Научная статья на тему 'Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Республики Тыва и Краснодарского края'

Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Республики Тыва и Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туризм / социома / социальная матрица / психология туризма / психологический климат / экономика туризма / Республика Тыва / Краснодарский край. / tourism / socioma / social matrix / psychology of tourism / psychological climate / economics of tourism / Republic of Tyva / Krasnodar Territory

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бражников Александр Евгеньевич, Панушкин Владимир Георгиевич

Статья описывает ход и результаты десятилетнего исследования средствами социоматического анализа, позволяющего сравнивать психологический климат очень разных социальных групп, партий, территорий. В статье рассказывается о возможностях применения этого метода для решения задач туристического бизнеса через сравнение психологического климата очень разных по своим традициям регионов России – Республики Тыва и Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бражников Александр Евгеньевич, Панушкин Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of methods for monitoring and evaluating the tourism potential of the Republic of Tyva and Krasnodar Krai

The article describes the course and results of a ten-year study with help of sociometric analysis, which allows comparing the psychological climate of very different social groups, parties, territories. The article describes the possibilities of using this method to solve the problems of the tourism business by comparing the psychological climate of the regions of Russia, which are very different in their traditions – the Republic of Tyva and the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Республики Тыва и Краснодарского края»

Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Республики Тыва и Краснодарского края

см о см

О!

Бражников Александр Евгеньевич

исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блок-чейна (РАКИБ), brazhnikov@racib.com

Панушкин Владимир Георгиевич

директор Центра социальных матричных технологий «Социома», sociomas@yandex.ru

Статья описывает ход и результаты десятилетнего исследования средствами социоматического анализа, позволяющего сравнивать психологический климат очень разных социальных групп, партий, территорий. В статье рассказывается о возможностях применения этого метода для решения задач туристического бизнеса через сравнение психологического климата очень разных по своим традициям регионов России - Республики Тыва и Краснодарского края.

Ключевые слова: туризм, социома, социальная матрица, психология туризма, психологический климат, экономика туризма, Республика Тыва, Краснодарский край.

о ш т х

Современная география, благодаря работам таких специалистов как Абрамян М.А.[1], Алейникова Г.М.[2], Бурылова Л.Г. [6], Амирха-нов М.М.[3], Басанца Л.П.[4] и многих других, раскрывает богатство и разнообразие нашей Родины, привлекая внимание, как опытных путешественников, так и любителей познавать мир.

В работах Джанджугазовой Е.А. [7], Долганова М.В.[8], Кружа-лина К. В. [9] и ряда других авторов дается детальная оценка рекреационного потенциала России для развития внутреннего и международного туризма, даются оценки социально-экономических аспектов развития промышленного, экологического, медицинского и других направлений туризма в регионах.

По итогам ушедшего 2023 года журнал "Отдых в России" совместно с Центром информационных коммуникаций "Рейтинг" провели ежегодное исследование, посвященное развитию туризма в России и привлекательности регионов для туристов. Итогом проделанной работы стал рейтинг всех регионов нашей страны по уровню развития туристических услуг в каждом из них.

Для составления рейтинга были взяты статистические данные государственной статистики, комментарии экспертов и обзорные публикации в СМИ. Предполагалось, что все первичные материалы, дополняя друг друга, должны дать объективную картину развития туризма в каждом из российских регионов.

В 2023 году при составлении названного рейтинга критериями развитости туристической сферы в регионах были:

1. Уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры.

2. Доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона.

3. Развитие санаторно-курортной отрасли региона.

4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней.

5. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.

6. Туристская уникальность и привлекательность региона.

7. Уровень преступности в регионе: количество совершенных преступлений на 100 тысяч населения региона.

8. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе.

9. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: публикации и сообщения в СМИ, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, с упоминанием региона.

10. Туристский поток: общее количество туристских поездок, совершенных российскими и иностранными туристами, в регион.

Подробнее с содержанием рейтинга, его критериями, особенностями его построения и детальными результатами можно познакомиться непосредственно на его сайте [10].

Таблица 1

Обобщенные результаты сводного туристического рейтинга

<

т о х

X

№ пп Наименование субъекта РФ Баллы

1 Город федерального значения Москва 110,2

2 Московская область 108,3

3 Краснодарский край 108,1

4 Город федерального значения Санкт-Петербург 107,2

5 Республика Крым 101,1

50 Рязанская область 54,6

51 Мурманская область 54,3

52 Ульяновская область 53,6

53 Архангельская область 52,9

54 Брянская область 52,7

55 Новгородская область 52,2

80 Республика Калмыкия 20,2

81 Республика Ингушетия 19,2

82 Чукотский автономный округ 16,8

83 Ненецкий автономный округ 15,6

84 Республика Тыва 14,3

85 Еврейская автономная область 13,3

Созданный рейтинг стал важным ориентиром для всей туристической отрасли России. Но, нам думается, что в списке критериев упущен один крайне важный критерий - текущий психологический климат региона.

Но, как посчитать эти самые психологические критерии и характеристики. Ведь при всем своем опыте современная психология и социология, оценив результаты туристического сезона прошлого июля, смогут дать результаты только в сентябре-октябре - в тот момент, когда от июля уже и мусора от туристов не осталось.

Описание методики

Чтобы попытаться решить возникшую проблему, мы решили воспользоваться методом социоматического анализа, предложенного в 2010 году российским психологом и маркетологом Панушки-ным В.Г. [13]

Разработанная им методика оценки психологического состояния любой социальной ситуации, религии, группы, партии, персоны, региона или страны мира основана на авторском понимании социальной матрицы (Социомы). В своих работах, рассуждая о понятии свобода, автор исходит из представления о том, что ее ощущение всегда связано с осознанием собственных возможностей в условиях существующих необходимостей. Каждая ситуация условна, но и каждое условие ситуативно. Хочешь изменить ситуацию - измени ее условия.

Эти рассуждения позволили автору построить матрицу, состоящую из двух перпендикулярных осей, где вертикальная ось включает в себя весь диапазон собственных желаний от «Я хочу все» до «Я не хочу ничего». А горизонтальная ось - весь спектр возможностей окружающий от «Они могут все» до «Они не могут ничего».

Теперь, если внимательно вдуматься в психологический смыл каждого из четырех полученных секторов, мы увидим четыре главных, базовых стиля отношений. Хочется сказать «человеческих», но эти отношения характерны для всего живого мира - все живое тоже всегда существуют в космосе этих координат.

1. «Я хочу все» - «Они могут все» - сектор религиозно-психологических отношений, где главными базовыми понятиями становятся счастье и понятость. В этом секторе «Они» всегда готовы нас поддержать, понять и помочь.

2. «Они могут все» - «Я не хочу ничего» - сектор жесткого административного контроля и принуждения с их стороны. Это сектор правил, где базовыми понятиями становятся контроль, принуждение и даже уничтожение. Ведь если я не хочу ничего, то я не хочу и «Их» существования, чего «Они» не могут допустить никогда.

3. «Я не хочу ничего» - «Они не могут ничего» - это самый тяжелый и трагичный сектор, сравнимый только с самым страшным сном ужасов, когда кто-то попадает в беду, а ты никак, даже в своих сопереживаниях, не способен ему помочь. Трагедия неизбежна. Это сектор родовых отношений, где мать всегда с трепетом, любовью и страхом смотрит на ребенка. Базовое понятие этого сектора - горе.

4. «Я хочу все» - «Они не могут ничего» - это сектор коммерческих отношений, сектор, где мне продают свои возможности, а я

готов рассмотреть условия, на которых я готов «Им» заплатить за их услуги. Базовые понятие этого сектора - обмен и взаимодействие.

Получив, таким образом, первые четыре базовых стиля отношений и найдя им словесное обозначение, автор рассмотрел все возможные варианты их парных перестановок, получив уже 16 понятий, которые также были перелинкованы друг с другом, и была получена матрица из 256 ячеек. Эту матрицу автор назвал Социомой - социальной матрицей. Ведь каждая ее ячейка - это отношения, смысл которых только у человека получил словесное звуковое обозначение.

Получив матрицу из 256 ячеек и подобрав к каждой ячейке адекватное слово, обозначающее отношения именно этой ячейки, автор под каждое из них подобрал все возможные синонимы, слова похожие и близкие по смыслу, а также слова, чаще всего употребляемые вместе с каждым из 256 базовым словом во всех формах их произнесения и использования. Также в зависимости от стиля и характера отношений автор включил в Социому ненормативную лексику и известные ему жаргонизмы также во всех их формах.

Вся эта работа заняла больше 2-х лет. Но зато Социома стала обладать словарем, включающим около 50 тысяч слов активного русского разговорного языка, что вполне сопоставимо с разговорной речью обычного россиянина со средним образованием. Однако, Соци-ома не способна пока оценить образную или иносказательную речь художественных текстов.

Главная мысль, которой придерживается автор методики, состоит в том, что никакое слово не может быть «изобретено» спонтанно, не будучи жестко зафиксированным в социально-психологическом пространстве Социомы совершенно определенными отношениями, репертуаром их ролей, ритуалов и традиций, созданных этносом в течение всех тысячелетий своего существования.

Эта идея в дальнейшем была реализована в виде специально созданного сайта на домене Socioma.RU, который в течение 10 лет выполнял роль социологического инструмента по фиксированию текущей информации из широкого спектра новостных лент СМИ, политических партий, религиозных течений, страниц политических лидеров, отдельных персон, областей и регионов России и всего мира. За 10 лет исследований с октября 2013 по конец декабря 2023 года был получен обширный материал.

Благодаря А.Е.Бражникову [5] с методикой удалось познакомить представителей кафедры психологии РГСУ, которые выразили очень большую заинтересованность в ее развитии и помогли в использовании ее возможностей при написании двух магистерских диссертаций. Для одной из них Социома была специально переведена на арабский язык, чтобы иметь возможность оценить динамику психологического климата в Сирии в периоды войны и послевоенного восстановления. Обе работы получили максимальные оценки во время их защиты.

Кроме того, также усилиями Бражникова А.Е. была разработана методика прогноза динамики криптовалют на основе оценки психологического климата крипторынка. Эти прогнозы регулярно публикуются в открытом доступе в интернет-ресурсах РАКИБ [11, 12].

Для оценки Социомы каждого исследуемого текста были разработаны и использованы специальные коэффициенты.

1. Дискретность по каждому из четырех секторов Социомы -количество ячеек отдельного сектора матрицы, имеющих значения выше 0;

2. Напряженность - сумма значений всех по каждому сектору матрицы.

3. Специальные коэффициенты, смысл которых легко понять из их названий.

Чтобы было проще понимать последующие рассуждения, приведем пример Социомы Джульетты. Для оценки степени эмоциональной близости двух человек автор методики взял трагедию В.Шекспира «Ромео и Джульетта». Выделив только тексты каждого из главных героев и проанализировав их с помощью Социомы, автор получил корреляции текстов со значениями 0,65. Этот показатель доста-

X X О го А С.

X

го т

о

ю

2 О

м ■р»

точно высок, если учесть, что были взяты все тексты Ромео и Джульетты, не выделяя отдельно тексты сцен их общения с другими персонажами пьесы.

Обмен

0 9 04] 0.2 0 1 7Т 01 0 1 0 1 оТ 0 1 0.1 07 - 04

04 О.У 0 1 ол 0 1 04 О.Э ОЛ 0 1 0.Э 07] 04 04

07 0 1 0.1 0 1 ¡5 0 1 ОЛ 02 02 07 04] 07 ■ -

~7 0.2 О.Э 07 ш 04 о.э 02 0 1 07 07] ОЛ 07

77 0.1| 04 02 07 02 " 0.1 0 1 07 07

О 1 0.1! 0 1 0 1 02 ¡1 02 ч о7 07 07 Г]] 07 07

0 1 0.11 00 0.1 02 02 0.1 0.1 0.1 0.1 з 0.1 0.1

о7 0 1 0 1 02 3 04 ¡3 оТ

В В № ВЬ В В1А В)

0.2 о7 3 о7 02 3 0.) 07 07 0.1 ¡3 0 1 01

0 7 02 ¡3 0.) 0* 3 02 о7 02 07 0.1 0.1 з 0.1 0.1

О 1 0.1 0.11 о.э 0 6 ¡3 02 ОЛ о.э 0 1 0 1 з оо оо

02 ч 02 0.1 0.1 0 1 з 0.1 ч 0.1

0.2 ОЛ|

о.э 0 1] 0.1 0.1 ¡3 02 0 1 ч 0.1 00 0 1 з ч 0.1 о.э _

2 0.5 0 1 ч 0 1 2 0 1 0 1 00 00 0 1 з 07 0.1 -

_ 07] 0 1 0 1 011 о7 0.1 07] 07 07

Ожидания

Описание исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы внимательнее рассмотреть особенности психологического климата различных регионов, мы взяли результаты ежедневных срезов двух крайних в представленном выше рейтинге областей России - Республика Тыва и Краснодарского края.

Несмотря на огромные расстояния между этими двумя регионами, невероятной этнической самобытностью каждого из них, их роднит одно - в каждом живут люди, заинтересованные в привлечении новых туристов, готовые с ними поделиться своей культурой и традициями.

На представленном ниже рисунке отражены итоговые матрицы Республики Тыва и Краснодарского края за 31 декабря 2023 год.

Конечно, в течение года ежедневно эти матрицы меняются в каждом регионе в зависимости от характера и активности новостей, транслируемых их СМИ. Однако, как ни странно, обе Социомы очень похожи друг на друга. Рассмотрим детальнее динамику их коэффициентов за все 10 лет наблюдений.

Состояние Принуждение

Рисунок 1. Общий вид Социомы (социальной матрицы) Джульетты.

Республика Тыва

Краснодарский край

адж а, 195 0Д01 0,128 ад и ад® 0..233 адбб 0Д46 0Д38 адоб а,1ЕЗ 0.394 0,195 а,119 адв4 0.23 а дтя 0,151 0ХВ4 0706 ад19 0,161 0.104 0.113 0.169 0347 0705 0353 0.166 0.178 0.150

адбЕ адзз 0,165 0.736 азта 0.248 ад73 07Д5 01365 одзэ 0.349 0.704 0.711 адоа 0Д35 адта о.таз 0Д71 0,197 0,150 0.22В 0.364 а171 0,106 0.242 0313 а.324 0,193 0,133 0Д36 0.7СК 0,156

адт 0,176 а, 1ьз 0,146 ак7 а, 122 ада 0.760 0Д22 адва а,17б 0717 0Д62 0Д9Е адзз а,12в 0.712 0,157 0,154 0,105 0,192 а,1£2 0,163 ОД 18 0.727 0.375 0,168 Ч 0,124 0,150 0,129 ад2 0,166

од« адьг 0,117 адгз 0,125 0,193 0,183 0,173 0,168 а, 187 0,140 а,1зв 0,115 0,105 0О91 0,149 0,136 0,126 0,172 0.763 0.706 0.794 0.703 0,172 0,191 а 171 0,145 0.072 0Л99 0,116 0,11 0,137

сиза адб£ а,1э9 о,1яг а.765 0713 аД54 агтл а. 125 а 193 аи7 ОЛ53 0.Л41 а.азЕ ода анз СД71 Ч 0,183 Ч 0,159 0,198 0,467 ад4б ат 0,156 а,151 а 173 аю5 ОД44 0,065 адб5 0Д1 0,0£Е

ада1 а 1бз 0,176 0,165 0Д04 а, 186 0,133 а,1за 0,114 адб4 а,118 ошв алба 0,066 0X185 0,153 ОД 12 Ч 0,136 Ч 0,145 0,199 0.-238 0Д22 0.-114 Ц.172 а,1ш адов ч а.ш7 О^КЙ а, из 0,134 0,Ю7 0,094

0,055 0,131 ОД« 0,192 а. 127 0,120 0,105 аде-э 0,157 а, 125 0Д26 адоа 0.Я72 ОуСИЗ 0О5Й а1зз 0Д70 ч 0,157 Ч адтб 0,166 а,150 ада! 0,140 0.ХВ8 адбз 0.ХВ8 0,185 О.Л7Е 0,123 0,126 0.06, 0.Л7

аиз 0Д4Й 0,401 0и3241 а. 125 0,177 0,14« а151 аи7 а 172 0Д52 0Д37 0,133 ОЛТ6 0.Л72 ада а,128 Ч 0,222 ч 0474! адза адев 0Д24 0..261 0Д09 0,101 0,15- 0Д55 0Д19 0,143 0,098 о,анЕ 0Ю77

0,193 ОД74 0,610 а.39& 0,133 0,141 ад и ОД27 ОДЩ 0339 0,421 0413 0.324 а,189 адэа 0,132 0,169 0Д29 01575 0.819 адтч 0,192 0Д28 0Д81 0,195 0Д85 0,412 0.381 0-289 0,156 0.140 а,1ог

а,1ят адзз адзд 0.3« ад» 0,183 0,199 адяз 0.526 0387 ад«2 адзз 0Д91 0Д66 0..234. адл 0,122 адто ад£1 ад 16 адзз 0,189 0709 адто 0,404 0,419 а.274 ОД72 0.723 0.303 0,146 074

0Д77 0.7« О.ЗЕа 0,473 0,483 0,523 а,1£4 ад71 0702 0Д23 0Д31 0,416 0.773 0,137 0Д71 одн 0,125 0,132 0775 0.480 ад14 0,4£2 а171 0,192 0,177 0,188 одев 0.736 ОДьЕ а,ав9 ОД 10 0,138

ад91 а.210 одеж 0.568 1.1ХЮ 0379 ам5 0,107 0,157 0,115 адбв ад2а 0Д40 ООТ1 оотз ад 18 0,133 0,174 одет 0.505 1.135 0,407 0,155 0,132 0,140 0,101 0.707 0,473 0,193 0,066 0Д51 0,102

0223 а дез 0,170 одна 0,402 ад 15 адээ а, 120 0,13В ада а,1Э9 0.792 07® 0,124 0.064 0,083 0,136 адг7 аде« адаз 0и367 азы ОД 10 адаэ адаз 0,109 1 а 179 0318 ад9б а. 124 0,043 а,о*з

а,ан5 О.Ш4 ОЛ62 0,031 а,1зв 0,125 0,126 а,12я 0,121 0,120 0,145 адбв а.176 а,1В2 а 1*4 а,анз СД10 0,106 0,1141 0,069 0,080 0,152 0Д39 ад и 0Д19 0,146 0,164 адаз адзе 0205 0.СК5 0Л4

1.117 смзэб 0..033 0О7а ашз 0,071 0О91 0,057 а,о&& о,12а 0О7Я ада? 0,120 ад9а адаз 0,138 0,133 а,139 адбб 0ц067 а.лвз 0^385 0,127 ахкв 0.Л87 0,189 а. 127 а 176 ад 15 а,18а 0,13* а,134

одб4 ожй 0,062 0,082 ОД 10 0,111 0,101 0,079 0,101 а.озе 0,131 0,104 а 166 0,106 0,152 0.705 0,405 ч 0,150 ч 0,133 0Д77 0076 0,073 0,0в4 ОШЗ ОД 13 а 168 0Д31 а, 1« адза 0,121 0,124 ад 14

Рисунок 2. Средние значения Социом Республики Тыва и Краснодарского края за 2023 год

см о см

О!

О Ш

т

X

3

<

т о х

X

Результаты исследования

Исследование было начато 20 октября 2013 года и завершено 31 декабря 2023 года. Все собранные данные за все годы хранились и обрабатывались автоматически по единому алгоритму средствами таблиц MS Ежзсе1.

Рассмотрим динамику основных коэффициентов Социомы Республики Тыва и Краснодарского края за все 10 лет исследований.

Таблица 2

Динамика коэффициентов Социомы Республики Тыва и Краснодарского края в 2014 году

Таблица 3

Динамика коэффициентов Социомы Республики Тыва и Краснодарского края в 2015 году

Республика Тыва

Краснодарский край

Краснодарский краб 2015. Смысловаядыск|

to о

to ■p»

Таблица 8

Динамика коэффициентов Социомы Республики Тыва и Краснодарского края в 2020 году

Таблица 9

Динамика коэффициентов Социомы Республики Тыва и Краснодарского края в 2021 году

Таблица 10

Динамика коэффициентов Социомы Республики Тыва и Краснодарского края в 2022 году

Республика Тыва

Краснодарский край

Республика Тыв-а 2022 См 1

Краснодарский край 2022 Смь

Таблица 11

Динамика коэффициентов Социомы Республики Тыва и Краснодарского края в 2023 году

Обобщения и выводы

Внимательно рассматривая и анализируя представленные выше диаграммы и графики, можно заметить ряд важных различий психологического климата Республики Тыва и Краснодарского края.

По динамике дискретности и напряженности можно заметить, что коэффициент Принуждение часто играет важную роль в структурировании ситуации. При этом, в диаграмма Республики Тыва значения эти показателей выше, чем в Краснодарском крае. Возможно, это говорит о том, что в республике придают более высокое значение необходимости контроля и управления ситуацией в регионе.

Интересно заметить, что с началом украинского кризиса в 2014 году многие показатели обоих регионов стали ярко проявлять сильную неустойчивость и широкий диапазон колебаний. Особенно это заметно по графикам Республики Тыва. При этом, на диаграммах 2016 года очень хорошо видно, как в обоих регионах ярко проявил себя коэффициент Запрос на справедливость. Это важно заметить потому, что трагедия, постигшая соседнюю страну реально задела все области России.

К 2019 году яркий эмоциональный всплеск в Краснодарском крае значительно стих и психологический фон заметно выровнялся, в то время, как в Республике Тыва он испытывал сильные перепады до конца 2023 года.

Обобщая полученные результаты, можно сформулировать следующие выводы:

1. Психологический климат играет важную роль в формировании состояния того или иного региона. Не учитывать этот фактор в оценке туристической привлекательности региона - большое упущение, способное сильно затруднить работу по привлечению туристического потока.

2. Метод социоматического анализа позволяет детально взглянуть на психологический климат региона и своевременно принять необходимые меры для его стабилизации.

Литература

1. Абрамян М.А. Значение туристических ресурсов в развитии туризма / М.А. Абрамян // Молодой ученый. — 2011. — №6. - Т.1. — С. 138-139.

2. Алейникова Г. М. Методология оценки рекреационных территорий / Г.М. Алейникова, А.Я. Бовсуновская, С.Н.Голубничая, В.Ф.Данильчук. — Донецк: ДИТБ, 2003.

3. Амирханов М.М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов // М.М. Амирханов, Н.С. Лукашина, А.П. Трунев. - М.: Экономика, 2007.

4. Басанец Л.П. Эколого-туристское районирование России: автореферат дис. ... кандидата географических наук: 25.00.36 / Ин-т географии РАН. - Москва, 2006. - 28 с.

5. Бражников А.Е., Панушкин В.Г. Оценка манипулятивных политик СМИ средствами социоматического анализа. Ученые записки Российского Государственного Социального Университета, Том 18 № 4 (153) 2019, с. 59

6. Бурылова Л. Г. Туристический потенциал регионов Российской Федерации: понятие, структура, оценка / Л.Г.Бурылова, Д.П.Голиков, В. Г. Прудский. - Пермь: ПГУ, 2005.

7. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий / Е. А. Джан-джугазова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Долганова М.В. Социально-экономические аспекты развития промышленного туризма в Брянской области // Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции. Курск, 2014. С. 235-240.

9. Кружалин К. В. Оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Сборник трудов Международной научно-практической конференции / К. В. Кружалин. — М.: МГУ, 2006.

10. Национальный туристический рейтинг -URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2023?roistat_visit= 1027609 (дата обращения: 12.07.2020)

11. Панушкин В.Г. "Макропсихология рынков", журнал "Маркетинг в России и за рубежом" 2018 № 6

12. Панушкин В.Г. "О бизнес-прогнозированиия", статья в деловом портале "Бизнес-инсайт" - февраль 2019

13. Панушкин В.Г. "Социома (социальная матрица)" монография, изд-во "Перо", М., 2018

Development of methods for monitoring and evaluating the tourism potential of the

Republic of Tyva and Krasnodar Krai. Brazhnikov A.E., Panushkin V.G.

Russian Association of Crypto Industry and Blockchain (RACIB), Center for Social Matrix

Technologies "Socioma" JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The article describes the course and results of a ten-year study with help of sociometric analysis, which allows comparing the psychological climate of very different social groups, parties, territories. The article describes the possibilities of using this method to solve the problems of the tourism business by comparing the psychological climate of the regions of Russia, which are very different in their traditions - the Republic of Tyva and the Krasnodar Territory. Keywords: tourism, socioma, social matrix, psychology of tourism, psychological climate, economics of tourism, Republic of Tyva, Krasnodar Territory.

References

1. Abramyan M.A. The Importance of Tourism Resources in Tourism Development / M.A.

Abramyan // Young Scientist. - 2011. - No. 6. - V. 1. - P. 138-139.

2. Aleinikova G.M. Methodology for Assessing Recreational Territories / G.M. Aleinikova,

A.Ya. - Donetsk: DITB, 2003.

3. Amirhanov M.M. Natural Recreational Resources, Environmental Conditions, and

Economic and Legal Status of Coastal Resorts // M.M. Amirhanov, N.S. Lukashina, A.P. Trunev. - Moscow: Economica, 2007.

4. Basanets L.P. Ecological and Tourist Zoning of Russia: Abstract of Dissertation. ... candidate

of geographical sciences: 25.00.36 / Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences. - Moscow, 2006. - 28 p.

5. Brazhnikov A.E., Panushkin V.G. Evaluation of manipulative media policies by means of

sociomatic analysis. Scientific notes of the Russian State Social University, Vol. 18 No. 4 (153) 2019, p. 59

6. Burylova L.G. Tourism potential of the regions of the Russian Federation: concept, structure,

assessment / L.G. Burylova, D.P. Golikov, V.G. Prudsky. - Perm: PSU, 2005.

7. Dzhandzhugakova E.A. Marketing of tourist territories / E.A. Dzhandzhugakova. - M .:

Publishing center "Academy", 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Dolganova M.V. Socio-economic aspects of industrial tourism development in the Bryansk

region // Strategy for the development of border territories: traditions and innovations: Proceedings of the international scientific and practical conference. Kursk, 2014. Pp. 235240.

9. Kruzhalin K. V. Assessment of the recreational potential of Russia for the development of

international tourism // Tourism and recreation: fundamental and applied research: Collection of works of the International scientific and practical conference / K. V. Kruzhalin. - M .: Moscow State University, 2006.

10. National tourism rating - URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2023?roistat_visit=1027609 (date of access: 12.07.2020)

11. Panushkin V.G. "Macropsychology of markets", journal "Marketing in Russia and Abroad"

2018 No. 6

12. Panushkin V.G. "On business forecasting", article in the business portal "Business Insight"

- February 2019

13. Panushkin V.G. "Sociomas (social matrix)" monograph, publishing house "Pero", Moscow,

2018

I I О го А J=

I ГО

m

о

го о го •рь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.