Научная статья на тему 'Развитие методики учета государственной помощи в отрасли животноводства'

Развитие методики учета государственной помощи в отрасли животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ АКТИВЫ / МОЛОДНЯК ПЛЕМЕННЫХ ЖИВОТНЫХ / ACCOUNTING / FINANCIAL REPORTING / GOVERNMENT GRANTS / BIOLOGICAL ASSETS / YOUNG BREEDING ANIMALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кругляк З.И., Кругляк В.Р.

Укреплению финансового положения сельскохозяйственных организаций способствует государственная помощь, предоставляемая в форме субсидий. Анализ денежных потоков сельскохозяйственных организаций Краснодарского края позволил сделать вывод о существенной доле государственной помощи в структуре доходов и прибыли. Неблагоприятной тенденцией является снижение выделяемых для отрасли бюджетных средств в пятилетнем периоде по всем направлениям финансирования, в том числе на компенсацию текущих расходов животноводства. В ходе исследований выявлены ключевые различия в отечественных и международных подходах к учету и отражению в бухгалтерской отчетности государственной помощи, связанной с сельскохозяйственной деятельностью. Предложена модель учета условных и безусловных государственных субсидий на приобретение племенного молодняка животных, основанная на принципах и классификациях МСФО. Применение в отечественной практике альтернативных способов учета государственной помощи (доходы или активы) позволит улучшить качественные характеристики финансовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кругляк З.И., Кругляк В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of methods for accounting for state aid in the livestock industry

The financial situation of agricultural organizations is strengthened by government grants in the form of subsidies. The analysis of cash flows of agricultural organizations of Krasnodar region allowed to draw a conclusion about a significant share of state aid in the structure of income and profit. An unfavorable trend is the reduction of budget funds allocated for the industry in the five-year period in all areas of financing, including compensation for current expenses of livestock. The research revealed key differences in domestic and international approaches to accounting and reporting of state aid related to agricultural activities. A model of accounting for conditional and unconditional state subsidies for the purchase of breeding young animals, based on the principles and classifications of IFRS, is proposed. The use in domestic practice of alternative methods of accounting for government grants (income or assets) will improve the quality of financial information.

Текст научной работы на тему «Развитие методики учета государственной помощи в отрасли животноводства»

13. Carayannis, E. G. Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix, and How Do Knowledge, Innovation and the Environment Relate to Each Other? A Proposed Framework for a Trans-disciplinary Analysis of Sustainable Development and Social Ecology [Текст] / E. G. Carayannis, D. F. J. Campbell // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. - 2010.

- Vol. 1. No. 1. - Pp. 41-69.

14. Zhabin, A. P. Multilevel Industrial Policy: Methodological Basis of System Approach to Its Formation and Implementation [Текст] / А. P. Zhabin, E. V. Volkodavova, T. V. Goryacheva // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. No. 7. - Pp. 176-182.

Sources:

1. Bogova, L.V. Integration-level Approach to the Formation and Development of Industrial Policy at the Microlevel [Text] : dis. ... cand. econ. sciences' / L. V. Bogova. - Vladikavkaz, 2013. - 191 p.

2. Borovskaya, M. A. Program-target Approach to Realization of Industrial Policy in Multilevel Economy: Instrumental Aspect [Text] / M. A. Borovskaya, I. K. Shevchenko, E. I. Labuckaya // National Interests: Priorities and Security. - 2011. - Vol. 7. Iss. 30 (123). - Pp. 2-6.

3. Vorob'eva, N. A. Methodical Support for the Formation and Realization of Industrial Policy in the Russian Multilevel Economy [Text] : dis. ... cand. econ. sciences' / N. A. Vorob'eva. - Vladivostok, 2013. - 248 p.

4. Goryacheva, T. V. Formation and Realization of Multilevel Industrial Policy in the Russian Federation in Terms of Deepening Economic Integration [Text] : dis. ... Dr.. econ. sciences' / T. V. Goryacheva. - Samara, 2013. - 359 p.

5. Gromoglasova, E. S. Theory and Practice of Political Governance in the European Union [Text] / E. S. Gromoglasova. -M. : IMEMO RAS, 2009. - 116 p.

6. Lapaev, D. N. Multicriteria Method of Choosing Preferred Options when Comparing Innovative Activities of Industries [Text] / D. N. Lapaev, O. N. Lapaeva // Audit and Financial Analysis. - 2014. - No. 5. - Pp. 113-116.

7. Lapaev, D. N. Principles of Choosing a Multiprojection Mutually Acceptable Forecast Solution in the Economy [Text] / D. N. Lapaev, O. N. Lapaeva // Audit and Financial Analysis. 2017. - No. 5-6. - Pp. 555-558.

8. Mechikova, M. N. Institutional and Economic Mechanism of Industrial Policy's Realization in Modern Russia: Structural-level Approach [Text] / M. N. Mechikova // Russian Journal of Industrial Economics. - 2011. - No. 1. - Pp. 29-37.

9. Smorodinskaya, N. V. Globalized Economy: from Hierarchies to Networking [Text] / N. V. Smorodinskaya. M. : IE RAS, 2015. - 344 p.

10. Chiharev, I. A. Definition and Basic Concepts of Multilevel Governance in the World Political Discourse [Text] / I. A. Chiharev, M. A. Ramonova // Bulletin of Moscow University. Series 12: Political Science. - 2011. - No. 5. - Pp. 3-16.

11. Carayannis, E. G. 'Mode 3' and 'Quadruple Helix': Toward a 21st Century Fractal Innovation Ecosystem [Текст] / E. G. Carayannis. D. F. J. Campbell // International Journal of Technology Management. - 2009. - Vol. 46. No. 3/4. - Pp. 201-234.

12. Carayannis E. G. The Quintuple Helix Innovation Model: Global Warming as a Challenge and Driver for Innovation [Электронный ресурс] / E. G. Carayannis, T. D. Barth, D. F. J. Campbell // Journal of Innovation and Entrepreneurship. - Electronic Data. - 2012. - Access Mode : https://innovation-entrepreneurship.springeropen.com/articles/10.1186/2192-5372-1-2#Sec7 (date of access 29.08.2019).

13. Carayannis, E. G. Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix, and How Do Knowledge, Innovation and the Environment Relate to Each Other? A Proposed Framework for a Trans-disciplinary Analysis of Sustainable Development and Social Ecology [Text] / E. G. Carayannis, D. F. J. Campbell // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. - 2010.

- Vol. 1. No. 1. - Pp. 41-69.

14. Zhabin, A. P. Multilevel Industrial Policy: Methodological Basis of System Approach to Its Formation and Implementation [Text] / А. P. Zhabin, E. V. Volkodavova, T. V. Goryacheva // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. No. 7. - Pp. 176-182.

З. И. Кругляк - профессор кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (kruglyakz@mail.ru),

Z. I. Kruglyak - Professor of the Department of accounting, PhD in economics, Kuban state agrarian University;

В. Р. Кругляк - студент учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет (kruglyakv@rambler.ru),

V. R. Kruglyak - student of accounting and finance faculty, Kuban state agrarian University.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА DEVELOPMENT OF ACCOUNTING METHODS FOR GOVERNMENT GRANTS IN THE LIVESTOCK INDUSTRY

Аннотация. Укреплению финансового положения сельскохозяйственных организаций способствует государственная помощь, предоставляемая в форме субсидий. Анализ денежных потоков сельскохозяйственных организаций Краснодарского края позволил сделать вывод о существенной доле государственной помощи в структуре доходов и прибыли. Неблагоприятной тенденцией является снижение выделяемых для отрасли бюджетных средств в пятилетнем периоде по всем направлениям финансирования, в том числе на компенсацию текущих расходов животноводства.

В ходе исследований выявлены ключевые различия в отечественных и международных подходах к учету и отражению в бухгалтерской отчетности государственной помощи, связанной с сельскохозяйственной деятельностью. Предложена модель учета условных и безусловных государственных субсидий на приобретение племенного молодняка животных, основанная на принципах и классификациях МСФО. Применение в отечественной практике альтернативных способов учета государственной помощи (доходы или активы) позволит улучшить качественные характеристики финансовой информации.

Annotation. The financial situation of agricultural organizations is strengthened by government grants in the form of subsidies. The analysis of cash flows of agricultural organizations of Krasnodar region allowed to draw a conclusion about a significant share of state aid in the structure of income and profit. An unfavorable trend is the reduction of budget funds allocated for the industry in the five-year period in all areas of financing, including compensation for current expenses of livestock.

The research revealed key differences in domestic and international approaches to accounting and reporting of state aid related to agricultural activities. A model of accounting for conditional and unconditional state subsidies for the purchase of breeding young animals, based on the principles and classifications of IFRS, is proposed. The use in domestic practice of alternative methods of accounting for government grants (income or assets) will improve the quality of financial information.

Ключевые слова: учет, бухгалтерская (финансовая) отчетность, государственная помощь, биологические активы, молодняк племенных животных.

Keywords: accounting, financial reporting, government grants, biological assets, young breeding animals.

Государственная помощь, предоставляемая в форме субсидий, бюджетных кредитов и иного вида имущества, способствует укреплению финансового положения сельскохозяйственных организаций. Процессы получения и использования государственных субсидий подлежат отражению в учете и отчетности с использованием достаточно сложных стандартных методик, нацеленных на формирование отчетной информации в зависимости от разнообразия форм, направлений и способов признания государственной помощи.

В рамках Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года поставлена задача существенного наращивания производства продукции животноводства. Так, производство молока должно вырасти до 2,3 млн тонн, мяса в живом весе - до 800 тысяч тонн в год.

Для выполнения этих задач разработана стратегическая программа развития животноводства в крае до 2024 года. Она включает два направления: первое касается строительства и модернизации современных мега-ферм, второе - создания роботизированных ферм. По каждому из этих направлений определены меры господдержки, объемы финансирования.

В настоящее время государственная поддержка агропромышленного комплекса региона реализуется в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». На эти цели в 2018 г. были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 7,9 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,7 млрд. руб., краевого - 4,2 млрд. руб.

Анализируя в динамике денежные потоки государственной помощи в пользу сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, можно сделать следующие выводы:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей региона бюджетные субсидии являются важным инструментом финансовой стабильности. Так, в 2018 г. суммы государственной помощи сформировали 17,5 % прочих доходов и 15,3 % прибыли до налогообложения сельскохозяйственных организаций края;

2) за период 2014-2018 гг. выделенные из бюджета средства на поддержку сельскохозяйственных организаций края снизились почти на 14 % (с 4,2 млрд. руб. до 3,6 млрд. руб.);

3) суммы бюджетных средств на компенсацию текущих расходов животноводства сократились на 41 % (с 1,7 млрд. руб. до 1,0 млрд. руб.), что видно из рисунка 1.

5 105 615 5 253 770

4 197 863 ^^^-------~ __

723 309 3 627 033

1 683 288

1 353 729 1 504 723

1 170 006 988 620

2014 2015 2016 2017 2018

- — "Получено бюджетных средств - всего, тыс. руб.

На компенсацию текущих расходов животноводства

Рисунок 1 - Государственная помощь, оказанная сельскохозяйственным организациям Краснодарского края, тыс. руб.

В структуре бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными организациями края в 2018 г., наибольший удельный вес приходился: на компенсацию текущих расходов растениеводства и животноводства (соответственно 35 и 27 %) (рис. 2).

& компенсация текущих расходов растениеводства

ни компенсация текущих раходов животноводства

iiiü компенсация текущих расходов на прочие цели

■ компенсация убытков по чрезвычайным ситуациям

■ капитальные вложения во внеоборотные активы

27%

Рисунок 2 - Структура государственной помощи, полученной сельскохозяйственными организациями Краснодарского края в 2018 г., процентов

На капитальные вложения во внеоборотные активы сельскохозяйственных организаций края направлено 17 % бюджетных средств.

Рассматривая отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей, входящих в число 14 племенных организаций Краснодарского края, можно отметить, что в зависимости от отраслевых особенностей животноводства в пятилетнем периоде ими были получены государственные субсидии на следующие цели:

1) АО «Агрообъединение «Кубань» - на компенсацию текущих расходов животноводства и возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на реконструкцию и модернизацию объектов животноводства (2014-2018 гг.);

2) ОАО «Племзавод «Урожай» - на возмещение части затрат на 1 л (кг) реализованного товарного молока (2014-2016 гг.), на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления (2015 -2018 гг.), на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (2017-2018 гг.);

3) АО «Агрокомплекс Губское» - на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления (2014-2018 гг.).

Отметим, что при предоставлении государственных субсидий в основном соблюдается принцип компенсации. Он предусматривает частичное или полное финансирование текущих или капитальных затрат после их осуществления.

Порядок учета государственной помощи в российской юрисдикции регламентируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета (ФСБУ) «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) [4] и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях.

В международной практике учет государственной помощи в сельском хозяйстве осуществляется на основании двух стандартов - МСФО (IAS) 41 [3] и МСФО (IAS) 20 [2].

Сравнение сложившейся нормативной базы бухгалтерского учета субсидий с международными стандартами позволило выявить ряд ключевых отличий.

Во-первых, в МСФО учет государственных грантов, непосредственно связанных с биологическими активами, оцениваемыми по справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, регламентируется отдельным стандартом - МСФО 41 «Сельское хозяйство». В российской юрисдикции учет государственной помощи ведется по единым правилам, независимо от цели, отрасли, видов активов.

Во-вторых, существуют отличия в классификации государственных субсидий - в отечественном учете в ее основе лежит идентификация объекта с точки зрения направления финансирования расходов: текущие или капитальные, в международной практике классификация осуществляется с позиции элементов финансовой отчетности: доходы или активы.

МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» предполагает два альтернативных метода их признания:

- субсидия учитывается как отложенный доход, который признается в составе дохода периода в течение срока полезного использования актива;

- субсидия отражается путем ее вычитания из балансовой стоимости актива.

В отличие от МСФО, в ФСБУ зачет государственной помощи против соответствующих активов в бухгалтерском балансе не предусмотрен [1].

В-третьих, согласно МСФО учет субсидий зависит от наличия обязательства по выполнению определенных условий хозяйствования, в связи с чем государственные субсидии подразделяются на условные и безусловные.

Не обремененная никакими условиями государственная субсидия подлежит признанию в качестве дохода в том случае, если становится подлежащей получению. Если же государственная субсидия предоставляется на определенных условиях, то компании следует признать ее в составе прибыли или убытка тогда, когда будут выполнены обозначенные требования перед государством.

Рассмотрим порядок учета государственных субсидий на возмещение части затрат на приобретение племенных телок и (или) нетелей молочных и (или) мясных пород в соответствии с ФСБУ и МСФО.

В 2018 г. в Краснодарском крае ставка государственной субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенных телок и (или) нетелей молочных и (или) мясных пород на одну голову установлена в размере 60442,04 руб.

Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель должен быть зарегистрирован и поставлен на налоговый учет на территории Краснодарского края, не иметь просроченной задолженности по заработной плате, налогам и сборам, страховым взносам. Кроме того, заявитель должен приобрести племенных телок и (или) нетелей молочных и (или) мясных пород в организациях по племенному животноводству, стада которых зарегистрированы в государственном племенном регистре.

Ограничивающими условиями являются достижение показателя результативности использования субсидии:

- при приобретении телок и (или) нетелей молочных пород - прирост численности племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочных пород по состоянию на конец текущего финансового года в количестве не менее одной головы по сравнению с поголовьем на 1 января текущего финансового года;

- при приобретении телок и (или) нетелей мясных пород - прирост численности племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород по состоянию на конец текущего финансового года в количестве не менее одной головы по сравнению с поголовьем на 1 января текущего финансового года.

Допустим, сельскохозяйственная организация получила субсидию из краевого бюджета на приобретение 50 племенных телок мясных пород в сумме 3 022 100 руб. Ограничительное требование - прирост численности племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород по состоянию на 31 января 2018 г. в количестве не менее одной головы по сравнению с поголовьем на 1 января 2018 г. Фактические затраты на приобретение одной головы составили 100 000 руб.

Авторами разработаны учетные модели государственных субсидий в соответствии с принципами МСФО, но с применением российского плана счетов, для нескольких вариантов развития событий. В обоих вариантах предусмотрено применение альтернативных методик учета государственной помощи: в составе доходов или корректировка стоимости биологических активов.

Первый вариант предусматривает: сумма субсидии поступила на расчетный счет до 31 января 2018 г. (т. е. не дожидаясь выполнения условия). В этом варианте при невыполнении условия прироста маточного поголовья возможен возврат бюджетных средств (табл. 1).

Таблица 1 - Модель учета бюджетной субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота (поступление средств до выполнения условия финансирования)

Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Концепция МСФО План счетов ФСБУ

Дебет Кредит Дебет Кредит

1. Приобретен племенной молодняк крупного рогатого скота 5 000 000 Отчет о финансовом положении «Биологические активы» Отчет о финансовом положении «Денежные средства» 11 60 60 51

2. Зачислены на специальный счет бюджетные средства 3 022 100 Отчет о финансовом положении «Денежные средства» Отчет о финансовом положении «Государственные субсидии» 55 76

3. Если условие прироста маточного поголовья не выполнено - учтен возврат бюджетных средств 3 022 100 Отчет о финансовом положении «Государственные субсидии» Отчет о финансовом положении «Денежные средства» 76 55

4. Если условие прироста маточного поголовья выполнено:

1 способ - сумма субсидии признана в составе доходов 3 022 100 Отчет о финансовом положении «Государственные субсидии» Отчет о прибыли или убытке «Доходы» 76 91-1

2 способ - сумма субсидии корректирует стоимость биологических активов 3 022 100 Отчет о финансовом положении «Государственные субсидии» Отчет о финансовом положении «Биологические активы» 76 11

При втором варианте сумма субсидии поступила на расчетный счет после выполнения условия (табл. 2).

Таблица 2 - Модель учета бюджетной субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота (поступление средств после выполнения условия финансирования)

Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Концепция МСФО План счетов ФСБУ

Дебет Кредит Дебет Кредит

1. Приобретен племенной Отчет о финансовом положе- Отчет о финансовом 11 60 60 51

молодняк крупного рогатого скота 5 000 000 нии «Биологические активы» положении «Денежные средства»

1 способ - сумма субсидии признается в составе доходов

Отчет о финан-

2. Признана сумма субсидии (после выполнения условия финансирования) 3 022 100 совом положении «Государственные субсидии к получению» Отчет о прибыли или убытке «Доходы» 76 86

Отчет о финан- Отчет о финансовом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зачислены на специаль- совом положе- положении 55 86 76 91-1

ный счет бюджетные средства 3 022 100 нии «Денежные средства» «Государственные субсидии к получению»

2 способ - сумма субсидии корректирует стоимость биологических активов

2. Признана сумма субсидии (после выполнения условия финансирования) 3 022 100 Отчет о финансовом положении «Государственные субсидии к получению» Отчет о финансовом положении «Биологические активы» 76 11

Отчет о финан- Отчет о финансовом

3. Зачислены на специаль- совом положе- положении

ный счет бюджетные сред- 3 022 100 нии «Государственные 55 76

ства «Денежные средства» субсидии к получению»

Таким образом, первый способ учета средств государственной помощи в составе доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не потребует корректировок индивидуальной отчетности, составленной по принципам ФСБУ, в формат МСФО.

Второй способ, предусматривающий корректировку (уменьшение) стоимости биологических активов, принципиально не предусмотрен ФСБУ. Его внедрение в практику учетной деятельности отечественных сельскохозяйственных организаций существенно повлияет на оценку статей биологических активов и нераспределенной прибыли отчетного года в бухгалтерском балансе. В рассмотренном примере балансовая стоимость молодняка животных с применением второго способа учета государственной помощи составит 1 977,9 тыс. руб. против 5 000,0 тыс. руб. при первом способе. Что касается нераспределенной прибыли, то при первом способе она будет на 3 022,1 тыс. руб. больше.

Применение двух альтернативных вариантов учета государственной помощи существенно повлияет на структуру баланса и величину прибыли, а, следовательно, на показатели финансовой устойчивости и рентабельности. Их внедрение в учетную практику отечественных сельскохозяйственных организаций возможно после принятия ФСБУ «Учет биологических активов и сельскохозяйственной продукции», проект которого соответствует требованиям МСФО 41 «Сельское хозяйство».

Источники:

1. Говдя В. В. Бухгалтерская финансовая отчетность в инновационной экономике : учеб. пособие / В. В. Говдя, З. И. Кругляк, Н. В. Кузнецова. - Краснодар : КубГАУ, 2018. - 117 с.

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» : введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н (ред. от 27.06.2016).

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство» : введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н (ред. от 11.07.2016).

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 : приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н (ред. от 18.09.2006).

Sources:

1. Govdya V. V. Accounting financial reporting in innovative economy: studies. handbook / V. V. Govdya, Z. I. Kruglyak, N. V. Kuznetsova. - Krasnodar: Kubsau, 2018. - 117 p.

2. International financial reporting standard (IAS) 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance» : introduced in the Russian Federation by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 28.12.2015 No. 217n (ed. from 27.06.2016).

3. International financial reporting standard (IAS) 41 «Agriculture»: put into effect on the territory of the Russian Federation by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 28.12.2015 No. 217n (ed.of 11.07.2016).

4. About the statement of Regulations on accounting «Accounting of the Government Assistance» PBU 13/2000: the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 16.10.2000 No. 92n (edition of 18.09.2006).

Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета, LanskayaDV@yandex.ru.

D.V. Lanskaya - Сandidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes of Kuban State University;

E.В. Гарьковенко - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления», Кубанский государственный университет, Lena-gar364@mail.ru,

E. V. Garkovenko - student of the master's program "Organizational design of control systems", Kuban State University.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К ИННОВАЦИОННОМУ

ДОКУМЕНТООБОРОТУ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ DIGITAL ECONOMY: FROM TRADITIONAL TECHNOLOGIES TO INNOVATIVE DOCUMENT

MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация. Актуальны две ключевые тенденции в области документооборота: дальнейшее развитие WorkFlow и распространении мобильности на всех вертикалях корпоративного управления. Если сравнить набор функций систем электронного документооборота с набором функций управления организаций, то становится понятной ее ограниченность в управленческом процессе. Развитие системы электронного документооборота сдерживается рамками традиционной технологии работы с документами и документооборотом, это с одной стороны, а с другой - слабая интегированность с другими информационными технологиями и системами, применяемыми в процессе управления организациями. Документооборот живет в преддверии серьезных изменений в период активной цифровой трансформации. Основное противоречие нынешнего этапа развития документооборота проявляется в лавинообразном росте объемов передаваемых документов при одновременном сокращении количества передаваемой информации, измеряемой в битах. Цель статьи заключается в исследовании процесса эволюции электронного документооборота в условиях перехода к производящей экономики - экономике шестого технологического уклада - мощного ускорителя новых технологий в области работы с большими данными, знаниями и интеграции разрозненных информационных технологий и систем. Методология исследования основана на применении исторического и системного подхода к технологическому развитию технологий документооборота. Исследователи пришли к выводу, что массивы различных документов в системах электронного документооборота содержат в себе ценный информационный ресурс, представляющий собой информационный и организационный капиталы. Содержательная логика эволюции ведет к интеграции информационных систем, а неделимость документов выступает тормозом развития технологии электронного документооборота. Основными результатами исследования являются концептуальная модель всеобщей системы цифрового документооборота, базирующаяся на технологии блокчейна.

Annotation. Two key trends in the field of paperwork are relevant: the further development of WorkFlow and the spread of mobility on all verticals of corporate governance. If you compare the set of functions of electronic document

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.