Научная статья на тему 'Развитие метода дисконтного анализа эффективности инвестиционного проекта'

Развитие метода дисконтного анализа эффективности инвестиционного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Финченко Станислав Николаевич, Семиглазов Вадим Анатольевич

Предлагается при оценке инвестиционных проектов учитывать состояние рынка (стабильный, ухудшающийся и развивающийся) Использование вероятностных моделей расчета, критериев Лапласа и Гурвица позволяет более объективно оценивать привлекательность инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of discount analysis method of investment project effectiveness

While evaluating investment project it is suggested to take into consideration the status of the market (stable, downward and upcoming). The use of probabilistic models of accounting, Laplacian and Hurvitz's criterions allow to estimate investment projects affinity more impartially.

Текст научной работы на тему «Развитие метода дисконтного анализа эффективности инвестиционного проекта»

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

Развитие метода

дисконтного анализа эффективности инвестиционного проекта

В. А. Семиглазов

соискатель,

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, директор центра «ТУСУР-Консалтинг»

С. Н. Финченко,

соискатель, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Предлагается при оценке инвестиционных проектов учитывать состояние рынка (стабильный, ухудшающийся и развивающийся) Использование вероятностных моделей расчета, критериев Лапласа и Гурвица позволяет более объективно оценивать привлекательность инвестиционных проектов.

While evaluating investment project it is suggested to take into consideration the status of the market (stable, downward and upcoming). The use of probabilistic models of accounting, Laplacian and Hurvitz’s criterions allow to estimate investment projects affinity more impartially.

Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы.

Принятие решения о необходимости инвестиций осложняется различными факторами: вид инвестиций; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решения и т. п.

Инвестиционные проекты различаются по степени риска: наименее рискованные проекты, выполняемые по государственному заказу; наиболее рискованные проекты, связанные с созданием новых производств и технологий.

Любой инвестиционный проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организационной, временной и др. Каждая из них по-своему важна, однако финансовые аспекты инвестиционной деятельности имеют решающее значение.

В отечественной и зарубежной практике известен ряд формализованных методов финансового анализа инвестиционных проектов, расчеты с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики [1-3]. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни не существует. Тем не менее, попытки развития этих методов в сторону универсализма, более широкого охвата условий реализации проектов, надо признать актуальными, так как они направлены на более объективную оценку эффективности проектов.

В существующих методах дисконтного (с учетом фактора времени) анализа [1] рисковая составляющая дисконта обычно учитывается посредством увеличения цены капитала Ук на величину премии за риск, которая рассчитывается в соответствии с классификацией инновации (табл. 1) [4].

Премия за риск устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации по 17 признакам и средней премией за риск, устанавливаемой для инновации данного (среднего) класса (табл. 2).

Если проанализировать табл. 1, то видно, что все классификационные признаки в основе своей учитывают инновационные риски и «по умолчанию» принимается стабильная обстановка на рынке (конъюнктура рынка, спрос, покупательная способность клиентов, конкурентная обстановка, изменение объема рынка, ценовая политика и т. д.).

Это серьезная натяжка в анализе, так как рынок может, конечно, быть и стабильным, и развивающимся, и спадающим, что, несомненно, скажется на реализационных доходах проекта. Этот фактор рынка особенно важен для учета, если рассматриваются многолетние проекты, когда прогнозирование состояния рынка может оцениваться экспертами только с вероятностных позиций.

Поскольку «рыночный риск» ввиду новизны постановки этого вопроса не может быть учтен дополнительными коэффициентами в общей формуле цены капитала, предлагаются следующие варианты:

1. Состояние рынка оценивается укрупнено тремя категориями: стабильное, ухудшающееся и развивающееся по каждому году жизни проекта. Если представляется возможным, эксперты или сам инвестор оценивает вероятности этих состояний рынка по каждому году. В бизнес-плане проекта по каждому году и для каждой категории

Таблица 1

Классификация нововведений и инновационных процессов по группам риска (в скобках указан класс по признаку)

Признак разделения на группы

Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса

1. По содержанию (виду) нововведения

(8) Новая идея

(4) Новое решение

(7) Новый продукт

(6) Новая технология

(4) Новый регламент, структура

(5) Новая услуга

2. Тип новатора (сфера создания новшества)

(6) Научно-технические организации и отделения

(7) Производственные фирмы и отделения

(4) Маркетинговые подразделения и фирмы

(3) Потребители и их организации

3. Тип новатора (область знаний и функций)

(6) Финансы и экономика

(4) Организация и управление

(7) Производство

(3) Юриспруденция

(8) Техника и технология

(1) Консультанты

(8)

Естество-

(2)

Ноу-

хау

(5) Социальные и общественные звенья

4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы)

(7) Научнотехнические звенья

(6) Промышленные звенья

(5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья

(4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья

5. Уровень инноватора

(7) Подразделения фирмы

(8) Фирма

(6) Концерн, корпорация

(5) Отрасль, группа отраслей

6. Территориальный масштаб нововведения

(4) Район, город

(5) Область, край

(6) РФ, страны СНГ и Балтии

(5) Интернационализации

7. Масштаб распространения нововведения

(5) Единичная реализация

(6) Ограниченная реализация (диффузия)

(7) Широкая диффузия

8. По степени новизны

(8) Радикальные (пионерные, базовые)

(4) Ординарные (изобретения, новые разработки)

(2) Усовершенствующие (модернизация)

9. По глубине преобразований инноватора

(6) Системные

(4) Комплексные

(1) Элементарные, локальные

10. Причина появления нового (инициатива)

(7) Развитие науки и техники

(5) Потребности производства

(3) Потребности рынка

И. Этап ЖЦ спроса на новый продукт

(8) Зарождение Е

(3) Ускорение роста С\

(4) Замедление роста С2

(5) Зрелость М

(7) Затухание (спад) Б

12. Характер кривой ЖЦ товара

(1) Типовая, классическая кривая

(3) Кривая с повторным циклом

(5) Гребешковая кривая

(7) Пиковая кривая

13. Этапы ЖЦ товара (по типовой кривой)

(7) Выведение на рынок

(4) Рост

(5) Зрелость

(8) Упадок (спад)

14. Уровень изменчивости технологии

(1) Стабильная технология

(5) «Плодотворная» технология

(8) «Изменчивая» технология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Этапы ЖЦ технологии

(8) Зарождение Е

(2) Ускорение роста С\

(4) Замедление роста Сч

(6) Зрелость М

(7) Затухание (спад) Б

16. Этапы ЖЦ организации-инноватора

(8) Создание

(6) Становление

(2) Зрелость

(3) Перестройка

(7) Упадок

17. Длительность инновационного процесса

(2) Оперативные (до 0,5 года)

(4) Краткосрочные (до 1 года)

(6) Среднесрочные (2-3 года)

(8) Долгосрочные (более 3 лет)

Таблица 2 Соотношение среднего класса инновации и средней премией за риск, устанавливаемой для инновации данного класса

рынка рассчитываются поступления средств. При расчете чистого дисконтированного дохода (ЧДД) ежегодная выручка по реализации проекта рассчитывается как математическое ожидание по трем состояниям рынка. Дальнейший анализ эффективности инвестиционного проекта ведется по отработанным методикам.

2. Если невозможно оценить вероятности рыночной ситуации, то математическое ожидание выручки оценивается по методу Лапласа или пессимиста-оптимиста Гурвица.

Рассмотрим пример. Инновационная фирма электронного приборостроения рассматривает целесообразность приобретения новой технологической линии по сборке печатных плат. Стоимость линии $10 млн; срок окупаемости — 5 лет; износ на оборудование начисляется по методу прямолинейной амортизации, т. е. 20% годовых; ликвидационная стоимость оборудования будет достаточна для покрытия расходов, связанных с демонтажем линии. Выручка от реализации продукции прогнозируется по

Выручка от реализации продукции по годам

Таблица 3

Годы Стабильный Ухудша- Развива- Математическое Выручка Выручка

рынок ющийся рынок ющийся рынок ожидание выручки по Лапласу по Гурвицу

Выручка Рс Выручка Ру Выручка Рр ($ тыс.) ($ тыс.) ($ тыс.)

1 6800 0,5 6000 0,5 7500 0,2 6700 6766 6900

2 7400 0,5 7000 0,5 8000 0,3 9600 7466 7600

3 8200 0,6 8000 0,6 9000 0,3 9500 8400 8600

4 8000 0,7 7500 0,7 8500 0,2 8000 8000 8300

5 6000 0,6 5500 0,6 7000 0,2 6100 6100 6400

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

годам в зависимости от состояния рынка в следующих объемах ($ тыс.), табл. 3.

Текущие расходы по годам оцениваются следующим образом: $3400 тыс. в первый год эксплуатации линии с последующим ежегодным ростом их на 3%. Сложившееся финансово-хозяйственное положение коммерческой организации таково, что коэффициент рентабельности авансированного капитала составляет 21-22%; цена авансированного капитала гк — 19%. В соответствии со сложившейся практикой принятия решений в области инвестиционной политики, руководство организации не считает целесообразным участвовать в проектах со сроком окупаемости более четырех лет. Целесообразен ли данный проект к реализации?

Представим расчет исходных показателей по годам и в зависимости от рыночной обстановки в табл. 4.

Все вероятности состояний рынка по методу Лапласа равны

0.33. В методе Гурвица оптимизм ЛПР принят за величину 0,6, а пессимизм за 0,4.

Проведем для каждого из методов подсчета объема реализации расчет аналитических коэффициентов по следующим формулам:

1. Чистый дисконтированный доход

где п — количество лет (1-5); Д1 — объем реализации дохода в г-ом году; гк — стоимость капитала; И — объем инвестиций.

2. Индекс доходности (ИД):

Таблица 4

Расчет исходных показателей по годам и в зависимости от рыночной обстановки

№ Показатели, Способ Годы

$ тыс. расчета 1 2 3 4 5

1 Объем реализации Детерменир. 6800 7400 8200 8000 6000

Мат. ожидание 6700 9600 9500 8000 6100

По Лапласу 6766 7466 8400 8000 6166

По Гурвицу 6900 7600 8600 8300 6400

2 Текущие расходы 3400 3502 3607 3715 3827

3 Износ 2000 2000 2000 2000 2000

4 Налогооблагаемая прибыль Детерменир. 1400 1898 2593 2285 173

Мат. ожидание 1300 4098 3893 2285 273

По Лапласу 1366 1964 2793 2285 339

По Гурвицу 1500 2098 2993 2585 573

5 Налог на прибыль Детерменир. 420 569 778 686 52

Мат. ожидание 390 1228 1168 686 82

По Лапласу 410 586 838 686 102

По Гурвицу 450 629 898 776 172

6 Чистая прибыль Детерменир. 980 1329 1815 1599 121

Мат. ожидание 910 2870 2725 1600 152

По Лапласу 956 1578 1955 1599 237

По Гурвицу 1050 1469 2095 1809 336

7 Чистые денежные поступления Детерменир. 2980 3329 3815 3599 2121

Мат. ожидание 2910 4870 4725 3600 2152

По Лапласу 2956 3378 3955 3599 2237

По Гурвицу 3050 3469 4095 3809 2236

5. Расчет коэффициента эффективности проекта, среднегодовая рентабельность (Эф)

общий дисконтированный доход.

3. Внутренняя норма доходности (ВНД):

ВНД = Гв. д,

при котором ЧДД равен нулю, где гвд — внутренняя норма доходности или значение дисконта, при котором ЧДД равен нулю.

4. Расчет срока окупаемости проекта. Проводится без учета дисконтирования

где Пср — среднегодовая чистая прибыль (очищенная от налогов) без учета дисконтирования.

Рассчитанные аналитические коэффициенты по каждому из методов учета рыночной ситуации сведены в табл. 5.

Сделаем некоторые выводы из анализа табл. 5.

1. Для детерминированного рынка (без учета его состояния) ЧДД — отрицателен и проект следует отклонить. Такое же заключение следует сделать для рынка с равновероятными его состояниями (критерий Лапласа).

2. При учете вероятностей состояния рынка, проект окажется очень эффективным с быстрой окупаемостью инвестиций и большим запасом по цене капитала (26%). К такому же выводу может придти ЛПР с большей склонностью к оптимизму (0,6>0,4) по критерию Гурвица при отсутствии

Таблица 5

Коэффициенты по методам учета рыночной ситуации

при котором

Т = шіп п,

^^^^^^Коэффиц. Методы ЧДД, $ тыс. ид ВНД,% Т, год Эф,%

1 2 3 4 5 6

Детерминиров. -198 0,98 18,1 ~3 23,3

Мат. ожидание 1386 1,13 26 -2,5 73

Лапласа -42 0,996 18,7 ~3 64,5

Гурвица 322 1,032 22 ~3 67

Таблица 6

Доходность компаний по некоторым отраслям экономики (по материалам СМИ)

Отрасль США Япония Страны Европы

Число компаний Доходность, % Число компаний Доходность, % Число компаний Доходность, %

Компьютерные услуги и ПО 22 21,2 3 4,9 13 23,1

Средства связи 30 19,1 6 9,0 10 15,5

Электроника 15 17,7 24 5,4 5 16,5

Многоотраслевое хим. производство 13 17,7 15 3,3 16 13,7

Издательское дело, включая газеты И 13,9 2 8,4 12 27,9

Электротехническая промышленность 7 12,7 И 4,0 7 11,2

Машины и оборудование 9 12,2 22 4,3 14 12,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автомобилестроение 4 10,5 9 7,6 6 6,7

Коммерческие банки 45 8,8 43 2,6 57 19,6

Финансовые учреждения 15 7,5 13 4,8 4 4,8

реализации, т.к. по времени окупаемости и эффективности он соответствует требованиям, изложенным в постановочной части примера.

При ориентации на рентабельность проекта (доходность, эффективность) полезно сравнивать расчетную рентабельность с рентабельностью отраслевой, ориентируясь, например, по табл. 6.

Таким образом, учет состояния рынка при оценке инвестиционных проектов позволяет более обоснованно сделать инвестору заключение о целесообразности инвестиций.

Литература

1. В. В. Ковалев. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика. 1998.

2. В. П. Попков, В. П. Семенов. Организация и финансирование инвестиций. СПб: Питер, 2001.

3. П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело. 2001.

4. В. Н. Гунин и др. Управление инвестициями: 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 7. М.: ИнФрА-М, 2000.

Уважаемые дамы и господа!

Приглашаем вас к участию в 11 Московском международном Салоне промышленной собственности «Архимед», который будет проходить с 1 по 4 апреля 2008 года в Москве, в КВЦ «Сокольники».

На предыдущий Салон «Архимед-2007» было заявлено 1102 экспоната, что составило рост на 12%, по сравнению с предыдущими показателями. Выставочная экспозиция заняла площадь 4900 м2, что составляет рост на 11% , по сравнению с 2006 годом.

В выставке «Архимед-2007» приняли участие изобретатели из 16 государств и 45 регионов России, представляющие все сферы научно-технической деятельности. Всего в Салоне «Архимед-2007» приняли участие 384 организации, из которых 190 московских, 114 из российских регионов и 80 зарубежных.

Основой успеха является постоянная работа, проводимая организаторами по оказанию содействия владельцам объектов промышленной собственности в реализации их научно-технического потенциала. В период подготовки Салона организаторы проводят региональные и зарубежные семинары, выставки-презентации, инновационные форумы и конкурсы, выпускают каталоги, буклеты, CD и видеофильмы по вопросам вовлечения в экономический оборот объектов промышленной собственности. В этом им помогают надежные партнеры и информационные спонсоры. Мероприятия Салона традиционно освещаются центральными и региональными СМИ, в том числе на телевидении и радио. Во время работы Салона проходит международная конференция по патентной охране объектов промышленной собственности, организуемая Роспатентом, мероприятия «Университета изобретателя»: семинары, круглые столы; презентации национальных делегаций и уникальных проектов, которые делают атмосферу Салона «Архимед» насыщенной и деловой.

За наиболее интересные и перспективные в промышленном применении экспонаты, оцененные международным жюри, участникам будут вручены золотые и серебряные медали Салона, дипломы Министерства обороны, Роспатента, Правительства Москвы, ВОИР, медали и призы, в том числе денежные, от российских и международных инновационных организаций, Салонов изобретений, спонсоров Салона. За лучшие изобретения организаторами учрежден Гран-при - «Золотой Архимед».

Всем участникам Салона гарантирована возможность получения финансирования дальнейшего продвижения их инновационных проектов в рамках комплексной программы развития промышленной деятельности в Москве на 2007-2009 гг.

Контактная информация: www.archimedes.ru, e-mail: [email protected] или по телефону (495) 366-03-44, 366-14-65.

численных значений вероятностей состояния рынка.

3. Очевидно, используя информацию о состоянии рынка, в ряде случаев можно придти к противоположным (см. пп. 1, 2) выводам, т. е. признать проект, считавшимся выгодным, неперспективным.

Все это свидетельствует о том, что учет рыночной перспективы позволяет гораздо более объективно оценивать эффективность инвестиционных проектов.

Дополнительно следует прокомментировать колонки 5 и 6 табл. 5 по сроку окупаемости и эффективности. Здесь наблюдается противоречие, заключающееся в том, что проект по ЧДД и ВНД признается неперспективным, а по показателям Т и Эф вполне приемлем. Дело здесь в том, что эти показатели рассчитываются без дисконтирования и на ряде предприятий принята такая методика. И в нашем конкретном примере инновационная фирма в силу сложившейся у нее практики может принять проект к

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.