Научная статья на тему 'Развитие монологической речи обучающихся в процессе овладения лексикой и грамматикой русского языка'

Развитие монологической речи обучающихся в процессе овладения лексикой и грамматикой русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
426
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ТЕКСТ / СПОСОБЫ МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ / РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / MONOLOGIC SPEECH / TEXT / METHODS OF INTERPHASE COMMUNICATION / SPEECH EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анисимов Геннадий Александрович, Пастухова Людмила Борисовна, Якушкина Зинаида Никитична

В статье раскрыты особенности развития у обучающихся навыков монологической речи посредством выявления текстообразующих возможностей лексических и грамматических категорий. Серьезное внимание уделяется цепной межфразовой связи, которая является ведущим способом сочетания законченных предложений в текстах разных типов, стилей и жанров. Обосновывается важность изучения языка с опорой на литературные произведения лучших писателей современности, заключающие в себе этическую философию, содержащие культурный код русской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOMPENT OF MONOLOGIC SPEECH IN THE PROCESS OF MASTERING RUSSIAN VOCABULARY AND GRAMMAR

The article reveals the features of development of students’ skills in monologic speech through identification of text-forming potential of lexical and grammatical categories; pays serious attention to chain interphase communication, which is the leading way of combination of complete sentences in texts of different types, styles and genres; explains the importance of language learning based on the literary works of the best writers of our time, encompassing ethical philosophy, containing the cultural code of the Russian nation.

Текст научной работы на тему «Развитие монологической речи обучающихся в процессе овладения лексикой и грамматикой русского языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.016:811.161.1'271

Г. А. Анисимов, Л. Б. Пастухова, 3. Н. Якушкина

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛЕКСИКОЙ И ГРАММАТИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрыты особенности развития у обучающихся навыков монологической речи посредством выявления текстообразующих возможностей лексических и грамматических категорий. Серьезное внимание уделяется цепной межфразовой связи, которая является ведущим способом сочетания законченных предложений в текстах разных типов, стилей и жанров. Обосновывается важность изучения языка с опорой на литературные произведения лучших писателей современности, заключающие в себе этическую философию, содержащие культурный код русской нации.

Ключевые слова: монологическая речь, текст, способы межфразовой связи, речевые упражнения.

Актуальность исследуемой проблемы. Понятие развития речи обучающихся в двуязычной среде многогранно. Это отработка у них орфоэпических умений и навыков выразительного чтения, обогащение лексического запаса, построение разнотипных синтаксических конструкций, активизация монологической и диалогической речи средствами учебных дисциплин. Каждое из этих направлений требует специфического подхода и обоснования с помощью системы аналитических и коммуникативных упражнений. Как

© Анисимов Г. А., Пастухова Л. Б., Якушкина 3. Н., 2017

Анисимов Геннадий Александрович - доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: gensanisim34@mail.ru

Пастухова Людмила Борисовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ludmila.pastukhova.57@mail.ru

Якушкина Зинаида Никитична - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: zinaalevtinina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2017

показывает опыт, передовые учителя русской словесности добиваются успехов в совершенствовании у обучаемых механизмов создания текстов разных типов, стилей и жанров. Именно развитие монологической речи школьников и студентов (билингвов) представляется стержневым мотивом формирования у них речевых способностей. Дело в том, что в условиях перевода чувашских школ на русский язык обучения с 5 класса он стал основным инструментом в освоении ими учебных предметов. Без достаточного осмысления секретов построения связных высказываний ученику неимоверно трудно постичь дисциплины гуманитарного и естественно-научного циклов.

В сложившейся в Чувашской Республике языковой ситуации чрезвычайно важным является дальнейшее исследование закономерностей формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе овладения ими лексическими и грамматическими категориями.

Материал и методика исследований. В качестве материала исследований использованы фрагменты текстов произведений художественной литературы современных авторов и афористические высказывания известных людей. В статье использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, наблюдение, лингвистический эксперимент, тестирование.

Результаты исследований и их обсуждение. Мы исходили из того, что сверхзадачей занятий по русскому языку является развитие у учащихся навыков связной речи и формирование у них духовно-нравственных качеств [1, с. 41. Это означает, что на всех этапах изучения любой лексической или грамматической темы преподавателю необходимо предугадать, какие возможности заложены в данных темах для совершенствования речевых умений и компетенций обучающихся. Более того, крайне важно проследить этапы формирования навыков связной речи обучаемых на основе использования разнообразных текстов.

Следует отметить, что в современном русском языкознании достигнуты значительные успехи в обосновании концептуальных положений о содержании и структуре речевых произведений, способах соединения компонентов сложных синтаксических целых и фрагментов целостных высказываний, роли ключевых слов в создании тематического единства текста [5], [6], [7], [11], [12], [14], [16], [17].

Удача в этом деле во многом зависит от качества текстов, выдержанных в идейно-нравственном плане и стилистико-риторическом аспекте. Будущие учителя русского языка и литературы, воспитанные на классических образцах прозы и поэзии, должны обладать способностью правильно оценивать тексты с точки зрения их эстетических параметров.

Знакомясь с разнотипными речевыми произведениями, студенты приучаются подвергать те или иные фрагменты текста предварительному лингвистическому анализу: из каких предложений (простых и сложных) складывается данный текст, какими способами и средствами объединены эти предложения, в каком ключе представлены компоненты сверхфразовых единств, правильно ли выделены абзацы и т. д. Такая профессиональная черта вырабатывается постепенно, по мере синтаксического и лексического разбора разных по структуре и содержанию текстов.

Читаем начало повести «Третья правда» Л. И. Бородина и обращаем внимание на то, как автор добивается смыслового единства в представленном отрывке:

Селиванов шел улицей, вдоль заборов деревни Рябиновки, и притворялся усталым и хромым.

Когда нужно было перешагнуть через лужу, он останавливался, ворчал, кряхтел, а занеся ногу, непременно попадал в нее и потом долго охал и стонал, хотя никто того не видел и не слышал.

Селиванов любил притворяться. Он занимался этим всю жизнь. Самодельная березовая трость почернела и потрескалась от его притворства. Он и сам бы не мог вспомнить, когда оно стало его привычкой, потому что вовсе не считал себя притворщиком. А если бы все же признался в этом грехе и попытался вспомнить, то пришлось бы перелопатить в памяти самые свои юношеские годы, когда, промазав на охоте в присутствии отца, он стягивал с себя рубаху и искал несуществующего муравья, который будто бы и «цапнул его за волосья под мышкой» во время выстрела [4, с. 1451.

Основную текстообразующую функцию здесь выполняют глагол притворяться и его производные. Фразы выстроены таким образом, что другие слова (ворчал, кряхтел, охал, стонал, грех) усиливают смысловую емкость данного стержневого слова.

Этот текст выгодно отличается и в синтаксическом плане, ибо в нем используются разнообразные по своему строению и значению предложения. В первый абзац выделено простое предложение, членимое, двусоставное, распространенное, полное, осложненное обособленным обстоятельством и однородными составными именными сказуемыми; во второй абзац - сложноподчиненное предложение усложненного типа с придаточными времени и уступки. А третий абзац состоит из сложного синтаксического целого, включающего в себя три простых предложения и два сложноподчиненных предложения усложненного типа. Естественно, педагог не упустит случая порассуждать с учащимися о грехе главного героя, поскольку описанная черта характера никоим образом не красит его.

В следующем тексте, отрывке из повести «Живой» Б. А. Можаева, - особой портретной характеристике персонажей произведения - используются ключевые слова лошадь (заморенная в работе), старый мерин, битюг, которые создают целостность текста и его выразительность, а кроме того, являются дистантным средством межфразовой связи первого и четвертого предложений (контекстуальные синонимы мерин, битюг, лошадь) и контактным - четвертого и пятого предложений (деривационный повтор по-лошадиному):

Живой перед Андрюшей был - что старый мерин перед битюгом. Андрюша был весь белый, с широкой блестящей лысиной, с розовым крупным лицом. А Фомич - аспид-но-желтый до черноты, со впалыми щеками, костлявый, черноусый, черноволосый и оттого казавшийся еще более худым. Они в самом деле смахивал на заморенную в работе лошадь. И мослы у него выпирали в плечах и на спине как-то буграми, по-лошадиному. Одни только карие глаза были бойкие, молодые и впрямь живые [13, с. 32].

При разработке творческих речевых упражнений, направленных на формирование и совершенствование у учащихся умения создавать связные высказывания, целесообразно использовать миниатюрные тексты разной функциональной направленности, написанные выдающимися художниками слова. Трудно переоценить в этом плане литературно-философские эссе Ю. В. Бондарева [3, с. 5-515], отличающиеся яркой смысловой емкостью и изяществом оформления.

Среди них выделяются эссе, которые можно ввести в речевой обиход учащихся без каких-либо изменений. Главное, чтобы они отвечали теме занятия и помогали им понять суть лексических и грамматических явлений. Так, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение с придаточным времени» вполне уместно обратиться к отрывку из его эссе «Свобода» [3, с. 100-101]: Когда человек судорожно держится за жизнь, он на-

ходится в мучительном телесном рабстве. Как только исчезает алчное насыщение жизнью, наступает свобода от страха смерти. И тогда человек свободен безгранично.

Этот текст поучителен как в житейском плане, так и в том отношении, что автор употребляет разнообразные средства связи придаточной части с главной (когда, как только), а в качестве завершающей фразы - простое предложение, соотносящееся с предыдущими компонентами текста посредством соединительного союза и указательного местоименного наречия тогда.

Другие тексты можно вводить в систему творческих заданий и упражнений частично, сообразно с целями занятия и его речевой направленностью. Например, мгновение «Беззащитность» [3, с. 2471 привлекает к себе внимание тем, что незначительный, на первый взгляд, эпизод жизни (в комнату залетела птичка) позволяет автору прийти к важному морально-этическому обобщению: слабые существа нуждаются в защите. Этот текст интересен и тем, как в нем реализуются способы межфразовой связи.

Предлагаемый нами подход к развитию монологической речи обучаемых весьма эффективен, так как мы учитываем объективно существующие в языке закономерности употребления способов и средств соединения самостоятельно оформленных предложений в тексте. Поскольку самым распространенным и устойчивым способом межфразовой связи выступает цепной, то в составленных нами речевых упражнениях основное внимание уделяется именно данному способу сочетания фраз. Этот способ легко продемонстрировать на таком эссе, как «Лес и проза» Ю. В. Бондарева:

Если в летнем благословенном лесу человек способен испытывать очарование сверкающей зелени, теплых запахов травы, солнечных светотеней, то он не замечает корявых веток под ногами, гнилых пней, безобразного сушняка в чаще.

Все это не портит общего ощущения любви к сущему, и от радости ходить по земле охватывает его душу ветерок счастья, навеянного золотым днем истинной красоты бытия.

Так бывает и в мудрой прозе, которую следовало бы назвать добрым судьей, приведенным к присяге самой жизни ГЗ, с. 1011.

Как видно, здесь компоненты связаны воедино цепной местоименной связью: во втором предложении употребляются определительное (все), указательное (это) и притяжательное местоимения (его), а в третьем - указательное местоименное наречие так.

Использование текстовых упражнений для привития студентам навыков анализа фрагментов художественных произведений и создания оригинальных целостных высказываний открывает большие возможности в системе преподавания учебных дисциплин с учетом их межпредметных, интегрированных связей и отношений. Причем особую значимость представляют тексты, имеющие культурологическую направленность и воспитательную ценность. Например:

1. Когда умирает старый человек, в наших краях поминки проходят оживленно. Люди пьют вино и рассказывают друг другу веселые истории. Обычай не разрешает только напиваться до непристойности и петь песни. Хотя по ошибке кто-нибудь иногда и затянет застольную, но его останавливают, и он смущенно замолкает.

Когда умирает старый человек, мне кажется, вполне уместны и веселые поминки, и пышный обряд. Человек завершил свой человеческий путь, и, если он умер в старости, дожив, как у нас говорят, до своего срока, значит, живым можно праздновать победу человека над судьбой (Ф. Искандер. Колчерукий [9, с. 34]).

2. Они стояли на бруствере окопа и пели... Маленький рядовой Соловьев подпирал собой качающуюся глыбу старшины Рябова. Они пели...

Ой, то не вечер, то не вечер, Мне малым-мало спалось, Мне малым-мало спалось, Ох, да во сне привиделось...

Снайпер Гельмут Кущ разглядывал последних двух русских в прицел. И не стрелял. Эти двое снова пели, как совсем недавно пели остатки их подразделения. К нему подполз лейтенант Хоффман.

- Почему ты не стреляешь, Гельмут?

- Они без оружия. Я не убиваю безоружных и сумасшедших.

- Что они горланят? Какой-нибудь большевистский гимн?

- Нет. Совсем нет.

- Ты думаешь, кроме этих, никого не осталось?

- Уверен.

Хоффман хотел было уползти, дать команду к зачистке, но что-то его остановит.

- Знаешь, Гельмут... - он замер.

- Что, Генрих?

- В Европе я такого не видел...

- Я тоже...

- Эти варвары... они такие стойкие.

- Я не понимаю, о чем они поют, Генрих, но мне кажется, у варваров не может быть таких песен. Да и умирают, словно римские легионеры или гладиаторы.

-Да они и слов таких не знают!

- Может, и не знают, но толъкоумирать с честью умеют (С. Козлов. То не вечер [10, с. 124]).

Изучение языка как моральной системы, как этической философии, как средоточия

культурных святынь народа с опорой на творения лучших художников слова весьма полезно, поскольку «одна из бед современной молодежи - неспособность сосредоточиться на ключевых проблемах бытия, отсутствие привычки уединяться и размышлять о смысле жизни, о собственном предназначении в этом суетном мире, об ответственности перед Всевышним за свои поступки, о ниспослании на нас Христовой благодати, о спасении души, оскверненной грехами и беззакониями» [2, с. 23].

Важнейшим этапом в формировании у будущих учителей русской словесности качеств искусной речи является вовлечение их в самостоятельную творческую деятельность по подбору разнообразных текстов и создание целостных высказываний с соблюдением норм литературного языка и практической стилистики. Плодотворными в этом отношении являются миниатюрные тексты и афоризмы [8]. Желание высказаться можно направить по концептуальным темам:

Дружба.

1. Искренность отношений, правда в общении - вот дружба (А. Суворов).

2. Друг мне тот, кому могу все говорить (В. Белинский).

3. Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Э. Роттердамский).

Знания.

1. Мир, наверное, не такой, каким мы его познаем: будут другие орудия познания и будет другой мир... (Л. Толстой).

2. Чем меньше знает человек, тем больше презрения к обыкновенному, к окружающему его (А. Герцен).

3. Настоящее познание дается только сердцем. Мы знаем только то, что любим (Л. Толстой).

4. Увеличение знаний, не имеющее никаких пределов, обусловливаемое извне случайными открытиями, счастливыми опытами, иногда не столько радует, сколько теснит ум (А. Герцен).

5. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью (Л. Толстой).

6. Знание без нравственной опоры - ничего не значит (Л. Толстой).

Книга.

1. Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться (А. Блок).

2. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать (Д. Писарев).

3. Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах (Л. Толстой).

4. Книги для меня, как хлеб насущный, необходимы (Т. Шевченко).

5. Когда не станет сил в душе моей, -

Тогда я в книгу устремляю взгляд,

Нетленные страницы шелестят.

Я исцелен, я счастлив, я живу,

Я пью тебя, отрада из отрад (Г. Тукай).

Студентам можно также предложить написать мини-эссе по мотивам высказываний великих людей, например Омара Хайяма - философа, по словам Э. Винфильда, «превзошедшего всех поэтов, поэта, вместившего в свои четверостишия всю философию» [15, с. 2]:

Мир громоздит такие горы зол!

Их вечный гнет над сердцем так тяжел!

Но если б ты разрыл их! Сколько чудных,

Сияющих алмазов ты б нашел! Г15, с. 111

Процесс овладения навыками спонтанной монологической речи является дидактическим средством овладения культурой профессионального речевого общения будущих учителей [18, с. 811.

Предлагаемая нами система развития связной речи обучающихся способствует совершенствованию у них умения строить разнотипные тексты с учетом коммуникативного намерения и достижений современной лингвистики и методики преподавания филологических дисциплин на функционально-компетентностной основе.

Резюме. Итак, развитие монологической речи обучающихся обеспечивается, если учитываются текстообразующие возможности лексических и грамматических категорий, используются творческие упражнения, направленные на формирование у них навыков и умений конструирования целостных высказываний.

Дальнейшая разработка проблемы диалога с текстом в процессе обучения русскому языку представляется весьма перспективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов Г. А. Избранные работы по лингводидактике и языкознанию. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. - 317 с.

2. Анисимов Г. А. Русский язык в национальном педвузе и школе. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2017.-212 с.

3. Бондарев Ю. В. Мгновения; Бермудский треугольник : роман. - М.: ИТРК, 2002. - 768 с.

4. Бородин Л. И. Третья правда // Русская проза второй половины XX века : в 2 т. Т. 2. - М. : Дрофа, 2007. - С. 145-270.

5. Волгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 280 с.

6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. -139 с.

7. Земская Ю. Н. и др. Теория текста : учебное пособие / под ред. А. А. Чувакина. - 3-е изд., стер. -М.: Флинта ; Наука, 2012. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Золотая энциклопедия лучших афоризмов / сост. И. В. Булгакова. - Ростов н/Д.: Владис, 2010. - 640 с.

9. Искандер Ф. А. Ксшчерукий // Русская проза второй половины XX века : в 2 т. Т. 2. - М. : Дрофа, 2007. - С. 5-34.

10. КозловС. С. То не вечер // Наш современник. - 2016. - № 12. - С. 120-125.

11. Левицкий Ю. А. Лингвистика текста : учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 207 с.

12. Лосева Л. М. Как строится текст. - М.: Просвещение, 1980. - 94 с.

13. Можаев Б. А Живой : повесть // Русская проза второй половины XX века :в2т.Т. 1.-М.: Дрофа, 2007. - С. 26-147.

14. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. - М.: Рус. яз., 1988. - 304 с.

15. Омар Хайям и персидские поэты X-XVI веков / под ред. В. П. Бутромеева и др. - М. : РООССА, 2009.-416 с.

16. Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории : учебник. - М.: УРСС, 2002. - 367 с.

17. Солганик Г. Я. Стилистика текста: учебное пособие. - 7-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2006. - 256 с.

18. Якуиасина 3. Н. Лингвометодические основы обучения будущих учителей чувашской словесности межфразовым связям в практическом курсе русского языка: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. -Чебоксары, 2005. -113 с.

UDC 37.016:811.161.1*271

G. A. Anisimov, L. В. Pastukhova, Z. N. Yakushkina

DEVELOMPENT OF MONOLOGIC SPEECH IN THE PROCESS OF MASTERING RUSSIAN VOCABULARY AND GRAMMAR

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract The article reveals the features of development of students' skills in monologic speech through identification of text-forming potential of lexical and grammatical categories; pays serious attention to chain interphase communication, which is the leading way of combination of complete sentences in texts of different types, styles and genres; explains the importance of language learning based on the literary works of the best writers of our time, encompassing ethical philosophy, containing the cultural code of the Russian nation.

Keywords: monologic speech, text, methods of interphase communication, speech exercises.

© Anisimov G. A., Pastukhova L. B., Yakushkina Z. N., 2017

Anisimov, Gennady Aleksandrovich - Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: gensanisim34@mail.ru

Pastukhova, Lyudmila Borisovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: ludmila.pastukhova.57@mail.ru

Yakushkina, Zinaida Nikitichna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: zinaalevtinina@mail.ru

The article was contributed on April 17, 2017

REFERENCES

1. Anisimov G. A. Izbrannye raboty po lingvodidaktike i jazykoznaniju. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2010.-317 s.

2. Anisimov G. A. Russkij jazyk v nacianal'nam pedvuze i shkole. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2017.-212 s.

3. Bondarev Ju. V. Mgnovenija. Bermudskij treugol'nik. - M.: ITRK, 2002. - 768 s.

4. Borodin L. I. Tret'ja pravda // Russkaja proza vtoroj poloviny HH veka : v 2 t. T. 2. - M. : Drofa, 2007. -S. 145-270.

5. Valgina N. S. Teorija teksta: uchebnoe posobie. - M.: Logos, 2003. - 280 s.

6. Gal'perin I. R. Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovanija. - M.: Nauka, 1981. -139 s.

7. Zemskaja Ju. N. i dr. Teorija teksta : uchebnoe posobie / pod red. A. A. Chuvakina. - 3-e izd., ster. - M. : Flinta ; Nauka, 2012. - 224 s.

8. Zolotaja jenciMopedija luchshih aforizmov / sost. I. V. Bulgakova. - Rostov n/D.: Vladis, 2010. - 640 s.

9. Iskander F. A. Kolcherukij // Russkaja proza vtoroj poloviny HH veka : v 2 t. T. 2. - M. : Drofa, 2007. -S. 5-34.

10. Kozlov S. S. To ne vecher // Nash sovremennik. - 2016. - № 12.-S. 120-125.

11. Levickij Ju. A. Lingvistika teksta: uchebnoe posobie. - M.: Vysshaja shkola, 2006. - 207 s.

12. Loseva L. M. Kak stroitsja tekst. - M.: Prosveshhenie, 1980. - 94 s.

13. Mozhaev B. A. Zhivoj : povest' // Russkaja proza vtoroj poloviny HH veka : v 2 t. T. 1. - M. : Drofa, 2007. - S. 26-147.

14. Novihov L. A. Hudozhestvennyj tekst i ego analiz. - M.: Rus. jaz., 1988. - 304 s.

15. Omar Hajjam i persidskie pojety X-XVI vekov / pod red. V. P. Butromeeva i dr. - M.: ROOSSA, 2009.

-416 s.

16. Papina A. F. Tekst: ego edinicy i global'nye kategorii: uchebnik. - M.: URSS, 2002. - 367 s.

17. Solganik G. Ja. Stilistika teksta: uchebnoe posobie. - 7-e izd., ispr. - M.: Flinta; Nauka, 2006. - 256 s.

18. Jakushkina Z. N. Lingvometodicheskie osnovy obuchenija budushhih uchitelej chuvashskoj slovesnosti mezhfrazovym svjazjam v prakticheskom kurse russkogo jazyka : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - Cheboksary, 2005.-113 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.