Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
20
УДК: 159.922.74 ББК: 88.414-51
Психологические науки
Развитие наглядно - образного мышления младших школьников.
Сорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: CEA51@mail.ru
Саморукова Л.А. - магистрант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6
В статье представлен практический эксперимент по развитию наглядно - образного мышления младших школьников. Представлены упражнения способствующие развитию наглядно - образного мышления младших школьников.
© Е.А. Сорокоумова, Л.А. Саморукова
АННОТАЦИЯ
Ключевые слова: наглядно - образное мышление, мышление, младшие школьники, упражнения по развитию наглядно - образного мышления.
В настоящее время, внимание многих психологов привлечено к проблеме развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста. И это не случайно, ведь младший школьный возраст, является периодом, когда происходит физическое, психическое и нравственное развитие. На основании исследований ( Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) принято, что наиболее сензитивным для развития образного мышления является младший школьный возраст.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления [1, 299 с.].
Наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них,
которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
В Федеральном государственном стандарте по начальной школе рекомендуется учителю планировать использование наглядного материала, упражнений, методик, которые способствовали развитию мышления младших школьников[4].
В нашем исследовании, целью которого ставилось развитие наглядно -образного мышления у детей младшего школьного возраста, приняли участие ученики 2-го класса в количестве 24 человек.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе - констатирующем - изучался уровень развития наглядно -образного мышления уже имеющийся у детей 8 - 9 лет. На этом этапе использовался тест Равена «Прогрессивные матрицы» адаптированный для младших школьников[3].
Результаты представлены на рис.1.
21
Рис.1. Исходные уровни наглядно - образного мышления испытуемых.
22
Очень высокий уровень развития наглядно - образного мышления не был выявлен ни у кого из испытуемых и составляет 0%. Это выражается в том, что учащиеся не могут одновременно мыслить наглядно и образно.
Высокий уровень развития наглядно - образного мышления показали 4% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся самостоятельно могут использовать наглядный вспомогательный материал.
Средний уровень развития наглядно - образного мышления показали 55% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся лучше усваивают материал, когда он представлен наглядно.
Низкий уровень развития наглядно - образного мышления показали 38% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся испытывают затруднения мыслить образами.
Очень низкий уровень развития на-
глядно - образного мышления показали 4% учащихся. Это выражается в полном отсутствии мыслительных действий образами.
На втором - формирующем - этапе проводились занятия, способствующие развитию наглядно - образного мышления. Использовались следующие упражнения:
1. Тест «Нелепицы»
2. «На что это похоже?»
3. «Продолжи узор»
4. «Составь фигуру»
5. «Найди закономерность»
6. «Сложи фигуры»
7. «Классификация»
Данные упражнения проводились с детьми во время внеурочной деятельно-сти[2].
На третьем - контрольном - этапе был повторно проведен тест Равена «Прогрессивные матрицы».
Результаты представлены на рис.2.
Рис.2. Уровни наглядно - образного мышления испытуемых после проведения занятий.
Очень высокий уровень развития наглядно - образного мышления показали 8% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся способные мыслить не только наглядно, но и образно.
Высокий уровень развития наглядно - образного мышления показали 13% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся из представленной наглядной информации, могут использовать ее самостоятельно.
Средний уровень развития наглядно - образного мышления показали 71% учащихся. Это выражается в том, что учащиеся представленный наглядный материал дифференцируют при помощи образов.
Низкий уровень развития нагляд-
но - образного мышления показали 8% учащихся. Это выражается в том, что у учеников, который не могли совершенно мыслить образами, теперь испытывают определенные трудности.
Очень низкий уровень развития наглядно - образного мышления показали 0% учащихся.
Анализ результатов исследовательской работы позволил нам сделать вывод о том, что у учащихся 2 класса улучшались показатели уровня развития наглядно - образного мышления. Следовательно, использование специально подобранных заданий будет способствовать повышению уровня развития наглядно - образного мышления младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 585с.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
3. Прогрессивные матрицы Равена: ме-
тодические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е.Мухордовой, Т.В.Шрейбер. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011 - 70с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 53 с.
23
THE DEVELOPMENT OF VISUAL - FIGURATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
24
© Elena A. Sorokoumova, L.A. Samorukova
Sorokoumova Elena A. - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Labor Psychology and Psychological Consulting, Moscow State Pedagogical University State University "(MPGU) E-mail: CEA51@mail.ru
Samorukova L.A. - undergraduate, Moscow State Pedagogical University State University "(MPGU)
Address: 127051, Moscow, Maly Sukharevsky Lane, 6
ABSTRACT
The article presents a practical experiment on the development of visual -figurative thinking of younger schoolchildren. Presents exercises promoting the development of visual - figurative thinking of younger schoolchildren.
Keywords: visual - figurative thinking, thinking, younger schoolchildren, exercises for the development of visual - figurative thinking.
REFERENCE
1. Maklakov A.G. Obshchaya psikhologiya: icheskiye rekomendatsii /sost. i obshchaya reda-Uchebnik dlya vuzov. - SPb.: Piter, 2016.585s. ktsiya O.Ye.Mukhordovoy, T.V.Shreyber. - Izhevsk:
2. Nemov R.S. Psikhologiya: Ucheb. dlya stud. Izd-vo «Udmurtskiy universitet», 2011 - 70s. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy: V 3 kn. — 4-ye izd. 4.Federal'nyy gosudarstvennyy — M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2001. — Kn. obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obsh-3: Psikhodiagnostika. Vvedeniye v nauchnoye chego obrazovaniya / M-vo obrazovaniya i psikhologicheskoye issledovaniye s elementami nauki Ros. Federatsii. - 5-ye izd., pererab. - M.: matematicheskoy statistiki. — 640 s. Prosveshcheniye, 2017. - 53 s.
3. Progressivnyye matritsy Ravena: metod