Научная статья на тему 'Развитие методики внутреннего контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях'

Развитие методики внутреннего контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / SYSTEM / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / STATE AID / СТАНДАРТ АУДИТА / AUDITING STANDARD / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / AGRICULTURAL ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козменкова С.В., Прынцев М.Н.

Тема. Повышение результативного расходования государственной помощи в условиях ограничительных мер определяет актуальность и необходимость дальнейшего развития методических основ системы внутреннего контроля за целевым использованием государственной помощи в сельскохозяйственных организациях. Цель. Развитие методики внутреннего контроля за целевым использованием бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям. Задачи. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи: проанализировать научные подходы авторов к определению внутреннего контроля; рассмотреть элементы системы внутреннего контроля; разработать формы рабочих документов внутреннего контроля за целевым расходованием государственной помощи; предложить аналитический учет государственной помощи по проектам. Методология. Исследование развития методики внутреннего контроля за соблюдением целевого использования государственной помощи проведено с помощью общенаучных методов, таких как сравнение, систематизация и обобщение информации нормативных документов и научных источников, а также посредством нескольких видов документальной проверки: формальной, нормативной, взаимного контроля, хронологического анализа. Результаты. Разработаны формы рабочих документов и отчетов внутреннего контроля за целевым расходованием государственной помощи: оценка риска невыполнения плана посева; контроль стандартных, нетиповых и ручных операций по учету государственной помощи; анализ содержания первичных документов, связанных с расходованием бюджетных средств; отчет по мониторингу целевого использования государственной помощи. Предлагается ведение аналитического учета государственной помощи по проектам, где каждый соответствует одному из направлений госпрограммы. Выводы. Сделан вывод о том, что организация и действенное проведение внутреннего контроля за целевым использованием бюджетных средств обеспечивает их результативное расходование и выполнение требований законодательства, что в значительной степени влияет на развитие как отдельного предприятия, так и отрасли в целом. Следовательно, предоставление государственной помощи требует осуществления необходимого контроля. Значимость. Материал статьи может служить практическим инструментом для предприятий аграрного сектора при организации, реализации и усилении системы внутреннего контроля как в отношении государственной помощи, так и в отношении других объектов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козменкова С.В., Прынцев М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing methods for internal control over State aid in agricultural entities

Importance Whereas the State aid should be more effectively used during austerity measures, it becomes necessary to develop a methodological framework of internal control over special-purpose use of the State aid in agricultural entities. Objectives The research pursues developing methods for internal control over special-purpose use of budgetary funds provided to agricultural producers. Methods The methods for internal control over special-purpose use of the State aid were examined using general scientific methods, i.e. comparison, systematization, generalization of regulatory documents and scientific sources, some types of documentary due diligence: formal, regulatory, cross-control, chronological analysis. Results We prepared forms of working papers and reports on internal controls over special-purpose use of the State aid: the risk of the seeding plan, control over ordinary, unconventional and manual manipulations for the State aid accounting; analyzing the contents of source documents on the State aid spending; report on monitoring special-purpose use of the State aid. We suggest keeping analytical accounting records of the State aid per project, where each record will match one of the State program areas. Conclusions and Relevance We conclude that the entity and effective internal control over special-purpose of budgetary funds will ensure their effective spending and comply with governmental requirements, thus considerably influencing the development of the entity and the industry as a whole. Therefore, when the State aid is granted, relevant and appropriate control mechanism should be in place. The article may prove useful for agricultural entities when organizing, implementing and strengthening internal control over the State aid and other items to be controlled.

Текст научной работы на тему «Развитие методики внутреннего контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях»

Международный international

бухгалтерский учет 27 (2015) 12-24 Accounting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Трансформация национальной отчетности

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Светлана Вячеславовна КОЗМЕНКОВА3*, Максим Николаевич ПРЫНЦЕВь

2 доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и финансов,

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород, Российская Федерация skozmenkova@yandex.ru

ь старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов,

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород, Российская Федерация pryntsev@mail.ru

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 24.07.2015 Одобрена 24.07.2015

УДК 338.43

JEL: G38, Q14

Ключевые слова:

система, внутренний контроль, государственная помощь, стандарт аудита, сельскохозяйственное предприятие

Аннотация

Тема. Повышение результативного расходования государственной помощи в условиях ограничительных мер определяет актуальность и необходимость дальнейшего развития методических основ системы внутреннего контроля за целевым использованием государственной помощи в сельскохозяйственных организациях.

Цель. Развитие методики внутреннего контроля за целевым использованием бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям. Задачи. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи: проанализировать научные подходы авторов к определению внутреннего контроля; рассмотреть элементы системы внутреннего контроля; разработать формы рабочих документов внутреннего контроля за целевым расходованием государственной помощи; предложить аналитический учет государственной помощи по проектам.

Методология. Исследование развития методики внутреннего контроля за соблюдением целевого использования государственной помощи проведено с помощью общенаучных методов, таких как сравнение, систематизация и обобщение информации нормативных документов и научных источников, а также посредством нескольких видов документальной проверки: формальной, нормативной, взаимного контроля, хронологического анализа. Результаты. Разработаны формы рабочих документов и отчетов внутреннего контроля за целевым расходованием государственной помощи: оценка риска невыполнения плана посева; контроль стандартных, нетиповых и ручных операций по учету государственной помощи; анализ содержания первичных документов, связанных с расходованием бюджетных средств; отчет по мониторингу целевого использования государственной помощи. Предлагается ведение аналитического учета государственной помощи по проектам, где каждый соответствует одному из направлений госпрограммы.

Выводы. Сделан вывод о том, что организация и действенное проведение внутреннего контроля за целевым использованием бюджетных средств обеспечивает их результативное расходование и выполнение требований законодательства, что в значительной степени влияет на развитие как отдельного предприятия, так и отрасли в целом. Следовательно, предоставление государственной помощи требует осуществления необходимого контроля. Значимость. Материал статьи может служить практическим инструментом для предприятий аграрного сектора при организации, реализации и усилении системы внутреннего контроля как в отношении государственной помощи, так и в отношении других объектов контроля.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В современных условиях функционирования предприятий значение внутреннего контроля усиливается, что обусловливает дальнейшее развитие методики его организации и проведения. Необходимость совершенствования инструментов контроля в значительной степени проявляется на предприятиях сельского хозяйства, поскольку

перед ними поставлена фундаментальная задача импортозамещения, реализация которой сопряжена с расходованием значительного объема бюджетных средств (государственной помощи).

Введение отдельными странами в отношении Российской Федерации санкций, направленных на ограничение экономических взаимоотношений,

вызывает необходимость использования бюджетных средств строго по целевому назначению, что обеспечивается посредством внутреннего, ведомственного государственного контроля и аудита как формы независимого контроля.

Исследование различных вопросов контроля и развитие его методики являются предметом изучения таких авторов, как Р.А. Алборов, С.М. Концевая [1], Н.Г. Белов, Н.Д. Бровкина, А.Г. Волков, Е.Н. Чернышева, С.П. Голубятников, С.С. Воронов, Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин, А.О. Кожанова [2], Т.А. Корнеева, Т.С. Маслова, Е.А. Мизиковский, М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин, О.А. Миронова [3], В.А. Тимченко [4, 5],

A.С. Хусаинова [6], В.Г. Широбоков, Н.Н. Волкова,

B.Н. Лихобабин1, М.Я. Штейнман и др.

Некоторые авторы, например В.Т. Водянников, Н.В. Прокофьева [7], Т.Н. Павлюченко, А.В. Алешникова [8], рассматривают особенности бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, в том числе государственной помощи по российским и международным стандартам, а также вопросы раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Авторы данной статьи рассматривали вопросы развития методики ведомственного контроля государственной помощи, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках действующей госпрограммы2. Так, проанализированы процесс контроля за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления помощи, практическая реализация метода взаимного контроля документов — сопоставление самых различных документов, прямо или косвенно отражающих проведенную операцию, что позволит выявить расхождения документального оформления операций и их фактического свершения. Проведенные исследования государственной помощи как объекта аудита позволили определить особенности планирования и проведения проверки, на основании полученных результатов предложены рабочие документы аудитора на всех стадиях проверки3.

Проведение внутреннего контроля обеспечивается сельхозпроизводителями в рамках организации посредством закрепления определенных контрольных функций за каждым из подразделений (юридическим отделом, бухгалтерской службой) либо за сотрудником. Организация внутреннего контроля установлена законодательно. Так, указано, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни4. Порядок организации и функционирования внутреннего контроля рассматривали многие ученые: М.Ф. Бычков, Н.Н. Балашова, Р.А. Алборов [9], Г.С. Клычова, А.Р. Закирова [10], С.Р. Концевая, В.А. Карасев, Н.К. Костенкова5, О.В. Котлячков, З.З. Фазульянова6, Л.В. Рыбникова [11], Т.Ю. Серебрякова [12, 13] и др.

В частности, предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут использовать в меньшей степени формализованные средства контроля, заменяя их более простыми процессами и процедурами для достижения своих целей, т.е. это зависит от размеров и сложности структуры предприятия'.

Внутренний контроль должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности8.

Всякий контроль, рассматриваемый в системе отношений, является внутренним, поэтому подсистема контроля в системе управления экономического субъекта может именоваться системой внутреннего контроля [12, с. 114].

Она представляет собой организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица процесс обеспечения

1 Широбоков В.Г., Волкова Н.Н., Лихобабин В.Н. Финансовый контроль за государственной поддержкой сельского хозяйства Воронежской области // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 3. С. 25-37.

2 Прынцев М.Н. Развитие методики ведомственного контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях // Международный бухгалтерский учет. № 44. 2014. С. 46-60.

3 Прынцев М.Н. Государственная помощь как объект аудита // Международный бухгалтерский учет. № 28. 2014. С. 21-33.

4 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014.

5 Концевая С.Р., Карасев В.А., Костенкова Н.К. Развитие внутреннего контроля в системе управления сельскохозяйственным производством // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 2. С. 42-50.

6 Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 29. С. 29-43.

7 Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельно сти: по становление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011).

8 Организация и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России № ПЗ-11/2013.

достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности операций и соответствия деятельности аудируемого лица требованиям законодательства.

Согласно международным стандартам аудита (МСА) под системой внутреннего контроля понимают совокупность процессов, разработанных и осуществляемых лицами, наделенными руководящими полномочиями, а также руководством субъекта и прочим персоналом с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей субъекта в контексте надежности финансовой отчетности, эффективности и производительности операций и соблюдения законодательства и нормативных актов9.

В рамках российских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности система внутреннего контроля включает в себя пять элементов (рис. 1).

Аналогичные элементы закреплены и в международном стандарте аудита (ISA) 315 «Понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения»10.

И федеральными, и международными стандартами аудита предусмотрено, что в ходе выполнения каждого задания аудитор обязан оценить адекватность средств контроля организации, установить факт их применения и документально оформить результаты этих процедур.

Министерство финансов Российской Федерации также выделяет пять элементов внутреннего контроля экономического субъекта:

• контрольная среда;

• оценка рисков;

• процедуры внутреннего контроля;

• информация и коммуникация;

• оценка внутреннего контроля11.

9 URL: http://www.as-audit.ru/consult/show/1478.

10 URL: http://web.ifac.org/clarity-center/the-clarified-standards.

11 Организация и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России №ПЗ-11/2013.

£ «

«5

•J =

&

о £

з

X

X =

= --

о

н =

о

s -

о =

=

о

н =

я

щ

•J =

и =

о

ig о

ä

Ч Я и К _

Л и н § °

х m 'Я

^ w о «

л н к S I (U

S

К

СО (U Я I л S s I О

и

«U й

ч h

S о о к н

S св X

н и

I

о ч и х о о

X св

ей Ьй S I Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S D

§ О

5 ю m 8

х ^ ' ft Я

х

I

§

ft и х х s

ft Я

я еЗ

=я в

о н

ю «

О " о

(U

ч и о

о я

S -

8 х

S

о Я 5! ft 3 « S я и Я

ft я

ей ft

^ н

ff О

х

S

о

И °

ä со

ГЛ о О х

о ft Я

ей х н о

ч

<U S

ft 5 ° 1

я ^

ft <u Я О ft я

и s

о о СГ1 S

Я я

* 5 Н S

« В

u ^

св X Н О

н

U х н

S S о

& я" о

w 2

s н

й F

Я Е-

се о %

Л § о

(U - §

^ К

* SS

я о

я

I

о я я а

я ■ ■ -

ftlg

<u о g g

^ S

H S ° &

ft ft

2 к

й ö Ü

л о

ft н

^^

<u S

Si ^

я X

si S

5S

<u -

<u Я

I <u

s H о

о ч

X

ё X

о

X

н о

is =

U ft я н

ii

н о

я s ч о х

(U

3 ft

о

н §

х" §

0 я ft S S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 <u

ЕЗ

о я н

S

«^^

X

13

W X

О k ft ig

^ О

I s

iss

ES Я

ö S3 ^

^ й о Я

H Ю

о о

Ж <u ^ w

^ s

я g я &

H о X

s

о

, CO

я ¡1 IS

cn 1)

s -

0 я

1 <u

<u ft X

<u

о

X о

Ьй I

s я

3

<U В

» <u

4

1) §

I 3

та ни

я «

«3 я

<u <u

о Я

<u H ce

CO

ce x H

о

$

X

^^

Si

<u Я

S m я о

<U H

4 5

" !S

ce ft Я W ft и x о t* о

н g

PQ

се Я

a

се W

W

s ^

Я „ ft ce

к a

о я ft ч

&1 X 5 ce й H

О о о о о

се &

§ я

X -

0 ft н

1

я ч

U X

я £

о S

о ^

о ft

<u Я

И

се х

Я и

Я и

о ч

В ё

В S

се ст

S

о ft и н

<3 Я

-с Е-

X CJ

О

ю я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ft

о

я

ii я

к

я

х н

0 =Я (U

X

1

X

§

ft н I

3

-

X S ft

0 н

S

1

о

"L

J"

BirodxHOM 0J3HH3dxÄH3 1ЯМЭХЭИЭ 1ЯХНЭИ1Э1Г£

Рисунок 2

Состав элементов контрольной среды

Ф

о

о

Практика показывает, что система внутреннего контроля способна устойчиво обеспечивать сохранность материальных ценностей там, где система бухгалтерского учета своими внутренними средствами контроля глубоко и всесторонне анализирует хозяйственные операции в момент их свершения, следит за соблюдением сроков представления отчетов материально ответственными лицами и качественным оформлением документов [12, с. 234]. Внутренний контроль в большей степени направлен на надзор за действиями сотрудников организации более низкого уровня, чем руководство или собственники предприятия.

Удовлетворительная контрольная среда позволяет сократить риск совершения недобросовестных действий, но при этом не является абсолютным препятствием для недобросовестных действий. Контрольная среда включает в себя несколько элементов (рис. 2).

Отметим, что контрольная среда не предотвращает, не обнаруживает и не исправляет существенного искажения информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности организации в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или в случаях раскрытия информации. Поэтому аудитор наряду с контрольной средой обычно рассматривает влияние других элементов системы внутреннего контроля при оценке рисков существенного искажения информации, таких как мониторинг средств контроля и определенные контрольные действия.

Процесс оценки рисков руководством хозяйствующего субъекта имеет важное значение

для бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, определяются способы оценки рисков, оценивается вероятность их возникновения и то, как ими управлять.

Как отмечает Н.Д. Бровкина, процесс оценки рисков самой организацией представляет собой выявление и, по возможности, устранение рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий12. В отношении государственной помощи это особенно актуально, поскольку выполнение условий и требований законодательства, а также целевое использование бюджетных средств всегда сопряжены с определенной степенью риска. Поэтому сельскохозяйственному предприятию следует тщательно и объективно оценивать риск невыполнения предъявляемых требований.

Риски могут быть связаны с внешними и внутренними обстоятельствами. Так, в случае невыполнения плана посева по площадям, при получении субсидий по несвязанной поддержке сельхозпроизводитель обязан вернуть часть бюджетных средств, что в значительной степени влияет на его финансовые результаты и соблюдение принципа непрерывности деятельности.

К примеру, план может быть не выполнен по причинам, не зависящим от сельхозпроизводителя, например из-за климатических условий (высокого уровня влажности почвы), которые не позволяют обрабатывать почву. Считаем, что службе внутреннего контроля целесообразно в таком случае провести предварительную оценку степени риска невыполнения плана посева, что позволит

12 Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля / под. ред. М.В. Мельник М.: Магистр, 2007. 382 с.

«

Ч ш

а

W

К

«

X

л

ч

о а

н

X

о

Форма 1

Рабочий документ «Оценка риска невыполнения плана посева»

Период плана посева 2015 г.

Планируемая к посеву площадь 700 га

Предполагаемый объем государственного субсидирования 3 000 000 руб.

Состав комиссии: Туров В.В., Соколов А.В, Торопов А.А., Осипов Н.В.

Факторы, влияющие на выполнение плана посева Оценка степени Ответственный

готовности,% за контроль

Наличие сельскохозяйственной техники Заведующий тракторным

В том числе: 95 цехом

- тракторов 100

- агрегатов

Обеспеченность необходимым объемом ГСМ Начальник склада ГСМ

В том числе: 70

- дизельным топливом 30

- смазочными материалами (маслом и пр.)

Кадровый состав: Начальник кадровой

- механизаторы 100 службы

- слесари-ремонтники 100

Готовность ремонтной базы: Начальник ремонтного

- состояние ремонтных боксов 85 цеха

- обеспеченность ремонтными материалами 80

Общая оценка готовности 82,5

выявить слабые места, способные повлиять на соблюдение условий и требований предоставления государственной помощи (форма 1).

Допустим, в рассмотренном примере комиссия выявила слабые участки, которые в значительной степени могут стать причиной несоблюдения запланированной площади посева. Так, предприятие не полностью обеспечено горюче-смазочными материалами (ГСМ), в частности дизельным топливом только — на 70% от необходимого количества, смазочными материалами — на 30%.

Информационная система, в том числе связанная с подготовкой бухгалтерской отчетности, включает в себя обеспеченность техническими и программными средствами, персоналом, базами данных и т.д.

Необходимо понимать, каким образом организован процесс обработки данных и ведения учета. Информационные системы наряду с типовыми операциями связаны использованием нестандартных проводок для отражения нетиповых, необычных хозяйственных операций или корректировок, что, по мнению авторов, требует пристального внимания как со стороны внутреннего контролера или ответственного сотрудника, так и со стороны внешних проверяющих (независимый аудит, ведомственный контроль).

С этой целью авторы предлагают форму рабочего документа, в котором содержится информация по операциям, связанным с использованием средств

государственной помощи, их документальным оформлением и соответствием требованиям законодательства. Особое внимание в документе уделяется операциям, введенным вручную или с использованием корректировочных записей (табл. 1).

Так, в ходе изучения бухгалтерских записей, связанных с использованием бюджетных средств, контролер выявил операции, введенные в информационную систему вручную, при этом не имеющие документального подтверждения. Таким образом, можно прийти к выводу, что ответственный сотрудник — бухгалтер, используя права доступа к информации, внес операции по поступлению удобрений и последующей их оплате. Выявленные в ходе внутреннего контроля данные указывают на нецелевое использование бюджетных средств в размере 300 000 руб. (выделено в табл. 1 жирным шрифтом).

Как отмечает Т.Ю. Серебрякова, информационная система — это вся инфраструктура экономического субъекта, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками (а не только документами), включающая в себя непосредственно саму информацию, правила работы с данными и поддержания системы, кадры по работе с информацией, поддержку и развитие инфраструктуры и инструментарий [12, с. 112].

Считаем, что системный подход к реализации требований к сотрудникам, осуществляющим работу в информационной системе, с помощью

Таблица 1

Рабочий документ «Контроль стандартных, нетиповых и ручных операций по учету государственной помощи»

I

«

s s h В

о* С

Дата операции Содержание операции Корреспонденция счетов Соответствие требованиям Сумма, тыс. руб Наличие документального Ответственный Примечание

Дебет Кредит основания

02.02.2015 Отражена сумма лимита по субсидиям из бюджета 76-05 86 + 10 000 + Главный бухгалтер Уведомление № 115 от 02.02.2015

07.02.2015 Получены денежные средства из бюджета 51 76 + 10 000 + Бухгалтер Платежное поручение № 156 от 07.02.2015

15.02.2015 Поступили на склад от ООО «Химмаш» минеральные удобрения 10-2-1 60 + 9 700 + Начальник склада Товарная накладная № 110 от 15.02.2015

16.02.2015 Поступили на склад от ООО «Химмаш» минеральные удобрения 10-2-1 60 + 300 + Начальник склада Ручная проводка. Документы отсутствуют

17.02.2015 Произведена оплата ООО «Химмаш» за поставленные удобрения 60 51 + 9 700 + Бухгалтер Платежное поручение №205 от 17.02.2015

17.02.2015 Произведена оплата ООО «Химмаш» за поставленные удобрения через подотчетное лицо Парова A.A. 60 71 + 300 + Бухгалтер Ручная проводка. Документы отсутствуют

17.03.2015 Переданы со склада в производство удобрения 10-2-1 10-2-2 + 10 000 + Начальник склада Требование-накладная № 15 от 18.02.2015

18.03.2015 Субсидии на удобрения признаны в составе прочих доходов отчетного периода 86 91-1 300 + Бухгалтер Ручная проводка. Документы отсутствуют

¡1 CD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю

Ю О

Ю I

Ю

> Я" 8 |

g I

(Q Ё.

которой производится формирование массива учетной информации, в том числе связанную с получением бюджетных средств, и ее анализ, в значительной степени снижают риск искажения совершенных операций и обеспечивают уверенность в достоверности содержащейся в ней информации, а следовательно, результатов анализа совершенных операций, в том числе внутреннего контроля за выполнением условий целевого использования бюджетных средств. Тем не менее следует учитывать, что нет абсолютной гарантии в безошибочной работе.

Информационная система обеспечивает формирование аналитических отчетов, с помощью которых представляется возможным осуществление внутреннего контроля за хозяйственными операциями по целевому использованию бюджетных средств.

Для достижения поставленной цели предлагается рабочий документ проведения текущего и последующего внутреннего контроля за плановым и целевым расходованием бюджетных средств, предоставленных на примере операций по приобретению семян (форма 2). Эта форма обобщает информацию о фактическом расходовании средств государственной помощи с содержанием реквизитов первичных документов, подтверждающих совершение операций.

Разработанный рабочий документ в значительной степени упрощает не только процесс внутреннего контроля целевого расходования бюджетных средств, но и сокращает процедуру формирования пакета документов, необходимых для предоставления в Управление сельского хозяйства района.

Кроме того, реквизиты первичных документов по каждой операции обеспечивают возможность оперативного исследования содержания этих документов. Так, с целью установления возможной причины нецелевого использования бюджетных средств в размере 1 700 000 руб. начальником снабжения контролер может прибегнуть к тщательной проверке и анализу документального сопровождения совершенных операций.

В частности, посредством арифметической проверки документов могут быть выявлены существенные искажения итоговых сумм или количества закупаемых за счет бюджетных средств единиц материалов, а посредством сравнения могут быть установлены значительные отклонения в закупочных ценах одного и того же поставщика.

Для выявления подобных нарушений предлагается к применению рабочий документ контролера (форма 3).

Предлагаемый документ позволяет установить отклонения в стоимости товаров, соответствие их количества данным бухгалтерского учета. В данном случае в ходе внутреннего контроля выявлено, что начальник снабжения производил закупку семян кукурузы по ценам, значительно превышающим среднерыночные. Это может быть обусловлено сговором между ответственным сотрудником по закупке семян, финансируемой за счет средств бюджета, и поставщиком.

Анализируя подобные ситуации с точки зрения функционирования информационной системы, руководство предприятия может предусмотреть предел максимально допустимых закупочных цен, превышение которого автоматически будет включено в контрольный документ.

Таким образом, напрашивается вывод: гибкая информационная система предприятия более полезна как с точки зрения функционирования организации, так и с точки зрения внутреннего контроля, в том числе целевого расходования государственной помощи. Причем полезна лишь при условии использования полного ее функционала или ресурса, что достигается посредством реализации и выполнения процедур внутреннего контроля.

Авторы представляют возможным построение системы контроля за расходованием бюджетных средств по каждой программе государственной помощи (объекту контроля) посредством ведения аналитического учета по проектам, обладающим:

— лимитом денежных средств — объемом финансирования в рамках государственной помощи предприятиям агропромышленного комплекса;

— целями, на которые предоставлены бюджетные средства.

Для оптимальной реализации внутреннего контроля необходимо соблюдать условия разграничения прав доступа пользователей к информационной системе. Это регламентируется соответствующим документом по предприятию и позволяет установить отдел, который может совершить ту или иную операцию по проекту (программе финансирования), и ответственное лицо.

Каждый сотрудник должен иметь представление о том, к какому именно проекту (государственной программе) относятся совершаемые хозяйственные

Форма 2

Внутренний контроль учета бюджетных средств на предмет их целевого использования

Контролер (ответственный) Серов В.А.

Период контроля С 01.01.2015 по 30.06.2015

Целевое использование бюджетных средств (программа) Приобретение семян

Сумма финансирования 6 000 000 руб.

Дата операции Контрагент Первичный документ. Содержание операции Сумма операции Дата и номер документа оплаты Сумма оплаты Исполнитель Целевое использование

01.02.2015 ООО «Элит» Товарная накладная №142. Приобретены семена кукурузы: - сорт «Пионер» - сорт «Ладожская» - сорт «Монсанто» 600 000 500 000 500 000 01.02.2015, № 156 14.02.2015, №200 600 000 1 000 000 Начальник снабжения Соблюдено

12.02.2015 ООО «Рожь» Товарная накладная №112. Приобретены семена пшеницы озимой: - сорт «Гарант» - сорт «Дон 93» 800 000 1 000 000 31.03.2015, №305 01.04.2015, №309 800 000 1 000 000

17.02.2015 ООО «Торф» Товарная накладная № 206. Приобретены минеральные удобрения для внесения в почву 1 700 000 18.02.15, №261 1 700 000 Не соблюдено

01.03.2015 ООО «Элит» Товарная накладная № 299. Приобретены семена картофеля 900 000 31.03.2015, №307 900 000 Соблюдено

Итого... 6 000 000 6 000 000

Нецелевое использование бюджетных средств 1 700 000 1 700 000 Начальник снабжения

Форма 3

Рабочий документ «Анализ содержания первичных документов, связанных с расходованием бюджетных средств»

Контролер (ответственный) Серов В.А.

Период контроля С 01.01.2014 по 30.06.2014

Программа финансирования Приобретение семян

Дата операции Поставщик Первичный документ. Содержание операции Количество, кг Цена закупки, руб./кг Среднерыночная цена, руб./кг Отклонение, +/- Исполнитель

01.02.2014 ООО «Элит» Товарная накладная № 142. Приобретены семена кукурузы: - сорт «Пионер» 4 000 150 100 50 Начальник снабжения

- сорт «Ладожская» 2 500 200 80 120

- сорт «Монсанто» 2 380 210 150 60

Таблица 2

Рабочий документ «Внутренний контроль использования государственной помощи по проектам»

_ Оплачено Свободный Лимит -

Цель расходования бюджетного Закуплено Собственные _ _ _

, Субсидии бюджетных

финансирования средства

средств

Проект «Субсидии на приобретение удобрений»

Минеральные удобрения 1 300 000 1 250 000 350 000 950 000 50 000

В том числе:

а) фосфорные 550 000 900 000 350 000 550 000 0

б) азотные 400 000 350 000 0 250 000 150 000

в) калиевые 350 000 0 0 150 000 200 000

Итого по проекту 1 300 000 1 250 000 350 000 950 000 50 000

Проект «Субсидии на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов»

Комбайн зерноуборочный 2 000 000 10 000 000 8 000 000 2 000 000 0

Комбайн самоходный 2 500 000 5 000 000 0 2 500 000 0

кормоуборочный

Комплекс для заготовки кормов 2 300 000 0 0 2 300 000 0

Комбайн зерноуборочный 3 500 000 0 0 3 500 000

самоходный

Итого по проекту 10 300 000 15 000 000 8 000 000 6 800 000 3 500 000

операции. Нарушение такого порядка может стать причиной искажения данных об имеющихся в распоряжении предприятия средствах господдержки в разрезе конкретных программ.

Ведение аналитического учета целевого финансирования, в котором каждая программа государственной помощи является проектом с одноименным названием, по мнению авторов, позволит избежать не только ситуаций нецелевого использования бюджетных средств, пример которого приведен на рис. 4, но и обеспечит выполнение планового и текущего контроля за имеющимися в распоряжении предприятия бюджетными средствами (свободный остаток бюджетных средств) по каждой программе, их полным и целевым расходованием. Аналитический учет государственной помощи по проектам может иметь вид рабочего документа (табл. 2).

Предлагаемый вариант учета обеспечивает предварительный, текущий и последующий контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Так, в приведенном примере по программе приобретения семян в распоряжении предприятия имеется лимит расходования бюджетных средств в размере 1 300 000 руб., в том числе на фосфорные удобрения запланировано 550 000 руб., на азотные — 400 000, на калиевые — 350 000. На отчетную дату сельхозпроизводитель израсходовал часть бюджетных денег, и в свободном остатке у него остались средства на приобретение азотных и калиевых удобрений.

Результативная и действенная работа службы внутреннего контроля или ответственного сотрудника, по мнению авторов, во многом определяется такими факторами:

— знанием того, как протекают хозяйственные операции предприятия, их документального оформления (наличием и соблюдением графика документооборота);

— степенью регламентации и организации работы пользователей с информационной системой: регистрацией операций, обработкой сведений, формированием регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— пониманием того, как обеспечивается соблюдение требований нормативных, правовых документов.

Контроль должен быть всеобъемлющим, но это не значит — за каждым движением подчиненных, а предполагает всестороннюю и постоянную осведомленность о текущих делах [12, с. 150].

Контрольные действия могут быть реализованы по нескольким категориям методов и процедур (рис. 3).

Проверка выполнения подразумевает проведение таких контрольных действий13:

— обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении с параметрами предыдущих периодов;

13 БеловН.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 392 с.

Например, действенная система контроля позволит избежать ситуации, когда приобретенная сельскохозяйственная техника через год выбывает из эксплуатации по причине ее продажи или небрежного обслуживания.

Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени. Наиболее эффективным способом является реализация мониторинга посредством использования информационной системы, например, формирование на регулярной основе отчета о целевом использовании бюджетных средств.

По мнению авторов, действенным мероприятием по проверке целевого использования государственной помощи является ведение отчета по мониторингу расходования бюджетных средств. Отчет включает в себя информацию:

ответственный по каждой программе;

срок предоставления отчета службе внутреннего контроля о расходовании средств;

проверяющий (должность, фамилия, имя, отчество);

вывод проверяющего после проверки всей представленной документации о целевом и нецелевом использовании бюджетных средств. Предлагаем следующую форму отчета по мониторингу (табл. 3).

Составление отчета мониторинга предложенной формы позволяет обобщить результаты по следующего внутреннего контроля за

Таблица 3

Отчет по мониторингу целевого использования государственной помощи*

Программа государственной поддержки Срок предоставления сводного отчета Ответственный за предоставление сводного отчета Проверяющий Отметка о целевом (нецелевом)

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам: а) кредитный договор № 115-2013 от 09.11.2013 на приобретение ГСМ; б) кредитный договор № 15-2014 от 02.02.2014 на приобретение тракторов Ежемесячно до 5-го числа Главный бухгалтер Внутренний контролер расходовании Целевое использование подтверждено

Субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота Ежемесячно до 10-го числа Главный зоотехник Целевое использование подтверждено

Субсидии на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур Главный агроном Выявлено нецелевое использование

* Период проверки — с 01.07.2014 по 31.07.2014.

Рисунок 3

Методы и процедуры контрольных действий

— соотнесение различных данных (управленческих и финансовых), анализ их соответствия, выводы об обнаруженных расхождениях и предпринимаемые в этих случаях корректирующие действия;

— проверка результатов деятельности по подразделениям и т.д.

Особое значение система внутреннего контроля играет при реализации текущего и последующего контроля не только использования, но и обеспечения сохранности приобретаемых за счет бюджета средств объектов.

расходованием бюджетных средств. Пользователями данного отчета могут быть как начальник службы внутреннего контроля, так и собственники сельскохозяйственного предприятия.

По результатам изучения информации отчета могут быть проанализированы сводные отчеты конкретного ответственного лица, а в случае выявления каких-либо нарушений в целевом расходовании средств — запрошены соответствующие объяснения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулярное формирование отчета такой формы обеспечивает необходимый уровень дисциплины и ответственности сотрудников по отношению к процедурам внутреннего контроля, а также прозрачность для персонала предприятия.

Таким образом, результативное и целевое использование государственной помощи требует организации и реализации системы внутреннего контроля, включающей в себя многие элементы, в том числе документирование, предложенное в статье.

Список литературы

1. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. № 4. С. 136-143.

2. Кожанова А.О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 225-227.

3. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и права. 2013. № 57. С. 120-123.

4. Тимченко В.А. Криминалистическая диагностика преступлений по данным бухгалтерской информации: монография. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2000. 238 с.

5. Тимченко В.А. Бухгалтерские документы и записи при раскрытии преступлений в сельскохозяйственном производстве. Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1999. 60 с.

6. Хусаинова А.С. Организация контроля за деятельностью федеральных государственных учреждений Минсельхоза России // Бухучет в сельском хозяйстве. 2010. № 12. С. 33-37.

7. ВодянниковВ.Т., ПрокофьеваН.В. Бухгалтерский учет государственной помощи в сельскохозяйственных организациях // Бухучет в сельском хозяйстве, 2012, № 4. С. 10-16.

8. Павлюченко Т.Н., Алешникова А.В. Учет государственных субсидий в международной и российской практике // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. науч. трудов по мат. Межд. науч.-практ. конф. В 11 ч. Тамбов: Юком, 2014. Ч. 3. С. 101-103.

9. Бычков М.Ф., Балашова Н.Н., Алборов Р.А. Организационно-методические основы внутреннего контроля деятельности предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 7. С. 36-38.

10. Клычова Г. С., Закирова А.Р. Совершенствование системы внутреннего контроля сельскохозяйственных организаций в условиях вступления в ВТО // Бухучет в сельском хозяйстве. 2013. № 11. С. 35-39.

11. Рыбникова Л.В. Совершенствование системы внутреннего контроля организаций АПК с вступлением России в ВТО // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. № 12. С. 59-62.

12. Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 328 с.

13. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 111 с.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Transformation of National Reporting

DEVELOPING METHODS FOR INTERNAL CONTROL OVER STATE AID IN AGRICULTURAL ENTITIES Svetlana V. KOZMENKOVV*, Maksim N. PRYNTSEVb

a Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Nizhny Novgorod, Russian Federation skozmenkova@yandex.ru

b Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Nizhny Novgorod, Russian Federation pryntsev@mail.ru

* Corresponding author

Abstract

Importance Whereas the State aid should be more effectively used during austerity measures, it becomes necessary to develop a methodological framework of internal control over special-purpose use of the State aid in agricultural entities.

Objectives The research pursues developing methods for internal control over special-purpose use of budgetary funds provided to agricultural producers.

Methods The methods for internal control over special-purpose use of the State aid were examined using general scientific methods, i.e. comparison, systematization, generalization of regulatory documents and scientific sources, some types of documentary due diligence: formal, regulatory, cross-control, chronological analysis.

Results We prepared forms of working papers and reports on internal controls over special-purpose use of the State aid: the risk of the seeding plan, control over ordinary, unconventional and manual manipulations for the State aid accounting; analyzing the contents of source documents on the State aid spending; report on monitoring special-purpose use of the State aid. We suggest keeping analytical accounting records of the State aid per project, where each record will match one of the State program areas.

Conclusions and Relevance We conclude that the entity and effective internal control over specialpurpose of budgetary funds will ensure their effective spending and comply with governmental requirements, thus considerably influencing the development of the entity and the industry as a whole. Therefore, when the State aid is granted, relevant and appropriate control mechanism should be in place. The article may prove useful for agricultural entities when organizing, implementing and strengthening internal control over the State aid and other items to be controlled.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015 References

1. Alborov R.A., Kontsevaya S.M. Ekspress-audit dostovernosti dannykh bukhgalterskogo ucheta [Walkthrough assurance audit of accounting data]. Finansovyi menedzhment = Financial Management, 2011, no.4, pp.136-143.

2. Kozhanova A.O. Sistema gosudarstvennogo finansovogo kontrolya za rubezhom [The system of the State financial control abroad]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 4, pp. 225-227.

3. Mironova O.A. Vnutrennii kontrol' v organizatsiyakh: problemy i perspektivy razvitiya [Internal control in organizations: problems and perspectives of development]. Voprosy ekonomiki i prava = Problems of Economics and Law, 2013, no. 57, pp. 120-123.

4. Timchenko V.A. Kriminalisticheskaya diagnostika prestuplenii po dannym bukhgalterskoi informatsii: monografiya [Forensic diagnostics of crimes on the basis of accounting data: a monograph]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Interior of Russian Federation Publ., 2000, 238 p.

5. Timchenko V.A. Bukhgalterskie dokumenty i zapisi pri raskrytii prestuplenii v sel'skokhozyaistvennom proizvodstve [Accounting documents and records in investigating crimes committed in the agricultural production]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Interior of Russian Federation Publ., 1999, 60 p.

Article history:

Received 24 July 2015 Accepted 24 July 2015

JEL classification: Q14

Keywords: system, internal control, State aid, auditing standard, agricultural entity

6. Khusainova A.S. Organizatsiya kontrolya za deyatel'nost'yu federal'nykh gosudarstvennykh uchrezhdenii Minsel'khoza Rossii [Setting up control over activities of federal institutions of the Russian Ministry of Agriculture]. Bukhuchet v sel'skom khozyaistve = Accounting in Agriculture, 2010, no. 12, pp. 33-37.

7. Vodyannikov V.T., Prokof'eva N.V. Bukhgalterskii uchet gosudarstvennoi pomoshchi v sel'skokhozyaistvennykh organizatsiyakh [Accounting of State aid in agricultural organizations]. Bukhuchet v sel 'skom khozyaistve = Accounting in Agriculture, 2012, no. 4, pp. 10-16.

8. Pavlyuchenko T.N., Aleshnikova A.V. [Accounting of State subsidies in Russian and international practice]. Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskii i metodicheskii aspekty: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Education and Science: Theoretical and Methodological Aspects]. Tambov, Yukom Publ., 2014, vol. 3, pp. 101-103.

9. Bychkov M.F., Balashova N.N., Alborov R.A. Organizatsionno-metodicheskie osnovy vnutrennego kontrolya deyatel'nosti predpriyatii APK [Organizational and methodological basis for internal control of agricultural entities' operations]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh ipererabatyvayushchikhpredpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2013, no. 7, pp. 36-38.

10. Klychova G.S., Zakirova A.R. Sovershenstvovanie sistemy vnutrennego kontrolya sel'skokhozyaistvennykh organizatsii v usloviyakh vstupleniya v VTO [Improving the internal control system during the accession to

the WTO]. Bukhuchet v sel'skom khozyaistve = Accounting in Agriculture, 2013, no. 11, pp. 35-39.

11. Rybnikova L.V. Sovershenstvovanie sistemy vnutrennego kontrolya organizatsii APK s vstupleniem Rossii v VTO [Improving the internal control system in AIC upon Russia's accession to the WTO]. Bukhuchet v sel'skom khozyaistve = Accounting in Agriculture, 2012, no. 12, pp. 59-62.

12. Serebryakova T.Yu. Teoriya i metodologiya skvoznogo vnutrennego kontrolya: monografiya [Theory and methodology of walk-through internal control: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 328 p.

13. Serebryakova T.Yu. Risk organizatsii i vnutrennii ekonomicheskii kontrol': monografiya [Corporate risks and internal economic control: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 111 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.