Научная статья на тему 'Развитие методологии оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне'

Развитие методологии оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
924
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА / TOURISM / RESOURCE POTENTIAL / SOCIAL AND ECONOMIC FACTORS / TOURIST RESOURCES / ESTIMATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гаврилов Андрей Юрьевич

В статье представлен обзор научных и практических подходов к оценке ресурсного потенциала туризма на региональном уровне. Выявлены проблемы и недостатки используемых подходов к его измерению и анализу. Предложена разработка интегрированной оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гаврилов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers an overview of scientific and practical approaches to assessing tourism resource potential at the regional level. The author identifies problems and flaws of the used approaches to assessment and analysis of tourism resource potential and offers an integrated estimate of tourism resource potential at the regional level

Текст научной работы на тему «Развитие методологии оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне»

УДК 338.48

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Гаврилов Андрей Юрьевич, директор департамента, aygavrilov@mail.ru, Департамент туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации,

г. Москва

В статье представлен обзор научных и практических подходов к оценке ресурсного потенциала туризма на региональном уровне. Выявлены проблемы и недостатки используемых подходов к его измерению и анализу. Предложена разработка интегрированной оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне.

Ключевые слова: туризм, ресурсный потенциал, социально-экономические

факторы, туристские ресурсы, оценка.

The article offers an overview of scientific and practical approaches to assessing tourism resource potential at the regional level. The author identifies problems and flaws of the used approaches to assessment and analysis of tourism resource potential and offers an integrated estimate of tourism resource potential at the regional level.

Keywords: tourism, resource potential, social and economic factors, tourist resources, estimation

Современный этап развития внутреннего и въездного туризма характеризуется смещением акцента на региональный уровень. Ряд предпосылок правового и экономического характера обусловили рост значимости туристской отрасли в качестве одной из точек роста региональной экономики. Основным инструментом регулирования и государственной поддержки туристской деятельности, как правило, выступают стратегии и/или программы развития туризма, ключевым аспектом которых становится прогнозирование и обеспечение увеличения туристского потока, что в свою очередь предполагает корректную оценку ресурсного потенциала туризма на региональном уровне. В связи с этим, возрастает значимость информационного и методического обеспечения использования программно-целевого метода при регулировании развития туризма на уровне субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Исследование, проведенное автором, показывает, что концепция повышения эффективности использования туристского потенциала не является достаточной для оценки перспектив развития туризма на региональном уровне, поскольку не позволяет определить ни востребованность (аттрактивность) туристских ресурсов, ни влияние сложившихся туристской индустрии и инфраструктуры туризма на дальнейшее развитие внутреннего и въездного туризма. Оценки совокупности туристских ресурсов или, тем

более, отдельных их видов, также не могут полностью охарактеризовать потенциал развития туризма.

Возникает необходимость оценить ресурсный потенциал туризма, что позволит наиболее точно определить возможности развития туризма на региональном уровне. Вместе с тем, понятие «ресурсный потенциал туризма» является одним из наименее изученных категорий в науке и практике туризма: отсутствует общепринятое

определение, нет единого мнения о его составе и т.д. Исследователями приводятся рекомендации по оценке отдельных видов ресурсов, но еще не разработаны методики оценки ресурсного потенциала в целом. Кроме того, на развитие и освоение ресурсного потенциала туризма оказывают влияние особенности экономики и социальной ситуации в регионе. Изучение этих условий не отражено ни в одной из известных научных рекомендаций.

Таким образом, за рамками научного осмысления остается изучение влияния уровня социально-экономического развития региона на сферу туризма. В науке не сложилось единое мнение по поводу определения совокупности факторов, стимулирующих или сдерживающих развитие ресурсного потенциала туризма на региональном уровне. Очевидно, что ресурсный потенциал туризма представляет собой более широкое понятие, в котором потенциал туристских ресурсов дополняется потенциалом отдельных элементов туристской индустрии и инфраструктуры туризма.

Следовательно, под ресурсным потенциалом туризма нужно понимать совокупный потенциал туристских ресурсов, а также финансовых, трудовых, информационных и материально-технических ресурсов, привлекаемых для развития туристкой индустрии и инфраструктуры туризма.

Учеными разработан ряд методических подходов и методик по оценке отдельных видов туристских ресурсов, прежде всего природных, рекреационных и культурноисторических. Предлагаемые интегральные методики оценки туристского потенциала зачастую сводятся к оценке совокупности туристских ресурсов на региональном уровне. Только в нескольких методиках предлагается оценивать базу размещения туристов. Кроме того, предлагаемые методики не позволяют количественно оценить ни потенциал этих ресурсов и их востребованность туристами и экскурсантами, ни сравнить эти оценки с аналогичными по другим территориям. В оценках преимущественно используется описательный подход, обусловливающий значительную субъективность.

Данные обстоятельства определили их ограниченное использование на практике.

В настоящее время наиболее эффективным инструментом государственного регулирования туризма на региональном уровне становится разработка программ по

развитию внутреннего и въездного туризма. Нормативной базой подготовки подобных документов установлены общие требования к их структуре и содержанию. Так, значимыми разделами, на основе которых затем осуществляется планирование мероприятий, становятся оценка туристского потенциала, определение факторов, стимулирующих и сдерживающих развитие туризма.

Методология управления реализацией стратегии развития туристской отрасли как одной из региональных социально-экономических систем предполагает определенный цикл функциональных элементов [3]. Одним из таких элементов становится разработка целевых комплексных программ, типовая структура которых предусматривает формулировку целей и задач программы. Логично предположить, что целями и задачами программ по развитию внутреннего и въездного туризма должны стать показатели (индикаторы) приращения туристского потока. Однако анализ существующих программ не дает возможности ответить на вопрос, каким образом сформулированы цели и задачи развития внутреннего и въездного туризма.

На примере Рязанской области [4] факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, являются:

- недостаточность количества предприятий туристской индустрии, в т.ч. средств размещения, предприятий общественного питания, низкое качество услуг при завышенных ценах;

- барьеры в привлечении инвестиций, в т.ч. отсутствие готовых инвестиционных площадок, невыгодные условия аренды, административные барьеры;

- дефицит квалифицированных кадров в различных секторах туристской индустрии;

- недостаточность финансирования, выделяемого на продвижение региональных туристских продуктов и услуг.

Основная цель данных программ, заложенная уже в названии документа, состоит в развитии внутреннего и въездного туризма. Само понятие развития заключается в доказательстве возможностей и в определении путей приращения туристского потока внутреннего и въездного туризма в регионе. Однако отсутствуют указания на то, как определить величину возможного прироста туристского потока и границы этого роста. Очевидно, что данные возможности могут быть ограничены:

- потенциалом туристских ресурсов региона, совокупная единовременная емкость которых незначительна, т.е. может вместить определенное количество туристов и экскурсантов;

- потенциалом туристской индустрии, т.е. сети коллективных средств размещения, предприятий общественного питания, развлечения или мест проведения деловых встреч и пр., обеспечивающие удовлетворение основных потребностей туристов и экскурсантов;

- потенциалом инфраструктуры туризма, формирующей ресурсы для обеспечения функционирования предприятий и организаций туристской индустрии.

Разработка программ, как субъектами управления региона, так и по их заказу независимыми структурами, характеризуется рядом недостатков. Ученые обобщают их следующим образом [2]:

- излишнее теоретизирование;

- разработка проектов в интересах конкретных бизнес-структур;

- оторванность положений стратегий от конкурентных преимуществ территории;

- популизм и декларативность;

- слабая адресность для основных категорий пользователей, прежде всего, населения и бизнеса.

Основные результаты изучения особенностей проведения исследований и оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне - уровне субъектов Российской Федерации - свидетельствуют, что подход к оценке развития сферы туризма, туристского потенциала на региональном уровне носит общий характер, т.к., как правило, оцениваются туристские ресурсы, туристская индустрия и инфраструктура, а также отдельные социально-экономические факторы. Следует отметить, что содержательное наполнение и результативность исследований во многом зависят от субъекта проведения оценок.

Практика показывает, что информация о туристском потенциале региона размещается на следующих порталах:

- правительств регионов (Хабаровский край и др.), что позволяет представить крайне ограниченную информацию исключительно описательного характера;

- департаментов (отделов, комитетов, агентств), в чью компетенцию вменено регулирование туризма (Самарская, Тульская, Московская, Оренбургская области и др.), где информация соответствует результатам анализа, проведенного при разработке стратегий и программ развития туризма, и, как правило, носит также описательный характер, но дополняется рядом статистических данных;

- туристско-информационных (Тверская, Воронежская, Мурманская, Свердловская области, др.), которые являются наиболее емкими носителями информации и оснащаются дружественным пользователю интерфейсом, который позволяет проводить поиск интересующих объектов.

Анализ результатов исследований и оценок развития сферы туризма на региональном уровне показывает, что результаты и рекомендации многочисленных научных работ использовать в практической деятельности крайне затруднительно.

Так, зачастую некорректно используются термины «туристская индустрия» и «туристская инфраструктура», «ресурсный потенциал» и «туристский потенциал», что создает проблемы при проведении сравнительных и сопоставительных исследований. При оценках туристского потенциала и потенциала туристских ресурсов не дается представление о емкости данных ресурсов, их доступности и освоенности. Количественные показатели туристских ресурсов отсутствуют. Практически не освещаются аспекты развития туристской инфраструктуры на региональном уровне. Также крайне ограниченно представлено изучение региональных социальноэкономических факторов.

Таким образом, остается не ясным, насколько обоснованы утверждения о перспективности развития туризма, богатстве туристских ресурсов, особенно, если они не сопровождаются количественными индикаторами. Данная проблема очень актуальна при разработке программ и стратегий развития въездного и внутреннего туризма, поскольку может привести к неэффективному использованию бюджетных средств.

Особо следует отметить вопрос об использовании статистических данных. Практика показывает, что почти на любом портале из упомянутых выше, есть соответствующая вкладка, где представлены данные о динамике въездов и выездов из региона. Далее в зависимости от региона существуют различия в наполнении этого раздела. Реже встречаются данные о структуре и вместимости средств размещения в регионе, о количестве и структуре туристских компаний, организаций досуга и развлечений и т.д. В отдельных случаях представлена информация о ресурсах туризма:

- количество занятых в сфере туризма;

- образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов в области туризма;

- сеть финансовых институтов и страховых компаний на территории региона.

Заметим, что при характеристике образовательных учреждений, осуществляющие

подготовку специалистов в области туризма, зачастую «упускают» блок подготовки кадров для организаций общественного питания.

Как показал анализ, многие регионы используют практику добровольных статистических наблюдений, не полагаясь, очевидно, на данные Росстата. Например, в Тверской области формы добровольной отчетности для туристских фирм и средств размещения представлены на портале.

Характеризуя туристские ресурсы, регионы фокусируются на наиболее значимых для туризма объектах, расположенных на их территории и, как правило, освещают:

- различные группы ресурсов, как совокупности объектов единой направленности;

- конкретные объекты показа;

- туристские и экскурсионные программы и маршруты;

- виды туризма с характеристикой основных ресурсов/объектов/центров;

- мероприятия и события.

В общем, выделяют природные и культурно-исторические ресурсы. Реже эти две основные группы дополняются данными о мероприятиях, являющихся основой развития событийного и/или делового туризма. Однако более информативным и наглядным представляется выделение детализированных групп туристских ресурсов, например, этнографических, архитектурных, и т.д. Такой подход позволяет добиться более точной характеристики видов туризма, развивающихся на территории регионов. В свою очередь, виды туризма характеризуются в соответствии с ФЦП развития внутреннего и въездного туризма [1].

Объектами исследования и учета туристской индустрии выступают:

- сектор НоЯеСа;

- предприятия общественного питания;

- предприятия развлечения и досуга;

- учреждения спорта, в т. ч. горнолыжные трассы;

- средства размещения;

- театры, галереи, цирки, кинотеатры;

- предприятия торговли, в т.ч. торговые центры;

- транспорт и связь;

- туристические компании, в т. ч. экскурсионные бюро.

Предметом учета, как правило, выступает исключительно количество указанных объектов. Их деятельность может быть описана по направлениям, но индикаторы емкости не приводятся. На примере Московской области, как позитивный аспект, следует отметить разработку Положения и формирования реестра организаций туристской индустрии Московской области. Вместе с тем отсутствует учет предприятий общественного питания, транспорта, связи, развлечений, торговли сувенирами и т.д. Таким образом, наполнение этого реестра ограничено, в нем представлены два раздела - коллективные средства размещения (КСР) и туристические фирмы. Более подробная структура использована при составлении туристского реестра в Новосибирской области [1], где выделены:

- реестр культурно-исторических туристских ресурсов;

- реестр природных ресурсов;

- субъекты туристской деятельности;

- турфирмы.

Вместе с тем, практика наполнения данных реестров не отработана, так, к культурно-историческим туристским ресурсам отнесены коллективные средства размещения, предприятия питания. Следует также отметить, что реестр, как форма документа, не дает возможности учесть емкость ресурса и другие его характеристики.

В перечне объектов учета в рамках туристской инфраструктуры повторяются составляющие туристской индустрии, а некоторые представляют собой больше условия, чем объекты или явления:

- финансовые и страховые учреждения;

- безопасность туристов;

- блок «в помощь туристу» (информационные центры, страховые компании, банки, сувенирные магазины, туроператоры и турагентства);

- образовательные структуры, готовящие кадры для туристской отрасли и гостиничного хозяйства;

- саморегулируемые организации в сфере туризма;

- календарь туристской отрасли;

- справочные службы.

Следует отметить, что в ряде регионов к субъектам туристской инфраструктуры отнесены саморегулируемые объединения, что косвенно может свидетельствовать о развитии сферы туризма. Как видим, перечень неоднозначен и неполон. Во многом это связано с расплывчатыми определениями туристской инфраструктуры, нечеткой границей между туристской индустрией и инфраструктурой туризма.

К социально-экономическим факторам регионального уровня, которые влияют на развитие туризма, относят следующие:

- инвестиционная привлекательность/климат/политика на территории региона в целом и сферы туризма региона в частности;

- нормативная база инвестиционной деятельности на территории региона;

- структура управления туризмом региона;

- комплекс нормативных актов в сфере туризма, прежде всего, региональные целевые программы и стратегии по развитию туризма, а также иные подобные документы по видам деятельности, связанным с туризмом;

- формы добровольной отчетности;

- положения, порядок и субъекты аккредитации туристического бизнеса и сертификации туристских услуг;

- описание туристского имиджа региона, в т.ч. участие в выставках;

- информация о карантинных мероприятиях и заболеваемости.

Как видим, к такой категории факторов причисляют преимущественно нормативную деятельность органов государственной власти в сфере туризма управления туризмом, что явно недостаточно и во многом обусловливает некорректность оценок.

В целом проведенный анализ позволяет обосновать ряд выводов.

Во-первых, инструментарий оценки, разработанные научные методики при подготовке региональных стратегий и программ развития внутреннего и въездного туризма не применяются.

Во-вторых, в настоящее время при подготовке региональных стратегий и программ развития внутреннего и въездного туризма не используются количественные оценки потенциала туристских ресурсов, ресурсного потенциала туризма, туристского потенциала, которые позволили бы оценить не только их количество, но и доступность, освоенность и др. аспекты. Инструментарий оценки используется крайне ограниченно, преимущественно в сфере оценки коллективных средств размещения - структура, количество, загрузка и т. д.

В-третьих, недостаточен и неполон учет объектов туристской индустрии и инфраструктуры туризма. Практически отсутствуют учет и исследования региональных социально-экономических факторов, влияющих на развитие туризма.

Проведенный анализ методических подходов к определению, анализу и оценке туристских ресурсов, туристского потенциала на региональном уровне показывает, что ресурсный потенциал туризма в целом не выступает объектом оценки. Также было показано, что наиболее полные репрезентативные и информативные данные гарантируют комплексные методики, в которых обеспечены возможности:

- определения частных показателей оценки и расчета интегрального показателя оценки;

- сочетания оценок качественных и количественных параметров оцениваемого объекта;

- сравнения с аналогичными показателями других регионов/территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим, считаем целесообразным предложить разработку методики оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне.

Методика сравнительной оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне предназначена в первую очередь для органов государственной власти в сфере туризма и органов местного самоуправления, а также федеральных органов государственного управления для информационного обеспечения разработки и обоснования управленческих решений в области развития туризма.

В основе интегрированной оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне лежит количественная оценка частных показателей элементов ресурсного потенциала туризма. Основные положения разработки методики интегрированной оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные положения разработки методики интегрированной оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне

При таком методическом подходе ключевое место занимает оценка туристских ресурсов, которая дополняется оценкой социально-экономических факторов, влияющих на развитие туризма. Общая логика оценки предполагает последовательное определение частных показателей отдельных объектов оценки, общую частную оценку отдельных компонентов ресурсного потенциала туризма, и в итоге - общую интегрированную оценку ресурсного потенциала туризма.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 02 августа 2011 г. № 644 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

2. Белоусов В.И. Региональная стратегия социально-экономического развития: современная практика и направления совершенствования планирования // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №2 (185).

3. Таточенко Т.В. Анализ методологии управления реализацией стратегии развития региональных социально-экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №1 (184).

4. Шлыков В.В. Опыт программно-целевого управления в сфере культуры и туризма субъекта федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №2 (185).

5. http://tourism.feldgendler.ru/node/71. (Дата обращения: 20.03.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.