Научная статья на тему 'Развитие методологии оценки нематериальных активов: зарубежный и Российский опыт'

Развитие методологии оценки нематериальных активов: зарубежный и Российский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкашина Т. А.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие методологии оценки нематериальных активов: зарубежный и Российский опыт»

ты), скорее всего малые и средние предприятия будут отказываться от своего преимущественного права т.е. не будет реализована основная идея закона — поддержка малого и среднего предпринимательства.

© Черкашина Т.А.,

профессор кафедры «Финансовоэкономический инжиниринг», доцент, к.э.н.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

В исследованиях современной экономики особое значение приобретает проблема коммерциализации интеллектуальной собственности и оценки нематериальных активов предприятий. Международные экономические отношения в первое десятилетие XXI в. развиваются в условиях скачкообразного роста цен на основные энергетические ресурсы, фиктивный капитал, которые оказывают влияние на рыночную капитализацию компаний. Однако определяющим фактором, от которого зависят денежные потоки, а следовательно, и цена предприятия, являются нематериальные активы. Доля последних в рыночной стоимости крупнейших зарубежных компаний составляет от 30 до 95 % (см. табл. 1).

Оценка нематериальных активов необходима для целей бухгалтерского учета

(в том числе ведущегося по правилам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и управленческого учета, при реорганизации и приватизации предприятий, для принятия управленческих решений.

Нематериальный актив в соответствии с МСФО 38 — идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, который содержится для:

> использования при производстве или предоставлении товаров и услуг;

^ сдачи в аренду другим компаниям; ^ административных целей. Идентификация нематериального актива (НМА) необходима для того, чтобы отличить его от гудвилла, т.е. деловой репутации. Примерами нематериальных активов по МСФО являются: патенты; лицензии; интеллектуальная собственность (например, технические знания, полученные в результате исследовательских и конструкторских работ); торговые марки, включая бренды и названия публикаций; кино- и видеофильмы; авторские права (например, на программное обеспечение).

В российской практике содержание понятия «нематериальный актив» раскрывается через подробный перечень условий, одновременное выполнение которых позволит имущество признать нематериальным активом. В Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 выделены следующие 7 критериев признания актива нематериальным:

1) способность НМА приносить компании экономические выгоды в будущем;

Таблица 1. Состав нематериальных активов в рыночной стоимости

Компания Вид деятельности Процент активов в рыночной стоимости

Нематериальные активы Материальные активы

Основные средства Оборотный капитал Иное

Microsoft Программное обеспечение 95 3 1 1

Proctor&Gamble Бытовая химия 84 4 11 1

Amazon.com Услуги Интернета 93 6 1 0

Arch Coal Добыча угля 29 3 57 11

Tyson Chicken Торговля 61 17 20 2

Источник. Составлено по: Попеско, А.И. Стоимостная оценка и управление интеллектуальной собственностью /А.И. Попеско, Ю.Г.Кабалдин, А.В. Ступин, С.А. Чесноков, Б.Н. Марьин, В.П. Котляров, И.В. Болотин. — М.:ООО «Российское общество оценщиков», 2004. — С.147

2) контроль над НМА (право компании на получение экономических выгод, которые НМА способен приносить в будущем (наличие охранных документов, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также возможность запретить доступ других компаний к данному активу);

3) отделяемость, т.е. конкретные будущие экономические выгоды от использования данного НМА можно обоснованно отделить от выгод, извлекаемых из других активов;

4) использование в течение срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

5) компанией не предполагается продажа НМА в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

6) возможность достоверного определения фактической стоимости НМА;

7) отсутствие материальновещественной формы.

В итоге к нематериальным активам по российскому законодательству относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса.

Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, а также

сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театральнозрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология. Объектом оценки являются интеллектуальные имущественные права, а не интеллектуальная собственность и гудвилл.

Методология оценки нематериальных активов постоянно развивается. Активно и плодотворно работают в этом направлении зарубежные и российские исследователи: Дэвис Скотт, Дж. Фишмен, Шэннон П. Пратт, Клиффорд Гриффит, Кейт Уилсон Г.Г. Азгальдов, А.И. Аксенов, И.Л. Артеменков, О.В. Видякина,

A.Д. Гохштанд, В.М. Елисеев, Н.Н. Карпова, Ю.В. Козырь, А.Н. Козырев,

B.А.Макаров, В.С. Зимин, Б.Б. Леонтьев, Н.Ю. Пузыня, Х.А. Мамаджанов, О.В. Новосельцев и др.

При оценке НМА должны быть использованы все уместные процедуры в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке. Последовательность процедур, позволяющая на основе существенной информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке НМА, является методом оценки.

Затратный подход применяется в отношении тех нематериальных активов, которые создаются самими правообладателями и для которых не существует эффективного рынка (секреты производства-ноу-хау, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки, программные продукты специального назначения и др.). В рамках затратного подхода в российской практике оценки нематериальных активов используют:

- метод исходных затрат, который строится на использовании реальных ретроспективных данных о расходах, произведенных с целью создания оцениваемых прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индиви-

дуализации. Особенностью метода является обязательность индексации выявленных затрат с целью их приведения к уровню цен на товары и услуги, соответствующему дате оценки;

- метод восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость НМА определяется как сумма затрат, необходимых для создания новой точной копии оцениваемого актива. Эти затраты должны быть рассчитаны на основе действующих на дату оценки цен на товары, услуги и стоимость рабочей силы в соответствующем регионе и в соответствующей отрасли экономики;

- метод затрат замещения. Учитывают затраты, необходимые на создание нового актива, эквивалентного объекту оценки по функциональным возможностям и вариантам его использования. При этом не требуется полная идентичность структуры объекта и природы образующих его частей.

Полученная сумма затрат по каждому из указанных методов увеличивается на размер разумной предпринимательской прибыли (по ставке не меньшей ставки рефинансирования Банка России).

Необходимо также определить в денежном выражении величину снижения стоимости, обусловленного устареванием, накопившимся за время, прошедшее с момента создания НМА до даты его оценки. Так, первоначальная стоимость исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента максимально высокая, т.к. юридический срок службы патента для изобретений составляет 20 лет; для полезных моделей -10 лет; для промышленных образцов — 15 лет. Однако экономический срок службы измеряется периодом, в течение которого можно ожидать, что неосязаемые активы будут приносить собственнику экономическую отдачу. В отношении патентов спустя 5-10 лет вследствие их функционального и внешнего устаревания срок полезной жизни резко сокращается.

Основной процедурой сравнительного подхода, применяемой к оценке отдельных активов предприятий, является метод сравнения продаж. Суть метода состоит в определении рыночной стоимости собственности на основе цен фактических продаж объектов аналогичного назначения и адекватной полезности с учетом поправок (корректировок) на существенные отличия аналога от объекта оценки.

Отсутствие информации о ценах продажи и действительных условиях совершения сделок с аналогичными активами, недостаток аналитической информации о степени влияния отличительных особенностей и характеристик объектов на их стоимость объясняют проблематичность и редкость использования метода сравнения продаж для практической оценки непосредственно НМА. Метод сравнения продаж всегда используется при оценке НМА, когда возникает необходимость определения вероятной цены продажи товара, выпускаемого с применением объекта оценки.

Петр Орт и Ян Герман (Чехия) предлагают использовать в рамках сравнительного подхода корпоративный метод, суть которого состоит в применении стоимостных и финансовых показателей корпорации с известной стоимостью для оценки компании с неизвестной стоимостью.

В оценке нематериальных активов и особенно интеллектуальной собственности доходному подходу принадлежит особое место как подходу, который наиболее достоверно отражает действительную ценность НМА.

Стоимость НМА определяется суммой текущих стоимостей всех будущих выгод (чистой прибыли). При оценке гудвилла (деловой репутации предприятия) в качестве чистой прибыли, создаваемой объектом оценки, рассматривается так называемая «избыточная прибыль».

Стоимость товарного знака может рассчитываться через преимущество в цене продукции или в объеме реализации продукции, стоимость патента — через

выигрыш в себестоимости единицы продукции в части переменных затрат или в части условно-постоянных затрат.

К методам доходного подхода в оценке НМА относятся метод «освобождения от роялти» и метод выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата. В методе «освобождения от роялти» размер гипотетического лицензионного платежа определяется путем умножения годовой выручки от реализации продукции, выпущенной с применением НМА (за вычетом НДС и акцизов) на среднестатистическую ставку роялти. Основная масса известных ставок роялти определяется в диапазоне от 0,01 до 0,15. В странах Восточной Европы применяют ставки роялти от 2 до 8% выручки от реализации лицензионной продукции, которую получает лицензиат. Дополнительные бонусы лицензиар получает за то, что предоставляет лицензиату право использовать известный товарный знак.

В методе выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата размер гипотетического лицензионного платежа определяется путем умножения годовой валовой прибыли, полученной от реализации продукции, выпущенной с применением НМА, на среднестатистическую долю лицензиара, определяющуюся в диапазоне от 0,1 до 0,5. Размер доли определяется объемом передаваемых прав, наличием и действительностью патентной охраны и размером прибыли.

Дополнительная прибыль, образующаяся от экономии на гипотетических лицензионных платежах, является дополнительной прибылью до налогообложения. К владельцу НМА она поступит за вычетом платежа по налогу на прибыль. Остающаяся после уплаты налога чистая прибыль рассматривается как денежный поток, создаваемый НМА при текущем использовании, на основе которого строится прогноз поступления будущих денежных потоков.

Для расчета текущей стоимости НМА могут быть использованы два основных инструмента: формула дисконти-

рованных денежных потоков (формула DCF) и формула прямой капитализации, являющаяся частным случаем формулы DCF.

Используемая в доходном подходе ставка дисконтирования является характеристикой риска, отражающей волатильность планируемых денежных потоков. Поскольку интеллектуальная собственность изолированно от бизнеса не создает денежных поступлений, норма дисконтирования для оценки нематериальных активов определяется так же, как в оценке действующих предприятий (бизнеса). Помимо известных процедур модели оценки капитальных активов (САРМ) и модели кумулятивного построения в качестве базовой ставки дисконтирования принимается ставка рефинансирования Центрального банка РФ. Норма дисконтирования определяется с некоторой погрешностью и должна участвовать в расчетах, находясь в рамках определенного доверительного интервала (например, от ставки рефинансирования — 11% до значения, большего её на десять процентов, — 12,1%).

В соответствии с Федеральными стандартами оценки (ФСО №1) для получения итоговой стоимости нематериального актива необходимо провести согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки. Классические подходы к оценке (затратный, доходный и сравнительный) рассматриваются как равнозначные. Последние тенденции в области совершенствования Международных стандартов оценки (МСО 2007) показывают, что применение нескольких подходов одновременно — это не гарантия получения адекватного результата. Необходимо учитывать иерархию подходов, использовать необходимое количество подходов (один, два или три) исходя из специфики объекта оценки, цели оценки, достаточности и достоверности информации при проведении оценки.

Перспективным направлением в исследовании методов к оценке НМА, процесса дисконтирования, а также синтетических моделей оценки (опционный метод, модели Блэка-Шоулза и Ольсона) следует отметить применение концепции поведенческих финансов и ее отдельного сегмента — поведенческой оценки (поведенческая модель оценки активов), основанной на учете психологических и социальных факторов.

© Каширина Е.И.,

оценщик ООО «ОК «Аппрайзер», аспирантка кафедры «Финансово-экономический инжиниринг» РГЭУ (РИНХ)

РЕЛИЗАЦИЯ ДОХОДНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В современных условиях мирового финансового кризиса и нестабильного экономического развития России существует тенденция повышения интереса зарубежных товаропроизводителей к отечественному рынку. Это отражается на количестве поданных заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. В 2008 г. этот показатель составил 57112 заявок и остался почти на уровне

2007 г. (57262). За этот же период сохранилась положительная динамика регистрации товарных знаков — 36617 в 2008 г. по сравнению с 30724 в 2007 г. (см. табл.1).

В этих условиях повышается необходимость определения стоимости рассматриваемого вида промышленной собственности для совершения дальнейших сделок. Наиболее точно определить стоимость товарного знака возможно с использованием методов доходного подхода к оценке.

Доходный подход к оценке товарных знаков промышленных предприятий основан на расчете экономических выгод, связанных с получением прибыли за счет рассматриваемых нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднеотраслевого уровня.

При определении стоимости товарного знака методами доходного подхода необходимо проводить глубокий анализ объема продаж ассортимента товаров в течение всего их жизненного цикла.

Жизненный цикл товара, маркированного товарным знаком промышленного предприятия, отличается от типичного жизненного цикла любого товара без зарегистрированного товарного знака (появление на рынке, рост, зрелость, угасание). Он включает в себя восемь стадий (см. рис.1):

Таблица 1. Динамика подачи заявок и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в Российской Федерации за 2004-2008 гг.

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2008 в % к 2007

Всего подано заявок на регистрацию знаков в Российской Федерации, из них: 40877 47087 52984 57262 57112 99,74

российскими заявителями 23779 26460 29589 31502 30024 95,31

иностранными заявителями, из них: 17098 20627 23395 25760 27088 105,16

Зарегистрировано знаков, всего 27540 29447 29199 30724 36617 119,18

из них: на имя российских заявителей 15257 14389 13694 14993 19895 132,70

на имя иностранных заявителей 12283 15058 15505 15731 16722 106,30

Источник: составлено автором по данным официального сайта Роспатента: www.fips.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.