Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ'

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / универсальные учебные действия / ТРИЗ. / education / universal learning activities / TRIZ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левинская Елена Константиновна

в статье анализируется растущая необходимость общества в людях, способных творчески отвечать на любые изменения, нетрадиционно и качественно решать наличествующие проблемы, обусловленная увеличением темпов развития общества и, в связи с этим, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем выше потребность общества в инициативе личности, тем сильнее необходимость в теоретической разработке проблем творчества. А так же использовать универсальные способы деятельности для получения и применения знаний, решать нетривиальные проблемы, такие как готовность к сотрудничеству, к командной деятельности. Метапредметный характер таких знаний, умений обеспечивает формирование целостной картины мира обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левинская Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF META-DIMENSIONAL COMPETENCE BY MEANS OF TRIZ-PEDAGOGY

the growing need of society for people who are able to respond creatively to any changes, to solve existing problems in an unconventional and qualitative manner, is due to an increase in the pace of social development and, therefore, the need to prepare people for life in rapidly changing conditions. The higher the need of society for the initiative of the individual, the stronger the need for a theoretical development of the problems of creativity. And also to use universal ways of activity for obtaining and applying knowledge, to solve non-trivial problems, like willingness to cooperate, to command activities. The meta-subject nature of such knowledge and skills ensures the formation of a holistic picture of the learner’s world.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ»

DEVELOPMENT OF META-DIMENSIONAL COMPETENCE BY MEANS OF

TRIZ-PEDAGOGY Levinskaya E.K. (Russian Federation)

Levinskaya Elena Konstantinovna - Master of Physics and Mathematics, Lecturer, STA VROPOL PRESIDENTIALCADET SCHOOL, STAVROPOL

Abstract: the growing need of society for people who are able to respond creatively to any changes, to solve existing problems in an unconventional and qualitative manner, is due to an increase in the pace of social development and, therefore, the need to prepare people for life in rapidly changing conditions. The higher the need of society for the initiative of the individual, the stronger the need for a theoretical development of the problems of creativity. And also to use universal ways of activity for obtaining and applying knowledge, to solve non-trivial problems, like willingness to cooperate, to command activities. The meta-subject nature of such knowledge and skills ensures the _ formation of a holistic picture of the learner's world. Keywords: education, universal learning activities, TRIZ.

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-

ПЕДАГОГИКИ Левинская Е.К. (Российская Федерация)

Левинская Елена Константиновна - магистр физико-математического образования, преподаватель, Ставропольское президентское кадетское училище, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируется растущая необходимость общества в людях, способных творчески отвечать на любые изменения, нетрадиционно и качественно решать наличествующие проблемы, обусловленная увеличением темпов развития общества и, в связи с этим, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем выше потребность общества в инициативе личности, тем сильнее необходимость в теоретической разработке проблем творчества. А так же использовать универсальные способы деятельности для получения и применения знаний, решать нетривиальные проблемы, такие как готовность к сотрудничеству, к командной деятельности. Метапредметный характер таких знаний, умений обеспечивает формирование целостной картины мира обучающегося.

Ключевые слова: образование, универсальные учебные действия, ТРИЗ.

Совершенствование образования на сегодняшнем этапе, обусловленное переходом общества на инновационный путь развития, подразумевает переоценку целей обучения и способов их реализации. Сегодня обучение в средней школе должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы, предполагающие развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО)[1] особое внимание уделено метапредметным результатам, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д., без которых самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

В педагогической науке и практике разработаны различные способы развития творческой активности, одним из которых является ТРИЗ - педагогика.

ТРИЗ, как технология обучения творчеству, позволяет формировать культуру творческого мышления, целенаправленно воспитывать глубоких универсалов, способных быстро входить в новые предметные области, появляющиеся в нашем мире, и становиться специалистами в этих областях, не теряя способности перестраивать свое мышление в соответствии с изменяющейся картиной мира.

Применение этой технологии для учащихся младшего школьного возраста потребовал перевода ТРИЗ-знаний «взрослого» уровня на «детский» и привело к созданию адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ) [2].

ТРИЗ-педагогика является основой для методов создания новых педагогических и дидактических систем, необычных и эффективных видов занятий, учебных пособий, □ ТРИЗ-педагогика придет на смену развивающему обучению как самостоятельная педагогическая система.

Формирование системы ТРИЗ-образования начал Г.С. Альтшуллер. Программы обучающих семинаров, публикации о преподавании ТРИЗ, книги для школьников, написанные Г.С. Альтшуллером, сегодня являются основой для формирования системы ТРИЗ-образования.

Современному педагогическому сообществу становиться понятно, что главное требования современности «научить учиться» - научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей, проблемы профессионального выбора; научить ориентироваться в ключевых ситуациях современной жизни [3]:

• не запоминание большого количества фактов, а способность связывать факты друг с другом;

• не зная готовых ответов, но возможность задавать правильные вопросы;

• не кусочно-узкие «точечные» профессиональные навыки, а способность быстро изучать и переучивать, глобальное надсистемное понимание мира и т. д. [4].

В связи с этим формирование единства Знаний, Умений и Навыков (ЗУН) происходит через развитие Универсальных Учебных Действий (УУД) - личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. При этом можно говорить о разных уровнях УУД (рис. 1).

Рис. 1. Уровни УУД

Для эффективной организации и проведения учебных занятий и достижения планируемых результатов развития универсальных учебных действий, не стоит забывать о проектировании учебного процесса. Таким образом, педагог не должен забывать о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании универсальных учебных действий (рис. 2) [5].

Рис. 2. Учебный процесс,где: ОП

— общая психология, ПО — психология обучения, ПТ — психология творчества

Формирование умения в такой системе построения работы учителем требует применения особых технологий и методов обучения.

ТРИЗ-педагогика предполагает использование следующих методик развития общих исследовательских умений и навыков, дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей:

1. Развитие умений видеть проблемы

Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь - это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем - сложная задача для учащегося. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы

Гипотеза - это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза -это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это - проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность.

3. Развитие умений задавать вопросы

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

4. Развитие умений классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации - указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность [6].

Таким образом, предполагается перенос подходов и принципов ТРИЗ в школьную практику в качестве методики по формированию универсальных учебных действий.

С позиций ТРИЗ, описать универсальное действие - значит дать алгоритм его выполнения, который будет работоспособен в разнообразных ситуациях. Примерами простейших УУД, почерпнутых из ТРИЗ, могут служить:

- принцип идеальности, состоящий в формулировании по определенным правилам желаемого идеального конечного результата;

- принцип выявления сущности, состоящий в определении главной функции и рабочего органа рассматриваемого объекта как системы;

- принцип локализации конфликта, состоящий в определении его оперативной зоны и оперативного времени;

- принцип парадокса, состоящий в выявлении и формулировании взаимоисключающих (противоречивых) требований к объекту или его свойству;

- принцип допоисковой систематизации, состоящий в создании полных классификаций ещё неизвестных / несуществующих в рассмотрении объектов (как материальных, так и нематериальных);

- принципы описания объектов исследования (системный, функциональный, диалектический), обеспечивающие простоту и наглядность моделирования;

- принцип конфликтующей пары, обеспечивающий выделение главных «виновников» проблемы (проблемной ситуации);

- принцип функциональной обратимости, обеспечивающий выделение скрытых системных недостатков и др. [7].

Систематическое применение вышеизложенных принципов ТРИЗ-педагогики на уроках, позволит учащимся через совмещение формально-словесных манипуляций с конкретными фактами узнавать в конкретных явлениях общенаучные закономерности, грамотно осуществлять прогноз.

Исходя из вышеописанных принципов ТРИЗ, формирующих УУД, можно представить следующие методы и приемы:

1. Приём «Связи» Универсальный прием-игра. Формирует:

- умение находить связи между объектами в системе;

- умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;

- умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой. Обучающиеся строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

2. Приём "Создай паспорт"

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

3. Приём "Лови ошибку"

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:

- умение анализировать информацию;

- умение применять знания в нестандартной ситуации;

- умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Предъявляя учащимся проблемные задания и вопросы, настраивая их на использование системного подхода, на комментированном анализе обоснованности применения различных приемов и их решения (от логических до эвристических), учитель будет в состоянии эффективно управлять процессом развития ключевых компетентностей.

Список литературы /References

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф/ (дата обращения: 24.03.2022).

2. Guin A., Barkan M. (2015). Success Factor. Performance Press, Oak Ridge, TN. USA.

3. Лебедев О.Е. Проблемы и перспективы разработки стандартов общего образования второго поколения, 2007 / Universum: Вестник Герценовского университета

4. Guin Anatoly, Guin Elena, Guin Evgenia. DEVELOPING CREATIVE THINKING SKILLS - GRADE SCHOOL LEVEL PROPAEDEUTIC COURSE "ENGINEERING" - TRIZfest, 2017. September 14-16, 2017.

5. Паклина Е.П. Формирование креативности школьников средствами ТРИЗ-педагогики - конференция Три поколения ТРИЗ Развитие ТРИЗ: идеология, направления, находки. Санкт-Петербург, 2015.

6. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый, 2012. № 8. С. 309-312.

7. Кислое А.В., Пчелкина Е.Л. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как средство реализации универсальных учебных действий - конференция РОО «ТРИЗ-Петербург» «Три поколения ТРИЗ», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.