Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарлыгасова Э.З., Сакенов О., Пазак Е

В данной статье проведен анализ использования информационно-коммуникационных технологий при обучении по дисциплине «математика»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарлыгасова Э.З., Сакенов О., Пазак Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

вычислительные модности, высокий уровень владения мультимедиа приложениями

- Обширные коммуникационные сервисы, что дает возможность обмена информационными материалами, непосредственного и опосредованного, очного и удаленного взаимодействия. К преимуществам можно смело отнести оперативность, коммуникационную свободу выбора и дистанционность, что влечет за собой и негативные моменты, такие как обезличенность ряда форм коммуникаций и альтернативность коммуникаций.

- Электронное копирование цифровых данных без потерь, что позволяет не ограничиваться в тиражирование, публикации работы и ее итогов в сети Интернет и обратной связи. К недостаткам можно отнести, к примеру, низкую защиту авторского права, или несовместимость некоторых форматов, либо же возможную невостребованность,

Таким образом, можно сделать вывод, что современные информационные технологии позволяют значительно повысить уровень компьютерной грамотности, мотивацию к самостоятельности, уровень толерантность, а также общее интеллектуальное развитие, при этом метод проектов целесообразно применять при преподавании дисциплин компьютерного цикла.

Использованные источники:

1.Загорулько, Р. В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. -Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 194 с. 2.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров - М.: Академия, 2002 - 272 с.

Жарлыгасова Э.З. старший преподаватель Сакенов О. студент Пазак Е. студент

специальность Математика КГУ им. А. Байтурсынова Казахстан, г. Костанай РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: В данной статье проведен анализ использования информационно-коммуникационных технологий при обучении по дисциплине «математика».

Ключевые слова: мотивация, информационно-коммуникационные технологии.

Согласно Б.И. Додонову, суть мотивации заключается в том, что учащийся в процессе обучения получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственно ее результата». Формирование у студентов мотивации к обучению будет реализовано в необходимом объеме только при условии наличия у учащегося интереса к учебной деятельности за счет использования определенных стимулов к обучению.

В настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплин естественнонаучного цикла в учебных заведениях различного уровня является актуальной и перспективной задачей. В рамках реализации данной задачи необходима разработка концепции и входящей в ее состав различных методик применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

Основным критерием применения информационно-

коммуникационных технологий в рамках учебной деятельности является организация оптимальных схем интеграции информационно-коммуникационных технологий с различными стандартными методиками реализации предметного обучения и самостоятельной деятельности студентов, при этом основной упор осуществляется на интеграцию информационных знаний и различных учебных предметов естественнонаучного цикла (математика, физика и т.д.).

Идеальным учебным предметом, с точки зрения, применения информационно-коммуникационных технологий в обучении является математика в силу большого количества вычислительных и логических операций, а также необходимости проведения сравнительного анализа и наглядной визуализации получаемых промежу-точных и итоговых результатов на основе варьирования значений определенного набора исходных данных.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математике должно преследовать решение следующих необходимых дидактических задач:

1. Математические (исследование функциональных зависимостей; освоение численных методов решения математических задач; сравнительный анализ эффективности вычислительных процедур; геометрическая интерпретация полученных результатов вычислений).

2. Информационные (освоение функциональных возможностей различных видов информационно-коммуникационных технологий; получение навыков создания алгоритмов, блок-схем и программ в рамках различных сред программирования для реализации решения математических или прикладных задач, базирующихся на интеграции соответствующих арифметических и логических операций).

3. Личностные (повышение мотивации и интереса к изучению математических и информационных дисциплин; развитие математической, информационной и алгоритмической культуры студентов; творческая активность; коммуникативная и ролевая деятельность студентов в процессе интеграции знаний, умений и навыков на примере изучения математики в малых группах с использованием информационно-коммуникационных технологий).

4. Профессионально-ориентированные (наглядное моделирование и фундирование реальных объектов и процессов при решении математических и прикладных задач; визуализация итерационных процессов; интеграция математических и информационных процессов; управление процессами познавательной деятельности учащихся.

Дидактическая интегративная система математического и информационного образования студентов вузов с использованием различных средств информатизации должна быть основана на реализации следующих принципов:

1. Принцип эффективного интегративного взаимодействия математических и информационных знаний на основе информационной насыщенности образовательной среды. В данном случае осуществляется выбор и реализация сложных вычислительных и прикладных математических задач, требующих применения для моделирования объектов и процессов математической и прикладной природы составных информационных алгоритмических структур, с целью создания соответствующих трудоемких расчетных проектов в рамках использования различных ИКТ в обучении математике.

2. Принцип оперативного включения различных категорий информационных знаний в решение проблем понимания, коммуникации и освоения математических знаний и на основе имитационного моделирования реальных процессов и явлений. Подразумевается оперативное включение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике непосредственно при проведении аудиторных занятий (лекционных, практических и лабораторных) с целью визуализации изучаемых математических объектов, явлений и процессов.

3. Принцип наглядного моделирования математических объектов, реальных процессов и явлений посредством оперативного и интегративного взаимодействия математических и информационных знаний. Суть принципа состоит в использовании малых средств информатизации для реализации полноценного наглядного моделирования математических объектов и процессов через призму непосредственного визуального интегративного взаимодействия математических и информационных структур. Наглядное моделирование в данном случае рассматривается в ракурсе применения оптимизационных методов решения прикладных математических задач в рамках реализации соответствующих расчетных проектов.

4. Принцип фундирования и становления личностного опыта студента

на основе поэтапного развертывания знаниевых, процедурных и компетентностных структур. Информационно-коммуникационные технологии целесообразно использовать при решении задач, требующих реализацию иерархических логических математических структур с последовательным переходом от рассмотрения элементарных математических задач, изучаемых в школьном курсе математики, к более сложным алгоритмическим и структурированным задачам, требующим визуального представления рассматриваемых математических или реальных процессов объектов, явлений и процессов, с точки зрения статических и динамических составляющих.

5. Принцип реализации исследовательского подхода в формировании творческой активности студентов в процессе освоения математических и информационных структур через призму рефлексивного подхода. Применение различных ИКТ необходимо для реализации полноценного исследовательского учебного процесса при решении сложных математических проектов в силу анализа получаемых промежуточных и итоговых результатов на основе вариативности значений исходных данных. Стоит отметить, что реализуемые студентами учебные расчетные проекты проводятся как в индивидуальном порядке, так и в рамках малых исследовательских групп с целью обучения студентов как индивидуальной, так и групповой работе для раскрытия внутренних индивидуальных психологических составляющих.

При проведении лекционных и практических аудиторных занятий по математике применение информационно-коммуникационных технологий может подразумевать использование разработанного и широко используемого стандартного прикладного программного обеспечения, в том числе различные компьютерные математические системы (Mathcad, Мар1еи т.д.), которые позволяют реализовать решение большинства стандартных математических задач в сопровождении необходимой геометрической интерпретации.

В настоящее время при организации дистанционной учебной деятельности для проверки знаний применяются различные системы дистанционного обучения, доступ к содержимому которых осуществляется через глобальную сеть Интернет или в рамках локальных сетей с отображением информации непосредственно на локальном компьютере пользователя, подключенного к данным видам сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.