Научная статья на тему 'Развитие методологии исследования регионального рынка труда с использованием программно-целевого моделирования динамики отраслевых изменений'

Развитие методологии исследования регионального рынка труда с использованием программно-целевого моделирования динамики отраслевых изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЫНКА ТРУДА / DIGITAL ECONOMY / POPULATION AGING / RESEARCH METHODOLOGY / RESEARCH PRINCIPLES / REGIONAL LABOUR MARKET / EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT STRUCTURE / PROGRAM-TARGET METHOD / MODELING / LABOUR MARKET DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильцов Виталий Сергеевич, Левашов Евгений Николаевич

Определяются основные проблемы развития методологии исследования региональных рынков труда. Для этого идентифицируются основные внешние и внутренние вызовы для экономической системы России, проблемные направления и факторы развития рынка труда Вологодской области. Исследуется перспективность использования программно-целевого метода в текущих условиях функционирования рынка труда региона. Даются авторские рекомендации по совершенствованию методологии исследования рынка труда региона на теоретическом уровне и по устранению узких мест при использовании программно-целевого метода в практике федерального и регионального регулирования. Уточняется экономическая сущность понятия «рынок труда». Сформированы принципы, соблюдение которых позволит повысить результативность методологии проводимых исследований. Доказывается необходимость повышения роли формальных институтов в процессе регулирования социально-экономических отношений, складывающихся на региональных рынках труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Methodology of Research of the Regional Labour Market with the Use of Program-Target Modeling of Dynamics of Branch Changes

The main problems of the development of the methodology for the study of regional labour markets are identified. For this, the main external and internal challenges for the economic system of Russia and the problem areas and factors of development of the labour market in the Vologda region are identified. The prospects of using the program-target method under current conditions of the regional labour market are investigated. Author’s recommendations on improving the methodology for studying the labour market in the region at the theoretical level and on eliminating bottlenecks in using the program-target method in the practice of federal and regional regulation are given. The economic essence of the concept “labour market” is specified. Formed principles, compliance with which will improve the effectiveness of the methodology of research. The need to enhance the role of formal institutions in the regulation of socio-economic relations emerging in regional labour markets is being proved.

Текст научной работы на тему «Развитие методологии исследования регионального рынка труда с использованием программно-целевого моделирования динамики отраслевых изменений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 8 (418). Экономические науки. Вып. 62. С. 34—43.

УДК 331.5 ББК 65.012.22

DOI 10.24411/1994-2796-2018-10803

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОТРАСЛЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ1

В. С. Васильцов, Е. Н. Левашов

Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия

Определяются основные проблемы развития методологии исследования региональных рынков труда. Для этого идентифицируются основные внешние и внутренние вызовы для экономической системы России, проблемные направления и факторы развития рынка труда Вологодской области. Исследуется перспективность использования программно-целевого метода в текущих условиях функционирования рынка труда региона. Даются авторские рекомендации по совершенствованию методологии исследования рынка труда региона на теоретическом уровне и по устранению узких мест при использовании программно-целевого метода в практике федерального и регионального регулирования. Уточняется экономическая сущность понятия «рынок труда». Сформированы принципы, соблюдение которых позволит повысить результативность методологии проводимых исследований. Доказывается необходимость повышения роли формальных институтов в процессе регулирования социально-экономических отношений, складывающихся на региональных рынках труда.

Ключевые слова: цифровая экономика, старение населения, региональный рынок труда, структура занятости и безработицы, программно-целевой метод, моделирование, дифференциация рынка труда.

Рынок труда является основой устойчивого

развития отечественной хозяйственной системы. На рынке труда формируются важнейшие социально-экономические отношения, характеризующиеся значительным количеством участников, сложностью их взаимодействия и взаимозависимостью реализуемых функций. Современные вызовы требуют развития методологии исследования рынка труда. Базой такого развития Н. П. Крылова и Е. Н. Левашов предлагают рассматривать региональный уровень, максимально учитывающий особенности отдельно взятой территории [9]. К основным внешним вызовам в рамках проводимого исследования возможно отнести:

— введение экономических санкций в отношении российской экономики;

— возможность внешней военной агрессии;

— низкий объем инвестиции со стороны развитых стран с рыночной экономикой;

— климатические изменения;

— замедление мирового экономического роста.

Среди внутренних вызовов следует отметить:

— недостаточная проработанность категориального аппарата развития рынка труда;

1 Настоящее исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Вологодской области, проект № 18-410-350001 «Совершенствование методологии исследования регионального рынка труда».

— ресурсоориентированность отечественной экономики;

— концептуальные проблемы при реализации основ цифровой экономики;

— высокая дифференциация доходов населения;

— большая роль государства в развитии экономических отношений;

— сокращение доли трудоспособного населения.

Одним из наиболее актуальных системных вызовов, который уже сейчас влияет на многие сферы общества, является переход страны к цифровой экономике. Это кардинально влияет и будет влиять на рынок труда в ближайшем будущем. В частности, спрос на отдельные профессии снизится (например: экономист, медсестра), а некоторые могут вообще исчезнуть (диспетчер, вахтер, бухгалтер, юрист, нотариус, полицейский). Основная тенденция предстоящих изменений — массовизация некоторых профессиональных компетенций (программирование, знание английского языка, основы корпоративных информационных систем и т. д.). Оставшиеся же профессии претерпят изменения с учетом глобализации цифрового пространства и минимума бумажных носителей. Параллельно цифровые технологии завоевывают и методологическое обеспечение системы исследования рынка труда. При этом преобладающей объективной тенденцией, определяющей вектор

развития рынков труда — мирового, национальных и региональных — становится старение населения.

На текущий период остается неизменной макроэкономическая тенденция старения населения и в России. Так, согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, доля трудоспособного населения уменьшится с 56 % к концу 2018 г. до 54,2 % к 2036 г., и в дальнейшем прогнозируется увеличение удельного веса населения старше трудоспособного возраста [5], что определяет революционные изменения в пенсионном законодательстве страны и влияет на структуру безработицы.

Перечисленные экономические и демографические вызовы формируют потребность в разработке актуальных действенных принципов, методик и методов, дающих возможность получать объективную информацию, характеризующую состояние дел на региональных и национальном рынках труда.

Необходимо регулярно и в более короткие сроки учитывать и корректировать параметры региональных рынков труда: численность безработных, уровень участия в рабочей силе, уровень урбанизации, коэффициент демографической нагрузки, половозрастная структура, объем и структура миграционных потоков и т. д. В противном случае результативность предпринятых государственных мер, направленных на управление развитием рынка труда, будет либо низкой, либо вообще отрицательной.

К примеру, принятие решения о приглашении специалистов из других регионов или стран на основе необъективной информации по структуре миграционных потоков может привести к следующим негативным последствиям:

— рост уровня безработицы среди нетрудоустроенных работников-аборигенов, имеющих требуемую региональным рынком труда специальность;

— необходимость выплачивать пособие по безработице нетрудоустроенным работникам данного региона и поиска возможных вакансий по смежным профессиям;

— возможная эмиграция невостребованной рабочей силы в другие регионы, что уже более десятилетия наблюдается в Вологодской области;

— вузы региона могут лишиться бюджетных мест по специальностям, по которым осуществлялся импорт рабочей силы;

— рост общего уровня социальной напряженности в регионе и т. п.

Повышение эффективности функционирования

методологии исследования регионального рынка труда неразрывно связанно с актуализацией экономической сущности понятия «рынок труда». Большая значимость и многоаспектность рынка труда создали предпосылки появления значительного количества научных подходов, определяющих его экономическую сущность. Рассмотрим некоторые определения данного понятия (табл. 1).

Таблица 1

Классификация позиций ученых относительно определения дефиниции «рынок труда»

Экономическая сущность Автор

1 Система социально-экономических отношений между государством, работодателями и трудящимися по поводу всего комплекса трудовых отношений, купли-продажи трудовых услуг, включая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и вовлечение людей С. А. Карташов [6. С. 7]

2 Институт, который объединяет, сводит вместе продавцов товара «рабочая сила» (работников) и покупателей этого товара (работодателей) Д. Н. Курбышев [10]

3 Механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы Ю. В. Козыренко [7]

4 Совокупность общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда М. Р. Шаисламова, Д. Р. Рахматкариев [15]

5 Система общественных отношений, социальных, в том числе юридических, норм и институтов, обеспечивающих нормальное воспроизводство и эффективное использование труда Е. Ф. Борисов 2. С. 128]

6 Система общественных отношений по поводу подготовки, найма и последующего использования рабочей силы С. В. Моховик [11. С. 6]

В рамках рассматриваемых подходов в основу сущности понятия «рынок труда» могут ставиться различные факторы или акторы:

— работодатель, формирующий потребность в рабочей силе (определенного качества и

количества);

— работник, обеспечивающий удовлетворение личных потребностей в самореализации и воспроизводстве;

— форма конкретной демонстрации системы социальной организации наемного труда;

— рабочая сила как специфический товар рынка труда и т. п.

На наш взгляд, наиболее привлекательным определением понятия «рынок труда» с точки зрения субъектного состава выступает трактовка С. А. Карташова. В данной трактовке помимо классических участников рынка труда (наниматель и работник) еще присутствуют государство и организации, обучающие будущих и непосредственно вовлеченных в трудовые отношения работников.

Роль государства в отечественной экономике огромна, так как оно напрямую и опосредованно воздействует на все социально-экономические отношения, в том числе на региональный рынок труда. Напрямую государственное воздействие на рынок труда проявляется в принятии различных нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях. Нормотворчество формирует основы эффективного взаимодействия работника и работодателя, определяются права, обязанности и ответственность участников. Создаются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие воспроизводство и развитие рабочей силы, перераспределение национального дохода с помощью различных финансовых и социальных механизмов (предоставление кредитов, субсидий, дотаций, целевого финансирования, выделение бюджетных мест в сфере высшего и среднего профессионального образования и пр.). Косвенно государственное участие проявляется в создании рабочих мест в бюджетной сфере, на предприятиях с государственной долей в уставном капитале; формировании государственных заказов (проведение спортивно-массовых мероприятий, строительство инфраструктуры, заказы для ВПК и т. п.); осуществлении капиталовложений в различных формах.

В современной понятийной системе наиболее распространенной формулировкой сущности рынка труда в самом общем виде, на наш взгляд, является определение рынка труда, данное Е. Ф. Борисовым. В нем предпринята попытка синтеза классического подхода к исследуемому понятию — «система общественных отношений», с наполнением смысловой части современными концептуальными подходами; в частности, предпринята попытка синтезировать классическую экономическую теорию с институциональной. На

наш взгляд, такой синтез привел к недостаточному учету экономической составляющей, определяющей целевую функцию рынка труда — создание богатства нации, что и в дальнейшем приводит большинство ученых к перекосу исследований по данной теме либо в сторону наемных работников, либо в сторону собственников капитала, сдаваемого работникам в наем. Такая проблема объясняется еще и тем, что два других участника рынка труда — государство (нация) и профессиональные союзы — недооцениваются в современной российской системе воспроизводства, так как рыночные отношения не достигли стадии зрелости.

По мнению Н. Г. Вишневской, существенным аспектом развития методологии исследования выступает решение вопроса о необходимости включения в понятие «рынок труда» такого элемента, как «занятость» [3. С. 27]. Существуют две противоположенные точки зрения. Первая говорит о разделении вышеуказанных понятий. А. Котляр не идентифицировал отношения, сложившиеся в процессе непосредственной работы индивидуума к рынку труда [8]. Также сюда не относились процессы поиска работником, непосредственно работающим на предприятии или самозанятым, новой или дополнительной работы. Все эти процессы не имеют рыночного характера и играют второстепенную роль. Вторая точка зрения предусматривала включение процессов непосредственной реализации деятельности индивидуумов при производстве общественно значимых благ в сферу влияния рынка труда. Г. Я. Ракитская [12] и другие ученые относили процессы самой работы и дальнейшее развитие работника (повышение квалификации, повышение в должности, поиск сторонних вакансий и т. д.) в рыночную сферу. Авторы настоящей статьи придерживаются преимущественно второй точки зрения, считая, что именно рынок инициирует условия конкуренции, которые пронизывают все сферы трудовых отношений и требуют устойчивого развития работников.

Обобщая вышесказанное, можно дать авторский взгляд на сущностную характеристику понятия «рынок труда»: это система социально-экономических отношений, складывающихся между государством, образовательными и общественными организациями, работодателями и рабочей силой в сферах эффективного взаимодействия ключевых факторов производства (средств производства и рабочей силы) и устойчивого воспроизводства рабочей силы (мотивация индивидуумов к труду, их обучение и переобучение, пенсионное обеспечение, выполнение социальных гарантий и т. п.).

Следующим этапом развития методологии исследования рынка труда станет определение его

территориальных границ. На взгляд авторов, за основу данного исследования должен быть взят региональный уровень. Важность изучения регионального рынка труда обусловлена следующими проблемами:

— дифференциация ключевых региональных показателей (валового регионального продукта, средней заработной платы, численности населения, экономической специализации и т. д.);

— совпадение в большинстве случаев границ экономического региона с административно-территориальными границами, что требует разработки адресной политики;

— неравномерность экономического развития, обусловливающая деление регионов России на две большие группы: доноры и реципиенты, что также отражается на методах регионального исследования.

Еще одной важной проблемой, обозначенной Э. К. Тхакушиновым и заслуживающей отдельного внимания, является рост эффективности специализации производства и комплексного регионального развития [14]. Учет этих особенностей характеризует регион как базис формирования связи между микро- и макроуровнем. Кроме того, при регулировании рынка труда необходимо учитывать специфику федеральных округов, которые имеют преимущественно межрегиональный и универсальный характер. Следует отметить, что на данном уровне слабо развиты формальные институты рынка труда: законы и подзаконные акты; государственные органы, регламентирующие поведение участников рынка труда.

Цель настоящей статьи — повышение эффективности применения методологии исследования регионального рынка труда за счет уточнения и развития теоретических и прикладных элементов. Объектом исследования выбран рынок труда Во-

логодской области. Ключевые демографические показатели регионального рынка труда представлены в табл. 2.

Данные табл. 2 показывают незначительную тенденцию сокращения численности населения области. Так, в 2018 г. общая численность населения снизилась на 7,17 тыс. чел. (0,59 %), при этом особенно быстро сокращается сельское население за рассматриваемый период оно уменьшилось на 27,3 тыс. чел. (7,7 %). Количество рабочей силы также сократилось — на 69 тыс. чел. (10,6 %). Причинами такого сокращения, по нашему мнению, является не только снижение общей численности населения региона за счет естественной убыли, но и эмиграции населения из-за модернизации производства в металлургии и других отраслях промышленности региона, сопровождающейся высвобождением занятых работников, и низкой привлекательности сельского хозяйства.

В то же время общая численность безработных сократилась в области на 20,3 тыс. чел. (39,6 %). При этом существует большой разрыв между общим числом незанятых и количеством зарегистрированных безработных. Данные проведенного нами опроса и анализа рынка труда области показали, что в 2017 г. из 30,9 тыс. безработных официально встали на учет 7,9 тыс. чел. (25,6 %).

Еще одним фактором, характеризующим довольно низкий уровень безработицы на рынке труда региона, можно считать включение Вологодской области в «Перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным»1.

Обозначенные проблемы и существующие вызовы требуют корректировки методологии ис-

1 Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2015 № 696-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным» (в ред. от 14.07.2017 № 1501-р) (http//www.garant.ru/).

Таблица 2

Динамика численности населения Вологодской области

Показатель Год Отклонение: +/- 2018/2010

2010 2017 2018

1 Численность населения, тыс. чел. 1202 1183,86 1176,69 -7,17

2 Городское/сельское, тыс. чел. 850/352,4 854,5/329,4 851,6/325,1 1,6/-27,3

3 Миграция населения, чел. (прирост, убыль) 305 -947 -1280 -1585

4 Численность рабочей силы, тыс. чел. 654 610,7 585 -69

5 Численность безработных, тыс. чел. 51,2 40,2 30,9 -20,3

6 Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. 16,0 8,8 7,9 -8,1

Составлено по данным источника [4].

следования регионального рынка труда. Основой развития методологии должна стать разработка методов повышения эффективности функционирования формальных региональных институтов рынка труда, к которым следует отнести:

— нормативно-правовые акты (федерального, регионального и местного уровней);

— специализированные государственные органы (Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и высшего образования и т. д.);

— контролирующие и общественные организации (профсоюзы, трудовая инспекция и объединения работодателей, союзы предпринимателей и пр.).

Повышение значимости формальных институтов является главной целью развития методологии исследования регионального рынка труда, которая должна основываться на том, что рост эффективности регулирования регионального рынка труда возможен за счет:

— расширения возможности получения всесторонней и актуальной информации о состоянии и изменениях социально-экономических отношений на рынке труда;

— наличия доверия у работников при реализации права на труд, а у безработных в возможности быстрого поиска подходящей работы.

Ведущую роль в достижении цели повышения эффективности регулирования регионального рынка труда местной администрацией играют такие формальные институты, как соответствующие региональные нормативно-правовые акты. При этом для учета социально-экономической специфики того или иного субъекта Российской Федерации необходима адресная имплементация федеральных законов и подзаконных актов на региональном и местном уровнях (стратегии, целевые программы, приказы, регламенты и т. п.).

В качестве примера регионального формального института может быть рассмотрена государственная программа «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014—2020 годы»1.

Целями программы определены:

1. Формирование условий и предпосылок развития эффективного рынка труда области.

2. Обеспечение государственных гарантий в сфере содействия эффективной реализации

1 Государственная программа «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014—2020 годы» : постановление Правительства Вологод. обл. от 28 окт. 2013 г. № 1101 с изм. и доп. (http//www.garant.ru/).

прав граждан на занятость и полноценную защиту от безработицы.

Программа декомпозируется на подпрограммы (улучшение условий и охраны труда, содействие занятости населения и т. д.), содержит целевые показатели, включающие количественные значения по улучшению ситуации на рынке труда Вологодской области (уровень зарегистрированной безработицы; удельный вес мероприятий, которые были выполнены в рамках планов деятельности Департамента труда и занятости населения области на год и т. д.).

Срок действия программы — семь лет. Учет трансформации ситуации на рынке труда осуществляется за счет внесения в нее изменений (последняя редакция включает 19 изменений).

Ресурсное обеспечение Программы осуществляется на базе софинансирования регионального и федерального бюджетов. Основной объем финансирования приходится на федеральный бюджет — 2938, 98 млн р., областной бюджет планирует выделить 1260, 8 млн р.

По нашему мнению, методологической основой повышения эффективности функционирования исследуемого формального института — регионального рынка труда — является расширение использования программно-целевого метода на основе применения методов нейросетевого моделирования динамики отраслевых изменений. Его достоинства и недостатки в общем виде приведены в табл. 3.

В основе программно-целевого метода лежит системный подход, который также имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства системного подхода: применим для сложных и полиструктурных элементов, при этом учитываются интересы практически всех составных частей системы; нацеленность на результат; функциональное взаимодействие между экономическими отношениями внутри системы и существующими формальными институтами. И. А. Ашмаров выделяет следующие недостатки: большой объем затрачиваемых ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), так как программа ориентирована на систему в целом; реализуемая программа представляет собой реакцию на происходящие изменения в системе [1]. В то же время практически отсутствует процесс прогнозирования и проведения превентивных мероприятий, позволяющих устранять причину с минимальными затратами ресурсов; низкая эффективность в поиске ключевых факторов, влияющих на ситуацию в исследуемой сфере.

Для повышения эффективности программно-целевого метода предлагается усилить отраслевой аспект при формировании комплекса задач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и разработке подпрограмм. Это выражается в определении удельного веса конкретно взятой отрасли в целевых показателях, заложенных в программе. Повышенное внимание необходимо обратить на невыполняемые целевые показатели. Например, если не выполняется показатель «уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда», то предлагается декомпозировать его на отрасли промышленности региона, где работали ранее безработные, либо в соответствии со специальностью, которую они получили в процессе обучения. После определения проблемных отраслей уже необходимо корректировать адресность той или иной подпрограммы.

Таблица 3

Сравнительный анализ сущностных характеристик программно-целевого метода исследования регионального

рынка труда

Достоинства Недостатки

Акцентированность на решение многоуровневой цели Использование количественных методов исследования

Стратегический характер цели Высокие транзакционные издержки при корректировке метода

Дает возможность успешно декомпозировать цели и задачи с федерального на региональный уровень (проекция целей) Низкая результативность принимаемых решений в условиях неопределенности

Относительно открытая процедура формирования структуры метода Низкая эффективность преодоления противоречий между участниками рынка

Высокая взаимосвязь и взаимозависимость реализуемой программы с программами в других социально-экономических сферах в данном регионе Слабая взаимосвязь и взаимозависимость реализуемой программы с программами в других социально-экономических сферах в соседних регионах

На рисунке (с. 40) приведены данные по основным видам деятельности региона. Снижение уровня занятости наблюдается: в сельском хозяйстве — на 29,1 тыс. чел. (36,9 %); обрабатывающем производстве — 36,1 тыс. (24,8); сфере образования — 10,8 тыс. (18,7). Причинами отрицательной динамики в сельском хозяйстве служит небольшая привлекательность работы в отрасли, низкое качество жизни в поселках и деревнях, небольшие транзакционные издержки трудоустрой-

ства в городах региона. Снижение занятости в обрабатывающем производстве преимущественно вызвано обновлением технологий производства, что позволяет автоматизировать процессы и высвобождать рабочую силу. Проблемы в сфере образования связаны с тенденцией закрытия филиалов вузов и негосударственных образовательных учреждений. Положительная динамика уровня занятости прослеживается по следующим видам деятельности: торговля, ремонт потребительских товаров — численность занятых увеличилась на 14,8 тыс. чел. (18,6 %), транспорт и связь — на 4,4 тыс. (9,5). В целом успехи в этих сферах деятельности объясняются невысокими издержками при входе на данные рынки и относительно высокой рентабельностью вышеуказанных направлений.

Еще одним способом усиления отраслевого аспекта в проводимых исследованиях будет определение притока или оттока рабочей силы по отраслям региона. Специфика разрабатываемой политики должна варьироваться в зависимости от того, какое сальдо миграционных потоков имеет отдельно взятая отрасль. Здесь необходимо сопоставлять эмиграционные и иммиграционные потоки рабочей силы с целью определения дублирующихся элементов (уровень образования, половозрастная структура, виды профессиональных компетенций и т. п.). Далее уже необходимо активизировать внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда представляет собой комплекс факторов и условий, обеспечивающих эффективное использование и развитие рабочей силы (условия труда и его охрана, перспективы и мотивация развития персонала, текучесть кадров, уровень развития производительных сил и т. д.). Внешняя среда — условия получения основного и дополнительного образования различного уровня, медицинское и социальное обеспечение, экологическая ситуация, доступная информационная среда, состояние предпринимательского климата.

В дальнейшем при разработке государственных программ отраслевой аспект также необходимо принимать во внимание. Для этого предлагается определять:

— возможные сценарии интеграционных процессов в исследуемой отрасли (холдинги, консорциумы; прогрессивная, горизонтальная интеграции и т. д.);

— потенциальную емкость рынка отрасли и его сегментацию;

— фазы экономического цикла отрасли;

— уровень добавленной стоимости в отрасли и перспективы ее роста;

160 140 120 100 80 60 40 20 0

2005

145,4

109,3

2016

2005

2016

Сельское хозяйство

Обрабатывающие производства

2005 2016 Образование

2005 2016 Строительство

2005 2016 2005 2016

Торговля, ремонт Транспорт и связь потребительских товаров

2005 2016 Здравоохранение

Среднегодовая численность занятых по видам деятельности в Вологодской области, тыс. чел. [13]

— внеэкономические риски (политические,

климатические, социальные и т. д.). Учет вышеуказанных аспектов необходим преждевсегодля отраслей, которыевносят ос-новнойвклад тЛ>одмнров аниеваловогогротук-татегдтна,атакже еляоехсфел деядельности, в которые планируют привлекать значительные объемы инвестиций.

Нео^одамо уменьшать -лмлидеш^шок труда реетоновнеН-Кмальсыт ередусмат-

ривающихигйяньзкванее нотЫтциальдыр святей (традиции, обычаи, знакомство и т. п.) с целью решения вопроса официального и неофициального трудоустрой^'^^я. Ф^кцкошфосгниетеформалл-ныхинсти^товянижаеаеГфектдвно стввроцеа-са формализации трудовых отношений. Прежде всего речь идет об объективности информации о состоянии рынка труда в том или ином регионе.

десь необходимо снижать уровень оппортунизма со стороны инициаторов спроса на рабочую силу, что выражается в своевременном предоставлении всего объема информации о потребности в рабочей силе (независимо от характера деятельности).

Следующий этап развития — формирование принципов, соблюдение которых повысит эффективность функционирования методологии исследования регионального рынка труда:

• Принцип дифференцированного подхода при региональном исследовании рынка труда. Это становится очевидным при анализе социально-экономических показателей регионов. Например, по численности населения регионы могут быть дифференцированы в 16,4 раза (Москва и Орловская область). По удельному весу городского и сельского населения: Кемеровская область — 85,8 % городского населения против Республики Алтай — 29,2 %. По уровню безработицы:

Ненецкий автономный округ — 2,5 %, Ленинградская область — 0,4 %. По удельному весу безработных, которые ищут работу 12 месяцев и более: Брянская область — 44 %, Москва — 11,2 %. По среднедуше-

ог вым денежным доходам населения: более чем в 3,1 раза (Ненецкий автономный округ и Псковская область). Сравнение регионов по анализируемым показателям делалось в рамкаходногофедерального округа с целью учетаеготерриториальныхи природно-климатических особенностей. Если делать сопоставления между регионами различных федеральныхокругов,тодифференциация в показателях будет еще больше [13].

• Принцип объективности ожиданий работника. Сущность данного принципа заключается в реальной оценке собственных возможностей, навыков, умений и знаний, с одной стороны, и фактических условий работы, оплаты труда, которые может предложить работодатель, — с другой. Здесь большую роль начинают играть формальные институты (центры занятости, биржи труда), которые формализуют спрос работодателя в рабочей силе (размер заработной платы, наличие опыта работы, уровень образования, возраст, пол и т. д.). Еще одним важным инструментом, позволяющим объективно оценить возможности потенциального работника, выступают различные собеседования, тестирования и деловые игры. С их помощью уже работодатель либо посредник получают дополнительную информацию об уровне готовности претендента на вакансию.

• Принцип открытости информации. Речь идет о снижении уровня асимметрии информации со стороны всех участников рынка. Должны

быть минимизированы все противодействия работника, немотивированного афишировать свой статус безработного либо фактический уровень профессиональных компетенций, и работодателя и государственных организаций, которые в силу различных причин, в том числе оппортунистического поведения, могут искажать информацию о реальной потребности в рабочей силе.

• Принцип непрерывного мониторинга предложения рабочей силы и спроса работодателей. Необходим всесторонний, системный, объективный учет всех информационных потоков, характеризующих состояние рынка труда: половозрастная структура работающих и безработных; количество выпускников вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, профессионально-технических училищ, средних школ, демобилизованных военнослужащих; потребности предприятий и организаций, ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) производственных мощностей на действующих предприятиях; открытие новых предприятий; получение госзаказов и т. п. Наблюдение за состоянием рынка труда должно осуществляться в кратко-, средне-и долгосрочной перспективе. Это позволит более точно исследовать состояние рынка труда с учетом текущих реалий и возможных перспектив.

• Принцип оперативности анализа. Принцип определяет необходимость сокращения времени принятия решений при исследовании рынка труда. Высокая степень изменчивости среды, как правило, требует немедленной реакции от управляющего аппарата. Сокращение времени реакции на изменяющиеся

условия повышает эффективность анализа и реализуемых программ. Для этого предлагается использовать методы нейросетевого моделирования динамики отраслевых изменений региона, с помощью которых будут отслеживаться пограничные количественные значения в реальном времени и в дальнейшем своевременно устранять выявленные несоответствия.

В результате проведенных исследований была определена потребность в совершенствовании программно-целевого метода за счет усиления отраслевого аспекта. Необходимо определять отрасли-лидеры и отрасли-аутсайдеры региона с целью корректировки программно-целевого метода и повышения адресности проводимых мероприятий. Также необходимо снижать уровень информационной асимметрии за счет повышения роли формальных институтов и повышения уровня вовлеченности работодателей в процесс исследования рынка труда [например, предоставление информации о развитии сотрудника в процессе непосредственной работы (профессиональная переподготовка, второе высшее образование и т. п.)].

Система трудовых отношений характеризуется многоуровневостью и большим количеством участников, прямо и косвенно воздействующих на рынок труда. Залогом успешного функционирования методологии исследования региональных рынков труда должен стать выход за узкие рамки понятий купли-продажи рабочей силы, где с помощью высокой заработной платы можно решить концептуальную проблему. Необходим учет факторов, влияющих на формирование как спроса на рабочую силу, так и причин и условий, опосредующих определенный комплекс трудовых возможностей и компетенций.

Список литературы

1. Ашмаров, И. А. К вопросу о методологии исследования рынка труда [Электронный ресурс] / И. А. Ашмаров // Вестн. Воронеж. техн. ун-та. — 2010. — № 4 (т. 6). — С. 1—4. — URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologiiissledovaniya-rynka-truda.

2. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : курс лекций для студентов высших учеб. заведений / Е. Ф. Борисов. — М. : Академия, 2007.

3. Вишневская, Н. Г. Методология исследования региональных рынков труда / Н. Г. Вишневская // Журн. экон. теории. — 2009. — № 3. — С. 24—29.

4. Вологодская область в цифрах : крат. стат. сб. — Вологда : Вологдастат, 2018. — 150 с.

5. Демографический прогноз до 2035 года [Электронный ресурс] // Федеральная службы государственной статистики (Росстат) : офиц. сайт. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/ (дата обращения 20.05.2018).

6. Карташов, С. А. Рынок труда: проблемы, формирование и управление (на примере г. Москвы) / С. А. Карташов — М. : Финстатиздат, 1998.

7. Козыренко, Ю. В. Российский рынок труда в условиях кризиса / Ю. В. Козыренко. — М. : Лаб. книги, 2010. — 44 с.

8. Котляр, А. O понятии рынка труда / А. Котляр // Вопр. экономики. — 2005. — № 1. — С. 12—15.

9. Крылова, Н. П. Рынок труда в контексте новых методик его исследования / Н. П. Крылова, Е. Н. Левашов // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». — М., 2016. — С. 271—274.

10. Курбышев, Д. Н. Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики / Д. Н. Курбышев. — М. : Лаб. книги, 2010. — 211 с.

11. Моховик, С. В. Организационно-экономические и методические основы функционирования службы занятости : автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. В. Моховик. — СПб., 1994.

12. Ракитская, Г. Я. Методологические аспекты современного рынка труда / Г. Я. Ракитская // Рынок труда и занятость: современные проблемы теории и практики. — М. : РАГС, 2004. — С. 123—127. — (Точка зрения).

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Р32 : стат. сб. — М. : Росстат.,

2017. — 1402 с.

14. Тхакушинов, Э. К. Методология исследования региональной экономики / Э. К. Тхакушинов // Междунар. журн. приклад. и фундамент. исслед. — 2016. — № 12 (ч. 3). — С. 556—558.

15. Шаисламова, М. Р. Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества / М. Р. Шаисламова, Д. Р. Рахматкариев // Молодой ученый. — 2017. — № 7. — С. 305—307.

Сведения об авторах

Васильцов Виталий Сергеевич — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления Череповецкого государственного университета, Череповец, Россия. 3297@rambler.ru

Левашов Евгений Николаевич — старший преподаватель кафедры экономики и управления Череповецкого государственного университета, Череповец, Россия. levashov_evgenii@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 8 (418). Economic Sciences. Iss. 62. Рp. 34—43.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY OF RESEARCH OF THE REGIONAL LABOUR MARKET WITH THE USE OF PROGRAM-TARGET MODELING OF DYNAMICS OF BRANCH CHANGES

V.S. Vasil'tsov

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia. 3297@rambler.ru

Ye.N. Levashov

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia. levashov_evgenii@mail.ru

The main problems of the development of the methodology for the study of regional labour markets are identified. For this, the main external and internal challenges for the economic system of Russia and the problem areas and factors of development of the labour market in the Vologda region are identified. The prospects of using the program-target method under current conditions of the regional labour market are investigated. Author's recommendations on improving the methodology for studying the labour market in the region at the theoretical level and on eliminating bottlenecks in using the program-target method in the practice of federal and regional regulation are given. The economic essence of the concept "labour market" is specified. Formed principles, compliance with which will improve the effectiveness of the methodology of research. The need to enhance the role of formal institutions in the regulation of socio-economic relations emerging in regional labour markets is being proved.

Keywords: digital economy, population aging, research methodology, research principles, regional labour market, employment and unemployment structure, program-target method, modeling, labour market differentiation.

References

1. Ashmarov I.A. K voprosu o metodologii issledovaniya rynka truda [On the methodology of labour market research]. Vestnik Voronezhskogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Voronezh Technical

University], 2010, no. 4 (vol. 6), pp. 1—4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologiiissledovaniya-rynka-truda. (In Russ.).

2. Borisov Ye.F. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. (In Russ.).

3. Vishnevskaya N.G. Metodologiya issledovaniya regional'nykh rynkov truda [Methodology for the study of regional labour markets]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of Economic Theory], 2009, no. 3, pp. 24—29. (In Russ.).

4. Vologodskaya oblast' v tsifrakh: kratkiy statisticheskiy sbornik [The Vologda region in figures: a brief statistical compilation]. Vologda, 2018. (In Russ.).

5. Demograficheskiy prognoz do 2035 goda [Demographic projection to 2035]. Available at: http://www. gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/ (In Russ.).

6. Kartashov S.A. Rynok truda: problemy, formirovaniye i upravleniye (naprimere g. Moskvy) [The labour market: problems, formation and management (on an example of Moscow)]. Moscow, 1998. (In Russ.).

7. Kozyrenko Yu.V. Rossiyskiy rynok truda v usloviyakh krizisa [The Russian labour market in times of crisis]. Moscow, 2010. 44 p. (In Russ.).

8. Kotlyar A. O ponyatii rynka truda [About concept of the labour market]. Voprosy ekonomiki [Issues of economics], 2005, no. 1, pp. 12—15. (In Russ.).

9. Krylova N.P., Levashov Ye.N. Rynok truda v kontekste novykh metodik ego issledovaniya [Labor market in the context of new research methods]. Materialy IXMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Innovatsionnoye razvitiye rossiyskoy ekonomiki" [Materials of the IX International Scientific and Practical Conference "Innovative Development of the Russian Economy"]. Moscow, 2016. Pp. 271—274. (In Russ.).

10. Kurbyshev D.N. Problemy regulirovaniya rynka truda v usloviyakh reformirovaniya ekonomiki [Problems of labour market regulation in conditions of economic reform]. Moscow, 2010. 211 p. (In Russ.).

11. Mokhovik S.V. Organizatsionno-ekonomicheskiye i metodicheskiye osnovy funktsionirovaniya sluzhby zanyatosti [Organizational-economic and methodical basis of the employment service]. St. Petersburg, 1994. (In Russ.).

12. Rakitskya G.Ya. Metodologicheskiye aspekty sovremennogo rynka truda [Methodological aspects of the modern labour market]. Rynok truda i zanyatost': sovremennye problemy teorii i praktiki [Labor market and employment: modern problems of theory and practice]. Moscow, 2004. Pp. 123—127. (In Russ.).

13. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiyepokazateli [Regions of Russia. Socio-economic indicators]. Moscow, 2017. 1402 p. (In Russ.).

14. Tkhakushinov E.K. Metodologiya issledovaniya regional'noy ekonomiki [Methodology of regional economy research]. Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2016, no. 12 (p. 3), pp. 556—558. (In Russ.).

15. Shaislamova M.R. Rynok truda i ego osnovnye ponyatiya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Labor market and its basic concepts in the information society]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2017, no. 7, pp. 305—307. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.