Научная статья на тему 'Развитие международных аутсорсинговых отношений'

Развитие международных аутсорсинговых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
806
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ТРУД / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдокушин Ε.Ф., Широкова А.В.

Статья посвящена рассмотрению эволюции аутсорсинговых отношений, в ней выявляются предпосылки, причины, условия развития аутсорсинга в мировой экономике, а также систематизируются этапы развития аутсорсинговых отношений, определяются их особенности, сущность, тенденции и перспективы разнообразных форм аутсорсинговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международных аутсорсинговых отношений»

Аутсорсинг

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АУТСОРСИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Е. Ф. АВДОКУшИН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, действительный член Академии социальных и гуманитарных наук

А. В. шИРОКОВА Российский государственный социальный университет,

г. Москва

В международную бизнес-практику термин «аутсорсинга» вошел в конце 80-х гг. ХХ в., хотя идея и механизм ее реализации известны с тех пор как в экономической теории, а затем и в научном менеджменте сформировались понятия разделения труда, специализации и кооперации.

В настоящее время аутсорсинг («out» — внешний, «source» — источник) способствует оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям.

развитие глобализации и все большая открытость экономики способствовали усилению двух процессов: с одной стороны, стандартизации и унификации бизнеса, что позволило передавать функции, бизнес-процессы на исполнение внешним аутсорсерам с возможностью получения стандартизированного продукта, с другой стороны, кооперации, что в свою очередь сформировало объективные основы, предпосылки развития аутсорсинга.

Можно выделить пять основных причин возникновения и развития аутсорсинга, которые представлены на рис. 1:

1. Это все более глобализирующаяся мировая экономика, характеризующаяся нарастающим взаимодействием между ее субъектами, интенсифицирующимся межстрановым перемещением факторов производства в условиях либерализации мировой экономики (в том числе таможенного

режима, инвестиционного климата многих стран), повышением стабильности мировой валютно-фи-нансовой системы.

2. информационная революция — «переворот» в средствах телекоммуникаций, дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий (икт), растущая информатизация всех сфер деятельности организации, рост объемов информационных услуг во всех сферах экономики. данные процессы:

— с одной стороны, предоставили возможность осуществлять постоянный контакт заказчика и поставщика аутсорсинговых услуг, позволяющий своевременно адаптировать и модифицировать взаимодействие в соответствии с существующей необходимостью;

— с другой стороны, обусловили потребность использования услуг внешних специализированных компаний в связи с все более усложняющимися процессами разработки и сопровождения приложений при постоянном увеличении объемов и скорости обработки бизнес-информации.

3. рост масштабов деятельности и усиление роли транснациональных компаний (тнк) и банков, получивших возможность шире использовать преимущества международного разделения труда (Мрт) и международной кооперации производства при все более углубляющейся специализации.

4. Поиск новых путей оптимизации деятельности компаний в усиливающейся международной конкурентной борьбе, получение дополни-

финансы и кредит

23

Рис. 1. Причины возникновения и развития аутсорсинга

тельных конкурентных преимуществ в условиях нового МРТ.

5. Развитие специализации производства и кооперирования, т. е. МРТ, а также переход от традиционного МРТ как исторически сложившейся специализации различных стран и регионов к новому и новейшему МРТ, которое реализуется через сеть кооперационных отношений, включающих в глобальные цепочки создания стоимости предприятия не только развитых стран, но и ряда развивающихся стран с новыми для них функциями в производственном процессе.

Западный исследователь аутсорсинга Р. Мак-Айвор главным фактором развития аутсорсинга считает внедрение новых организационных структур для поддержания конкурентоспособности. Помимо глобализации и развития ИКТ исследователь выделяет такие факторы, как реформы государственного сектора, связанные с переводом активов и деятельности в частный сектор, а также необходимость соответствия деятельности компании и продукции более требовательным покупателям [1].

Рассмотрим стартовые экономические условия возникновения аутсорсинга в их историческом развитии.

Международное производство базируется как на «старом», традиционном МРТ, так и новом и новейшем МРТ. В 60-70-х гг. XX в. новое МРТ формировалось путем создания в ряде стран Юго-Восточной Азии и др. предприятий и производств, некоторых новых для них отраслей промышленности (швейной, электротехнической, электронной),

связанных системой тесных производственно-кооперационных отношений с предприятиями крупнейших международных корпораций.

Международные корпорации все активнее переносили свои филиалы за рубеж, где изготавливались детали, компоненты, полуфабрикаты. Сборка готовых изделий, как правило, осуществлялась в стране базирования международных корпораций.

С 80-х гг. XX в. международные корпорации все чаще переносят сборочные и конечные производства в развивающиеся страны. Это дает им ряд преимуществ. Они получают возможность экономить на транспортных расходах, так как перевозка машин и оборудования в разобранном виде обходится дешевле. Международные корпорации повышают конкурентоспособность своего экспорта за счет разницы в импортных пошлинах на собранные машины и на комплектный набор компонентов такой машины. Наконец, заработная плата работников в развивающихся странах, занятых на производстве, подконтрольном международной корпорации, ниже, чем в стране ее базирования.

Международные корпорации, наращивая свою производственную деятельность за пределами страны базирования, способствуют все большему углублению специализации производства: от предметной к подетальной, поузловой, технологической. Причем эта специализация сосредотачивается в основном в рамках международного производства крупнейших мировых корпораций. В результате МРТ, являясь интернациональным по форме, все больше получает черты внутрифирменного1.

Однако эта внутрифирменность МРТ не свидетельствует о его локальности, ограниченности. МРТ становится глобальным по содержанию. До 70-х гг. XX в. внутрифирменное разделение труда в мировой

1 Организация внутрифирменного международного производства предоставляет ТНК следующие возможности. Во-первых, использовать льготы международной специализации производства отдельных стран. Во-вторых, использовать налоговые, инвестиционные и другие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвесторов. В-третьих, маневрировать загрузкой производственных мощностей, приспосабливая свои производственные программы в соответствии с конъюнктурой мирового рынка. В-четвертых, использовать свои дочерние компании в качестве плацдарма для завоевания развивающихся рынков. В-пятых, продлевать жизненный цикл продукта, налаживая его производство в зарубежных филиалах по мере его морального устаревания в стране основного базирования.

экономике охватывало в основном промышленно развитые страны. В 70-80-е гг. XX в. этот процесс распространяется и на ряд развивающихся стран.

В орбиту своей деятельности в развивающихся государствах, как и ранее в промышленно развитых странах, международные корпорации втягивают множество мелких и средних компаний. Международные корпорации ставят в положение зависимости малый бизнес. Зависимость формируется на базе прямых функциональных связей, т. е. на основе развития технологии производства, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передачи ноу-хау и т. п.

Следует отметить, что зависимость не следует трактовать как одностороннее, прямолинейное явление. В условиях углубления международной производственной кооперации зависимость между ее участниками становится во многом обоюдной, хотя, конечно, отличается и по структуре, и по качеству, и по компетенциям и др.

Международное производство, формируемое международными корпорациями, становится неотъемлемой частью и базой их мирохозяйственных связей: международной торговли, перемещения капитала, рабочей силы, передачи технологий.

Вместе с тем современное международное производство не может быть сведено только к совокупности примеров, связанных с деятельностью международных корпораций. Наряду с этим существует значительное разнообразие международного совместного производства. Оно складывается между юридически и экономически самостоятельными хозяйственными единицами в форме межфирменного производственного кооперирования.

Новейшее МРТ, возникшее в условиях глобализирующейся мировой экономики, вносит новые черты и особенности в развивающееся международное производство, и следовательно, в аутсорсинг. Ускоренное развитие внутриотраслевого МРТ, когда полупродукты (полуфабрикаты) той или иной товарной группы обмениваются на готовые изделия той же группы либо в пределах данной товарной группы, расширяет границы и масштабы международного производства. Международное разделение производственного процесса (МрПП) на базе вертикальной специализации втягивает многие страны во взаимосвязанную и взаимозависимую сеть производственно-кооперационных связей, в глобальную воспроизводственную систему.

МрПП на базе так называемой вертикальной специализации участников изготовления конечного продукта вносит растущий вклад в процесс

дифференциации производства и мультипликации актов купли-продажи полупродуктов на пути от исходного производителя к конечному потребителю. Подобная специализация развивается как в рамках ТНК, так и между ТНК и самостоятельными производителями. исследование, проведенное американскими экономистами на основе таблиц «затраты-выпуск» по 13 основным мировым экспортерам (10 ведущим странам Запада, Мексике, Южной Корее и Тайваню, на долю которых приходится 3/5 мировой торговли), показали, что к 1990 г. более 21 % общего объема их экспорта были сопряжены с международной вертикальной специализацией. Причем такие товаропотоки возросли с 1970 г. почти на 30 %, обеспечив около 1/3 всего прироста экспорта этих стран [2].

МРПП, выходя за рамки компетенции ТНК, создает очаги интернационализированного производства по всему миру. создаваемая стоимость продуктов международного сотрудничества все более интернационализируется. Появляется глобальная стоимость, которая «нарезается» на все более тонкие «ломтики» глубоко специализированными производителями. Процесс изготовления конечного продукта фрагментируется. Он предстает как результат глобальной цепочки добавленной стоимости. изготовление такого продукта все больше опосредуется аутсорсинговыми отношениями. При этом аутсорсингом занимаются как специализированные аутсорсинговые компании (многие из которых из так называемых продвинутых развивающихся стран), так и компании из постиндустриальных стран, успешно зарекомендовавшие себя на производстве известных в мире товаров и услуг (но в относительно небольших объемах).

По нашему мнению, аутсорсинг в своем развитии прошел четыре этапа, представленных на рис. 2.

среди исследователей аутсорсинга существуют различные мнения по поводу определения этапов развития и, в особенности, в отношении возникновения аутсорсинга в мировой экономике.

С точки зрения понимания под аутсорсингом привлечения услуг и ресурсов специализированной фирмы для решения отдельных вопросов, связанных с деятельностью компании, некоторые специалисты, среди которых российский исследователь Б. А. Аникин, первым опытом аутсорсеров считают услуги юридических фирм в США и Великобритании еще в начале ХХ в. В странах, законодательство которых основано на прецедентном праве, решение вопросов юридического характера исторически передается специалистам, имеющим высокую

f Аутсорсинговые\

(ZZZZZZ* ИТ-аутсорсинг BPO KPO

Сущность

--\ /---\ S-X S-N

Управление Менеджмент Организация Менеджмент +

производственными ИТ бизнес-процессов воспроизводство

(Оффшорное Оффшорное Бу>

контрактное программирование пе1

производство м

Оффшорное программирование

Бухучет и аудит, найм персонала, логистика, маркетинг, работа с потребителями.

Аутсорсинг знании, R&D. НИОКР

Рис. 2. Этапы формирования и развития аутсорсинговых отношений

квалификацию и необходимый опыт. При решении деловых споров в судебном порядке выполнение необходимых функций и ответственность берут на себя независимые юридические компании. Со временем многие из них расширяли спектр услуг, широко внедряя практику бизнес-консультирования. К началу ХХ в. суммарный оборот таких компаний в экономически развитых странах, по оценкам специалистов, составлял около 50 млрд долл. в год [3]. Наиболее крупные и известные аутсорсинговые компании — аудиторско-консалтинговые фирмы «Большой четверки» KPMG, Deloitte&Touch, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young — предлагают услуги аутсорсинга в области управления, информационных технологий, налогообложения, аудита, бухгалтерского учета и отчетности, ревизионной деятельности, юридического обеспечения.

Многие специалисты полагают, что введение термина «аутсорсинг» в теорию менеджмента связано с использованием ресурсов внешних организаций или провайдеров в области информационных технологий; аутсорсинг получил распространение в связи с развитием информационных систем и технологий, при этом относят начало «эпохи аутсорсинга» к 60-м гг. ХХ в., времени основания Electronic Data System Corporation (EDS). Так, российский исследователь проблем аутсорсинга Д. М. Михайлов связывает создание «концепции аутсорсинга как принципа новой стратегии управ-

ления» непосредственно с созданием в 1963 г. компании EDS [4]. Дж. Брайан Хейвуд также полагает, что «стремительный рост аутсорсинга начался со сферы ИТ» [5].

Однако, по нашему мнению, степень распространения в данный период международного производственного аутсорсинга, в особенности в автомобилестроительной отрасли, не сравнима с только зарождающейся в 60-80-е гг. ХХ в. сферой международного аутсорсинга информационных технологий, а также аутсорсинговых услуг юридических фирм.

истоки практического аутсорсинга как метода производственной кооперации и высокой технологии управления в промышленности относятся к периоду «великого противостояния» двух великих менеджеров — Генри Форда и Альфреда Слоуна-мл. и возглавляемых ими гигантов автомобильной промышленности — компаний Ford и General Motors. Еще в 30-х гг. ХХ в. борьба лидеров автомобилестроения показала, что в условиях жесткой конкуренции ни одна компания не может быть самодостаточной, опираться лишь на собственные ресурсы. Ряд процессов, обеспечивающих функционирование крупной компании, целесообразно и удобно передавать специализированным организациям. Вынесение производственных функций и функций управления за пределы компании положило начало практическому аутсорсингу. С 70-х гг.

ХХ в. аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса.

Исследования Американской ассоциации менеджмента (American Management Association) показали, что уже в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса [6]. А по оценке компании EDS, к 2000 г. 75 % компаний в мире в той или иной степени прибегали к аутсорсингу [4]. Исследование, проведенное «Эрнст энд Янг» в 2008 г. среди европейских компаний, подтверждает, что около 70 % компаний применяют аутсорсинг [7].

Первым этапом развития аутсорсинга, с нашей точки зрения, является период с 70-х по 90-е гг. ХХ в., а именно активное распространение международного производственного аутсорсинга.

Международный продукт как результат международного производства создается в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости, которые формируются в ходе МРПП — новой ступени развития МРт в эпоху глобализации. Участники межстранового, международного, внутрифирменного производственного процесса, расположенные по всему миру, согласованно трудятся над изготовлением того или иного конкретного изделия, работая по согласованному плану, соблюдая единые стандарты, ритм и другие условия совместного производства. При этом каждый из участников этого интернационализированного процесса добавляет к создаваемому продукту свою стоимость в виде стоимости конкретного полупродукта, комплектующих и т. п. (осуществляет «нарезание ломтиков стоимостной цепочки»). Организация производства этой стоимостной цепочки в ходе создания международного продукта осуществляется через сетевую структуру международного производственного кооперирования. Страновые производители, как правило, могут иметь ряд производственных структур, связанных с ними сетью подрядных и субподрядных отношений. Зарубежные производства ведущих автомобильных компаний составляют от 30 до 45 % выпуска [8]. Причем объемы зарубежного производства постоянно увеличиваются, а география его расширяется.

Цепочка приращения стоимости охватывает весь спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом или услугой полного цикла: разработка — промежуточные стадии производства (включая сочетание физических преобразований и вклада различных служб про-

изводителя) — доставка конечному потребителю — утилизация после использования2.

В более ранний период торговля осуществлялась между независимыми сторонами, конечные продукты производились в конкретной стране и затем экспортировались. В настоящее время происходит торговля главным образом составными частями товаров и услуг [9].

Изучению глобальных цепочек приращения стоимости посвящены в основном работы зарубежных авторов (Портер, Джереффи) 3. В развитие концепции Джереффи можно выделить три формы управления. Во-первых, «законодательное управление» — установление основных правил, определяющих условия участия в цепочке приращения стоимости. Во-вторых, «контролирующее управление» — осуществление проверки выполнения деятельности и ее соответствия правилам. В-третьих, «исполнительное управление» — форма активного управления для соблюдения правил участия в цепочке, которое обеспечивает поддержку участников цепочки приращения стоимости при их выполнении.

Из-за тенденции к разъединению цепочек приращения стоимости и все более жесткому разделению труда, что неизбежно в условиях активизации роли знаний в процессе производства, возможности влияния на конкурентоспособность путем повышения эффективности деятельности отдельных звеньев таких цепочек становятся очень ограниченными. Системная интеграция означает более тесное взаимодействие звеньев цепочки, что обусловливает возрастающую ответственность управляющих процессом, преодолевающим национальные границы.

2 Данные цепочки, во-первых, требуют определенного управления для эффективного функционирования; во-вторых, подобные цепочки основаны на эффективности системы в целом, а не ее отдельных составляющих. Ведь при функционировании единого производственного процесса, который расчленяется на операции, осуществляемые в различных странах, частный продукт, производимый в той или иной стране, не имеет потребительской стоимости вне интернационально-организованного процесса производства. Таким образом, в цепочке имеются основные действующие лица (чаще материнские компании ТНК), которые несут ответственность за разделение труда между предприятиями и за предоставление отдельным участникам условий для повышения эффективности их деятельности.

3 Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N. Y.: The Free Press, 1980; Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N. Y.: The Free Press, 1985; The Competitive Advantage of Nations. N. Y.: The Free Press, 1990. Gereffi G. A Commodity Chains Framework for Analyzing Global Industries. Institute of Development Studies, 1999.

Основной движущей силой развития является конкуренция, способствующая снижению прибылей путем устранения барьеров входа и усиливающаяся по мере выхода производителей из все большего числа стран на мировой рынок. Это заставляет участников цепочки приращения стоимости искать новые формы повышения прибыли. Для достижения данной цели наиболее сильные действующие лица в цепочке побуждают поставщиков и потребителей вносить изменения в свои производственные процессы (и оказывают им соответствующую поддержку). В то же время они должны постоянно искать новых поставщиков (систематически стараясь устранять барьеры входа в других звеньях цепочки) и потребителей. В результате они начинают выступать в роли управляющих цепочкой, хотя и в различной степени. Дальнейшее углубление общественного разделения труда требует от них расширения масштабов деятельности в географическом и организационном отношении в целях повышения системной эффективности.

Современное (новейшее) МРТ проявляется и в том, что новоиндустриальные страны Юго-Восточной Азии, вовлеченные в 60-70-е гг. XX в. в производственный кооперационный процесс на базе предоставленных промышленно развитыми странами технологий, в 90-е гг. сами начинают вовлекать в процесс международного производства развивающиеся страны, стоящие на более низкой ступени экономического развития, чем они. Этот процесс связан как с использованием традиционных сравнительных преимуществ (более дешевый труд и сырье), так и с особенностями жизненного цикла товаров, технологий, товарных рынков. В результате международное производство все более расширяет ареал своего распространения, объемы и степень воздействия на социально-экономическую структуру национальных экономик.

Тенденцией развития первого этапа является усиление специализации в международном производственном аутсорсинге, которому способствуют заметно интенсифицировавшиеся процессы интернационализации, экспансия ТНК на мировых рынках, резкий рост объемов и новые формы межфирменного производственного кооперирования, а также переход на более детальную специализацию, расширившую число позиций промежуточных изделий до 200.

Формирование глобальных стоимостных цепочек в рамках модели оффшорного контрактного производства осуществляется под руководством компаний — оригинальных разработчиков товаров при активном участии компаний-контракторов

(аутсорсеров), которым передаются функции по производству той или иной продукции.

Одной из распространенных форм оффшорного контрактного производства с конца 90-х гг. XX в. становится модель OEM (original equipment manufactures), т. е. исходного (реального) производителя оборудования. Суть модели состоит в том, что, например, какой-нибудь азиатский производитель, не имея собственных экспортных каналов (или не желая заниматься внешнеторговой деятельностью), продает свою продукцию оптом крупнейшим международным производителям подобной продукции со всемирно известной торговой маркой. Последние реализуют эту продукцию под собственным брэндом. В другом случае эта модель реализуется через международные заказы известных производственных или торговых компаний на изготовление той или иной продукции малоизвестным фирмам. При этом заказы выполняются по оригинальным чертежам крупных производителей того или иного товара.

В Россию аутсорсинг был привнесен из мирового экономического опыта в связи с процессами усложнения систем в период реформ, перехода от внутригосударственного планирования и регулирования к встраиванию в международные цепочки добавленной стоимости.

Активное участие России в системе международного разделения производственных процессов наблюдается в сфере машиностроения.

Нынешнее положение нашей страны в системе МРПП определяется ее промежуточным местом в мировой технологической пирамиде. По отношению к авангарду мы выступаем как импортер высококачественных частей и компонентов машин и транспортных средств, не говоря уже о новейших технологиях. В то же время мы поставляем в эти страны те части и компоненты, которые можем на приемлемом уровне качества производить с относительно меньшими издержками на оплату труда. Такие поставки нередко организуются при содействии самих западных компаний-импортеров, в том числе в форме оснащения российских предприятий современным оборудованием и повышения квалификации российского персонала. По отношению же ко второй группе стран (СНГ, Центральной и Восточной Европы) Россия сама выступает как поставщик частей и компонентов сравнительно высокого качества и как импортер тех промежуточных изделий машиностроения, которые обходятся ей дешевле, чем произведенные дома.

В последние годы западные автогиганты стали создавать в России сборочные заводы. Ряд

западных компаний создает у нас предприятия по производству частей и компонентов. Фирма Bosch совместно с российским партнером наладила в Саратове производство свечей зажигания. Leer вместе с «ГАЗ» делает в Нижнем Новгороде автомобильные сиденья. А в его пригороде Ingersoll Rand выпускает электроприборы и рулевые колонки, поставляемые не только российским предпринимателям, но и на экспорт, в том числе фирме Mercedes.

Сегодня в России представлены почти все известные схемы выпуска иномарок: предприятие со стопроцентным иностранным капиталом (Ford), совместные предприятия («Автофрамос», GM-АвтоВАЗ), сборка по лицензии. Последняя схема самая распространенная — относительно дешевые корейские Kia и Hyundai выпускают в Калининграде, Ижевске и Таганроге. Перечень таких примеров этим далеко не исчерпывается, строятся новые автосборочные производства [10].

Одновременно с распространением международного производства появляются, получают развитие и преобладают в рамках следующего этапа формы аутсорсинга информационных технологий.

Второй этап в развитии международного аутсорсинга (середина — конец 90-х гг.) связан с возникновением аутсорсинга в сфере информационных технологий — «оффшорного программирования». Формирование рынка ИТ-аутсорсинга приходится на середину 90-х гг. ХХ в.

Расходы на ИТ-аутсорсинг в мире выросли к 2003 г. до 10 млрд долл. при прогнозируемом объеме в 31 млрд долл. в 2008 г. [11].

Хотя информационные функции являются традиционными объектами аутсорсинга (еще в 1963 г. американская компания General Motors передала информационные функции фирме EDS), появление новейшей ИКТ дало мощный толчок развитию аутсорсинга в этой области, особенно в банках. Главными объектами аутсорсинга являются сегодня информационные системы и технологии, т. е. развитие и содержание информационно-коммуникационных сетей, управление парком технологического оборудования, помощь пользователям.

В отличие от 90-х гг. ХХ в. в начале XXI в. разнообразие рынка услуг ИТ-аутсорсинга все больше дополняется услугами, предоставляемыми заказчику посредством сети Интернет.

Нетсорсинг — аутсорсинг приложений, управляемых через Интернет, — предлагает преимущества процессов, не требующих участия человека, а также ускоренное внедрение новых технологий.

Лидером среди развивающихся стран по предоставлению услуг по ИТ-аутсорсингу является Индия; в последние годы на передовые позиции выходят Китай, Филиппины и некоторые страны Карибского бассейна [12].

Оффшорное программирование имеет особое значение для России. Получение конкурентных преимуществ обусловливается несколькими факторами: достаточным числом квалифицированных программистов, стоимость работы которых сравнительно невысока, доверием со стороны потенциальных заказчиков и их желанием сотрудничать, особенностями языка, культуры и национального менталитета.

В Индии, которая является мировым лидером оффшорного программирования, уже несколько лет назад сделали абсолютно верный прогноз о перспективах новых технологий и на государственном уровне приняли ряд мер для развития собственных компаний — разработчиков программного обеспечения, что коснулось и национального образования. Российские же институты традиционно готовили прекрасных физиков, математиков и инженеров, однако собственно программированию здесь стали учить сравнительно недавно, впрочем, и современные компьютеры есть еще далеко не везде. Тем не менее, российское образование имеет великолепный фундамент и огромный запас прочности, российские разработчики нередко получают заказы на действительно сложные проекты и модули, такие, которые нельзя доверить менее квалифицированным специалистам. Это происходит потому, что отечественные специалисты зачастую превосходят иностранных коллег по глубине проработки проблемы и способности принимать нестандартные решения.

Считается также, что стоимость труда российских программистов несколько превышает индийскую. Однако при подобных расчетах, как правило, берутся средние заработки московских специалистов, между тем специалисты из российских регионов обычно обходятся значительно дешевле.

В случае работы по аутсорсингу компаниям обычно достается разработка отдельных модулей и компонентов систем, полная сборка которых проводится другой стороной — заказчиком. Нередко при этом генеральным подрядчиком и гарантом надежности проекта выступает западная компания. Наилучший вариант предоставления услуг — это выполнение проекта по полной разработке и внедрению системы, что приносит весьма серьезные прибыли, но встречается не слишком часто. Большинство российских компаний оффшорного программирования предоставляют услуги и стре-

мятся переходить от разработки частей систем к полному выполнению крупных контрактов.

Отметим, что развитие ИТ-аутсорсинга происходит одновременно с активным распространением на мировом рынке услуг ВРО (business-process outsourcing), сформировавшим в конце 1990-х гг. — начале XXI в. следующий этап развития международных аутсорсинговых отношений.

Третий этап, связанный с развитием аутсорсинга функций и бизнес-процессов (BPO), базируется на выделении и обосновании функций и бизнес-процессов, необходимых и возможных к передаче сторонним или дочерним компаниям (оффшоринг).

Если в середине 90-х гг. ХХ в. компании из развитых стран довольно осторожно использовали аутсорсинг в сфере ВР, то уже к концу 90-х гг. и в начале XXI в. международный аутсорсинг функций и бизнес-процессов, включая услуги в сфере бухучета, найма персонала, маркетинговых исследований, обработки первичной информации, а также огромный многоуровневый комплекс по работе с покупателями и клиентами (CRM), стал прирастать огромными темпами.

В 2008 г. рынок ВРО по данным исследователей Brown-Wilson Group составит 600 млрд долл. [13]. По оценкам экспертов компании Gartner, рост рынка ВРО оценивается в 10 — 12 % в год. Наиболее динамично развивается этот рынок в Европе (14,7 % в год) [8]. По другим оценкам ежегодно оборот услуг аутсорсинга бизнес-процессов на мировом рынке возрастает на 16,5 % в год [14].

Необходимо отметить тенденции постоянного роста рынка аутсорсинга в сторону все большего применения компаниями разного масштаба и расширения спектра предоставляемых услуг, а также роста спроса на услуги аутсорсинга не отдельных деловых операций, а всего объема производства на основании оптимизации общего процесса создания стоимости, перехода от функциональной специализации к интеграции бизнес-процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом новым явлением в аутсорсинге бизнес-процессов становится предоставление заказчикам «стратегических услуг», при котором аутсорсеры обеспечивают полное управление их компаниями, включая ответственность за результаты их деятельности и предоставление широкого спектра услуг.

Среди аутсорсеров сложилось разделение на

шевые игроки, берущие на себя конкретную узкую

В России пока преобладает аутсорсинг отдельных задач или ресурсов.

По данным международной исследовательской компании Gartner, объем российского рынка услуг аутсорсинга бизнес-процессов оценивается в 103 млн долл., рост составляет 24 % в год.

Ярким примером аутсорсинга в сфере финансов и бухгалтерского учета является деятельность мировых лидеров на рынке аутсорсинга бизнес-процессов — компаний так называемой «большой четверки». В сфере банковской автоматизации бухгалтерских решений первые два места занимают компании «Диасофт» и «R-style», при этом активно развиваются более мелкие компании, такие как «БИС» и «Инверсия» [4]. Активизация перехода к банковской и бухгалтерской автоматизации, основанная на внедрении в россии международных систем отчетности, вызывает интерес к российскому рынку со стороны ранее сокративших свою активность в стране западных производителей программного обеспечения, таких как разработчик системы Midas компании «Misys» 4.

рынок аутсорсинговой бухгалтерии в россии активно развивается. до недавнего времени компаний, предоставлявших услугу, было немного, а ее стоимость была высокой. Ведение учета специализированным фирмам заказывали в основном западные компании, привыкшие тратить значительные средства на достоверную отчетность. Однако впоследствии у рынка появились значительные перспективы. Услугу начали оказывать новые операторы, а ее качество повысилось. российские руководители вслед за западными коллегами ощутили стремление страховаться от рисков, связанных с ведением отчетности неквалифицированными бухгалтерами.

следует отметить, что рынок ВрО и рынок ИТ-аутсорсинга имеют тенденцию к конвергенции, поскольку приобретают все больше общих черт, оказываются тесно взаимосвязанными по мере расширения использования элементов и механизмов

4 Другим примером является успешно завершенный проект по созданию структурированной кабельной системы центра международных расчетов и департамента учета доходов воздушных перевозок компании «Аэрофлот — Российские авиалинии». В качестве системного интегратора выступила компания «BCC», выполнившая работы почти за год. Поскольку сети такого уровня оперируют крупными объемами данных, для поддержки высокой пропускной способности кабельная инфраструктура должна гарантировать надежную производительность, обладать гибкостью и соответствовать требованиям будущего роста. В рамках проекта аутсорсер «BCC» разработал и предложил заказчику решение с учетом этих требований, а также осуществил инсталляцию структурированной кабельной системы PAN NET производства «Panduit» на 1070 портов и модернизировал главный телефонный кросс здания [4].

новой экономики. Так, активно используется ASP (Application Service Providing, также распространен термин Custom Application Development Outsourcing) — одна из новых технологий аутсорсинга, предполагающая расширение ИТ-аутсорсинговых контрактов в сферу BPO, на бизнес-процессы, осуществляемые с использованием соответствующей ИТ-инфраструктуры, и BSP (Business Service Providing) — аутсорсинг бизнес-услуг через Интернет.

Четвертый этап развития международного аутсорсинга характеризуется формированием в начале XXI в. нового, активно развивающегося сегмента рынка аутсорсинга. Институтом аутсорсинга данный сегмент развивающегося мирового рынка BPO был назван «аутсорсингом знаний» (KPO — Knowledge Process Outsourcing). Он охватывает от 1 до 3 млрд долл. с ожидаемым ростом к 2010 г до 17 млрд. долл. [15]. По данным BPOTiger, рост рынка КРО-аутсор-синга составит 25 — 27 % в год [16].

Современный этап развития аутсорсинга — КРО-аутсорсинг — является непосредственным отражением и проявлением экономики знаний, объединяя в себе не только чистый менеджмент (что свойственно для других этапов развития аутсорсинга), перераспределение продукта, в данном случае творческого, но и напрямую воспроизводство знаний, создание новых разработок, проведение исследований.

Одной из наиболее распространенных и активно развивающихся разновидностей КРО-аутсор-синга является аутсорсинг НИОКР (research and development — R&D).

Необходимо отметить, что КРО-аутсорсинг представляет собой результат эволюционного взаимодействия технологий ИТ и ВРО аутсорсинга и по сути является одной из разновидностей аутсорсинга функций и бизнес-процессов. Однако, принимая во внимание масштабы и перспективы развития данного сегмента в мировой экономике, с нашей точки зрения необходимо выделение КРО-аутсор-синга в отдельную форму и этап развития международных аутсорсинговых отношений.

К функциям, передаваемым на КРО-аутсор-синг, относят следующие:

— анализ данных и воспроизводство информации для формирования значимых документов;

— исследование информационных баз данных из различных источников;

— преобразование технических первоначальных данных в представительскую документацию;

— использование концептуализации и теоретических знаний высокого уровня;

— применение различного передового программного обеспечения и оборудования;

— ведение документооборота, отслеживание временных сроков, применение контроля качества.

Практически видами услуг КРО-аутсорсинга являются научные разработки, исследования в области инвестиционного банковского дела, финансового моделирования, продаж и маркетинга, логистики, фармацевтики и биотехнологии, медицины, интеллектуальной собственности, патентов, управления базами данных, юриспруденции, мультипликационного и др. дизайна, арт-работ и визуализации, средств массовой информации, дистанционного и электронного обучения.

КРО-аутсорсинг подразумевает высокий уровень «исполнительского» риска, поскольку провайдеры создают и объединяют комплексные уровни процесса, технологии и услуг, что требует передовых аналитических и технических умений.

Особый интерес для зарубежных компаний представляют российские организации, располагающие высоким научно-техническим потенциалом. Сотрудничество в сфере НИОКР является одним из важнейших направлений инвестиций крупного западного высокотехнологичного бизнеса. Как правило, риск, связанный с такими инвестициями, очень высок. Однако мировая рыночная конъюнктура сегодня такова, что инвестиции в интеллектуальный капитал наиболее эффективны. Высокие технологии, которыми располагает Россия, являются ценным «товаром» на мировом рынке. На этапе разработки новых продуктов и технологий услуги аутсорсинга НИОКР, предоставляемые российскими организациями зарубежному производителю, составляют самый перспективный сегмент российского рынка аутсорсинга. Сегодня свои подразделения НИОКР в России открывает все большее количество высокотехнологичных ТНК, таких как Intel, HP, Cisco, Boeing, IBM [17].

В практике ТНК фармакологической отрасли на начальном этапе создания новых лекарств традиционными являются такие отношения аутсорсинга, как передача наукоемких процессов сторонним исполнителям. С недавнего времени биотехнологический аутсорсинг стал сферой деятельности российских специалистов. Рынок подрядных работ, которые биотехнологические транснациональные компании отдают на аутсорсинг, сейчас оценивается в 1 млрд долл. и растет примерно на 20 % в год [6].

При применении аутсорсинга для стимулирования внедрения нововведений компании могут получить большую экономическую выгоду. Однако

эти проекты зачастую подвержены значительному риску. Конкуренция вынуждает ускорять внедрение в производство определенных нововведений. В ряде случаев компания не может справиться с этой задачей в требуемые сроки, самостоятельно используя свой персонал и имеющееся оборудование, поэтому проблема может решаться путем применения аутсорсинга. Речь идет о том, чтобы применить аутсорсинг для разработки нового изделия и тем самым ускорить появление в ассортименте компании-заказчика новой продукции. Например, в некоторых случаях химические и фармацевтические компании применяют аутсорсинг для управления своими отделами научных исследований и разработок. В частности, в 2001 г. корпорация IBM организовала специальное отделение по оказанию консалтинговых услуг фармацевтическим и биотехнологическим компаниям. Эти услуги касаются в основном внедрения сложных компьютерных и программных решений для исследования и разработки новых лекарственных препаратов [18].

П о н а ш е м у м н е н и ю , а утс о р с и н г Research&Development (R&D) в настоящее время является одним из наиболее динамичных сегментов мирового рынка аутсорсинга, и при этом все большее значение приобретает для России, которая может, реализуя свои преимущества в области НИОКР, добиться значительных успехов в данной сфере мирового бизнеса.

Таким образом, рассмотрение исторических истоков и причин развития аутсорсинговых отношений позволяет утверждать, что усложнение системы (организационно, технически, технологически, географически, в масштабе), формирующее сложную систему с подсистемами, приводит к аутсорсингу, функционирующему в среде сетевой экономики.

Следует отметить, что рассмотренные виды аутсорсинга не являются статичными, а продолжают развиваться вместе с развитием мировой экономики. В настоящее время международные аутсорсинговые отношения характеризуются взаимопроникновением этапов, комплексностью, симбиозом развития видов аутсорсинга. При этом наибольшие показатели роста имеет аутсорсинг ИТ: в 2008 г. — 59 %, прогноз на 2009 г. — 61 %. На втором месте — аутсорсинг бизнес-процессов: в 2008 г. — 41 %, прогноз на 2009 г. — 39 % [19].

Анализ эволюции разделения труда на разных уровнях и в различных формах дает основания сделать вывод, что аутсорсинг — это новейшая форма проявления разделения труда, специализации и

кооперации. В условиях развития информационной экономики и сетевых форм организации он представляется формой организации и существования сетевого бизнеса. Его значение и масштабы будут расти в связи с дальнейшим продвижением мировой экономики по пути сетевого бизнеса. В мировом масштабе аутсорсинг проявился как один из эффектов глобализации экономических связей, являясь способом их организации.

Список литературы

1. McIvor R. The Outsourcing Process. — Cambridge University Press. New York, 2005.

2. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 10.

3. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: под ред. Б. А. Аникина. М., 2003.

4. Михайлов Д. М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. М., 2006.

5. Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М., 2004.

6. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаф-финг: высокие технологии менеджмента. М., 2006.

7. Сайт. URL:http://www. ey. com/.

8. Авдокушин Е. Ф. Международное производство — основа новой мировой экономики. М.: Магистр, 2009.

9. Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ цепочек приращения стоимости // Вопросы экономики. 2003. № 10.

10. Сирин И. Модель для сборки // Компания. 2007. № 2.

11. Vashistha A., Vashistha A. The offshore nation: strategies for success in global outsourcing and offshoring.

— McGraw-Hill. New York, 2006.

12. Авдокушин Е. Ф. Аутсорсинг НИОКР в развитии новой мировой экономики // Вопросы новой экономики. 2007. № 4.

13. Brown D, Wilson S. The black book of outsourcing: how to manage the changes, challenges, and opportunities.

— John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2005.

14. Таимл Р., Пичугин И. Все свое отдам другим // Коммерсант. 2001. № 152.

15. Larkey A., Capital W. Up The Value Chain We Go... Again // Outsourcing Essentials. 2006. № 5.

16. Сайт. URL:http://www. bpotiger. com/.

17. Оганесян Т. Не по-индийски скромно // Эксперт. 2006. № 24.

18. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М., 2003.

19. Сайт. URL:http://www. theblackbookofoutsou rcing. com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.