Научная статья на тему 'Развитие международного туризма посредством технологий дополненной реальности'

Развитие международного туризма посредством технологий дополненной реальности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
566
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AUGMENTED REALITY / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ИНДИЯ / INDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костин К. Б.

В статье проанализировано текущее состояние и потенциал использования технологий дополненной реальности в сфере международного туризма. На основе проведенного анкетирования выявлены предпочтения пользователей — представителей поколений миллениалов и центениалов из Российской Федерации и Индии. Проведен сравнительный анализ полученных данных. Выявлены наиболее перспективные направления дальнейшего развития технологий дополненной реальности в сфере международного туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of international tourism through augmented reality technologies (Russia, St. Petersburg)

The article analyzes the current situation and future potential of augmented reality technologies in the sphere of international tourism. Research, conducted with the use of questionnaires, distinguished primary users of such technologies, representatives of the “millennial” and “centennial” generations in the Russian Federation and in India. Comparative analysis of the research results, allows determining the most promising directions in development of augmented reality technologies in the sphere of international tourism

Текст научной работы на тему «Развитие международного туризма посредством технологий дополненной реальности»

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

К.Б. Костин,

профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук kost_kos@mail.ru

В статье проанализировано текущее состояние и потенциал использования технологий дополненной реальности в сфере международного туризма. На основе проведенного анкетирования выявлены предпочтения пользователей — представителей поколений миллениалов и центениалов из Российской Федерации и Индии. Проведен сравнительный анализ полученных данных. Выявлены наиболее перспективные направления дальнейшего развития технологий дополненной реальности в сфере международного туризма.

Ключевые слова: международный туризм, дополненная реальность, мировая экономика, экономический рост, Индия

УДК 339.9 ББК 65.5

Индустрия туризма, объединяющая деятельность турфирм, гостиниц, предприятий питания и торговли, строительства туристских объектов, транспорта, учебных заведений по подготовке кадров и т.п., в настоящее время является одной из крупнейших, высокоэффективных, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, выступающей на одно из первых мест по масштабности и обороту денежных потоков [2, 4]. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на сегодняшний день на долю туризма приходится около 11% мирового валового продукта, до 30% торговли и почти 10% мировых капиталовложений. Согласно прогнозу (ВТО), к 2020 г. в мире ежегодно будут путешествовать до 1,5 млрд человек, при этом доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн долларов США [4]. Число рабочих мест в туристской индустрии приближается к 200 млн человек или 8% от общего показателя занятости в мире. Перспективность развития туристско-гости-ничного бизнеса особенно очевидна в странах с наиболее интенсивно развивающейся экономикой, в частности, в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) [8]. В частности, в 2015 г. Китай стал крупнейшим партнером России по количеству туристов [13]. Кроме того, российские туристы вошли в топ рейтинга стран (топ 10) — самых частых гостей Индии. По информации российских туроператоров, в 2017 году около 386 тысяч россиян выбрали эту страну местом для отдыха и путешествий. Этот показатель на 69% выше по сравнению с предыдущим 2016 годом [17].

Наряду с использованием инновационных технологий для успешного продвижение туристских продуктов и услуг необходимо также учитывать принципы маркетинга взаимодействия [1]. Если говорить о самых пионерских разработках в области инновационных технологий, то таковыми, безусловно, являются технологии дополненной реальности [5]. Разработка и внедрение технологий дополненной реальности в различных отраслях экономики становится все более актуальной задачей с учетом взрывного роста в области развития интернет технологий и мобильной электроники. По данным исследований Juniper Research, доходы от корпоративных приложений с элементами дополненной реальности в 2015 году составили более двух миллиардов долларов США [10,14,15]. Термин «дополненная реальность» был предложен Рональдом Азумом, который определил дополненную реальность как трехмерную систему, которая совмещает реальное и виртуальное и обеспечивает взаимодействие пользователя и машинного интерфейса в реальном времени [7]. По мнению автора, применение именно этих технологий в сфере международного туризма будет способствовать росту мировой экономики с участием стран членов БРИКС и других государств. Именно этой проблематике (в качестве представителей стран-членов БРИКС выбраны Индия и Россия) посвящено дальнейшее исследование автора.

«Дополненную реальность» в сфере туризма автор предлагает определить как совмещение реального мира с виртуальным, дополнение реальности, с которой сталкивается турист во время путешествия [5]. Дополнение реальности осуществляет-1 74

ся с помощью виртуальных элементов вспомогательного характера. Процесс протекает в реальном времени и имеет целью повышение качества туристского продукта или туристской услуги. Можно выделить следующие преимущества от использования технологии дополненной реальности в сфере международного туризма: формирование интерактивных положительных впечатлений у потребителей [3], способствующих принятию решения о покупке туристкой услуги и туристского продукта; формирование более устойчивого восприятия туристского бренда; дешевизна по сравнению с использованием традиционных медиаканалов. В настоящее время отечественные туристские предприятия практически не используют технологии виртуальной реальности в своей деятельности, что открывает широкие возможности для использования потенциала перспективного отечественного рынка туристских услуг.

Необходимыми условиями для успешного внедрения технологий дополненной реальности являются: аппаратные средства, обеспечивающие технологические возможности создания дополненной реальности; программное обеспечение, позволяющее в режиме реального времени объединять информацию от различных источников в виде датчиков и сетевого контента; система распознавания, позволяющая распознавать туристские объекты и туристов в реальном мире на основании данных о пространственной ориентации, времени, геолокации или определении форм и характерных признаков [6]; привлекательный контент, обеспечивающий ценность технологии для туриста и способствующий полному вовлечению потребителя.

Наиболее перспективными направлениями для развития технологий дополненной реальности в сфере туризма по мнению автора являются [5]:

1) продвижение туристских дестинаций;

2) гостиничный бизнес;

3) авиаперевозки;

4) экскурсионное обслуживание;

5) проведение конгрессно-выставочных мероприятий.

В области продвижения туристских дестинаций наиболее перспективным представляется разработка приложений, позволяющих туристу с помощью камеры своего мобильного телефона получить всю информацию о местности и получить маршрут до интересующего объекта (задержать камеру своего мобильного телефона на определенном виде местности и сразу получить всю информацию о ней, а также соответствующий маршрут до туристской дестинации). В сфере гостиничного бизнеса с помощью технологий дополненной реальности можно получить всю информацию о располагающихся поблизости отелях, видеть цены и фотографии. Приложение позволит определить, в каких отелях есть свободные места и выстроит маршруты — как туда добраться. Кроме этого, с помощью приложения можно будет воспользоваться всеми скидками в рамках программ лояльности и специальными предложениями. В аэропортах с помощью приложений дополненной реальности можно минимизировать время ожидания в очередях. Например, при прохождении досмотра с помощью наведения камеры

смартфона на каждую очередь (как правило, их всегда несколько) приложение позволит определить длину очереди и время ожидания. Кроме того, с помощью соответствующего приложения туристы смогут в реальном времени узнать о задержке своего рейса без необходимости искать доски информации о вылете [16]. При необходимости в экскурсионном обслуживании с помощью приложения дополненной реальности достаточно будет воспользоваться функцией распознавания изображения — навести камеру смартфона на интересующую достопримечательность и получить все известные данные и факты об этой достопримечательности. В конгрессно-выставочной деятельности при планировании каких-либо мероприятий или оформлении выставочных стендов приложение дополненной реальности позволило бы во всех подробностях «увидеть» место проведения мероприятия, даже не выезжая из офиса. С помощью приложения также можно было бы оценить, как будет представлена продукция компании еще до оформления выставочного стенда.

Перспективы туристкой индустрии во многом будут определяться предпочтениями и поведением потребителей — представителей поколения «У» и «2». Поколение «У» или «Мил-лениалы» (поколение «игрек»; поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) — это поколение родившихся после 1981 г., характеризующееся, прежде всего, глубокой вовлечённостью в цифровые технологии [9, 12]. Следующим пришло поколение «2», или центениалы. Даты возникновения этого поколения разнятся: одни демографические исследования называют середину 90-х, другие — начало нулевых. Особенность центениалов появилась уже при рождении — они родились в эпоху интернета. Поколение 2 не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно [11]. Будущее технологий дополненной реальности в сфере туризма будут определяться представителями именно этих двух поколений.

Для определения соответствующих предпочтений потребителей автором проведено смешанное (по источникам) анкетирование туристов — представителей поколения «У» и «2» из Российской Федерации (РФ) и Индии на выборке из 120 человек. Задачей исследования было выявление клиентских предпочтений в отношении наиболее перспективных по мнению автора направлений развития технологий дополненной реальности в сфере туризма: продвижения туристских объектов, гостиничного бизнеса, авиаперевозок, осмотра достопримечательностей, проведения конгрессно-выставочных мероприятий. В ходе исследования был также проведен сравнительный анализ предпочтений указанных групп потребителей.

Результаты исследований по перспективам использования приложений дополненной реальности для поиска туристских объектов на незнакомой местности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Потенциал технологий дополненной реальности

для поиска туристских объектов на незнакомой местности

Потребности российских респондентов Потребности респондентов из Индии

Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (0%). Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (0%).

Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (35%). Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (31%).

Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (56%). Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (64%).

Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (9%). Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (5%).

Как видно из таблицы 1, все участники исследования из России и Индии были заинтересованы в использовании такого рода приложений, при этом 9% российских респондентов и 5% респондентов из Индии готовы использовать такого рода приложения даже на платной основе. Таким образом, разработка приложений дополненной реальности, обеспечивающих продвижение туристских объектов, представляется крайне перспективной. Даже бесплатные приложения очень быстро окупятся за счет размещения в них рекламы. Основное, что следует учитывать при разработке такого рода приложений это простота пользовательского интерфейса (35% российских и 31% индийских респондентов указали, что охотно воспользовались бы данным приложением при условии удобства и простоты его загрузки и использования).

Результаты исследований в области использования приложений дополненной реальности в сфере гостиничного бизнеса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Потенциал использования приложений дополненной реальности в области гостиничного бизнеса

Потребности российских респондентов Потребности респондентов из Индии

Никогда бы не воспользовались, поскольку забронировали бы номер на сайте booking.com или же на сайте отеля (12%). Никогда бы не воспользовались, поскольку забронировали бы номер на сайте booking.com или же на сайте отеля (2%).

Это неактуально: воспользовались бы услугами турфирм (4%). Это неактуально: воспользовались бы услугами турфирм (5%).

Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (54%). Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (52%).

Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (17%). Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (35%).

Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (13%). Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (6%).

Как видно из результатов исследования, только 16% российских и 7% индийских респондентов не выразили интереса к подобного рода приложению, вследствие использования сайтов бронирования, таких как booking.com и использования услуг туроператоров и турагентств. Подавляющее же большинство респондентов (84% российских и 93% индийских) выразили интерес к использованию такого рода приложений, при этом 13% россиян и 6% выходцев из Индии готовы использовать данные приложения на платной основе. Ключевым фактором успеха подобного рода приложений является простота и удобство их загрузки и использования — 54% россиян и 52% индийских респондентов указали это в качестве основного критерия при выборе данного рода приложений.

Результаты исследований по перспективам использования приложений дополненной реальности в сфере авиаперевозок представлены в таблице 3. Как видно из представленных данных, только 13% российских и 9% индийских респондентов не выразили интереса к такого рода приложениям, в то время как подавляющее большинство респондентов выразили интерес к их использованию. 52% россиян и 61% выходцев из Индии готовы использовать данные приложения на бесплатной основе, и 13% россиян и 8% индийских респондентов готовы за них платить.

Одним из основных условий выбора данной группы приложений также является простота и удобство их загрузки, которое отметили 22% респондентов из РФ и Индии.

Результаты исследований в области использования приложений дополненной реальности с целью распознавания изображений для получения информации о достопримечательностях представлены в таблице 4.

Таблица 3

Потенциал использования приложений дополненной реальности в сфере авиаперевозок

Потребности российских респондентов Потребности респондентов из Индии

Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (13%). Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (9%).

Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (22%). Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (22%).

Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (52%). Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (61%).

Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (13%). Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (8%).

Таблица 4 Потенциал использования приложений дополненной реальности для распознавания изображений с целью получения информации о достопримечательностях

Потребности российских респондентов Потребности респондентов из Индии

Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (0%). Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (0%).

Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (35%). Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (45%).

Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (48%). Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (50%).

Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (17%). Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (5%).

приложениями, а 35% россиян и 47% потребителей из Индии обязательным условием ставят бесплатную основу загрузки и использования приложений.

Таблица 5

Потенциал использования приложений дополненной реальности для проведения конгрессно-выставочных мероприятий

Потребности российских респондентов Потребности респондентов из Индии

Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (13%). Никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (9%).

Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (22%). Если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы (31%).

Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (35%). Было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (47%).

Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (30%). Были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным (13%).

Из полученных данных очевидно, что все респонденты заинтересованы в подобном приложении. При этом одним из наиболее значимых критериев выбора остается простота и удобство загрузки и использования (35% респондентов из РФ и 45% респондентов из Индии). Не менее важным критерием является также возможность загружать и пользоваться приложением бесплатно (48% респондентов из РФ и 50% респондентов из Индии), в то время как на платной основе подобного рода приложениями готовы пользоваться 17% россиян и 5% выходцев из Индии.

Результаты исследования перспектив использования приложений дополненной реальности для проведения кон-грессно-выставочных мероприятий представлены в таблице 5. На основании данных, представленных в таблице 5 видно, что подавляющее большинство респондентов — 87% россиян и 91% выходцев из Индии заинтересованы в использовании подобного рода приложений. При этом 30% российских и 13% индийских респондентов готовы платить за пользование

Как и во всех предыдущих случаях, крайне важным для респондентов является простота и удобство загрузки и использования соответствующих разработок, — это отмечают 22% российских и 31% индийских потребителей.

Авторским форсайтом продвижения туристских дестина-ций, гостиничного бизнеса, авиаперевозок, экскурсионного обслуживания, проведения конгрессно-выставочных мероприятий является использование мобильных приложений, основанных на технологиях дополненной реальности [5], что подтверждается соответствующими экспериментальными данными. Таким образом, разработка и вывод на мировой рынок соответствующих приложений дополненной реальности является крайне перспективным. Спрос на туристские услуги и продукты уже сегодня частично формируется, а в недалеком будущем во многом будет определяться предпочтениями представителями поколений У и 2. Подавляющее большинство потребителей — представителей указанных поколений из Российской Федерации и Индии заинтересованы в использовании приложений дополненной реальности в выявленных областях туристской деятельности. Это открывает широкие возможности по созданию соответствующих продуктов при условии удобства и простоты их загрузки и использования. Срок окупаемости такого рода разработок будет минимальным при условии предоставления большей части функциональных возможностей приложений на бесплатной основе и формирования прибыли за счет рекламы внутри приложений. Низкий процент индийских респондентов, готовых пользоваться приложениями дополненной реакции на платной основе по мнению автора объясняется не нежеланием ими пользоваться, а низким доходом на душу населения (существенно ниже чем в России). Это свидетельствует только о том, что для индийского рынка целесообразным представляется продвижение приложений на бесплатной основе, а доходы от их распространения будут формироваться за счет рекламы. По мнению автора, совместная разработка и применение инновационных технологий дополненной реальности могло бы обеспечить значительный экономический рост и существенно повысить уровень благосостояния населения.

Литература

1. Багиев Г.Л. Форсайт технологии маркетинга: учебник. — СПб: Изд-во Астерион, — 2016. — 400 с.

2. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4 т. — Т. 1. Кн. первая: Туризм феномен XX века. Кн. вторая: Социальный туризм. Кн. третья: Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 291 с.

3. Костин К.Б. Использование маркетингового инструментария для продвижения и развития агротуризма // Известия Санкт-Петербургского экономического университета. — 2014. — № 4 (88). — С. 52-60.

4. Костин К.Б. Совершенствование методологии технологий стратегического управления маркетингом и эффективность бизнеса на российском рынке туристских услуг: монография. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. — 284 с.

5. Костин К.Б. Форсайт развития технологий дополненной реальности в международном туризме // Известия Санкт-Петербургского экономического университета. — 2016. — № 6 (102). — C. 57-63.

6. Яковлев Б.С., Пустов С.И. Классификация и перспективы направления использования технологии дополненной реальности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. — 2013. — №3. — С.484-492. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/klassifikatsiya-i-perspektivnye-napravleniya-ispolzovaniya-tehnologii-dopolnennoy-realnosti (Дата обращения: 23.08.2016)

7. Azuma R., A survey of Augmented Reality. Presence: Teleoperators and Virtual Environments, pp. 355-385, August 1997.

8. Kostin K. Assessing business opportunities in BRIC countries / K. Kostin, R. Adams, C. Samli // AIMS International Journal of Management (AIJM). — 2015. — Vol. 9. — № 3. — pp. 167-182.

9. Neil Howe, William Strauss. Millenials rising:the next great generation Vintage Books, 2000.

10. Дополненная реальность: революция в туризме, искусстве, шопинге и войне. Режим доступа: http://mydocx.ru/4-98753. html (Дата обращения: 22.08.2016)

11. Интернет портал «Мел». Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный. Режим доступа: http://mel.fm/2016/09/20/ generationz (Дата обращения: 21.09.2016).

12. Интернет портал «Википедия: свободная энциклопедия». Поколение Y. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_Y (Дата обращения: 21.09.2016).

13. Китайско-российские отношения: 10 важнейших событий ушедшего года // Журнал «Китай». Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/zgly/t1328523.htm (Дата обращения: 23.09.2016).

14. Приложения дополненной реальности: будущее реально и виртуально. Режим доступа: http://arnext.ru/articles/prilozheniya-dopolnennoy-realnosti-budushhee-realno-i-virtualno-7479 (Дата обращения: 22.08.2016)

15. Савицкая Т. Дополненная реальность. Режим доступа: http://www.intelros.ru/subject/figures/tatyana-savickaya/23648-dopolnennaya-realnost.html (Дата обращения: 23.08.2016)

16. Стеканова В. «Дополненная реальность» бизнес туризма. По материалам buyingbusinesstravel.com. Режим доступа: http:// businesstravelrussia.ru/news/news-abt/dopolnennaya_realnost_biznes_turizma_2020/ (Дата обращения: 25.07.2016).

17. Российские туристы вошли в топ-10 самых частых гостей Индии. Мир 24. Режим доступа: https://mir24.tv/news/16288951/ rossiiskie-turisty-voshli-v-top-10-samyh-chastyh-gostei-indii (Дата обращения: 14.02.2018).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЯМИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

И.Н. Александров,

доцент Высшей школы технологий управления бизнесом Института промышленного менеджмента, экономики и торговли

Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого,

кандидат экономических наук a7830298@yandex.ru

М.Ю. Фёдорова,

аспирант Института экономики Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск)

В статье выявлены направления повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы туризма. Определены проблемы анализа интеллектуального капитала компаний туристической отрасли и его составляющих — структурного, клиентского и человеческого капитала. Предлагается подход к анализу и оценке потенциала организаций, основанный на развитии доходного подхода к оценке стоимости компании. Использование предлагаемого метода оценки потенциала позволяет оценивать интеллектуальный капитал для широкого круга компаний, включая компании сферы туризма, кроме того предложенный метод позволяет решать задачи оценки эффективности интеграционных сделок, инвестиционных и иных стратегически значимых проектов.

Ключевые слова: туристическая отрасль, стратегическое управление, региональная экономика, потенциал компании, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал, стратегическое управление в туризме.

УДК 330.1 ББК 65.05

Стратегическое управление компаниями в сфере туризма призвано повысить конкурентоспособность данных хозяйствующих субъектов и способствовать выполнению их миссии. В данной статье предлагается рассматривать сферу туризма как одно из направлений развития региональной экономики. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние годы мировая отрасль туризма стала одним из важных факторов развития территорий и регионов. Туризм способствует притоку капитала и созданию новых рабочих мест. Важно также помнить о мультипликативном эффекте от туризма в экономике страны и региона. Развитие отрасли туризма способствует привлечению инвестиций в развитие, как местной инфраструктуры, так других отраслей экономики (строительная отрасль, сельское хозяйство, услуги, торговля, общественное питание, финансовый сектор и прочие). Данные инвестиции идут на улучшение качества жизни местного населения, и могут обеспечивать значитель-

ные финансовые поступления в местные бюджеты, развивая экономику региона.

Международный Совет по туризму в 2014 г оценил долю от туризма и путешествий в мировой экономике в размере 7,6 трлн долл. США (то есть около 10% от мирового ВВП). Также организацией приводятся данные, согласно которым отраслью было создано 277 млн новых рабочих мест (таким образом, 1 из 10 рабочих мест приходилось на сферу туризма и путешествий) [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целый ряд системных проблем мешает нашей стране занять адекватное место в совокупном мировом производстве туристических услуг [6]. Несмотря на некоторые положительные тенденции, нужно отметить, что со стороны государства и бизнеса должна быть проделана огромная работа для того, чтобы туристическая отрасль действительно стала одной из значимых отраслей экономики страны. В этом смысле повышение качества стратегического управления призвано использовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.