Научная статья на тему 'Развитие методического инструментария социального аудита в сельскохозяйственных организациях'

Развитие методического инструментария социального аудита в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / SOCIAL AUDIT / АУДИТОРСКАЯ ПРОЦЕДУРА / AUDIT PROCEDURE / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клычова Г. С., Закирова А. Р., Камилова Э. Р.

Тема. В современных экономических условиях значительно увеличиваются роль и значение социального аудита, в том числе при анализе социоэкономической деятельности сельскохозяйственных организаций. Этот вид аудита по охвату объектов обследования представляет собой комплексное явление и позволяет оценить социальные условия функционирования на различных уровнях управления. Цели. Обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию методики социального аудита в сельскохозяйственных организациях. Задачи. Изучение и уточнение представлений об экономической сущности, главных функциях, формах, объектах, приемах социального аудита. Определение основных показателей оценки эффективности социальной деятельности сельскохозяйственных организаций. Методология. В работе с помощью исторического, системного подходов, индукции, дедукции, сравнения, экономико-статистического анализа, систематизации и обобщения данных изучена современная методика социального аудита и предложено методическое обеспечение его проведения. Результаты. Представлены основные процедуры социального аудита деятельности сельскохозяйственных организаций в современных условиях, а также предложены показатели, применяемые для контроля за изменением социального положения организации. Результаты исследования могут быть использованы в теории и практике аудита. Выводы. Отсутствие единых принципов и правил социального аудита не позволяет применить его выводы и рекомендации для формирования корпоративной социальной отчетности. При разработке методики социального аудита должны быть учтены отраслевые особенности деятельности, масштабы производства и численность персонала, территориальное расположение аудируемого объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the methodological tools of social audit in agricultural organizations

Importance In today's economic environment, the role and significance of social audit is increasing, especially when analyzing the socio-economic activity of agricultural organizations. In terms of the scope of audit, social compliance audit is a complex phenomenon, and enables to evaluate social conditions of functioning at different levels of government. Objectives The study aims to substantiate theoretical principles and develop practical recommendations to improve the techniques of social audit in agricultural organizations. Methods Using the historical and systems approach, methods of induction, deduction, comparison, economic and statistical analysis, systematization and generalization of data, we reviewed modern methods of social audit and offered methodological tools to conduct it. Results The paper presents basic procedures for conducting the social audit of agricultural organizations under modern conditions, and indicators to be used to monitor the change in the social position of the organization. The findings may be helpful for the theory and practice of audit. Conclusions The absence of uniform principles and rules of social audit prevents from applying its findings and recommendations to generate corporate social reporting. When developing the techniques of social audit, it is important to take into account industry characteristics of activities, scale of operation and number of personnel, and the geographical location of the auditee.

Текст научной работы на тему «Развитие методического инструментария социального аудита в сельскохозяйственных организациях»

ISSN 2311-9381 (Online) Аудиторская деятельность

ISSN 2073-5081 (Print)

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Гузалия Салиховна КЛЫЧОВАа% Алсу Рафкатовна ЗАКИРОВАЬ, Эльвира Ринатовна КАМИЛОВАС

а доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация [email protected]

ь доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация [email protected]

с ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита,

Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 30.10.2015 Принята в доработанном виде 04.12.2015 Одобрена 07.12.2015

УДК 657.631.6 JEL: Q15, Q24

Ключевые слова:

социальный аудит, аудиторская процедура, показатель

Аннотация

Тема. В современных экономических условиях значительно увеличиваются роль и значение социального аудита, в том числе при анализе социоэкономической деятельности сельскохозяйственных организаций. Этот вид аудита по охвату объектов обследования представляет собой комплексное явление и позволяет оценить социальные условия функционирования на различных уровнях управления. Цели. Обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию методики социального аудита в сельскохозяйственных организациях.

Задачи. Изучение и уточнение представлений об экономической сущности, главных функциях, формах, объектах, приемах социального аудита. Определение основных показателей оценки эффективности социальной деятельности сельскохозяйственных организаций.

Методология. В работе с помощью исторического, системного подходов, индукции, дедукции, сравнения, экономико-статистического анализа, систематизации и обобщения данных изучена современная методика социального аудита и предложено методическое обеспечение его проведения.

Результаты. Представлены основные процедуры социального аудита деятельности сельскохозяйственных организаций в современных условиях, а также предложены показатели, применяемые для контроля за изменением социального положения организации. Результаты исследования могут быть использованы в теории и практике аудита.

Выводы. Отсутствие единых принципов и правил социального аудита не позволяет применить его выводы и рекомендации для формирования корпоративной социальной отчетности. При разработке методики социального аудита должны быть учтены отраслевые особенности деятельности, масштабы производства и численность персонала, территориальное расположение аудируемого объекта.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В современных условиях возникает составляющие - экономическую,

необходимость в представлении экологическую и социальную1.

пользователям отчетности не только финансовой, но и нефинансовой информации.

Такая отчетность получила наименование ~~~ " " ^ ^

1 Когденко В.1., Мельник М.В. Интегрированная

к^ратевш^ и °на включает три отчетность: вопросы формирования и анализа //

Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2-15.

Международный бухгалтерский учет

Социальная отчетность как часть корпоративной подлежит аудиторской проверке. Та часть аудита, которая включает проверку социальной составляющей, получила название «социальный аудит».

Исследование проблем и перспектив корпоративной финансовой отчетности и социального аудита представлено в работах таких ученых, как М.А. Вахрушина, М.В. Краснова2, М.В. Мельник [1],

В.Г. Когденко3, Т.В. Осипова [2],

Ш.З. Санатулова [3]. Однако недостаточная разработанность методики и организации социального аудита является причиной для дальнейших исследований в этой области.

Считаем, что социальный аудит - это процесс подтверждения достоверности формирования социальной отчетности и правильности ведения социального учета, оценка степени корпоративной социальной ответственности с целью определения условий, которые являются благоприятными для развития человеческих ресурсов и удовлетворения социальных запросов.

В ходе исследования нами выделены следующие основные задачи социального аудита:

— определение текущего положения и стратегических целей развития организации, в том числе ее положения на рынке труда, системности и целостности поставленных целей, их понимания службой управления персоналом;

— определение внешних факторов, которые оказывают влияние на деятельность организации и отражают социальную и экономическую ситуацию на микро- и макроуровне;

2 Вахрушина М.А., Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 9. С. 23-27.

3 Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа. // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10.

С. 2-15.

International Accounting

— определение внутренних факторов, которые оказывают влияние на социально-экономическую деятельность организации и связаны с ее особенностями;

— установление организационно-управленческой структуры и технологической специфики деятельности организации;

— оценка основных показателей социально-экономической отчетности, таких как принципы формирования оплаты труда, кадровые процессы, система подготовки кадров, развитие персонала, охрана труда и безопасные условия труда, соблюдение требований трудового законодательства, природоохранная деятельность и др.

В экономической литературе представлена различная классификация видов аудита. В частности, выделяют по отношению к субъекту проверки аудит внешний и внутренний; по обязательности проведения -обязательный и инициативный; по виду экономической деятельности аудируемого лица - общий, банковский, аудит страховых организаций, инвестиционных институтов, внебюджетных фондов; по характеру проверки - подтверждающий, системно ориентированный, аудит, базирующийся на риске; по периодичности проведения -первоначальный, повторяющийся,

оперативный; по назначению - аудит на соответствие, операционный (управленческий, производственный) аудит, аудит

хозяйственной деятельности, специальный отраслевой аудит; по отношению к объекту проверки - аудит финансовой отчетности, налоговый, ценовой аудит [4-7, 10]4

Таким образом, исходя из данной классификации, считаем, что социальный аудит может быть внешним, внутренним, обязательным (если он проводится одновременно с обязательной проверкой финансовой отчетности), инициативным, а также аудитом на соответствие.

4 Лимонова И. Экологический аудит // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 4. С. 72-75; Гутцайт Е.М. Методологические проблемы аудита // Аудиторские ведомости. 2002. № 13.

37 (2015) 51-66

Следует отметить, что социальный аудит может проводиться как независимый в процессе проверки достоверности данных интегрированной отчетности (а в ее рамках -и социальной) для пользователей корпоративной отчетности, но в то же время может осуществляться в бюджетных организациях и в компаниях с государственным участием в процессе контрольно-ревизионной деятельности.

В научных источниках представлены в основном предмет и объекты аудита бухгалтерской финансовой отчетности [10-12].

Предмет социального аудита - это система информационного обеспечения достоверной информацией социально-экономического характера, формируемая в процессе анализа нормативной и информационной базы.

Объекты социального аудита - это социально-экономические взаимосвязи, возникающие в рамках выполнения программ социального развития при принятии и реализации соглашений и договоров, регулирующих социоэкономическую сферу.

В ходе социального аудита объектами являются:

• социально-трудовые отношения;

• направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов;

• основные показатели оценки деятельности предприятия;

• формы и методы организации трудовых взаимоотношений, которые должны соответствовать действующему законодательству;

• направления развития в организации трудовой деятельности.

К основным источникам информации при социальном аудите относятся:

• учредительные документы, должностные инструкции, устав, договоры и т.п.;

• факты устных бесед и встреч с руководством организации;

• внешние отчеты, представленные в публикациях, периодической печати, статистических и аналитических отчетах, нормативных актах;

• внутренняя финансовая и социальная отчетность5.

Аудиторская проверка подразделяется на следующие этапы:

• планирование;

• сбор аудиторских доказательств;

• обобщение результатов проверки;

• формирование аудиторского заключения6.

Далее рассмотрим особенности проведения социального аудита на отдельных его этапах.

При планировании социального аудита проверяющий занимается разработкой оптимальной стратегии и тактики проведения аудита, учитывая индивидуальные

особенности каждого объекта. При планировании также учитываются состав информации, необходимой для определения возможностей использования выборочного контроля, объем аудируемой социальной и экономической информации, время проверки.

Планирование аудита проводится на основе международных, национальных и внутренних стандартов аудиторской деятельности.

Необходимо отметить, что в процессе развития аудита как международные, так и федеральные стандарты аудита не единожды

5 Вахрушина М.А., Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 19. С. 23-27; КлычоваГ.С., Закирова А.Р., Камилова Э.Р. Развитие бухгалтерского учета социальных инициатив в сельскохозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2015. Т. 10. № 1. С. 25-29.

6 Козменкова С.В. Конкретизация планирования проверки с учетом особенностей объектов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45.

С. 42-48.

менялись [13]. В декабре 2014 г. в Федеральный закон от 20.12.2008 № 307 «Об аудиторской деятельности» были снесены изменения относительно применения стандартов аудита.

Так, в ст. 7 определено, что на территории Российской Федерации применяются Международные стандарты аудита7. В этих условиях возрастает роль внутренней унификации аудита, что является предметом дискуссии многих зарубежных и отечественных ученых [14-16]. Для социального аудита также большое значение имеет его внутренняя типизация.

Качественному проведению социального аудита и оптимальному решению задач, стоящих перед проверяющими, способствует разработанный в аудиторской фирме стандарт «Положение о социальном аудите», в котором определяется последовательность действий аудиторов с того времени, как будет получено письмо-приглашение на проведение аудита, и до момента выдачи аудиторского заключения [16].

Планирование подразделяется на ряд последовательных действий, включающих в себя оценку системы внутреннего контроля, формирование общего плана и программы аудита, заключение договора на оказание аудиторских услуг и другие действия.

Для определении объема работ при проведении социального аудита предлагаем применять разработанный нами вопросник, который позволит получить информацию о социальной и экономической деятельности организации (табл. 1).

В данном документе должны содержаться вопросы, касающиеся организации труда на предприятии в целом и в его подразделениях, оснащения рабочего места, организации обслуживания рабочего места, используемых приемов и методов труда, состояния нормирования и условий труда, системы

7 Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 20.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.20.2014 № 403-ФЗ).

подготовки и повышения квалификации работников, а также планирования труда.

Проведя предварительное тестирование, социальный аудитор может принять решение о привлечении специалистов и экспертов для консультирования по сложным вопросам и дать оценку системе внутреннего контроля и бухгалтерского учета [17, 18]8.

В общем плане проведения аудита должны быть определены обязательные аспекты:

• наименование аудируемого предприятия;

• проверяемый период;

• сроки проведения аудита;

• показатели аудиторского риска и уровня существенности;

• состав аудиторской группы;

• аудиторские процедуры;

• сроки проведения аудиторских процедур;

• распределение аудиторов, участвующих в проверке;

• состав рабочей документации аудиторов;

• разделы по объектам социального аудита, выделенные нами ранее9.

Программа социального аудита по сути является детализацией общего плана аудита. В программе предусмотренные планом процедуры должны детализироваться [19].

При разработке программы социального аудита Т.В. Осипова рекомендует определить существенные для аудита вопросы, а именно:

• соблюдение трудового законодательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Клычова Г.С., Закирова А.Р. Совершенствование системы внутреннего контроля сельскохозяйственных организаций в условиях вступления в ВТО // Бухучет в сельском хозяйстве. 2013. № 11. С. 35-39.

9 Козменкова С.В. Конкретизация планирования проверки с учетом особенностей объектов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45. С. 42-48.

• охрана здоровья и безопасные условия труда;

• подготовка кадров;

• занятость;

• развитие персонала;

• социально ответственная реструктуризация;

• социальное партнерство;

• природоохранная деятельность и ресурсосбережение [2].

Программу аудита можно использовать при контроле за выполнением заданий аудиторами. Нами определены основные направления и процедуры аудиторской проверки (табл. 2).

Значимые разделы социально-экономической отчетности должны проверяться с использованием более детальных приемов и способов проверки. Социальный аудитор определяет случаи проведения аудиторских процедур, проверок по существу (детальные тесты, аналитические или пересекающиеся процедуры), осуществляемых сплошным или выборочным способом (рис. 1).

В процессе социального аудита следует соблюдать определенные правила составления рабочих документов. В них необходимо отражать информацию, касающуюся характера, временных рамок и объемов подлежащих выполнению процедур; фиксировать фактические данные, которые используются как доказательства в процессе составления выводов и рекомендаций; формулировать обоснованные заключения, сделанные аудиторами [18].

Предлагаем следующий перечень рабочих документов, заполняемых аудитором в процессе социального аудита:

• отчет о социально-экономическом развитии региона и отрасли, в которой аудируемая организация осуществляет деятельность;

• отчет об организационно-правовой форме и организационной структуре аудируемого объекта;

• отчет о важных социально-экономических показателях деятельности аудируемого объекта и динамике их изменений;

• отчет о сущности, времени и объеме аудиторских процедур, перечень участвующих в проверке аудиторов, результаты выполнения процедур;

• выводы, которые сделаны по наиболее значимым вопросам проверки;

• отчеты, носящие обзорный, аналитический и предварительный характер и формируемые на протяжении всего социального аудита;

• копии протоколов, соглашений и других юридических документов, социально-экономической отчетности, сообщений, которые направлены экспертам, контрагентам и третьим лицам;

• информационные записки, содержащие данные об объемах и характере проводимых аудиторских процедур, о ходе устных бесед и опросов с работниками аудируемой организации;

• рекомендации и выводы, включаемые в аудиторский отчет.

Аудитор должен подвергнуть тщательной проверке и анализу все документы, которые являются источником социально-

экономической информации.

После этого начинается сбор аудиторских доказательств, устанавливаются источники их получения и последовательность

документирования.

Получение всесторонних доказательств в ходе социального аудита является необходимым условием для составления заключения о социально-экономическом положении и возможностях аудируемого объекта.

Аудиторские доказательства представляют собой информацию, получаемую аудиторами в процессе социального аудита в виде документальных данных социально-экономического и других видов учета, заключений экспертов, сведений из прочих источников.

Анализируя полученные сведения, аудиторы делают выводы и выражают собственное мнение по предмету социального аудита.

В ходе проверки необходимо получить информацию, предоставляемую объектом аудита, его представителями в письменной или устной форме; информацию, получаемую от третьих лиц; информацию, получаемую от объекта аудита и подтвержденную третьей стороной [3].

Доктор экономических наук, профессор М.В. Мельник предлагает в процессе проверки провести анкетирование, опросить работников, изучить социальный баланс, планы социального развития, коллективный договор [16].

Анализируя социально-экономическую

отчетность, следует:

• определить квалификационный уровень работников организации, стаж их работы, что является необходимым условием оценки их поведения и возможностей адаптации в рамках проводимой на предприятии социальной политики;

• определить риск возникновения профессиональных заболеваний, производственного травматизма, изучить условия труда и технику безопасности, планирование и продолжительность рабочего времени;

• исследовать поведенческий аспект работников, который при сравнении с условиями жизни в регионе и со структурными характеристиками населения представляет собой значимый элемент идентификации проблем социального характера.

В процессе социального аудита особое внимание должно быть уделено проверке коллективных договоров с точки зрения выполнения взаимных обязательств работников и работодателя с учетом следующих положений:

• формы, системы и размеров оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций;

• механизмов регулирования систем оплаты труда, которые определены коллективным договором;

• уровня занятости, вопросов переобучения, условий высвобождения работников;

• условий труда и соблюдения техники безопасности и экологической безопасности;

• продолжительности времени работы и отдыха;

• добровольного и обязательного медицинского и социального страхования.

При социальном аудите может применяться выборочная проверка, включающая в себя:

• вводные беседы (их, как правило, проводят ведущие аудиторы), в ходе которых всех сотрудников подразделений оповещают о целях и задачах социального аудита;

• беседы с сотрудниками на рабочих местах для подтверждения предположений, сделанных во время работы с документами;

• определение объектов для выборочных проверок;

• процедуры выборочной проверки [21], включающие в себя анализ данных социоаудитных бесед и результатов предварительного исследования документов;

• подведение основных итогов аудита, оценку отклонений и их обоснование.

Одно из важных направлений деятельности социальных аудиторов - изучение учредительных документов организации. При этом проверяющий может проводить следующие основные процедуры:

• анализ предмета деятельности организации;

• сбор информации об учредителях;

• оценку своевременности и правильности отражения в учредительных документах происходящих изменений;

• оценку структуры менеджмента;

• проверку соблюдения формирования разных фондов;

• проверку правильности распределения прибыли.

Далее обрабатывается и анализируется социально-экономическая информация на предмет обнаружения критических и необычных ситуаций в социальной политике.

Аналитическую работу в рамках социального аудита следует вести по следующим направлениям:

• сравнение полученной информации и прогнозируемых результатов деятельности аудируемого объекта;

• сравнение полученной информации со среднеотраслевыми, среднерегиональными данными (например, с показателем текучести кадров);

• сравнение социально-экономических параметров с результатами передовых организаций и установленными нормами (например, средней заработной платы работников с высшими отраслевыми показателями или минимальным размером оплаты труда);

• сравнение с социально-экономическими показателями за предыдущие годы.

Одним из действенных инструментов аудита является применение аналитических процедур [1], которые объясняют

существенные колебания показателей, содержащихся в социальной отчетности, и гарантируют достоверность данных. В.Г. Когденко и М.В. Мельник предлагают следующие показатели для анализа социального капитала:

• состав, структура и динамика социальных инвестиций;

• динамика затрат компании на помощь социально незащищенным группам граждан;

• динамика затрат на поддержку культуры, спорта, муниципальных учреждений, общественных организаций;

• характеристика стандартов социальной поддержки работников;

• коэффициент текучести кадров, оборота по приему, оборота по выбытию персонала10.

Мы предлагаем показатели, которые могут применяться для контроля за изменением социального положения организации и рассчитываются в ходе аналитических процедур (табл. 3).

Считаем, что именно при проведении аналитических процедур социального аудита выявляется взаимосвязь между информацией социального и финансового характера, а также между плановыми и фактическими показателями.

Проведение социального аудита завершается сбором документов, формированием папок и файлов и составлением отчета, в котором должны быть представлены подробный анализ принципов социальной направленности, степень ответственности отдельных групп сотрудников, меры стимулирующего характера.

Таким образом, социальный аудит является современной технологией, которая

способствует развитию системы социальных партнерских взаимоотношений. Итоги аудита могут способствовать корректировке процесса принятия управленческих решений для улучшения социально-трудовых отношений, особенно во время экономического кризиса.

Рекомендации по итогам социального аудита должны способствовать улучшению качества человеческого капитала.

Прежде всего это важно для крупных сельскохозяйственных предприятий, так как

10 Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2-15.

до настоящего времени у них на балансе остаются объекты социального характера. По территориальному характеру именно аграрные предприятия способны реализовывать проекты помощи социально незащищенным гражданам сельских поселений, а также поддерживать культуру, спорт, социальную инфраструктуру.

При перманентном проведении социального аудита в сельскохозяйственных организациях можно проводить качественный и оперативный анализ состояния социальных и трудовых отношений, устранять возникающие конфликтные ситуации, принимать

рациональные решения по управлению человеческими ресурсами.

Таблица 1

Вопросник для оценки системы внутреннего контроля и учета социоэкономической деятельности

Вариант ответа

Перечень вопросов для оценки системы внутреннего Не в

контроля Да Нет полной мере

1. Все ли работники организации обладают правами на +

справедливые условия труда ?

2. Все ли работники организации обладают правами на +

безопасные и здоровые условия труда, на социальное обеспечение ?

3. Все ли работники обладают правами на получение +

справедливого вознаграждения, достаточного для поддержания уровня, необходимого для достойной жизни работников и членов

их семей ?

4. Все ли работники обладают правами на свободу объединения в +

общественные организации для защиты экономических и

социальных интересов ?

5. Все ли работники обладают правами на ведение коллективных +

переговоров ?

6. Существуют ли у работающих матерей права на специальную +

защиту ?

7. Все ли работники обладают правами на использование соответствующих возможностей в профессиональной области +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для выбора занятий, которые соответствуют их интересам и способностям ?

8. Все ли работники обладают правами на профессиональное обучение ? +

9. Все ли работники, не имеющие нужных материальных + +

средств, обладают правами на медицинскую и социальную

помощь ?

10. Все ли работники обладают правами на услуги социальных служб ? + +

11. Имеются ли у нетрудоспособных лиц права на социальную интеграцию, независимость и участие в общественной жизни ? +

12. Имеются ли у детей и молодежи права, касающиеся +

соответствующей социальной, юридической и экономической

защиты ?

13. Все ли работники обладают правами на одинаковые +

возможности при выборе сфер деятельности без дискриминации

по расовому и половому признаку ?

14. Все ли работники обладают правами на получение +

информационно-консультационных услуг в рамках организации ?

15. Все ли работники обладают правами на участие в процессе определения и улучшения условий труда в процессе производственной деятельности ? +

16. Все ли работники обладают правами на защиту в случае возникновения безработицы ? +

17. Все ли работники обладают правами на защиту их претензий в случае возникновения банкротства организации ? +

18. Все ли работники обладают правами на защиту своей чести и достоинства в процессе трудовой деятельности ? +

19. Обладают ли представители работников в организации правами на защиту от влияния факторов, которые наносят им вред ? +

20. Все ли работники обладают правами на информационно-консультационные услуги в процессе коллективных увольнений ? +

21. Все ли работники обладают правами на защиту от бедности и социального неравенства ? +

Таблица 2

Основные направления и процедуры аудиторской проверки в процессе социального аудита

Проверка и анализ Осуществляемые процедуры

Распределений должностных обязанностей в организации Изучение документов, проверка соответствия применяемых методов учета требованиям трудового законодательства

Степени многообразия и содержательности трудовой деятельности Проверка документов, запросов и подтверждений. Проверка соответствия применяемых методов учета требованиям трудового законодательства

Возможности совмещения должностей и профессий Анализ трудовых договоров, проверка локальных документов

Распределения и объема полномочий

Степени загруженности работников организации

Организации рабочего места (оснащение основным и вспомогательным оборудованием, внешняя и внутренняя планировка, удобство работы) Осмотр рабочего места, анализ документов по соблюдению техники безопасности

Организации обслуживания рабочего места Анализ документов по обслуживанию оборудования, предметов труда, по энергетическому и хозяйственно-бытовому обслуживанию

Используемых приемов и методов труда Изучение условий труда, степени соответствия применяемых методов труда требованиям трудового законодательства

Состояния нормирования труда Проверка обоснованности норм затрат труда, своевременности их установления и пересмотра

Системы подбора, подготовки и повышения квалификации персонала Изучение соответствующих документов

Системы планирования труда Определение трудоемкости производственной программы, необходимой численности персонала, рассмотрение заданий по набору, подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала и эффективности труда. Анализ бизнес-плана

Дисциплины труда в организации и в отдельных подразделениях Изучение коллективных и трудовых договоров, проверка соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, соответствия правил внутреннего трудового распорядка трудовому законодательству, проверка должностных инструкций, которые утверждены руководителем и подписаны работниками

Таблица 3

Показатели, применяемые для контроля за изменением социального положения организации

Анализируемый показатель Порядок расчета Область исследования

1. Сумма регулярных затрат на одного работника в натуральной и денежной форме £31, тыс. руб. = £3 - N где £3 - общая сумма регулярных затрат на всех работников в натуральной и денежной форме, тыс. руб.; N - количество работников в организации, чел. Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, которые включают разработку стратегии, прогнозирование и планирование необходимого персонала, управление карьерным и профессиональным ростом, организационные процессы по адаптации, обучению, тренингу, формированию высокой степени организационной культуры

2. Доля работников, которые получают зарплату ниже величины прожиточного минимума в регионе Q, % Q = N - N х 100%, где Мн - количество работников с заработной платой ниже прожиточного минимума, чел.

3. Уровень затрат на обучение Уз, тыс. руб. на 1 чел. Уз = (£3о - £3об) - М, где £3о - общая сумма затрат на обучение за отчетный период, тыс. руб.; £3об - сумма затрат на обязательное обучение, тыс. руб. Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, которая заключается в выработке стратегии формирования высококвалифицированных кадров, определении потребности в обучении кадров по отдельным направлениям, правильном выборе методов и форм переподготовки кадров и повышении их квалификации, установлении материально-технического и программного обеспечения для качественного обучения, финансировании различных видов обучения

4. Затраты на переподготовку и повышение квалификации одного работника £3п, тыс. руб. на 1 чел. £3п = £3п.п - М, где £3п.п - общая сумма затрат на переподготовку и повышение квалификации, тыс. руб.

5. Уровень травматизма на производстве L L = Мтр - 100, где Мтр - число лиц, которые пострадали в результате несчастных случаев на производстве и впоследствии утратили трудоспособность на один рабочий день и более Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, которые в процессе трудовой деятельности оказывают влияние на здоровье и трудоспособность работника. При этом воздействие на человека опасных или вредных производственных факторов исключается или же уровень их воздействия не превышает установленных нормативов

6. Величина расходов на охрану труда У, руб. на 1 чел. У = £3охр - М, где £3охр - объем средств, затраченных на охрану труда, тыс. руб.

7. Доля работников, которые охвачены коллективными договорами Qд, % Qд= Мд - N х 100%, где Мд - количество работников, охваченных коллективными договорами, чел. Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий по согласованию интересов работников и работодателей, которая основана на равном сотрудничестве

8. Величина средств, выделенных организацией на переобучение работников Уу, тыс. руб. на 1 чел. Уу = £3у - N , где £3у - объем средств, выделенных организацией на переобучение работников, тыс. руб.; Му - количество переподготовленных работников, чел. Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, связанных с намеренным изменением формальных взаимоотношений между подразделениями организации, что подразумевает применение различных способов учета интереса всех его сторон, включая персонал организации

9. Величина средств, которые выделены предприятием на поддержку трудоустройства высвобождаемых работников Ут, руб. на 1 чел. Ут = £3т - Мр, где £3т - объем средств, которые выделены предприятием на поддержку трудоустройства высвобождаемых работников, тыс. руб.; Мр - количество высвобождаемых работников, чел.

10. Величина средств, которые выделены предприятием для организации экологически безопасной производственной деятельности Vэ, тыс. руб. на 1 ед. продукции Гэ = ХЗэ - q, где £Зэ - объем средств, которые выделены предприятием для организации экологически безопасной производственной деятельности, тыс. руб.; q - объем выпускаемой продукции Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, осуществляемых по инициативе организации и направленных на сокращение вредного воздействия производства на окружающую среду

11. Величина средств, которые выделены на поддержку социально незащищенных слоев населения, Vс, тыс. руб. на 1 ед. продукции V = Зс - q, где Зс - сумма расходов на поддержку социально незащищенных слоев населения, тыс. руб. Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий по объединению людей, которые проживают на одной территории, и формированию у них чувства принадлежности к определенной социальной группе с общими интересами, а также развитие социальной инфраструктуры, заключающееся в создании рабочих мест, развитии систем образования и здравоохранения для обеспечения комфортного проживания людей на соответствующей территории

12. Величина средств, которые выделены на проведение благотворительных акций Гб, тыс. руб. на 1 ед. продукции Гб= Зб - q, где Зб - сумма расходов на проведение благотворительных акций тыс. руб.

Рисунок 1

Методы получения аудиторских доказательств в процессе социального аудита

Арифметическая проверка (пересчет) объектов социального аудита Проверка точности учетных записей и информации, содержащейся в социоэкономической отчетности, с применением независимых выборочных пересчетов

Инспектирование учета отдельных хозяйственных операций Контроль социального учета, выполняемого бухгалтерией организации

Запрос и подтверждение расчетов Получение письменной информации от третьих лиц о реальности проведенных операций в области социального учета

Устный запрос Изучение особенностей работы сотрудников, уровня их квалификации,, состава выполняемых работ и др.

Нормативная проверка и инспектирование Определение реальности осуществленных операций, правильности оформления документов

Документальная проверка Полнота отражения операций в социальном учете и правильность корреспонденции счетов

Аналитические процедуры Проведение анализа и оценки социально-экономических показателей для выявления ошибок в отчетности и определения причин ошибок и искажений

Список литературы

1. Мельник М.В. Формирование системы показателей для информационного обеспечения управления устойчивым развитием экономического субъекта // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 1. С. 34-44.

2. Осипова Т.В. Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства. URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/2432.

3. Санатулов Ш.З. Социальный аудит: проблема развития. М.: АТИСО, 2008. 64 с.

4. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995. 250 с.

5. Робертсон Дж., Лоуверс Т.Дж. Аудит / пер. с англ. М.: Контакт, 1993. 496 с.

6. АдамсР. Основы аудита / пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 398 с.

7. Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией // Аудитор. 2012. № 6. С. 25-32.

8. Алборов Р.А., Асадулин Ф.Г. О необходимости определения предмета аудита // Актуальные проблемы развития АПК Удмуртской Республики в современных условиях: труды науч.-произв. конф. Ижевск: Шеп (Колос), 2001. С. 9-10.

9. Федосенко Т.В. Проблемы терминологии в аудиторской деятельности и пути их решения. Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 211.

10. Скобара В.В. Аудит: методология и организация: монография. М.: Дело и сервис, 1998. 576 с.

11. Мизиковский Е.А., Козменкова С.В. Анализ аудиторских стандартов третьего поколения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1. С. 226-229.

12. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ, 1992. 240 с.

13. Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита / пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 527 с.

14. Ситникова В.А. Разработка аудиторскими организациями внутрифирменных стандартов // Аудиторские ведомости. 2002. № 7. С. 59-65.

15.Бычков М.Ф., Балашова Н.Н., Алборов Р.А. Организационно-методические основы внутреннего контроля деятельности предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 7. С. 36-38.

16. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и права. 2013. № 57. С. 120-123.

17. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите: монография. М.: Финансы и статистика, 2001. 263 с.

18.Мельник М.В. Аудит кадровой и организационной составляющей интеллектуального капитала экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 440-445.

19. Калантаров Д.М. Построение аудиторской выборки // Аудит и налогообложение. 2010. № 12. С. 32-37.

ISSN 2311-9381 (Online) Audit Activity

ISSN 2073-5081 (Print)

DEVELOPING THE METHODOLOGICAL TOOLS OF SOCIAL AUDIT IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Guzaliya S. KLYCHOVAa% Alsu R. ZAKIROVAb, El'vira R. KAMILOVAc

a Kazan State Agrarian University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected]

b Kazan State Agrarian University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected]

c Kazan State Agrarian University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 30 October 2015 Importance In today's economic environment, the role and significance of social audit is Received in revised form increasing, especially when analyzing the socio-economic activity of agricultural 4 December 2015 organizations. In terms of the scope of audit, social compliance audit is a complex

Accepted 7 December 2015 phenomenon, and enables to evaluate social conditions of functioning at different levels of

government.

JEL classification: Q15, Q24 Objectives The study aims to substantiate theoretical principles and develop practical

recommendations to improve the techniques of social audit in agricultural organizations. Methods Using the historical and systems approach, methods of induction, deduction, comparison, economic and statistical analysis, systematization and generalization of data, we reviewed modern methods of social audit and offered methodological tools to conduct it.

Results The paper presents basic procedures for conducting the social audit of agricultural organizations under modern conditions, and indicators to be used to monitor the change in the social position of the organization. The findings may be helpful for the theory and practice of audit.

Conclusions The absence of uniform principles and rules of social audit prevents from applying its findings and recommendations to generate corporate social reporting. When developing the techniques of social audit, it is important to take into account industry Keywords: social audit, audit characteristics of activities, scale of operation and number of personnel, and the procedure, indicator geographical location of the auditee.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Mel'nik M.V. Formirovanie sistemy pokazatelei dlya informatsionnogo obespecheniya upravleniya ustoichivym razvitiem ekonomicheskogo sub"ekta [Building a system of indexes to provide information support to manage the sustainable development of the economic entity]. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Audit, 2015, no. 1, pp. 34-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Osipova T.V. Sotsial'nyi audit kak instrument sistemy sotsial'nogo partnerstva [Social audit as a tool of social partnership]. Available at: http://old.creativeconomy.ru/articles/2432. (In Russ.)

3. Sanatulov Sh.Z. Sotsial'nyi audit: problema razvitiya [Social audit: the problem of development]. Moscow, ATISO Publ., 2008, 64 p.

4. Arens A., Loebbecke J.K. Audit [Auditing: An Integrated Approach]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1995, 250 p.

5. Robertson J.C., Louwers T.J. Audit [Auditing and Assurance Services]. Moscow, Kontakt Publ., 1993,

496 p.

6. Adams R. Osnovy audita [Audit Framework]. Moscow, Audit, YUNITI Publ., 1995, 398 p.

7. Pankratova L.A. Vnutrennii audit v sovremennoi sisteme upravleniya organizatsiei [Internal audit in the modern system of organization management]. Auditor, 2012, no. 6, pp. 25-32.

8. Alborov R.A., Asadulin F.G. [A need to define the subject of the audit]. Aktual'nye problemy razvitiya APK Udmurtskoi Respubliki v sovremennykh usloviyakh: trudy nauchno-proizvodstvennoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Urgent Problems of the Udmurt Republic Agrarian and Industrial Complex Development under Current Conditions]. Izhevsk, Shep (Kolos) Publ., 2001, pp. 9-10.

9. Fedosenko T.V. [Terminology-related problems in audit activities and their solutions]. Modern Problems of Science and Education, 2011, no. 6. (In Russ.) Available at: http://www.science-educati on.ru/ru/arti cle/view?id=5188.

10. Skobara V.V. Audit: metodologiya i organizatsiya: monografiya [Audit: methodology and organization: a monograph]. Moscow, Delo i servis Publ., 1998, 576 p.

11. Mizikovskii E.A., Kozmenkova S.V. Analiz auditorskikh standartov tret'ego pokoleniya [An analysis of auditing standards of the third generation]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 2012, no. 1, pp. 226-229.

12. Dodge R. Kratkoe rukovodstvo po standartam i normam audita [The Concise Guide to Auditing Standards and Guidelines]. Moscow, Finansy i statistika, YUNITI Publ., 1992, 240 p.

13. Carmichael D.R., Benis M. Standarty i normy audita [Auditing Standards and Procedures Manual]. Moscow, Audit, YUNITI Publ., 1995, 527 p.

14. Sitnikova V.A. Razrabotka auditorskimi organizatsiyami vnutrifirmennykh standartov [Developing the internal standards by auditing firms]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2002, no. 7, pp. 59-65.

15.Bychkov M.F., Balashova N.N., Alborov R.A. Organizatsionno-metodicheskie osnovy vnutrennego kontrolya deyatel'nosti predpriyatii APK [An organizational and methodological basis of internal control over enterprises of the agribusiness industry]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2013, no. 7, pp. 36-38.

16.Mironova O.A. Vnutrennii kontrol' v organizatsiyakh: problemy i perspektivy razvitiya [Internal control in organizations: problems and development prospects]. Voprosy ekonomiki i prava = Problems of Economics and Law, 2013, no. 57, pp. 120-123.

17.Bychkova S.M., Gazaryan A.V. Planirovanie v audite: monografiya [Planning in audit: a monograph]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 263 p.

18.Mel'nik M.V. Audit kadrovoi i organizatsionnoi sostavlyayushchei intellektual'nogo kapitala ekonomicheskikh sub"ektov [The audit of personnel and organizational component of intelligent capital of economic entities]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2014, no. 6, pp. 440-445.

19. Kalantarov D.M. Postroenie auditorskoi vyborki [Audit sampling]. Audit i nalogooblozhenie = Audit and Taxation, 2010, no. 12, pp. 32-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.