Научная статья на тему 'Развитие наглядно - образного мышления младших школьников'

Развитие наглядно - образного мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1968
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНО ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ / VISUAL FIGURATIVE THINKING / THINKING / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF VISUAL FIGURATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Е.А., Саморукова Л.А.

В статье представлен практический эксперимент по развитию наглядно образного мышления младших школьников. Представлены упражнения способствующие развитию наглядно образного мышления младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VISUAL - FIGURATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents a practical experiment on the development of visual figurative thinking of younger schoolchildren. Presents exercises promoting the development of visual figurative thinking of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Развитие наглядно - образного мышления младших школьников»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

20

УДК: 159.922.74 ББК: 88.414-51

Психологические науки

Развитие наглядно - образного мышления младших школьников.

Сорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: CEA51@mail.ru

Саморукова Л.А. - магистрант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6

В статье представлен практический эксперимент по развитию наглядно - образного мышления младших школьников. Представлены упражнения способствующие развитию наглядно - образного мышления младших школьников.

© Е.А. Сорокоумова, Л.А. Саморукова

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова: наглядно - образное мышление, мышление, младшие школьники, упражнения по развитию наглядно - образного мышления.

В настоящее время, внимание многих психологов привлечено к проблеме развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста. И это не случайно, ведь младший школьный возраст, является периодом, когда происходит физическое, психическое и нравственное развитие. На основании исследований ( Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) принято, что наиболее сензитивным для развития образного мышления является младший школьный возраст.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления [1, 299 с.].

Наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них,

которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

В Федеральном государственном стандарте по начальной школе рекомендуется учителю планировать использование наглядного материала, упражнений, методик, которые способствовали развитию мышления младших школьников[4].

В нашем исследовании, целью которого ставилось развитие наглядно -образного мышления у детей младшего школьного возраста, приняли участие ученики 2-го класса в количестве 24 человек.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе - констатирующем - изучался уровень развития наглядно -образного мышления уже имеющийся у детей 8 - 9 лет. На этом этапе использовался тест Равена «Прогрессивные матрицы» адаптированный для младших школьников[3].

Результаты представлены на рис.1.

21

Рис.1. Исходные уровни наглядно - образного мышления испытуемых.

22

Очень высокий уровень развития наглядно - образного мышления не был выявлен ни у кого из испытуемых и составляет 0%. Это выражается в том, что учащиеся не могут одновременно мыслить наглядно и образно.

Высокий уровень развития наглядно - образного мышления показали 4% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся самостоятельно могут использовать наглядный вспомогательный материал.

Средний уровень развития наглядно - образного мышления показали 55% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся лучше усваивают материал, когда он представлен наглядно.

Низкий уровень развития наглядно - образного мышления показали 38% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся испытывают затруднения мыслить образами.

Очень низкий уровень развития на-

глядно - образного мышления показали 4% учащихся. Это выражается в полном отсутствии мыслительных действий образами.

На втором - формирующем - этапе проводились занятия, способствующие развитию наглядно - образного мышления. Использовались следующие упражнения:

1. Тест «Нелепицы»

2. «На что это похоже?»

3. «Продолжи узор»

4. «Составь фигуру»

5. «Найди закономерность»

6. «Сложи фигуры»

7. «Классификация»

Данные упражнения проводились с детьми во время внеурочной деятельно-сти[2].

На третьем - контрольном - этапе был повторно проведен тест Равена «Прогрессивные матрицы».

Результаты представлены на рис.2.

Рис.2. Уровни наглядно - образного мышления испытуемых после проведения занятий.

Очень высокий уровень развития наглядно - образного мышления показали 8% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся способные мыслить не только наглядно, но и образно.

Высокий уровень развития наглядно - образного мышления показали 13% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся из представленной наглядной информации, могут использовать ее самостоятельно.

Средний уровень развития наглядно - образного мышления показали 71% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся представленный наглядный материал дифференцируют при помощи образов.

Низкий уровень развития нагляд-

но - образного мышления показали 8% учащихся. Это выражается в том, что у учеников, который не могли совершенно мыслить образами, теперь испытывают определенные трудности.

Очень низкий уровень развития наглядно - образного мышления показали 0% учащихся.

Анализ результатов исследовательской работы позволил нам сделать вывод о том, что у учащихся 2 класса улучшались показатели уровня развития наглядно - образного мышления. Следовательно, использование специально подобранных заданий будет способствовать повышению уровня развития наглядно - образного мышления младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 585с.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

3. Прогрессивные матрицы Равена: ме-

тодические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е.Мухордовой, Т.В.Шрейбер. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011 - 70с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 53 с.

23

THE DEVELOPMENT OF VISUAL - FIGURATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

24

© Elena A. Sorokoumova, L.A. Samorukova

Sorokoumova Elena A. - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Labor Psychology and Psychological Consulting, Moscow State Pedagogical University State University "(MPGU) E-mail: CEA51@mail.ru

Samorukova L.A. - undergraduate, Moscow State Pedagogical University State University "(MPGU)

Address: 127051, Moscow, Maly Sukharevsky Lane, 6

ABSTRACT

The article presents a practical experiment on the development of visual -figurative thinking of younger schoolchildren. Presents exercises promoting the development of visual - figurative thinking of younger schoolchildren.

Keywords: visual - figurative thinking, thinking, younger schoolchildren, exercises for the development of visual - figurative thinking.

REFERENCE

1. Maklakov A.G. Obshchaya psikhologiya: icheskiye rekomendatsii /sost. i obshchaya reda-Uchebnik dlya vuzov. - SPb.: Piter, 2016.585s. ktsiya O.Ye.Mukhordovoy, T.V.Shreyber. - Izhevsk:

2. Nemov R.S. Psikhologiya: Ucheb. dlya stud. Izd-vo «Udmurtskiy universitet», 2011 - 70s. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy: V 3 kn. — 4-ye izd. 4.Federal'nyy gosudarstvennyy — M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2001. — Kn. obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obsh-3: Psikhodiagnostika. Vvedeniye v nauchnoye chego obrazovaniya / M-vo obrazovaniya i psikhologicheskoye issledovaniye s elementami nauki Ros. Federatsii. - 5-ye izd., pererab. - M.: matematicheskoy statistiki. — 640 s. Prosveshcheniye, 2017. - 53 s.

3. Progressivnyye matritsy Ravena: metod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.