Научная статья на тему 'Развитие методических подходов к оценке инвестиционного процесса'

Развитие методических подходов к оценке инвестиционного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENT EFFICIENCY ESTIMATION / ESTIMATION METHODS / EFFICIENCY SHOWINGS / COMPLEX ESTIMATION OF ECONOMICAL EFFICIENCY OF INVESTMENTS / SYSTEM OF BALANCED INDICES OF INVESTMENT ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна, Кононенко Алексей Владимирович, Снеткова Анна Вячеславовна

Рассмотрены ключевые моменты развития методического подхода оценки инвестиций, предложен ряд показателей, способствующих всесторонней оценке эффективности инвестиционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF METHODICAL APPROACHES TO ESTIMATE AN INVESTMENT PROCESS

The authors consider the key points of the development of the methodical approach to estimate investments. They offer a number of showings contributing to the thorough estimation of the investment project efficiency. 5 sources.

Текст научной работы на тему «Развитие методических подходов к оценке инвестиционного процесса»

УДК 621.879

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

И.Ю.Сольская1, А.В.Кононенко2, А.В.Снеткова3

1,2Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15. 3Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Рассмотрены ключевые моменты развития методического подхода оценки инвестиций, предложен ряд показателей, способствующих всесторонней оценке эффективности инвестиционного проекта. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: оценка эффективности инвестиций; методы оценки; показатели эффективности; комплексная оценка экономической эффективности инвестиций; система сбалансированных показателей оценки инвестиций.

THE DEVELOPMENT OF METHODICAL APPROACHES TO ESTIMATE AN INVESTMENT PROCESS I.Y.Solskaya, A.V.Kononenko, A.V. Snetkova

Irkutsk State University of Railway Engineering 15 Chernyshevskii St., Irkutsk, 664074 Irkutsk State University 1 Carl Max St., Irkutsk, 664003

The authors consider the key points of the development of the methodical approach to estimate investments. They offer a number of showings contributing to the thorough estimation of the investment project efficiency. 5 sources.

Key words: investment efficiency estimation; estimation methods; efficiency showings; complex estimation of economical efficiency of investments; system of balanced indices of investment estimation.

В современных условиях объективная оценка эффективности инвестиционных проектов оказывает решающее значение при отборе проектов, подлежащих реализации.

Как правило, для принятия решения о реализации инвестиционного проекта достаточно определить его коммерческую эффективность. Данная оценка в основном интересна потенциальным инвесторам, рассчитывающим получить достаточную прибыль на инвестируемый капитал и как можно в более короткие сроки. При этом железнодорожный транспорт, в основном, является социально ориентированной отраслью, поэтому реализация проектов происходит довольно в длительные сроки, а эффект от реализации проекта скорее всего носит общественный характер. Более того, реализация таких проектов прямо и косвенно оказывает влияние на развитие рынков товаров и услуг, повышение общественной производительности труда и экономики в целом.

Поэтому нами предлагается рассматривать оценку эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте через систему сбалансированных показателей оценки инвестиций (ССПОИ), включающую в себя три группы показателей:

1) показатели, основанные на дисконтировании;

2) показатели общественной эффективности;

3) натуральные показатели.

Предложения по использованию ССПОИ основаны на следующих позициях:

1. Для принятия решения об эффективности инвестиционного проекта методика дисконтирования предполагает учитывать, как минимум, три основных показателя: NPV (чистая текущая стоимость), IRR (внутренняя норма рентабельности), Ток (срок окупаемости проекта). Однако на практике все расчеты базируются на анализе NPV, в то время как остальные критерии (IRR и Ток) становятся его производными и не всегда оценка по ним однозначна. Если NPV изменится, то реагируют и эти критерии. Поэтому часто инвестор ограничивается расчетом лишь одного показателя - NPV. Это означает, что если NPV рассчитана инвестором некорректно, то одновременно неверны результаты и по другим показателям, что противоречит принципу комплексности анализа.

2. Коэффициент дисконта зависит от многих факторов: компании, инвестора, уровня инфляции, риска и других факторов. Каждый инвестор выбирает, какие факторы учитывать при расчете NPV, а какие не учитывать. В результате общий коэффициент дисконта для одного и того же проекта становится величиной неопределенной с большой амплитудой колебания. Это противоречит требованиям точности и определенности финансовых показателей.

3. Методы, основанные на дисконтировании,

1Сольская Ирина Юрьевна, доктор экономических наук, профессор. Solskaya Irina Yurjevna, a doctor of economical sciences, a professor.

2Кононенко Алексей Владимирович, аспирант, тел.: 89500513119. Kononenko Alexey Vladimirovich, a postgraduate, tel.: 89500513119.

3Снеткова Анна Вячеславовна, аспирант. Snetkova Anna Vyacheslavovna, a postgraduate.

представляют большинство проектов на железнодорожном транспорте как неэффективные с точки зрения получения максимума прибыли в минимальные сроки. Железнодорожный транспорт является социально значимой отраслью. Поэтому проекты рекомендуется в большинстве случаев рассматривать не с точки зрения коммерческой, а с точки зрения общественной эффективности.

В связи с этим для совершенствования методики необходимо принимать во внимание следующее. В существующих методиках недостаточно внимания уделено определению общественной эффективности, а показатели определения эффективности опять-таки сводятся к определению NPV, IRR, Ток, что, по нашему мнению, мешает привлечению потенциальных инвесторов как в лице государства, так и частных партнеров.

Данные методики учитывают фактор времени, инфляцию, альтернативные и доступные на рынке направления вложений со сравниваемым риском самого проекта на весь срок реализации. При этом зачастую реализация проекта затягивается на стадии его утверждения, что существующие методы не учитывают, поскольку реализация проекта в расчетном году значительно отличается по эффекту реализации проекта через полтора года.

В свою очередь, экономическая эффективность железнодорожного транспорта должна обеспечивать снижение общественных транспортных издержек и способствовать привлечению освобождающихся ресурсов в другие сферы экономики страны.

Эффективная и устойчивая работа железнодорожного транспорта должна повысить общую конкурентоспособность страны для развития бизнеса и притока инвестиций.

Система сбалансированных показателей оценки инвестиций (ССПОИ) должна отражать эффект, возникающий от реализации инвестиционных проектов для общества и компании в целом.

От качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но и такие возможности государства, как защита суверенитета и безопасности страны, обеспечение граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышение ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России [1].

Поэтому оценка инвестиционных проектов на основе системы сбалансированных показателей (ССП) должна базироваться на следующих принципах:

1) совместный расчет коммерческой эффективности с применением методики дисконтирования, натуральных показателей и общественной эффективности, ведущей к росту привлекательности перспективных и выгодных проектов инвестирования на железнодорожном транспорте - в первую очередь проектов развития реальных производств и инфраструктуры;

2) ясность, прозрачность и естественность методов и показателей расчетов эффективности инвестиций для разработчиков проектов и для инвесторов;

3) расчет экономической эффективности по всем периодам развития проекта: предпроектному, на стадии проекта, через 1 год после ввода объекта, их совместный анализ;

4) расчет результатов инвестиционного проекта с учетом всех компонентов экономической эффективности проектов, включая доходы от реинвестирования прибыли (части прибыли) проекта в предшествующие годы и их влияние на общие доходы железной дороги, изменение рыночной стоимости проекта (стоимости бизнеса) на всех периодах реализации проекта;

5) совместный анализ интересов, мотивов и стимулов всех сторон, влияющих на успех реализации инвестиционного проекта: инвесторов, организаций, разрабатывающих и реализующих инвестиционный проект, органов государственного и местного регулирования инвестиционной деятельности;

6) комплексный учет основных факторов эффективности проектов (экономических, экологических и социальных), влияющих на принятие разработчиками проектов и инвесторами решений об их инвестировании;

7) четкое разграничение финансово-экономических оценок эффективности инвестиций и правил принятия инвестиционных решений, учитывающих интересы и предпочтения каждого инвестора.

Основные положения в разрабатываемой методике должны быть содержательными и формально корректными в предлагаемых методах и алгоритмах, а также должна быть обеспечена полнота и однозначность их описания. Иными словами, должны выполняться следующие требования:

1. В результате применения предлагаемых методов и алгоритмов должны получаться результаты, адекватные решаемой задаче.

2. Изложение должно быть полным. Это означает, что методы и алгоритмы должны описываться настолько четко и детально, чтобы их можно было использовать только на основе этого описания, без домысливания или обращения к каким-либо еще не указанным источникам.

3. Должна быть обеспечена возможность однозначного восприятия излагаемого материала, т.е. любой профессионально подготовленный человек, следуя этому описанию, реализует одинаковые методы и алгоритмы и при равных начальных условиях получит один и тот же результат.

4. Критерии и экзогенно задаваемые параметры должны быть максимально определенными, чтобы, по возможности, исключить ошибочные заключения из-за случайного (или неслучайного) разброса в выборе и определении параметров, а также необходимость творческого подхода к отбору претендентов.

В связи с этим предлагается использование следующих показателей для ССПОИ:

а) Показатели общественной эффективности, включающие в себя: ор = ББ + МР + ЕР, где 80 - бюджетный эффект от реализации ИП; МР - мультипликативный эффект от реализации ИП;

ЕР _ экологический эффект от реализации ИП.

Бюджетный эффект за счет роста доходов бюджета всех уровней от налогов на прибыль, имущества, ЕСН, НДФЛ, взимаемых с народнохозяйственных отраслей и компании, реализующей инвестиционный проект, вычисляется по следующей формуле:

bd = zan.

i=i

AN,

где aN, - денежный поток, поступающий в бюджеты всех уровней в результате реализации ИП от i-ой смежной отрасли народного хозяйства; aN - денежный поток, поступающий в бюджеты всех уровней в результате инвестиционной деятельности компании.

AN. = k ■ap + k ■ s ,

i np i им им '

an = k •AP + k • S ,

np им им '

где Knp - ставка налога на прибыль организаций; ap - прибыль, получаемая в результате реализации инвестиционного проекта от i-ой смежной отрасли народного хозяйства;

aP - прибыль, получаемая в результате реализации инвестиционной деятельности компании; Kim - ставка налога на имущество; Sm - стоимость имущества.

AP. = p' - pi ap = p , - pd ,,

i pin din > pik dik'

где P'pin - суммарная прибыль i-ой отрасли после реализации инвестиционного проекта; PL - суммарная прибыль i-ой отрасли до реализации инвестиционного проекта;

Ppik - суммарная прибыль инвестирующей компании после реализации инвестиционного проекта; Pdik - суммарная прибыль инвестирующей компании до реализации инвестиционного проекта;

Суть показателя мультипликативный эффект заключается в том, что, инвестируя в развитие железнодорожного транспорта, государство получает эффект от снижения транспортной нагрузки на экономику страны за счет снижения себестоимости перевозок. При инвестировании в новое строительство или производство создаются новые рабочие места, что, в свою очередь, способствует росту дохода населения и, как следствие, росту потребительского спроса, а это - развитие смежных отраслей и рост поступлений в бюджеты всех уровней. Мультипликативный эффект должен формироваться за счет следующих основных факторов:

- сокращение потребностей в энергоресурсах вследствие обновления устройств энергоснабжения и ввода новых электрифицированных участков;

- рост производительности труда за счет внедрения новых технологий работы;

- увеличение объема и качества перевозок, которое обеспечит сокращение потерь от несохранности при перевозке грузов;

- снижение потребности в материальных ресурсах за счет проведения модернизации инфраструктурных объектов и подвижного состава;

- создание дополнительных рабочих мест в регионах в связи с расширением объектов производственного назначения и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

- внедрение ресурсосберегающих технологий, которые позволят достигнуть экономии народнохозяйственных ресурсов.

На первом году реализации инвестиционного проекта мы, как правило, имеем прямые поступления в смежные отрасли. Эффект Р/, получаемый внутри ¡-ой отрасли в ]-ый период, определяется как отношение чистой прибыли к объему инвестиций в данную отрасль:

ЕСР Р = ЕСр .100%,

3 I*

где ЕСРI-чистая прибыль ¡-ой отрасли;

¡1 _ объем поступлений в ¡-ую отрасль от инвестиций

базовой отрасли (ОАО «РЖД» Транспорт и связь).

Доля поступлений инвестиций в ¡-ую отрасль Ж.

(вес поступлений в ¡-ую отрасль в структуре отраслей) определяется отношением объема инвестиций в данную отрасль /,. к объему всех инвестиций I:

Ж =

' I

Таким образом, эффект Рв], получаемый ¡-ой отраслью в ]-ый период в разрезе структуры отраслей, задействованных в инвестиционном процессе, определяется как произведение отраслевого эффекта Р] и веса поступлений в ¡-ую отрасль:

еср i еср

рб\ = р'. ж =-*--100%• =-*--100%

3 3 1 i ii

г

Совокупность отраслевых эффектов, рассчитанных в каждом периоде реализации инвестиционного проекта, определяет мультипликативный эффект МР :

мр = £ £

.=1 з=1 3'

Экологический эффект за счет снижения экологической нагрузки отрасли на окружающую среду.

ЕР = 2 М,

.^{а ,в, з ,от ,ф ,фл}

где АП. _ денежный поток, получаемый от снижения выплат за причинение ущерба экологии региона в результате негативного воздействия на окружающую среду.

Аиг = ир - и;р,

где и? _ выплаты за причинение ¡-го ущерба в результате негативного воздействия на окружающую среду после реализации инвестиционного проекта; ир _ выплаты за причинение ¡-го ущерба в результате негативного воздействия на окружающую среду до реализации инвестиционного проекта.

n

ВД = Аиа + Аив + Аиз + ,иот + и + ^фЛ,

где &Па _ разница выплат за ущерб от загрязнения атмосферы до реализации ИП и после; АПв - разница выплат за ущерб от загрязнения водных объектов до реализации ИП и после; &Пз _ разница выплат за ущерб от загрязнения и деградации земли до реализации ИП и после; АПот - разница выплат за ущерб от размещения вредных веществ на окружающей территории до реализации ИП и после;

АПф - разница выплат за ущерб фауне до реализации ИП и после;

&Пфл - разница выплат за ущерб флоре до реализации ИП и после.

Ь) Показатели эффективности инвестиций, основанные на дисконтировании, включающие в себя:

- чистую текущую стоимость инвестиционного проекта, позволяющую спрогнозировать будущий доход во времени МРV. ыру = ру - 1с, где NPV - чистая текущая стоимость; PV - дисконтированный денежный доход; /С - отток денежных средств.

Если предположить, что инвестиции (/С) будут генерировать в течение определенного количества (п) лет, с годовыми доходами в размере Р1, Р2, ..., Рп. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (Р^ и чистой текущей стоимости (МРV) соответственно рассчитываются по формулам

п Р п Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РУ = у-МРУ = У-к— - 1С.

+ г )к' к=1(1 + Г)к

Таким образом, если: NPV > 0, то проект перспективен; NPV < 0, то проект следует отвергнуть; NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Если проект предполагает не разовые инвестиции, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение, допустим, т лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:

npv = у -

m TC

__у j

к=1(1 + г)k + ГУ' где i — прогнозируемый средний уровень инфляции. - внутренняя норма рентабельности IRR;

Внутренняя норма рентабельности инвестиции (IRR) представляет собой такое значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта будет приведен к нулю:

IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0. Таким образом, необходимо найти такую ставку дисконта, при которой разница между текущей стоимостью денежных поступлений за весь период и инвестициями в проект равна нулю, а именно: PV - IC = NPV = 0 Если: IRR > CC. то проект следует принять; IRR < CC, то проект следует отвергнуть;

IRR = CC, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

- Срок окупаемости проекта с учетом дисконтированных денежных потоков Ток.

Определяется путем последовательного вычитания дисконтированных денежных потоков из первоначальных инвестиций до тех пор, пока полученная разность не будет равна нулю. Положительной стороной данного метода является четко выраженный критерий приемлемости инвестиционных проектов. ic - pv

Ток = ■

pv

где /С - отток денежных средств (первоначальные инвестиции);

PV - дисконтированный денежный поток (текущая стоимость).

с) Натуральные показатели, не учитывающие разновременность затрат и результатов, включающие в себя:

- прибыль проекта за весь жизненный цикл в расчете по годам реализации

pp =у ( d - я;) - np; ,

где РР, - прибыль проекта в /-ом периоде; I - окончание /-ого периода;

Б] - доходы от инвестиционного проекта в расчетный период;

К] - расходы по инвестиционному проекту в расчетный период;

ЫР' - налог на прибыль с учетом налоговых льгот в расчетном периоде;

- экономическую прибыль от реализации проекта, учитывающую все возможные эффекты от реализации проекта, реинвестирование части прибыли от проекта, уровень инфляции. Экономическая прибыль является главным критерием, который отражает экономическую целесообразность инвестиционного проекта. Он измеряется в денежных единицах и показывает реальный экономический вклад проекта в развитие отрасли. Экономическая прибыль позволяет учесть все составляющие эффекта, включая все прибыли от проекта с учетом реинвестирования, а также реальную рыночную оценку проекта (бизнеса);

ecp = ypp; • (1 - р;)+di;+sk; - ic;

где ЕСР1 - экономическая прибыль /-го периода (I = 1,

2.....п);

РР' - прибыль инвестиционного проекта от 1-го вида деятельности по проекту в году 1; В1] - доходы от инвестиции прибыли компании в годы прошлые, полученные ею в году 1; рй - доля прибыли компании, направляемая на 1-ый вид инвестиционной деятельности в году 1; 8К] - рыночная стоимость компании в году 1; 1С] - инвестиции по проекту в году 1.

i=1

Экономическая прибыль с учетом инфляции и риска инвестора позволяет исключить переоценку эффективности проекта.

Риск и инфляция при расчете ЕСР учитываются в формуле

ECP1 = ЕРР • (1 -р)+DItl + SKtl -

г=1

-Е (С +Минф +А^),

i=1

где А1инф- компенсация потерь от инфляции средств,

вложенных инвестором;

А1риск- компенсация риска инвестора.

- срок окупаемости без учета дисконтированных денежных потоков;

есрг = ^£рр>! • (1 - р) + + бк* = ¡с,

г=1

- рентабельность проекта рассчитывается посредством сопоставления экономической прибыли (ЕСР) с инвестициями в проект, в каждом периоде развития проекта (краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном):

еср -100

ъ =-

]

где р - рентабельность ./'-го периода (%);

ЕСР. - полный экономический результат]-го периода

( = 1, 2.....п);

1С. - инвестиции]-го периода.

В свою очередь, показатели рентабельности инвестиционного проекта могут быть следующие:

1. Общая рентабельность инвестиционного проекта рассчитывается как отношение экономической прибыли к сумме всех инвестиций, вкладываемых в проект всеми - инвесторами и собственниками проекта.

2. Показатели рентабельности каждого инвестора рассчитываются как отношение экономической прибыли каждого из них, получаемой от проекта в соответствии с договором, к вложенным им инвестициям.

ЕСР.. -100

С

где Рд - рентабельность ]-го периода (%) 1-го инвестора;

ЕСРр- экономическая прибыль ]-го периода ( = 1,

2,..., n), получаемая t-м инвестором;

ICJt - инвестиции j-го периода f-го инвестора.

3. Рентабельность собственников проекта (компании, внедряющей проект). Рассчитывается как отношение экономической прибыли, получаемой ими от реализации инвестиционного проекта в соответствии с договором, к вложенным ими инвестициям. ECP. lgg

c

^ = c '

где Rje _ рентабельность j-го периода (%) с -го инвестора;

ECPje - экономическая прибыль j-го периода (j =

1,2,., n), получаемая с-м инвестором;

ICJc - инвестиции j-го периода с-го инвестора.

Предлагаемое развитие методических подходов оценки инвестиционных проектов в условиях современного социально-экономического развития России, направленных на внедрение новых форм и способов организации перевозок, транспортного строительства, технического обслуживания и ремонта подвижного состава через систему сбалансированных показателей позволяет комплексно оценить экономическую эффективность инвестиционных проектов, а также заключить, что их применение сможет помочь решить проблему недооценки многих объектов инвестирования и занижения их прибыльности.

Библиографический список

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена Правительством РФ №877-Р от 17.06.2008.

2. Подпрограмма "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", разработанной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 232-р http://fcp.vpk.ru/ext/144/content.htm

3. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте. Приложение к указанию МПС России от 31 августа 1998 г. Москва, МПС, 1998. 124 с.

4. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 г. № ВК 477. Москва, 1999. 235 с.

5. Artel P. Financial Management for Non - Specialists. -Pretence Hall - Financial Time Harlow, 2003.

ББК У9(2)441.2

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖКХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ О.Г.Тимчук1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются отличительные черты и проблемы одной из самых социально значимых отраслей российской экономики - жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Обобщаются основные трудности в процессе его реформирования и тенденции развития ЖКХ на муниципальном уровне.

1Тимчук Оксана Григорьевна, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89016405451. Timchuk Oksana Grigorjevna, an assistant of the Chair of Finance and Credit, tel.: 89016405451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.