Научная статья на тему 'Развитие мировой туриндустрии: тенденции и инновационная практика'

Развитие мировой туриндустрии: тенденции и инновационная практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИНДУСТРИЯ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ / WORLD ECONOMY / TOURISM INDUSTRY / DEVELOPMENT OF TOURISM AND RECREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов В. А.

В статье охарактеризованы роль и значимость развития туриндустрии в России и мире, представлены тенденции роста оборота интернет-торговли в туризме, выявлены динамично растущие сегменты туристического бизнеса, рассмотрены характерные причины формирования и развития экологического туризма, приведены основные причины развития внутреннего и выездного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article describes the role and significance of development of tourism industry in Russia and world, trends in growth of turnover of Internet commerce in tourism are presented, dynamically growing segments of tourist business are revealed, characteristic reasons of formation and development of ecological tourism are considered, main reasons for development of domestic and outbound tourism are given.

Текст научной работы на тему «Развитие мировой туриндустрии: тенденции и инновационная практика»

В. А. Ларионов

РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ТУРИНДУСТРИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА

Аннотация

В статье охарактеризованы роль и значимость развития туриндустрии в России и мире, представлены тенденции роста оборота интернет-торговли в туризме, выявлены динамично растущие сегменты туристического бизнеса, рассмотрены характерные причины формирования и развития экологического туризма, приведены основные причины развития внутреннего и выездного туризма.

Ключевые слова

Мировая экономика, туриндустрия, развитие туризма и рекреации.

V. A. Larionov

DEVELOPMENT OF WORLD TOURISM INDUSTRY: TRENDS AND INNOVATIVE PRACTICE

Annotation

Article describes the role and significance of development of tourism industry in Russia and world, trends in growth of turnover of Internet commerce in tourism are presented, dynamically growing segments of tourist business are revealed, characteristic reasons of formation and development of ecological tourism are considered, main reasons for development of domestic and outbound tourism are given.

Keywords

World economy, tourism industry, development of tourism and recreation.

В современных условиях индустрия гостеприимства является наиболее перспективной отраслью, возможности развития которой предоставляют существенные перспективы для поступления доходов во внутренний бюджет страны. Сегодня туризм, это не только оздоровление, это интеллектуально-эстетическое удовольствие, которое способствует обогащению внутреннего мира, персонали-зации выбора, избрания наиболее привлекательных областей, уголков земного шара для рекреации и отдыха.

Ежегодная статистика тяготеет к росту объемов капиталовложений в развитие активной туристической базы, а глобализация туристических связей позволяет осуществлять более полную интеграцию международного взаимодействия и развития внешнеэкономических

интересов. Международная интеграция является следствием эффективной деятельности в области товарообмена, грамотного налаживания политических взаимосвязи и многих других причин. При этом деятельность транснациональных корпораций, является квинтэссенцией международного сотрудничества и выступает основой Наращивание взаимовыгодных отношений.

«Туризм — одна из самых перспективных и успешно развивающихся отраслей в мире. Она занимает третье место в мировой экономике по объёмам после сырьевой и химической промышленности. То есть около 7 % товаров и 30 % услуг в мировой экономике ориентированы на туризм. Его оборот составляет почти 2 трлн долл. в мире, то есть это больше мирового оборота продуктов

питания. Туризм — это глобальный бизнес. К 2020 г. число путешествующих достигнет около 1,6 млрд чел. А к 2030 и вообще может перевалить за 2 млрд» [5].

Мировое хозяйство в рамках интернационализации приветствует наращивание экономических связей. Развитие мировой туриндустрии, ранее тяготеющие к росту числа тур объектов в Европе сменилось лидерством стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Прибыль от ту-риндустрии является главенствующим, доминантным фактором в пользу её развития. В мировой практике существует ряд примеров успешного процветания экономик региона и целых государств, способных активизировать потенциал внутреннего туризма. Некоторые страны, не причисляющие туриндустрию к стратегическим хозяйственным отраслям, получают существенную прибавку в бюджет, именно за счёт стабильно функционирующей индустрии гостеприимства. Это своеобразное дополнение к успешному функционированию ведущих отраслей можно охарактеризовать в размере 10-15 % ВВП. Государства, являющиеся лидерами в данном направлении, обеспечивают занятость трудоспособного населения на уровне 5575 %. При этом считается, что на одного отдыхающего работает в среднем около 10-11 человек, 4-5 человек непосредственно в тур бизнесе, и остальные — в обслуживающих отраслях экономики.

В Российской Федерации доля туризма обеспечивает в общем балансе около 2 % ВВП, но следует констатировать, что в силу определенного ряда причин (осложнения отношений с Турцией, отток туристов из Египта, рост курса иностранной валюты) смогли за последние 2-3 года инициировать развитие внутреннего туризма в Российской Федерации. Среди причин, которые заставили отдыхающих обратить свой выбор в сторону национального туризма и рекреации, необходимо выделить относительно снижения тарифов на транспорт, увеличение доступности и привлекательности российской терри-

тории для активного отдыха. Позитивная динамика последних лет обоснована реальными шагами к развитию внутреннего туристического бизнеса, инвестиционная привлекательность которого растёт с каждым годом.

«Рынок внутреннего организованного туризма вырос на 18%, а рынок организованного въездного туризма — на 6%. Количество туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, сократилось с 2500 в 2014-м до 750 в 2016 г., при этом число туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, выросло с 700 до 3 700. В нестабильных экономических условиях происходит активная консолидация игроков, в связи с чем в 2016 г. на 20 крупнейших компаний пришлось 80 % продаж. Рост объема продаж авиабилетов по итогам 2016 г. составил +0,5 % и достиг 1,1 млн. По внутренним направлениям средний чек снизился на 15,2 % с 7 996 рублей до 6 784 рублей, по внешним — на 3,3 % с 13 497 рублей до 13 058 рублей. Самыми популярными внутренними направлениями стали Сочи, Симферополь и Санкт-Петербург, внешними — Кишинев, Тиват и Тбилиси. Симферополь впервые с 2014 г. не занял первое место в списке самых популярных внутренних направлений.

Средний чек на авиаперелеты на предстоящие новогодние праздники с учетом раннего бронирования также снизился по внутренним направлениям на 38 % с 9 437 руб. до 5 936 руб., по международным — на 30 % с 21 913 до 15 495 руб. Самыми популярными внутренними новогодними направлениями стали Сочи, Краснодар и Санкт-Петербург, международными — Тбилиси, Кишинев и Пхукет» [9]. На наш взгляд, отечественный потребитель, толерантный в отношение доступности ценового диапазона, будет и дальше адекватно корректировать динамику активного развития внутреннего туризма, в связи с чем, ожидается и дальнейший прирост данного сегмента туриндустрии.

Развитие 1Т-технологий и мобильных продаж существенно активизирует доступность информации о продуктах и услугах, что в свою очередь упрощает отдых, за счёт возможности информационной доступности услуг и онлайн-бронирования. Сервис в системе гостеприимства, предоставляет информацию о продвижении региона и конкретных направлений отдыха.

Интернационализация и интеграционные процессы в развитии мирового туризма получили существенное развитие именно благодаря информационной доступности. Туризм и рекреация таким образом получили эволюционное развитие и, как и многие отрасли экономики, обогащенные процветанием Интернет-торговли, её все объемлющим охватом и наиболее выгодными предложениями.

Рост мобильных продаж за последние несколько лет стал существенно ощутим, при этом существенно повысилась безопасность Интернет-торговли в туриндустрии. Сенсационное усиление конкуренции между крупными представителями мирового туристического бизнеса привело к расширению ассортимента туристических услуг, как массовому явлению международного масштаба. В свою очередь, вслед за ростом туристического потока следует совершенствование инфраструктуры отдыха, в которой гостиничный сектор занимает главенствующие, но отнюдь не решающие позиции. Можно с уверенностью констатировать, что за последние годы номинально повысился уровень сервисного обслуживания в индустрии гостеприимства, о чем свидетельствует статистика и ценовая атрибутика относительно доступного отдыха.

Туристический продукт сегодня предлагается для разных категорий отдыхающих, начиная от молодых семей и людей преклонного возраста, заканчивая люксовыми сегментами индивидуального отдыха. Изначально относительно ценового диапазона в индустрии гостеприимства обозначались лишь три

сегмента: бюджетный, средний и высший. Сегодня в работе международных компаний выделяются 7-8 основных сегментов, сформированных и прорабатываемых в определённых стоимостных, сервисных иных показателях.

Развиваются гостиничные цепи, что помогает трансляции их высоких стандартов обслуживания и на мировой рынок. Гостиничный бизнес обеспечивает рост заинтересованности смежных отраслей, их развитие и расширение организационно-функциональных связей.

Теоретико-методическое понимание мирового туризма, на наш взгляд, за последние годы было существенно скорректировано в отношении активизации «зелёного» сегмента туриндустрии. Стремясь обеспечить активных потребителей экологически чистой продукции и услуг, сегмент которых возрастает в мире с каждым днём, индустрия гостеприимства пришла к предложению такого характера услуг, которые могут обеспечить сохранность природной среды.

Существует масса примеров инновационных решений в данной области, начиная от строительства и отделки номеров в гостиничных комплексах экологически чистыми материалами, заканчивая собственными сельскохозяйственными угодьями для выращивания фруктов и овощей, животноводства. В этих реалиях развиваются лидеры ту-риндустрии, дифференцирующие предложения по обслуживанию клиентов в соответствии с активным спросом.

Экологический туризм развивается динамичными темпами, и, на наш взгляд, имеет все возможности быть адаптирован к российской действительности, т. к. именно на территории нашей страны имеется ряд объектов уникального природного значения, естественная среда который может привлекать охарактеризованный выше сегмент отдыхающих.

Внедрение элементов коммуникации и инновационных информационных и механизмов позволяет мобилизовать не только систему ценообразования, в

соответствии с активным и скрытым спросом, но и проводить результативную системную диагностику эффективности функционирования туринду-стрии. Стремясь в наибольшем объеме удовлетворить запросы клиента, наиболее значимые в гостиничном бизнесе сетевые представители постоянно ориентированы на самомониторинг.

Ещё одной доминантной тенденцией развития туриндустрии является активизация спроса на непродолжительные поездки. В соответствии с этой тенденцией разрабатываются определённые продукты, позволяющие туристам из разных уголков мира посетить интересующие их или предлагаемые на условиях поездки по выгодной цене достопримечательности.

Возвращаясь к цели интеграции туриндустрии Российской Федерации в процессе международного обмена отдыхающим, следует отметить, что определённый рост ожидается в данном направлении в 2018-м году, когда наша страна будет принимать туристов из различных государств мира в рамках Чемпионата мира по футболу. В данном отношении индустрия гостеприимства является катализатором развития экономики, обеспечивает новые рабочие места, доходы в государственный бюджет, рост социально-экономического и культурного развития общества. Преимущественно объекты федерального значения уже готовы к приему гостей.

Действительно, на современном этапе развития мировой туриндустрии въездной туризм не является для России доминантной составляющей экономического роста, но выступает определённым оправданием перспективы для развития. На уровне национального и регионального прироста отдыхающих сегодня можно отметить рост принципиально нового для отечественной действительности услуга в обращении, основанного на доминантном стремлении удовлетворить потребности клиента в отдыхе и рекреации.

Обладая богатым социокультурным наследием, стремлением к совершенствованию инфраструктуры туризма и отдыха, а также комплексом природоохранных мероприятий, можно существенно улучшить позиции относительно привлечения иностранных туристов. Как мы отмечали выше, обоснованные причины для активизации конкурентных преимуществ российского турбизнеса в будущем существуют уже сегодня. Российская отрасль туриндустрии может существенно доказать свою привлекательность, обеспечивая иностранным гостям безопасность, высокий уровень сервиса и демонстрацию богатого культурного наследия уже в 2018 г.

Библиографический список

1. Краткая география туризма и путешествий на английском языке. — М. : Советский спорт, 2017.

2. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса. — М., 2012.

3. Зайцева, Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме. — М. : Форум, 2017.

4. Ломакин, В. К. Мировая экономика. — М. : ЮНИТИ, 2016.

5. Мировая туристическая отрасль сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rx24.ru/novosti/ros siya/mirovaya-turisticheskaya-otrasl-segodnya.html.

6. Мировая экономика : учебник / А. А. Абалкина [и др.]. — М. : Юрайт, 2011.

7. Поморина, М. А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика. — М. : Кно-Рус, 2013.

8. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм. — М. : Academia, 2017.

9. Туризм 16/2017: итоги и перспективы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.trn-news.ru/ articles/49403.

10. Чудновский, А. Д., Жукова, М. А. Информационные технологии управления в туризме. — М. : КноРус, 2014.

Bibliographic list

1. Brief geography of tourism and travel in English. — M. : Soviet Sport, 2017.

2. Bogaldin-Malykh, V. V Marketing and management in field of tourism and social and cultural services. — M., 2012.

3. Zaitseva, N. A. Management in Service and Tourism. — M. : Forum, 2017.

4. Lomakin, V. K. World Economy. — M. : UNITY, 2016.

5. World tourism industry today [Electronic resource]. — Mode of access : https://rx24.ru/novosti/rossiya/mirovaya-turisticheskaya-otrasl-segodnya.html.

6. World economy : textbook / A. A. Abalkin. — M. : Yurayt, 2011.

7. Pomorina, M. A. World economy. International economic relations. Globalis-tics. — M. : KnoRus, 2013.

8. Soloviev, S. S. Safe rest and tourism. — M. : Academia, 2017.

9. Tourism 16/2017: results and prospects [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.trn-news.ru/articles/ 49403.

10. Chudnovskiy, A. D., Zhukov, M. A. Information technologies of management in tourism. — M. : KnoRus, 2014.

Т.Д. Одинокова

КОРПОРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА: ОБЗОР И АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ

Аннотация

Саморегулирование, имеющее продолжительную историю применения в зарубежной практике, в России зародилось недавно и для нашего рынка является новым элементом финансового регулирования. На примере страхового рынка автором проанализировано влияние специфики отрасли на становление института саморегулируемых организаций, осуществляемого в форме совместного регулирования, предполагающего сочетание мер государства и саморегулируемых организаций, определены основные преимущества и недостатки новых взаимоотношений между его участниками.

Ключевые слова

Страховой рынок, страховой надзор, саморегулирование, саморегулируемая организация.

T. D. Odinokova

CORPORATE REGULATION OF INSURANCE MARKET: REVIEW AND ANALYSIS OF TRENDS

Annotation

Self-regulation with a long history of use in international practice, in Russia began recently and market is a new element of financial regulation. On example of insurance market, author analyzes the influence of specificity of branch on formation of Institute of self-regulatory organizations, implemented in form of co-regulation, involving a combination of measures of state and self-regulatory organizations, main advantages and disadvantages of a new relationship between its members.

Keywords

Insurance market, insurance supervision, self-regulation, self-regulatory organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.