Научная статья на тему 'Развитие международного военно-музыкального фестивального движения'

Развитие международного военно-музыкального фестивального движения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
598
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международного военно-музыкального фестивального движения»

М.А. Мельник

Развитие международного военно-музыкального фестивального движения

Значительное место в истории по праву принадлежит военно-музыкальному искусству. Непосредственно соприкасаясь на разных этапах своего развития с многообразием жанров массовых представлений и зрелищ, военная музыка на протяжении многих веков сопровождала самые различные события государственной, общественной, политической, военной и светской жизни общества. Вместе с тем, как и любое явление культуры, военно-музыкальное искусство прошло свой путь развития, в процессе которого происходило его жанровое обогащение, менялись и варьировались формы деятельности, обновлялись цели и задачи, которые соответствовали историческому состоянию и развитию общества.

На протяжении всей истории своего развития военные музыкальные коллективы, военные оркестры неизменно находились в центре политической, общественной и культурной жизни нашего общества. В XX веке значительность их деятельности многократно усилились. В начале 90-х годов ХХ века репертуар военных оркестров также претерпел значительные изменения. Популярные ранее произведения в виду своей идеологической направленности стали исключаться из репертуара. В целях повышения роли военной музыки в эстетическом и патриотическом воспитании личного состава армии и флота в 1993 году был проведен конкурс на создание для военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации. На конкурсе представлялись строевые и встречные марши, классические и эстрадные произведения. В конкурсе принимали участие многие военные дирижеры и музыканты. По сложившейся традиции именно они являются авторами многих произведений для военных оркестров. Возможность свободного формирования репертуара и выбора мало использовавшихся ранее жанров музыкального искусства позволила военным дирижерам на базе оркестров создавать биг-бенды, диксиленды и другие эстрадные коллективы [1: 205].

Военные музыкальные коллективы стали главными участниками проводимых в нашей стране праздничных и памятных мероприятий. Шествия, парады, различного рода спортивные мероприятия и военно-спортивные представления, митинги, ритуальные и мемориальные мероприятия, карнавалы, конкурсы и фестивали, праздничные концерты составили основное содержание их деятельности. Кроме того, военные оркестры активно привлекались и к культурно-просветительской деятельности: циклы тематических концертов и литературно-музыкальные композиции, посвященные творчеству русских и зарубежных композиторов, видных общественных и культурных деятелей, музыкальные салоны и вечера

духовой музыки находили неизменный интерес у публики. Популяризируя лучшие музыкальные образцы отечественной и мировой музыки, реализуя воспитательные функции по формированию патриотизма, любви к Родине, готовности к самопожертвованию через историю наших достижений, воспетых русскими композиторами и поэтами, военные музыкальные коллективы создавали высокохудожественные произведения в различных формах и жанрах массовых представлений и зрелищ. В художественной практике последних десятилетий мы могли наблюдать сценические программы в жанрах сборного концерта, агитационно-художественного представления, литературно-музыкальной композиции, театрализованного тематического концерта, ревю-феерии, плац-концерта в различных модификациях и переплетениях [2: 173].

Для современного уровня художественного восприятия нынешнего зрителя уже совершенно недостаточно простое исполнение музыкальных произведений. Сценическое действие ему необходимо сегодня преподнести в интересной форме, наполненной динамичной содержанием и выстроенное в соответствии с выработанными практикой законами восприятия музыкального материала.

Своеобразной разновидностью театрализованного концерта стал молодой (его зарождение относится в 70-м гг. XX в.), но уже успевший получить достаточное признание музыкально-сценический жанр - плац-концерт, или как его называют в Западной Европе - Татту (Tattoo).

Термин Tattoo - это сигнал, появившийся в начале XVIII века в британской армии герцога Мальборо, сражавшегося на территории Голландии. Барабанщики гарнизонов появлялись на городских улицах и играли сигнал, означавший команду: «Закрыть кран!» (doe den tap toe - на голландском). Тем самым они оповещали о вечернем закрытии питейных заведений и возвращении солдат в казармы [3].

Спустя годы простая подача сигнала превратилась в церемониал, распространенный в крупных британских гарнизонах. В 1880 году в Лондоне началась история Королевского турнира с участием военных оркестров Британской империи. Именно Королевский турнир вошел в историю как первое, старейшее и крупнейшее Military Tattoo. По окончании Второй мировой войны традиция проведения фестивалей военных оркестров распространилась по территории бывших британских сателлитов. Сейчас военные музыканты и роты Почетного караула из разных стран регулярно собираются в Голландии, Дании, Норвегии, Германии, Швеции, Финляндии, Франции, Бельгии, Австрии, Италии, Швейцарии, ну и, конечно же, в России.

Military Tattoo (плац-концерт) - специфическая форма концертного выступления духового оркестра, в которой, объединенные одной темой и подчиненные единому режиссерскому замыслу, музыкальные (инструментальные и вокальные) произведения исполняются в движении (с раз-

личного рода перестроениями музыкантов), включающими элементы шоу: показом музыкальных инструментов и их возможностей, демонстрацией различной атрибутики, использованием элементов хореографии, пантомимы, различных трюков и других немузыкальных средств выразительности. В плац-концерте нашли свое органичное слияние инструментальное исполнительство, песня, пантомима, танец, эстрада и цирк. Мизансцена, цвет, свет (на крытых сценических площадках), пространственная композиция, художественное оформление - элементы, которые составляют его драматическую основу. Но самое главное - этот жанр только начинает развиваться, и на наших глазах происходит его становление. Среди отечественных работ, созданных в конце ХХ века выделяются плац-концерты: «Дружба народов» (постановка А. Пучкова), «Русские узоры» (постановка Е.Москаленко), «Виват, Россия» (постановка З. Хафизова), «Ритмы планеты» (постановка А. Жирякова), «Моя Москва» (постановка А. Пестова), «Букет России» (постановка А. Савицкого), «В ритме танца» (постановка А. Кудрявцева), «Парад солистов» (постановка Д. Кадеева), «Современные ритмы» (постановка В. Кадачигова), «Великолепная четверка» (постановка М. Попова), «Музыка кино» (постановка В. Цинанкина) и многие другие. Большая работа в данном направлении ведется как военными, так и гражданскими духовыми оркестрами Европы и Америки, о чем свидетельствуют многочисленные фестивали духовой музыки, в которых принимают участие и российские коллективы. Плац-концерт в таких фестивалях является основным видом программы выступлений [2: 183].

На протяжении многих десятилетий развитие искусства в целом определялось мерой его воздействия на чувственно-эмоциональную сферу аудитории. И военно-музыкальное искусство не стало в этом плане исключением. Имея первоочередной задачей воспитание и просвещение военной и гражданской аудитории, формирование патриотических чувств общества, военные музыкальные коллективы активно искали способы и средства активного воздействия на зрителя. В поисках создания сценических образов, способных увлечь аудиторию, военные коллективы обращались к опыту театра, в котором органично сочетались музыкальное исполнительство и актерское мастерство, искусство художественного слова и пластики, искусство живописи и режиссуры. Принцип монтажа построения программ позволил в наибольшей мере использовать художественный и документальный кинематограф, сочетать традиции музыкального театра и самые разнообразные жанры эстрады, цирка и спорта, документальные материалы и публицистику. Слияние зрелищности и высокого уровня музыкального исполнительства, одновременное воздействие звука, изображения, движения, пластики, цвета и света, пространственных решений концертных программ имело своей наиглавнейшей целью усиление воздействия на эмоциональное состояние зрителя, на возбуждение его

чувственных реакций, на его психическое состояние в целом. Взаимодействие различных видов искусств в художественно-творческой деятельности военных музыкальных коллективов явилось той реальностью, которая и определила их развитие на всем протяжении XX столетия.

Современное состояние культурных запросов публики, сформированных под воздействием широко внедряемых в сферу искусства достижений науки и техники, глобальные процессы синтеза различных его видов в самых порой немыслимых сочетаниях, широкое тиражирование большого количества театрализованных и эстрадно-музыкальных программ в средствах массовой информации и на электронных носителях, предъявляет к концертным программам военных музыкальных коллективов особые требования. Помимо качественного совершенствования исполнительского мастерства, насыщения содержательной стороны сценического действия, углубления воздействия на зрительскую аудиторию средствами немузыкальной выразительности, исключительное значение приобретает процесс драматургического развития представляемых музыкально-сценических образов, позволяющий увлечь зрителя, погрузить его в созданный для него мир, заставить его быть соучастником представляемых событий. И важнейшая роль в этом принадлежит искусству режиссуры. Умение концентрировать внимание аудитории на смысловых и кульминационных моментах представления, знание и применение на практике законов зрительного восприятия способно вывести военно-музыкальное искусство на качественно новый уровень.

Таким образом, усиление режиссерской составляющей при создании музыкальных театрально-зрелищных концертных программ в художественно-творческой деятельности военных оркестров на сегодняшний день является необходимым условием их дальнейшего развития в современной системе массовых искусств и, в частности, военно-музыкального искусства. И работа в данном направлении, на наш взгляд, является приоритетной и достаточно перспективной.

В заключение хотелось бы сказать словами С. Б. Иванова о значимости фестивалей: «Не вызывает сомнения, что своим творчеством и исполнительским мастерством военные духовые оркестры и впредь будут вносить ощутимый вклад в возрождение и пропаганду военно-патриотической музыки, способствовать развитию и укреплению доверия, взаимопониманию, духовному единству и культурному взаимообогащению стран и народов» [1: 235].

Литература

1. Военная музыка России. История и современность. - Москва: Воениздат, 2007. - 248 с.

2. Гарбазей, И.Н. Военно-музыкальное искусство в жанровой системе массовых представлений: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02. / И.Н. Гарбазей. - Москва, 2005. - 278 с.

3. Снегирев В. Аккорд, еще аккорд! Ровно через два с половиной месяца на Красной площади откроется фестиваль «Спасская башня» / В.Снегирев // Российская газета. - 15.06.2011. - № 5502 (126).

А.П. Герасимов

Военно-музыкальные традиции суворовских училищ: генезис и развитие

В современных условиях развития Российской Федерации крайне актуальным становится развертывание целенаправленных программ возрождения духовных традиций, воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи в России невозможно поступательное социально-экономическое развитие. Общественное развитие России за последнее десятилетие привело к утрате многих духовных ценностей.

Социально неориентированная государственная политика, проявления социальной несправедливости, индивидуальный и коллективный национальный эгоизм привели к снижению гражданско-патриотических ценностей. Данная ситуация усугубляется процессами реформирования отечественного образования, военно-образовательных структур и введения новых образовательных стандартов, неоднозначностью подходов в решении проблем патриотического воспитания в нашей стране.

Патриотическое воспитание молодого поколения немыслимо без опоры на культурно-исторические, военно-музыкальные традиции нашей страны.

Одним из основных социально-педагогических институтов, направленных на решение воспитательных проблем учащихся, являются средние образовательные профессиональные учреждения.

Передача накопленного социального и культурного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. При этом военное образование и неотделимое от него военномузыкальное образование относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана, в первую очередь, с патриотическим воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к военной и государственной службе.

Более чем тысячелетняя история России насчитывает множество существенных преобразований военной системы государства. И обусловливалось это появлением новых политических вызовов, соображениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.