены механизмы совершенствования развития накопительного элемента пенсионной системы страны.
Ключевые слова: накопительная система, аккумулирование страховых средств, размещение и выплата средств, механизмы, резервы.
В условиях высоких темпов демографического развития, сохранения высокой занятости населения в неформальных секторах экономики вопросы финансовой устойчивости пенсионной системы приобретают особую актуальность. Изучению проблем формирования и эффективного развития национальной пенсионной системы посвящены ряд исследований отечественных исследователей, в которых поднимались вопросы развития развитие негосударственного пенсионного обеспечения [1, 2]. На необходимость формирования дополнительных добровольных пенсионных накоплений через расширение инструментария финансового рынка также обращается внимание российские исследователи [3].
Как известно, в солидарно-распределительной пенсионной системе бюджет Социального Фонда КР финансируется за счет страховых взносов в солидарную систему. Существенными недостатками солидарно-распределительной пенсионной системы были:
- покрытие текущих пенсии страховыми отчислениями в текущем году;
- невозможность долгосрочного аккумулирования социальных отчислений для обеспечения достойного уровня пенсий в будущем;
- постоянная поддержка солидарной пенсионной системы в виде перерасчетов и выравнивания, что создает дополнительную нагрузку на республиканский бюджет;
- невозможность в полной мере нивелировать растущий дисбаланс между работающим
населением и пенсионерами, что сопровождается дефицитом пенсионного фонда;
- недостойное пенсионное обеспечение, разрыв между средними размерами пенсий и заработной платы;
- высокая роль базовой части пенсий, которые используются для перераспределения с целью поддержания минимального уровня доходов малообеспеченных групп населения и снижение роли страховых взносов в формировании страховой части пенсии.
В целом солидарно-распределительная система характеризуется накоплением пенсионных обязательств, но не самих пенсионных активов, что обусловило переход к новой модели отношений субъектов пенсионной системы, основанной на накопительных методах финансирования, которая основывается на создании долгосрочных накопительных капитализируемых ресурсов.
В целях повышения привлекательности пенсионной системы и уровня пенсионного обеспечения, достижения финансовой стабильности Пенсионного фонда в среднесрочной и долгосрочной перспективе, привлечения части страховых взносов в качестве инвестиций в экономику страны, развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры пенсионной системы в соответствии с Концепцией введения накопительной части в пенсионную систему Кыргызской Республики 2010 году была введена обязательная накопительная составляющая пенсионной системы [4].
Введение обязательной накопительной системы базируется на сохранение существующей солидарно-распределительной пенсионной схемы, которая включает базовую пенсию, первой и второй страховой частей пенсий. Накопительная пенсионная система отличается от распределительной тем, что пенсионные взносы не расходуются сразу на выплату сегодняшним пенсионерам, а аккумулируются на личном страховом счете застрахованного лица, чтобы обеспечить выплату в будущем. Поэтому средств должно быть достаточно на любую дату даже с учетом различных непредвиденных обстоятельств. Поэтому необходимо формировать резервы для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость.
Накопительная пенсионная система состоит из двух важнейших составных частей: обязательная накопительная и негосударственная индивидуальная (доброволь-
ная)накопительная система. Накопительная часть пенсии (пенсионные накопления) застрахованных лиц формируется за счет обязательных страховых взносов, уплаченных в Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) в размере 2% от дохода, начисленного работнику только организованного сектора. Многокомпонентная пенсионная системы с добровольным пенсионным страхо-
ванием направлена на обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, распределение финансовой ответственности между государством и застрахованными лицами. Данная накопительная пенсионная схема позволит работодателям, отраслевым и профессиональным объединениям организовать собственную корпоративную накопительную пенсионную схему.
Накопительный компонент пенсионной системы был внедрен в действующую структуру пенсионной системы в 2010 году. С тех пор в номинальном выражении пенсионные активы накопительного компонента увеличились с 820,8 млн сомов в 2010 году до более чем 2,9 млрд сомов в 2022 году, почти в 3,6 раза [5]. Основными инструментами инвестирования пенсионных активов являются государственные ценные бумаги, преимущественно со сроком обращения в 5, 7, 10, 15 и 20 лет, со средней номинальной доходностью 10-18,5%. К концу 2022 года 85% всех активов было вложено в государственные ценные бумаги. Средства на срочных депозитах коммерческих банков составляют 15% всех активов. Это в основном краткосрочные депозиты на срок от одного года до полутора лет, которые приносят, в среднем 12,5-18,5% номинальной доходности (рис. 1).
Рис. 1. Динамика поступления страхового взноса и инвестиционного дохода ГНПФ, млн сомов
Выплаты из накопительного компонента осуществляются в случаях, оговоренных в законодательстве: при выходе на пенсию, при выезде в другую страну, а также наследникам в случае смерти собственника пенсионных
накоплений. Кроме того, с 2020 года были внесены поправки, разрешающие досрочное снятие пенсионных накоплений в определенных случаях: на погашение ипотечного кредита, на лечение определенного перечня тя-
желых заболеваний, а также на выплату пособия по безработице на период до 3-х месяцев в размере установленного прожиточного минимума для трудоспособного человека. В 2019 году участники обязательного накопительного компонента впервые получили возможность выбирать, доверить по умолчанию свои пенсионные накопления Государственному накопительному пенсионному фонду или передать управление своими пенсионными активами в частные компании. Таким образом, к 2023 году 1318 человек изъявили желание перевести свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды на общую сумму 112,4 млн. сомов. На данном этапе в стране работают всего 2 негосударственных пенсионных фонда, это НПФ «Дордой Гарант» и НПФ «Кыргызстан».
В формировании накопительной части пенсии участвуют работники организованного сектора экономики, за исключением работающих пенсионеров, мужчин, рожденных до 1 января 1964 года, и женщин, рожденных до 1 января 1969 года, ограничения введены в целях оптимизации процесса администрирования.
Определены правила инвестирования средств пенсионных накоплений и требования по формированию состава и структуры инвестиционного портфеля, а также в целях обеспечения сохранности установлены ограничения на инвестирование в отдельные виды активов. Установлено право застрахованных лиц выбирать только один накопительный пенсионный фонд, управляющую компанию не чаще одного раза в год и не позднее 31 декабря текущего года, а также переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой. Социальный фонд организовал Государственный накопительный пенсионный фонд, который администрирует средства застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора НПФ.
По итогам 2023 года средства целевого Государственного накопительного пенсионного фонда составили 42,2 млрд. сомов, то есть порядка 3,4% от суммы ВВП. За период с 2010 года по 2023 год застрахованными лицами уплачены 22,9 млрд. сомов страховых взносов, по результатам размещения пенсионных накоплений поступило 22,8 млрд. со-
мов инвестиционного дохода, выплачены застрахованным лицам по различным основаниям 3211,6 млн. сомов пенсионных накоплений. Каждый сом страховых взносов за прошедший период удалось увеличить на половину. Данные показатели были достигнуты в результате обеспечения средневзвешенной годовой доходности от 2,1-3,4% в первые два года (в 2010-2012 гг. средства пенсионных накоплений не инвестировались в полной мере из-за политической ситуации) и 12,6-13,3% в последующие годы.
Структура инвестиционных активов по размещению средств пенсионных накоплений Социальным фондом включает в себя депозиты в коммерческих банках, на которые приходится 15% от сумм проведенных сделок и государственные ценные бумаги с различным сроком обращения доля операций по размещению, в которые составляют 85%.
Накопительная часть пенсии назначается и выплачивается получателям, имеющим пенсионные накопления при наступлении страхового случая: достижении пенсионного возраста, выезда на постоянное место жительства за пределы КР, вступления в права наследника умершего застрахованного лица, покрытия части ипотечного кредитования, болезни и временной нетрудоспособности. С 2013 года по настоящее время за счет средств Государственного накопительного пенсионного фонда выплачена накопительная часть пенсии на сумму 2281,5 млн. сомов, по состоянию на 1 января 2024 года средний размер выплаты пенсионных накоплений на 1 человека составляет 11974 сомов.
Общее число получателей средств пенсионных накоплений на 1 января 2024 года составляет 195,7 тыс. чел., из них по достижению пенсионного возраста 174,4 тыс. чел. (1854,9 млн. сомов), в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы КР 3,9 тыс. чел. (177,0 млн. сомов), вступлением в право наследника умершего застрахованного лица 10,1 тыс. чел. (249,5 млн. сомов), покрытием части ипотечного кредитования 4,6 тыс. чел. (888,5 млн. сомов), болезни и временной нетрудоспособности 0,4 тыс. чел (41,5 млн. сомов).
В настоящее время Социальный фонд Кыргызской Республики ведёт консервативную инвестиционную политику, так как значи-
мость обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц преобладает над их прибыльностью. При этом, значительную долю размещенных пенсионных активов занимают традиционные финансовые инструменты, такие как ГЦБ и депозиты в коммерческих банках (100%). В целях прироста средств пенсионных накоплений, расширен перечень активов для инвестирования пенсионных накоплений в новые финансовые инструменты как драгоценные металлы (золото, серебро, платина и другие драгоценные металлы) и ценные бумаги Национального банка Кыргызской Республики.
Также в целях обеспечения финансовой устойчивости Государственного накопительного пенсионного фонда при Социальном фонде Кыргызской Республики предусмотрено создание резервного фонда. На формирование Резервного фонда предполагается ежегодно направлять сумму не ниже 1 процента из этих предусмотренных расходов, связанных с администрированием средств пенсионных накоплений. При этом, средства пенсионных резервов предлагается инвестировать и направлять на формирование резервного фонда ГНПФ. Согласно предварительным расчетам в 2025 году средства резервного фонда составят порядка 3,9 млн. сомов.
Из средств резервного фонда будут покрываться расходы, связанные с финансированием выплат пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере государственного социального страхования, финансированием расходов, мероприятий, направленные на обеспечение финансовой устойчивости Государственного накопительного пенсионного фонда при Социальном фонде Кыргызской Республики.
В настоящее время проводятся работы по реализации нововведений в законодательство по инвестированию. В целом, как показывает практика республика получает выгоды от введения накопительного компонента пенсионной системы, так как эти «длинные деньги» вкладываются в финансово-экономический сектор, также путем реализации социальных проектов, таких как предоставление права использования накоплений для ипотечного кредитования решаются проблемы с приобретением жилья, вместе с тем, опосредованно раз-
вивается рынок строительства и банковский сектор.
Вместе с тем, в Кыргызской Республике негосударственное пенсионное страхование еще недостаточно развито в силу низкого уровня доверия населения в такой вид страхования, недостаточной финансовой грамотности населения, недостаточной работы самих негосударственных накопительных пенсионных фондов по расширению базы вкладчиков, слабого инвестиционного рынка.
Опыт работы накопительных пенсионных фондов показал ряд узких мест в действующей добровольной накопительной пенсионной системе, основными из которых являются: незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании; недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости; недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов; отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений; отсутствие сотрудничества между работодателями и накопительными пенсионными фондами.
Текущее состояние пенсионной системы актуализирует задачу развития дополнительных пенсионных накоплений граждан. Одним из вариантов формирования таких накоплений должно стать развитие корпоративных пенсионных программ как часть программы негосударственного пенсионного обеспечения.
В Кыргызстане в настоящее время доходы основной части работающего населения не позволяют использовать индивидуальные программы добровольного пенсионного страхования, и дополнительно получить прибавку к пенсии, но это возможно в рамках корпоративной пенсионной программы. Корпоративный накопительный пенсионный фонд является дополнительной формой пенсионного обеспечения, которая создается на добровольной основе юридическим лицом (работодателем) для улучшения пенсионного обеспечения своих работников. Обладая рыночными свойствами капитала, накопленные пенсионные активы и их эффективное использование послужит толчком к развитию финансового рынка, будет способствовать росту сбереже-
ний населения и экономическому росту инвестиций за счет пенсионных активов.
Развитие накопительных пенсионных фондов должно способствовать повышению эффективности функционирования всех элементов распределительно-накопительной пенсионной системы, в решении проблем пенсионной системы страны в целом. Основной целью корпоративного накопительного пенсионного фонда является повышение уровня благосостояния граждан пенсионного возраста посредством формирования дополнительных выплат к основной пенсии.
Основными задачами корпоративного пенсионного накопительного фонда являются:
1) повышение привлекательности работы и мотивации для профессиональных кадров, формирование системы личных пенсионных накоплений работников;
2) участие в обязательном пенсионном страховании и корпоративном пенсионном обеспечении;
3) обеспечение финансовой устойчивости и развитие Фонда.
В этой связи в этом году внесены изменения в законодательство по определению порядка создания, организации, принципов функционирования, а также правил деятельности корпоративных накопительных пенсионных фондов в Кыргызской Республике. Предусмотрено добровольное участие в корпоративных накопительных пенсионных фондах для работодателей и их работников. Работодатели смогут создавать фонды для своих сотрудников, и работники смогут добровольно вносить свои пенсионные взносы в корпоративный фонд, получая взамен право на пенсионные выплаты в будущем.
Библиографический список
1. Асизбаев, Р.Э. Пенсионное страхование как приоритетное направление в социально-экономической политике в Кыргызской Республике / Р.Э. Асизбаев // Экономический вестник. -2008. - №3. - С. 5-10.
2. Джапарова Д. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Кыргызстане и пути их решения / Д. Джапарова, А. Канатова // Реформа. - 2022. - № 2 (94). - С. 76-84.
3. Кравченко Е.В. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения как фактор повышения устойчивости пенсионной системы экономика труда / Е.В. Кравченко // Экономика труда. - 2020. - № 10. - С. 953-966.
4. Концепция введения накопительной части в пенсионную систему Кыргызской Республики: Одобрена Указом Президента КР от 24 сентября 2008 года № 339. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cbd.minjust.gov.kg/4771/edition/438258/ru.
5. Отчеты об исполнении бюджета Социального фонда Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socfond.kg/ru/about_fund/otchiet-za-19/.
DEVELOPMENT OF THE FUNDED COMPONENT OF THE PENSION SYSTEM OF KYRGYZSTAN AND IMPROVEMENT OF ITS MECHANISMS
B.D. Aliev, Doctoral Student
T.K. Kamchybekov, Doctor of Economic Sciences, Professor, advisor to the rector Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekov (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The importance of introducing a funded component of the pension system of Kyrgyzstan is substantiated. An assessment of the development of the funded pension system, forms of its implementation and its impact on the pension provision of the population is presented. The factors of insufficient and effective development of the funded pension system are revealed. Mechanisms for improving the development of the funded element of the country's pension system are proposed.
Keywords: funded system, accumulation of insurance funds, placement and payment offunds, mechanisms, reserves.