Научная статья на тему 'Развитие мотивации к познанию, активной деятельности, повышение самооценки обучающихся в объединениях эколого-биологической направленности'

Развитие мотивации к познанию, активной деятельности, повышение самооценки обучающихся в объединениях эколого-биологической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / «ЛИНЕЙКА РОСТА» / ЛИЦЕНЗИИ / СЕРТИФИКАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Ирина Александровна

Статья посвящена вопросам организации обучающихся на занятиях в объединениях эколого-биологической направленности. Рассматриваются возможные причины не успешности ребёнка, влияние их на последующую взрослую жизнь. Описана методическая находка автора, способствующая повышению самооценки у обучающихся, развитию мотивации к познанию, творчеству, стремлению к самостоятельной познавательно поисковой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации к познанию, активной деятельности, повышение самооценки обучающихся в объединениях эколого-биологической направленности»

И, конечно, никогда не будут лишними выражения родительской любви, внимания к проблемам ребенка, забота о его благополучии в школе и дома. Библиографический список

1. Безруких М. М., Ефимова С. П Знаете ли вы своего ученика? М.:Просвещение,1991.-176с.

2. Корнеева Е. Н. Ох уж эти первоклашки! - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К»,1999. - 192с.

3. Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Все о младшем школьнике .М.:Вентана-Граф,2004.-400л.

Булатова Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования детей МКОУ «Станция юных натуралистов», г. Тосно тпа [email protected]

Развитие мотивации к познанию, активной деятельности,

повышение самооценки обучающихся в объединениях эколого-биологической направленности Аннотация. Статья посвящена вопросам организации обучающихся на занятиях в объединениях эколого-биологической направленности. Рассматриваются возможные причины не успешности ребёнка, влияние их на последующую взрослую жизнь. Описана методическая находка автора, способствующая повышению самооценки у обучающихся, развитию мотивации к познанию, творчеству, стремлению к самостоятельной познавательно - поисковой деятельности. Ключевые слова: успешность, активность, мотивация, самооценка, «линейка роста», лицензии, сертификаты.

«Если золотых дел мастер испортил золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой брильянт не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него».

А. В. Луначарский [1]

Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях конкуренции. Сейчас необходимы люди образованные, нравственные, творчески мыслящие, способные ставить перед собой цели и исследовательские вопросы, искать решения и анализировать, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Развивать данные способности следует с детства и это задача, стоящая перед родителями, школой, дополнительным образованием. Необходимо готовить детей к реальной жизни, приспособить их к её требованиям, а для этого надо воспитать человека, который был бы активен и успешен в своей жизни.

Возникает вопрос кого можно считать успешным человеком? Успешный человек - успешен в любой жизненной ситуации, вне зависимости от условий, которые перед ним возникают. У него нет необходимости ссылаться на неблагоприятную обстановку или непредвиденные обстоятельства. То есть, успешность человека это такое свойство его личности, такой набор качеств и черт характера, которые позволяют постоянно получать ему положительные результаты в любом виде деятельности, во всех областях жизни [2].

Для развития успешности человека необходимо научить ребенка адаптироваться в любом обществе, воспитывать у детей с раннего возраста разные виды активности, в частности социальную и познавательную.

Что такое социальная и познавательная активность, и какую роль они играют в жизни ребёнка, а затем и во взрослой его жизни? Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления возможностей и способностей члена коллектива, члена общества» (А. С. Капто). Это «мера участия в общественно-трудовой жизни» (Мид) [3]. Это совокупность форм деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом в данный период [4].

Ребёнок с развитой социальной активностью вырастает «неравнодушным ко всему, что происходит вокруг, заинтересованным происходящими событиями не только рядом, в коллективе, но и в стране, во всем мире. Это сказывается во всем его поведении, в его труде, в общественной работе и в отношениях с друзьями» (Л. Н. Жилина и Н. Т. Фролова) [5].

Познавательная активность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Она стимулируется высоким познавательным интересом. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к обучению и влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на мышление, воображение, память, внимание. Активизация познавательной деятельности ребёнка без развития его познавательного интереса практически и невозможна. Необходимо развивать и укреплять познавательный интерес у детей и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет [6].

Дети с развитой познавательной и социальной активностью, с высокими учебными возможностями, успешностью в своих действиях дети это так называемые одарённые дети. О них заботится Правительство, реализуя программу «Одарённые дети». Такие дети благодаря данной программе

комфортно и уверенно чувствуют себя, получают грамоты за призовые места в олимпиаде, в научно-практических конференциях школьников. Но есть и другие дети, у которых данные способности минимально развиты или даже отсутствуют. Это учащиеся с низкой самооценкой, не умеющие планировать свою деятельность, с недостаточно развитой учебной мотивацией, неуспевающие. Если не ликвидировать эти проблемы в детском возрасте вырастет личность не успешная, не приспособленная к жизни в современных условиях, личность которую общество воспринимает как неудачника. Чем раньше обратить внимание на проблемы этих детей, тем больше шансов воспитать успешную личность.

Рассмотрим, как влияет низкая самооценка, не умение планировать свою деятельность и низкая учебная мотивация на деятельность ребёнка и на его будущую жизнь.

У детей с низкой самооценкой главным тормозящим фактором в любой деятельности часто выступает страх поражения, страх низкой оценки окружающих. Такие дети, часто боясь ответить неправильно - молчат, пугаясь, что их работа будет низко оценена, вообще не работают. Низкая самооценка в детском возрасте влечёт за собой низкую самооценку в уже более взрослом возрасте. Такой человек не захочет развиваться, потому, как не будет верить в самого себя. С высокой же самооценкой человек знает, что он много заслуживает, и никто ему не сможет помешать идти к своей цели [7] .

Тесно связано с самооценкой ребёнка умение планировать свою деятельность. Дети с низкой самооценкой не ставят перед собой целей, потому что боятся, что они их не достигнут. На самом деле планирование деятельности - самый мощный инструмент самоорганизации человека [8]. Оно побуждает к продвижению вперед, к достижению своей цели.

Причин снижения учебной мотивации у ребёнка может быть несколько. Это и низкий уровень знаний и несформированность учебной деятельности, приёмов самостоятельного приобретения знаний, не сложившиеся отношения с ровесниками в коллективе и проблемы со здоровьем, трудности в учёбе и банальная лень и т. д. [9]. Мотивация - это ключ к успеху в учёбе, так как мотивированный ребёнок энергичен, с энтузиазмом учиться. У ребёнка с низкой мотиваций нет целей, которые придали бы смысл его учёбе. Повышая мотивацию к занятиям, педагог повышает заинтересованность у ребёнка к выполнению различных видов деятельности. Ведь мотивация - это желание и готовность что-либо делать с целью достижения успеха.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха у ребёнка необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего» неудачника, повысить его самооценку и психологическую устойчивость [10].

Неуспевающий ученик. Вот как характеризует неуспевающего ученика Иван Павлович Подла-сый: «Неуспевающий ученик - это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети». Но специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Примером этого факта может послужить то, что много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. Вызывает удивление, как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет - это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе [11].

Для детей с низкой самооценкой, не умеющих планировать свою деятельность, с низкой учебной мотивацией, неуспевающих приходится искать различные стимулы для развития, им необходимо больше внимания и участия со стороны родителей, педагогов.

В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы, которую я осуществляю на протяжении последних лет. В своей работе я учитываю тот факт, что ребёнок реально учится лишь тогда, когда у него активно включён интерес к делу, а не тогда, когда его хотят навязчиво чему-то научить. С этой целью использую на занятиях разные приёмы и методы организации образовательного процесса, чередование разных видов деятельности обучающихся, различные методики развития мотивации обучающихся к познанию, творчеству, стремлению к самостоятельной познавательно - поисковой деятельности. Одна из них это «линейка роста обучающегося» - шкала, в которой достижения ребёнка оцениваются в виде баллов.

«Линейка роста обучающегося» чётко и просто сформулирована, понятна и доступна для понимания обучающегося, выполнена в привлекательной для ребенка форме и базируется на его реальных возможностях. За основу была взята классификация животных: от простого к более сложному (от амёбы до примата). Каждый ребёнок, набрав определённое количество баллов, занимает определённую нишу в «линейке роста», при этом он имеет возможность подняться на более высокую ступень и получить определённый статус, в данном случае звание «юннат».

Для повышения привлекательности «линейки роста» каждый раз зарабатывая своё очередное почётное звание, обучающий получает эмблему в виде соответствующего животного.

Чтобы продвигаться по линейке роста дети должны ознакомиться с памяткой «как можно набрать поощрительные баллы».

«Линейка роста» обучающегося

Звание Условия получения

Амёба лицо, изъявившее желание посещать занятия, и заполнившее вступительные анкеты, имеющее рабочую папку, тетрадь и альбом

Инфузория туфелька обучающийся, набравший 10 баллов

Гидра обучающийся, набравший 20 поощрительных баллов

Морская звезда обучающийся, набравший 30 баллов

Червячок обучающийся, набравший 40 поощрительных баллов

Моллюск обучающийся, набравший 50 поощрительных баллов

Рак обучающийся, набравший 60 поощрительных баллов

Паучок обучающийся, набравший 70 поощрительных баллов

Божья коровка обучающийся, набравший 90 поощрительных баллов

Бабочка обучающийся, набравший 110 поощрительных баллов

Рыбка обучающийся, набравший 130 поощрительных баллов

Лягушка обучающийся, набравший 150 поощрительных баллов

Черепаха обучающийся, набравший 170 поощрительных баллов

Ящерица обучающийся, набравший 190 поощрительных баллов

Птичка обучающийся, набравший 210 поощрительных баллов

Мышка обучающийся, набравший 230 поощрительных баллов

Кошка обучающийся, набравший 250 поощрительных баллов

Обезьянка обучающийся, набравший 270 поощрительных баллов

Юннат обучающийся, набравший 300 поощрительных баллов

Памятка

«Как можно набрать поощрительные баллы»

1 балл

- посещение занятия;

- полезные дела (угощение животных уголка живой природы и кабинета зоологии и т. д.);

- изготовление поделок и рисунков (каждый день работы).

2 балла

- качественное дежурство;

- выполнение домашнего задания (каждый день работы);

- полезные дела (уход за животными, взаимопомощь друг другу и т. д.);

- участие в викторинах и конкурсах внутри объединения;

- участие в выставках поделок и рисунков внутри объединения.

3 балла

- ведение дневника наблюдения (каждый день работы);

- оформление коллекций (из 3 наименований);

- сбор материала для написания проектных и исследовательских работ (каждый день работы);

- выполнения возложенных обязанностей в объединении согласно полученным удостоверениям (каждый день работы);

- получение 1 - 3 места в конкурсах, викторинах, выставках внутри объединения;

- помощь педагогу в проведении занятия (сбор материала, проведение занятия с младшими обучающимися).

4 балла

- получение 1 лицензии;

- изготовление стенгазеты;

- написание реферата;

- написание текстовой части к коллекции;

- помощь педагогу в подготовке к проведению массового мероприятия;

- участие в проведении экологической акции.

5 баллов

- получение 1 сертификата знаний;

- оформление проектных и исследовательских работ;

- помощь педагогу в проведении массового мероприятия;

- участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества детей;

6 баллов

- получение 1 - 3 места в районных конкурсах, викторинах, выставках;

- участие в проведении экскурсий по уголку живой природы и кабинету зоологии, экологической тропе;

- оформление дневника наблюдения

- презентация проектных и исследовательских работ в группе 10 баллов

- участие в районном и областном конкурсах исследовательских и проектных работ 15 баллов

- получение 1-3 места в районном и областном конкурсах исследовательских работ 20 баллов

- получение 1-3 места во всероссийских конкурсах исследовательских и проектных работ

Для обучающихся предусмотрена также памятка «как можно потерять поощрительные баллы». Это позволит ребенку лучше контролировать своё поведение, преодолеть недостатки воспитания. Памятка

«Как можно потерять набранные баллы»

Баллы теряются если обучающийся:

- не убирает за собой рабочее место в конце занятия - 1-2 балла;

- не соблюдает технику безопасности на занятиях - 3 балла;

- открывает клетки, вольеры, вынимает животное без разрешения педагога - 4 балла

- оставляет не закрытые вольеры, клетки, террариумы после работы с животными - 5 баллов

- проявляет не уважительное отношение к своим одногруппникам (обзывается, провоцирует драки и т. д.) - 5 баллов

- проявляет не уважительное отношение к педагогу (разговор во время проведения занятия и т. д.) - 5 баллов

- использует ненормативную лексику - 5 баллов

- проявляет агрессию по отношению к животным (пугает, дразнит и т. д.) - 5 баллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для более быстрого продвижения по «линейке роста» обучающимся предлагается получить лицензии и сертификаты, подтверждающие их уровень знаний и умений по образовательной программе. Мною разработаны лицензии на право работы с животными и растениями станции юных натуралистов, на право работы с оптическими приборами, на право проведения исследовательской работы, экскурсий по уголку живой природы, экологической тропе и т. д.; сертификаты знаний по программе обучения (юного зоолога, энтомолога, следопыта и т. д.). Для получения лицензий на право работы ребёнок должен продемонстрировать определённые знания, умения и навыки, для проверки которых разработаны контрольные вопросы. К контрольным вопросам предлагаются конспекты, поощряется самообразование ребенка.

Для получения сертификатов знаний требуются знания программного материала. От объема знаний зависит степень сертификата. Для получения сертификатов знаний также разработаны контрольные вопросы. Сертификаты знаний дают возможность обучающимся участвовать в проведении экскурсий по уголку живой природы, экологической тропе, могут использоваться ими в написании исследовательских работ, в последующем освоении школьных предметов, в повседневной жизни, помогут в профессиональном ориентировании.

Обладатели лицензий и сертификатов 3 уровня могут претендовать на звание «член лицензи-онно - сертификационной комиссии», в обязанности которой входит возможность давать консультацию по вопросам их получения, проводить совместно с педагогом лицензирование обучающихся и выдачу им сертификатов.

Для организации плодотворной деятельности объединений, оказания помощи педагогу на занятиях выбирается группа актива, наделённая правами и обязанностями, с выдачей соответствующих удостоверений и положений к их получению.

Линейка роста даёт возможность развиться ребёнку в любом выбранном им направлении (юннат - знайка, добрая душа, золотые руки, организатор).

Юннат, набравший поощрительные баллы с преимуществом баллов за:

- лицензии, сертификаты, участие в конкурсах, викторинах, получение на занятии жетонов за правильные ответы, выполнение домашнего задания, сбор материала для написания исследовательских и проектных работ, написание реферата, участие в проведении экскурсий по уголку живой природы и кабинету зоологии, по экологической тропе и т. д. - получает звание «юннат - знайка»;

- полезные дела, качественное дежурство, уход за животными уголка живой природы и т. д. -получает звание «юннат - добрая душа».

- изготовление поделок и участие в выставках поделок и рисунков, ремонт клеток и т.д. - получает звание «юннат - золотые руки».

- выполнение возложенных обязанностей в группе и т.д. - получает звание «юннат - организатор».

Таблица учёта набранных поощрительных баллов

Дата Количество полученных баллов по категориям

Юннат - знайка Юннат - добрая душа Юннат - золотые руки Юннат - организатор

Итак, подводя итоги, хочется выделить следующие положительные моменты реализации данной методической разработки.

Данная методика реализуется в познавательно - игровой форме. Именно в игровой деятельности хорошо решают сложные задачи даже неуспевающие ученики.

Методика учитывает одну из причин неуспеваемости ребёнка - неверие в собственные силы, устраняет синдром неудачника.

В данной разработке учитывается то, что у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар надо только обратить на это внимание, и постараться развить. С этой целью методика предполагает свободный выбор ребёнком содержания деятельности, возникающий по его инициативе. Занятие любимым видом творчества не только путь к счастливым минутам в процессе учения, но и мощный метод воспитания, путь к позитивному поведению ребёнка, самоутверждению его как позитивной личности. Достигнув удачи и повысив свою самооценку, ребёнок стремиться развиваться и дальше, он начинает вовлекаться в учебную деятельность, стремится получить лицензии и сертификаты, стать старшим юннатом.

Линейка носит воспитательный характер, воздействуя на детей нарушающих нормы поведения.

Линейка предполагает личностное развитие воспитанников - воли, организованности, самостоятельности, коммуникативных и организаторских навыков и т. д.

Фиксируя достижения ребёнка с использованием «линейки роста» возможно использование её в определения качества усвоения содержания образовательной программы.

Методическая разработка «линейка роста» создаёт условия для успешной учебной деятельности, акцентирует внимание ребёнка на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей, повышает самооценку, побуждает к продвижению вперед, способствует тому, чтобы обучающийся намечал перспективу своего развития.

В результате мониторинга реализации данной методики было выявлено, что у обучающихся

развивается мотивация к посещению занятий, интерес к учению и стремление учиться, появляется интерес к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены. Они начинают организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов, повышаются их организаторские способности, личностные качества, гуманность, улучшается поведение. Библиографический список

1. Введение в педагогическую деятельность - Мижериков В.А. http://robotlibrary.com/book/478-vvedenie-v-pedagogicheskuyu-deyatelnost-mizherikov-va/11-Page11.html

2. Что такое успешность http://www.trn.ua/articles/3041/

3. Социальная активность http://psyera.ru/socialnaya-aktivnost-649.htm

4. Социальная активность http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRu.ogr;tg9!gqyoituxy

5. Социальная активность http://psyera.ru/socialnaya-aktivnost-649.htm

6. Челябинский Государственный Педагогический Университет. Курсовая работа по методике преподавания физики по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством физического эксперимента». http://tarefer.ru/works/89Z100317Zindex.html

7. Влияние самооценки или как высокая самооценка помогает в жизни http://men-blog.ru/psikhologiya/vliyanie-samoocenki-ili-kak-vysokaya-samoocenka-pomogaet-v-zhizni.html

8. Александр Андреев «Как планировать свою жизнь на 10 лет и более» http://www.ysnex.ru/lifeplanning.php

9. Причины снижения учебной мотивации http://gouppmsschv.ucoz.ru/publ/prichiny_snizhenija_uchebnoj_motivacii/1-1-0-16

10. Мотивация к учебе. Что делать, если ребенок не хочет учиться?» http://sosh2046.ru/wp-content/uploads/2012/04/Учебная-мотивация-школьников.pdf

11. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений -http://www.pedlib.ru/Books/1/0153/1_0153-222.shtml

Воробьёва Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов, МБУ лицей № 57, г. Тольятти [email protected]

Формирование регулятивных учебных действий младшего школьника на основе внедрения инновационного способа организации учебного процесса Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования регулятивных учебных действий младшего школьника средством инновационного способа организации учебного процесса. Автор предлагают также различные технологии и виды работ, которые могут быть использованы учителями начальной школы.

Ключевые слова: регулятивные учебные действия, деятельностный подход в обучении, интеграция технологий, планирование, целеполагание, самоконтроль, самооценка, рефлексия.

Современное реформирование образования нуждается в постоянном целенаправленном качественном совершенствовании обучения, обеспечивая высокий уровень развития личности, способной творчески мыслить. Сегодня нашим детям необходимо не только преодолевать трудности и адаптироваться в нестандартных условиях, но и уметь находить правильный выход из сложившейся ситуации рациональным способом, с наименьшими затратами. Это будет возможно при условии использования учеником своих внутренних ресурсов, которым ребёнка необходимо научить - регулятивным учебным действиям. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода в обучении. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учителю на современном этапе необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый урок развивал у учащихся способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Организация учебного процесса должна быть основана на интеграции различных технологий. Привлекательность инновационных технологий в том, что учащиеся активно вступают в педагогический процесс, проявляя интерес, желание познать предлагаемую информацию. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к собственной.

Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, спорной идеи. Необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границы: знаю - не знаю.

Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Так, на уроках математики, организую работу с помощью материала учебника и рабочей тетради, вместе с детьми определяем последовательность нашей работы.

Учу детей анализировать учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок, а главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся сами дети.

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке, необходимо продумать формы организации практической деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.