Научная статья на тему 'Развитие международного туризма в России'

Развитие международного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2313
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / INTERNATIONAL TOURISM / TOURIST INFRASTRUCTURE / FEDERAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Момотова Оксана Николаевна, Тшуанова Марина Ахматовна

В статье освещаются вопросы развития международного туризма в России, оценивается туристский потенциал нашей страны, анализируются принятые государством меры для создания наиболее эффективного и конкурентоспособного отечественного туристского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN RUSSIA

The paper highlights the development of international tourism in Russia is estimated tourist potential of our country, analyzes the measures taken by the State to create the most efficient and competitive domestic tourism market.

Текст научной работы на тему «Развитие международного туризма в России»

циалистов "узкого" профиля и управленцев имеет достаточно большие перспективы.

Интернет-технологии также очень полезны в качестве инструмента управления знаниями персонала. Сотрудники организации могут быть обеспечены образовательными ресурсами несколькими путями [4]:

- через посредников (зачастую компаниям поступают предложения приобрести дорогостоящие образовательные программы с посещениями западных высших учреждений);

- используя сайты, которые сами по себе являются свободным онлайн-тренажером определенных качеств человека;

- получая дистанционное образование (тестирование, консультирование, осуществляемое в виде e-mail-обменов).

Сегодня очень популярным методом оценки сотрудников, наряду с традиционной аттестацией, является метод Управления посредством постановки целей (MBO-Management by Objectives). Он включает установку целей и задач персоналу, контроль над их исполнением и оценку получившегося результата. Многие компании уже переносят учет данного метода на Интранет (внутрикорпоративный сегмент Интернета, доступный лишь сотрудникам данной организации, то есть внутренний портал организа-

ции). Для этого создается документ в виде вебстраницы, доступный каждому сотруднику и его менеджеру, который дает им возможность постоянно сверяться с графиком выполнения по-ставленныхзадач [5].

Подводя итоги, можно сказать, что если сей- О час качественное использование потенциала сети Интернет значительно улучшает конкурен- |-

тные позиции предприятий, то в ближайшем бу- О

дущем Интернет станет необходимым услови- *

ем не только успеха, но и существования к/1 бизнеса в целом. ^

Примечания:

1. Еременко А.П. Маркетинговая деятельность в сети Интернет в России. Сможет ли онлайн-торговля составить конкуренцию оффлайн-рознице // Международный научно-практический конгресс: тезисы докладов "Экономическое развитиестран Евросоюза и стран СНГ в условиях глобализации". - г. Берн, Швейцария, 2013. - 183 с.

2. Инькова Н.А. Современные Интернет-технологии в коммерческой деятельности : учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - 188 с.

3. Россия онлайн. Влияние Интернета на российскую экономику / TheBostonConsultingGroup, 2011.

4. Ивлев, А.Г. Использование ресурсов Интернета в управлении персоналом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kadrovik.ru/modules.php?op = modload&name =News&file=article&sid=301.

5. Ермошкин Н.Н. Стратегия информационных технологий предприятия: как CiscoSystems и ведущие компании мира используют Интернет Решения для Бизнеса / Н.Н. Ермошкин, А.А.Тарасов. - М.: Московский гуманитарный университет, 2003. - 360 с., ил.

СО

гч

О"

I---------

27

THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN RUSSIA Momotova Oksana Nikolayevna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Project Management and Innovation E-mail: msaccess@mail.ru

Shuanova Marina Ahmatovna, Student, Chair of Project Management and Innovation,

Instituteof Economics and Management E-mail: marina.shuanova@yandex.ru

North-Caucasian Federal University, Stavropol

The paper highlights the development of international tourism in Russia is estimated tourist potential of our country, analyzes the measures taken by the State to create the most efficient and competitive domestic tourism market.

Keywords: international tourism; tourist infrastructure; federal program.

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ УДК 338.48

В статье освещаются вопросы развития международного туризма в России, оценивается туристский потенциал нашей страны, анализируются принятые государством меры для создания наиболее эффективного и конкурентоспособного отечественного туристского рынка.

Ключевые слова: международный туризм; туристская инфраструктура; федеральная целевая программа.

© Момотова О.Н., 2013 © Шуанова М.А., 2013

Международный туризм является своеобразным фактором-побудителем регионального развития, он стимулирует освоение незаселенной девственной природы, брошенных земель, отсталых и депрессивных районов, экстремальных территорий, каковыми изобилует наша страна. В большинстве случаев международный туризм высту-

МОМОТОВА Оксана Николаевна,

кандидат

экономических наук, доцент,

кафедра Управления проектами и инновациями msaccess@mail.ru

28

ТШУАНОВА Марина Ахматовна,

студентка, кафедра Управления проектами и инновациями, Институт экономики и управления marina.shuanova@yandex.ru

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

пает как отрасль-субститут, замещающая отсталые, неразвитые или отжившие свой век виды промышленного и сельскохозяйственного производства. Развитие международного туризма не стоит на месте, что, с одной стороны, открывает новые перспективы и дает надежду тем, кто хочет вступить в данный сегмент, с другой - постоянно создает проблемы людям, занятым в стимулировании развития международного туризма. Помимо всего прочего, туризм выступает в качестве собирательной сферы, охватывает виды деятельности разных отраслей, поскольку потребители, в частности туристы,несут расходы во всех секторах экономики.

Несмотря на множество возникающих барьеров, к которым можно отнести природные явления и катаклизмы, различные техногенные катастрофы, террористические акты,от которых не застрахована ни одна страна,туризм продолжает свое развитие. Меняются его формы и методы организации путешествий и туров, возникают новые виды туризма, разрабатываются и создаются благоприятные условия устойчивого развития туризма, наиболее безопасного и привлекательного.Тенденции дальнейшего развития туризма и укрепления его позиций будут осуществляться путем широкого внедрения инноваций и технологий, поэтому развитие и внедрение в страну базовых инвестиций, совершенствование интеллектуального труда, несомненно, важно.

В международных внешнеэкономических связях туризм также занял одно из лидирующих мест, стал оказывать мощное воздействие на развитие экономики, как отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом, поэтому туризм и получил название "феномен ХХ века".Сейчас туризм представляет собой одно из важных направлений, влияющих на рост экономической деятельности, на развитие услуг туристских компаний, увеличение объема торговли, на сельское хозяйство страны, строительство дорог, транспортной индустрии. Туризм непосредственно влияет и на социальную сферу, создавая рабочие места, обеспечивая рост занятости и повышая благосостояние населения страны в целом. Таким образом, туризм выступает неким катализатором социально-экономического развития регионов нашей страны.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На её территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные, спортивные и деловые события. Одним из важнейших преимуществ России в области туризма является её богатое, сложенное веками историко-культурное наследие [1].

Но, несмотря на вышеизложенные конкурентные преимущества нашей необъятной страны, туристский бизнес в России сравнительно молод и недостаточно развит, он находится в начальной стадии становления. Данное обстоятельство можно объяснить политической, экономической нестабильностью, что отпугивает возможных, потенциальных иностранных туристов, и, что немаловажно, - зарубежных инвесторов и бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры другой страны.

Если среди проблем зарубежного туризма можно выделить сезонный характер многих курортов, падение доходов в связи с огромной конкуренцией, то в нашей стране все обстоит гораздо сложнее. Туристский рынок в России находится явно не на стадии процветания, связано это с недоверием любителей путешествовать к российским туристским фирмам, к действующим предложениям и условиям проживания. Также одной из тормозящих развитие туризма в России проблем, является дороговизна отдыха в собственной стране и относительно невысокое качество подготовки кадров. Данным фактом умело пользуются операторы-иностранцы, которые выпускают на отечественный рынок соблазнительные и относительно недорогие туры в самые

вые преимущества сточки зрения привлечения наибольшего числа посетителей.

Во главе угла в России стоит также и проблема глобализации международного туризма, отражающаяся в процессах концентрации процесса производства и концентрации капитала, что, впоследствии, приводит к образованию транснациональных компаний [4].

Уже сейчас в России большое внимание уделяется стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Возможность роста данной индустриимногие специалисты видят за счет франчайзинговых договоров и контрактов, когда зарубежная компания вкладывает денежные средства на реконструкцию, восстановление гостиничного бизнеса и туристических компаний в другой стране, в дальнейшем возвращая свои деньги за счет доли в прибыли [5].

Данные меры, принятые для вступления туризма на новый уровень развития требуют от Российской Федерации пересмотра понятия международного туризма с точки зренияего развития в других странах, ведь анализ и применение опыта передовых и успешных в этом бизнесе стран идут только на пользу. Но для более внушительных результатов требуется поддерживать, развивать, вкладывать средства и сосредотачивать усилия и на внутреннем туризме тоже. И тогда все затраченные средства, все вложенные усилия в развитие российского рынка туристских услуг не только не окажутся напрасными и тщетными, но и вернутся сторицей.

1-Л

о

гч

о

СО

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

ТА

щ

29

известные курорты мира.Препятствием для роста туристского потока в Россию остается и визовая проблема [2].

Для улучшения сложившегося положения необходимо активное государственное участие и поддержка, которые отразились в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)". Разрабатываемая Программа отличается комплексным подходом к решению основных целей и задач, а также ориентацией на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями. Планируется применение-новейших технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области создания и развития туристско-рекреационных комплексов и региональной туристской инфраструктуры, продвижения и рекламы туристских продуктов; внедрением прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, в том числе посредством субсидирования процентных ставок по кредитам.

Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе [3].

Россия, обладая гигантскими туристскими возможностями, может стать жестким конкурентом на международной арене в борьбе за привлечение туристов, ведь она располагает огромным потенциалом и для приема иностранных путешественников. Исторические памятники, удивительная архитектура, культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа, делают свое дело.Проявление должного внимания к потребностям разных категорий туристов, доброжелательное и гостеприимное отношение дают весомые маркетинго-

Примечание:

1. Момотова О.Н., Перспективы развития гастрономического туризма в Ставропольском крае/ О.Н. Момотова, М.А.Шуанова // Наука Парк. - Ставрополь: ТЭСЭРА, 2013. - № 2(12). - С. 54-57.

2. Бурдейный М.А. Отдых в России и за рубежом. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009.

3. Официальный Сайт Федерального Агентства поТуризму РФ[Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru

4. Зорин Х.В. Актуальные проблемы туризма: cбoрник научных трудов. - М.: РМАТ, 2008. - Вып.1 -9.

5. Смитиенко Б.М. Международныеэкономическиеотношения. - М.: ХНФРА-М, 2010.

MARKET STRUCTURE AND INNOVATION: THEORY AND RUSSIAN EXPERIENCE Sotnikova Anastasia Igorevna, Master of Economic Sciences, Stavropol Institute of Cooperation (branch) Belgorod University of Cooperation, Economy and Right, Stavropol E-mail: sotnikova-n@mail.ru

In the real work the concept of innovations is opened, noted that at the present stage the economy level of development in many respects is defined by level of innovative activity of a business sector. Thus in the conditions of an oligopoly in comparison with monopoly or the perfect competition at firms more incentives to introduction of innovations, therefore, in the in an oligopolistic market technical progress develops faster rates. Considering that in Russia the main source of financing of research and development is the budget, the state has to stimulate introduction of innovations, implementing innovation policies. One of effective measures of support of innovative activity is the tax policy of the state. Keywords: innovations; innovative activity; oligopoly; firm innovator; scientific and technical progress; innovative policy of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.