Автору представляется возможным образование таких корпораций в виде акционерных обществ, где регионы выступали бы совладельцами части акций инфраструктурной сферы.
Таким образом, взаимоувязанное и комплексное решение рассмотренных вопросов позволит обеспечить высокую конкуренцию и более устойчивое функционирование водно-транспортного комплекса регионов с учетом вступления России в ВТО.
Список литературы
1. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в
2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (Информационно -аналитический обзор): материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса России, март
2012 г., Москва — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.mintrans. тМосите^Мйай .рЬр?БЬБМБКТ_ГО=17908
2. Клевачкин К. Е. Совершенствование управления промышленными корпорациями в современных условиях хозяйствования: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / К. Е. Клевачкин. — М., 2005. — 170 с.
3. Кныш М. И. Стратегическое управление корпорациями / М. И. Кныш, В. В. Пучков, Ю. П. Тютиков. — СПб.: Культ -Информ-Пресс, 2002. — 240 с.
4. Коршунов Д. А. Корпоративные структуры на водном транспорте / Д. А. Коршунов, И. Е. Лапышова // Транспортный комплекс России: современное состояние и перспективы развития (юбил. вып., посвящ. 70-летию кафедры экономики и менеджмента): сб. ст. участников VIII Прохоровских чтений, Н. Новгород, 25 ноября 2011 г. — Н. Новгород: Литера, 2012. — С. 148-151.
УДК 379.85:656.6 Е. В. Смолокуров,
канд. экон. наук, доцент, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО КРУИЗНОГО ФЛОТА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
DEVELOPMENT OF THE WORLD CRUISE FLEET: TRENDS AND PROSPECTS
В статье дан краткий обзор текущего состояния и основные тенденции развития мирового круизного флота. Представлены основные игроки круизного рынка, рассмотрены круизные корабли, запланированные к постройке в ближайшие годы, и их основные параметры. Показана структура потребителей круизных услуг по странам и регионам.
The article provides a brief overview of the current state and the main trends in the global cruise fleet. The main players of the cruise market are presented, the cruise ships scheduled to be built in the coming years, and their basic parameters are considered. The structure of cruise services consumers by countries and regions is shown.
Ключевые слова: круизные корабли, флот, мировой рынок круизных услуг, пассажиры, лайнеры, вместимость, тоннаж, морской круиз, постройка судов.
Key words: cruise ships, the fleet, the world market of cruise services, passengers, liners, capacity, tonnage, cruises, ship construction.
Выпуск 3
Выпуск 3
ТРАТЕГИЯ роста рынка круизных услуг в современных условиях связана с увеличением числа краткосрочных круизов, количества портов, направлений круиза и новых занятий, как на борту корабля, так и на берегу, которые будут удовлетворять желаниям потребителей. Благодаря использованию интернет-потенциала происходит активное расширение данной индустрии путем привлечения пассажиров из разных стран мира.
На рис. 1 представлена тенденция развития круизного рынка на период 2000-2014 гг. (после
2012 г. прогноз развития) [1].
Рис. 1. Развитие мирового круизного рынка (чел.)
Можно заметить, что в настоящее время по сравнению с 2000 г. рынок увеличился практически в 3 раза. Самый крупный скачок наблюдался в период с 2006 по 2007 г., когда уровень пассажиров по сравнению с предыдущим годом увеличился более чем на 2,5 млн пассажиров и превысил отметку 14 млн пассажиров. Средний темп роста рынка круизных услуг с 1990 по 2015 г. составил 7,38 % (это говорит о постоянном росте данного рынка, так как темп роста превышает единицу).
Более того, строительство огромных мега-лайнеров и пассажирских причалов привлекает внимание потребителей, желающих приобрести путевку в круиз, это благоприятно воздействует на укрупнение производства, которое, в свою очередь, способствует экономии на масштабе, вследствие чего снижаются цены на круизы, становясь более доступными для потребителя. Данные мероприятия способствуют повышению проникновения круизной отрасли в сердце рынка Северной Америки, который до сих пор имеет положительный потенциал к росту.
На сегодняшний день только 52,9 % населения Северной Америки (23,1 % населения США) когда-либо принимало участие в морском круизе. Для США подобная статистика говорит о недостаточном проникновении на рынок круизных услуг, но, тем не менее, пассажиры Северной Америки занимают самую большую долю в общем объеме пассажиров, чему свидетельствует табл. 1 и рис. 2 [2].
Таблица 1
Динамика потребителей мирового рынка круизных услуг (чел.)
Год Северная Америка Европа Другие страны Общее число пассажиров
2008 10 870 400 4 124 100 1 784 500 16 779 000
Таблица 1 (Окончание)
2009 10 887 100 4 338 900 1 990 100 17 216 100
2010 11 748 700 4 452 900 2 219 500 18 421 100
2012 12 582 200 5 053 400 2 499 600 20 135 200
2013 12 972 300 5 260 600 2 627 100 20 860 000
2014 13 374 400 5 476 200 2 761 100 21 611 700
Из табл. 1 можно отметить, в 2011 г. пассажиров из Северной Америки почти в 3 раза больше, чем из Европы, и в 6 раз больше, чем из других стран.
Рис. 2. Динамика потребителей мирового рынка круизных услуг (чел.)
Кроме того, уровень пассажиров из Европы и других стран в абсолютном значении уступает Северной Америке (в год количество пассажиров увеличивается на 100-300 тыс. человек, в то время как в Северной Америке эта величина достигает 300-900 тыс. человек).
На мировом рынке круизных услуг представлены два основных игрока: компания “CCL” (“Carnival Corporation & Plc”), включающая 10 дочерних компаний, и “RCL” (“Royal Caribbean International”), включающая 5 дочерних компаний. На рынке круизных услуг имеются 43 компании, доля “CCL” на рынке составляет 49,2 %, в то время как доля “RCL” составляет 23,8 %, и на остальные круизные компании приходится 27 % (из них крупнейшими являются “Norwegian” (7,1 %), “MSC Cruises” (5,8 %) и “Disney” (2,9 %)) (табл. 2) [3].
Таблица 2
Игроки мирового круизного рынка, принадлежащие компаниям “CCL” и “RCL”
Компания Дочерние компании Вместимость Количество лайнеров Доля на рынке (%)
“CCL” “Carnival” 62 000 24 21,1
“Princess” 36 780 16 6,4
“Costa Cruises” 36 480 17 7,2
Выпуск 3
Таблица 2 (Окончание)
“Holland America” 23 110 15 3,7
“AIDA” 15 900 8 4,4
“P&O Cruises” 14 970 7 1,9
“P&O Cruises Australia” 6910 4 1,9
“Cunard” 6690 3 1
“Ibero Cruises” 4610 3 1,3
“Seabourn” 1970 6 0,3
Всего в группе: 209 420 103 49,2
RCL “Royal Caribbean” 62 220 22 17
“Celebrity” 24 320 11 4,7
“Pullmantur” 6480 4 1,6
“CDF 1830 1 0,3
“Azamara” 1420 2 0,2
Всего в группе: 96 270 40 23,8
Общая вместимость всех судов на 2012 г. составила 425 780 человек, что на 4,5 % больше по сравнению с предыдущим 2011 г. Эксперты прогнозируют общее число пассажиров за 2012 г. около 20,3 млн, что на 5,6 % выше 2011 г.
В 2012 г. в мире функционировали 256 круизных лайнеров (из них 103 принадлежат компании “CCL”, 40 закреплены за компанией “RCL” и 113 за другими компаниями). На рис. 3 представлены доли компаний на рынке мировых круизных услуг.
■ CCL
■ RCL
U MSC Cruises В Norwegian В Disney
нThomson Cruises у Star Cruises U Hurtigruten U Louis Cruises
Рис. 3. Доля ведущих компаний на рынке круизных услуг
Данная диаграмма еще раз подтверждает лидирующие позиции компаний “CCL” и “RCL” и дает нам представление о разделе влияния на круизном рынке. Отметим, что в категорию «другие» вошли все компании, доля которых меньше 1 %. Кроме того, стоит отметить, что на рынке круизных услуг ожидается появление еще двух операторов: немецкой компании “FTI” и “Harmony Cruises”, основанной в Сеуле. Компания “FTI” серьезно намерена стать самой крупной в Германии и девятой по величине в Европе.
Самым большим лайнером признан лайнер “Allure of the Sea” компании “Royal Caribbean” (“RCL”). Компания “Royal Caribbean” имеет 2 корабля (“Oasis of the Seas” и “Allure of the Seas”), поражающих своими размерами туристов. На создание одного лайнера потребовалось около 1,4 млрд долл. Лайнеры идентичны по своей структуре: длина составляет 360 м (“Allure of the Seas” на 50 мм длиннее “Oasis of the Seas”, поэтому и признан самым большим), ширина — 65 м и высота — 65 м. Лайнеры могут разместить свыше 5400 пассажиров на своем борту. Самым быстроходным лайнером признан “Queen Mary 2” компании “Cunard” (“CCL”). Обычная скорость лайнера равна 48 км/ч, но корабль способен разогнаться до 56 км/ч, что и позволяет ему иметь титул самого быстроходного лайнера.
Ниже рассмотрена табл. 3 и рис. 4, отражающие самые крупные круизные суда и показывающие максимальную вместимость крупнейших кораблей [4].
Таблица 3
Параметры крупнейших круизных судов
Корабль Компания Год выпуска Тоннаж (тыс. т) Длина (м) Ширина (м) Максимальная вместимость (тыс. чел.)
Супер-суда (тоннаж больше 200 тыс. т)
“Allure of The Seas” “Royal Caribbean International” 2011 225,282 360 65 6,36
“Oasis of The Seas” “Royal Caribbean International” 2010 225,282 360 65 6,296
Большие суда (тоннаж больше 150 тыс. т)
“Norwegian Epic” “Norwegian Cruise Line” 2010 155,873 329 40 5,183
“Freedom of the Seas” “Royal Caribbean International” 2006 154,407 339 56 4,375
“Liberty of the Seas” “Royal Caribbean International” 2007 154,407 339 56 4,375
“Independence of the Seas” “Royal Caribbean International” 200S 154,407 339 56 4,375
Крупные суда (тоннаж больше 130 тыс. т)
“RMS Queen Mary 2” “Cunard Line” 2004 148,528 344,4 45 3,09
“Navigator of the Seas” “Royal Caribbean International” 2002 138,279 311 49 3,807
“Mariner of the Seas” “Royal Caribbean International” 2003 138,279 311 49 3,807
“MSC Fantasia” “MSC Cruises” 200S 137,936 333,3 38 3,9
“MSC Splendida” “MSC Cruises” 2009 137,936 333,3 38 3,9
“Explorer of the Seas” “Royal Caribbean International” 2000 137,308 311 48 3,84
“Voyager of the Seas” “Royal Caribbean International” 1999 137,276 311 48 3,84
“Adventure of the Seas” “Royal Caribbean International” 2001 137,276 311 48 3,807
^187 I
Выпуск 3
Выпуск 3
Из представленных данных видно, что самые крупные круизные лайнеры в основном принадлежат компании “Royal Caribbean International” (первые 6 кораблей, среди них один — компании “Norwegian Cruise Line”).
Рис. 4. Максимальная вместимость крупнейших кораблей (тыс. чел.)
В табл. 4 представлены корабли, запланированные к постройке в ближайшие годы, и их основные параметры.
Таблица 4
Ввод в эксплуатацию круизных лайнеров с 2012 по 2016 г.
M88J
Владелец Судно Цена (млн долл.) Тоннаж (тыс. т) Вместимость (чел.) Сдача
2012
“Disney” “Fantasy” 750 128 2500 март
“Oceania” “Riviera” 500 65 1260 апрель
“Carnival” “Breeze” 735 130 3650 май
“Celebrity” “Reflection” 798 126 2994 ноябрь
“AIDA” “AIDAmar” 575 71 2174 май
“Costa” “Fascinosa” 750 114,2 3012 июнь
“MSC” “MSC Divina” 760 140 3500 май
2013
“Norwegian” “Breakaway” 780 144 4000 апрель
“Princess” “Royal Princess” 760 141 3600 июнь
“AIDA” “AIDAstella” 575 71 2174 май
“MSC” “MSC Preziosa” 760 140 3500 весна
“Hapag-Lloyd” “Europa 2” 340 39,5 516 весна
“Ponant” “Le Soleal” 150 10,6 264 июнь
Таблица 4 (Окончание)
2014
“Norwegian” Не назван 780 144 4000 апрель
“Princess” Не назван 760 141 3600 2-й квартал
“Royal Caribbean” Не назван 950 158 4100 не известна
“Norwegian” Не назван 780 144 4000 не известна
“Princess” Не назван 760 141 3600 не известна
“Royal Caribbean” Не назван 950 158 4100 не известна
“TUI” Не назван не известна 97 2500 весна
“Viking Ocean” Не назван не известна 45 998 4-й квартал
“Costa” Не назван 790 132,5 3700 октябрь
2015
“Royal Caribbean” Не назван 950 158 4100 весна
“AIDA” Не назван 645 125 3250 март
“P&O Cruises” Не назван 760 141 3611 апрель
“Viking Ocean” Не назван не известна 45 998 4-й квартал
2016
“Royal Caribbean” Не назван 950 158 4100 весна
“AIDA” Не назван 645 125 3250 март
А рис. 5 отображает количество вводимых судов по годам [5]. Отметим, что в связи с расширением рынка круизных услуг увеличивается и нужда в новых судах. В 2014 г., судя по таблице, планируется выпустить в эксплуатацию 9 новых кораблей общей вместимостью около 30 млн человек.
[189 |
В настоящее время на рынке имеется 256 круизных лайнеров, из которых можно выделить следующие: самый большой (“Allure of the Seas”), самый быстроходный (“Queen Mary 2”), пригод-
Выпуск 3
Выпуск 3
ный для длительного проживания (“The World”), самый роскошный (“Odyssey”) и самый экологически безопасный (два французских лайнера “Le Boréal” и “L’Austral”).
Более того, с 2012 по 2016 г. планируется построить еще 28 лайнеров, что увеличит общую вместимость пассажиров и, следовательно, будет способствовать расширению круизного рынка в целом. Кроме того, валовая прибыль предприятия, предоставляющего круизные услуги, в среднем составляет 179 долл. (в расчете на одного пассажира, использующего семидневную путевку в круиз).
Всего в 2012 г. путешествовали посредством морских круизов 20,3 млн пассажиров, которые обеспечили доход компаниям в размере 33,5 млрд долл. Ниже приведена табл. 5 о количестве пассажиров, о регионах, к которым они принадлежат, и о сумме дохода, получившегося в результате путешествий этих пассажиров [6].
Из таблицы видно, что основная доля пассажиров — жители Северной Америки (59 %), жители Европы составляют 26,9 %, Азии — 9,3 %, Южной Америки — 2,3 %, Австралии — 2,1 %, Африки — 0,3 %. Причем граждане США в общем объеме пассажиров занимают более 50 % (11,6 млн пассажиров).
Также любопытен тот факт, что количество пассажиров из Великобритании (на втором месте после США, 1,85 млн пассажиров) превышает количество пассажиров Азии, Южной Америки, Австралии и Африки.
Таблица 5
Потребители рынка круизных услуг
Регион Доход (млн долл.) Количество пассажиров
Канада 1257 800 000
Северная Америка Мексика 278 177 000
США 18 227 11 605 200
Бенилюкс 210 362 500
Франция 647 362 500
Германия 1674 937 600
Европа Италия 1528 855 500
Скандинавия 288 161 000
Испания и Португалия 1372 768 500
Великобритания 3305 1 850 800
Регион Доход (млн долл.) Количество пассажиров
Азия 3124 1 699 400
Южная Америка 772 392 900
Австралия 701 367 500
Африка 113 39 900
Рисунок 6 наглядно демонстрирует доход компаний от потребителей рынка круизных услуг из разных материков. Из рисунка видно, что наибольший доход компании получают от жителей Северной Америки (в 2012 г. доход составил примерно 20 млн долл.).
19762
Ч
Ч
о
ч
в
и
ч
о
и
о
ч
9024
3124
772
701
113
Северная Европа Азия Южная Австралия Африка
Америка Америка
Рис. 6. Доход от потребителей круизных услуг (млн долл.)
Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что мировой рынок круизных услуг не останавливается в своем развитии, привлекая все больше потребителей. Этому свидетельствует тот факт, что средний темп прироста рынка составляет 7,38 %. Основываясь на прогнозе экспертов, можно отметить, что в 2015 г. уровень потребителей будет более 21 млн человек (на 2 млн чел. больше по сравнению с 2012 г.).
Что касается основных игроков на мировом рынке круизных услуг, то можно заметить, что основные позиции занимают две компании: “CCL”, “RCL” (их доля на рынке более 70 %) и еще 28 компаний, на которые приходится остальные 30 % рынка (из них можно выделить две компании “Norwegian” и “MCS Cruises”, их доли соответственно равны 6 и 7 %). Всего на рынке представлено 256 круизных лайнеров с общей вместимостью 425 780 чел.
Отметим, что больше всего потребителей данной услуги — граждане США. В общей структуре потребителей по уровню их происхождения на первом месте выделяют граждан Северной Америки (в частности, США), на втором — Европы (лидирующие страны — Германия и Италия), на третьем — Азии, на четвертом — Южной Америки, на пятом — Австралии и на шестом — Африки.
Следует отметить, что Россия на данном рынке мировыми экспертами в настоящее время не рассматривается в связи, во-первых, с преобладанием речных круизов над морскими и, во-вторых, с низким уровнем развития культуры морских круизов и платежеспособности граждан по сравнению с развитыми странами.
Список литературы
1. Официальный сайт компании “Cruise Market Watch” — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.cruisemarketwatch.com/market-share/ — (дата обращения:
23.08.2012).
2. Официальный сайт компании “Cruise Market Watch” — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.cruisemarketwatch.com/sample/priced-on-index/ — (дата обращения: 18.06.2012).
3. Официальный сайт туристской фирмы «Нильсен Клаб» — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://nilsen.ru/work/ratings/60364 — (дата обращения: 11.08.2012).
Выпуск 3
Выпуск 3
4. Сайт электронного журнала “Sydney Morning Herald — Business & World News Australia” — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.smh.com.au/travel /activity/ cruises/biggest-best-the-worlds-most-amazing-cruise-ships-20110906-1jvjq.html — (дата обращения:
23.06.2012).
5. Сайт по статистике “GeoHive — Population Statistics” — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.geohive.com/charts/ec_ports.aspx — (дата обращения:
23.09.2012).
6. Интернет-портал о новостях в сфере круизного рынка — [Электронный ресурс]. — Элект-
рон. дан. — Режим доступа: http://www.cruiseindustrynews.com/cruise-news-articles/67-articles/6939-spring-2012-new-operators-fti-and-harmony.htmlhttp://www.cruiseindustrynews.com/cruise-news-articles/67-articles/6939-spring-2012-new-operators-fti-and-harmony.html — (дата обращения:
23.05.2012).
УДК 65 В. И. Голинев,
канд. экон. наук, профессор ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СУДОСТРОЕНИИ И СУДОРЕМОНТЕ FEATURES OF LABOR AND PERSONNEL MANAGEMENT IN SHIPBUILDING AND SHIPREPAIRING INDUSTRIES
В статье рассматривается необходимость и особенность управления численностью персонала в судостроении и судоремонте как исходной базы в повышении эффективности использования живого труда. Обосновывается способ определения явочной и списочной численности рабочих. Увязывается определение необходимой численности персонала с его эффективными методами использования.
In this article the necessity and the specificity of management ofpersonnel's quantity in shipbuilding and ship repairing industries are considered as source base for increasing effectiveness of using human labor. Also the method of determining the reporting quantity and payroll quantity is justified. Determination of necessary quantity ofpersonnel is coordinated with effective methods for its usage.
Ключевые слова: эффективность производства, необходимая численность рабочих, способы ее определения, методы управления персоналом, миссия фирмы.
Key words: industry effectiveness, necessary quantity ofpersonnel, methods of defining necessary quantity of personnel, methods of personnel management, company's mission.
В ПОВЫШЕНИИ эффективности любого производства решающую роль играют научная организация труда и профессиональное управление персоналом. Теоретические разработки уже десятилетиями доказывают, что «хорошая организация труда при бедном оборудовании даст лучшие результаты, чем отличное оборудование при плохой организации». В советские годы строго следили за соблюдением этого принципа. На практике не всегда это реализовывалось, но такая задача была все время во внимании.
С переходом на рыночные условия хозяйствования многие теоретические принципы отошли на задний план. Многие вопросы стали решаться стихийно, без должного обоснования. На первых этапах перестройки с этим еще можно было бы мириться, но потом это вошло в обычную практику.