Научная статья на тему 'Развитие мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами физической культуры'

Развитие мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
773
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MOTIVATION / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS / PERSONALITY / NEEDS / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Изотова Инга Игоревна

В статье обсуждается анализ механизма формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов и возможности его практической реализации. Представлены результаты исследовательской работы по сравнительному анализу основных компонентов мотивационной сферы студентов. Сравниваются критерии осознанности и возможности реализации системы здорового образа жизни у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Изотова Инга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ MOTIVATION TO LEAD A HEALTHY LIFESTYLE BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The article discusses the analysis of the mechanism to form a motivation for a healthy lifestyle among students and the possibility of its implementation. It also presents the results of the research work on the comparative analysis of the main components of students'motivational sphere and compares the criteria of awareness and the feasibility of a healthy lifestyle system among students.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами физической культуры»

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' MOTIVATION TO LEAD A HEALTHY LIFESTYLE BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

H.B, Казанцева, И.Э. Мендот, И.И. Изотова

N.V. Kazantseva, I.E. Mendot, I.I. Izotova

Мотивация, здоровый образ жизни, студенты, личность, потребности, здоровье, физическая культура. В статье обсуждается анализ механизма формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов и возможности его практической реализации. Представлены результаты исследовательской работы по сравнительному анализу основных компонентов мотивационной сферы студентов. Сравниваются критерии осознанности и возможности реализации системы здорового образа жизни у студентов.

Motivation, healthy lifestyle, students, personality, needs, health, physical education. The article discusses the analysis ofthe mechanism to form a motivation for a healthy lifestyle among students and the possibility of its implementation. It also presents the results ofthe research work on the comparative analysis ofthe main components of students' motivational sphere and compares the criteria of awareness and the feasibility of a healthy lifestyle system among students.

Задача формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов является в настоящее время приоритетной, что просматривается во многих нормативных документах и государственных федеральных программах развития образовательной сферы. Так, в концепции развития физической культуры и спорта РФ на 2016-2020 гг. в числе прочих ставится задача определения приоритетных направлений и оценки эффективности пропаганды нравственных ценностей физической культуры, спорта и здорового образа жизни, разработки системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях [Федеральная целевая программа...].

Такие задачи и направления работы стали необходимой мерой перед системными вызовами в образовательной сфере, в частности в сфере физической культуры и спорта. Так, согласно данным Минздравсоцразвития России, в целом по России не менее 60 % обучающихся

имеют нарушения здоровья. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Проблема мотивации к здоровому образу жизни отражена во многих психолого-педагогических исследованиях. В исследованиях в области вопросов формирования потребностно-мотивационной сферы отмечается, что мотивация формируется через потребности, которые делятся на потребности организма и личности, которые, в свою очередь, в зависимости от степени осознания делятся на осознанные и неосознанные, или биологические и социальные [Астафьев, Верещагина, 2014, с. 6-9]. Социальные потребности некоторые исследователи обозначают как духовные.

Из базовых, первичных потребностей можно выделить потребность в движении, на основе которой формируется мотивация к выполнению двигательных действий.

Проблема становления личности студента и формирования социальных или духовных мотивов стремления к здоровому образу жизни рассматривалась многими учеными, такими как Г.С. Никифоров, Н.П. Абаскалова, Э.Н. Вайнер, H.A. Красноперова.

Основным утверждением этих ученых в области рассматриваемой проблемы является положение о том, что побуждениями в деятельности студентов становятся мотивы, связанные с саморазвитием, самоутверждением и познавательной деятельностью. Доминирующими мотивами у студентов являются мотивы, связанные с профессиональным самоопределением и

удовлетворением социально-психологических потребностей личности.

Потребность в здоровье, в здоровом образе жизни, по мнению многих ученых, входит в число духовных потребностей. По мнению Г.С. Никифорова, ценность здорового образа жизни определяется вторичной потребностью как средство достижения материального и семейного благополучия, обеспечения карьерного роста [Никифоров, 2002, с. 256].

Механизм формирования мотивации личности реализуется по следующей схеме: знания - ценностное отношение - деятельность (рис.).

Рис. Схема формирования мотивации личности

Связь механизмов формирования мотивации от знаний к деятельности осуществляется через основные сферы формирования личности: познавательную, мотивационно-ценностную и практическую.

На схеме наглядно видно, что начальным этапом формирования мотивации к здоровому образу жизни является получение необходимых знаний. Поэтому недостаточность в познавательной сфере личности является основой

несформированности мотивации к здоровому образу жизни. Таким образом, необходимо четко определить наиболее эффективные методы и методические приемы, которые будут лежать в основе педагогического воздействия в направлении получения знаний о здоровом образе жизни.

Методы должны быть направлены на эффективные способы получения знаний, формирование навыков переработки полученных

С и

Ч л

I

с m

о I о ^

н w н К о

Рч

W

и к к

о ^ о о ^ h о Q

К К

W

и н о

Рч

с

о W fr1

к

ÖS Ь

о О

с ч Д W

« с «

S

И

н и

w м

знаний и их преобразование. Говоря об эффективных способах получения информации, мы представляем необходимость широкого использования информационно-компьютерных технологий и возможностей глобальной сети Интернет.

В настоящее время в основном подача информации о здоровом образе жизни в вузе осуществляется педагогом во время проведения теоретических занятий по предмету «физическая культура». Система хранения, воспроизведения и преобразования информации реализуется через текущий контроль. На этот вид учебной деятельности в структуре учебной нагрузки, как правило, отводится очень ограниченное количество времени, не более 3-5 % всей учебной нагрузки.

В этой связи считаем целесообразно увеличить теоретический компонент в изучении предмета «физическая культура» за счет комплексного планирования самостоятельной работы студентов, где будут учитываться количество полученной информации о здоровом образе жизни и осуществляться текущий контроль знаний. При этом наиболее результативными являются интерактивные методы обучения.

Многие педагоги предлагают вместо обычных лекционных форм проведения занятий, где студент пассивно получает информацию, включать различные активные формы проведения занятий, такие как диспуты, дискуссии, круглые столы, «ролевые игры» и др. [Красноперо-ва, 2015, с. 16-19]. Получая и активно обсуждая полученную информацию, вступая в дискуссионную беседу с участниками обсуждения, студенты гораздо эффективнее усваивают полученную информацию. В индивидуальной работе необходимо использовать доклады, презентации, проекты. Все эти формы организации занятий способствуют включению механизмов самоорганизации, самопознания, самоконтроля, активного творческого потенциала для реализации задач учебного процесса. Благодаря целенаправленной работе с информацией происходит осмысленное и осознанное отношение к полученным знаниям.

Развитие ценностного отношения к компонентам здорового образа жизни предусматривает формирование личностных ценностей, потребностей, мотивов, установок, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья; необходимость формирования навыков самоорганизации в ведении здорового образа жизни. Для реализации «ценностного» компонента необходимо использовать методы, стимулирующие мотивацию. К таким методам можно отнести методы психоэмоционального воздействия.

В настоящее время нравственные ценности и установки в большей степени формируются у молодежи не посредством взаимодействия «педагог - студент», а в подавляющем случае в результате влияния информационного воздействия сети Интернет, в меньшей степени, но существенной - ближайшего окружения, мнение которого является значимым. Это влияние сверстников, одногруппников, друзей, знакомых.

Исследование проводилось на базе Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия. Всего было опрошено 483 человека. Исследовательская работа заключалась в сравнительном анализе основных компонентов мотивационной сферы студентов, таких как оценка значимости роли физической культуры и спорта, представление здоровья как абсолютной ценности, необходимость занятий физической культурой и соблюдения здорового образа жизни для подготовки к будущей профессиональной деятельности. В результате анализа мотивационной сферы студентов к здоровому образу жизни были выделены значительные расхождения между осознанностью в необходимости соблюдения здорового образа жизни и возможностью реализации необходимых действий для его практического осуществления (табл.).

Анализируя представленные выше данные, можно определить, что осознанность мотивации к здоровому образу жизни сформирована у значительного большинства студентов, в то время как реализовать свои желания и потребности может далеко не каждый.

Критерии осознанности и возможности реализации системы здорового образа жизни у студентов

Осознанность % Возможность реализации %

- систематических занятий физической культурой и спортом 98 Нехватка свободного времени 90

- соблюдения режима дня 97 Недостаточное владение необходимыми навыками ведения ЗОЖ 81

-организации правильного питания 100 Отсутствие материальных возможностей 73

-осуществления системы закаливания 95 Отсутствие необходимых условий 18

- отказа от вредных привычек 90 Отсутствие полноценных знаний 45

-системы психической саморегуляции 87 Недостаточность развития морально-волевой сферы 34

- необходимости профессионально-прикладной значимости физической культуры 73

Так, по результатам опроса студентов для установления основных источников получения информации, определяющих образ жизни студентов, были получены следующие результаты. Ведение здорового образа жизни считают необходимым 96 % респондентов, при этом только 48 % считают, что они ведут здоровый образ жизни, 34 % считают, что они занимаются своим здоровьем время от времени, остальные 18 % ответили, что они не ведут здоровый образ жизни. Информацию по ведению здорового образа жизни подавляющее число респондентов, а именно 95 %, получают посредством сети Интернет (во множестве статей, паблик-чатов, сообществах и т.д.), только около 5 % - через телевидение, 13 % - в результате учебной деятельности, 3 % - через специальную литературу. Интересным фактом является то, что многие анкетируемые считают, что вести здоровый образ жизни и заниматься спортом в молодежной среде (ходить в тренажерный зал, заниматься оздоровительным бегом) стало модно, так как доминирующей для молодежи является необходимость следить за внешним состоянием своего организма.

Таким образом, становится необходимым, используя познавательные ориентиры и ресурсы студентов, контролировать их с помощью педагогического воздействия, применяя современные ресурсы и возможности для построе-

ния полноценного общения со студентами. В качестве практических примеров предлагается использовать следующие возможности:

- создание блогов, групп в социальных сетях, ориентированных на формирование мотивации ведения здорового образа жизни и активного включения в предлагаемую деятельность;

- создание на базе групп проектов с привлечением как можно большего числа участников. Организация проектов может осуществляться по соответствующей тематике: формирование мышечного корсета, оздоровительный бег, здоровая пища, тренировка пресса и т.д. В проекте должны четко прослеживаться цель и задачи, используемые инструменты, структура и конечный результат. По ходу реализации проекта необходимо предусмотреть контроль результатов в виде отчетов по текущим достижениям участников проекта с использованием фото- и видеоинструментов. Необходимы активное обсуждение представленных отчетов, разбор ошибок и определение последующих задач и установок.

Практический компонент реализуется в результате организации и участия в различных мероприятиях, направленных на пропаганду и популяризацию здорового образа жизни среди студентов, привлечение их к активным занятиям физической культурой и спортом.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

Считаем, что все сферы развития личности, связанные с формированием мотивации, развиваются и работают параллельно, взаимодействуя и дополняя друг друга. Так, ценностный компонент формируется не только после получения и переработки информации, но и в ходе активной деятельности, постепенно переходящей из процесса пассивного участия в процесс активной самоорганизации. Поэтому необходимо значительное внимание уделять формированию деятельностного компонента мотивационной сферы, осуществляющего реализацию мотивации и являющегося конечным результатом сформированности мотивации к здоровому образу жизни.

Библиографический список

1. Астафьев B.C., Верещагина Л.М. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Красноперова H.A. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента // Теория и практика физической культуры. 2005. № 6.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.

4. Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 21.01.15. № 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.