Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Д. И. Юнусова

1-Ташкентский государственный педагогический университет

Г. А. Юнусова

2-Академия Вооруженных Сил Республики Узбекистан

Важнейшим направлением модернизации образования является изменение его целевых ориентиров с формирования знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности, характеризующий способность специалиста эффективно действовать в различных профессиональных ситуациях. Компетентностный подход отражен в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан, в Концепции развития высшего образования Республики Узбекистан и Государственных образовательных стандартах.

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [1]. Успешное осуществление педагогической деятельности зависит от формированных и находящимся в постоянном развитии педагогических компетенций. Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащегося [2]. Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств. Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [3].

В педагогической литературе выделяют следующие ведущие компетенции педагогической деятельности: социально-психологическая,

общепедагогическая профессиональная, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности [1]. Формирование знаний не является самоцелью подготовки будущих учителей, так как они в структуре компетенций учителя, не будучи сведенными в систему, остаются не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления педагогической компетентности в обобщенном умении педагогически мыслить

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

предполагающем наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных и др. умений.

Ключевой компетентностью учителя математики в педагогической деятельности является методическая компетентность включающее: владение системой научных педагогических и математических знаний, умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по математике, умение выбирать или адаптировать необходимые для конкретного образовательного процесса технологии, методы, приемы и средства обучения математики, готовность организовывать различные формы занятий по учебному предмету, умение реализовывать деятельностный, системный, интегрированный, дифференцированный подходы к обучению и организовывать учебную работу учащихся с учетом их реальных учебных возможностей, готовность к применению инновационных технологий обучения математики и др.

Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. Учитывая данный факт в развитии у будущих учителей математики методических компетенций, педагогические вузы должны ориентироваться на творческий уровень формирования компетенций, которые прослеживаются в таких действиях студента: самостоятельно конструирует учебный процесс, свободно применяя на практике математической науки, методики преподавания математики и психолого-педагогической науки, находит обоснованное решение поставленной педагогической и дидактической учебной задачи, ориентируется на развитие учащихся и саморазвитие.

Наиболее значимым периодом формирования методической компетентности будущего учителя является его обучение курсам «Теория и методика обучения математики», «Технологии и проектирование обучения математики» в педагогических вузах. В настоящее время с целью внедрения компетентностного подхода в учебный процесс вузов вводятся инновационные технологии обучения, такие как проблемное, модульное, развивающее, совместное, дифференцированное, проектное обучение. Одним из технологий обучения набирающий популярность в педагогических вузах, является процесс обучения, основанный на обсуждении авторских проектов студентов. Эта технология предполагает наличие учебно-методической ситуации в учебных проектах по развитию компетенций: использовать имеющиеся знания для понимания, оценивания и анализа методических проблем обучения математики в школе; определения дидактических возможностей учебной теоретической информации, задач, примеров; конструирование дидактических материалов для осуществления дифференцированного-развивающего подхода к каждому ученику, целенаправленный отбор методов и средств обучения в соответствии

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

цели, формы обучения; использование умений работы с современными и педагогическими технологиями.

При формировании готовности будущего учителя математики к осуществлению дифференцированного подхода, которая становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учащихся, но и для развития сильных учащихся, нужно обучать их так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый учащийся был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях учащихся, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. В этом целесообразно каждому студенту дать задание по подготовке учебного проекта урока школьной математики на основе дифференцированного обучения.

В проектах студентов дифференцировано может быть содержание изучаемого материала, методы (приемы), средства и формы обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи учащимся при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др. Одним из наиболее эффективных и удобных методов уровневой диагностики математических знаний, умений и навыков по сравнению с традиционными видами контроля являются тесты. Чтобы правильно составить тест для контроля уровня усвоения математического содержания, нужно знать основные требования, предъявляемые к предметным тестам: функциональная и содержательная валидность, простота, определенность, однозначность.

В процессе проектирования (уроков математики, дидактических материалов к ним) и в обсуждениях проектов других студентов выдвигая новые идеи по усовершенствованию проектов будущие учителя набирают методический опыт.

REFERENCES

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия. 2002.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

3. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: Учебное пособие.: СПб : филиал издательства «Просвещение», 2004.- 159 с.

4. А.Ж. Сейтов, Ф.Х. Абдумавлонова. Решение геометрических задач с помощью математического пакета MAPLE. Academic research in educational sciences, 2021. T.2 №6 Pp.933-941.

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

5. S.Kh.Khasanova A.J.Seytov, A.J. Khurramov, S.N.Azimkulov, M.R.Sherbaev, A.A.Kudaybergenovю. Optimal control of pumping station operation modes by cascades of the Karshi main canal. International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology, 2021. Tom 8. №4. Pp. 17177-17185.

6. А. Ж. Сейтов А. Р. Кутлимурадов Р. Н. Тураев Э. М. Махкамов Б. Р. Хонимкулов. Оптимальные управления водных ресурсов крупных магистральных каналов с каскадом насосных станций ирригационных систем. academic research in educational sciences volume 2 | ISSUE 2 | 2021 ISSN: 21811385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/2181-13852021- 00193. Стр. 265- 273.

7. А.В. Кабулов, А.Ж. Сейтов, А.А. Кудайбергенов. Критерий управления задач оперативного управления водными ресурсами объектов водохозяйственных систем. ILIM ham JAMIYET. Стр. 6-8

8. АЖ Сейтов, БР Ханимкулов, М Гаипов, О Хамидуллаева, НК Мурадов. Численные алгоритмы решения задач оптимального academic research in educational sciences volume 2 | ISSUE 8 | 2021 ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-153-160 Academic Research, Uzbekistan 159 www.ares.uz Управления объектами каршинского магистрального канала. Academic research in educational sciences. T. 2 № 3 pp. 1145- 1145.

9. А.Ж. Сейтов, Б.Р. Ханимкулов, М.А. Гаипов, М.Р. Юсупов. Зарафшон дарёси окимининг хосил булишига атмосфера ёгинлари ва хдво хдроратининг таъсири. Academic research in educational sciences. T.2 №5. Стр. 156-162.

10. A.A. Kudaybergenov A.J. Seytov, A.R. Kutlimuradov, R.N. Turaev, N.K. Muradov. Mathematical model of optimal control of the supply canal to the first pumping station of the cascade of the Karshi main canal. International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology. T. 8 № 3 pp. 1679016797.

11. A.J.Seytov, A.J. Khurramov, S.N.Azimkulov, M.R.Sherbaev, A.A.Kudaybergenov. S.Kh.Khasanova. International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology. T. 8 №2 ISSN: 2350-0328. Pp. 1717717185.

12. Рахимов Ш.Х., Сейтов А.Ж. Теоретико-множественная модель насосной станции, оснащенная осевыми поворотно-лопастными насосными агрегатами. Материалы республиканской научной онлайн конференции молодых ученых «современные проблемы математики и прикладной математики» посвященной 100 летию академика С.Х.Сираждинова (21 мая 2020 г.) Стр. 78-82.

13. Сейтов А. Ж., Кудайбергенов А. А., Хонимкулов Б. Р. Моделирования двумерного неустановившегося движения воды на открытых руслах на основе проекционного метода. сборник докладов Республиканской научнотехнической

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

конференции «Инновационные идеи в разработке информационно -коммуникационных технологий и программных обеспечений» 15-16 мая 2020 года. САМАРКАНД. Стр. 60-63.

14. Рахимов Ш. Х., Сейтов А. Ж., Кудайбергенов А. А. Критерии управления задач оперативного управления водными ресурсами объектов водохозяйственных систем. Abstracts of IX International Scientific and Practical Conference Kharkiv, Ukraine 2-4 August 2020. Стр. 125-131.

15. Mekhriban Salaeva, Kakhramon Eshkaraev, Aybek Seytov. Solving mathematical problems in unusual ways with excellent limits. European Scientific Conference. Пенза, 17 мая 2020 года рр. 254-257.

16. А.Сейтов. Оптимальные методы управления водных ресурсов в крупных магистральных каналах ирригационных систем. AGRO ILM - O„ZBEKISTON QISHLOQ VA SUV XOJALIGI. Махсус сон. 2020. Ташкент. Стр. 84-86.

17. Ш.Х. Рахимов, А.Ж. Сейтов, А.А. Кудайбергенов. Оптимальное управление распределением воды в магистральных каналах ирригационных систем. ILIM ham JAMIYET. SCIENCE and SOCIETY Scientific-methodical journal Series: Natural-technical sciences. Social and economic sciences. Philological scienes. pp. 810.

18. А.В.Кабулов, А.Ж.Сейтов, А.А.Кудайбергенов, Критерий управления задач оперативного управления водными ресурсами объектов водохозяйственных систем. ILIM ham JAMIYET. science and society Scientific-methodical journal Series: Natural-technical sciences. Social and economic sciences. Philological scienes №2 2020. Pp.6-7.

19. Ш. Х. Рахимов, А. Ж. Сейтов, М. Р. Шербаев, Д. Жумамурадов, Ф. Ж. Дусиеров. Структура базы данных и программные модули для моделирования управления водными ресурсами каскада насосных станций каршинского магистрального канала. Мелиорация 2019 3(89) стр. 85-91. (№5, web of science IF=0.144)

20. А. Ж. Сейтов А. Р. Кутлимурадов Р. Н. Тураев Э. М. Махкамов Б. Р. Хонимкулов. Оптимальные управления водных ресурсов крупных магистральных каналов с каскадом насосных станций ирригационных систем. academic research in educational sciences volume 2 | ISSUE 2 | 2021 ISSN: 21811385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: (№5, web of science IF=5.723)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.