Научная статья на тему 'Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Амурской области и Краснодарского края'

Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Амурской области и Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туризм / социома / социальная матрица / психология туризма / экономика туризма / Амурская область / Краснодарский край. / tourism / sociome / social matrix / psychology of tourism / economics of tourism / Amur region / Krasnodar Territory.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бражников Александр Евгеньевич, Панушкин Владимир Георгиевич

В статье авторы раскрывают важность мало изученного и практически не используемого в современном туристическом бизнесе понятия «психологический климат региона». В эпоху жесткой экономической конкуренции и превалирующей значимости четких математически просчитываемых экономических показателей такая ситуация понятна и логична. К тому же современная психологическая наука пока не могла предложить никакого адекватного и объективного метода исследования эмоциональной ситуации на большой территории области, края, страны с представлением результатов в течение нескольких часов. В статье дается описание такого метода, доступного для использования в очень широком направлений экономических и социальноэкономических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of methods for monitoring and evaluating the tourism potential of the Amur region and Krasnodar territory

In the article, the authors reveal the importance of the little-studied and practically unused concept of "psychological climate of the region" in the modern tourism business. In an era of fierce economic competition and the prevailing importance of clear mathematically calculated economic indicators, this situation is understandable and logical. In addition, modern psychological science has not yet been able to offer any adequate and objective method of investigating the emotional situation in a large area, region, country with the presentation of results within a few hours. The article describes such a method, which is available for use in a very wide range of economic and socio-economic research.

Текст научной работы на тему «Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Амурской области и Краснодарского края»

Развитие методов мониторинга и оценки туристического потенциала Амурской области и Краснодарского края

Бражников Александр Евгеньевич

исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блок-чейна (РАКИБ), brazhnikov@racib.com

Панушкин Владимир Георгиевич

директор Центра социальных матричных технологий «Социома», sociomas@yandex.ru

В статье авторы раскрывают важность мало изученного и практически не используемого в современном туристическом бизнесе понятия «психологический климат региона». В эпоху жесткой экономической конкуренции и превалирующей значимости четких математически просчитываемых экономических показателей такая ситуация понятна и логична. К тому же современная психологическая наука пока не могла предложить никакого адекватного и объективного метода исследования эмоциональной ситуации на большой территории области, края, страны с представлением результатов в течение нескольких часов. В статье дается описание такого метода, доступного для использования в очень широком направлений экономических и социально-экономических исследований.

Ключевые слова: туризм, социома, социальная матрица, психология туризма, экономика туризма, Амурская область, Краснодарский край.

Современная географическая наука способствует развитию внутреннего туризма в России. В работах Абрамяна М.А. [1], Алейниковой Г. М. [2], Бурыловой Л. Г. [6], Амирханова М.М. [3], Басанца Л.П [4] и большого ряда других специалистов дается очень детальный анализ географических достопримечательностей нашей страны, представляющих большой естественный интерес, как для активных туристов, так и для всех, интересующихся географией нашей Родины.

Большое внимание маркетинговым вопросам развития туризма в России уделено в работах Джанджугазова Е.А.[7], Кружалина К. В. [9], Долгановой М.В. [8]. Понимая базовую экономическую важность этой отрасли, администрации многих краев и областей выделяют дополнительные средства.

Большие экономические отделы и управления с высоко профессиональными специалистами каждый день оценивают экономическую эффективность каждого сделанного администрацией действия. Однако, как нам кажется, эта логика бывает часто слишком прямолинейной, не учитывающей одного главного фактора - гостеприимства собственной территории, готовности ее жителей принимать новых туристов.

Да, вложенный в экономику рубль, евро, доллар или тугрик обязательно должен принести прибыль. Но обязательно ли должны приехать новые туристы?

Понимая всю сложность сбора и анализа текущей информации в реальном времени с минимальными временными отсрочками (а именно таким мы предполагаем реальный мониторинг психологического фона), мы решили воспользоваться методикой социоматиче-ского анализа для оценки и сравнения динамики психологического фона двух принципиально разных регионов - Амурскую область и Краснодарский край. Оба региона отличаются свойственным каждому собственным колоритом, уникальной природой, туристическими достопримечательностями и экономической направленностью. Казалось бы, как их вообще можно сравнивать?

Описание методики

Идею социоматического анализа предложил в 2010 году российский психолог и маркетолог В.Г.Панушкин, опубликовав свои мысли сначала в авторском блоге, а затем, в 2018 году издав монографию, в которой детально описал не только саму методику, но и результаты проведенных к тому моменту пятилетних исследований [15]. Автор исходит из мысли о том, что все наши слова, весь наш громадный словарь, которым мы ежедневно пользуемся, размещается на столь же огромной воображаемой, но хорошо знаемой каждым человеком на Земле социальной матрице (Социоме), где каждому слову есть свое специально отведенное историей развития человеческих отношений место. Эта матрица находится в постоянном развитии, в постоянном движении, уточняя, дополняя, замещая прежние слова новыми. Фактически каждая ячейка Социомы - это исторически устоявшийся национальный смысловой код. Слова легко могут меняться, а семантический характер каждой ячейки всегда будет неизменен.

В основе Социомы, по мнению ее автора, лежит базовое социо-биологическое представление о свободе, свойственное всем живым существам и нашедшее четкое словесное выражение только у человека. По мнению автора, свобода - это осознание своих возможностей в условиях существующих необходимостей. Если так, то мы имеем возможность провести перпендикулярно друг другу две оси. Вертикальную ось моих желаний от «Я хочу все» до «Я не хочу ничего» и горизонтальную ось их возможностей от «Они могут все» до

X X О го А С.

X

го т

о

м о

м ■р»

см

0 см

01

о ш т

X

3

<

т О X X

«Они не могут ничего». Результатом пересечения этих осей станут четыре базовых сектора человеческих отношений:

«Я хочу все - Они не могут ничего» - сектор коммерческих отношений с базовыми понятиями обмена и взаимодействия;

«Я хочу все - Они могут все» - сектор религиозно-психологических отношений с базовыми понятиями ожидания счастья и самореализации;

«Я не хочу ничего - Они могут все» - сектор жесткого социального контроля с базовыми понятиями принуждения и уничтожения;

«Я не хочу ничего - Они не могут ничего» - сектор родовых отношений и абсолютной беззащитности с базовыми понятиями горя и нужды.

Взяв за исходную основу смысловое содержание этих четырех базовых секторов, и проведя полную перестановку пар между собой, автор получил 16 новых смысловых единиц, под каждую из которых были найдены свои словесные обозначения отношений. После этого была проведена работа также полной взаимной перестановки новых пар ячеек, которая привела к пониманию новых, теперь уже 256 смысловых понятий, получивших свои словесные обозначения. Общая работа по сопоставлению перекомбинации всех понятий и поиску адекватных получаемым отношениям слов заняла у автора больше двух лет. Каждому из подобранных 256 слов были найдены все синонимы, слова, близкие по смыслу и слова чаще всего встречающиеся с первичными базовыми словами Социомы во всех их речевых формах. В итоге словарь Социомы насчитывает около 50 тысяч слов, что вполне сопоставимо с активным словарем обычного российского гражданина со средним образованием. Кроме того, в качестве синонимов в соответствующие ячейки были добавлены слова ненормативной лексики, что сделало словарь более интересным.

Практическим результатом проделанной работы стало создание специализированного сайта Socioma.ru, выполнявшего в течение 10 лет с октября 2013 года по декабрь 2023 года роль социально-психологического инструмента, ежедневно мониторившего пространство российского интернета и собиравшего текущую информационно новостную русскоязычную информацию о жизни всех стран мира, областей России, деятельности политических партий и их руководителей, жизни науки, религии, большого числа отраслей экономики и другим различным направлениям.

Наряду с интернет-версией автором методики была разработана локальная версия Социомы, благополучно работающая и сегодня на отдельном компьютере.

Благодаря А.Е.Бражникову с методикой удалось познакомить психологическое сообщество РГСУ, высоко оценившего возможности методики и позволившего на ее основе выполнить исследования и написать две магистерские диссертации, одна из которых позволила перевести Социому на арабский язык и подготовить научную работу на базе анализа новостного потока Сирии. Полученный результат подтвердил предположения автора методики о том, что все люди, используя речь и независимо от языка, постоянно пользуются древнейшим знанием, сделавшего нас людьми.

Методика социоматического анализа в реальном времени позволяет обоснованно сравнивать не просто тексты, но и понимать особенности поведения участников. Ведь каждое сказанное нами слово - это не просто отвлеченный звук, но и совершенно определенное действие, правило, ритуал, сценарий поведения, исполняемая нами роль, предписываемая ситуацией.

0.343 одм о,125 0,125 ч 0,213 ад7 адб! ч 0,125 0Д32 0.304 0,168 ч 0,176 0.3® а, 1ба 0,057 0,199 0.381 1 0378 1 0,131 -1 ода - азов 0319 016 П.1М ади 0,169 1 0Д47 адш 0333 а 166 а,12£ 0,130

0,16В 0,248 а 162 0,169 0..262 азв.* 0,145 0,156 0302 0292 0(311 0,162 а.зоо 0.361 0,134 0,136 азаз ч 0.371 ч 0,197 ч 0,130 0.328 0364 а 171 0,106 0.342 0313 Ч 0324 ч 0,193 0133 0336 0.20= 0,136

0.-142 0.118 аи аи 0,168 0,11 0.1-й 0Д31 0.322 а 179 0,148 0.312 а 173 0,116 0,104 0312 а, 157 ч 0,154 0,105 0,192 0.1Е2 0,163 0,318 0327 037 Ч адьЕ ч 0,124 0,130 0,129 а,зг 0166

0,111 0,122 аи 0,23 0,193 0.246 0,172 0,162 0,134 0Д22 0,123 0,110 0,097 адиа 0,106 0,118 а, 13£ ч 0,126 ч 0,122 0.363 азоь 0394 азаз 0,122 0Д91 а 17 а М5 ОЯ72 0,0=4 ад 16 0,11 0,137

0.-201 0,140 0,137 адьь а.звг ОД68 0329 0,146 0371 С-227 Я170 0Я54 □,аз« а, 131 0Д11 0,094 а 171 ч 0.1ВЗ Ч а,139 0,195 0,467 0346 а 17 0,156 0,151 а 173 ЦИЕ] Й Ш 0,065 0,165 аи ода

0,142 0,131 0,132 а1бЗ 0,185 азза 0,126 а,1яь 0,135 0.388 0,126 ода ода ада ода 0,126 0312 0,136 0,145 0,199 0238 0322 0,11 0,172 0,105 азсе ада 0Я66 0113 а,134 0,107 ода

0,092 0.1Е7 0.349 а,1Я2 Ч 0,174 а, 137 а,13б 1 ада 0,151 0,136 0372 анг ада 0X13« ода а,108 оята а 157 0,176 0,166 0,130 0301 0,140 ада 0,163 ода а 185 0075 0123 а,12б ада 0Я72

0,120 0-341 а.з« 0371 Ч 0,131 азов (1196 ч ага Ч 0,095 а 162 0296 0.328 0,132 ада 0и07э 0,078 0,128 0.322 0,474 0.350 0.360 032- 0.3а О.ЗОЭ 0,101 0,134 0.355 0Д19 0,145 ада ада 0Я77

0,190 аза. 0,678 0.379 0,193 0,16 (¡¿83 а.368 0315 0321 0315 0.335 0356 а.за5 адо9 (112 0,169 0,329 01375 0,Л19 0Д79 0-192 0Д28 0.381 0-195 ада? 0,412 0381 0.389 а, 136 0,140 0,102

0,138 0.-233 0137 0,422 Ч 01270 азз 0Д39 ч 0.362 0375 0,414 0.369 0.355 0.385 0,497 0302 0399 0,132 а 17а 0381 аз1б 0.333 0.189 адаэ 0370 0,404 041 0374 0372 0.-223 азш 0,146 0Д45

0,137 0.-203 0367 0,460 0,436 0,525 0.31 0.246 0324 0365 0367 О.ЗЕО 0333 а.160 0341 аи 0,125 0,132 0375 0480 0314 0482 а 17 0,192 а 177 0,185 азов ОДЗб адб5 1ада 0310 0,138

0,173 0,234 0,270 О.ЗЭР Ч 0.855 034-? 0,170 1 0.125 0,144 0,129 0.346 0.32а 0,195 ч ада 0Д41 ода 0,133 а174 а,1£0 0.303 1,135 0407 0,135 0,132 0,140 0,10 0307 0473 0,193 ада ада 0,101

0-227 0.239 аза аззб ч 0344 азз- 0.162 -Ч 0.142 0.173 0,115 0.317 ОЗЭР 0354 0.104 а.056 а я 76 0,13» 0327 0,164 0333 азв7 0351 0.310 а.з® азаз 0,109 0,179 0318 0.396 а,124 ада ада

0,117 0,11-4 0.08^ 0,075 Ч 0.107 0.11 0.165 Ч 0,156 0.159 0,165 0304 ч 0366 0329 ч а.15б 0.105 алтб 0.110 0,106 0,114 ода ада 0,152 0339 0314 0.319 0,146 0.164 одаз 0.33а 0305 ада ада

Ч Ч ч ч 0,135 0,139 0О66 0067 а,акз 0,085 0,127 0,098 0.Л87 0,1259 0,127 0,176 0313 а,1Еа 0,134 0,334

0.363 Ч 0,128 а 131 0,104 ада аа7 ада 1 0056 0,090 0,108 а 177 ч 0,132 аи7 ч 0,110 0,133 о доз 0,405 ч а, 1за ч 0,133 0/377 ч ад7б 0Ц073 0Л64 0,013 а,113 0,168 озз1 Ч 0,143 адза 0,121 ч 0,124 ад 14

Рисунок 1. Средние значения Социом Амурской области и Краснодарского края за 2023 год

Принимая общую Социому за 100%, мы легко можем посчитать вес каждой отдельной ячейки, а отношения взвешенных полей станут для нас индикаторами различных человеческих стремлений и переживаний. Исходя из этой мысли, автором методики были разработаны и постоянно рассчитывались для каждого направления различные показатели.

Дискретность - количество ячеек каждого из четырех полей Со-циомы больше 0.

Напряженность - сумма значений всех ячеек каждого из четырех полей Социомы.

Помимо этих двух названных коэффициентов Социома оперирует множеством других индикаторов, смысл которых отражен в их названиях.

Исходя из представленных выше описаний, становится понятно, каким образом возможно смысловое обоснованное сравнение двух принципиально различных территорий - Амурской области и Краснодарского края. Если принять значения Социомы Краснодарского

края за некий эталон, можно заметить, в чем разница динамики коэффициентов этих двух регионов.

В качестве источников информации по каждому региону брались русскоязычные информационные RSS-потоки новостных СМИ этого региона либо содержание титульных страниц новостных сайтов региона. Изначально предполагая, что любое СМИ легко может потерять свою самостоятельность и начать «выдавать в эфир» искаженную или неточную информацию, по каждому региону автор методики старался подбирать не менее 5 различных СМИ. Однако такая возможность была не всегда. Так, для обследуемых Амурской области и Краснодарского края был взят один источник, интегрирующий новости из других СМИ - Безформата_РУ. Важно отметить, что за все 10 лет исследований этот источник ни разу не показал искажения первичной информации.

Исследование проводилось с использованием ежедневных срезов текущей информации по всем направлениям, включенным в базу данных сайта в течение 10 лет. Один человек легко справлялся со

сбором новостных потоков от 2 тысяч источников чуть больше, чем Таблица 3

за 1 час.

Также важно понимать, что составленный для Социомы тезаурус, хотя и включает большое количество слов активного русского словаря, к большому сожалению, он не может никак интерпретировать иносказания или образные выражения. Но в традиционной обычной речи и в контенте новостных потоков такие образные обороты встречаются крайне редко и их влияние на общую картину анализируемого эмоционального смысла оказывают незначительное влияние.

Рассмотрим динамику основных коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края за все 10 лет исследований.

Таблица 1

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2014 году Амурская область

Амурская область 2014. Сг

* Л^-у V •А-Л'Л/^-

Таблица 2

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2015 году

Краснодарский край

Краснодарский край 2015.Смыс

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2016 году

Таблица 4

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2017 году

Таблица 5

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Красно-

Амурская область Краснодарский край

Амурская область 2018. Смысловая дискретность Краснодарский край 2018. Смысловая дискретность

ШШШШШШШШШШ:

ю

2 О

м ■р»

Таблица 6

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2019 году

Таблица 7

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2020 году

Амурская область

Краснодарский край

АМУКММ Область 2020- Смысловая дискретность

Таблица 8

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2021 году

Таблица 9

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2022 году

Таблица 10

Динамика коэффициентов Социомы Амурской области и Краснодарского края в 2023 году

Интерпретация результатов исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из всех представленных в таблицах выше диаграмм наиболее значимыми для нас будут показатели всего нескольких коэффициентов - Широта диапазона сознания и Запрос на справедливость. Значения этих коэффициентов напрямую отражают степень сосредоточенности на конкретной цели и степень эмоционального принятия текущей ситуации региона. Также важно отметить значение коэффициентов дискретности четырех базовых полей Социомы и их напряженности.

Уже по этим показателям из представленных диаграмм видно, что по показателю дискретности оба региона заинтересованы в укреплении своего состояния, однако добиваются они этого разными путями. Значения коэффициента напряженности по Принуждению в Амурской области значительно ниже, чем этот же показатель в Краснодарском крае, что говорит о более жестком регулировании общеобластной ситуации в Краснодарском крае, более жесткой и высокой требовательности к местным предприятиям со стороны администрации. Чаще такая картина наблюдается в ситуациях, когда хорошо выражена их целевая направленность. Эту мысль подтверждают данные коэффициента широты диапазона сознания, которые в Краснодарском крае ниже, чем в Амурской области, а значит заметна значительно большая сосредоточенность на получении конкретного результата. Если учесть, что практически весь Краснодарский край в своей жизни ориентирован на обслуживание туристов и развитие местного сельского хозяйства, степень сознательной и эмоциональной концентрации на результате в СМИ Краснодарского края звучит острее.

При этом, коэффициент запроса на справедливость в Амурской области более нестабилен и чаще проявляет более высокие значения, что, по нашему мнению, характеризует более диверсифицированную экономическую ситуацию Амурской области по сравнению с устоявшейся и более предсказуемой ситуацией Краснодарского края. Заметим, насколько сильно проявляет себя этот показатель (запрос на справедливость) в обоих регионах в 2016 году. Отметим, что такая картина свойственна далеко не только Амурской области и Краснодарскому краю в этот период времени. Практически во всех областях России запрос на справедливость ярко проявлял себя. Связано это, по нашему мнению, с острым переживанием во всей нашей огром-

ной стране событий, происходящих на Украине в этот период времени. В последующие годы значения этого коэффициента вернулись к своим традиционным показателям.

Обобщение и выводы

Подводя итог всему представленному в статье материалу еще раз хочется обратить внимание на сильное влияние степени сконцентрированности администраций регионов на разнообразии решаемых задач. Амурская область по сравнению с Краснодарским краем отличается значительно более высокой экономической дифференциацией, что обязывает местные власти чаще искать компромиссы в крайне противоречивых общественных отношениях. С одной стороны это обеспечивает хорошую основу для выживаемости экономики, с другой - не слишком способствует развитию туризма как одной из базовых отраслей. В связи с этим мы считаем возможным сформулировать следующие выводы:

1. Психологический климат региона играет одну из важнейших ролей в формировании его привлекательности для потенциальных туристов. Турист всегда едет туда, где его ждут.

2. Сегодня туристическая сфера из-за отсутствия адекватного методического и методологического аппарата практически не изучает и не использует возможности психологического фона региона.

Литература

1. Абрамян М.А. Значение туристических ресурсов в развитии туризма / М.А. Абрамян // Молодой ученый. — 2011. — №6. - Т.1. — С. 138-139.

2. Алейникова Г. М. Методология оценки рекреационных территорий / Г.М. Алейникова, А.Я. Бовсуновская, С.Н.Голубничая, В.Ф.Данильчук. — Донецк: ДИТБ, 2003.

3. Амирханов М.М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов // М.М. Амирханов, Н.С. Лукашина, А.П. Трунев. - М.: Экономика, 2007.

4. Басанец Л.П. Эколого-туристское районирование России: автореферат дис. ... кандидата географических наук: 25.00.36 / Ин-т географии РАН. - Москва, 2006. - 28 с.

5. Бражников А.Е., Панушкин В.Г. Оценка манипулятивных политик СМИ средствами социоматического анализа. Ученые записки Российского Государственного Социального Университета, Том 18 № 4 (153) 2019, с. 59

6. Бурылова Л. Г. Туристический потенциал регионов Российской Федерации: понятие, структура, оценка / Л.Г.Бурылова, Д.П.Голиков, В. Г. Прудский. - Пермь: ПГУ, 2005.

7. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий / Е. А. Джан-джугазова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Долганова М.В. Социально-экономические аспекты развития промышленного туризма в Брянской области // Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции. Курск, 2014. С. 235-240.

9. Кружалин К. В. Оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Сборник трудов Международной научно-практической конференции / К. В. Кружалин. — М.: МГУ, 2006.

10. Панушкин В.Г. "Макропсихология рынков", журнал "Маркетинг в России и за рубежом" 2018 № 6

11. Панушкин В.Г. "О бизнес-прогнозированиия", статья в деловом портале "Бизнес-инсайт" - февраль 2019

12. Панушкин В.Г. "Социома (социальная матрица)" монография, изд-во "Перо", М., 2018

X X О го А С.

X

го т

о

м о

м ■р*

Development of methods for monitoring and evaluating the tourism potential of the Amur

region and Krasnodar territory Brazhnikov A.E., Panushkin V.G.

Russian Association of Crypto Industry and Blockchain (RAKIB), CSMT "Socioma" JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

In the article, the authors reveal the importance of the little-studied and practically unused concept of "psychological climate of the region" in the modern tourism business. In an era of fierce economic competition and the prevailing importance of clear mathematically calculated economic indicators, this situation is understandable and logical. In addition, modern psychological science has not yet been able to offer any adequate and objective method of investigating the emotional situation in a large area, region, country with the presentation of results within a few hours. The article describes such a method, which is available for use in a very wide range of economic and socio-economic research.

Keywords: tourism, sociome, social matrix, psychology of tourism, economics of tourism, Amur region, Krasnodar Territory.

References

1. Abrahamyan M.A. The importance of tourist resources in the development of tourism / M.A.

Abrahamyan // Young scientist. - 2011. - No. 6. - T.1. — pp. 138-139.

2. Aleynikova G.M. Methodology for assessing recreational territories / G.M. Aleynikova,

A.Ya. Bovsunovskaya, S.N. Golubnichaya, V.F. Danilchuk. - Donetsk: DITB, 2003.

3. Amirkhanov M.M. Natural recreational resources, the state of the environment and the

economic and legal status of coastal resorts // M.M. Amirkhanov, N.S. Lukashina, A.P. Trunev. - M.: Economics, 2007.

4. Basanets L.P. Ecological and tourist zoning of Russia: abstract of dissertation. ... Candidate

of Geographical Sciences: 25.00.36 / Institute of Geography RAS. - Moscow, 2006. - 28 p.

5. Brazhnikov A.E., Panushkin V.G. Assessment of manipulative media policies using

sociomatic analysis. Scientific notes of the Russian State Social University, Vol. 18 No.

4 (153) 2019, p. 59

6. Burylova L.G. Tourist potential of regions of the Russian Federation: concept, structure,

assessment / L.G. Burylova, D.P. Golikov, V.G. Prudsky. - Perm: PSU, 2005.

7. Dzhandzhugazova E.A. Marketing of tourist territories / E. A. Dzhan-dzhugazova. - M.:

Publishing Center "Academy", 2006.

8. Dolganova M.V. Socio-economic aspects of the development of industrial tourism in the

Bryansk region // Strategy for the development of border territories: traditions and innovations: Materials of the international scientific and practical conference. Kursk, 2014. pp. 235-240.

9. Kruzhalin K.V. Assessment of the recreational potential of Russia for the development of

international tourism // Tourism and recreation: fundamental and applied research: Collection of proceedings of the International Scientific and Practical Conference / K.V. Kruzhalin. - M.: MSU, 2006.

10. Panushkin V.G. "Macropsychology of markets", magazine "Marketing in Russia and

Abroad" 2018 No. 6

11. Panushkin V.G. "About business forecasting", article in the business portal "Business

Insight" - February 2019

12. Panushkin V.G. "Socioma (social matrix)" monograph, Pero publishing house, M., 2018

CS

o

CS

0 lu

1

< CÛ

0

1 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.