Научная статья на тему 'Развитие молодёжной общественной дипломатии'

Развитие молодёжной общественной дипломатии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / КАЧЕСТВА / QUALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ / МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕКА / ПРОГРАММА "АКАДЕМИЯ ДИПЛОМАТИИ" / ЛАБОРАТОРИИ / YOUTH PUBLIC DIPLOMACY / MODERN YOUNG MAN / PROGRAM "ACADEMY OF DIPLOMACY" / PSYCHOLOGICAL TRAININGS / LABORATORIES / MASTER-CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье раскрывается понятие общественной молодежной дипломатии. В работе также анализируется значение общественной молодежной дипломатии в создании позитивного имиджа России, а также в развитии творческих, коммуникативных и лидерских качеств российской молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the concept of public youth diplomacy. The importance of public youth diplomacy in creating a positive image of Russia and in the development of creative, communicative and leadership qualities of Russian youth is also analyzed in the work.

Текст научной работы на тему «Развитие молодёжной общественной дипломатии»

Psychology

УДК 159.9.072 DOI 10.21661/r-470204

Г.В.Сорокоумова

Развитие молодёжной общественной дипломатии

Аннотация

В статье раскрывается понятие «общественная молодежная дипломатия». В работе также анализируется значение общественной молодежной дипломатии в создании позитивного имиджа России, а также в развитии творческих, коммуникативных и лидерских качеств российской молодёжи.

I Ключевые слова: молодежная общественная дипломатия, качества, современный молодой человек, программа «Академия дипломатии», психологические тренинги, лаборатории, мастер-класс.

G.V. Sorokoumova

Development of youth public diplomacy

Abstract

The article reveals the concept of public youth diplomacy. The importance of public youth diplomacy in creating a positive image of Russia and in the development of creative, communicative and leadership qualities of Russian youth is also analyzed in the work.

I Keywords: youth public diplomacy, quality, modern young man, program «Academy of diplomacy», psychological trainings, laboratories, master-class.

В СМИ зарубежных стран системно и целенаправленно ведётся работа по созданию в общественном сознании граждан негативного и агрессивного образа России. Особенно эта деятельность активно ведётся в молодёжной среде.

Одним из механизмов противодействия этой тенденции является общественная молодёжная дипломатия. Актуальность использования современных форм и методов общественной дипломатии представлена в рамках реализации положений Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 года. Методы и формы общественной дипломатии направлены на развитие межгосударственных культурных и гуманитарных связей в том числе, с использованием потенциала институтов гражданского общества, развития международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, а также на содействие созданию по-

ложительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки [1].

Молодежная общественная дипломатия имеет ряд преимуществ перед официальной, «она более разнообразна в используемых приёмах, методах и содержании, менее стереотипна» и действует с учётом различия в социокультурных условиях и традициях. «Она более свободна в своих действиях, менее зависима от официальных решений, использует формы и методы неофициального общения и действия на различных уровнях в рамках» [6] научных (олимпиады, конкурсы), творческих (фестивали, концерты), межличностных, семейных и иных отношений, с применением коммуникативных технологий.

Современная общественная дипломатия России рассматривается как инновационная гуманитарная технология общественной самоорганизации граждан, «используемая для недопущения и мирного разрешения конфликтных ситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высо-

Психология

кого качества жизни людей, сохранения окружающей среды» [6].

Молодежная общественная дипломатия, в основном, направлена на создание позитивного имиджа России, развития личностных качеств участников, в том числе, творческих, коммуникативных и лидерских качеств российской молодёжи.

Какие качества необходимы для современного молодого человека?

Выделяют пять основных качеств: целеустремленность, ответственность, постоянный личностный рост, самодисциплина, умение общаться, уверенность в себе.

Что значит «умение общаться». Важно отметить основные моменты этого «умения»:

- говорить просто, лаконично, по сути. Это показатель порядка, четкой концепции;

- умение слышать другого человека;

- умение грамотно аргументировать собственную точку зрения, свою позицию;

- уметь убеждать - умение зажигать людей своими идеями.

Уверенность в себе - это свойство личности, отражающее обоснованное самоуважение и целеустремленность, проявляется в самообладании, ясном выражении своих чувств, потребностей и отношений.

Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность, уметь налаживать контакты, грамотно аргументировать свою точку зрения, высказывать своё мнение, толерантно относиться к оппоненту в дискуссии и др.

Одним из вариантов работы с детьми, подростками и молодежью может стать детский оздоровительный лагерь ДОЛ в летнее каникулярное время [5]. Нами создана программа «Академия дипломатии», направленная на развитие общественной молодежной дипломатии.

Цель программы «Академия дипломатии» - выявление и развитие коммуникативных и лидерских качеств у молодых людей, формирование готовности к общественной дипломатии.

Задачи программы «Академия дипломатии»:

- обучение молодых людей знаниям, умениям, навыкам коммуникативной и организаторской работы;

- стимулирование социальной и творческой активности молодых людей;

- раскрытие потенциальных возможностей молодых людей, которые позволяют им стать лидерами в общественной дипломатии.

Основные принципы и педагогические установки программы «Академия дипломатии». Среди основных принципов и педагогических установок программы целесообразно выделить такие как создание творческой среды, продуктивная насыщенность среды, ориентированность на конечный продукт, полилингвальность, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей, детско-взрослая общность как условие реализации программы лагеря.

В программе «Академия дипломатии» используются следующие форматы.

Основным форматом программы являются психологические тренинги: тренинг эффективного общения, который направлен на развитие базовых психологических умений: умений установления контакта, умений эффективного слушания, умений понимания эмоционального поведения партнера по общению, умений аргументации своей точки зрения, умений задавать грамотно вопросы и т. д.; тренинг развития уверенности в себе и публичных выступлений, который направлен на развитие навыков уверенно-достойного поведения в различных ситуациях, в том числе в ситуации публичного поведения, презентации и самопрезентации, тренинг формирования команды и лидерства в команде, который направлен на формирование навыков создания команды единомышленников и ее специализации, а также умений усиления личностного влияния и занятия лидерской позиции [4]. Конечным результатом психологических тренингов станет организация публичных дебатов на актуальные темы.

Еще один формат - Лаборатория. Лаборатория - это исследование, экспериментирование, свобода выражения своих замыслов. В атмосфере творческой, продуктивной среде, совместно у педагогом, дети осваивают, познают исследуют разнообразные виды творчества: научно-технического, изобразительного, рукотворного, лингвистического, театрального и др. Результатом работы лаборатории является реальный продукт - танец, коллаж, фотовыставка, спектакль... Программой «Академия дипломатии» предусмотрены занятия следующих лабораторий:

- лаборатория актерского мастерства: культура речи, театральные этюды, актёрское мастерство, театральная студия;

Таблица 1

Сравнительные результаты уровневого анализа показателей коммуникативного компонента ребят ЭГ до и после экспериментальной программы подготовки (СУП, р, ф-критерий, х2 -критерий)

Компонент Диагностируемые свойства и способности До После

Коммуникативный Эмпатия 1,84 2,56**

Уровень диалогичности 1,77 2,58**

Уровень толерантности 1,75 2,47**

Интегральный уровневый показатель 1,78 2,54**

Значимость различий: * - р < 0,05; ** р < 0,01, ***р < 0,005

Psychology

- лаборатория иностранного языка: русского языка: английского, французского, болгарского;

- лаборатория научно-технического творчества и инженерного мышления;

- творческая лаборатория: изостудии, очумелые ручки, пра-вополушарное рисование, фотоху-дожестовенная мастерская, школа диджея;

- лаборатория танца: национального, классического, современного, черлидинг;

- лаборатория спорта: футбол, волейбол, бассейн, шашки, шахматы.

Еще один формат - Мастер-класс.

В программе предусмотрены мастер-классы профессионалов своего дела на родном языке мастера с возможностью детям попробовать освоить новую технику, новый вид деятельности, новый танец и др. Мастер-классы посещаются ребятами по желанию. В рамках программы предусмотрены мастер-класс национальной кухни, мастер-класс русской национального танца, мастер-класс национальной песни, мастер-класс национального ручного творчества.

Также в программе предусмотрены фестивали национальных культур, когда каждый желающий может познакомить всех с особенностями своей национальной культуры, соревнования, шоу.

Для реализации целей и задач программы определены следующие направления работы: коллективно-творческая деятельность (КТД), продуктивная деятельность: участие детей и подростков в различных лабораториях и мастер- классах, оздоровительная деятельность, игровая деятельность: участие детей и подростков в спортивных, деловых играх и квестах.

Результатом программы «Академия дипломатии» может стать проведение форума или заключительной творческой программы с презентацией результатов и обсуждением развития молодёжной общественной дипломатии.

Для подтверждения эффективности программы и её влияния на коммуникативный компонент личности, мы провели исследование с использованием

1) тест-опросника Т.Ю. Оси-повой для измерения уровня коммуникативной креативности по жизненным и личностным прояв-

лениям в общении;

2) диагностику уровня эмпатии по методике В.В.Бойко;

3) диагностику уровня диало-гичности общения по тест-анкете А.А. Леонтьева.

Для математической обработки данных мы использовали расчет среднего уровневого показателя (СУП), х2-критерий и ф-критерий Фишера для оценки значимости различий, пакет программ табличного процессора MS EXCEL и EXCEL 7.0 CORN для корреляционного анализа показателей с оценкой значимости коэффициента корреляции.

В исследовании приняли участие подростки и юноши детского оздоровительного лагеря. Описанные процедуры использованы для диагностического изучения свойств личности ребят ЭГ и КГ (по 70 чел. в каждой) дважды: на этапе первичной диагностики и в контрольном диагностическом исследовании по завершении формирующей работы с ребятами ЭГ. В таблице 1 представлены сравнительные результаты уровневого анализа показателей коммуникативного компонента ребят ЭГ до и после экспериментальной программы подготовки.

Приведенные в таблице 1 данные представлены в диаграмме рис. 1, отражающей изменения в средних уровневых показателях свойств коммуникативного компонента личности.

Результаты контрольной диагностики, представленные в таблице 1 и рис. 1. свидетельствуют о высокой эффективности программы развития общественной дипломатии в плане оптимизации и усиления коммуникативного компонента личности, особенно в уровне диалогично-сти общения подростков и юношей, что характеризует усиление нравственно-ценностных характеристик общения.

Рис. 1. Изменения в показателях коммуникативного компонента

Психология

Литература

1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/ news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

2. Александров А.В. Молодёжная общественная дипломатия как стратегия формирования гражданских ценностей у старшеклассников и студентов // Сборник научных трудов Diplo science / Под. ред. С.Н. Бородулина, Н.И. Озеровой, В. Н. Шайдурова. - СПб.: Изд-во Невского института языка и культуры, 2010. - С. 5-15.

3. Заболотнов А.Ю. Молодёжная публичная дипломатия, как инструмент преодоления негативных тенденций в международных отношениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg-parlament. ucoz. ru/publ/molodezhnaja_publichnaja_diplomatija_kak_instrument_preodolenija_negativnykh_tendencij_v_ mezhdunarodnykh_ otnoshenijakh/

4. Сорокоумова Г.В. Методика преподавания психологии: Учебник по курсу «Методика преподавания психологии» / Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород: УРАО НФ, 2007. - 308 с.

5. Сорокоумова Г.В. Развитие социального интеллекта младших подростков в условиях детского оздоровительного лагеря / Г.В. Сорокоумова, Н.В. Панова, М.Г. Курносова // Психология креативности - Вып. 6. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2011. - С. 77-87.

6. Шершнёв И.Л. Общественная дипломатия России в формировании справедливого миропорядка: гуманитарное измерение / И.Л. Шершнёв [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ obschestvennaya-diplomatiya-rossii-v-formirovanii-spravedlivogo-miroporyadka-gumanitarnoe-izmerenie

References

1. Federatsii, V. V Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Putinym 30 noiabria 2016 g.). Retrieved from http://www.mid.rU/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248

2. Aleksandrov, A. V. (2010). Molodiozhnaia obshchestvennaia diplomatiia kak strategiia formirovaniia grazhdanskikh tsennostei u starsheklassnikov i studentov. Sbornik nauchnykh trudov Diplo science, 5-15. SPb.: Izd-vo Nevskogo instituta iazyka i kul'tury.

3. Zabolotnov, A. Iu. Molodiozhnaia publichnaia diplomatiia, kak instrument preodoleniia negativnykh tendentsii v mezhdunarodnykh otnosheniiakh. Retrieved from http://rg-parlament.ucoz.

4. Sorokoumova, G. V (2007). Metodika prepodavaniia psikhologii: Uchebnik po kursu "Metodika prepodavaniia psikhologii", 308. Novgorod: URAO NF.

5. Sorokoumova, G. V., Panova, N. V., & Kurnosova, M. G. (2011). Razvitie sotsial'nogo intellekta mladshikh podrostkov v usloviiakh detskogo ozdorovitel'nogo lageria. Psikhologiia kreativnosti, 77-87. Novgorod: NF URAO.

6. Shershniov, I. L. Obshchestvennaia diplomatiia Rossii v formirovanii spravedlivogo miroporiadka: gumanitarnoe izmerenie / I. L. Shershniov. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n7obschestvennaya-diplomatiya-rossii-v-formirovanii-spravedlivogo-miroporyadka-gumanitarnoe-izmerenie

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.