Научная статья на тему 'Развитие методики внутреннего контроля в строительстве'

Развитие методики внутреннего контроля в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамов Н. А.

По мнению автора, служба внутреннего контроля крупных строительных организаций должна быть отдельным подразделением, не входящим ни в какие другие службы, и она должна быть подчинена руководству хозяйствующего субъекта. Данное мнение основано на том, что если служба внутреннего контроля подчиняется руководителю какого-либо подразделения или службы, равно является частью другого подразделения организации, то становится затруднительным формировать нейтральные отчетные показатели по результатам осуществления внутреннего контроля. Кроме того, целесообразно разработать систему обеспечения конфиденциальности информации, формируемой по результатам деятельности службы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие методики внутреннего контроля в строительстве»

управленческий учет

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

H.A. АДАМОВ, доктор экономических наук, доцент Государственного университета управления

Функции внутреннего контроля при плановой экономике имели свои характерные особенности, что обусловливалось целью и задачами системы внутреннего контроля.

Недостатки системы ведомственного контроля в предыдущие десятилетия были обусловлены спецификой «ничейной» собственности, бюрократизмом системы и формальным характером проведения в ней ревизионной работы. Тем не менее отдельные авторы в своих работах уделяли значительное внимание проблемам организации внутреннего контроля.

В годы плановой экономики для осуществления систематического контроля за выполнением планов и хозрасчетных заданий, уровнем издержек производства и выявлением внутренних резервов их снижения бухгалтерский учет должен был обеспечить:

- своевременное, полное и достоверное отражение материальных, трудовых и иных затрат на производство строительных и монтажных работ и продукции, вырабатываемой подсобными и вспомогательными производствами;

- контроль за целевым использованием материалов, заработной платы и других затрат, выявление ущерба от неправильного использования материальных и трудовых ресурсов в процессе производства, установление виновных в этом должностных лиц и принятие мер по возмещению ущерба;

- правильное исчисление фактической себестоимости выполненных работ и определение финансовых результатов от реализации строительной продукции;

- контроль за выполнением хозрасчетных заданий структурными подразделениями, планов ввода объектов в эксплуатацию, строительно-монтажных работ и снижения остатков незавершенного производства, плана себестоимости строительно-монтажных работ,

в том числе по видам работ, статьям и экономическим элементам затрат;

- своевременное представление руководству необходимой информации и отчетности по издержкам производства, объемам выполненных работ и финансовым результатам от их реализации.

Бухгалтерский учет отражал хозяйственную деятельность, обеспечивая государственный контроль и возможность для всестороннего экономического анализа, способствуя при этом принятию эффективных решений.

Таким образом, при плановой экономике перед системой внутреннего контроля в первую очередь стояли следующие задачи:

- повышение достоверности учетных данных;

- сохранность ресурсов организации;

- контроль за целевым использованием средств.

Система внутреннего контроля отдельных организаций, имевшая место при плановой экономике, не была достаточно эффективной. Одной из причин этому послужило отсутствие четко организованной системы внутреннего контроля, созданной в целях управления. Другими словами, нередко имел место «контроль ради контроля». Полученная системой внутреннего контроля информация недостаточно широко применялась при подготовке, обосновании и принятии своевременных управленческих решений. Кроме того, система внутреннего контроля в годы плановой экономики была основана на «историческом» подходе, т.е. отражала «как это было». Иными словами, она в основном была нацелена на контроль и ревизию тех фактов хозяйственной деятельности, которые уже случились.

В то время учет системно поставлял информацию о калькуляции себестоимости, которая затем не анализировалась и никак не использовалась в управлении. То же самое можно сказать об искус-

ственно созданных показателях хозяйственного внутреннего расчета, которые редко использовались линейными менеджерами для повышения эффективности управления структурными подразделениями.

Современное состояние информационной системы строительных организаций требует качественно нового подхода к созданию системы внутреннего контроля. Существующая система бухгалтерского учета не в состоянии обеспечить управленческий персонал хозяйствующих субъектов информацией, достаточной для подготовки, обоснования и принятия эффективных управленческих решений. Одной из причин такого положения является значительное увеличение объема информации, используемой для принятия оперативных решений, за период перехода экономики нашей страны к преимущественно рыночным отношениям.

Многие специалисты в своих трудах делают выводы о том, что с такой проблемой экономически развитые страны столкнулись в начале второй половины ХХ в. В конце 1940 и начале 1950-х гг. ХХ в. в странах с рыночной экономикой произошли значительные изменения в области бухгалтерского учета. Прежде всего, бухгалтерский учет стал не только средством обработки и группировки экономической информации, содержащейся в первичных документах, но и превратился в участника и исполнителя управленческой политики хозяйствующих субъектов. При этом особенно остро стала ощущаться необходимость в повседневном контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов в связи с образованием крупных фирм, имеющих филиалы как внутри страны, так и за рубежом.

Из анализа данной проблемы следует, что со второй половины ХХ в. многие страны перешли в постиндустриальную фазу, так называемую информационную экономику, а перед Россией данная проблема возникла в настоящее время, в связи с чем возникает необходимость создания новых элементов надстройки, в том числе обновления организационно-технической структуры, системного бухгалтерского учета.

Таким образом, в условиях высокой конкуренции и самостоятельности строительных организаций неэффективность использования традиционных методических подходов к формированию информации, нужной для внутреннего контроля, существенно усиливается. Следовательно, для осуществления упорядоченной и эффективной деятельности, соблюдения политики руководства всеми работниками и обеспечения сохранности активов на предприятиях необходимо организовать эффективную систему внутреннего контроля.

Изучение действующей внутренней информационной системы строительных организаций показало, что имеет место определенный информационный вакуум, который обрывает обратную связь менеджмента организации с управляемой системой; имеющий место бессистемный сбор разрозненной информации не способствует комплексному решению оперативных и стратегических управленческих задач, стоящих перед руководством хозяйствующего субъекта.

Следовательно, функции по сбору и обобщению аналитической информации, а также по ее накоплению и распределению на сегодняшний день выполняются недостаточно эффективно.

Проведенное исследование показало, что даже в тех случаях, когда в организации функционирует система внутреннего контроля, далеко не всегда этим занимается штатный профессиональный состав сотрудников соответствующего подразделения. Внутренний контроль деятельности филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других хозяйственных формирований проводится на предприятиях их руководителями, специалистами.

Однако исследование показывает, что качественная работа по внутреннему контролю может быть осуществлена только специалистами данного профиля, обладающими глубокими знаниями в этой, а также в смежных областях и владеющими соответствующей методикой, путем осуществления специальных процедур, разработанных не только с учетом отраслевых особенностей, но и специфики деятельности отдельной строительной организации.

Внутренний контроль должен играть весьма существенную роль в хозяйственном механизме строительной организации. Его основная сущность должна сводиться к обеспечению финансовой устойчивости организации путем осуществления таких подходов, которые позволят менеджменту незамедлительно реагировать на все существенные изменения внутренней и внешней среды.

Организация и разработка структуры системы внутреннего контроля как составной части информационного пространства хозяйствующего субъекта должны осуществляться исходя из задач, стоящих перед этой системой. Как показывает исследование, к основным задачам системы внутреннего контроля должны быть отнесены:

- оказание информационной поддержки управленческому персоналу при принятии обоснованных решений;

- обеспечение сохранности имущества хозяйствующего субъекта;

- соблюдение требований действующего законодательства;

- контроль за выполнением плановых (бюджетных) показателей;

- разработка прогнозных показателей;

- оценка деятельности отдельных подразделений и управленцев в целях их стимулирования;

- анализ эффективности принимаемых решений.

Главными препятствиями более широкого и эффективного развития внутреннего контроля в строительных организациях на современном этапе являются:

- отсутствие однозначно трактуемой понятийной основы системы внутреннего контроля;

- неясность функций, целей и задач, стоящих перед внутренним контролем;

- отсутствие научно обоснованной методической основы формирования информации для осуществления внутреннего контроля, учитывающей отраслевые особенности и специфику отдельных строительных организаций;

- непонимание и недооценка руководством организаций степени полезности информации, формируемой для внутренних целей;

- отсутствие персонала, для которого эти функции являются основными, а не дополнительной «нагрузкой».

Современное представление различных специалистов о системе внутреннего контроля имеет разные толкования.

В результате исследования установлено, что в настоящее время понятия «внутрихозяйственный контроль», «внутренний контроль», «внутренний аудит», «контроллинг» учеными и специалистами-практиками употребляются непоследовательно и неоднозначно. Результатом такого подхода является отсутствие четкой и однозначно трактуемой всеми заинтересованными участниками понятийной основы системы внутреннего контроля. Практика свидетельствует о том, что данная проблема, в частности, непосредственно влияет на формирование методических основ системы внутреннего контроля. Сложившаяся ситуация приобретает особую актуальность в связи с тем, что пути, методы и формы создания системы внутреннего контроля нормативными и правовыми документами никак не регламентируются. Таким образом, отсутствие ясной понятийной основы и общей точки зрения на эту проблему среди специалистов создает почву для неоднозначного толкования теоретических положений и является существенным препятствием дальнейшему развитию научных и методологических основ системы внутреннего контроля.

Кроме того, уровень существующих разработок в данной области недостаточен для исчерпывающего понимания конкретных задач, стоящих перед системой внутреннего контроля.

Анализ позиций ученых и практиков по внутреннему контролю позволил сформулировать следующее определение: система внутреннего контроля — это совокупность средств, методик и процедур, находящихся во взаимосвязях друг с другом и образующих целостное единство, к главным задачам которого относятся: повышение эффективности управления хозяйственной деятельности; контроль за сохранностью имущества хозяйствующего субъекта; соблюдение действующего законодательства при совершении и отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности организации.

Следует подчеркнуть, что конкретная структура системы внутреннего контроля и степень ее эффективности находятся в непосредственной зависимости от вида деятельности экономического субъекта, технологических и отраслевых особенностей производственной деятельности, методики формирования, обработки и анализа информации, а также других факторов, имеющих индивидуальный характер.

В современных условиях частью внутреннего контроля является внутренний аудит — наиболее эффективное и дорогостоящее средство внутреннего контроля. Существенный вклад в развитие методики и методологии внутреннего аудита внесли: Ю.А. Данилевский, А.В. Крикунов, Н.Т. Лабынцев, М.В. Мельник, Е.А. Мизиковский, М.Ф. Овсий-чук, О.М. Островский, В.И. Подольский, А.Н. Романов, Л.В. Сотникова, В.П. Суйц, А.Д. Шеремет.

В то же время изучение публикуемых материалов по данной проблеме показало недостаточность методических подходов к вопросам, связанным с разработкой структуры и организации подразделения, осуществляющего функции внутреннего контроля. Для организации эффективного внутреннего контроля надо разработать специальные процедуры, позволяющие формировать информацию, необходимую для подготовки, обоснования и принятия эффективных управленческих решений.

Как уже отмечалось, важнейшее значение при создании системы внутреннего контроля имеют отраслевые и технологические особенности, а также организационная структура и специфика каждой строительной организации.

Кроме того, является актуальным вопрос, частью какой именно службы является система внутреннего контроля и кому она должна подчиняться. По этому вопросу мнения ученых разделяются. Одни из них придерживаются мнения, что служба

внутреннего контроля должна являться структурным подразделением учетно-финансовой службы, и возможен вариант полного подчинения этой службы главному бухгалтеру с одновременным обособлением ее в структуре бухгалтерской службы. Такую точку зрению они мотивируют тем, что иначе служба внутреннего контроля не сможет исполнить роль эксперта в оценке учетной политики.

Другие специалисты придерживаются мнения, что система внутреннего контроля не должна являться структурным подразделением учетно-финансовой службы хозяйствующего субъекта. Аргументируется это тем, что служба внутреннего контроля должна быть подразделением, которое соблюдает принцип независимости, в том числе от учетно-финансовой службы.

По мнению автора, служба внутреннего контроля крупных строительных организаций должна быть отдельным подразделением, не входящим ни в какие другие службы, и она должна быть подчинена руководству хозяйствующего субъекта. Данное мнение основано на том, что если служба внутреннего контроля подчиняется руководителю какого-либо подразделения или службы, равно является частью другого подразделения организации, то становится затруднительным формировать нейтральные отчетные показатели по результатам осуществления внутреннего контроля.

Кроме того, целесообразно разработать систему обеспечения конфиденциальности информации, формируемой по результатам деятельности службы внутреннего контроля.

Служба внутреннего контроля должна быть создана приказом или положением о службе внутреннего контроля. Данным документом следует регламентировать: порядок осуществления внутреннего контроля; структуру и подчиненность этого подразделения; порядок доступа лиц к информации, формируемой в ходе осуществления контроля; уровень требований к сотрудникам службы внутреннего контроля.

Одной из функций системы внутреннего контроля должно стать создание препятствия незаконным, экономически нецелесообразным и другим негативным фактам хозяйственной деятельности организации. Кроме того, система внутреннего контроля строительной организации должна существенно влиять на повышение ее инвестиционной привлекательности.

В условиях частной собственности и иного подхода к предпринимательской деятельности возникла необходимость пересмотреть порядок организации внутреннего контроля в строительных организациях, сосредоточить внимание на ключевых вопросах финансово-хозяйственной деятельности, шире применять выборочные методы.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.