Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РАМКАХ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИИ МАРКЕТИНГОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РАМКАХ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИИ МАРКЕТИНГОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ORGANIZATION / MARKETING MANAGEMENT / RESEARCH METHODS / MANAGEMENT / DEVELOPMENT PROPOSALS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б.Н.

Маркетинг является важнейшим процессом в деятельности современных организаций. Рассмотрены и определены методы исследования использования элементов менеджмента в маркетинговой деятельности организации. Представлены технология и предложения по развитию элементов менеджмента в процессе управления маркетингом организации.Marketing is the most important process in modern organizations. Methods of research on the use of management elements in marketing activities of the organization are considered and defined. Technology and proposals for the development of management elements in the process of marketing management of the organization are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РАМКАХ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИИ МАРКЕТИНГОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РАМКАХ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИИ МАРКЕТИНГОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10399

Аннотация. Маркетинг является важнейшим процессом в деятельности современных организаций. Рассмотрены и определены методы исследования использования элементов менеджмента в маркетинговой деятельности организации. Представлены технология и предложения по развитию элементов менеджмента в процессе управления маркетингом организации.

Ключевые слова: организация, управление маркетингом, методы исследования, менеджмент, предложения по развитию, эффективность.

Процесс управления маркетингом организации включает совокупность методологических инструментов, участвующих в разработке и продвижении продукции и услуг от производителя к потребителю в условиях наличия спроса и предложения. В ряде работ указывается необычное, но правильное сравнение, где маркетинг определяется как «микс из нужных элементов» [11].

Модель маркетинга составляют определенные параметры продукции, которые контролируются и развиваются организацией для позиционирования продукции на рынке. Целью маркетинг-микса является разработка стратегии, позволяющая увеличить рассматриваемую стоимость продукта или услуги и повышение дохода организации.

Для активного продвижения продукции используем модель 4р, которая состоит из следующих элементов: product (продукт); price (цена); place (место продажи); promotion (продвижение товара) [13]. Для элементов этой модели «продукт» необходимо выразить символику марки, особенности продукта или услуги, стиль, дизайн, упаковка, ассортимент продукта и т.д. Для элемента «цена» должны быть выполнены и учтены следующие условия: определение стоимости товара при появлении на рынке; окончательная потребительская стоимость; определение цены на разных этапах реализации; сезонные скидки и акции; ценовая дискриминация [10]. Правильный выбор элемента «место продажи»

гарантирует популярность товара среди потребителей и значит, что продукт должен постоянно находиться на рынке [15]. В рамках данного элемента выбираются точки продаж, модели сбыта продукции, условия сбыта, способы раскладки продукции и контроль запасов.

Продвижение товара - это маркетинговый процессный элемент, который представлен в виде рекламы и способа представления продукции в точках реализации продукции. Этот элемент включает в себя способы продвижения продукта, участие и мониторинг мероприятий, способы общения с клиентами и т.д.

Для исследования была выбрана ООО «DeLux», занимающаяся предоставлением маркетинговых услуг на рынке. На данный момент эта организация достигла значительного успеха, так как её доля на рынке рекламных услуг г. Самара составляет около 15%. В штате организации имеются собственные финансовый, маркетинговый, HR- отделы и она является полностью независимой от сторонних аутсорсинг-услуг. Недавно она обновила дизайн и функционал собственного сайта, запустила новые рекламные тренды для других организации.

На данный момент основными способами продвижения своих услуг ООО «DeLux» избрала контекстную рекламу (для продвижения бренда и сайта в интернете, так же привлечения «горячих» клиентов) в поисковых системах «Yandex» и «Google», реклама на радио и местном

телевидении (для привлечения более консервативных клиентов, которые редко пользуются интернетом) и холодные звонки по базам новых и старых организаций.

Основная задача рекламной деятельности ООО «БеЬих» - это формирование рекламных компаний в зависимости от пожеланий клиента, привлечение дополнительных покупателей на товар/услугу, продвижение товарной марки (бренда) и/или тиражирование информации о про-

исходя их представленных атрибутов стратегии организации можно сделать вывод, что ООО «БеЬих» нацелена на повышение лояльности клиентов, а также на приобретение и усиление репутации надежного партнера, который гарантирует исполнение договоренностей и взятых на себя обязательств и постоянного повышения профессионализма как у отдельных работников, так и у всего коллектива организации в целом.

Для любого процесса организации используется менеджмент, который включает по работам [2] следующие элементы: власть, лидерство, мотивацию, коммуникации, конфликтологию, социальную от-

Для представления содержания деятельности ООО «ОеЬих» была составлена таблице 1.

ведении рекламной акции, предоставлении скидок, появлении редкого товара или какого-либо другого изменения и дополнения в работе. Представим также параметры атрибутов стратегии ООО «БеЬих» (табл. 2).

ветственность, стиль, деловую этику, групповую динамику, совместную деятельность, изменения.

Активное использование элементов менеджмента позволяет повысить качество и эффективность инструментов управления маркетингом. Однако, прежде чем усиливать роль и значение элементов менеджмента необходимо определить методы их исследования, которые в соответствии с работой [3] делятся на теоретические и эмпирические.

Первая группа основана на теоретических исследованиях, таких как анализ, построение гипотез, формализация, дедукция и т.д. Вторая группа основана на практи-

Таблица 1. Характеристика деятельности «DeLux»

Вид организации Основной вход Ресурсы Основная преобразующая функция Ожидаемый выход

Рекламное агентство Частные предприниматели, организации, стремящиеся привлечь клиентов или прорекламировать свой бренд/товар/акцию Программное обеспечение, наличие рекламных площадок, квалифицированный персонал, накопленный и опыт Привлечение клиентов, продвижение бренда, реклама рекламных акций клиентов Увеличение числа клиентов у рекламируемой организации, увеличение узнаваемости рекламируемого бренда, достижение заранее намеченных показателей

Таблица 2. Параметры атрибутов стратегии «DeLux»

Вид организации Параметры атрибутов стратегии

стратегия политика тактика процедуры

Рекламное агентство Предоставление качественных и профессиональных рекламных услуг своим клиентам, поощрение постоянного развития и повышения квалификации сотрудников Политика окупаемости вложений в рекламу для клиентов, политика четких рассчитанных показателей рекламной деятельности как для клиентов, так и для внутреннего анализа (CTR, CPM, CPC, CPA и т.д.), политика возврата денег за не достигнутые показатели Использование приоритетного положения на рекламных площадках для достижения заданных результатов, назначение заданий опытным специалистам в узкой сфере деятельности, выполнение заданий на основе ранее созданных шаблонов, использование профессионального программного обеспечения Соблюдение договоренностей с рекламными площадками для получения приоритетного положения (поддержание объёмов заказов, приглашение новых клиентов, оказание услуг), поощрение самостоятельного повышения квалификации сотрудниками, проведение курсов и тренингов

ческих исследования, таких как наблюдение, измерение, тестирование, эксперименты и т.д. В свою очередь, каждую из групп можно разделить на методы-операции и методы-действия [14]. Метод-операция представлен, как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительно-

Таблица 3. Методы научного исследова

На основе анализа таблицы 3 были выбраны наиболее важные элементы менеджмента для исследования и развития процесса управления маркетингом организации. К ним относятся совместная деятельность, мотивация и коммуникации. Основные методы исследования этих элементов для последующего использования включают мониторинг, эксперимент и опрос.

Важным примером совместной деятельности людей в истории является их объединение в общество для более надеж-

сти. Метод-действие представлен как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

В таблице 3 представлен фрагмент перечня методов научного исследования элементов менеджмента процесса управления маркетингом организации.

процесса управления маркетингов органи-

ной защиты от опасностей и поиска средств пропитания. В современном мире совместная деятельность отражается в организациях, благотворительных фондах и даже в группах по интересам [1].

Повышение качества и эффективности выбранных элементов менеджмента в управлении маркетингом организации с использованием методов научного исследования будем выполнять на основе технологии [9], которая состоит из 4 этапов: подготовка; проведение; развитие элементов менеджмента; мониторинг (рис. 1).

зации (фрагмент)

Наименование элемента Параметры стратегии

теоретические эмпирические

1. Власть Индукция, дедукция, идеализация, мысленный эксперимент, анализ Постановка проблем, научные теории, проверенные практикой Наблюдение, тестирование Мониторинг, эксперимент, изучение и обобщение опыта

2. Лидерство Воображение, идеализация Постановка проблем, научные теории, проверенные практикой Тестирование, наблюдение Мониторинг, эксперимент, изучение и обобщение опыта

3. Мотивация Сравнение, конкретизация, аналогия, воображение Доказательство, постановка проблемы, научные теории, проверенные практикой Изучение литературы, документов и результатов деятельности, опрос Эксперимент, мониторинг

4. Коммуникации Идеализация Выявление и разрешение противоречий Наблюдение, опрос (устный и письменный) Мониторинг

5. Конфликтология Моделирование, анализ, сравнение Выявление и разрешение противоречий Измерение, наблюдение Изучение и обобщение опыта

6. Социальная ответственность Идеализация, анализ Научные теории, проверенные практикой Экспертные оценки, наблюдение Изучение и обобщение опыта

7. Стиль Моделирование Научные теории, проверенные практикой Тестирование, экспертные оценки Эксперимент

8. Деловая этика Моделирование, формализация Научные теории, проверенные практикой Изучение литературы, документов и результатов деятельности Мониторинг

9. Групповая динамика Идеализация, анализ Научные теории, проверенные практикой Опрос, тестирование Мониторинг, эксперимент

10. Совместная деятельность Моделирование, формализация Постановка проблем; научные теории, проверенные практикой Измерение, экспертные оценки Мониторинг, изучение и обобщение опыта

11. Изменения Аналогия, анализ, сравнение Постановка проблем, научные теории, проверенные практикой, построение гипотез Опрос, наблюдение, тестирование Мониторинг, изучение и обобщение опыта

1.Подготовка

Рис. 1. Технология развития менеджмента в управлении маркетингом организации

1

2. Проведение

2.1 Изучение 2.2 Изучение психоло-

всех выбран- гического аспекта со-

ных элемен- вместной деятельно-

то в менедж- —► сти людей

мента

2.3 Проведение мероприятий для сплочения коллектива (корпорати-вы, праздники и т.д.)

2.4 Создание четкого регламента, распределяющего права и обязанности в коллективе

i

2.8 Внедрение конкурса среди работник ов на получение п ремий и бонусов

2.7 Изучение психологических аспектов мотивации человека

2.6 Проведение профессиональных тренингов по обучению работе в команде

2.5 Поощрение работы в команде дополнительными бонусами

2.9 Внедрение бонусов командам за выполнение планов 2.10 Внедрение персональных планов и введение системы премирование за их выполнение —► 2.11 Создание «доски почёта», для лучших работников и команд - 2.12 Вручение грамот (премий, бонусов), отличившимся работникам

1 г

2.1 6 Создание обору дованной зоны отдыха в офисе организации ■4— 2.15 Введение свободного графика работы отдельным специалистам 4— 2.14 Присвоение званий лучших сотрудников и команд организации •4— 2.13 Розыгрыши путевок на отдых среди лучших сотрудников

2.17 Изучение психологии отношений сотрудников и клиентов

2.18 Внедрение скриптов для общения в стандартных ситуациях

2.19 Привлечение тренеров по межличностному общению

2.20. Проведение занятий сотрудников с тренерами по межличностному общению

2.24 Анализ прове денных и внедренных мероприятий

2.23 Изучение психологии для улучшения взаимодействия с клиентами

I

2.22 Прием на работу психолога для улучшения отношений с клиентами

2.21 Создание методички по развитию отношений с клиентами

3.1 Сбор отчетов по всем внедренным изменениям и мероприятиям

3. Заключительные операции

3.3 Оценка эффективности проделанной работы на основании анализа отче-

3.2 Анализ отчета до и после внедрения и проведения мероприятий

3.4 Выделение эффек-

3.8 Определение возможных

буд ущих проблем

Г

3.9 Оценка полезности приглашенных специалистов

3.7 Определение возникших проблем при или после проведения мероприятий

3.6 Определение положительного эффекта от каждого проведенного мероприятия

тивных мероприятия

3.5 Выделение неэффективных проведенных мероприятий

3.10 Проведение совещания для обсуждения полученных результатов и дальнейшего развития менеджмента

3.11 Принятие документа по проделанной работе

3.12 Принятие решений по дальнейшему развитию менеджмента в органи-

Окончание рис. 1.

Для каждого человека существует огромное количество мотивирующих факторов. Но формально их можно разделить на материальные (деньги и других физические ценности) и не материальные (признание, грамоты, почёт, уважение, самоудовлетворение) [7].

Коммуникации не нуждаются в рекомендациях, так как из самого определения понятно, что коммуникации в жизни человека происходят постоянно. Это и разговор на улице, и деловая встреча, и выступление, и даже переписка и конференции в интернете.

Таким образом, были определены все операции технология проведения исследо-

вания менеджмента в рамках процесса управления маркетингом организации. В рамках технологии были предложены нововведения, позволяющие повысить мотивацию сотрудников, улучшить совместную командную деятельность и увеличить эффективность коммуникаций сотрудников организации и клиентов [5].

Несмотря на то, что организация ООО «DeLux» занимает одни из лидирующих позиций на рынке рекламы и маркетинга, ей стоит реализовать следующие предложения по повышению эффективности менеджмента (табл. 4) [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Предложения по развитию менеджмента в рамках управления маркетингом ООО «DeLux»

Наименование мероприятия Средства реализации Ожидаемые результаты

1. Повышение профессионализма маркетологов и реклам-щиков 1.1. Тренинги 1.2. Участие в семинарах 1.3. Участие в профильных конференциях и выставках 1.4. Приглашение стороннего профессионала для мастер-классов 1.5. Поиск и найм более квалифицированного персонала 1.1. Улучшение показателей в интернет-рекламе 1.2. Улучшение показателей в рекламе на телевидении и радио 1.3. Улучшение показателей в городской рекламе 1.4. Увеличение клиентской базы 1.5. Улучшение репутации 1.6. Сокращение затрат

2. Обучение психологии для лучшего общения с клиентами и увеличения конверсии рекламных организаций 2.1. Найм штатного психолога 2.2. Приглашение известных профессионалов для проведения мастер-классов 2.3. Создание шаблонов общения для стандартизированных ситуаций 2.4. Найм отдельного сотрудника для общения с клиентами организации 2.5. Проведение внутрифирменных игр и тренингов на тему общения с клиентами 2.1. Повышение понимания клиентов, их потребностей и желаний 2.2. Легкое и свободное общение с клиентами 2.3. Увеличение продаж за счет понимания психологии людей сотрудниками фирмы 2.4. Уменьшение временных затрат на каждого клиента организации 2.5. Спокойное психологическое и эмоциональное состояние сотрудников

3. Совершенствование совместной деятельности сотрудников организации 3.1. Объединение отделов в одну команду для выполнения поставленных задач 3.2. Коллективная ответственность всех членов команды за конечный результат 3.3. Совместные мероприятия (корпо-ративы, дни рождения, совместные выходные и т.д.) 3.1. Повышение сплоченности коллектива при выполнении поставленных задач 3.2. Уменьшение времени выполнения за счет совместной работы 3.3. Повышение качества выполненной работы 3.4. Дружественная обстановка в коллективе 3.5. Эмоциональная привязанностей сотрудников друг к другу 3.6. Желанием помочь товарищу и не подставлять его своей плохой работой

4. Улучшение системы мотивации сотрудников организации 4.1. Премии за выполненную работу 4.2. Индивидуальные планы, за выполнение которых полагаются бонусы 4.3. Командные планы за выполнение 4.1. Увеличение прибыли 4.2. Желание работника достигать все новых и новых высот 4.3. Заинтересованность каждого со-

которых полагаются бонусы всем членам команды 4.4. Доски почета для лучших сотрудников месяца/квартала/года 4.5. Грамоты и благодарственные письма за выполненную работу 4.6. Прилюдная похвала перед всем коллективом 4.7. Улучшение рабочего места за хорошо выполненную работу трудника в достижении намеченных планов 4.4. Повышение репутации организации в глазах соискателей работы Улучшение внутреннего климата в организации 4.5. Повышение работоспособности коллектива в целом 4.6. Создание соревновательного духа в коллективе

5. Внедрение внутренней системы обучения для подготовки собственных кадров 5.1. Создание отдела по повышению квалификации штатных сотрудников организации 5.2. Заключение аутсорсинг-соглашения со школой по обучению сотрудников 5.3. Приглашение тренеров и преподавателей на уроки и тренинги 5.4. «Приставление» к каждому опытному сотруднику новичка в качестве помощника 5.1. Постоянный приток обученных кадров 5.2. Повышение общего уровня квалификации сотрудников организации 5.3. Возможность отбора лучших кандидатов 5.4. Создание конкурентной среды в организации 5.5. Повышение эффективности работы маркетологов, рекламщиков

6. Повышение узнаваемости организации в своём регионе и за его пределами 6.1. Рекламный бюджет 6.2. Контекстная реклама в поисковиках 6.3. Таргетированная реклама в социальных сетях 6.4. Реклама на местном телевидении и радио 6.5. Реклама на улицах города 6.1. Узнаваемость бренда и торговой марки 6.2. Новые географические рынки в интернете 6.3. Увеличение количества клиентов 6.4. Повышение репутации в глазах клиентов 6.5. Новые рынки и возможности

Все представленные предложения помогут улучшить финансовое положение организации, квалификацию специалистов [4].

Предложенные способы мотивации могут быть приняты не всеми. Нужно учитывать, что у каждого человека свои потребности. Кому-то хватает материальных стимулов, а кому-то необходимо моральное и психологическое признание его работы.

Всегда необходимо экспериментировать, искать свои модели мотивации, командной работы, коммуникаций. Часть сотрудников неизбежно будет уходить из организации, не приняв нововведений, но внедрять инновации, улучшения жизненно необходимо для долгосрочной стабильности любой организации.

Нужно понимать, что требуется время на внедрение предложений на практике. К тому же они рассчитаны на среднесрочный и долгосрочный период, соответственно какой-либо эффект от них будет не сразу.

Повышение профессионализма маркетологов и рекламщиков можно обеспечить двумя способами: уволить нынешних и нанять более профессиональных или постепенно повышать уровень нынешних работников, обучать их [6].

Как известно, организация - это ее сотрудники. Лидер важен всегда, но его задача не выполнять рутинную работу, а привлекать и удерживать профессионалов своего дела. Поэтому качество работы напрямую зависит от профессионализма сотрудников. Данное предложение повлияет не только на эффективность собственной рекламы, но и на эффективность рекламных организаций на потенциальных клиентов, что обязательно приведет к повышению репутации и увеличению прибыли. Для клиентов ООО «DeLux» - это сотрудники, которые выполняют их заказ, поэтому на сколько они будут профессиональны, на столько и профессиональна организация.

Обучение человеческой психологии напрямую повлияет на множество направле-

ний деятельности, начиная от более компетентного общения с клиентами, заканчивая использованием психологических приемов в рекламе для воздействия на потенциальных клиентов. Умение привлечь внимание, заинтересовать, отложить нужную информацию в человеческом подсознании напрямую коррелирует со знанием психологических, особенностей нейронного функционирования человеческого мозга [8].

Эффективность работы любой организации напрямую зависит от слаженной, четкой и быстрой работы команд организации. При совместной работе действует так называемый синергетический эффект, который гласит, что эффективность действий возрастает при слиянии отдельных частей в единое целое. Однако, объединить, зачастую, разных людей в единое целое, сделать их работу отлаженной и эффективной - задача не простая. Именно поэтому нужно проводить совместные тренинги, поручать совместные задания, вводить коллективную ответственность и просто вместе проводить время, чтобы люди могли сдружиться и в коллектив, а не просто коллег по работе.

Мотивация - самое важное в работе любых отделов. Будь то продажи, маркетинг или организация поставок ресурсов. Поэтому данному предложению необходимо уделить особое внимание. Оно явля-

Согласно статистике, один клиент обходится ООО «БеЬих» в 3000 руб. (рекламный бюджет делится на количество привлеченных клиентов). Средняя прибыль с одного клиента в первый месяц работы составляет 28000 руб. и 15000 руб. в последующие 2 месяца за счет увеличения рекламного бюджета клиента при получении первых результатов. При этом часть клиентов становятся постоянными, поэто-

ется одним из самых сложно реализуемых из-за психологических различий людей. Необходимо найти баланс между материальным (бонусы, премии, подарки, путевки, прибавки к зарплате и т.д.) и нематериальным (грамоты, похвалы, доски почета, возможность участвовать в принятии решений в организации на высоком уровне и т.д.) стимулированием. Если подобный баланс будет найден увеличится прибыль организации, работа каждого члена коллектива станет значительно более эффективной, повысится уровень предоставляемых услуг и вырастет репутация организации как профессионала своего дела.

Внедрение системы обучения для подготовки работников даст ощутимый положительный эффект лишь в долгосрочной перспективе, однако любая организация, планирующая свою деятельность на годы вперед и обладающая ресурсами, должна сама готовить специалистов, взращивая в них профессиональные навыки, адаптированные под нужды организации, и преданность [8]. Это повысит КПД работы у будущих сотрудников, а, значит, и у организации в целом, Повышение узнаваемости организации в своём регионе и за его пределами, а именно увеличение рекламного бюджета, даст как краткосрочный, так и долгосрочный результат. Основные расчеты представлены в таблице 5.

му они в расчет не берутся. Отсюда можно предположить, что прибыль вырастет от увеличения рекламного бюджета.

Как можно заметить, при расчете была увеличена средняя стоимость привлечения клиента. Это связано с тем, что часть финансовых средств пойдет на увеличение узнаваемости бренда, а не на привлечение «горячих» и «теплых» клиентов [20]. При этой цели главная задача - массовая рек-

Таблица 5. Расчет экономической эффективности увеличения рекламного бюджета

ООО «БеЬих»

Увеличение рекламного бюджета 1 1ОО ООО руб.

Средний стоимость привлечения клиента 4 ООО руб.

Средний показатель прибыли с клиента 43 ООО руб.

Расчетная прибыль 11 825 000 руб.

лама, чтобы больше людей её заметили. тельности организации позволят поддер-Это значительно снижает показатели кон- жать различные аспекты отношений с кли-версии. ентами, сделает более целенаправленной

Таким образом, технология развития рекламную компанию и сформирует более работников и предложения по улучшению узнаваемой торговую марку. различных аспектов маркетинговой дея-

Библиографический список

1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М.: ЛМА, 1996. 353 с.

2. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы. М.: Эйтэкс, 1993. Ч. 1. 186 с. Ч. 2. 214 с.

3. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. №1 (135). С. 55-60.

4. Герасимов Б.Н. Универсальная модель организационного реинжиниринга // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2003. № 2 (4). С. 21-28.

5. Герасимов Б.Н. Содержание управленческой деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. №8 (106). С. 33-37.

6. Герасимов Б.Н., Борщева А.В. Технология оценки результативности реформирования системы управления производством предприятия // Вестник. Самарского муниципального института управления. 2011. №4 (19). С. 26-34.

7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2015. 312 с.

8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Менеджмент продаж. Пенза: МАКУ, ПДЗ. 2005. 118 с.

9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. Практикум. Самара: МИР, 2015. 184 с.

10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2005. 464 с.

11. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 656 с.

12. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 347 с.

13. Левитт Т. Маркетинговая миопия / Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. С. 11-34.

14. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

15. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Д., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. М.: Вильямс, 2007. 1169 с.

16. Gerasimov B.N., Vasyaycheva V.A., Gerasimov K.B. Identification of the factors of competitiveness of industrial company based on the module approach // Entrepreneurship and sustainability issues. 2018. V.6. №2. Р. 677-690.

DEVELOPMENT OF MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF THE MARKETING MANAGEMENT PROCESS OF THE ORGANIZATION

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International market institute» (Russia, Samara)

Abstract. Marketing is the most important process in modern organizations. Methods of research on the use of management elements in marketing activities of the organization are considered and defined. Technology and proposals for the development of management elements in the process of marketing management of the organization are presented.

Keywords: organization, marketing management, research methods, management, development proposals, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.