Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В ЛОДЗИ'

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В ЛОДЗИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В ЛОДЗИ»

За рубежам

УДК 613.96-07:613.867

3. Собчак, В. Козловски

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ЛИЦЕЯ В ЛОДЗИ

Институт медицины труда им. Е. Нофера, Лодзь, ПНР

Физическая работоспособность определяется при помощи ряда физиологических проб, оценивающих реакцию сердечно-сосудистой или дыхательной системы на точно дозированное усилие, например при помощи циклоэргометра или стандартизованных двигательных тестов [2, 3, 5]. В массовых исследованиях предпочтительнее второй метод [1, 4, 6].

Настоящая работа содержит результаты исследований моторной работоспособности учащихся механического техникума (МТ) и общеобразовательного лицея (ОЛ) в Лодзи, проведенных у 104 юношей из МТ и 37 учащихся из ОЛ. Проведена оценка соматического развития, физической работоспособности и дыхательной системы. Для исследований отбирали молодых людей, у которых не было обнаружено отклонений в состоянии здоровья в проводимых каждый год общих врачебных осмотрах. Моторную работоспособность оценивали при помощи набора тестов, разработанных Л. Денисюком. Он давал возможность, по крайней мере частично, элиминировать влияние возраста на полученные результаты посредством соответствующей

стандартизации — замены абсолютных величин комплексом норм (баллов) для отдельных возрастных пределов. Тестовые упражнения обследуемые выполняли на спортивных площадках и в гимнастических залах в присутствии учителей физической культуры.

Применяли следующие тестовые упражнения: бег на 60 м, прыжок с доставанием и прыжки в длину, броски обеими руками мяча массой 2 кг, бег на 300 м (у обследуемых учащихся дополнительно бег на 1000 м), бег на 30 м с переворотом.

Весь материал обработан статистически с вычислением среднего арифметического и стандартного отклонения.

У учащихся МТ и ОЛ на протяжении 4 лет наблюдали повышенные скорости бега на 60 м. У учащихся 5-го класса МТ (у 19-летних юношей) отмечено небольшое, статистически несущественное увеличение продолжительности бега на 60 м. Скорость бега у обследуемых юношей, выраженная в баллах, также повышалась в последующие годы учебы (табл. 1).

Таблица

Результаты моторных тестов, выраженные в баллах шкалы Л. Денисюка, у учащихся МТ и ОЛ

Тест Группа учащихся 1 -й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс • 5-й класс

Бег на 60 м О л 72,1-4-8,7 67,9+8,6 69,6+8,2 72,4+8,2

МТ 72,0+10,6 68,3=1=5,0 73,7+8,7 76,5+7,6 76,1+8,4

Р рГ * % <0,01 <0,01

Прыжок в длину ОЛ 5 2,9 ±5,3 45,9=1=15,8 39,5+16,0 37,8+14,8

МТ 65,0=1=18,5 50,4+17,3 54,8+20,3 47,2+20,8 66,3+16,9

р <0,001 <0,001 <0,001

Прыжок с доставанием т ОЛ 62,3+12,3 65,7+10,1 61,4+13,0 55,9+11,6

МТ 66,9-1-14,7 71,6+16,2 66,9+13,9 62,9+13,4 75,5+14,7

Р <0,01 <0,01 <0,05 <0,01

Бросок набивным мячом ОЛ 62,8+14,7 54,3+15,1 52,0 + 12,5 60,4+16,6

МТ 74,7=1=16,1 65,6+13,2 67,7+14,1 70,7+12,4 72,1 + 15,1

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Бег с переворотом ОЛ 72,0=1=8,3 77,2+5,7 73,3+6,2 73,0+5,0 89,8+5,0

МТ 76,1=1=7,3 86,8+5,8 82,9+5,5 81,8+5,8

Р <0,01 <0,001 <0,001

Бег на 300 м ОЛ 57,54=14,7 58,5+16,6 58,3+19,9 56,4+13,6

МТ 45,2=1=17,1 37,5+17,5 31,9+14,4 42,0+19,3 44,2+20,1

Р <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Синтетический показатель ОЛ 379,3=1=49,6 367,2+46,9 354,1+46,5 356,0+46,6

МТ 403,3=1=59,3. 381,4+58,8 376,2ч-50,7 382,8+57,2 424,1+54,2

Р <0,05 <0,05 <0,01

Таблица 2

Анализ взаимозависимостей между выбранными соматическими параметрами и показателями и синтетическим показателем

моторной работоспособности учащихся отдельных классов МТ и ОЛ

Показатель Учащиеся МТ Учащиеся ОЛ

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс 1 -й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс

Рост 0,4244*** 0,2255* 0,2407* 0,2450* 0,2583** 0,3301* 0,3876* 0,2216 0,3560*

Масса тела 0,1239 —0,0384 —0,1129 0,0880 0,1495 0,3397 0,3855* 0,1754 0,4021*

Содержание жировой —0,1256

ткани —0-3159** —0,1333 0,0050 —0,3070** —0,0229 —0,1373 —0,0449 0,1726

УС 0,3891*** 0,1383 0,2432* 0,2094* 0,2519** 0,3475* 0,4625** 0,3408** 0,6017***

УО? макс, л/мин 0,2794** 0,1784 0,1734 0,3449** 0,1755 0,1658 0,2986 0,1474 0,3746*

У02 макс, мл/(кг-мин) 0,1436 0,2566** 0,2526* 0,2269* 0,0989 —0,0181 0,0222 0,0685 0,0846

Индекс Кетле 0,0453 —0,1179 —0,1799 0,0257 0,0423 0,1524 0,3444* 0,1311 0,3433*

» Марты —0,0859 —0,1197 —0,1917 —0,0601 —0,0039 0,0263 0,2978 0,2252 0,2725

» Эрисмана —0,1008 0,1058 —0,1767 —0,0010 0,0206 —0,0324 0,3750* 0,1918 0,3732*

» Пинье —0,0243 0,1320 0,2057* 0,0074 —0,0540 —0,0452 —0,3220 —0,1373 —0,3105

» Зимссена I 0,3383*** 0,0869 0,1992* —0,0070 0,2028* 0,2933 0,4533** 0,4254** 0,5716**

» Зимссена-II 0,3835*** 9 ' 0,1609 0,2669** 0,0949 ь 0,1530 0,2985 0,2531 0,3560* 0,0001**

Примечание. Одна звездочка — различие достоверности при р < 0,05, две — при р < 0,01, три — при р <0,001

Не обнаружены различия в скорости бега у учащихся 1-го и 2-го классов ОЛ и МТ. Статистически существенные различия этого показателя наблюдали только у учащихся 3-х и 4-х классов.

Силу мышц ног определяли при помощи прыжков в длину и прыжков с доставанием. Из полученных данных следует, что с возрастом эти показатели улучшаются и стабилизируются на 3-м году обучения. Наблюдаемые колебания результатов по прыжкам в длину могут быть обусловлены приростом массы тела. В последних классах по сравнению с первыми классами отмечается повышение силы мышц ног, выраженной в баллах (см. табл. 1). Учащихся МТ характеризует большая сила мышц ног, измеряемая при помощи обоих тестов во всех сравниваемых классах. У обследуемой молодежи наблю-гдалось также увеличение силы мышц рук, измеряемой длиной броска набивного мяча массой 2 кг, в последующие годы учебы. Результаты, полученные у учащихся МТ, выраженные как в абсолютных величинах, так и в баллах, существенно выше, чем у юношей из ОЛ. Наивысший прирост значений этого теста наблюдается у учеников первых классов обоих типов школ.

На 1-м году обучения у учащихся МТ и ОЛ обнаруживается значительный прирост ловкости, оцениваемой по результатам бега на 30 м с переворотом. Этот прирост является статистически существенным. В следующих классах наблюдается стабилизация абсолютных величин этого параметра, а также понижение балльных величин. Лишь у учащихся 5-го класса МТ обнаруживается статистически существенное повышение ловкости, выраженной в баллах.

Выносливость оценивали по результатам бега на 300 м. У учащихся ОЛ были лучшие результаты этого теста на протяжении всего периода ^обучения как в абсолютных величинах, так и

в баллах. У учащихся ОЛ наблюдалось постоянное развитие этого качества, зато у юношей из МТ улучшение показателя выносливости имело место только в трех последних классах. В обследуемой группе молодежи выносливость оценивали также по результатам бега на 1000 м, который не входит в состав комплекса упражнений (тестов) Л. Денисюка. У учащихся ОЛ были лучшие результаты в беге на 1000 м в последующие годы обучения, а у учащихся МТ лучшие результаты обнаруживали только в последующих классах. Учащиеся ОЛ на протяжении всего периода учебы обладали большей выносливостью, чем их ровесники из МТ.

Тест Л. Денисюка позволяет представить результаты исследования в баллах, а также вычислить обобщенный показатель моторной работоспособности (см. табл. 1). У учащихся ОЛ и МТ наблюдается понижение значения синтетического показателя, и только на 4-м году учебы отмечается его небольшое повышение, зато существенный прирост выявлен у юношей 5-го класса МТ. У учащихся всех классов МТ выявлены наибольшие значения этого показателя, чем у их ровестников из ОЛ. Эти различия в 1-м, 3-м и 4-м классах были статистически существенными.

Молодежь можно считать среднеразвитой, если балльные величины составляют около 50 % максимальных значений. Ввиду того что в отдельных тестах у испытуемых получены лучшие результаты, а синтетический показатель у них обладает высшими значениями, можно сказать, что у обследованных групп молодежи моторная работоспособность выше средней.

Корреляция синтетического показателя с параметрами, описанными в предыдущей работе (табл. 2), показывает, что существует взаимосвязь между результатами моторных тестов и максимальным поглощением кислорода, а также

некоторыми соматическими параметрами, такими как рост, жизненная емкость легких и телосложение (индекс Пинье).

Литература

1. ОешБшк МШсеготюа Н. Коги'о]" эргашпова сЫеа 1 т\одг\егу ш ш{еки 5гко1пут.— Шагэгадуа, 1969.

2. Оетъшк Ь. ТаЬе1е рипМас^ эргашпоэс! !1гусгпе]. — \Varszawa, 1975.

3. Markiewicz L., Kapuscinska В.. Lotach H., Grass-Ada-meczek A. // Prace CIOP. — 1977. — Vol. 27. — P. 277.

4. Nowicki G., Zmiany rozwoju i sprawnosci fizycznej dzieci i mlodziezy regionu bydgoskiego.— Warszawa, 1985.

5. Piliez S. Miedzynarodowy test sprawnosci fizycznej IN. KF. — Warszawa, 1971.

6. Walawska-Paprocka M. Ocena stanu zdrowia i rozwoju psychofizycznego mlodziezy szkol zawodowych o kierunku mechanicznoelektrycznym w warunkach srodowiska wiel-komiejskiego: Praca doktorska. — Warszawa, 1976.

Поступила 08.10.87

Краткие сообщения

УДК 614.72:547.272'391]-074

Л. А. Тепикина, Н. П. Зиновьева, 3. В. Шипулина

САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭТИЛАКРИЛАТА

В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Этилакрилат (ЭА — этиловый эфир акриловой кислоты) применяется в химической промышленности (получение пластмасс, искусственой кожи и др.).

ЭА — бесцветная жидкость с сильным неприятным запахом; молекулярная масса 100,12, температура кипения 99,5 °С. Вещество растворяется в органических растворителях, воде—1,51 % при 25 °С, плотность 0,924 (20 °С), давление паров 40 мм рт. ст. (20 °С), насыщающая концентрация 219 мг/л. ЭА — наркотик, оказывающий также раздражающее и общетоксическое действие. Среднеиаркотическая концентрация (НКйо) 26,1 мг/л, минимальная смертельная концентрация 23 мг/л, Ь05о при нанесении на кожу кроликов 1,95 мг на 1 кг массы. Абсолютная смертельная концентрация для кроликов и морских свинок 4830 мг/м3 [3]. ПДК1К з установлена на уровне 5 мг/м3, 3-й класс опасности. ПДК воды водоемов по оргаиолептическому признаку вредности (влияние на запах) 0,005 мг/л.

Ранее нами рассчитан ОБУВ этилакрилата на основе концентрации, близкой к С1г,о> а также по температуре кипения и молекулярной массе; норматив утвержден Минздравом СССР на уровне 0,05 мг/м3 (1978 г.).

Исследования проводили с ЭА, содержащим 99,9 % основного вещества.

I • , М « ** ч % ____ф

Определены среднесмертельные дозы при введении в желудок белым беспородным мышам ЭА в растительном масле (в опытах использовано 50 животных). Материалы обработаны по Личфилду — Уилкоксону, установлены параметры острой токсичности (в мг на 1 кг массы). ЬО^ 1300, 1084 2000, Ш50 1530 при р<0,05.

Поскольку при нормировании ЭА в воде водоемов лимитирующим показателем вредности было влияние вещества на запах, мы повторили эксперимент по определению пороговой по запаху концентрации (ПКзап) ЭА в воде водоемов с привлечением 20 добровольцев. Исследования проводили по методике «закрытого опыта» [4]. Результаты обработаны методом пробит-анализа [2], ЕС^ по запаху установлена на уровне 0,001 мг/м3. По разработанным нами расчетным формулам определили безопасную концентрацию ЭА в атмосферном воздухе:

lg ОБУВм.р

—0,76 + 0,53 lg ПК за п

—0,76 + 0,53 lg 0,001

2,5; ОБУВ

м. р

0,004 мг/м3.

Анализ ЭА в воздухе проводили на приборе с пламенно-ионизационным детектором. В качестве неподвижной фазы для разделительной колонки использовали отечественный активный полимерный адсорбент полисорб-1 зернением 0,25—0,5 мм с удельной поверхностью 320 м2/г. При этом установлены следующие оптимальные условия газоадсорбционного определения ЭА: температура термостата колонок 170°С, испарителя 200°С, скорость подачи газа-носителя (азот) 40 мл/мин, скорость диаграммной ленты 60 мм/ч, чувствительность шкалы электрометра 20-Ю-12 А; колонка из нержавеющей стали длиной 3 м с внутренним диаметром 3 мм. Время удерживания ЭА при этих условиях составило 4 мин.

Учитывая чувствительность детектора приборе (0,004 мкг) и прогнозируемую ПДК этилакрилата в атмо сферном воздухе, необходимо было пробы концентрировать. Для этого воздух со скоростью 0,2 л/мин аспирировали через специальную концентрирующую колонку (трубка из нержавеющей стали длиной 13,5 см с внутренним диаметром 0,5 см), заполненную полисорбом-1. Для определения максимальной разовой концентрации необходимо отобрать 6 л воздуха. Пробу можно хранить в течение 1 сут.

Концентрирующую колонку с отобранной пробой вставляли непосредственно .в испаритель прибора через специальное устройство под названием «пятка», которое находится постоянно в испарителе термостата, и быстро закрывали крышкой с одновременным включением секундомера. Потоком газа-носителя ЭА переносится в хроматографическую колонку на разделение.

Количественную оценку ЭА в пробе проводили методом абсолютной калибровки детектора прибора с использованием стандартных растворов и паровоздушных смесей. За расчетный параметр принята площадь пика. Калибровочный график зависимости площади пика от количества вещества строили по результатам 3—5 измерений.

Полноту поглощения микропримесей ЭА из воздуха при отборе проб устанавливали на стандартных смесях с использованием диффузионно-динамической установки. Экспериментально выявлено, что процент сорбции и десорбции ЭА полисорбом-1 составляет 95.

Изучено возможное влияние сопутствующих веществ (акрилонитрила, бутилакрилата оксидов азота и углерода,^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.