ТРАНСПОРТИРОВКА
развитие мощностей по обеспечению экспорта нефтеналивных грузов в морских портах дальнего востока
В последние годы наблюдается явно выраженная тенденция увеличения объемов экспорта нефтеналивных грузов через российские порты Дальнего Востока. С1998 по 2004 год рост составил более 320 %, с 3,5 млн. тонн до 11 млн. тонн. Объективно это объясняется двумя взаимосвязанными факторами — ростом потребления нефти странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и ростом добычи углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
По экспертным прогнозам, рост потребления нефти и нефтепродуктов странами (АТР) сохранится и в долгосрочной перспективе, достигнув к 2030 году 2350-2480 млн. тонн. Спрос на газ в регионе также будет увеличиваться, достигнув к 2030 году 1000-1100 млрд. кубических метров. В то же время растут объемы добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. По экспертным оценкам, их объемы к 2030 году могут составить 80-85 млн. тонн и 150-160 млрд. кубических метров соответственно. Необходимая ресурсная база для таких прогнозов имеется. Прогнозируемые объемы добычи углеводородов в регионе значительно превышают ожидаемый внутренний спрос. Складываются объективные предпосылки для расширения их поставок на перспективный и фактически новый для нас рынок АТР.
В настоящее время на Дальнем Востоке России реализуется ряд транспортных проектов, нацеленных на решение этой задачи.
На некоторых из них я хотел бы остановиться подробнее. В первую очередь это создание трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» с морским терминалом в бухте Перевозная Приморского края мощностью 50 тонн в год. Проект реализуется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 1737-р.
Предусматривается, что строительство будет осуществляться в два этапа. На первом этапе планируется построить магистральный нефтепровод на участке г. Тайшет (Иркутская область) — г. Сковородино (Амурская область) протяженностью 2269 километров и первую очередь портового терминала в бухте Перевозная мощностью до 30 млн. тонн нефти в год. Доставку сырой нефти от Сковородино до бухты Перевозная на этом этапе предполагается осуществлять по железной дороге. Завершение работ первого этапа и начало экспорта нефти предполагается во втором полугодии 2008 года.
В ходе реализации второго этапа предусматривается строительство участка магистрального нефтепровода Сковородино — бухта Перевозная протяженностью 1919 километров и доведение мощности портового терминала до 50 млн. тонн.
Особое внимание при разработке проекта портового терминала, учитывая близость его расположения к городу Владивосток и уникальную природу южного Приморья, было уделено обеспечению безопасности мореплавания и максимальному снижению негативного влияния работы терминала на окружающую среду. Предусматривается создание комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания на акватории портового комплекса и на подходах к ней, включающей в себя:
• систему установленных путей движения судов и якорных стоянок со средствами навигационного оборудования;
• систему управления движением судов, обеспечивающую непрерывный контроль за положением судов, соблюдением ими правил плавания на всей
www.oilports.org
д.
Организаторы:
Confidence Energy
Fearnleys
эошш
Вторая Международная конференция
генеральный медиа партнер
официальный информационный спонсор
ТЕРРИТОРИЯ
НЕФТЕГАЗ
информационная поддержка
Вторая Международная конференция
НЕФТЕПОРТ-2006
«Морские порты и терминалы.
Перевалка энергоносителей».
24-26 мая 2006 г.
Стокгольм, Швеция, Hilton-Slussen
Конференция «Нефтепорт» — уникальное мероприятие, направленное на освещение коммерческих и технических аспект о в деятельности нефтяных портов и терминалов. В ходе ее работы делегаты — представители торговых, транспортных, аналитических компаний смогут подробно ознакомиться с портовыми мощностями СНГ, Европы, США и Китая
ТЕМАТИКА КОНФЕРЕНЦИИ:
• Государственная стратегия Российской Федерации
и крупных российских компаний по развитию экспортных направлений и портовой инфраструктуры.
• Взаимодействие российских портов
с операторами трубопроводных систем, железных дорог и других видов транспорта.
• Обзор рынка морской транспортировки российской нефти.
• Обзор портов и терминалов (Балтика, Дальний Восток, Юг, Север). Сравнительный анализ и тарифная политика
по различным маршрутам.
• Презентации крупнейших портов стран-импортеров (Европа, США, Китай).
• Независимый контроль качества в экспортных портах России и СНГ и входной контроль в портах-импортерах.
• Портовые операции и агентирование морских судов. Обзор бункеровочного рынка
ПО ВОПРОСАМ УЧАСТИЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ:
Confidence Energy — event operator Лондон, Великобритания
Тел.: +(44) 020 8349 1999, + (44) 207328 4888. Факс: +(44) 20 7372 7129
e-mail: [email protected], [email protected]
Справки в Российской Федерации: (095) 720 24 14, Ольга Карпенко
Информация на сайте: www.oilports.org
ТРАНСПОРТИРОВКА
акватории, прилегающей к терминалу;
• службы передачи на суда навигационной и гидрометеорологической информации по региону «НАВТЕКС»;
• средства глобальной морской системы связи при бедствиях и для обеспечения безопасности;
• службы дифференциальной подсистемы спутниковых авиационных систем НАВСТАР/ГЛОНАС для непрерывного высокоточного определения места судна в любых условиях видимости. Это позволит обеспечить оценку теоретического числа аварийных случаев с танкерами, имеющими двойное дно и двойной корпус, с вероятностью (частотой) 3х10-6 аварий в год, или практически невероятный отказ. Несмотря на это, на терминале планируется создание морспецподразделе-ния по ликвидации аварийных разливов нефти, что позволит в кратчайшие сроки и с минимальным ущербом для окружающей среды ликвидировать последствия до невероятной аварии. В качестве расчетных судов приняты танкеры дедвейтом 150 и 300 тыс. тонн. Режим работы терминала — круглосуточный, круглогодичный. Два других проекта связаны с Сахалинским шельфом.
В ходе реализации соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» осуществляется строительство нефтепровода от шельфовых месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги до залива Де-Кастри (Хабаровский край) протяженностью порядка 207 километров, в том числе 16 километров подводного, проходящего по дну Татарского пролива, а также морского нефтеналивного терминала мощностью 12 млн. тонн. Оператором проекта является компания «Эксон Нефтегаз Лимитед». Начало строительства — 2003 год. Ожидаемый срок завершения проекта — апрель 2006 г. По состоянию на 1 июля 2005 года, степень готовности объекта — 73 %.
В состав морского нефтеперевалочного
терминала входят береговые объекты, подводный отгрузочный трубопровод и выносной одноточечный причал (ВОП), установленный на акватории залива. Объем резервуарного парка составляет 413,4 тыс. куб. метров. В целях сокращения выделения паров нефти в атмосферу приняты резервуары с плавающей крышей. Отгрузка сырой нефти предусмотрена как самотеком из одного или нескольких береговых резервуаров, так и непосредственно из подводящего трубопровода. Выносной одноточечный причал предназначен для круглогодичной отгрузки нефти из резервуаров терминала в танкеры дедвейтом до 110 тыс. тонн. Он размещается на расстоянии 5,6 км к юго-востоку от терминала, у входа в залив Чихачева. Глубина в месте установки ВОП составляет 21,5 м. Терминал и ВОП соединит подводный отгрузочный нефтепровод диаметром 1219 мм. В рамках реализации проекта также планируется создание комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания на акватории портового комплекса и на подходах к ней, а также морспецподразделения. В рамках соглашения о разделе продукции «Сахалин-2» в поселке Пригородное, в 15 км восточнее г. Корсаков, на острове Сахалин осуществляется строительство терминала для отгрузки нефти (ТОН) мощностью 8 млн. тонн в год. Оператором проекта является компания «Сахалин Энерджи Инвест-мент Компани, Лтд.». На объекте будет обеспечиваться хранение нефти для отгрузки на танкеры. Нефть будет подаваться по подводному трубопроводу на выносное причальное устройство (ВПУ), которое будет построено в 5 км от берега Анив-ского залива.
ВПУ состоит из гравитационной конструкции башенного типа, оборудованной вращающейся головкой, к которой подведен рукав для отгрузки нефти и находятся швартовные тросы. ВПУ
будет выполнять функции одноточечного причального устройства. Предусмотрена система защиты ВПУ, подводного трубопровода и трубопровода ТОН от избыточного давления, которое может произойти при погрузке танкеров. Резервуарный парк состоит из двух резервуаров объемом 100 тыс. куб. метров каждый. Производительность 4 отгрузочных насосов для нефти составляет от 795 куб.м/час (5 тыс. баррелей/час) до 7949 куб.м/час (50 тыс. баррелей/час).
Трубопровод от ТОН до ВПУ имеет длину 5 км. Он изготовлен из стальных сварных труб диметром 714 мм (30 дюймов) и обработан утяжеляющим бетонным покрытием.
Строительство ТОН начато в IV квартале 2003 года, ВПУ — в III квартале 2004 года.
В качестве расчетных судов приняты танкеры дедвейтом 150 тыс. тонн. В рамках этого же проекта рядом с терминалом отгрузки нефти ведется строительство завода по сжижению природного газа и портового терминала мощностью 10 млн. тонн в год для его погрузки на суда-газовозы. В начале 2005 года рабочей комиссией принят в эксплуатацию законченный строительством временный причал для приема оборудования и материалов для строительства технологической и гидротехнической части проекта «Сахалин-2».
Портовый комплекс для отгрузки углеводородов, строящийся в поселке Пригородное, также будет оборудован комплексной системой обеспечения безопасности мореплавания и снабжен необходимыми силами и средствами для ликвидации аварийных разливов нефти. Нефть и природный газ на портовый комплекс будут поступать с расположенных на севере острова шельфовых месторождений Пильгун-Астохского и Лун-ского по нефте- и газопроводам длиной порядка 800 километров каждый.