ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ECONOMY OF A REGION
УДК 336.143:336.15 http://regionsar.ru ISSN 2413-1407
М. М. ГУДОВ, РАЗВИТИЕ
С М МАКЕЙКИНА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИИ А М ГУДОВ в КОНТЕКСТЕ ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: регион; дотации; межбюджетные отношения; межбюджетные трансферты; субсидии; субвенции; финансовая зависимость; финансовая помощь; региональный бюджет
Введение: в современных условиях возрастает роль межбюджетных отношений в контексте поддержания устойчивого социально-экономического развития территорий. Такие отношения обеспечивают гарантированный каждому гражданину страны уровень минимальных социальных стандартов и достойный уровень жизни. Через механизмы оказания финансовой помощи региональным и местным бюджетам межбюджетные отношения позволяют сохранить сбалансированность бюджетной системы, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Для российской системы межбюджетных отношений характерны: значительная финансовая зависимость региональных и местных бюджетов от федерального бюджета, чрезмерная централизация доходов, недостаточный налоговый потенциал субъектов и муниципальных образований. В связи с этим возникает необходимость исследования системы межбюджетных отношений в контексте укрепления финансового потенциала регионов для достижения устойчивого социально-экономического развития
ГУДОВ Михаил Михайлович, профессор кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68) (e-mail: [email protected]). ORCID: http:// orcid.org/0000-0001-8798-883X
МАКЕЙКИНА Светлана Михайловна, доцент кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68) (e-mail: [email protected]). ORCID: http:// orcid.org/0000-0002-987 0-2793
ГУДОВ Андрей Михайлович, аспирант кафедры менеджмента организации Национального исследовательского Мордовского государственного университета (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68) (e-mail: [email protected]). ORCID: http:// orcid.org/0000-0003-0600-9957
© Гудов M. М., Макейкина С. М., Гудов А. М., 2017
региона и разработки новых механизмов стимулирования региональных властей к пополнению собственной доходной базы.
Материалы и методы: материалом исследования послужили официальные данные Министерства финансов Республики Мордовия, нормативно-правовые акты Республики Мордовия, Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также методические и практические аспекты реализации межбюджетных отношений посредством предоставления финансовой помощи регионам. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, системный подход, наблюдение и сбор фактов из официальных источников.
Результаты исследования: увеличение размера межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету региона, при росте их доли в объеме собственных доходов, свидетельствует о влиянии циклических колебаний экономики страны в большей степени на региональные бюджеты. Это предопределяет необходимость принятия мер по укреплению финансовой самостоятельности региона, создания стимулов для поиска собственных источников доходов и финансирования бюджетов на региональном уровне, расширения полномочий региональных органов власти по управлению собственной доходной базой.
Обсуждение и заключения: проанализировано современное состояние межбюджетных отношений, складывающихся между федеральным центром и Республикой Мордовия, сформулированы рекомендации по укреплению финансовой самостоятельности региона, направленные на создание стимулов для поиска собственных источников доходов.
Введение. Устойчивое социально-экономическое развитие России предполагает формирование эффективной системы финансового обеспечения всех сфер деятельности государства, в том числе посредством грамотно выстроенных межбюджетных отношений для достижения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Такие отношения призваны обеспечить единство бюджетной системы государства, способствовать ее эффективному функционированию за счет повышения уровней бюджетной обеспеченности регионов [1].
Актуальность вопроса о межбюджетных отношениях очевидна, поскольку проблемы финансовых отношений между разными уровнями власти сложны и требуют постоянного внимания [2].
Сложившаяся система межбюджетных отношений во многих аспектах диссонирует с интересами регионов, в результате чего наблюдается их существенная финансовая зависимость от федерального центра [3]. Более того, чрезмерное использование межбюджетных трансфертов не только снижает эффективность управления региональны-
ми и муниципальными финансами, но и нарушает нормы международного права.
Обзор литературы. Межбюджетные отношения как экономическая категория имеют различное толкование. Ряд авторов (А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова и В. А. Петренко, А. С. Нечаев, Д. А. Антипин и О. В. Антипина, С. С. Артемьева и С. М. Макейкина)1 отождествляет понятия «бюджетный федерализм», «межбюджетные отношения» и «бюджетное регулирование». Другие ученые (А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина и М. JI. Седова, А. П. Балакина и И. И. Бабленкова, Г. Б. Поляк)2 понимают под межбюджетными отношениями систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям, значительно сужая тем самым сферу межбюджетного перераспределения.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, «межбюджетные отношения — это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса»3. На наш взгляд, нельзя сводить их содержание ни к оказанию финансовой помощи, ни к бюджетному регулированию. Рассматривая понятийный аппарат межбюджетных отношений в нормативных источниках, следует отметить, что гл. 16 этого юридического документа первоначально называлась «Межбюджетные отношения», в результате внесенных поправок она получила наименование «Межбюджетные трансферты». С одной стороны, это сузило круг регулируемых этой главой отношений, с другой — отразило сложившуюся практику межбюджетных отношений.
1 См.: Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 2010. 263 е.; Нечаев A.C., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2015. 264 е.; Артемьева С.С., Макейкина С.М. Межбюджетное регулирование: вопросы теории и практики. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. 105 с.
2 См.: Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова M.JI. и др. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2012. 496 е.; Финансы / под ред. А.П. Балакиной, И.И. Бабленковой. М.: Дашков и К', 2013. 384 е.; Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 703 с.
3См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справ.-прав, система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.2016).
Материалы и методы. Изучение организации межбюджетных отношений посредством предоставления финансовой помощи региону проводилось на основе: использования официальных данных Министерства финансов Республики Мордовия, нормативно-правовых актов Республики Мордовия, Бюджетного кодекса Российской Федерации; методических и практических аспектов реализации межбюджетных отношений посредством предоставления финансовой помощи регионам.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, системный подход, наблюдение и использование официальных источников. На первом этапе был рассмотрен генезис межбюджетных отношений в Республике Мордовия и его влияние на финансовый потенциал региона, на втором этапе исследовалась практика оказания финансовой помощи, предоставляемой республике из федерального бюджета, и оценивалась эффективность предоставления межбюджетных трансфертов.
Результаты исследования. В начале 90-х гг. XX в. межбюджетные отношения стали рассматриваться как один из основных инструментов формирования федеративных отношений, по их состоянию оценивали степень развития федерализма в стране.
В России в результате последовательного реформирования межбюджетных отношений появились многочисленные примеры эффективности их организации в рамках отдельных регионов [4]. В частности, в обозначенном контексте позитивной оценки заслуживает опыт Республики Мордовия в создании системы межбюджетных отношений. Регион позиционирует себя в качестве одного из лидеров в развитии сельского хозяйства, поэтому система межбюджетного регулирования в нем исходно была ориентирована на развитие именно этой отрасли. В связи с этим формировавшаяся система межбюджетных отношений должна была, с одной стороны, поддерживать самодостаточность местных бюджетов и сельскую инфраструктуру, с другой — обеспечивать сельскохозяйственным сырьем предприятия АПК.
С целью повышения эффективности межбюджетных отношений в ноябре 1997 г. приняты Указ Главы Республики Мордовия «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях» от 20 августа 1997 г. № 92 (в на-
стоящее время утратил силу) и Постановление Правительства Республики Мордовия «О мерах по выполнению Указа Главы Республики Мордовия от 20 августа 1997 г. № 92 "О мерах по развитию животноводства в личных подворьях"» от 3 ноября 1997 г. № 4604. В связи с этим межбюджетные отношения в регионе стали строиться на принципах: передачи регулирующих доходов в местные бюджеты и закрепления их на долговременной основе; разграничения расходных полномочий между республиканским и местными бюджетами; перехода на нормативный метод определения расходов на основе норм затрат, определяемых в соответствии с действующим законодательством; начисления и выплаты дотаций из федерального бюджета в зависимости от выполнения установленных показателей социально-экономического развития.
Опыт реформирования межбюджетных отношений в регионе получил положительную оценку, поскольку в его рамках обеспечивалась возможность стимулирования деятельности органов местного самоуправления по увеличению собственной доходной базы, развития инициативы на всех уровнях бюджетной системы [4].
Однако сложившаяся в республике система межбюджетных отношений противоречила политике федерального центра, предполагавшей концентрацию налогов в центральном бюджете и закрепление соответствующих расходных полномочий за различными уровнями бюджетной системы. Поэтому с 2005 г. руководство региона начало строить политику в области межбюджетных отношений таким образом, чтобы сохранить действующую систему, не нарушая при этом ограничений и требований федерального законодательства [4].
Под воздействием федерального центра система межбюджетных отношений, сложившаяся в республике на основе принципа самодостаточности местных бюджетов, заметно
4 См.: Указ Главы Республики Мордовия «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях» от 20 авг. 1997 г. № 92 (в настоящее время утратил силу) // Информ.-прав. обеспечение ГАРАНТ (дата обращения: 12.11.2016); Постановление Правительства Республики Мордовия «О мерах по выполнению Указа Главы Республики Мордовия от 20 августа 1997 г. № 92 "О мерах по развитию животноводства в личных подворьях"» от 3 нояб. 1997 г. № 460 // Там же.
эволюционировала в направлении трансфертизации. Региону удалось сохранить стимулирующую составляющую межбюджетных отношений. В целом система межбюджетного регулирования в регионе была приведена в соответствие с федеральными стандартами. В результате трансфертизации доходы бюджета стали в значительной степени формироваться за счет выплат из федерального бюджета, что позволило существенно увеличить поток инвестиций в экономику региона.
Описанная модель межбюджетных отношений позволила региону на фоне общего увеличения объемов межбюджетных трансфертов обеспечивать привлечение бюджетных потоков, существенно превышающих значения, первоначально планируемые региональными органами власти [5].
В настоящее время межбюджетные отношения в регионе регулируются Законом Республики Мордовия «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия» № 4-3 от 21 февраля 2008 г.5 Он определяет участников, формы регулирования межбюджетных отношений, устанавливает нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от налоговых доходов, а также регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере выравнивания бюджетной обеспеченности поселений.
Проведенные исследования позволяют констатировать, что в системе межбюджетных отношений большое значение имеет вопрос предоставления финансовой помощи регионам, доходы которых в значительной степени формируются не за счет собственных налоговых и неналоговых доходов, а за счет безвозмездных поступлений в форме межбюджетных трансфертов6. Анализ развития этого процесса показывает, что размер финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета, во многом определяет приоритеты финансового обеспечения социально-экономического развития региона (табл. 1).
5 См.: Закон Республики Мордовия «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия» № 4-3 от 21 февр. 2008 г. // Там же.
6 См.: Ерошкина Л.А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. 2012. № 7. С. 10—14.
Таблица 1
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета в республиканский бюджет Республики Мордовия, тыс. руб.7
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 5 570 958.4 5 443 055.2 5 793 869.4 5 379 313.5 5 172 846.6
В том числе: — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 3 390 491.4 4 670 164.9 5 240 439.8 4 577 971.7 4 330 989.5
— дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 2 180 467.0 772 890.3 553 429.6 801 341.8 841 857.1
Субсидии (межбюджетные субсидии) 9 134 360.7 13 269 764.7 7 345 641.2 4 391 343.7 4 596 175.5
Субвенции 2 521 482.0 2 006 112.0 1 686 281.1 1 489 821.6 1 630 285.5
Иные межбюджетные трансферты 168 518.5 775 857.4 727 111.6 219 212.6 1 634 735.8
Межбюджетные трансферты, всего 17 395 319.6 21 494 789.3 15 552 903.3 11 479 691.4 13 034 043.4
Из табл. 1 видно, что наиболее заметные изменения произошли в тренде субсидий. За анализируемый период они уменьшились почти в два раза (на 49,6 %), хотя в 2012 г. субсидии имели более чем 45,0 % рост по сравнению с показателями 2011 г. Этот рост связан с увеличением объема субсидий на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Мордовии (объекты капитального строительства муниципальных образований) в связи с проведением в 2012 г. мероприятий, приуроченных к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. При этом
7 Все таблицы, представленные в статье, составлены по официальным данным Министерства финансов Республики Мордовия. URL: http://www. minfinrm.ru/ (дата обращения: 23.01.2017).
в рамках представленного в табл. 1 периода наблюдается сокращение объема поступающих дотаций в основном за счет уменьшения их абсолютной величины на 7,0 %.
Также наблюдалось увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 27,0 %, а дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов уменьшились на 61,0 %. Что касается субвенций, то за анализируемый период они уменьшились на 35,0 %, при этом их сокращение происходило ежегодно. В основном это снижение обусловлено сокращением поступления субвенций на реализацию государственных полномочий по осуществлению социальных выплат безработным гражданам в рамках разграничения бюджетных полномочий, а также уменьшением субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
Поступление иных межбюджетных трансфертов в республиканский бюджет за исследуемый период увеличилось на 30,1 %. Заметное их увеличение произошло в 2012 г., что также связано с проведением мероприятий, относящихся к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. В то же время отмечается значительное сокращение поступления трансфертов в 2014 г. по сравнению с уровнем 2013 г., обусловленное тем, что в 2013 г. были выделены средства на реализацию мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации, связанных с проектно-изыскательскими работами для строительства стадиона, в сумме 560 млн руб. Заметный рост поступления трансфертов в 2015 г. объясняется тем, что поступали значительные средства на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного строительства [6].
Общая сумма межбюджетных трансфертов, предоставленных региону за анализируемый период, снижалась, кроме 2012 г., когда она увеличилась на 23,0 % за счет повышения субсидий и существенного роста иных межбюджетных трансфертов. В 2013 г. поступление межбюджетных трансфертов сократилось на 27,0 %, в 2014 г. — еще на 26,0 %. В рамках исследуемого периода объем полученных межбюджетных трансфертов уменьшился на 25,0 %, что соответствует общему тренду поступления всех видов трансфертов, особенно субсидий.
Структура финансовой помощи, предоставляемой Республике Мордовия из федерального бюджета, за исследуемый период характеризуется весьма очевидными изменениями составляющих ее статей (рисунок).
120,0--
0Л 3,® 4,7 1,9
«--м----- ■-г— "
80,0
60,0
40,0
20,0----- цуМ- Г - :39,7|-
0,0 -|-^-^-^-^-_
2011 г. 2012 г, 2013 г. 2014 г. 2Я15 г.
□ Иные межбюджетные трансферты
□ Субвенции
□ Субсидии (межбюджетные субсидии)
□Дотации бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований
Рисунок. Динамика, структуры межбюджетных трансфертов, выделяемых республиканскому бюджету Республики Мордовия в 2011—2015 гг., |Р
Из рисунка видно, что в 2011 г. наибольший удельный вес в общем объеме межбюджетных трансфертов имели субсидии (52,5 %). На втором месте находятся дотации (32,0 %), на третьем — субвенции (14,5 р). В 2012 г. ситуация была аналогичной. В 2013 г. наблюдается уменьшение доли субсидий (47,2 %) и увеличение доли дотаций (37,3 %). В 2014 г. первое место уже занимали дотации (46,9 %), второе — субсидии (38,3 %), третье — субвенции (13,0 '%). Уменьшение доли субсидий связано с тем, что их абсолютная величина сократилась за анализируемый период в большей степени, чем величина дотаций. Иные межбюджетные трансферты в течение всего периода находятся на пятом месте, их удельный вес не превышает 5,0 Щ, за исключением показателей 2015 г. Таким образом, для обеспечения социально-экономического развития региона важное значение
8 Рисунок составлен по официальным данным Министерства финансов Республики Мордовия,
о л
4,7
1,9
14,5
ЬйЯ
и
ям
61,7
&5,3
10,9
47,2
I Ш§?
13,0
38,3
•А,
12,5-
12,5
НЙй
шшш
имеют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, узкоцелевые субсидии [6].
В рамках оценки эффективности межбюджетных отношений по предоставлению финансовой помощи Республике Мордовия целесообразно обратиться к анализу динамики их базовых показателей (табл. 2). Как видно из табл. 2, доля межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов бюджета с 2012 г. уменьшается, т. е. бюджет региона за последние годы стал менее зависимым от финансовой помощи федерального бюджета. В соответствии с государственной программой «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» значение этого показателя должно быть не ниже 20,0 %9. Высокие значения такого показателя свидетельствуют о неустойчивости собственной доходной базы субъектов Федерации, ее значительной зависимости от внутренних факторов, определяющих состояние экономики региона10. В рамках исследуемого периода этот показатель по республике имеет пока высокое значение: в 2014 г. — 26,0 %, в 2015 г. — 31,3 %.
Доля дотаций в объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации с 2012 г. увеличивается. Если в 2012 г. она составляла 25,3 %, то в 2014 г. — 46,9 %. Целевое значение этого показателя в соответствии с государственной программой должно составлять к 2020 г. не менее 45,0 %. В Республике Мордовия такое условие выполнено уже в 2014 г. Рост удельного веса дотаций в объеме межбюджетных трансфертов позволяет говорить о последовательном увеличении финансовой независимости, так как дотации имеют нецелевой характер и по ним не закреплены конкретные условия и направления их использования.
9 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации"» от 15 апр. 2014 г. № 310 (в настоящее время утратило силу) // Справ.-прав, система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.2016).
10 См.: Сенчагов В.К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 384 с.
Таблица 2
Показатели эффективности межбюджетных отношений в Республике Мордовия
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, тыс. руб. 17 395 319,6 21 494 789,3 15 552 903,3 11 479 691,4 13 034 043,4
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций), тыс. руб. 14 873 837,6 19 488 677,3 13 866 622,2 9 989 869,8 11 403 757,9
Собственные доходы консолидированного бюджета, тыс. руб. 31 327 829,3 38 857 284,5 34 929 703,0 38 386 497,2 36 433 693,3
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, тыс. руб. 5 570 958,4 5 443 055,2 5 793 869,4 5 379 313,5 5 172 846,6
Доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, % 47,5 50,1 39,7 26,0 31,3
Доля дотаций в объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, % 32,0 25,3 37,3 46,9 39,7
"О
и т 3 о а о Ьа О т
Обсуждение и заключения. В условиях нестабильной экономики в республике наблюдались увеличение размера межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональному бюджету, и рост их доли в объеме собственных доходов, при этом абсолютная величина собственных доходов уменьшилась. Это подтверждает положение о том, что циклические колебания в развитии экономики страны в большей степени отражаются на бюджетах территорий, а не на федеральном бюджете.
Одной из главных проблем межбюджетных отношений в Мордовии является достаточно высокая финансовая зависимость региона от федерального бюджета. Для ее решения необходимо проведение мер по укреплению финансовой самостоятельности региона, созданию стимулов для поиска собственных источников доходов и финансирования бюджетов на региональном уровне, расширению полномочий региональных органов власти в области управления собственной доходной базой. Наряду с этим, отметим, что широкий спектр предоставляемых субсидий приводит к снижению эффективности их использования. Для устранения этой проблемы требуется их консолидация.
Современная государственная политика в области межбюджетных отношений должна быть направлена на создание эффективных инструментов наращивания собственных доходов регионов, разработку механизмов повышения ответственности региональных властей за эффективное использование финансовой помощи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
1. Громова Н.М., Михалкина Т.К. Формирование межбюджетных отношений на региональном уровне // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 5. С. 46—50. URL: https://www. applied-research.ru/ru/article/view?id=150 (дата обращения: 23.12.2016).
2. Самойлова С.С., Шепелев О.М. Межбюджетные отношения как инструмент регулирования развития территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 274—277. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-kak-instrument-regulirovaniya-razvitiya-territoriy (дата обращения: 23.12.2016).
3. Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1. С. 115—131. URL: http://esc.vscc. ac.ru/article/184 (дата обращения: 23.12.2016).
4. Артемьева С.С. Исторические аспекты развития межбюджетных отношений в Российской Федерации и Республике Мордовия // Экономическая история. 2011. № 3. С. 56—64. URL: http://www.isi.mrsu.ru/journals/ economic_history/files/econ_hist_201 l_3.pdf (дата обращения: 06.01.2017).
5. Морган Б.Г., Самойлова С.С., Федорова А.Ю. Современные тенденции формирования межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджетов РФ // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3. С. 117—121. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-formirovaniya-mezhbyudzhetnyh-transfertov-v-strukture-dohodov-byudzhetov-rf (дата обращения: 18.02.2017).
6. Бусалова С.Г., Филичкина Ю.Ю. Исследование механизма межбюджетных отношений в Республике Мордовии // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 10. С. 73—90. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2015-10/5-busalova-filichkina.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
Заявленный вклад авторов:
ГУДОВ Михаил Михайлович — научное руководство, критический анализ материалов по исследуемой проблеме и выводы.
МАКЕЙКИНА Светлана Михайловна — подготовка первоначального проекта текста статьи и его доработка, комплексный анализ реализации практических аспектов межбюджетных отношений в Республике Мордовия.
ГУДОВ Андрей Михайлович — поиск аналитических материалов в официальных источниках и их обработка, составление наглядного материала.
Для цитирования: Гудов М.М., Макейкина С.М., Гудов A.M. Развитие межбюджетных отношений в контексте финансового обеспечения региона // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 2. С. 172—186.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
М. М. GUDOV, S. М. MAKEIKINA, А. М. GUDOV.
DEVELOPMENT OF INTER-BUDGET RELATIONS IN THE CONTEXT OF FINANCIAL SUPPORT OF A REGION
Keywords: region; grants; inter-budget relations; inter-budget transfers; subsidies; subventions; financial dependence; financial aid; regional budget
Introduction: under the current conditions, the role of inter-budget relations has been increasing in the context of ensuring sustainable socioeconomic development of territories. Inter-budget relations provide the level of the minimum social standards and a decent standard of living guaranteed to every citizen. Through the mechanisms of financial assistance to regional and local budgets, inter-budget relations help to ensure balanced budget system and fiscal capacity. The Russian system of inter-budget relations is characterized by significant financial dependence of regional and local budgets upon federal budgets, by excessive centralization of revenues and
by insufficient tax potential of the constituent entities and municipalities. In this regard, there is a need to study the system of inter-budget relations in the context of strengthening the financial capacity of the regions to achieve sustainable socio-economic development of a region and to develop new mechanisms encouraging the regional authorities to replenish their own revenue base.
Materials and Methods: the research is based on the official data of the Ministry of Finance of the Republic of Mordovia, normative legal acts of the Republic of Mordovia, the Budget Code of the Russian Federation, as well as on methodical and practical aspects of implementation of inter-budget relations through the provision of financial aid to the regions. The following general scientific methods made up the methodological basis of the research: analysis and synthesis, generalization, systematic approach, observation and collection of facts from official sources.
Results: the increased rate of inter-budget transfers provided to the budget of a region together with the growth of their share in the own revenues indicate that cyclical fluctuations in the economy to a greater extent impact regional budgets. This determines the need for measures to strengthen the financial independence of the region, for creation of incentives to find their own sources of revenues and fund budgets at the regional level, for empowerment of regional authorities to manage their own revenue base.
Discussion and Conclusions: the current state of the inter-budget relations between the Federal Center and the Republic of Mordovia was analyzed; recommendations for strengthening financial independence of the region aimed at creating incentives to search for its own sources of revenues were formulated.
REFERENCES
1. Gromova N.M., Mikhalkina T.K. [Formation of inter-budget relations at the regional level], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij = International journal of applied and fundamental research, 2009; 5:46—50, Available from: https://www.applied-research.ru/ru/article/ view?id=150 (accessed 23.12.2016). (In Russ.)
2. Samoylova S.S., Shepelev O.M. [Interbudgetary relations as instrument of regulation development of territories], Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy = Social and economic phenomena and processes, 2012; 12:274— 277, Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-kak-instrument-regulirovaniya-razvitiya-territoriy (accessed 23.12.2016). (In Russ.)
3. Avetisian I.A. [Fiscal federalism and inter-budget relations in the Russian Federation], Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz = Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2011; 1:115—131, Available from: http://esc.vscc.ac.ru/article/184 (accessed 23.12.2016). (In Russ.)
4. Artemyeva S.S. [History aspects of the development budgetary relations in Russian Federation and Republic Mordovia], Jekonomicheskaja istorija =
Economic History. 2011; 3:56—64. Available from: http://www.isi.mrsu.ru/ journals/economic_history/files/econ_hist_201 l_3.pdf (accessed 06.01.2017). (In Russ.)
5. Morgan B.G., Samoylova S.S., Fedorova A.Yu. [Current trends of formation of the interbudgetary transfers in structure of the income of budgets of the Russian Federation], Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy = Social and economic phenomena and processes. 2013; 3:117—121. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-formirovaniya-mezhbyudzhetnyh-transfertov-v-strukture-dohodov-byudzhetov-rf (accessed 18.02.2017). (In Russ.)
6. Busalova S.G., Filichkina Yu.Yu. [A study of the mechanism of interbudgetary relations in the Republic of Mordovia], Jekonomika: vchera, segodnja, zavtra = Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2015; 10:73—90, Available from: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2015-10/5-busalova-filichkina.pdf (accessed 20.02.2017). (In Russ.)
Contribution of the authors:
Mikhail M. Gudov — academic advising, critical evaluation of the materials on the research issues and conclusions.
Svetlana M. Makeikina — preparation of the initial draft text of the article and its revision, a comprehensive analysis of implementation of practical aspects of the inter-budget relations in the Republic of Mordovia.
Andrei M. Gudov — search for analytical materials in official sources and processing them, preparation of visual materials.
About the authors:
Mikhail M. Gudov, Candidate of Economic Sciences, Professor at the Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University (68 Bolshevistskaya St., Saransk, 430005, Russia) (e-mail: [email protected]). ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8798-883X
Svetlana M. Makeikina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University (68 Bolshevistskaya St., Saransk, 430005, Russia) (e-mail: [email protected]). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9870-2793
Andrei M. Gudov, Postgraduate at the Department of Organization Management, National Research Mordovia State University (68 Bolshevistskaya St., Saransk, 430005, Russia) (e-mail: [email protected]). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0600-9957
For citation: Gudov M.M., Makeikina S.M., Gudov A.M. [Development of Inter-Budget Relations in the Context of Financial Support of a Region], REGIONOLOGIYA = REGIONOLOGY, 2017; 2(25):172—186,
All authors have read and approved the final manuscript.
nocTynnjia/Submitted 01.03.2017.