Научная статья на тему 'Развитие MICE-индустрии в Республике Крым'

Развитие MICE-индустрии в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MICE-ИНДУСТРИЯ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / MICE-РЫНОК / ТУРЫ / НАОМ / ВЫЕЗДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелинская Е.Л., Жеребкова А.Н.

В статье проведен анализ современного состояния индустрии деловых встреч, степени формирования и особенностей функционирования MICE в Республике Крым на примере инфотура по Крымскому полуострову для федеральных MICE и event-агентств в рамках проведения форума «Открытый Крым» с 19 по 23 февраля 2018 года. Приведены статистические данные современного состояния рынка MICEиндустрии в Крыму. В статье на примере организации инфотура показаны все аспекты его реализации в рамках делового туризма на полуострове. Рассмотрены проблемы рынка делового туризма Крыма, а главное, необходимость определить конкретные способы их решения и обеспечить развитие данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие MICE-индустрии в Республике Крым»

УДК 379.85

РАЗВИТИЕ MICE-ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Зелинская Е.Л.,

преподаватель кафедры туризма, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского», г.Севастополь, Россия

Жеребкова А.Н.,

обучающаяся магистратуры направления подготовки 43.04.02. «Туризм», Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского», г.Севастополь, Россия

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния индустрии деловых встреч, степени формирования и особенностей функционирования MICE в Республике Крым на примере инфотура по Крымскому полуострову для федеральных MICE и event-агентств в рамках проведения форума «Открытый Крым» с 19 по 23 февраля 2018 года.

Приведены статистические данные современного состояния рынка MICE-индустрии в Крыму. В статье на примере организации инфотура показаны все аспекты его реализации в рамках делового туризма на полуострове. Рассмотрены проблемы рынка делового туризма Крыма, а главное, необходимость определить конкретные способы их решения и обеспечить развитие данного рынка.

Ключевые слова: MICE-индустрия, деловой туризм, MICE-рынок, туры, НАОМ, выездные мероприятия.

Постановка проблемы. Развитие событийного и конферец-туризма в мире отразилось и на деятельности предприятий индустрии гостеприимства в Крыму. Проведение встреч, конференций, конгрессов на территории средств размещения - это не только возможность «продлить сезон», но и необходимость привести в соответствие свои мощности для принятия гостей всех уровней.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами развития MICE-индустрии занимаются как ученые зарубежные, так и отечественные. Среди современных исследователей выделяются работы О.Г. Чимитдоржиева, Е.А. Горбашко, Е.В. Васильевой.

199

Цель статьи - провести анализ организации MICE-тура на примере инфотура по Крымскому полуострову для федеральных MICE и event-агентств, выявить основные проблемы развития рынка MICE Крыма.

Изложение основного материала. «Жизнь современного делового человека сегодня - это постоянные деловые переговоры, деловые встречи, поездки, активное участие в различных обучающих программах, направленных на повышение профессионального уровня и квалификации. Поэтому в последние годы, как в России, так и в других странах неуклонно растет доля деловых путешествий, относящихся к бизнес-туризму, конгрессно-выставочному и научному туризму. Сфера MICE-индустрии является одним из самых перспективных и активно развивающихся сегментов мирового туристического рынка и, по мнению подавляющего большинства специалистов, работающих в сфере туризма, в настоящее время - это самая высокодоходная сфера мировой экономики» [2,с40-41].

Современное направление и формирование индустрии встреч, а именно повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие делового туризма, воздействие международных событий на развитие регионов, развитие проектов MICE-индустрии при помощи социальных сетей являются на сегодня мощным стимулом внутреннего и внешнего делового общения и важным фактором инновационного регионального развития.

Существуют разные форматы проведения MICE -деловых мероприятий: саммит, форум, съезд, конгресс, конференция.

Деловые программы сопровождаются разнообразными выездными мероприятиями, классификация и краткая характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация выездных мероприятий

Наименование типов деловых мероприятий Характеристика результатов, полученных участниками мероприятий деловых Характеристика результатов, полученных организаторами мероприятий деловых

Конгрессы, конференции, форумы Обмен идеями, установление новых контактов, обучение новым способностям, навыкам Повышение привлекательности для существующих клиентов и партнеров, поиск новых проектов, привлечение новых клиентов и

200

партнеров, привлечение инвестиций

Семинары, тренинги Обучение современным навыкам, обучение поведению в нестандартных ситуациях, повышение квалификации Увеличение объемов продаж, повышение эффективности работы, увеличение дохода от проводимых мероприятий

Пресс-конференции, пресс-туры Получение актуальной современной и достоверной информации из первых рук Привлечение внимания СМИ, публикации, PR-поддержка, позиционирование компании как лидера, антикризисные действия

Источник: [3,С.48-50]

Экономика на современном этапе формируется стремительными темпами: появляются новые корпорации, открываются новые банки и инвестиционные фонды и компании, организуются новейшие подразделения, появляются новые проекты. Данная деятельность требует организации деловых встреч значительного числа людей. Каким образом можно грамотно организовать этот многоуровневый с точки зрения организации процесс, всегда является актуальным вопросом на современном уровне формирования туризма.

Главная задача организаторов, чтобы каждый участник MICE-деловых мероприятий остался с позитивными эмоциями и с информационным багажом, который он мог бы использовать далее в своей профессиональной деятельности. Это и новые знания, и новые знакомства, и новые связи.

MICE-индустрия в Республике Крым, молодая отрасль, начала развиваться активно с 2014 года. На сегодня MICE и dmc-агентства в среднем проводят в год на территории Крыма 6-10 мероприятий, отели от 10 и выше. В 2017 года в Крыму было принято 35 MICE групп, в 2016 году 17 групп, в 2014-2015 году всего 10. С 2016 года на территории Крыма активно работает НАОМ - Национальная Ассоциация Организаторов Мероприятий. НАОМ объединяет компании по организации деловых и торжественных мероприятий: event-агентства, продюсерские центры, концертные агентства, выставочные, а также компании, организаторов конференций и семинаров, компании, предоставляющие специализированные услуги в event-отрасли.

201

С 19 по 23 февраля 2018 года, в рамках проведения форума «Открытый Крым», Крымское отделение НАОМ совместно с Министерством курортов и туризма Республики Крым организовали инфотур по Крымскому полуострову для федеральных MICE и event-агентств.

Отличительной чертой данного тура было то, что организаторы показали Крым с новой стороны: аутентичные локации, небанальные экскурсии, гастрономические изыски - и все это с характерной крымской душевностью.

Все 5 дней тура гостям была предоставлена возможность изучить наиболее достойные площадки, самые интересные идеи активностей и уникальные места полуострова, а также принять участие в ежегодном форуме «Открытый Крым» и круглом столе «MICE. ПЕРСПЕКТИВЫ 2018», где спикерами были Николай Андреев - председатель НАОМ, а также Ольга Левша, компания MaxMedium.

19 февраля

Начался тур со встречи в аэропорту и знакомства со строительством нового комплекса аэропорта Симферополь. Согласитесь, не каждый день удается побывать на стройплощадке 3-го по величине аэропорта в России. Далее гости отправились в Евпаторию, где прошли по маршруту «Малый Иерусалим» в старом городе, а гостеприимные хозяева этнокомплекса «Джеваль» не только провели экскурсию с погружением в историю древней Евпатории, но и удивили всех мастер-классом по приготовлению кофе на песке, а также угостили аутентичными сладостями.

Вечером, в уютном еврейском ресторане «Йоськин-Кот», гостей ждал сам хозяин города Евпатория, он же Iron Мэр - Андрей Филонов, который покорил наших участников радушием и гостеприимством.

20 февраля

Этот день был посвящен деловой программе. С утра гости были доставлены в Симферополь, в современный выставочный центр Connect Center, где Министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко дал старт Форуму «Открытый Крым». Участники посетили выставочную часть программы, а также побывали на гастрономической сессии форума, в которой приглашенными спикерами были также участники тура - Бухаров Игорь, Председатель Федерации рестораторов и отельеров России и Шаповалова Екатерина, представитель проекта «Гастрономическая Карта России». После насыщенного трудового дня все отправились в Алушту, побывали с инспекцией в Спортивном комплексе «Спартак» и отеле Riviera Sunrise, ну а вечером отправились в уютный SPA Отель МОРЕ, где всех ждал отменный ужин и возможность познать Крым на вкус, ощупь и нюх в трендовом формате «с закрытыми глазами».

202

21 февраля

Утром этого солнечного дня все отправились на набережную Ялты, где

почувствовали себя в роли актеров фильма «Иван Васильевич меняет профессию», а после съемок участников согрели теплым чаем в ресторане «Чайка» на берегу моря. Основным наполнением деловой программы второго дня стал круглый стол «MICE^LIM. Перспективы» в рамках Туристического Форума «Открытый Крым 2018», в отеле MRIYAResort&SPA. Министр курортов и туризма Вадим Волченко поприветствовал участников сессии. Модератором обсуждения выступил Вадим Шпильман, генеральный директор туроператорских компаний OneTouch.Travel и Miceline, основатель школы Travel Business School, он вместе с коллегами-экспертами MICE-отрасли со всей России постарались сформулировать ответы на самые острые вопросы: «Какие критерии заявляют заказчики при выборе локации при проведении мероприятия? Что нужно сделать Крыму, чтобы войти в десятку лидеров-направлений бизнес-туризма России? Доступность объектов исторического наследия и экскурсионных локаций для проведения корпоративных мероприятий», и многое другое. На круглом столе с докладами выступили авторитетные спикеры: Ольга Левша, MaxMedium, рассказала участникам о временных тенденциях MICE рынка, а также об актуальных направлениях на внутреннем рынке.

Александр Колусенко, управляющий партнер Студии ярких событий КРЫЛЬЯ и руководитель Крымского отделения НАОМ, рассказал о том, как обстоят сегодня дела с MICE рынком в Крыму, а Алексей Федоров, генеральный директор SPRINGSOLUTIONS, поведал о возможностях, которые Крым представляет сегодня группам делового туризма. Далее Николай Андреев, генеральный директор компании BIGJACK и председатель правления НАОМ, рассказал о своем виденье шагов, которые следует предпринять в регионе для привлечения деловых туристов, а Александр Мальцев, управляющий директор проекта BEINRUSSIA, поделился опытом, как BeInRussia продвигают регионы России среди крупных корпоративных заказчиков. Также своими рекомендациями о гостеприимстве территорий поделился с участниками форума Мусин Ильдар, президент «Спутник Спорт энд бизнес Тревел» и президент Ассоциации национального гостеприимства России. Поделиться опытом в построении стратегии продвижении туристического региона приехала Оксана Саргина, амбассадор бренда Visit Tatarstan - это стало одним из самых интересных выступлений, с точки зрения маркетинга территории.

203

Участники Круглого стола «М1СЕКРЫМ. Перспективы» сошлись во мнении, что потенциал Крыма, как одного из основных направлений бизнес-туризма в России огромен.

Определены задачи М1СЕ-рынка в Крыму:

- формирование информационного поля о М1СЕ-возможностях Крыма.

- формирование пулла рекомендованных поставщиков М1СЕ-услуг.

- разработка стратегии развития региона Крым, как ведущего черноморского курорта России.

22 февраля

В этот день участники тура отправились в путешествие по Южному Берегу Крымского полуострова, посетив одни из самых живописных мест: Форосскую Церковь, Байдарские ворота и Байдарскую долину, а также провели инспекции в СПА Отель «Ра1ткаРа1асе» и «Сосновая Роща». Ну а позже все отправились на Инкерманский завод марочных вин, где их ждала увлекательная экскурсия в Инкермановские штольни и дегустация с фуршетом от кандидата в члены НАОМ.

Вечером все собрались в ресторане «Дельфин», СПА-Отель «Ливадийский», где состязались в интеллектуальной битве на знание Крыма, слушали камерный дуэт гитаристов и просто приятно проводили время в компании всех организаторов данного тура.

23 февраля

Ну а напоследок, в День защитников Отечества, наших участников ждал особенный сюрприз. По дороге в аэропорт группа посетила еще одну уникальную площадку в Крыму, созданную на основе реквизита со съемок легендарного фильма «Викинг», а именно Кинопарк «ВИКИНГ».

Здесь проявить себя в качестве «защитников» смогла не только мужская половина гостей, но и женская...

Тур стал не только замечательной возможностью знакомства с Крымским полуостровом для участников, но и отличным поводом для налаживания взаимодействия между собой команды организаторов, а именно членов Крымского отделения НАОМ. В рамках тура были рассмотрены проблемы рынка делового туризма Крыма, а главное, необходимость определить конкретные способы их решения и обеспечить развитие данного рынка:

1.Сезонность рынка

2.Уровень поддержки отрасли со стороны государства

З.Отсутствие комплексного представления Крыма как дестинации на

внутреннем, и на международном рынке

4.Финансовые аспекты рынка делового туризма - тарифы на услуги

204

5.Не сложившийся понятийный аппарат, характеризующий основные категории рынка делового туризма

6. Отсутствие достоверной статистической информации об отрасли в Российской Федерации

Организаторы разделили зоны ответственности по дням и направлениям так, чтобы каждый проявил свою уникальность и ключевые преимущества агентства. К примеру, полное сопровождение группы на всех этапах, организацию круглого стола, взаимодействие с Министерством курортов и туризма Республики Крым и ТК «Рюкзак путешествий» осуществляла Вита Саар, директор по развитию ООО «Ливадия Групп».

Сейчас одна из ярких тенденций в нашей индустрии - вовлекать участников не только во время праздника, но и для его подготовки. На протяжении двух-трех месяцев с людьми работают профессиональные режиссеры-постановщики, хореографы, гримеры, шьются костюмы. Такая творческая совместная деятельность вдохновляет, помогает осознать ценность своей роли в команде. И в разы повысить лояльность сотрудника к своему работодателю. Более того, через корпоратив доносится смысл и миссия компании в метафоричной форме, что повышает уровень вовлеченность не только активных сотрудников, но и всех участников данного события.

Сейчас для любого предприятия, все более важными становятся вопросы мотивации персонала и повышение привлекательности бренда работодателя. Многие задачи из этой сферы может решить event.

Площадкам и подрядчикам надо перестать относиться к организаторам как к назойливым посредникам, а начать выстраивать взрослые партнёрские отношения. Нам можно воспринимать друг друга как коллег, а не врагов и вместе строить рынок, где есть общие правила, законы и стандарты. От этого выиграет каждое звено: клиент, подрядчик, площадка, агентство. Только в том случае, если готов развиваться и работать честно. А остальным лучше поискать себе работу полегче. Потому что здесь скоро будет жарко. Но не от пролетающих пуль, а от накала горячих обсуждений, совместных проектов и скорости движения к новым вершинам.

НАОМ будет создавать правила рынка, учиться и делиться опытом, собирать вокруг себя тех, кому не все равно. Можно быть внутри движения, можно идти рядом в ногу, а можно сидеть в углу и ждать, что у нас ничего не получится.

Выводы. Подводя итог, хочется сказать, что реализуя этот проект, НАОМ в Крыму смог собрать и показать полуостров представителям MICE индустрии федерального уровня, наладить деловое взаимодействие с местной властью, а также объединиться и показать наши возможности. Также важной

205

задачей по итогам встреч в рамках инфотура стало создание программы конкретных действий, по развитию MICE, которую будут готовы поддержать все участники. Данная программа должна быть сформирована на основании всех без исключения мнений и предложений участников тура. Срок формирования программы - не более месяца после завершения инфотура.

Литература:

1. Бронская Ю.В. Бизнес-туризм как фактор развития туристического рынка России. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2007

2. Кузнецова О.В., Сальчива Ю.В., Масленникова Е.Г. Аспекты MICE-туризма и его организации. ФГБОУ ВПО МО «Финансово-технологическая академия», Москва, РФ, 2013

3. Деловые мероприятия [Электронный ресурс]: URL: www.artpiknik.ru

4. Морозова Н.Н. К вопросу MICE-индустрии в структуре регионального рынка туристических услуг. Региональная экономика: теория и практика, 2012

5. MICE туризм — прибыльный, сложный и особенно перспективный [Электронный ресурс]: URL: http://buyingbusinesstravel.com.ru/ glossary/term/MICE/

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.