Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ'

РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
арт-терапия / младшие школьники / развитие личности / art therapy / primary school children / personality development

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щёлок О.Н., Молодыченко Н.А.

В статье были сформулированы такие понятия, как арт-терапия, комплекс арт-терапевтических техник и приемов, формирование (развитие) личности младших школьников. Были описаны теоретико-методологические основы организации развития детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Во втором разделе магистерской работы описана педагогическая технология и методики использования техник арт-терапии в группах младших школьников. Третий раздел исследования – это экспериментальное исследование эффективности использования арт-терапии при развитии детей младшего школьного возраста. Было доказано, что применение методик арт-терапии у детей младшего школьного возраста будет способствовать у них усилению роста эффективности процессов личностно-интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF YOUNGER STUDENT USING ART THERAPY TOOLS

The article formulated such concepts as art therapy, a complex of art therapeutic techniques and techniques, the formation (development) of the personality of younger schoolchildren. The theoretical and methodological foundations of the organization of the development of primary school children by means of art therapy were described. The second section of the master's thesis describes the pedagogical technology and methods of using art therapy techniques in groups of younger schoolchildren. The third section of the study is an experimental study of the effectiveness of the use of art therapy in the development of primary school children. It has been proved that the use of art therapy techniques in primary school children will help them to increase the effectiveness of the processes of personal and intellectual development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ»

УДК 373.3 Щёлок О.Н., Молодыченко Н.А.

Щёлок О.Н.

магистрант,

Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)

Научный руководитель: Молодыченко Н.А.

канд. пед. наук, профессор Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)

РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация: в статье были сформулированы такие понятия, как арт-терапия, комплекс арт-терапевтических техник и приемов, формирование (развитие) личности младших школьников. Были описаны теоретико-методологические основы организации развития детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Во втором разделе магистерской работы описана педагогическая технология и методики использования техник арт-терапии в группах младших школьников. Третий раздел исследования - это экспериментальное исследование эффективности использования арт-терапии при развитии детей младшего школьного возраста. Было доказано, что применение методик арт-терапии у детей младшего школьного возраста будет способствовать у них усилению роста эффективности процессов личностно-интеллектуального развития.

Ключевые слова: арт-терапия, младшие школьники, развитие личности.

Постановка проблемы: Нынешнее состояние школы не позволяет эффективно решать задачи сохранения психологического здоровья детей и требует научной разработанности новых подходов к этой проблеме. Таким

образом, перед системой образования встают задачи расширения сферы психолого-педагогической коррекции учащихся. Эти задачи связаны, в том числе, с усилением инновационных педагогических процессов, направленных на максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Один из способов психолого-педагогической коррекции учащихся предполагает применения арт-терапии для психологической помощи детям и подросткам.

Анализ последних исследований. Вопросам применения арт-терапии для психологической помощи детям и подросткам посвятили свои работы такие исследователи, как А.А. Александров, В. Богданович, Г.А. Бреслав, М.Е. Бурно, О.М.С. Вальдес, В.С. Волков, А.А. Воронова, Д. Вудроф, С.В. Исханова, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Э. Крамер, Л.Д. Лебедева, В.В. Ляшенко, Е.А. Медведева, Н. Можаров, Л.Д. Назарова, В.Н. Никитин, А.А. Осипова, Н. Пурнис, Е.Г. Тарасова, В.А. Шмелев. Проблемам педагогики и психологии младших школьников посвятили свои труды такие авторы, как В.А. Аверин, Б.Г. Ананьев, Т.Г. Бобченко, А.К. Болотова, Н.В. Бордовская, Л.А. Венгер, М.В. Гамезо, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.О. Гонина, П.С. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.А. Зимняя, Г.М. Коджаспирова, Т.В. Корнилова, А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев,

A.С. Макаренко, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, В.Н. Непопалов, О.В. Пастюк, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Д.М. Рамендик, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, С.И. Самыгин, В.А. Сластенин, Л.Д. Столяренко,

B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин.

Формулирование целей статьи. Цель работы - исследование особенностей применения арт-терапии в учебно-воспитательном процессе детей младшего школьного возраста.

Изложение основного материала исследования. Арт-терапия является совокупностью методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических,

психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [6, с. 13]. Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз [13, с. 33].

Исследование влияния арт-терапии на процессы развития младших школьников было проведено в СОШ № 7 г. Мелитополя на основе следующей гипотезы: применение методик арт-терапии у детей младшего школьного возраста будет способствовать у них усилению роста эффективности процессов личностно-интеллектуального развития.

Методикой исследования стал инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (возраст 6-7 лет).

В каждом из 8 направлений 3 критерия оценки, от 0 до 2 баллов. Как следствие, каждое направление предполагает оценивание от 0 до 2 баллов, вся диагностика - это от 0 до 16 баллов. 16 баллов - это 100%. Уровни:

Высокий уровень - 12-16 баллов (75-100%),

Средний уровень - 5-11 баллов (26-74%),

Низкий уровень - 0-4 балла (0-25%) [10, с. 88].

Исследование включает три этапа:

1) констатирующий этап - выбираются участники (30 детей экспериментальной группы и 30 детей контрольной группы), методики исследования (диагностика по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), проводится стартовое исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей,

2) формирующий этап - выбираются наиболее действенные и актуальные для активизации познавательного и личностного развития детей методики арт-терапии, в экспериментальной группе детей на основе выбранных методик арт-терапии проводится комплекс занятий,

3) контрольный этап - в тех же экспериментальной и контрольной группах детей на основе уже обозначенных методик исследования (диагностика по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) проводится финальное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей, осуществляется анализ полученных данных и их интерпретация.

В ходе констатирующего этапа работы оценка развития детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе составила 11,1 балла (т.е. 69,6%), оценка развития детей младшего школьного возраста в контрольной группе составила 11,2 балла (т.е. 69,8%). Итак, мы видим, что средние показатели развития экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования практически совпадают.

На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс арт-терапевтических занятий в экспериментальной группе, контрольная группа развивается планово, т.е. без занятий по арт-терапии.

В ходе контрольного этапа работы оценка развития детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе составила 12,6 балла (т.е. 79,0%), оценка развития детей младшего школьного возраста в контрольной группе составила 11,4 балла (т.е. 71,5%). Итак, мы видим, что на контрольном этапе исследования средние показатели развития экспериментальной группы выше, чем средние показатели развития контрольной группы.

В таблице 1 мы формируем сборные показатели, т.е. средние баллы и проценты оценки развития экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования.

Из этих данных мы видим, что показатели детей экспериментальной группы благодаря арт-терапии выросли на 9,4%, а показатели контрольной группы, где арт-терапии не было, выросли на 1,7%. Это отображено на рис. 1.

Таблица 1. Средние баллы и проценты оценки развития детей младшего школьного возраста (экспериментальная и контрольная группа, констатирующий и контрольный этапы эксперимента).

Экспериментальная группа Контрольная группа

Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап

балл % балл % балл % балл %

Средний балл 11,1 69,6 12,6 79,0 11,2 69,8 11,4 71,5

Рис. 1. Динамика изменений среднего балла группы (экспериментальная и контрольная группа, констатирующий и контрольный этапы эксперимента, %).

Выводы. Итак, арт-терапия - эффективный метод повышения эффективности процессов познавательной и личностной деятельности у детей младшего школьного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса школы. Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза (применение методик арт-терапии у детей младшего школьного возраста способствует усилению у них роста эффективности процессов личностно-интеллектуального развития) была доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009. - 336 с;

2. Арт-терапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012. - 358 с;

3. Вальдес, О.М.С. Интуиция, творчество и арт-терапия / О.М.С. Вальдес. -М.: ИОИ, 2012. - 96 с;

4. Волков, В.С. Арт-терапия для детей и подростков / В.С. Волков, Г.А. Базанов. - Ереван: МИА, 2010. - 360 с;

5. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. -Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 с;

6. Вудроф, Д. Точка за точкой. Арт-терапия / Д. Вудроф. - Минск: Попурри, 2018. - 208 с;

7. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009. - 158 с;

8. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 с;

9. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин - СПб.: Питер, 2012. - 220 с;

10. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер. - М.: Генезис, 2014. - 507 с.

11. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2009. - 254 с;

12. Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 с;

13. Пурнис, Н. Арт-терапия / Н. Пурнис. - М.: Речь, 2015. - 578 с;

14. Шмелев, В.А. Арт-терапия детей и подростков / В.А. Шмелев. - М.: Медпрактика-М, 2012. - 128 с.

Shchelok O.N., Molodychenko N.A.

Shchelok O.N.

Melitopol State University (Melitopol, Russia)

Scientific advisor: Molodychenko N.A.

Melitopol State University (Melitopol, Russia)

DEVELOPMENT OF YOUNGER STUDENT USING ART THERAPY TOOLS

Abstract: the article formulated such concepts as art therapy, a complex of art therapeutic techniques and techniques, the formation (development) of the personality of younger schoolchildren. The theoretical and methodological foundations of the organization of the development of primary school children by means of art therapy were described. The second section of the master's thesis describes the pedagogical technology and methods of using art therapy techniques in groups of younger schoolchildren. The third section of the study is an experimental study of the effectiveness of the use of art therapy in the development of primary school children. It has been proved that the use of art therapy techniques in primary school children will help them to increase the effectiveness of the processes of personal and intellectual development.

Keywords: art therapy, primary school children, personality development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.