Вестник аграрной науки, 5(68), 2017, http://dx.doi.org/10.15217/48484 УДК / UDC 352:338.431.2(1 -22)
РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
DEVELOPMENT OF THE LOCAL GOVERNMENT AS A PART OF THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
Полухина М.Г., кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Polukhina M.G., Candidate of Agricultural Science, Senior Researcher ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: redhvost@yandex.ru
Ключевым критерием стратегического развития является эффективность бюджетного управления и нормативная база на уровне региона и субъекта управления. В качестве базовых показателей для обоснования направлений развития территорий выступают природные условия и ресурсы, демографическая обстановка, обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры. Представлен анализ направлений развития системы местного самоуправления в том числе и сельских территорий. Указано, что социально-экономическое, инженерное, дорожное, а также экологическое развитие, сельских территорий напрямую зависит от размера бюджета муниципального образования, имеющейся материально-технической базы, эффективности ее управления и использования. На примере общих тенденций и проблем характерных для большинства сельских муниципальных образований представлен стратегический SWOT-анализ развития местного самоуправления, а также указаны векторы дальнейшего стратегического развития данного направления. Предложено дать возможность сельским поселениям по своему усмотрению наполнить свои бюджеты, с последующим мониторингом ситуации; вернуть право сельским поселениям распоряжаться землей в границах муниципальных образований. Обоснована целесообразность планирования сельскохозяйственных земель до 2030 года с использованием механизма аграрного зонирования в дополнение к результатам территориального планирования сельских территорий. Указано что использование градостроительных регламентов позволяет субъектам управления муниципальных образований готовить комплексные программы перспективного землевладения, освоения и использования земель сельскохозяйственного значения в рамках территориального планирования. Отмечено, что программы развития должны разрабатываться на уровне районов субъекта и субъекта в целом. После согласования на уровне субъекта объемов производства сельскохозяйственной продукции и соответствующей господдержки, муниципальные образования могут корректировать свою программу, и реализовать ее положения.
Ключевые слова: экономика, муниципальное образование, местное самоуправление, сельское поселение, генеральное планирование, грантовая поддержка, законодательная база, территориальное планирование.
The key criterion of the strategic development is efficiency of budget management and normative base at the level of region and management entity. We consider natural environment and resources, demographic situation, provision of the population with facilities of the social infrastructure to be basic indicators for grounding territory development directions. The analyses of the local government development directions including rural areas is presented in the article. It is pointed out that social economic, engineering, road and ecological development of rural areas directly depend on the budget volume of the municipal structure, existing material and technical base, efficiency of its management and usage. In terms of general tendencies and problems typical
for the majority of rural municipal entities, we present strategic insight into community development analysis and identify the vectors of further development of this direction. In their own discretion, rural areas are suggested to fill their budgets with the following situation monitoring and return the right to rural settlements to dispose their lands within the municipal structure. The practicality of the farming lands planning up to 2030 with applying to the agrarian zoning mechanism in addition to the results of rural areas territorial planning is proved. It is stated that the usage of town-planning regulations allows management entities of the municipal structure to prepare complex programs of promising landholdings, reclamation and usage of agrarian significance within territorial planning. It was stressed that development programs should be regulated at the level of entity region and entity in general. After coordination of volumes of agricultural goods production and the corresponding state support at the entity level municipal structures will be able to improve their program and to realize its guidelines.
Key words: economics, municipal education, local government, rural settlement, general planning, grant support, legal framework, territorial planning.
Введение. Устойчивое экономическое развитие территории, в том числе и сельской напрямую зависит от имеющейся материально-технической базы и эффективности ее управления и использования.
Развитие муниципального образования осуществляется через местное самоуправление, которое представляет собой один из важнейших элементов демократического общества.
Условия, материалы и методы. В работе использованы такие методы исследований как: монографический, анализ и синтез, сравнительный и логический анализы, произведен стратегический SWOT-анализ развития местного самоуправления.
Результаты и обсуждение. Ежедневно в своей работе местное самоуправление сталкивается с множеством вопросов и проблем, касающихся управления и развития муниципального образования. Это связанно с большим количеством сфер и направлений, которые являются составными частями жизни муниципального образования, наиболее острые часто встречающиеся проблемы сельских муниципальных образований:
1. Территориальное планирование (структурно функциональные зоны, административно-территориальное устройство, хозяйственное назначение земель, вопросы аренды, строительство, генеральный план, стратегия развития, функционирование органов местного самоуправления, кадровое обеспечение):
а. наличие генерального плана, составленного по кадастру;
б. смена хозяйственного значения земли (перевод земель из сельхозугодий под застройку и др.);
в. наличие незавершенного строительства и домов, не введенных в эксплуатацию, которые не облагаются налогом на имущество;
г. исполнение всех функций, возложенных на местное самоуправление;
д. привлечение квалифицированных кадров.
2. Бюджет (доходная (налоги, доходы от аренды, субсидии из федерального и региональных бюджетов) и расходная части (социальная и инженерная инфраструктура, содержание материально технической базы, расходы администрации и др.):
а. поиск источников пополнения бюджета;
б. увеличение налогооблагаемой базы;
в. сокращение расходной части;
г. привлечение средств за счет действующих программ развития различных уровней.
3. Законодательная база (законы, указы, постановления, распоряжения, действующие программы развития федерального и регионального уровня, СНИПы):
а. организация управления муниципальным образованием в рамках законодательного поля.
4. Природные условия и ресурсы (физико-географических и климатических условий, рельеф, инженерно-геологические условия, гидрология, минерально-сырьевые ресурсы, почвы и растительность, леса и лесные ресурсы, озелененные территории, ландшафтно-рекреационные ресурсы, особо охраняемые природные территории):
а. контроль за эффективностью использования природно-ресурсного потенциала.
5. Демография (численность, рождаемость, смертность, плотность населения, возрастной состав, демографическая нагрузка, доля экономически активного населения, миграционные процессы):
а. переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3 ребенка в семье) [2];
6. повышение престижа благополучной семьи;
в. повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций, формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию;
г. повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
д. повышение рождаемости и укрепление семьи;
е. снижение смертности и увеличение продолжительности жизни;
ж. оптимизация миграционных процессов.
б. Уровень жизни населения (заработная плата, пенсионное обеспечение):
а. обеспечение роста уровня и качества жизни населения;
б. создание комфортной среды жизни и деятельности человека на территории муниципального образования.
7. Рынок труда, уровень безработицы, занятость (альтернативная, неполная, неформальная, сезонная, самозанятость и др.):
а. развитие не сельхоз видов деятельности, таких как туризм и ремесла;
б. контроль за соблюдением порядка ценообразования, правил торговли, лицензионных условий и требований в соответствии с законодательством РФ;
в. создание условий для максимально полного удовлетворения спроса местного и сезонного населения на потребительские товары и услуги по доступным ценам и высокого качества, с расширением ассортимента;
г. развитие рыночной инфраструктуры обслуживания местного и сезонного населения;
д. улучшение качества и культуры торгового обслуживания;
е. создание благоприятного климата для притока инвестиций в сферу потребительского рынка.
8. Экономическое развитие (промышленность, малое предпринимательство, сельское хозяйство):
а. создание положительного инвестиционного климата, развитие промышленности, создание новых рабочих мест, обеспечение привлекательности муниципального образования для населения трудоспособного возраста [1];
б. интенсивное развитие малого и среднего бизнеса;
в. привлечение инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение «традиционных» производств;
г. создание промышленных зон, имеющих современную развитую инфраструктуру, готовых для размещения средних по инвестиционным затратам проектов российских и иностранных инвесторов;
д. использование потенциала существующих промышленных предприятий с целью увеличения налогооблагаемой базы, получения дополнительных доходов и роста занятости населения.
9. Жилой фонд (строительство, ввод в эксплуатацию, ремонт и реконструкция):
а. ликвидация ветхого, аварийного и брошенного жилья;
б. строительство и ввод в действие нового жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
в. выделять новые площадки для размещения, объектов капитального жилого строительства, инженерной и социальной инфраструктуры.
10. Социальная инфраструктура (образование дошкольное и школьное, здравоохранение, физическая культура и спорт, массовая культура, историко-культурное наследие, бытовое и коммунальное обслуживание (торговля, общественное питание, информационно-коммуникационное обслуживание, социальное обслуживание)):
а. эффективная реализация целевых программ в сфере социальной защиты;
б. развитие материально-технической базы социальной сферы;
в. повышение обеспеченности населения услугами здравоохранения, дошкольного и школьного образования, физической и массовой культуры;
г. поддержание массовой культуры. Повышение степени охвата населения организационным досугом, обеспечение роста внимания вопросам развития коллективов художественной самодеятельности, привлечения в сферу культуры и искусства талантливой молодежи;
д. развитие прогрессивных форм обслуживания пожилых людей и инвалидов.
11. Инженерная инфраструктура (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение (канализация), теплоснабжение, электроснабжение, протяженность и износ сетей):
а. 100% газификация всей территории муниципального образования;
б. реконструкция, техническое перевооружение и новое строительство инженерных сетей с использованием современных материалов;
в. повышение обеспеченности населения газо- и водообеспечением, водоотведением.
12. Дорожно-транспортная инфраструктура (железные и автомобильные дороги, улично-дорожная сеть, общественный и прочие виды транспорта):
а. проведение постоянного мониторинга наличия, состояния сельских дорог на предмет круглогодичной и всепогодной доступности для использования;
б. строительство и поддержание дорог внутри населенных пунктов к социально важным объектам и объектам культурного наследия (имеющим туристическое значение);
в. обеспечение доступности сельских населенных пунктов (центральных усадеб) до дорог федерального и (или) регионального значения.
13. Туризм и рекреационные территории (агротуризм, культурно-познавательный, охотничий и рыболовный, экологический, спортивный и др.):
а. развитие туристско-рекреационного комплекса муниципального образования;
б. формирование конкурентоспособного туристского продукта через освоение новых туристских направлений - оздоровительного, делового, событийного, экологического, спортивного, паломнического, сельского туризма, автотуризма, отдыха выходного дня и т.д.;
в. повышение качества обслуживания в сфере туризма.
14. Безопасность:
а. обеспечение мер пожарной безопасности;
б. обеспечение мер защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15. Экология (охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, объекты озеленения, благоустройство и инженерная подготовка территории, санитарная очистка и отходы, санитарно-защитные зоны и зоны специального назначения):
а. организация эффективной системы сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО с применением современных технических средств на территории муниципального образования[3];
б. внедрение новых (более совершенных и безопасных) технологических процессов, исключающих выделение в окружающую среду вредных веществ;
в. производственный контроль за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
г. ликвидация несанкционированных свалок и рекультивация земель.
Проблема развития сельских муниципальных образований напрямую
связанно с развитием местного самоуправления. Проблема состоит остро и требует формирования механизмов и системных подходов к её решению. Основные положительные и отрицательные стороны, а также возможности развития данной ситуации нами отражены в проведенном SWOT-aнaлизe развития местного самоуправления (табл. 1).
Выводы. Из проведенного анализа следует, что без решения накопившихся проблем невозможно развитие местного самоуправления и даже его полноценное функционирования. В качестве направлений развития можно предложить следующее:
1. Разрешить местному самоуправлению организовывать добычу общераспространенных полезных ископаемых (глина, песок, гравий, щебень, известняк) путем внесения поправок в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах».
2. Вернуть право сельским поселениям распоряжаться землей в границах муниципальных образований.
3. Разработать комплексные муниципальные программы перспективного землевладения, освоения и использования земель сельскохозяйственного значения в рамках территориального планирования.
4. Разработать критерии эффективности выполнения муниципальных программ развития территорий.
Таблица 1 - SWOT-aнaлиз развития местного самоуправления
Сильные стороны
Слабые стороны (А
1. Принят ряд законодательных актов: Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601; Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон №131 от 06.10.2003 в редакция от 28.12.2016; Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607; Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607
2. Жителям МО предоставлено право самостоятельно решать вопросы местного значения, под свою ответственность, т.е. передана часть государственных функций (разработка Уставов МО, управление муниципальной собственностью).
3. Местному самоуправлению переданы в ведение финансовые (местные налоги остаются на территории МО и используются для решения вопросов местного значения), материально-технические (бывшее государственное имущество) и кадровые ресурсы
4. У органов власти местного самоуправления появилась возможность регулирования всех сфер народного хозяйства (жилищное и социальное строительство, обеспечения населения услугами физической культуры и спорта, торговли, учреждений культуры, общественного питания и бытового обслуживания).
5. Грандовая поддержка местных инициатив сельских граждан.
1. Отсутствует разграничение полномочий между государством и местным самоуправлением (организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; учреждений здравоохранения; контроля за использованием земель; регулирование использования водных объектов, месторождений полезных ископаемых, а также недр; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; обеспечение социальной поддержки, охрана окружающей среды и др.).
2. Споры об ответственности за исполнение и финансирование той или другой функции власти из-за права передачи федеральных и краевых органов гос. властей части своих функций органам местного самоуправления.
3. Не совершенность региональные законы о местном самоуправления.
4. Зависимость бюджета МО от финансирования из бюджетов вышестоящего уровня.
5. Недостаточность средств местного бюджетов, дисбаланс между расходными полномочиями и финансовым обеспечением, узкая доходная база.
6. Дефицит административных высоко квалифицированных кадров.
7. Передача права распоряжения землей от сельских поселений на районный уровень.
8. Органы местного самоуправления не знают в полной мере всех переданных им полномочий и их стоимость. В результате отсутствия необходимых ресурсов часть переданных функций не исполняется, что приводит к финансовым и организационным конфликтам между органами государственной власти и местным самоуправлением.
9. Высокая степень контроля над местным самоуправлением со стороны вышестоящих органов государственной власти.
10. Бюджет сельских МО ориентирован на уплату коммунальных расходов, а не развитие территорий.
11. Мнение населения и субъектов экономической деятельности практически не учитываются при решении вопросов территориального планирования.
12. Отсутствие у населения потребности участия в осуществлении местного самоуправления._
Продолжение таблицы 1
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Адресная помощь муниципальному образованию напрямую из региона. 2. Государственная поддержка социально-экономического развития села. 3. Эффективное сельское хозяйство, поддерживаемое государством через дотации и льготные кредиты. 4. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления с целью активизации человеческого потенциала. 5. Создание национального проекта развития местного самоуправления в сельской местности. 6. Создать документ, где бы были обозначены взаимодействия всех хозяйствующих субъектов и ведомств муниципального, регионального и федерального уровней. 7. Налоговые отчисления сельхозпроизводителей, направлять под контролем муниципалитетов на создание новых рабочих мест и социально-экономическое развитие поселений. 8. Средства, выделяемые на развитие сельскохозяйственного производства и развитие инфраструктуры поселений должны быть подконтрольны в первую очередь Советам депутатов и общественным Советам данных муниципалитетов. 9. Повсеместное применение лучших практик муниципального управления и положительного опыта по реализации переданных отдельных государственных полномочий. 10. Разработка программы развития каждого МО которая будит являться основанием для финансовой поддержки федерального уровня (на опыте Ярославской, Свердловской областей, Алтайского края, и Тамбовской области). 1. Ухудшение качества жизни в большинстве муниципальных образований, вымирание деревни, торможение развития сельской экономики. 2. Дальнейшее сокращение объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, ФАПы, амбулатории) вызывает отток граждан и сокращение сельхозпроизводства. 3. Эффективное развитие муниципальных образований напрямую зависит от субъективных качеств руководства.
Примечание: МО - муниципальное образование.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Полухина М. Г. Проблема закрепления молодых специалистов на селе // АПК: экономика, управление. 2017. № 2. С. 77-82.
2. Студенникова НС. Прогноз численности населения муниципального образования «Город Вязники» Владимирской области // Научный альманах. 2016. № 10-1(24). С. 289-292.
3. Небытов В. Г. Рейтинг экологического состояния сельских территорий ЦЧР // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. № 2. С. 39-41.
4. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления // Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ // Федеральный закон №131 от 06.10.2003 в редакция от 28.12.2016.
6. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607.
7. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607.