ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
DOI: http: // dx. doi. org/10.21686/2413-2829-2020-1-159-163
РАЗВИТИЕ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В СТРУКТУРУ ЦИФРОВЫХ КЛАСТЕРОВ
Н. С. Мрочковский
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
В статье представлены возможные варианты интеграции систем управления организациями в структуру цифровых кластеров, представляющих собой систему устойчивых социально-экономических отношений, реализуемых на основе цифровой платформы, стабильных интеграционных связей с компаниями реального сектора экономики, ориентированных на оптимизацию операционных и трансакционных издержек как оператора услуг, так и партнеров и потребителей. Проанализированы основные направления использования возможностей цифровых кластеров при развитии моделей управления современными организациями. Описаны два основных подхода к пониманию сущности современных кластеров - пространственный и интеграционный, существующие в теории управления экономическими системами. Отмечено, что в основе формирования модели цифрового кластера может лежать только относительно специализированная коммерческая платформа. Автор отмечает особенности различных вариантов интеграции моделей управления предприятиями в цифровые кластеры. Среди прочих вариантов рассматриваются регулярное потребление цифровых услуг платформы и субъектов кластера, интеграция в кластер в качестве инфраструктурного субъекта и соответствующая модификация модели управления, интеграция в кластер в качестве базового субъекта реального сектора экономики, коалиционные мультибрендинговые программы лояльности с цифровым кластером, модель создания собственного цифрового кластера.
Ключевые слова: управление организацией, модель управления, цифровая платформа, цифровой кластер, интеграция, модификация.
DEVELOPING MODELS OF ORGANIZATION MANAGEMENT ON THE BASIS OF THEIR INTEGRATION IN DIGITAL CLUSTERS
Nikolay S. Mrochkovsky
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
The article shows possible ways of integrating systems of organization management in digital cluster structure, which represent a system of stable social and economic relations realized of the basis of digital platforms, fixed integration links with real sector companies oriented to optimization of operative and transaction costs on the part of service operator and their partners and customers. The author analyzed key lines of using digital clusters for designing models of management of today's organizations. Two basic approaches to understanding the essence of modern clusters were described: spatial and integration, which are present in the theory of economic system management. It is underlined that the foundation of the digital cluster model can be formed only by relatively specialized commercial platform. The author points out characteristics of different variants of integration of enterprise management models in digital clusters. Among other variants the author mentions regular use of digital services of the platform and cluster entities, integration in the cluster as an infrastructure entity and adequate modification of the management model, integration in the cluster as a basic entity of the real sector, coalition multi-branding loyalty programs with the digital cluster, the model of establishing the own digital cluster. Keywords: organization management, management model, digital platform, digital cluster, integration, modification.
Цифровой кластер представляет corn систему устойчивых социально-экономических отношений, реализуемых на основе специализированной коммерческой цифровой платформы, стабильных интеграционных связей с компаниями реального сектора экономики, ори-
ентированных на оптимизацию операционных и трансакционных издержек как оператора услуг, так и партнеров и потребителей, и стратегический рост доли на отраслевом рынке на данной основе. Наиболее общий вид структуры цифрового кластера приведен на рисунке.
Цифровые платформы более высокого уровня
X
Виртуальные рынки (финансов, ICO, криптоактивов, труда, консультирования и др.)
Инструменты интернет-маркетинга (в мессенджерах, социальных сетях, поисковых системах и др.)
Ж
Цифровая платформа (коммерческая, специализированная), в том числе:
• интерактивный портал;
• собственное мобильное приложение;
• протоколы информационной безопасности;
• регламенты виртуальных коммуникаций и трансакций и др.
Ж
Устойчиво кооперированные компании реального сектора экономики
Специальная инфраструктура традиционной экономики (в том числе совместные инфраструктурные инициативы
с корпорациями, органами государственного управления и некоммерческими организациями)
Относительно стабильный сегмент потребителей
Рис. Обший вид структуры цифрового кластера
В целом в теории управления экономическими системами существуют два основных подхода к пониманию сущности современных кластеров: пространственный и интеграционный.
В соответствии с пространственным подходом кластер представляет собой комплекс предприятий, сконцентрированных территориально. Данный достаточно узкий по содержанию подход недостаточен для понимания сущности цифрового кластера.
В соответствии с интеграционным подходом кластер может быть представлен как комплекс устойчивых кооперационных и интеграционных отношений между субъектами хозяйствования, при этом не обяза-
тельно сконцентрированными территориально.
Предлагаемая дефиниция цифрового кластера в целом соответствует данному (интеграционному) подходу с той лишь разницей, что ядром кластера является не крупное промышленное предприятие, а цифровая платформа. При этом в рамках предлагаемого подхода в основе формирования модели цифрового кластера может лежать только относительно специализированная и коммерческая платформа.
Так, универсальные платформы (УК, Facebook и др.) ввиду своей многопро-фильности не могут выступать в качестве ядра цифровых кластеров. Цифровые кластеры не могут формироваться и на основе
некоммерческих платформ, например кра- ровой экономике, которые в соответствии с удфандинговых. предлагаемым подходом относятся к кате-
Приведем примеры социально-эконо- гории цифровых кластеров (табл. 1). мических отношений в современной циф-
Т а б л и ц а 1
Примеры современных цифровых кластеров в Российской Федерации
Интегрированные субъекты реального сектора экономики
Основные Основные
Наименование кластера характеристики цифровой платформы факторы экономической эффективности Социальная проблематика
1. Яндекс-такси (цифровой транспортный кластер) Система маршрутизации пассажирских перевозок, заказа перевозок, оптимизации очередности такси Таксопарки, частные фирмы - постоянные потребители услуг Использование известного бренда, некоторый монополизм, агрессивная реклама Нетранспарентное тарифообразова-ние, коллизионные отношения между оператором кластера и водителями
2. Яндекс-еда (цифровой кластер сферы УслУг) Система оперативного распределения заказов на оперативную доставку еды в пределах городов на основании услуг курьеров HR-агентства, занимающиеся оперативным первичным обучением курьеров; кафе и рестораны Минимальная наценка по ряду направлений для конечного потребителя как фактор интенсивного роста сегмента рынка Низкая степень фактической защищенности трудовых прав курьеров, высокая эксплуатация труда
3. Озон (цифровой кластер сферы торговли) Система доставки и заказа книжной и смежной продукции Стратегические маркетинговые партнеры, в первую очередь пункты доставки Крайне широкий ассортимент, оперативность, активная рекламная политика, интенсивный рост в 20182019 гг. полностью автоматизированных пунктов доставки Сравнительно высокая плата за доставку по сравнению с конкурентами (своего рода плата за известность бренда)
4. Hh.ru (цифровой кластер рынка труда) Комплексная ин-формационно-ком-муникационная система подбора и развития персонала Некоторые кадровые агентства офлайн-эконо-мики, образовательные структуры Широкая база данных, отлаженные алгоритмы коммуникаций Риски скрытой рекламы и манипулирования потребительским (клиентским) выбором
5. Auto.ru (цифровой кластер торговли автотранспортом) Система выбора автотранспорта, оптимизации трансакций на данном рынке, снижения трансакционных издержек и рисков Автосалоны, ремонтные фирмы Известность бренда, репутация, отлаженные оперативные информационные сервисы
6. Цифровой кластер государственного транспорта межгородского сообщения ЦПТК «Единое окно» Компании пассажирского транспорта длительного пользования Оптимальность, оперативность услуг Социальный эффект может быть достигнут при условии отсутствия наценки за заказ билетов через систему
Основные направления использования менными организациями представлены в возможностей цифровых кластеров при табл. 2. развитии моделей управления совреТ а б л и ц а 2
Возможные варианты интеграции модели управления организацией сферы производства товаров народного потребления в структуру цифрового кластера
Вариант интеграции модели Финансово-экономические возможности
1. Регулярное потребление цифровых услуг платформы или субъектов кластера Совершенствование информационного обеспечения модели управления за счет использования цифровых и смежных услуг относительно высокого качества (по сравнению с недостаточно релевантными вариантами, обычно распространенными в сети Интернет)
2. Интеграция в качестве инфраструктурного субъекта и соответствующая модификация модели управления Поставка определенной продукции или услуг для субъектов кластера, рационализация стратегии и модели управления в соответствии со стратегией развития кластера
3. Интеграция в качестве базового субъекта реального сектора экономики Обеспечение роста эффективности деятельности за счет устойчивых кооперационных связей с цифровой платформой и иными участниками кластерных взаимодействий
4. Коалиционные мульти-брендинговые программы лояльности с цифровым кластером Повышение эффективности маркетинговой и сбытовой деятельности предприятия. Требует рационализации системы управления маркетингом
5. Модель создания собственного цифрового кластера Формирование собственной комплексной цифровой платформы, создание устойчивой системы цифровых кластерных взаимодействий. Наиболее рискованный, но и потенциально эффективный вариант развития, приемлемый для некоторых крупных компаний реального сектора
Таким образом, развитие цифровых кластеров воздействует на совершенствование моделей управления современных организаций в различных направлениях (в зависимости от степени интеграции в кластерную структуру).
В любом случае интеграция моделей управления компаний в структуру современных цифровых кластеров требует качественной модернизации большинства функций менеджмента, как общих, так и специальных.
Список литературы
1. Келли К. Неизбежное. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017.
2. Коэн Э., Шмидт Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
3. Лугачев М. И. и др. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. - 2018. - № 2 (44). - С. 45-53.
4. Лугачев М. И., Скрипкин К. Г. К проблеме цифровизации российской экономики // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2017) : сборник научных трудов XX научно-практической конференции. 26-28 апреля 2017 г. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. - С. 51-59.
5. Портер М., Хаппелманн Дж. Революция в производстве // Harvard Business Review. Россия. - 2018. - С. 3-16.
6. Роджэрс Д. Цифровая трансформация. - М. : Точка, 2018.
7. Феоктистов К. С. Проблемы использования консалтинга субъектами малого предпринимательства // Менеджмент и маркетинг в России. - 2018. - № 7. - С. 71.
8. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 46-63.
9. Kavanaugh J. Consulting Essentials. - New York : Lioncrest Publishing, 2018. - P. 34.
References
1. Kelli K. Neizbezhnoe. 12 tekhnologicheskikh trendov, kotorye opredelyayut nashe budushchee [12 Technological Trends Determining our Future]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2017. (In Russ.).
2. Koen E., Shmidt Dzh. Novyy tsifrovoy mir. Kak tekhnologii menyayut zhizn lyudey, modeli biznesa i ponyatie gosudarstv [The New Digital World. How Technologies Can Alter the Life of People, Models of Business and the Idea of States]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2013. (In Russ.).
3. Lugachev M. I. and al. Tsifrovoe predpriyatie: transformatsiya v novuyu realnost [Digital Enterprise: Transformation into New Reality]. Biznes-informatika [Business-Informatics], 2018, No. 2 (44), pp. 45-53. (In Russ.).
4. Lugachev M. I., Skripkin K. G. K probleme tsifrovizatsii rossiyskoy ekonomiki [Concerning the Problem of Digitalization of Russian Economy]. Inzhiniring predpriyatiy i upravlenie znaniyami (IP&UZ-2017), sbornik nauchnykh trudov XX nauchno-prakticheskoy konferentsii. 26-28 aprelya 2017 g. [Engineering of Enterprises and Managing of Knowledge (IP&UZ-2017): collection of academic works of the 20th Conference. 26-28 April, 2017]. Moscow, The Plekhanov Russian University of Economics, 2017, pp. 51-59. (In Russ.).
5. Porter M., Happelman G. Revolyutsiya v proizvodstve [Revolution in Production]. Harvard Business Review. Rossiya, 2018, pp. 3-16. (In Russ.).
6. Rodgers D. Tsifrovaya transformatsiya [Digital Transformation]. Moscow, Tochka, 2018. (In Russ.).
7. Feoktistov K. S. Problemy ispolzovaniya konsaltinga subektami malogo predprinimatelstva [The Use of Consulting by Entities of Small Entrepreneurship]. Menedzhment i marketing v Rossii [Management and Marketing in Russia], 2018, No. 7, pp. 71. (In Russ.).
8. Khalin V. G., Chernova G. V. Tsifrovizatsiya i ee vliyanie na rossiyskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and Its Impact on Russian Economy and Society: Advantages, Challenges, Threats and Risks]. Upravlencheskoe konsultirovanie [Managerial Consulting], 2018, No. 10, pp. 46-63. (In Russ.).
9. Kavanaugh J. Consulting Essentials. New York, Lioncrest Publishing, 2018, p. 34.
Сведения об авторе
Николай Сергеевич Мрочковский
кандидат экономических наук, докторант кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the author
Nikolay S. Mrochkovsky
PhD, Doctorant of the Department
for Management and Business-Technologies
of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]