Pichugina Galina Antonovna
DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF STUDENTS ..
pedagogical sciences
UDC 371.322
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2019
Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected]) Аннотация. Приоритетным направлением развития образования является развитие мотивационной сферы обучающегося. Низкий уровень мотивации связан, от части, с не пониманием и не восприятием теоретической сущности, обсуждаемого на уроке, материала. В этом случае деятельность ученика может быть либо чисто механической, либо вовсе не проявляться. Вопрос решения создавшейся проблемы связан с физиологическими процессами формирования и развития мотивации. Если не обращать внимание на последнее и не связывать его с учебным познанием, то результативности в формировании мотивации может и не быть, что существенно сказывается на результатах обучения. На основе исследований П.К.Анохина и Е.И. Бойко мы приходим к выводу, что физиологический процесс поступления и процесс усвоения информации в головном мозге обучающегося должны быть взаимосвязанными и взаимодополняемыми. Развитие мотивационной деятельности связано с порядком поступления информации в мозг. Отсюда мозг, как и любой другой орган, нуждается и требует упражнений для нормального функционирования. Для того чтобы мозг учащегося функционировал природосообразно, ему необходимо пройти путь познания, самосовершенствования и созидания знаний. Достигнутый результат выражается радостью открытия нового знания для себя. Поэтому наиболее эффективным способом учебного познания является собственная учебно-познавательная деятельность обучающегося. Для развития мотивации в учебной деятельности необходимо создание определенной ситуации, использование средств и способов, способствующих расширению познавательной сферы и активизации учебной работы, на основе учета личностных и возрастных особенностей ученика. С этой целью в организации учебного процесса следует разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющие средства и методы обучения, основанные на личностных особенностях ученика
Ключевые слова: мотивация, мотивационный процесс, физиологический процесс, обучение, учебная деятельность, мозговая деятельность, обучающиеся, процесс усвоения материала, процесс поступления информации.
DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF STUDENTS TAKING INTO ACCOUNT PHYSIOLOGICAL PROCESSES OF BRAIN ACTIVITIES
© 2019
Pichugina Galina Antonovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "General and Inorganic Chemistry" Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya Street, 83, e-mail: [email protected]) Abstract. The priority direction of the development of education is the development of the student's motivational sphere. The low level of motivation is connected, in part, with not understanding and not perceiving the theoretical essence discussed in the lesson of the material. In this case, the activity of the student can be either purely mechanical, or not manifest at all. The question of solving this problem is associated with the physiological processes of formation and development of motivation. If you do not pay attention to the latter, and do not associate it with educational knowledge, then there may be no effectiveness in the formation of motivation, which significantly affects the learning outcomes. Based on the research of PK Anokhin and E.I. Quickly we come to the conclusion that the physiological process of admission and the process of assimilation of information in the student's brain must be interconnected and complementary. The development of motivational activity is associated with the order of receipt of information in the brain. Hence, the brain, like any other organ, needs and requires exercises for normal functioning. In order for the student's brain to function naturally, it needs to go through the path of knowledge, self-improvement and the creation of knowledge. The achieved result is expressed by the joy of discovering new knowledge for oneself. Therefore, the most effective way of educational knowledge is the student's own educational and cognitive activity. For the development of motivation in educational activities it is necessary to create a certain situation, use of means and methods that contribute to the expansion of the cognitive sphere and enhancement of educational work, based on the student's personal and age characteristics. To this end, in the organization of the educational process, it is necessary to develop new ones and to improve already existing means and methods of teaching based on the student's personality.
Keywords: motivation, motivation process, physiological process, training, learning activities, brain activity, learners, the process of mastering the material, the process of receipt of information.
Изменение основных целей обучения связано с внедрением в современное российское образование новых образовательных стандартов, приоритетным направлением которых является формирование и развитие всесторонне развитой личности.
С точки зрения психолого-педагогических исследований для успешного обучения необходимо развитие мотивационной сферы, но при этом нельзя не учитывать физиологическую природу возрождения мотивации.
Педагогами (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и др.) было выявлено, что школьника нельзя привлечь к изучению предмета, если он относится к процессу обучения равнодушно, без интереса и не испытывает потребность в получении новых знаний.
Русский педагог и основоположник русской школы педагогики К.Д. Ушинский в своих работах отмечает, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладе-
нию знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» [1].
Мотивация является побудительной силой к деятельности, в том числе и учебной. Процесс формирования мотивационной сферы составляет основу эффективности успешного обучения школьной дисциплины. Отсюда, деятельность, направленная на самостоятельное познание нового является одним из важнейших компонентов в организации осознанного обучения.
В психолого-педагогической и методической литературе представлен материал, связанный с подбором методов, средств обучения, направленных на развитие мотивационной сферы обучающихся, но при этом практически не обращено внимание на физиологические процессы формирования и развития мотивации. Если не учитывать последнее и не связывать его с учебным познанием, то результативности в формировании мотивации может и не быть.
педагогически науки
Пичугина Галина Антоновна РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ...
Отсюда вопрос развития мотивационной деятельности учащихся в процессе обучения является актуальным.
На эффективность формирования мотивации влияют не только внешние факторы, но и физиологические. П.К.Анохиным, Е.И. Бойко установлено, что мотива-ционные процессы связаны со свойством межлефлек-торного совмещения ранее заложенной информации с вновь поступающей. Взаимосвязь этих процессов приводит человека к открытию нового знания. В результате происходит открытие нового для себя знания, связанного с чувством успеха, которое запоминается учеником. Чувство успеха побуждает желание к повторению процесса и формирует внутренний физиологический моти-вационный компонент. Однако в организации учения наблюдается преобладание принудительного процесса над мотивационным.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития мотивации обучающихся и недостаточной его изученностью во взаимосвязи с физиологическими особенностями.
Само понятие «мотивация» известно еще со времен Древней Греции. Античному философу Аристотелю принадлежит идея разделения различных видов причин, побуждающих человека к действию.
В настоящее время мотивация рассматривается как побудительная причина к действиям и поступкам человека. В работах И.А. Зимней [2], мотивация представлена как активность физиологического и психологического процессов, влияющих на поведение человека.
Проблемой организации процесса мотивации в учебной деятельности занимались отечественные ученые Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.К. Маркова [3].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что источником развития обучающегося, является процесс достижения материальных и духовных ценностей, идеалов и интересов [4-13]. Мотивация является двигательной силой деятельности, в том числе и учебной. Мотивы побуждают ученика к действию, к достижению поставленных целей и задач, т.е. мотивация является не только движущим фактором, но и побудительным стимулом в обучении.
Для развития мотивации в учебной деятельности необходимо создание определенной ситуации, способствующей расширению познавательной сферы и активизации учебной работы, на основе учета личностных и возрастных особенностей ученика [14]. С этой целью в организации учебного процесса следует разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющие средства и методы обучения, основанные на личностных особенностях ученика
С позиции физиологических процессов, происходящих в организме человека, Сеченов И.М. определял мотивацию как «страстный рефлекс на достижение результатов». В тоже время Павлов И.П. считает мотивацию «рефлексом поставленной цели».
П.К. Анохин полагает, что мотивация является системной реакцией организма. Для целенаправленного поведения должен быть выбор из нескольких конкурирующих мотиваций. Если выбор произошел, то возникает одна какая-либо доминирующая мотивация, которая преследует цель на удовлетворение потребности в данный момент.
Мозг, как и любой орган, нуждается и требует упражнений для нормального функционирования. Для того, чтобы мозг учащегося функционировал природо-сообразно, ему необходимо пройти путь познания, самосовершенствования и созидания знаний. Достигнутый результат выражается радостью открытия нового знания для себя. Поэтому наиболее эффективным способом учебного познания является собственная учебно-познавательная деятельность обучающегося.
По утверждению Е.И. Бойко мозг способен на межрефлекторное совмещение входящей информации с уже имеющейся. Введение в мозг двух информаций способ-
ствует образованию новой версии, на основе которой синтезируются новые знания, приводящие к новым открытиям. Данный процесс основан на свойстве мозга и обусловлен возможностью установления связей нейронами мозга.
По мнению П.К. Анохина, свойство межлефлектор-ного совмещения информации приводит человека к открытию нового знания при использовании ранее заложенной информации. Способность мозга к межлефлек-торному совмещению этих информаций является своеобразным «подарком» природы для обучения. Поэтому на него и следует опираться при обучении.
Самостоятельное открытие нового знания самоутверждает ученика как личность и вызывает стремление к повторению положительных эмоций. На этом базируется интерес к предмету, интерес к процессу познания нового и основой формирования мотивационной деятельности. Этот процесс осуществляется на межлефрек-торном уровне.
Успешность этого процесса связана с физиологией побуждения к действию со всеми этапами обучения. Именно такой подход к организации обучения приводит к развитию мотивации учащегося.
Результаты исследования Л.М. Кузнецовой [15] показали, что мозг, как и любой орган, нуждается и требует упражнений для нормального функционирования. Для того чтобы мозг учащегося функционировал при-родосообразно, ему необходимо пройти путь познания, самосовершенствования и созидания знаний.
Для этого необходимо учитывать физиологию работы мозга, особенности поступления и синтеза информации в нем (рисунок 1).
Рисунок 1- Механизм поступления и синтеза информации в головном мозге обучающегося.
Организм человека способен воспринимать информацию, как из внешней среды, так и из внутренней. Прием и обработку информации выполняет центральная нервная система (1), благодаря различным типам рецепторов.
Далее, полученная информация, благодаря нервным импульсам, переходит в большие полушария мозга (2), где происходит ее обработка (3). На стадии сортировки (4), которая делится на два этапа - удаление ненужной информации и связывание информации с ранее полученной. Если входящая информация вызвала значимость и интерес для мозга, то она отправляется на дальнейшую обработку (4А) и связывается с полученными знаниями. Далее полученные знания отправляются на хранение (5). Полученную информацию обучающийся может использовать в учебном процессе (6). Именно так развивается осмысления применения информации (7) и открытие нового знания.
Если информация не заинтересовала обучающегося, то она попросту удаляется (4Б), и дальнейший процесс осмысления прекращается. Ученик не понимает значимость и суть материала. Мотивация и познавательный интерес не развиваются.
Также стоит отметить, что если входящая информация не обрабатывается мозгом самостоятельно или поступает в готовом виде, она так же удаляется через некоторое время, не приводя к осмысленному обучению.
Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2(4)
51
Pichugina Galina Antonovna
DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF STUDENTS ..
pedagogical sciences
Поэтому учебный материал не должен подаваться ученикам в готовом виде или запоминаться механически.
Следовательно, можно сделать вывод, что для достижения успехов в учебно-познавательной деятельности необходимо учитывать логическую последовательность подачи материала, ее постепенную обработку в мозге обучающегося.
Организация подачи учебного материала, согласно выведенной последовательности развития мотивации с учетом межрефлекторного совмещения информаций позволяет достичь максимально продуктивных результатов обучения и реализовать требования по развитию определенных качеств личности обучающегося. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. / К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 162
2. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии /И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2003. - 264 с.
3. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- изд. Воронеж.-2001.-с.90
4. Барышникова Е.В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-287.
5. Сангинов Б.К. Особенности мотивации учащихся со слабым здоровьем к физической культуре и спорту //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 293-295.
6. Осипова В.Е. Формирование идентичности в подростковом возрасте как условие воспитания духовно-нравственных ценностей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 254-258.
7. ГUDCова С.А., Мамашина А.В. Метод проблемного обучения как основа повышения мотивации обучения иностранному языку в начальной школе // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 13-15.
8. Василевская Е.А., Аминов Р.А. Изучение мотивационно-цен-ностного компонента позитивного отношения у учащихся к физкуль-турно-спортивной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 226-229.
9. Саракаева С.А., Сокаев Х.М. Основные направления повышения у подростков устойчивой мотивации к здоровому образу жизни //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 317-320.
10. Кубеева М.А. Роль мотивации в повышении интереса к урокам английского языка //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 134-137.
11. Серафимович И.В., Беляева О.А. К вопросу о преемственности ценностей участников образовательных отношений в современных социокультурных условиях // Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1. С. 24-29.
12. Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Черникова Е.Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 292-296.
13. ПанковаЮ.О. Системный подход в формировании ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 121-124.
14. Филиппова А.Е., Пичугина Г. А. Организация процесса развития мотивации с учетом мотивационного компонента // Вопросы биологии, экологии и методики обучения: Сб. науч. ст. Вып. 19. — Саратов, 2017. - с. 100-10
15. Кузнецова Л.М. [Электронный ресурс] URL : http://avkrasn.ru/ article-1094.html Дата обращения-04.12.2018