УДК 811.161.1:378.193
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Макеенкова Т.В., Сенченкова Е.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье освещается проблема повышения мотивации при обучении иностранных студентов русскому языку. Одним из путей ее решения является создание на занятиях таких педагогических условий, которые стимулировали бы познавательную активность студентов. К их числу относятся применение интерактивных методов преподавания, привлечение лингвострановедческого материала, использование межпредметных связей, создание благоприятной атмосферы общения, обучение на собственном примере.
Ключевые слова: повышение уровня мотивации, педагогические условия, познавательная активность студентов, принцип новизны.
DEVELOPMENT OF MOTIVATION
WHILE TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Makeenkova T. V., Senchenkova E.V.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,
Abstract. The article highlights the problem of increasing the motivation while teaching foreign students the Russian language. One way to solve it is to create in the classroom such pedagogical conditions that would stimulate the cognitive activity of students. These include the use of interactive teaching methods and linguistic geography material, the use of interdisciplinary relations, creating a favorable atmosphere of a dialogue and showing personal example.
Key words: increased motivation, pedagogical conditions, cognitive activity of students, principle of novelty.
В условиях модернизации российского образования необходимость повышения результативности обучения очевидна и бесспорна. Добиться высоких результатов при изучении русского языка как иностранного (РКИ) студентам помогает преподаватель. Он должен не только дать необходимые знания по предмету, но и сформировать умения и навыки использования этих знаний в практической деятельности.
В методике преподавания РКИ является общепризнанным, что залогом успеха обучения во многом является наличие высокой мотивации к предмету. В данном случае мотив трактуется как «побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих
ее направленность. В качестве мотива выступают присущие данному обществу ценности, интересы, идеалы» [1].
С целью повышения уровня мотивации при изучении русского языка иностранными студентами преподавателю следует разработать и внедрить в учебный процесс такие педагогические условия, которые позволили бы активизировать познавательную деятельность иностранных студентов и тем самым обеспечить более эффективное усвоение русского языка. К числу таких педагогических условий относятся: а) применение интерактивных методов преподавания; б) привлечение лингвострановедче-ского материала; в) использование межпредметных связей; г) создание благоприятной атмосферы общения; д) обучение на собственном примере.
Традиционный подход к организации
учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Следовательно, одним из перспективных путей развития и повышения мотивации к изучению русского языка иностранными студентами является использование преподавателем интерактивных методов обучения. «В их основе лежит не пассивное усвоение материала, а активное овладение знаниями» [3]. Интерактивные методы преподавания стимулируют познавательную деятельность иностранных студентов, а также оказывают положительное влияние на формирование творческого мышления.
К интерактивным методам преподавания можно отнести ролевые игры, работу с предметными карточками, разгадывание кроссвордов. Ролевые игры представляют собой моделируемые игровые ситуации, которые нацеливают студентов на решение бытовых проблем. Обычно они проводятся по ситуационной задаче. Так, ролевая игра «врач-пациент» позволяет студентам почувствовать себя в роли врача и применить изученные медицинские термины и синтаксические конструкции на практике. Работа с предметными карточками помогает повторить определенный лексический материал и отработать грамматические формы. Разгадывание кроссвордов закрепляет навык употребления синонимической пары, а также способствует формированию умения отличать общеупотребительные слова от соответствующих им профессиональных эквивалентов.
Следующим педагогическим условием развития мотивации иностранных студентов при изучении русского языка является привлечение лингвострановедческого материала. Благодаря систематическому проведению бесед о русских обычаях и традициях иностранным студентам откроется дверь в мир культуры русского народа. Кроме того, приобщение к русской культуре способствует реализации принципа новизны, традиционно признаваемого методистами важным мотивационным фактором. Осваивая новый язык, учащиеся впер-
вые открывают для себя, а затем и получают непосредственный доступ к культурным ценностям страны изучаемого языка. «Каждая порция подлежащего овладению материала подается как факт культуры другого народа, будь это какое-то явление, событие, книга, дворец и т.п. или пословица, речевой образец, сложное слово, необычный звук и т.п. Это принципиально иная стратегия, позволяющая в полную силу «работать» одному из важнейших мотиво-генных принципов - принципу новизны. Именно новизна самого факта культуры, способ его подачи, соответствующая технология работы, «вычерпывающая» весь познавательный, развивающий и воспитательный его потенциал, служат мощным фактором возникновения и поддержания личностного смысла учащегося» [5]. Необходимо подчеркнуть, что в процессе обучения РКИ преподавателю рекомендуется вплетать в канву занятия линвострановедческие сведения, однако это следует делать дозировано. Например, перед рождественскими каникулами целесообразно дать информацию о традициях празднования Нового года и Рождества в России.
Кроме того, в течение учебного года необходимо знакомить иностранных студентов с русской культурой: национальной кухней, литературой, музыкой, живописью, кинематографом. Так, использование видеозаписей на занятиях по РКИ способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При просмотре видеофильмов студенты имеют возможность услышать подлинную речь из уст носителей языка, увидеть собственными глазами то, о чем говорится на занятиях. И конечно, учащиеся смогут больше узнать о традициях и культуре России. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный студент становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование слухового и
зрительного каналов поступления информации положительно влияет на прочность усвоения лингвострановедческого материала.
Таким образом, при использовании видеофильмов на занятиях развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и практическая мотивация, которая достигается тем, что студентам становится ясно, что они могут понять язык, который изучают. Это приносит удовлетворение, вселяет веру в собственные силы и способствует появлению стремления к дальнейшему совершенствованию.
Наряду с вышеназванными педагогическими условиями, не меньшей значимостью обладает использование межпредметных связей на занятиях по РКИ. Обучение русскому языку иностранных студентов в условиях медицинского высшего профессионального образования подразумевает формирование у студентов-медиков профессионально-коммуникативной компетенции. В связи с этим студенты изучают лексико-грамматические особенности научного языка медицины. Используемый на занятиях дидактический материал отражает элементы содержания таких дисциплин медико-биологического цикла, как нормальная анатомия, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней и др.
Эффективность процесса обучения иностранных студентов научному языку медицины во многом зависит от наличия интереса к будущей профессии. Отметим, что формирование интереса у студентов обеспечивается не просто познавательной мотивацией вообще, а прагматической мотивацией. Иностранные студенты осознают, что знания, умения и навыки, полученные на занятиях по русскому языку, оказывают им помощь при изучении специальных дисциплин, прохождении клинической практики в лечебно-профилактических учреждениях, общении с медперсоналом и пациентами. Следовательно, введение элементов профильных предметов ставит студентов в новые познавательные ситуации, тем самым поднимая уровень мотивационной сферы.
Еще одним педагогическим условием
развития мотивации студентов при обучении русскому языку как иностранному является создание благоприятной атмосферы общения. Усвоение русского языка будет более интенсивным и результативным, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим эмпа-тию и роль эмоций. На занятиях преподаватель должен создавать ситуацию успеха, смысл которой состоит в том, что студент, не боясь ошибиться, высказывает свои мысли. Мотивация на занятиях обеспечивается, прежде всего, осознанием учащимися успешности изучения языка, ощущения прогресса в учении. Благоприятный климат способствует снятию коммуникативного барьера. Иностранные студенты чувствуют себя свободно, уверенно, их самооценка повышается и, как результат, возрастает мотивация [3].
Развитию мотивации помогает и обучение на собственном примере. Так, преподаватель должен быть осведомлен в тех областях знаний, которые интересны и важны иностранным студентам. Для того чтобы сформировать познавательную потребность у учащихся, преподавателю необходимо создавать языковые ситуации, максимально приближенные к реальности. В аудитории следует поднимать вопросы и темы, актуальные для данной студенческой аудитории, при этом учитывая возрастную, религиозную, социальную принадлежность обучаемых. Например, в СГМУ преподавателю кафедры русского языка нужно иметь знания об Индии, ее достопримечательностях, национальном менталитете. Только на примере личной заинтересованности культурой индийских студентов можно пробудить и удержать интерес к изучению русского языка.
Практик и методист русского языка как иностранного А.Л. Бердичевский отмечает, что преподаватель РКИ - это специалист не по языку, а по общению в его современном понимании. Преподаватель РКИ - это специалист-профессионал не столько в области языка, сколько в области методики обучения языку и межкультурной компетен-
ции [2]. Значит, преподаватель должен показать студентам принципы изучения русского языка, указать на лингвистические закономерности, чтобы студенты могли изучать язык и самостоятельно. Важная роль при организации внеаудиторной самостоятельной работы возлагается на активное использование учащимися Интернет-ресурсов. В данном случае самостоятельная работа построена таким образом, что дает возможность обучающимся выполнять учебные задачи в любом удобном ему месте с точкой доступа в Интернет. Возможности Интернета чаще всего используются для расширения знаний и умений, а также для практики изучаемого языка. Современные компьютерные программы могут учитывать индивидуальные потребности и интересы учащихся, различные стратегии овладения языком, дифференцировать способы предъявления учебного материала, обеспе-
чивать индивидуальные формы тренировки, увеличивать время контакта с изучаемым языком [4], создавая, таким образом, широкий диапазон стимулов для вовлечения учащихся в иноязычную речевую деятельность.
Итак, развитие мотивации на занятиях по РКИ в полной мере зависит от деятельности преподавателя. Задача его состоит в организации учебного процесса с максимальной эффективностью, которая достигается при выполнении таких педагогических условий, как применение интерактивных методов преподавания, привлечение линг-вострановедческого материала, использование межпредметных связей, создание благоприятной атмосферы общения, обучение на собственном примере. Исключительно при комплексном использовании этих условий возможно повышение уровня мотивации в процессе изучения русского языка как иностранного.
Литература
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 1999. - 162 с.
2. Бердичевский, Л.А. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного [Текст] / Л.А. Бердичевский. - М.: Русский язык, 2011. - 48 с.
3. Бреднева, Н.А. Педагогические условия эффективности обучения иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / Н.А. Бреднева // Состояние и перспективы лингвистического образования в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2: Лингводидактика. - Ульяновск: Студия печати, 2006. - С. 4-10.
4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / И.Г. Захарова. - М.: Academia, 2005. - 8 с.
5. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) [Текст]: методическое пособие для русистов / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. - СПб.: Златоуст, 2007. - 15 с.