Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мышление / внимание / самостоятельность / запоминание / воспроизведение

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутенко И.Н., Подпорина Н.Е., Коробова Л.А., Долгодуш Ю.В.

Статья посвящена одному из высших форм деятельности человека – мышлению и его развитию у детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры для детей научат их рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Khanaeva Zh. Labor Economics. Turkmen State Publishing Service, 2018

3. Economics / Ed. A.S. Bulatova M.: Lawyer, 1999.

© Rejepova H., Dadebayeva O., 2023

УДК 37.04

Бутенко И.Н.

воспитатель МБДОУ детский сад № 40,

г. Белгород, РФ Подпорина Н.Е. воспитатель МБДОУ детский са№40 г. Белгород, РФ Коробова Л.А. воспитатель МБДОУ детский сад № 40,

г. Белгород, РФ Долгодуш Ю.В. воспитатель МБДОУ детский сад № 40,

г. Белгород, РФ

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена одному из высших форм деятельности человека - мышлению и его развитию у детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры для детей научат их рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения - иными словами, самостоятельно мыслить.

Ключевые слова

Мышление, внимание, самостоятельность, запоминание, воспроизведение.

Дети очень любят играть, в дошкольном возрасте игра - это ведущий вид деятельности. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Объективное владение речью, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание уже от 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к., уже в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния

здоровья, условий жизни ребёнка.

В младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учёными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4- летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различные материалы. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей, старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

Сюжетно-ролевые игры, особенно с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя предметами, ребёнок учится замещать их образами, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь, обязательно, потребуется помощь родителей, т.к. известна нелогичность детских рассуждений и сравнений. Полностью словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.

Предлагаемые игры помогут детям научиться рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения - иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации: папа ушел на работу; поезд летит по небу и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Что будет, если...»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Полотенце? Котенок? " и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны неоднозначные ответы. Маленькие примеры: «Шерсть у нашей кошки очень....» ; «Ночью на улице очень...»; «У людей есть руки, для того чтобы ...».; «Я заболел потому, что ...»

Список использованной литературы:

1. Выготский, Л. С. Психология [Текст] - Л.С. Выготский. - Москва: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2012.

2. Полонский, В. М. Педагогическая энциклопедия [Текст] / В. М. Полонский. - Сибирия, 2014.

3. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., «Просвещение» 1991 - с.25-28

© Бутенко И.Н., Коробова Л.А., Подпорина Н.Е., Долгодуш Ю. В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.